Реферат по предмету "Государство и право"


Административные правонарушения, посягающие на права граждан: общая характеристика и виды правонарушений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа
По дисциплине«Административное право»
На тему:
«Административные правонарушения,посягающие на права граждан: общая характеристика и виды правонарушений»
Пенза, 2008

Введение
Место,которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политическойкультуре в частности, во многом определяется характером политического режима,уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческимитрадициями, а также особенностями менталитета граждан. Важность всестороннего иглубокого исследования системы прав человека и вместе с тем конституционныхгарантий ее реализации, механизма юридической защиты прав, свобод и законныхинтересов личности в достаточно сложных социально-экономических и политическихусловиях реформирования российского общества не вызывает никакого сомнения.
В России небыло демократических традиций признания приоритета и значимости прав и свобод.Либерально-демократические ценности были чужды общественному сознанию народовдореволюционной России. После революции 1917 года права и свободы,провозглашенные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а затемконституцией РСФСР 1918 г., носили сугубо классовый характер, лишая целыеклассы и слои общества не только политических, но и неотъемлемых гражданскихправ – права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшенывсе гарантии неприкосновенности личности, принципы презумпции невиновности,признания лица виновным лишь по решению суда и многие другие. Следствием этогостало попрание в России общечеловеческих правовых ценностей: универсальностиправ человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, правана свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей.Конституции СССР 1936 и 1977 гг. провозглашали права и свободы человека,однако в условиях тоталитарного режима эти права – прежде всего, гражданские иполитические – носили формальный характер, не гарантируя человеку ни реальнойсвободы мнений, убеждений, совести, ни личной свободы. Господствовалапатерналистская идеология взаимоотношений государства и гражданина, согласнокоторой государство «даровало» права и свободы гражданину и определяло егожизненные стандарты.
ВпервыеРоссия провозгласила права, свободы и обязанности человека в 1991 году вДекларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году они получилиболее глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, существенноповысившей роль и значение юридических гарантий основных прав, свобод иобязанностей граждан. При этом Конституция РФ увязала права, свободы иобязанности с общепризнанными принципами и нормами Международного права, тоесть Международно-правовыми стандартами. С распадом СССР Россия вступила вновую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокийкризис породил много до сих пор неразрешенных проблем, связанных с реальнымосуществлением прав и свобод в России, о чем свидетельствует колоссальный ростпреступности, нарушений административного, земельного, гражданского, трудового,экологического и другого российского законодательства.
Современнаяжизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач,связанных с необходимостью исследования порядка и возможностей реализации прави свобод человека, среди которых на первый план выступает такая многоплановая исложная проблема, как механизм реализации гарантий прав и свобод личности, безрешения которой сами права и свободы, как бы они не расписывались взаконодательных актах, остаются бумажной фикцией.
Всоответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободыявляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина – обязанность государства. Данное конституционноеположение должно быть методологически исходным при исследовании всего комплексапроблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека вроссийском обществе. Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностьювовсе не подразумевает их эффективное осуществление на практике, – необходимдейственный, реально функционирующий механизм их реализации, обеспечения изащиты с позиций гарантий прав личности. Всплеск научных работ и статей запоследние несколько лет означает одно: неподдельный интерес исследователей,ученых, журналистов к проблеме должной реализации конституционных норм. Стоитотметить и тот факт, что Конституция России 1993 г. породила неведомыеранее проблемы, связанные с построением в стране подлинно демократическогоправового государства, ведь именно такая цель заложена в Основном законестраны. Складывается ситуация, когда возникающие проблемы приходится решать «находу», нередко ошибаясь и часто сомневаясь в правильности выбранного пути.Усугубляется это тем, что в России еще не накоплен достаточный опыт длябыстрого и правильного решения проблем, и вместе с тем – должной реализации игарантированности норм права. В данном случае следует опираться на опыт впостроении эффективно действующих ныне демократических систем мира: брать вселучшее из механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина взарубежных           странах.
 Условия быта предшествующей государственности не позволили ученым-правоведамразработать действенный механизм по реализации гарантий прав, личности, включаяспециальные средства обеспечения. Исследование юридического механизмаобеспечения прав и свобод в общетеоретическом плане включает анализпроцессуальных гарантий их реализации, особенно конституционного права назащиту. Данное положение соответствует современным социальным и правовымтребованиям.
В ряде работ,опубликованных в 1990-х годах, можно встретить утверждения о том, чтонедемократические исторические традиции сформировали в сознании населенияРоссии особый комплекс политических установок, включая и специфическоеотношение к демократии и к правам человека. В какой мере справедливо такоемнение? В какой мере политика властей в постсоветский период ответственна заспецифический характер отношения россиян к власти, к демократии вообще и кправам человека в частности?
В поискахответа на эти вопросы следует учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых,смена общественно-политического строя в России произошла сравнительно недавно.Становление новых властных институтов и весьма медленное, по мнениюдиссертанта, укоренение ценностей демократии в массовом сознании происходило ипроисходит на фоне политической борьбы и одновременного падения реальныхдоходов у большей части населения.
Во-вторых, неизменившееся за годы постсоветского развития традиционно неуважительноеотношение российской власти к личности, к своему народу и привычка к разрешениюконфликтов силовым путем.
