Реферат по предмету "Государство и право"


Административные правонарушения и наказания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Экономический колледж
Контрольная работа
по дисциплине: Административное право
Выполнил:студент группы зт33
Проверил:
Набережные Челны
2006

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ… 3
2.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ   12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫ… 18
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Единственным основанием административной ответственности,является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном,так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушенияпоявилось в 80-х г. Впервые в Кодексе об административных правонарушениях в1984 г. было сформулировано правонарушение.
Административным правонарушением (проступком) признаетсяпротивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либобездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок,социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленныйпорядок управления и за которое законодательством предусмотренаадминистративная ответственность.
Под административным правонарушением, как основаниеадминистративной ответственности понимается виновное, противоправное деяние,которое посягает на установленные правом и обеспеченныеадминистративно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лицв сфере государственного управления. При этом административная ответственностьза правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что этинарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующимзаконодательством уголовной ответственности.
Деяния, классифицированные как административныеправонарушения, содержатся в следующих кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс,кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также, устанавливают, какиедеяния являются административными правонарушениями. Следует отметить, что ввышеуказанном понятие " административное правонарушение" и "административный проступок" отождествляются, то есть административныйпроступок не является особой разновидностью административных правонарушений, апризнается синонимичным термином, также как и деликт.
Таким образом, можно определить следующие признакиадминистративного проступка:
Во-первых, это действие или бездействие. Административноеправонарушение – это поведение, которое принимает форму либо действия, либобездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в видеобязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушениетишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие– это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий,которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на негообязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителямисвоих обязанностей по воспитания и обучению детей).
Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именнообщественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за егосовершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствииправонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленныйправопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результатможет проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условийдля наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степеньобщественной опасности является единственным критерием, отграничивающимадминистративное правонарушение от преступления, которая различна у этих видовправонарушений.
В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяниязаключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормойправа, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действиелибо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запретна их совершение.
В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, т.е.деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либобездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, можетвыражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие виныправонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административногопроступка.
В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либобездействие может быть признано административным правонарушением только в томслучае, если за его совершение законодательством предусмотрена административнаяответственность.
Для признания административного правонарушения не нужноисследовать стадии приготовления и покушения, то есть в некоторых случаяхзаконодатель устанавливает наличие административного проступка на более раннейстадии, чем оконченное деяние.
Квалификация того или иного проступка происходит посредствомопределения его состава (это эталон, с помощью которого происходит "кристаллизация" проступка). Состав проступка — совокупность,предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяниекак административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Илииными словами, состав правонарушения — установленное правом совокупностьпризнаков, при наличии которых антиобщественное деяние считаетсяадминистративным правонарушением. Определение состава правонарушения необходимодля выполнения трех функций состава:
1. Фундаментальная функция, означающая, что составправонарушения выступает как единственное фактическое основаниеадминистративной ответственности.
2. Разграничительная функция, означающая, что признакисостава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихсяадминистративными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которыенаступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описанияточных составов административных правонарушений и их объективных признаков,законодатель гарантирует защиту гражданина от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности.
Повторное совершение административного правонарушения присостоянии административной наказанности до истечения срока давности привлеченияк ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечьприменение более суровых административных взысканий, как правило, крупныхштрафных санкций, административного ареста и даже уголовной ответственности.
Признаки административного правонарушения, закреплённые вправе, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийсяединственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Практическое значение состава административного проступкасостоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификацииконкретных административных проступков, то есть административное правонарушениедолжно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающимответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требованийнедопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии недопускается и является грубым нарушением закона.
В теории административного права под составомадминистративного правонарушения понимается единство установленных КоАПобъективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественноопасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые иохраняемые административным правом общественные отношения, и объективнаясторона административного проступка — это внешние признаки, характеризующиепротивоправное действие или бездействие, результат посягательства, причиннуюсвязь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка,способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Общим объектомадминистративного правонарушения являются общественные отношения, возникающие вобласти государственного управления и регулируемые нормами административного, ав ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового,земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объектаадминистративного проступка выступают: личность, права и свободы граждан;общественная безопасность; собственность; государственный и общественныйпорядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
Объективная сторонасостава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведениянарушителя нормы права, влекущий административную ответственность ивыражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Анализируяобъективную сторону состава административного правонарушения, необходимоучитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретныхсоставов административных проступков. Так, мелкое хулиганство (ст.158 КоАП)может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам, надоедливости,хватания за руки, одежду; нецензурная брань, сопровождаемая скандалом иугрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен;публичном рассказывании вульгарных анекдотов; срывании информационных ирекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове«скорой помощи», пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании вобщественных местах непристойных рисунков, текстов, написании нецензурных словна заборах и т.д., и т.п.
