Реферат по предмету "Государство и право"


Административные правонарушения и административная ответственность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Экономический факультет
РЕФЕРАТ по философии
На тему: Знание и интуиция
Выполнила:ст. группы 5210 Романова С.Е.
Проверил:преподаватель Замахова Е.Д.
Набережные Челны
2005

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
Сущность и смысл познания. 4
Общий взгляд на теорию познания. 4
Виды познания. 6
Интуиция как способ и формапознания. 8
Об интуиции в творчестве. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 11
ВВЕДЕНИЕ
Во всей мировой истории развития философской мысли никогда иникто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковымиявляется теория познания. Без рассмотрения теории познания немыслима ни однафилософская система. Это, кроме всего прочего, диктуется властной силой связифилософии с конкретными науками, на которые она опиралась и ныне опирается всвоем развитии. Это нужно, прежде всего, для развития теоретических разделовлюбой науки, но в то же время необходимо и для прогресса самой философскойкультуры, а в конечном счете для удовлетворения неисчислимого множестважизненных вопросов общества. Человечество всегда стремилось к приобретениюновых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремленийтворческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. Затысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания отпримитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннемупроникновению в сущность бытия.
Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход запределы существующих приемов познания для проникновения в доселе неведомое.Интуиция – это не только постижение истины, но чувство и понимание, что этоименно истина. Интуиция — это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы иее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такойстепени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.
Целью данной работы является рассмотрение понятий знание иинтуиция с точки зрения философской мысли, дать развернутое объяснение, а такжевыявить их взаимосвязь.
Сущность и смысл познанияОбщий взгляд на теорию познания
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, чтопростирается перед нами и происходит в нас, познается посредством нашихчувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятияпредставление и мышление, степень их адекватности тому, что познается,отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – всеэто с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблемфилософии, но, прежде всего ее раздела, как теория познания. Теория познанияесть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека,в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ниосуществлялось.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний.Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активностиразума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития онопрошло длительный путь познания. Благодаря чему было открыто неисчислимоемножество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самогочеловека, одна другую сменяли научные картины мира. Знание образует сложнейшуюсистему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются отпоколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальнойнаследственности, культуры. [5, с.379]
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии снаукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – самуреальность исследования. К примеру, Г. Галилей специально занимался вопросамитеории познания, а Р. Декарт, Г. Лейбниц, И.В. Гете и др. были одновременно иучеными, и философами.
Теория познания иначе называется гносеологией, илиэпистемологией. В русском языке термин «знание», равно как и«познание», несет два основных значения: во-первых, знание какданность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первомсмысле. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследованиеприроды «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом,гносеология – это знание о знании. По мнению Лосского, мы должны строитьфилософскую теорию знания «не опираясь ни на какие другие теории, т.е. непользуясь утверждениями других наук», тот, кто хочет произвести этотанализ, не опираясь ни на какие теории, не имеет права даже и определятькакое-либо знание, например, не имеет права подходить к своему исследованию смыслью, что «знание есть мысленное воспроизведение действительности»и т.п., при этом можно, конечно, «воспользоваться трудами других наук и иханализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою длятеории знания». Ибо «нет такого знания, нет такого утверждения,которое не заключало бы в себе продуктов наших (каких-либо) теорий знания».[5, с.380]
При соединении с методологией задача гносеологии –осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается.Познание предполагает творческое к себе отношение, придумывания хитрых приемовэкспериментирования, изощренных методов наблюдения, чтобы как можно эффективнеевторгнуться мыслью в то, что «лежит и ждет», когда его найдут.
На современном уровне теория познания являет собой результатобобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природучеловеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностногопредставления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а всвязи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Ночеловек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок,поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблужденияи каким образом преодолевает их. Но самым животрепещущим вопросом для всейгносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смыслимеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующаянить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. Виды познания
Говоря о знании «вообще», следует обсудитьчрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Типзнания тесно связан с особенностями познающего субъекта.
Имеет смысл разграничить «пассивное» знаниечитателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, отзнания авторского, знания творца – будто ученый, художник или религиозныйподвижник. «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу,прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческихличностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается, прежде всего нанаблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовываетсяс обще признанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмыслениеих во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да ито весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познаниеотвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно такимобразом. Научное знание не терпит без доказательности: то или иное утверждениестановится научным лишь тогда когда оно обосновано.
