Реферат по предмету "Государство и право"


Административные взыскания и их виды

Административное право
Курсовая работа
Административные взыскания и их виды

содержание
Введение                                                                                                  3
1. Система административных взысканий                             5
2. Виды административных взысканий                                  7
2.1.Предупреждение                                                                        7
2.2.Штраф                                                                                        8
2.3.Возмездное изъятие                                                          9
2.4.Конфискация                                                                              11
2.5.Лишение специального права                                                   12
2.6.Исправительные работы                                                            14
2.7.Административный арест                                                 15
2.8.Административное выдворение                                       17
3.Общие принципы наложения административных
 взысканий                                                                                        21
3.1.Законность и целесообразность применения
админист­ративных взысканий                                         21
3.2.Срок давности наложения административных
взыска­ний                                                                                   23
3.3.Наложение взысканий за множественность
админист­ративных проступков                                       25
Заключение                                                                                             28
Библиография                                                                                         29

Введение
Административноевзыскание является мерой ответственности и приме­няется в целях воспитаниялица, совершившего административное правона­рушение, в, духе соблюдениясоветских законов, уважения к правилам со­циалистического общежития, а такжепредупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами.
Административноевзыскание – это мераадминистративной ответственно­сти, применяемая за совершение административногоправонарушения.
Административнымивзысканиями являются лишь те меры адми­нистра­тивного принуждения, которыепредусмотрены Кодексом об Ад­министративных правонарушениях (КоАП)  в ст. 24-321   главы 3 раздела II «Административное правонарушение и административнаяответствен­ность». Зафиксированные в других разделах Кодекса иные мерыадми­нистра­тивного принуждения, применяемые в связи с административнымправонаруше­нием, административными взысканиями не являются. Так, не должнысчитаться административными взысканиями администра­тивное задержание (ст. 240КоАП), лич­ный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов(ст. 244), отстранение от управ­ления транспортным средством,освидетельствование на состояние опь­янения, задержание транспортного средства(ст. 245). Эти прину­дитель­ные меры по своей правовой природе объединены вгруппу процессуаль­ных мер обеспечения производства по делу об администра­тивномправонаруше­нии. Их реализация не означает привлечения к ад­министративнойответственно­сти; цель их в другом – пресечь правона­рушение и обеспечитьсвоевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по деламоб адми­нистративных правонару­шениях.                        
Административноевзыскание всегда выражает отрицательную оценку го­сударством совершенногоправонарушения. Применение ад­министративных взысканий является хотя инеобходимым, но все же вспомогательным средст­вом борьбы с административнымиправонару­шениями. Применяя администра­тивное взыскание, государство сочетаетпринуждение и убеждение. Админист­ративное взыскание, являясь при­нудительноймерой, в то же время содержит в себе воспитательный по­тенциал.
Административное взыскание как мераответственности применя­ется в целях:
а) воспитания лица,совершившего административное правонару­шение, в духе соблюдения законов иуважения к правопорядку;
б) предупреждения со­вершенияим новых правонарушений;
в) предупреждения совершенияправона­рушений другими лицами.
Таким образом, с помощьюадминистративных взы­сканий осуществля­ются цели общего и специальногопредупреждения правона­рушений (общей и частной превенции).
Специальное предупреждениезаключа­ется в том, что администра­тивное взыскание, воздействуя на конкретногопра­вонарушителя, побу­ждает его не совершать правонарушений в будущем. Общеепредупреж­дение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только са­могонарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель примене­ния административныхвзысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица несовершали более административных правонарушений. Административные взысканиявыполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.
В данной курсовой работедается анализ КоАП в части, касаю­щейся положений об административныхвзысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