Содержание объективнойстороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность,неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства,длящееся правонарушение.
Повторностьпредусмотрена многими статьями КоАП РСФСР и означает совершение одним и тем желицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно ужеподвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административнойнаказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающимответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание).
Неоднократностьюадминистративного проступка признается совершение более двух однородныхправонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП. Например, ч.3 ст.162КоАП устанавливает, что за распитие спиртных напитков в общественных местах,где это запрещено, или за появление в общественных местах в пьяном виде,совершенное в течение года в третий раз, влечет административнуюответственность в виде крупного штрафа и даже административного ареста.
Признак злостностихарактеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчинитьсянеоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочногодолжностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это,например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованиювоеннослужащего, сотрудника органа внутренних дел или гражданина при исполненииим обязанностей по охране Государственной границы РФ.
Систематическимпризнается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трехнарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. Вкачестве примера можно назвать систематическое нарушение водителями правилдорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию, вданном случае — лишение права управления транспортными средствами.
К субъективным элементамсостава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения(возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла инеосторожности, мотив и цель административного правонарушения.
Субъектамиадминистративного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАПвыделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода. Общим субъектомадминистративного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнеговозраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступкавыступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся натерритории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическимиммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом административногоправонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборахграждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутреннихдел, которые за административные проступки несут ответственность подисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственнойграницы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска черезГосударственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты,рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, они несутадминистративную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общейнормы состоит в том, что к указанным лицам не могут быть примененыисправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того,штраф и лишение права управления транспортными средствами. Вместе с темполномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административныхправонарушениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами,могут вместо наложения административного взыскания передавать материалы оправонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинскойчасти, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса опривлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Субъективная сторонаадминистративного правонарушения представляет собой вину и может выражаться какв форме умысла, так и в форме неосторожности.
Действуя с умыслом,правонарушитель сознает противоправный характер своего действия илибездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредныхпоследствий, противоправного результата и желает его наступления (прямойумысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относитсяк нему безразлично — косвенный умысел.
Каждая форма вины имеетважное значение для квалификации деяния, индивидуализации административныхвзысканий и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений,предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную формувины. В большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь на основеанализа всех сторон состава административного правонарушения и, прежде всегоего объективной стороны.
Содержание умышленнойвины определяется характером административного правонарушения, состав которогоможет быть формальным или материальным. Формальным признается такой составадминистративного правонарушения, который не предусматривает наступления врезультате его совершения какого-либо общественно опасного, вредногопоследствия. Например, нарушение санитарно-гигиенических правил и норм,нарушение правил водопользования.
Материальный составадминистративного правонарушения включает в себя помимо противоправногодействия или бездействия, обязательное наступление в результате их совершенияобщественно опасных (вредных) последствий — мелкое хищение. В этой связиумышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не толькообщественной опасности и противоправности содеянного, но и возможностинаступления вредных последствий его действия либо бездействия.
Административныйпроступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная винапроявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.
Легкомыслие состоит втом, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, носамонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины,подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину присигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал наперекресток, на красный свет.
Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данныхобстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механикавтохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпуститьавтомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.
При неосторожной вине вформе легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствий своихдействий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативнымиявлениями.
При небрежностинарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя,проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.
Неосторожную винунеобходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая,при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесьсостоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественноопасные (вредные) последствия своих действий.
Субъективную сторонунаряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цельправонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогдастановятся квалифицирующими признаками состава и обязательными для признаниятого или иного действия или бездействия административным правонарушением.
Таким образом, состав административного правонарушения характеризуютчетыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
ТЕСТЫ
1. Что является основанием для административнойответственности?
А) Преступление
Б) Правонарушение
В) Отклоняющееся поведение
2. Административное правонарушение – поведение, котороепринимает форму либо действия либо………
А) Бездействие
Б) Деяние
В) Вина
3. Какая отграничительная критерия административногоправонарушения от преступления?