Примерами могутслужить и расстрел парламента в 1993 году, и война в Чечне, и «рельсовые войны»шахтеров, в 1998 году перекрывших Транссибирскую магистраль и добивавшихсявыплаты зарплаты. Сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям (поразмеру ВВП на душу населения, рассчитанному в соответствии с паритетомпокупательной способности национальной денежной единицы) находится в групперазвивающихся государств даже с учетом того, что в размер ВВП включены иприродные ресурсы страны.
Подлиннаядемократия должна обеспечивать соблюдение не только естественных человеческихправ, но и социальных прав, то есть гарантировать достойный уровень жизни,обеспеченность работой, медицинской помощью, жильем и доступом к образованию.Хотя времена изменились, граждане нашей страны до сих пор полагают, чтосоциальные права и гарантии, которые они обрели при коммунистах и к которымпривыкли, должны рассматриваться как базисные права человека, безусловноохраняемые обществом и государством и в трудных экономических обстоятельствах. 
1. Нарушениезаконодательства о выборах и о свободе совести, свободе вероисповедания и орелигиозных объединениях 1.1 Правонарушения,посягающие на избирательные права граждан
Многообразиеобщественных отношений, складывающихся в связи с организацией, проведениемвыборов, определением и оглашением их результатов, обуславливает большоеразнообразие составов административных правонарушений законодательства овыборах и референдумах. Административные правонарушения, посягающие наизбирательные права граждан, объединены в отдельный блок Особенной части КоАПРФ (ст. 5.1 – 5.25) в гл. 5 «Административные правонарушения,посягающие на права граждан». Позднее названная глава была дополнена ст. 5.45– 5.50, 5.56. Таким образом, 31 статья КоАП РФ предусматривает ответственностьза 43 состава административных правонарушений избирательного законодательства.[1]
Исходя изтого, что основанием для квалификации деяния как административногоправонарушения является наличие элементов состава правонарушения, нужноисследовать объект и объективную сторону (объективные элементы), субъект исубъективную сторону (субъективные элементы) административного правонарушения.
Многогранностьизбирательных правоотношений обусловливает их разнообразие. Это ирегистрационные, и финансовые, и рекламные, и другие правоотношения. Выделениеконкретной группы правоотношений, на которые посягает конкретный деликт,позволяет определить непосредственный объект административного правонарушения.
Выделяется 12групп административных правонарушений в зависимости от непосредственногообъекта противоправного посягательства. В качестве непосредственных объектовадминистративных правонарушений законодательства о выборах и референдумахвыступают следующие:
1) подсчетголосов и определение итогов голосования;
2)ознакомление гражданина со списком избирателей;
3)необходимость исполнения решения избирательной комиссии;
4) сбор ипредставление сведений об избирателях;
5) опубликованиев средствах массовой информации материалов, связанных с подготовкой ипроведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;
6)осуществление наблюдения за ходом избирательной кампании;
7) отношениямежду зарегистрированным кандидатом (доверенным лицом, членом избирательнойкомиссии) с одной стороны и его работодателем – с другой;
8) проведениепредвыборной агитации;
9) финансированиеизбирательной кампании;
10)использование государственным или муниципальным служащим преимуществ своегодолжностного или служебного положения;
11)обеспечение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательныхблоков;
12)нравственные ценности.
Средипроанализированных обязательных признаков объективной стороны административногоправонарушения избирательного законодательства: место, время, способ,неоднократность (системность), повторность, правонарушение может быть длящимсяили продолжаемым, в некоторых случаях имеет значение наступление вредныхпоследствий проступка. Объективную сторону некоторых административныхправонарушений могут образовывать как действия, так и бездействие. Признаквремени совершения правонарушения имеет решающее значение, поскольку нарушенияизбирательных прав законодатель прямо связывает с определенными этапамиизбирательной кампании. Так, например, ст. 5.10 КоАП РФ предусмотренаответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода,а ст. 5.49 КоАП РФ – за проведение лотерей или тотализаторов в периодизбирательной кампании.[2]
КоАП РФпредусматривает административную ответственность специальных субъектов, такихкак председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средствмассовой информации, работодатели и т.д.
Субъективнаясторона административного правонарушения – это совокупность признаков,характеризующих психическое отношение лица к содеянному.
Административнаяответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме наступаетнезависимо от формы умысла. Ни в одной из статей Кодекса, устанавливающихответственность в рассматриваемой области законодательства, форма вины прямо неуказывается в качестве квалифицирующего признака субъективной стороныадминистративных правонарушений.
Субъектамиправонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. В статьях 5.1–5.25,5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъектыадминистративных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Этомогут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям,как подкуп избирателей, участников референдума, привлекающихся как общиесубъекты административного правонарушения. Нормы КоАП предусматривают испециальных субъектов, когда при анализе правонарушения, оценивается и ихспециальный правовой статус – среди индивидуальных субъектов можно выделить такихлиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами,лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченныепредставители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативнойгруппы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций,должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание,периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которымучастие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий,комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективныхсубъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться какюридические лица, анализируется статус – избирательные объединения,избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума,организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатныеиздания, кредитные организации.
1.2Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободувероисповедания и религиозные объединения
Объектомправонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являютсяобщественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободусовести и права на свободу вероисповедания.