1. Система административныхвзысканий
 
В ст. 24КоАП РСФСР закреплены следующие администра­тивные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шенияили непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонару­шения1;
5) лишение специального права, предоставленного данномуграж­данину (права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­циииностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом  РФ (ТКРФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:
9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Крометого, ТК РФ называет еще одну санкцию:
10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.
Вседесять названных взысканий тесно связаны между собой и об­разуют единуюсистему. Их прежде всего объединяет общая цель – за­щитаправопорядка, воздействие на лиц, совершивших администра­тивные нарушения,предупреждение совершения новых нарушений.
Посодержанию каждое взыскание является карой, мерой ответст­вен­ности,назначаемой за административные деликты; применение лю­бого означаетнаступление административной ответственности, влечет неблагоприятныеюридические последствия.
Административныевзыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями; как правило, онисостоят в лишении или ограниче­нии прав, благ. За совершенный проступокделиквент либо лишается какого-то субъективного права (права управлениятранспортным сред­ством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаютсяспециальные «штрафные» обязанности.
Кара –это «правовой урон» привлеченному к ответственнос­ти. Административноевзыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара неявляется самоцелью, она необходи­мое сред­ство воспитания, предупрежденияправонарушений. Взыска­ние преду­преждает новые нарушения со стороны виновного(частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).
Административныевзыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путемиздания специальных индиви­ду­альных актов. Они защищают правопорядок косвенно,не могут непо­средственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая допол­нительные,«штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждаютего в дальнейшем не нарушать закон, стиму­лируют будущее поведение.
Взысканияотличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что обычно ихприменение создает для нарушителей «со­стояние наказанности», котороесуществует в течение установлен­ного законом срока и является одним изэлементов исправительно-воспита­тельного воздействия на них.
В законеперечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к болеесуровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница»нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. Вчастности, велико ее зна­чение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.
Возмездноеизъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара,выдворение могут применяться в каче­стве как основных, так и дополнительныхвзысканий, а все остальные взы­скания могут быть только основными (ст. 25-321КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ). За нарушение может быть наложено одно основ­ноелибо ос­новное и дополнительное взыскания.
В соответствии со ст. 72Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можноподелить на устанавливае­мые централизованно и децентрализованно. Централи­зованноможет быть установлено любое из 10 взысканий, а децентра­лизованно – актамисубъектов Федерации – только предупреж­дение и штраф.


2. Виды административныхвзысканий
 
2.1. Предупреждение
 
Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится вписьменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждениеоформляется иным установленным способом[1].
Предупреждение– один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно клицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Ономожет налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующейста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающегоадминистративную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматриваетсяв санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство недопускает его примене­ния вместо других административных взысканий, посколькуКодекс не преду­сматривает возможности замены одного административноговзыскания более мяг­ким видом административного взыскания.
Предупреждение– одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. Кпредупреждению может быть присоединено дополнительное административноевзыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так,незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся висправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых илечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложениештрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.
Применениепредупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет длянарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этомувзысканию, считается в «тече­ние одного года со дня его исполнениянаказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицосовершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть примененоболее строгое административное взыскание.
Предупреждениекак административное взыскание следует отли­чать от устного замечания.Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобожденияот административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительноеадминистративное право­нарушение. Устное замечание не является административнымвзыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий.Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельностинадзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической мерывоздействия.
Действующеезаконодательство предусматривает письменную форму вы­несения административноговзыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом(должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении,выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаяхпредупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформленииприменения этого вида административного взыскания на месте совершенияправонарушения путем компостерной просечки „талона“ к удостоверениюна право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодексаналожение административ­ного взыскания в виде предупреждения может бытьоформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки»талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания повнутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названномталоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на правоуправления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правилзагрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 1112.
Предупреждениео прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение ещене окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленныхзаконода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительнымсредством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемоесредство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следуетотличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенныйпроступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специальногопостановления[2].
 
2.2. Штраф
 
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мясанкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеровштрафов.
1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);
2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода,напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;
3) кратно к размеру причиненного проступком вреда(например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченныхплатежей);
4) пропорционально минимальному месячному размеру оплатытруда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. Втаких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплатытруда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, –на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которомуможет быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самыйболь­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сячминимальных окладов[3].
Следуеттакже учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.[4]установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов,закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой«масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:
… если верхний пределштрафа не превышает:
– десяти рублей,считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда,установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершенияправонарушения;
– тридцати рублей,считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...
– пятидесяти рублей,считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...
– ста рублей, считатьего равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...
– двухсот рублей,считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...
– трехсот рублей,считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...
– пятисот рублей,считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...
– тысячи рублей,считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...
– трех тысяч рублей,считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.
 