А) Степень преступления
Б) Степень общественной опасности
В) Беспорядок
4. К объективному элементу юридического составаадминистративного правонарушения относится:
А) Вредоносность
Б) Результат посягательства
В) Преднамеренность
5. Совершение одним и тем же лицом в течение годаодновременное правонарушение это:
А) Повторность
Б) Систематичность
В) Неоднократность 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХНАКАЗАНИЙ
Административное наказание – установленная государством мераответственности за совершение административного правонарушения.
Признак административного наказания определяется характеромуправленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административногоправа, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то жевремя особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит втом, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнитьили загладить который обычно невозможно. Вот почему содержаниеадминистративно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализацииисполнительной власти, носит наказателъный характер, т.е. они содержатобязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения,существенно затрагивающие личность, ущемляющие его права и блага.
Статья 3.2. КоАП устанавливает следующие видыадминистративных наказаний:
·    предупреждение;
·    административный штраф;
·    возмездное изъятие орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения;
·    конфискация орудия совершения или предмета административногоправонарушения;
·    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
·    административный арест;
·    административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданинаили лица без гражданства;
7) дисквалификация.
В отношении юридического лица могут применяться толькопервые четыре вида административных наказаний.
Предупреждение и административный штраф могут вводиться иприменяться на основании законов субъектов РФ об административнойответственности.
Предупреждение применяется в отношении физических и юридическихлиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они неносят резко выраженного антиобщественного характера. [2, с.357]
Административный штраф — денежное наказание, назначаемоенарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или ихполномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Онвыражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммыденежных средств.
Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точнымуказанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющембольшинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенныештрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характерсовершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающиеответственность. [2, с.358]
Возмездное изъятие как вид административного наказанияраспространяется только на предметы, которые явились орудием совершенияадминистративного правонарушения. Так, например, предметы незаконной охоты(например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например,осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию управонарушителя.
В соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленнаяпродукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательскойдеятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие являетсяобязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена;радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, еслина них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информациив случае злоупотребления свободой этой информации.
Лишение специального права, ранее предоставленного данномугражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядкапользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной частиКоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двухлет.
Лишение специального права применяется чаще всего вотношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом«О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.
В ст.23.1. КоАП установлено, что лишение специального праваназначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которымпоступило дело о таком административном правонарушении, передаст его нарассмотрение судье. [2, с.358]
Административный арест, т.е. содержание нарушителя вусловиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, аза нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зонепроведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административныйарест назначается только судьей.
Административный арест устанавливается и назначается лишь висключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он неможет применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
Административный арест предусмотрен, в частности, заследующие административные правонарушения: потребление наркотических средствили психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставлениеводителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортногопроисшествия, участником которого он является; неповиновение законномураспоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудникауголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики илисимволики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий,нарушающих установленные в суде правила, и др.
Применение административного ареста не влечет судимости и неявляется основанием для увольнения с работы.
Административное выдворение за пределы, Российской Федерациииностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном иконтролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, ав случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемомсамостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации. [2, с.360]
Административное выдворение за пределы РФ как мераадминистративного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан илиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения имиадминистративного правонарушения при въезде в РФ соответствующими должностнымилицами.
Дисквалификация как мера административного наказания заключаетсяв лишении физического лица права занимать руководящие должности висполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров(наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность поуправлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицомв иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев дотрех лет.
Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предусмотреназа нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное илипреднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве,ненадлежащее управление юридическим лицом и др.
Административное наказание в виде дисквалификацииназначается судьей. [2, с.360]
ТЕСТЫ
1. Какой из видов относится к административному наказанию?
А) Арест на 1 год
Б) Предупреждение
В) Изъятие имущества
2. С помощью какой меры осуществляется административноенаказание?
А) Принудительный труд
Б) Штраф В) Лишение свободы
3. Административное выдворение за пределы РФ могуткоснуться,
А) Лиц без гражданства
Б) Резидентов
В) Лиц без определенного места жительства
4. Конфискация орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения может быть находящееся в:
А) В собственности знакомых
Б) В собственности государства
В) В личной собственности правонарушителя
5. На сколько лет устанавливается дисквалификация?
А) На срок от шести месяцев до трех лет
Б) От 15 дней до1 месяца
В) От четырех и пожизненно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник / Подред. доктора юр. Наук, профессора В.И. Червонюка. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 336стр.
2.     Попова Л.Л. Административное право: Учебник. / под ред.Л. Л. Попова. –М.: Юристъ, 2002. – 697 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.