Статья 28Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозныеи иные убеждения и действовать в соответствии с ними.[3]
Согласно Федеральномузакону свобода совести и свобода вероисповеданий включают следующие праваграждан: право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавать религиозноеобъединение, вступать и выходить из него; получать религиозное образование ивоспитание; не подвергаться принуждению при определении своего отношения крелигии, к ее исповеданию или отказу от такового, к участию или неучастию вбогослужениях и других религиозных обрядах, в обучении религии; правоиндивидуально или совместно молиться и совершать религиозные культы, обряды,богослужения и церемонии в молитвенных зданиях и на их территории, в местахпаломничества, на кладбищах, в домах и квартирах граждан; в других же местах – впорядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий идемонстраций; пользоваться предметами культа и религиозной литературой; правона замену воинской службы лицам, которые в силу их религиозных убеждений немогут нести таковую, на альтернативную гражданскую службу и др.[4]
Под инымиубеждениями, упомянутыми в диспозиции ч. 1 ст. 5.26, понимаютсялюбые, кроме религиозных, мировоззренческие, в том числе атеистическиеубеждения.
Пункт 6 ст. 3Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает,что воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободувероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленнымоскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандойрелигиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо сугрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется по закону.
Подрелигиозным объединением понимается добровольное объединение граждан РоссийскойФедерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих натерритории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания ираспространения веры и обладающее соответствующими признаками: вероисповедание;совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; религиозноеобучение и воспитание своих последователей.[5]
Религиозныеобъединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозныхорганизаций. Религиозные группы осуществляют свою деятельность безгосударственной регистрации и не обладают правоспособностью юридического лица.Религиозная организация может быть создана не менее чем десятьюсовершеннолетними гражданами РФ, объединенными в религиозную группу, котораяпросуществовала на данной территории не менее 15 лет или входит в структуруцентрализованной религиозной организации.
Объективнаясторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается вдействиях или бездействии, препятствующих гражданам осуществлять право насвободу совести и вероисповедания.
Такоевоспрепятствование может быть выражено в принудительном обучении религиознымдисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или неисповедующих никакой; в указании в официальных документах на принадлежностьгражданина к религии; запрещении совершения по просьбе верующих религиозныхобрядов в воинских частях или лечебных учреждениях или, наоборот,принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц,пребывающих в этих учреждениях; в нарушении органами юстиции порядкарегистрации религиозных организаций и т.д.
Субъектомправонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица.
Субъективнаясторона может характеризоваться умыслом, неосторожностью.
Рассматриваемоеправонарушение является смежным с преступлением, предусмотренным ст. 148УК РФ. При разграничении административной и уголовной ответственности за схожиедеяния следует учесть, что уголовно наказуемое деяние не только препятствуетосуществлению права на свободу совести и вероисповедания отдельных граждан, носоздает препоны для деятельности религиозных организаций в целом.
Часть 2данной статьи содержит двойной объект посягательства – свобода совести ивероисповедания и общественная нравственность. Непосредственным объектомправонарушения являются религиозные, нравственные, атеистические,мировоззренческие взгляды и убеждения. Предмет правонарушения – почитаемыегражданами предметы, знаки и эмблемы мировоззренческой символики (предметыкульта – иконы, церковная утварь, религиозные книги, одеяние священнослужителейи т.п.; к знакам и эмблемам мировоззренческой символики относятся знаки как религиозного,так и нерелигиозного характера, выражающие идейные позиции их носителей ипочитателей, – православный и католический крест, мусульманский полумесяц,звезда Давида, красная пятиконечная (красноармейская) звезда, медицинский красныекрест и полумесяц, голубь мира и т.п.).[6]
Пункт 6 ст. 3Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещаетпроведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющихрелигиозные чувства граждан вблизи объектов религиозного почитания. Гарантиейреализации этого требования и является норма ч. 2 данной статьи.
Объективнаясторона правонарушения по ч. 2 статьи 5. 26 заключается в совершенииодного из следующих действий: а) оскорблении религиозных чувств граждан – публичнымобразом или в частном порядке путем грубого, неуважительного отзыва,высмеивания религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, илиличных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью; б)осквернения почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческойсимволики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство надпринципами индивидуальной и общественной нравственности), однако, что важно дляправильной квалификации деяния, без признаков повреждения или уничтожения.
Субъектомправонарушения по ч. 2 могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане.Субъективная сторона – умысел. 
2. Нарушениеадминистративного законодательства о труде и о несовершеннолетних 2.1 Нарушениеадминистративного законодательства о труде и об охране труда
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установлениегосударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятныхусловий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Объективнаясторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии,направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства отруде и об охране труда.
С объективнойстороны (ст. 5.28) рассматриваемое правонарушение может быть выражено какв неправомерных действиях, так и в бездействии, создающих различные препятствияведению переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, а такженарушающих установленный срок их заключения.
С объективнойстороны ст. 5.29 рассматриваемое правонарушение может быть выражено вбездействии работодателя или лица, его представляющего, что создает препятствиядля осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.[7]
С объективнойстороны ст. 5.30 рассматриваемое правонарушение может быть выражено вбездействии, т.е. в отказе работодателя или лица, его представляющего,заключить коллективный договор, соглашение.