2.3. Возмездное изъятие
 
Возмездноеизъятие применяется только вотношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­томадми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тиипредмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­венникувырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет опринудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.
Законодательочень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административныеправонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаяхв альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкциисложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляютсяобосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такуюсанкцию.
Возмездноеизъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы,которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектомадминистративного правонаруше­ния. Данное взыскание является меройадминистративной ответствен­ности имущественного характера и может применятьсялишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудиясо­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятиепредметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконнойохоты), не является административным взы­ска­нием.
По содержанию возмездное изъятиепредмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительноеизъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета,в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходовпо реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятиеотличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета,явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административногоправонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются всобственность го­сударства.
Возмездноеизъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так идополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания онопредусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения илиперевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятиеогнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормыпреду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительноговзыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административныхправонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов навоздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольногоохот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушениезаконодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взысканияв виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательнодополняет основное взы­скание – штраф.
2.4. Конфискация
 
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственнымобъектом административного правонарушения, со­стоит в принудительномбезвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: онапроизводится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступкоми прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, длякоторых охота является основным источником существования, не может приме­нятьсяконфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудийохоты.
В ст. 29КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся вличной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательнымиактами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ейлицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотреносанк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, –значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности.Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеютместо. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит вгосударственную.
В постановлении Конституционного СудаРоссийской Феде­рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М.Гаглоевой и А. Пестрякова[5],сказано:
1. Признать несоответствующей Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 19 (части 1 и 2),35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации по­стольку, поскольку она пре­дусматривает в качестве меры админист­ративнойответственности конфис­кацию товаров и транспортных средств, назначаемую безсудебного решения и являющуюся несо­размерной деянию, указанному в даннойстатье.
2. Признать несоответствующими Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 35 (части 1 и 3)и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР обадминистративных пра­вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязидопускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частьювторой статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях конфискацияво всяком случае может применяться только в судебном порядке...
4. Согласно частям первой ивторой статьи 79 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежитобжалова­нию, вступает в силу немедленно после его про­возглашения, действуетнепос­редственно и не требует подтвержде­ния другими органами и должностнымилицами...
Хотя впостановлении КС РФ признаются не соответствую­щими Конституции РФ только триадминистративно-правовые нор­мы, оче­видно, что неконституционными признаютсяч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающиеконфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкциязаконодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должныприменять ее. После опубликова­ния постановления в «Россий­ской газете» 26марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов­ления о конфискации вадми­нистративном порядке неконституционны.
 
2.5. Лишение специального права
 
Лишениеспециальных прав есть временноеограничение право­субъектности гражданина в административном порядке заадминистра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющимспециаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользуетпредоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает егоэтого права.
Административное взыскание в виделишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит вограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью.Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящеевремя только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, праваохоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотныхустройств.
Предоставлениетакого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий.Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управлениеисточниками повышенной опасности, каким является транспорт, требуетопределенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенноговоз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральнымзаконом от 10 декабря 1995 г. «О безопас­ности дорожного движения»[6]право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам,сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение.На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международныеводитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательствоми в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Длясудоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников –техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильнойинспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органамигосударствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломернымсуд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портнымсредством определенной категории. Например, право на управление автомобилями,разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячихмест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам,имеющим води­тельские удостоверения категории «В». Право охотыподтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.
Лишениеспециального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортныхсредств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Обезопасности дорожного движения» виды правонарушений, влекущих в качествемеры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами,устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­ваетсяКодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управлениетранспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), засистематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181),гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственныхмашин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки иразгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст.1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты(ч. 2 ст. 85).
Рассматриваемое административноевзыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специальногоправа влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока,опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ниеэтого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет наопределенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – втечение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортнымсредством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение праваохоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.
Законпредусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специальногоправа. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управлениетранспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, пообщему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортнымисредствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения.Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ниятранспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работникамилиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушениеустановленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения отпрохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.
Законодательствоотносит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенцииразличных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от видатранспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом игородским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управлениетракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганыгостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственнойинспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание ввиде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственныйнадзор за соблюде­нием пра­вил охоты.
2.6. Исправительные работы
 