Практическое знание. Если главной фигурой научного познанияявляется ученый, то для практического познания – инженер или промышленныйуправляющий. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа,«узнавание» новых идеи. Цель инженера – создание новой вещи на основеуже известных, зафиксированных принципов. У ученых вечный зуд понять что-то,что до сих пор было не понятно. Инженеры же хотят создать то, чего еще никогдане было.
Художественное познание обладает определенной спецификой,суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенночеловека в мире. Восприятие художественного образа влечет за собой огромноерасширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферупрошлого, а иногда – и будущего. [2, с.453]
Интуиция как способ и форма познанияОб интуиции в творчестве
Способность постижения истины или идеи изобретения,открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логикиименуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную иинтеллектуальную. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе стем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силепо существу сверх-сознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям,по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы «вывертываянаизнанку» всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайнобыстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во времявенного сражения, и, ясно осознавая «что к чему», находит правильноерешение. Интуиция – это способность к постижению истины путем прямого ееусмотрения без обоснования с помощью доказательства. [2, с.480]
Опытный врач сразу без рассуждений может понять сутьболезни, а потом уже обосновывает правильность своего «чутья».Деятели науки, искусства, полководцы, государственные и политические деятели,изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотворными периодами творческогопроцесса их мышления являются моменты как бы наплыва вдохновения, упоительноговосторга и внезапного «озарения» мысли. На крыльях этого счастливогочувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когдаего взгляд на вещи становятся максимально проницательным и он оказываетсяспособным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и как быперескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словамВ.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта, как отметил А.С.Пушкин:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге
Минута – и стихи свободно потекут.
Этот способ мышления нередко окутывают густым туманоммистики и объявляют его бессознательным процессом. В каждом научном открытии иизобретении решающую роль играют последнее звено длинной цепи подготовительныхработ. Интуитивные выводы возможны лишь на почве огромных усилий ума не одногочеловека. [2, с.482]
Интуиция тесно связана с так называемым жесткимэкспериментом, когда объект исследования ставится в неимоверно тяжелое,необычное условия. Интуиция – это как бы свернутая, резко сгущенная логикоммысли. Она также относится к логики, как внешняя речь к внутренней, где оченьмногое опущено и фрагментарно.
Интуиция не составляет особого пути познания, идущего вобход ощущения, представления и мышлению. Она составляет качественно особый видумозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознанииболее или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли –истина.
В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Онасближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. Когдаталантливый актер играет негодяя, то этот негодяй «находиться в нем»,а самость актера выражается в оригинальном мастерстве игры, что проявляется вправде этого художественного образа, в котором как бы слиянно существуют«два человека в одном лице». Но это, разумеется, — не шизофреническоераздвоение личности, а вполне здоровый феномен подлинно творческого искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что «Знание – сила» — эти слова произнес английский философ Фрэнсис Бэкон. В них в афористическойформе выражена мысль об огромном роли знаний в жизни отдельного человека ичеловечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о самом себенеобходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ ипроизводства стали, ухода за детьми и создания ЭВМ; знания дают возможностьориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять ипредвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной идуховной деятельности людей, и это огромное богатство человечества.
На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляетсяинтеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке,изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бываетдостаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этойистине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Познающий субъект не отделен от предметного мира, анаходится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивныхнаблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность.Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойстваизучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства испособы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранеенакопленный опыт и т.д.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М.:ТЕИС, 1996. – 504 с.
Конович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высшихучебных заведений. – Ростов — на — Дону.: «Феникс», 2002. – 576 с.
Миронов В. В.: Философия, Учебник – М.:«ПРОСПЕКТ», 1998. – 240 с
Невлева И. М.: Философия, Учебное пособие, — М.: РусскаяДеловая Литература, 1999. – 448 с.
Спиркин А. Г.: Философия, Учебник – 3-е издание – М.:Гардарики, 2003. – 736 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х начала ХХ века
Реферат Психология Конспект лекций Богачкина Н А
Реферат Thoroughbred History Essay Research Paper Abstract
Реферат А. Э. Еремеева Часть 2 Государственное и муниципальное управление и политика Омск ноу впо «ОмГА» 2010
Реферат Аудит запасов
Реферат Правовое положение Президента РФ в сфере деятельности органов исполнительной власти
Реферат Управление финансовыми рисками в планировании деятельности предприятий реального сектора экономи
Реферат Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность
Реферат Young Offenders Essay Research Paper INTRODUCTIONIn recent
Реферат Гибридологический метод изучения наследственности
Реферат Транспорт и туризм
Реферат Банк России статус функции и его роль в экономике 2
Реферат 1 Предмет и задачи нейропси
Реферат Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и
Реферат Сущность и содержание налогового планирования