С объективнойстороны ст. 5.31 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как вдействиях, так и бездействии, направленных на нарушение или невыполнениеобязательств по коллективному договору, соглашению.[8]
С объективнойстороны ст. 5.32 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как вдействиях, направленных на создание препятствий проведению собрания(конференции) работников, так и в бездействии.
С объективнойстороны ст. 5.33 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как вконкретных действиях, так и бездействии, направленных на невыполнениеобязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительных процедур.
С объективнойстороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено в конкретномдействии работодателя – увольнении работников.
Субъектомправонарушения является работодатель (должностное лицо – руководительорганизации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности),индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Следует отметить, чтоответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушениезаконодательства о труде и охране труда установлена Федеральным законом от 9мая 2005 г. №45-ФЗ (СЗ РФ. 2005. №19. Ст. 1752). В качествеальтернативной административному штрафу санкции предусмотрен новый видадминистративного наказания – административное приостановление деятельностиуказанных лиц на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Крометого, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственностипредусматривает должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказаниюза аналогичное административное правонарушение.
Cсубъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом илинеосторожностью.
2.2Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересынесовершеннолетних
Забота одетях, их воспитание – равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38Конституции РФ).[9] Всоответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители имеют право и обязанывоспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемоеправо каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитиесвоих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом,духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общегообразования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанностизакреплены в ст. 64 и ст. 65 СК РФ.
Согласно п. 1ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка ответственность за воспитание иразвитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы онини находились. При передаче ребенка на воспитание опекуну, попечителю, приемнымродителям в установленном законом порядке родители несут ответственность вместес заменяющим их лицом. Временная передача родителями своих детей на воспитаниеродственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений неосвобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанностипо воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.
С объективнойстороны рассматриваемое правонарушение состоит в бездействии родителей или иныхзаконных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они не выполняют своихобязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании,физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимыхусловий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.Все это может служить основанием совершения подростком антиобщественногопоступка. Однако следует отметить, что административная ответственностьродителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельноеоснование и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи сними.
Субъектомданного правонарушения могут быть родители, т.е. лица, официально записанныеотцом или матерью ребенка, а также иные лица, которых закон приравнивает к нимв части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних – усыновители,опекуны и попечители.
Ссубъективной стороны данное правонарушение выражается в умышленном неисполненииродителями или иными законными представителями несовершеннолетних своихобязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Нарушениепорядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся впередаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей,оставшихся без попечения родителей.
Данная статьянаправлена на защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишенияих родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителейнедееспособными, болезни или длительного отсутствия родителей, уклоненияродителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числепри отказе взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учрежденийсоциальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Статьей 20 КонвенцииООН о правах ребенка и ст. 123 СК РФ провозглашено, что устройстворебенка, оставшегося без попечения родителей, в семью – приоритетная форма еговоспитания.
Федеральныйзакон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях,оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643)определяет понятие банка данных (ст. 1), предусматривая формирование регионального,федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей иподлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательствомРФ. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки ипопечительства обязаны предоставить региональному оператору сведения о каждомребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание всемью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122СК РФ. Для формирования федерального банка данных региональные операторыобязаны предоставить федеральному оператору соответствующие сведения.
Субъектамиданного правонарушения являются руководители воспитательных и лечебныхучреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичныхучреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей,должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления, на который возложен учет сведений о несовершеннолетних,подлежащих передаче на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение(перечислены в ч. 1 данной статьи).
Объективнаясторона правонарушения состоит в действиях (бездействиях) лиц, нарушающихустановленные законом порядок и сроки представления указанных сведений, либо впредставлении заведомо недостоверных сведений, либо в иных действиях, направленныхна сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание.
Всоответствии с СК РФ руководители воспитательных и лечебных учреждений,учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, вкоторых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны всемидневный срок сообщить об этом в органы опеки и попечительства по местунахождения данного учреждения.
Органамиопеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение трехдней со дня получения таких сведений они обязаны провести обследование условийжизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей илиего родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопросао его устройстве.[10]
Орган опеки ипопечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихсябез попечения родителей, предпринимает меры по устройству ребенка. Приневозможности передать ребенка на воспитание в семью орган опеки ипопечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий органисполнительной власти субъекта РФ.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дняпоступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка всемью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствиитакой возможности направляет указанные сведения в федеральный органисполнительной власти в сфере образования для учета в государственном банкеданных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия впоследующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РоссийскойФедерации, постоянно проживающих на ее территории.
Ссубъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом илинеосторожностью.
Дела обадминистративных правонарушениях рассматривают комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).
Протоколы обадминистративных правонарушениях составляют органы внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2ст. 28.3), а также вправе составлять члены комиссий по делам несовершеннолетнихи защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).
Незаконныедействия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку(попечительство) или в приемную семью.
Согласно СКРФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаетсяна органы опеки и попечительства, которыми являются органы местногосамоуправления. В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производитсясудом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особогопроизводства по правилам, предусмотренным главой 29 ГПК РФ. Деларассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.
Статьей 126/1СК РФ предусмотрено, что посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е.любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновлениеот имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
Органы опекии попечительства и органы исполнительной власти при выполнении возложенных наних обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей,а также специально уполномоченные иностранными государствами органы илиорганизации по усыновлению детей, деятельность которых осуществляется натерритории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основепринципа взаимности, не могут преследовать в своей деятельности коммерческиецели. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств поусыновлению детей на территории России установлен Правительством РФ.