Исправительныеработы– одно из наиболее строгих админист­ративных взысканий.Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться,невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств внебольших размерах; мелкое хищение государственного или общественногоимущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненногопреступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство;злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­никамилиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполненииобязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков вобщественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде,совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административномувзысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление вобщест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях,митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция,совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административномувзысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иныхпредметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнутоадминистративно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502,151, 158, 162, 165, 1661).
Предельныйсрок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленныхвыше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.
Правоназначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судьеэтого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значениеисправительных работ судьями.
Исправительныеработы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица,совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации,независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной,муниципальной, частной и др.
Контрольза исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекцииисправительных работ.
Часть заработка виновного (не более 20процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в видеисправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процентзара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. Внормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размерудержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, неназначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мыйпроцент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району(городу).
Недопускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циальногообеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.
В периодотбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставлениеочередного отпуска. Это вытекаетиз содер­жания ст. 299 Ко­декса,установившей, что постановление о применении исправительных работ направляетсяна исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.
Производствопо исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрациипредприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителемисправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ,примененных за совершение мелкого хулиганства.
Применение в качествеадминистративного взыскания исправительных работ в отличие от исправительныхработ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. Внастоящее время исправи­тельные работы как мера административного взысканияприменяются крайне редко.
 
2.7. Административный арест
 
Административныйарест является самым строгимадминистра­тивным взысканием.Оно заключается в лишении виновногосвободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делуо совершенном правонарушении.
Указаниео том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительныхслучаях за отдельные виды административных правонарушений, адресованозаконодателю.
Административноевзыскание в виде административного ареста установлено только за проступки,которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконныеприобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкоехулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление вобщественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественнуюнравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалосьадминистративному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественныхместах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновениезаконному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника,или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ногопорядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иномууполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостноенеповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего,сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении имиобязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44,158, 162, 165, 1651, 1655).
Указаниев данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся висключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствиис Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей).Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложенотолько на судей.
Внастоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться какисключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется вконкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано,что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствамдела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных всоответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ,будет признано недостаточным.
Если всанкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста,это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшегопредела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.
В ч. 2ст. 32  КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применятьсяадминистративный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятиирешения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должнобыть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной,не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершившийдеяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ноек административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанныеобстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.
Применениеадминистративного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольненияс работы.
Порядок исполненияпостановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а такжевопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту,урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.
 