С объективнойстороны рассматриваемое правонарушение выражается в нарушении порядкаусыновления (удочерения), передачи несовершеннолетнего под опеку(попечительство) или в приемную семью, установленного как нормами СК РФ, так ииными нормативными правовыми актами PФ. Данное правонарушение представляетсобой как совершение определенных действий, например торговлю информацией одетях, подлежащих усыновлению и т.д., так и бездействие, напримернепредставление документов, подтверждающих отказ российских граждан отусыновления ребенка и т.д.
Субъектамиправонарушения по данной статье могут быть как граждане России, так ииностранные граждане; должностные лица, работающие в учреждениях, где находятсяили воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица,располагающие информацией о таких детях; работники органов исполнительнойвласти и граждане, которые занимаются посреднической деятельностью в этойсфере. 
3. Административноенарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях,пикетировании
 
Статья5.38.Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях ипикетировании устанавливает административную ответственность заадминистративные правонарушения, посягающие на права граждан, которые всоответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, безоружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Наобеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный законот 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествияхи пикетированиях» (СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2485). В этом Законе используютсяследующие основные понятия:
1) публичноемероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в формесобрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различныхсочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РоссийскойФедерации, политических партий, других общественных объединений и религиозныхобъединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение иформирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросамполитической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросамвнешней политики;
2) собрание– совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленномдля этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимыхвопросов;
3) митинг– массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выраженияобщественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественнообщественно-политического характера;[11]
4) демонстрация– организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан сиспользованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средствнаглядной агитации;
5) шествие– массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целяхпривлечения внимания к каким-либо проблемам;
6) пикетирование– форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения ииспользования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемогообъекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иныесредства наглядной агитации.
Исходя изконституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека игражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается неразрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведенияназванных публичных мероприятий (ст. 19).
Уведомление опроведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования,проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме ворган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления всрок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичногомероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Порядокподачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительнойвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующимзаконом субъекта РФ.
В уведомлениио проведении публичного мероприятия указываются:
1) цельпубличного мероприятия;
2) формапубличного мероприятия;
3) место(места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата,время начала и окончания публичного мероприятия;
5)предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы иметоды обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка,организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающиетехнические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия,имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения оего месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, именаи отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнятьраспорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) датаподачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Органисполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятияобязан:
1)документально подтвердить получение уведомления о проведении публичногомероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести досведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дняполучения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подачеуведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней додня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение обизменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а такжепредложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствияуказанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичногомероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;
3) взависимости от формы публичного мероприятия и количества его участниковназначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организаторупубличного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия всоответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначениеуполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, котороезаблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести досведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной нормепредельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичногомероприятия;
5) обеспечитьв пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия иуполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок ибезопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание импри необходимости неотложной медицинской помощи;
6)информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичногомероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления,которым данные вопросы адресуются;
7) приполучении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и вместах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны,определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «Огосударственной охране», своевременно информировать об этом соответствующиефедеральные органы государственной охраны.
В случае,если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичногомероприятия, и иные данные дают основания предположить, что целизапланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуютположениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты,предусмотренные законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, органисполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичногомероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, атакже иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и(или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственностив установленном порядке.
Объектомпосягательства правонарушений, предусмотренных ст. 5.38, являются права исвободы граждан.
Объективнаясторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а)воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование еепроведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию всобрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названныхсоставов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечетадминистративную ответственность, предусмотренную комментируемой статьейКодекса.
Воспрепятствованиедеятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершенодействием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведениякакого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании овыставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции илипредставителей общественности, исповедующих другие политические взгляды илирелигиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения дляпроведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива,общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т.п.[12]
Административныеправонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать отпреступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов.Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершеныдолжностным лицом с использованием своего служебного положения либо сприменением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяниесовершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороныявляется применение физического насилия или угроза таким насилием, которыеслужат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того илииного публичного мероприятия.
Субъектомправонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а такжедолжностное лицо государственной или негосударственной организации.
Дела обадминистративных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).
Протоколы обадминистративных правонарушениях составляются должностными лицами органоввнутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
4.Нарушение административного законодательства о социальных и экономическихправах граждан 4.1 Административныеправонарушения, посягающие на социальные права граждан
Гарантией реализации права на информацию выступает норма статьи 24(ч. 2) Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти иорганы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждомувозможность ознакомления с документами и материалами, непосредственнозатрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,информационных технологиях и о защите информации» информация – это сведения(сообщения, данные) независимо от формы их представления. Доступ к информацииопределяется как возможность получения информации и ее использования, апредоставление информации – это действия, направленные на получение информацииопределенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо),юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации,муниципальное образование.
От имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципальногообразования правомочия обладателя информации осуществляются соответственногосударственными органами и органами местного самоуправления в пределах ихполномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.[13]
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаныобеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке игосударственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерациив соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации инормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающееполучить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ееполучения.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органовместного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающиеправо на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган иливышестоящему должностному лицу либо в суд.