2.8. Административноевыдворение
Административноевыдворение за пределы Российской Фе­дера­ции состоит в принудительноми контролируемом перемещении лиц че­рез Государственную границу за пределыстраны, а в случаях, преду­смотренных законодательством, – неконтролируемомсамосто­ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при­менятьсятолько к иностранцам и лицам без гражданства.
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 62) установила, что ино­стран­ные граждане и лица безгражданства пользуются в Российской Федерации пра­вами и несут обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом илимеждународ­ным договором Российской Фе­дерации.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации ино­странных граждан и лиц безгражданства как административное взыскание яв­ляется мерой государственногопринуждения, применяе­мой по постановлению органа исполнительной власти. Этапринуди­тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности,общества и государства, воспитания лица, совершившего администра­тивноеПравонарушение, в духе соблюдения россий­ских законов, ува­жения к нравственнымправилам поведения, принятым в на­шем обще­стве, а также предупреждениясовершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другимилицами.
Административноевыдворение как меру административного взы­скания (наказания) за совершенноеправонарушение необходимо отли­чать от админи­стративного выдворения (отправки,передачи) иностран­ных граждан и лиц без гражданства как меры административногопресе­чения.
Эта мераадминистративного пресечения применяется в отноше­нии ино­странных граждан илиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих илипребывающих на территории Россий­ской Федерации, и пе­ресекших Государственнуюграницу с территории иностранного государства без установленных для въезда вРоссийскую Федерацию документов.
Вслучаях, когда в отношении указанных нарушений Государст­венной гра­ницыотсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по деламоб административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правомполучения политиче­ского убежища, органы и войска Феде­ральной пограничнойслужбы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям го­сударства,с территории которого они пересекли Государ­ственную гра­ницу РФ. Если передачанарушителей властям иностранного госу­дар­ства не предусмотрена договором РФ сэтим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ вопределенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданстваза пределы РФ из пунктов про­пуска через Государственную границу уведомляютсявласти государства, на (или через) территорию которого они выдворя­ются, еслиэто предусмотрено договором РФ с соответствующим госу­дарством. О масштабахприменения дан­ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт,что в Рос­сийской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы припо­пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан илиц без гражданства, которые не имели установленных документов.
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства может быть под­вергнут административномувыдворению за пределы РФ как мере адми­нистративного взыскания за следующиенарушения:
 1) еслиего действия противоречат интере­сам обеспечения госу­дарственной безопасностиили охраны общественного порядка;
 2) еслиэто необходимо для охраны здоровья и нравственности на­се­ления, защиты прав изаконных интересов граждан РФ и других лиц;
3) еслион грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан вРФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7].
Основаниемдля административного является также незаконное пересечение Госграницыиностранными гражданами и лицами без гра­жданства, в отношении которых приняторешение о привлечении их к административной ответственно­сти.
Постановление(решение) об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел,органами государственной безопас­ности и органами Федеральной пограничнойслужбы. Иностранный гражданин или лицо без гра­жданства обязаны покинутьтерриторию Российской Федерации в срок, указан­ный в постановлении. Уклоняю­щиесяот выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер­жанию и выдворениюза пределы РФ в принудитель­ном порядке. За­держание допускается при этом навремя, необходимое для исполнения постановления о выдворении.
Ходатайствао выдворении иностранных граждан и лиц без граж­данства за пределы РФ вслучаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж­дане прибыли полинии российских принимающих орга­низаций, незамедлитель­но возбуждаются этимиорганизациями перед органами внутренних дел.
Административноевыдворение иностранных граждан и лиц без граждан­ства на основании принятых вустановленном порядке поста­новлений произво­дится органами внутренних дел,органами государст­венной безопасности и ор­ганами Федеральной пограничнойслужбы[8].
Иностранныйгражданин и лицо без гражданства вправе обжало­вать по­становление о еговыдворении из пределов Российской Федера­ции в вышестоя­щий орган (вышестоящемудолжностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решениекоторого яв­ляется окончательным.
Многиминормативными актами предусмотрено такое взыска­ние, какотзыв лицензии,квалификационного аттестата (аттес­таты выда­ются только индивидуальнымсубъектам). Такие доку­менты выдаются в порядке разрешительной системы и наопреде­ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет правозаниматься опреде­ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтомуна­званная мера – это тоже лишение спе­циального права. Рассматриваемоеадминистративное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений,связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационныматтестатом).
Чемотличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер­вых, по­следняя мераприменяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис­пользуется как мера воздействияи на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет.А лицензия, квалифи­кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает,что лицо уже никогда не будет иметь такого раз­решения. Оно может вновьполучить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо­димовыполнение установленных требований: представление докумен­тов, уплата сбо­рови др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может бытьрассмотрено только по истечении установ­ленного срока.
Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со­стоитв принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво­бодную (рыночную)цену таких товаров и транспортных средств на день обна­ружения нарушения (ст.245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взысканастоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственнымиобъектами нарушения тамо­женных правил, а также со специально изготовленнымитайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, чтооно может быть основным и допол­нительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий
 
Глава 4КоАП РСФСР называется «Наложение админист­ративного взыскания». Заголовокначинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та­кой: «Общие правила наложениявзыскания за админи­стративное пра­вонарушение». В ней и в последующих статьяхэтой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила –принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.
Можносказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу­ющие общие правила (принципы)карательного воздействия:
•   законность;
•   целесообразность;
•   своевременность, оперативность воздействия;
• сложение взысканий, налагаемых за совокупностьнарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и вразных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового,уголовного, административного права, регла­ментирующих дисциплинарнуюответственность.
Естьдостаточные основания для вывода о том, что названные об­щие правила являютсяпринципами применения любых каратель­ных санкций.
 
3.1.Законность и целесообразность применения админист­ративных взысканий
 
Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятель­но­сти.Его проявления многообразны: противоправность как основа­ние привлечения кответственности, правильная квалификация дей­ствий, компетентность органа(должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания впределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированыдействия и т. д.
Взысканиеможет быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен составконкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотренаответственность за деяние, а в противо­правных действиях выявлены всепредусмотренные правом при­знаки нарушения, деликвент может быть привлечен кответственности по со­ответствующей статье.
Орган(должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко­торые емуподведомственны. Он может налагать взыскание в пре­делах санкции той статьи, покоторой квалифицированы действия лица, изби­рать вид и размер взыскания врамках предоставленных ему полномо­чий.
Так, засовершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу,исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправерассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же онсчитает целесооб­разным применение иного взыскания, то должен направить дело су­дье.
Важнейшийпринцип применения ответственности –целесо­образ­ность. Его главныепроявления: индивидуализация кары и эко­номия ре­прессии. Законодательобязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать какобстоятельства, при кото­рых было совер­шено деяние, так и обстоятельства,характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. Взна­чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих иотягчаю­щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).
Обстоятельствами,смягчающими ответственность, признаются:
• чистосердечное раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствийправонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненноговреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильногодушевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя­тельств;
• совершение правонарушения несовершеннолетним,беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од­ного года.
Этотперечень является открытым: законодательством и право-применителями могут бытьпризнаны смягчающими и иные обстоя­тель­ства. А перечень обстоятельств,отягчающих ответственность, зак­ры­тый. Поскольку он закреплен законом, то иизменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель­ствамипри­знаны:
• продолжение противоправного поведения, несмотря натребова­ние прекратить его уполномоченных на то лиц;
•  повторное в течение года совершение однородногоправонару­шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска­нию,совершение правонарушения лицом, ранее совершив­шим преступ­ление;
•  вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
•  совершение правонарушения группой лиц;
• совершения правонарушения в условиях стихийногобедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Ноправо­применитель с учетом конкретных данных может не признать
последнееобстоятельство отягчающим.
Хочетсяотметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое времябыть смягчающим или отягчающим вину  обстоя­тельством. Так, повторность,нетрезвое состояние являются конструк­тивными признаками состава, закрепленногоч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами припривлечении к от­ветственности за этот состав.
Последовательноеобеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами,предоставляющими право-при­менителю возможность или прямо обязывающие егозаменить взыска­ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколькоальтернатив административной ответственности. Их применение означаетсмягчение или вообще отказ от применения ка­рательных мер.
Альтернативапервая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи­тельно­сти совершенногоправонарушения орган (должностное лицо), уполно­моченный решать дело, может освободитьвиновного от ответ­ственно­сти и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 21 КоАПРСФСР): лицо освобож­дается от ответственности с передачей материалов нарассмотрение общест­венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару­шителяк нему целесообразно применить меру общественного воздей­ствия.
Альтернативатретья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате­риалов об административныхправонарушениях военнослужащих, ра­ботников ОВД и других лиц, на которыхраспространяется действие дисципли­нарных уставов, их командирам (начальникам)для привле­чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителямучебных заведений.
Альтернативачетвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери­алы об административныхправонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссиипо делам несовершен­нолетних.
Двепервые альтернативы основаны на дискреционных полно­мо­чиях правоприменитель, адве последние для него обязательны.
3.2.Срокдавности наложения административных взыска­ний
 