Информация, затрагивающая права и установленные законодательствомРоссийской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляетсябесплатно.
Случаи и условия обязательного распространения информации илипредоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляровдокументов, устанавливаются федеральными законами.
Объективную сторону правонарушения составляют действия, перечисленныев диспозиции комментируемой статьи.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Объективная сторона выражается в принуждении к участию или к отказуот участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо сиспользованием зависимого положения принуждаемого.
Право граждан на забастовку прямо предусмотрено в ст. 37Конституции РФ. Согласно ст. 409 Трудового Кодекса РФ если примирительныепроцедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель(его представители) или представители работодателей уклоняются от участия впримирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходеразрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудовогоарбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или ихпредставители имеют право приступить к организации забастовки.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может бытьпринужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающиеработников к участию или отказу от участия в забастовке, несут различные видыюридической ответственности (дисциплинарную, административную, уголовнуюответственность) в порядке, установленном законом.
Принуждение к участию в забастовке образует объективную сторонуданного правонарушения, если оно сопряжено с насилием или угрозой егоприменения либо с использованием зависимого положения лица.
Субъект данного правонарушения общий. Принуждение работника кучастию в забастовке или к отказу от такого участия может иметь место как состороны работодателя и соответствующих должностных лиц, так и со стороны другихработников и их представительных органов.
С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямымумыслом.
Непредоставление на безвозмездной основе услуг попогребению, невыплата социального пособия на погребение.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения пообязательному социальному страхованию. Указанные отношения регулируютсяФедеральным законом от 16 июля 1999 г. (ред. от 05.03.2004) №165-ФЗ «Обосновах обязательного социального страхования». Отдельные виды обязательногосоциального страхования регламентируются специальными законами и подзаконнымиактами. Одним из социальных страховых рисков согласно упомянутому выше законуявляется смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи,находящихся на его иждивении. Страховой выплатой в данном случае являетсясоциальное пособие на погребение. Его размер, порядок назначения и выплатырегулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. (ред. от 17.10.2006)№8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться вследующих действиях (бездействии):
– непредоставлении на безвозмездной основе услуг,предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению;
– невыплате социального пособия на погребение.
Согласно ст. 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле» натерритории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируютсяпогребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка землидля погребения тела (останков) или праха. Статья 9 Закона закрепляетгарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых осуществляетсяна безвозмездной основе:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимыхдля погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Они оказываются специализированной службой по вопросам похоронногодела. Оказание этих услуг гарантируется супругу, близким родственникам, инымродственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себяобязанность осуществить погребение умершего. В том же случае если указанныелица произвели погребение за свой счет, им выплачивается социальное пособие напогребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированномуперечню услуг по погребению, но не превышающем 1 000 рублей.[14]
Следует иметь ввиду, что социальное пособие на погребение выплачивается,если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращенияна основании справки о смерти:
– органом, в котором умерший получал пенсию;
– организацией, в которой работал умерший либо работает одиниз родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
– органом социальной защиты населения по месту жительства вслучаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождениямертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Таким образом, субъект данного правонарушения – специальный.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершенокак умышленно, так и по неосторожности.
Нарушение прав инвалидов в областитрудоустройства и занятости.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения посоциальной защите инвалидов в Российской Федерации. Специальным нормативнымактом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 24 ноября1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред.от 31.12.2005).
Объективную сторону данного правонарушения образует необоснованныйотказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Согласно ст. 21ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям,численность работников которых составляет более 100 человек, законодательствомсубъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работуинвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2%и не более 4%).
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема наработу инвалидов обязаны:
– создавать или выделять рабочие места для трудоустройстваинвалидов;
– создавать инвалидам условия труда в соответствии синдивидуальной программой реабилитации инвалида;
– предоставлять в установленном порядке информацию,необходимую для организации занятости инвалидов.
Субъектом данного правонарушения является соответствующее должностноелицо, отказавшее инвалиду в трудоустройстве. Им также может быть работодатель,если он выполняет организационно-управленческие функции.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершенокак умышленно, так и по неосторожности.
Отношения, связанные с признанием гражданина безработным и предоставлениемему в связи с этим определенных социальных гарантий, регулируются Законом РФ от19 апреля 1991 г. №1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред.от 22.08.2004). Кроме того, порядок регистрации гражданина в качествебезработного утвержден постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458 (ред.от 01.02.2005).
Объективную сторону образует необоснованный отказ в регистрацииинвалида в качестве безработного. Основания для отказа в регистрации гражданинав качестве безработного предусмотрены названными выше нормативными актами. Так,в ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.
Кроме того, следует иметь ввиду, что безработным может быть признантолько трудоспособный гражданин. Поэтому если инвалид был признан медико-социальнойэкспертной комиссией (МСЕК) полностью нетрудоспособным, то он не может бытьзарегистрирован в качестве безработного.
Субъектами данного правонарушения могут быть соответствующиедолжностные лица органов занятости.
С субъективной стороны данное деяние может характеризоваться какумыслом, так и неосторожностью.
Нарушение требований законодательства,предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест дляспециальных автотранспортных средств инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от31.12.2005) на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств должнывыделяться места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.Их количество должно составлять выделяется не менее 10% мест (но не менееодного места). Эти места не должны занимать иные транспортные средства.Указанный закон запрещает брать с инвалидов плату за пользование местами дляпарковки специальных автотранспортных средств.[15]
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения можетвыражаться:
– в невыполнении указаний закона о необходимости созданиямест для парковки транспортных средств инвалидов в нужном количестве;
– в неосуществлении контроля за надлежащим использованием указанныхмест парковки (например, если они используются иными транспортными средствами);
– в незаконном взимании платы за пользованием этими местамидля парковки.
Субъектом данного правонарушения могут быть должностные лица июридические лица. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает,что места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов создаются,в том числе, около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных икультурно-зрелищных учреждений. Соответственно при нарушении этих требованийзакона указанные предприятия, организации и учреждения, а также виновные внарушении должностные лица могут привлекаться к административнойответственности.
Субъективная сторона может выражаться в умысле или неосторожности.
Объект правонарушения – отношения по обязательному социальномустрахованию. Отношения по обязательному социальному страхованию от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральнымзаконом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страхованииот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Объективную сторону образует сокрытие наступления страхового случая.
Согласно ст. 3 указанного закона страховым случаем являетсяподтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованноговследствие несчастного случая на производстве или профессиональногозаболевания, который влечет возникновение обязательства страховщикаосуществлять обеспечение по страхованию.
Несчастный случай на производстве – событие, в результате которогозастрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении имобязанностей по трудовому договору (контракту) как на территории страхователя,так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения сместа работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлеклонеобходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкуюутрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболеваниезастрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных)производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временнуюили стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Согласно ст. 17 ФЗ «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в числепрочего страхователь обязан в течение суток со дня наступления страховогослучая сообщать о нем страховщику, которым является Фонд социальногострахования РФ. Невыполнение данной обязанности или несвоевременное ее выполнениеобразует объективную сторону данного правонарушения.
Субъектом данного правонарушения может быть страхователь в отношенияхпо обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний. Согласно закону страхователем в данных отношенияхявляется юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическоелицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, к ответственности за данное правонарушение могут привлекатьсявиновные в нем должностные лица страхователя.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершенокак умышленно, так и по неосторожности.4.2Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан
Отношения, связанные с порядком формирования, хранения и использованиякредитных историй регулируются Федеральным законом «О кредитных историях»,который был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года, одобрен СоветомФедерации 24 декабря 2004 года. В настоящее время Федеральный закон «Окредитных историях» действует в редакции, установленной Федеральным законом от21.07.2005 №110-ФЗ.
Статья 3 указанного закона определяет кредитную историю как информацию,состав которой определен законом и которая характеризует исполнение заемщикомпринятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюрокредитных историй.
Статья 4 указанного закона определяет состав информации, составляющейкредитную историю соответственно физических и юридических лиц. Отдельно указанаинформация, составляющая закрытую часть кредитной истории.[16]
Законом закрепляется обязанность кредитных организаций представлятьвсю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, хотябы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюрокредитных историй. Такая информация представляется только при наличии на этописьменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика.Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй можетбыть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такогосогласия.
Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории втечение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитнойистории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется(исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюрокредитных историй).
Законом определен исчерпывающий перечень случаев предоставленияинформации составляющей кредитную историю. Бюро кредитных историй предоставляеткредитный отчет:
1) пользователю кредитной истории – по его запросу;
2) субъекту кредитной истории – по его запросу для ознакомления сосвоей кредитной историей;
3) в Центральный каталог кредитных историй – титульную часть кредитногоотчета;
4) в суд по уголовному делу, находящемуся в его производстве, апри наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденномууголовному делу, находящемуся в их производстве, – дополнительную (закрытую)часть кредитной истории.
Объективную сторону данного правонарушения образуют любые действия,направленные на незаконное получение или распространение информации,составляющей кредитную историю. В этой связи субъектом правонарушения могутбыть не только должностные лица, но и граждане, совершившие указанное деяние.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершенокак умышленно, так и по неосторожности.
Неисполнение обязанности по проведению проверки и(или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории(кредитном отчете).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О кредитных историях» субъектомкредитной истории является физическое или юридическое лицо, которое выступаетзаемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируетсякредитная история.
Субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй,в котором хранится кредитная история о нем, один раз в год бесплатно и любоеколичество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своейкредитной истории. Он также вправе полностью или частично оспорить информацию,содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро кредитных историй, в которомхранится указанная кредитная история, заявление о внесении изменений илидополнений в эту кредитную историю.
Бюро кредитных историй в течение 30 дней со дня получения указанногозаявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей всостав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитнойистории. Под источником формирования кредитной истории понимается организация,являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита) ипредставляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитныхисторий.
Бюро кредитных историй обновляет кредитную историю в оспариваемойчасти в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории или оставляеткредитную историю без изменения. О результатах рассмотрения указанногозаявления бюро кредитных историй обязано в письменной форме сообщить субъектукредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ вудовлетворении указанного заявления должен быть мотивированным.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения составляютотказ в проведении проверки информации либо нарушение указанного срока еепроведения.
При этом следует иметь в виду, что бюро кредитных историй не обязанопроводить в дальнейшем проверку ранее оспариваемой, но получившей подтверждениеинформации, содержащейся в кредитной истории.
Субъект данного правонарушения специальный. Им могут быть толькобюро кредитных историй как юридические лица и соответствующие должностные лица.
Часть вторая данной нормы предусматривает повышенную ответственностьза незаконный отказ бюро кредитных историй в исправлении недостовернойинформации или неисполнение обязанности по исправлению недостовернойинформации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете).
Объективную сторону данного правонарушения образует, во-первых, незаконныйотказ в исправлении недостоверной информации и, во-вторых, – неисполнениеобязанности по ее исправлению.
Согласно Федеральному закону «О кредитных историях» бюро кредитныхисторий предоставляет кредитный отчет:
1) пользователю кредитной истории – по его запросу;
2) субъекту кредитной истории – по его запросу для ознакомления сосвоей кредитной историей;
3) в Центральный каталог кредитных историй – титульную часть кредитногоотчета;
4) в суд по уголовному делу, находящемуся в его производстве, апри наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденномууголовному делу, находящемуся в их производстве, – дополнительную (закрытую)часть кредитной истории.
Кредитный отчет предоставляется в срок, не превышающий 10 дней содня обращения в бюро кредитных историй с запросом о его предоставлении.Договором о предоставлении кредитного отчета пользователю кредитного отчетаможет быть предусмотрен более короткий срок его предоставления.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует:
– непредоставление кредитного отчета в указанных случаях;
– нарушение указанного выше срока его предоставления;
– предоставление неполного или недостоверного отчета.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершеноумышленно и по неосторожности.
Заключение
Институт правчеловека представляет собой целостную систему в политически организованном,демократическом обществе. Смысл такой системы – обеспечить нормальное,естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовныхфакторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть «цивилизованнойс человеческим лицом».
Должно бытьобеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, вполной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило бы ктоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правовогогосударства, происходило бы нормальное развитие общества. Считается, чтофункционирование института прав человека должно способствовать нормальному развитиювсего общества.
Правачеловека – это высоконравственная, этическая категория. Они начинаются суважения человека к самому себе, с умения понимать окружающих, особенно в нашеймногонациональной и многоконфессиональной стране. Уважать себя, значит, уважатьчеловека, гражданина. Надо уважать историю своего Отечества, быть егопатриотом, любить свою природу. Россиянам всегда были присущи эти категории,они всегда боролись за самостоятельность своего Отечества, всегда отражалилюбые нападения врагов, крепили свои традиции.
Отличие,специфичность, уникальность, особость не всегда и не обязательно означаютотсталость от так называемых передовых культур, и не обязательно стремиться ктому, чтобы догнать их. Иронизируя относительно попыток каждой эпохи быть судьейпо отношению ко всему, что имело место в прошлом, Ф. Ницше писал: «В сущности,ни одна эпоха и ни одно поколение не имеют права считать себя судьями всехпрежних эпох и поколений… В качестве судей вы должны стоять выше того, когосудите вы, тогда как, в сущности, вы лишь явились позже на историческую арену.Гости, которые приходят последними на званый обед, должны, по справедливости,получить последние места, а вы хотите получить первые!». Соглашаясь с такойпозицией, можно утверждать, что во всемирно-историческом плане не совсем корректноделить историю на хорошие и плохие, светлые и темные периоды, низшие и высшиеступени, с точки зрения морально-нравственного совершенства и несовершенстванародов.
В данномплане, по-видимому, был прав Н.С. Трубецкой, говоря, что «нет высших инизших. Есть только похожие и непохожие. Объявлять похожих на нас высшими, анепохожих – низшими – произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо».

Списокиспользованной литературы
 
1.   Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993 г., М., 2007.
2.   Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях; М.: Издательство Приор, Ось-89, 2002. –256
3.   Федеральный закон «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»
4.   Федеральный закон от 26сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗРФ. 1997. №39. Ст. 4465; 2000. №14. Ст. 1430; 2002. №12. Ст. 1093;№30. Ст. 3029)
5.   Закон РФ от 11 марта 1992 г.№2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558;2002. №1 (ч. I).Ст. 2; 2004. №27. Ст. 2711);
6.   Федеральный закон от 12января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148; 2002. №12. Ст. 193; №30. Ст. 3029;2003. №27 (ч. I).Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711; 2005. №19. Ст. 1752);
7.   Федеральный закон от 23ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»(СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557; 2002. №1 (ч. I). Ст. 2) и др.
8.   Федеральный закон от 17июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ.1999. №29. Ст. 3702) (в ред. Федерального закона от 20 мая 2002 г. //СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 1916);
9.   Федеральный закон от 24июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3803;2002. №48. Ст. 4737; 2003. №17. Ст. 1554; №28. Ст. 2887);
10.     ПостановлениеПравительства РФ от 23 мая 2000 г. №399 «О нормативно-правовых актах,содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;
11.     ПостановлениеПравительства РФ от 26 августа 1995 г. №843 «О мерах по улучшению условийи охраны труда»
12.     Федеральныйзакон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях,оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643)
13.     Федеральныйзакон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях,шествиях и пикетированиях»
14.     Комментарийк кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под общ. ред.Е.Н. Сидоренко; Министерство Юстиции РФ; Министерство Внутренних дел РФ;Институт государства и права РАН./2-е изд., перераб. и доп../CD. М.: ТК ВелбиООО, ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2002. – 942


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.