Эффективностьдеятельности исполнительной власти государ­ст­венной администрации зависит и отпоследовательности осуществ­ления принципа оперативности, своевременности ее действий.Одно из прояв­лений этого принципа – установление нормами права сро­ков соверше­ниядействий субъектами административно-правовых отношений.
Важноеположение о сроке давности наложения администра­тив­ного взыскания содержится вст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель можетбыть привлечен к администра­тивной ответственности. По истечении этого срокапро­изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра­щению(«поезд ушел»).
Нарушениякак особый вид юридических фактов порождают охра­нительные правоотношения, вкоторых одна сторона обязана претерпе­вать меры принуждения, а другая сторонаимеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на­ложениивзыска­ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви­тия– этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис­дикционный актне будет принят, факт совер­шения проступка утратит за давностью юридическоезначение, а порож­денное им правоотноше­ние прекратится, не достигнув этапаответ­ственности. В подобных слу­чаях противоправное деяние порождает, асобытие прекращает правоот­ношение.
Для тогочтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста­новленные правом сроки,необходимо руководствоваться прави­лом «РОКИ».
Считаясроки, нужно знать:
Р –размер срока;
О –откуда считать;
К –конечный момент срока;
И –имеющиеся изъятия из срока.
Инымисловами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитыватьчетыре юридически значимых обстоятель­ства: во-первых, установленный закономразмер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинаетисчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчислениеили пре­рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) висчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеютряд различий.
Статья38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ­ное взыскание может бытьналожено не позднее двух месяцев со дня совер­шения правонарушения. Пообщему правилу срок давности при­влечения к административной ответственностиравняется двум ка­лендарным ме­сяцам. Датой начала исчисления срока являетсядень, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридическиднем окончания срока считается день, когда было вы­несено постановление оналожении взыскания, а фактически – фак­тическое окончание срока. Никакихизъятий в течение рассматрива­емого срока давности законода­тельство не знает.
Из этогообщего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри­вает два исключения. Во-первых,при фактически неоконченном для­щемся на­рушении срок исчисляется со дня егообнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или припрекраще­нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна­ков проступкаад­министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме­сяца содня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре­кращении уголовногодела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле­дующего за днем принятияпостановления, и равняется не двум, а од­ному месяцу.
Такимобразом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре­деления старта срокадавности: день совершения проступка, день обна­ружения и день вынесенияпостановления о прекращении уго­ловного дела.
Срокдавности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует толькопри привлечении к ответственности индиви­дуальных субъектов. Кроме того, онявляется общим прави­лом, которое применяется, если специальной нормой непредусмотрено иное. Специ­альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ.Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс­кания, какпредупреж­дение, штраф, отзыв квалификационного аттес­тата «могут быть нало­женына физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружениянарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новоенарушение, течение срока прерывается, и его исчисле­ние начи­нается с моментаобнаружения нового нарушения.
Вдействующем законодательстве нет общих норм о сроке дав­но­сти наложенияадминистративных взысканий на коллективных субъек­тов. Статьей 247 ТК РФустановлено, что на организации и лиц, зани­мающихся предпринимательскойдеятельностью без образо­вания юри­дического лица, такие взыскания, какпредупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шестимесяцев со дня обна­ружения нарушения.
Вотношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто­имости товаров),применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив­ным субъектам, срокидавности не действуют.
 
3.3.Наложение взысканий за множественность админист­ративных проступков
 
Множественностьадминистративных проступков – это вы­полне­ние одним лицом нескольких составов,не утративших юриди­ческого значения на день решения вопроса об ответственностиви­новного.
Первымпризнаком множественности проступков является на­ли­чие несколькихсамостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количестводействий, а количество составов. Вто­рой признак множественности – всепротивоправные деяния совер­шаются одним лицом, которое одновременно илиразновременно вы­полняет не­сколько самостоятельных составов нарушений. Третийпризнак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра­няет своююридиче­скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по­следнемделикте. Иными словами, если отсут­ствуют обстоятельства, препятствующиепривлечению деликвента к ответственности за не­сколько нарушений сразу или зарецидив.
Самыйсущественный критерий классификации множественно­сти административныхпроступков – совершение нового нарушения до или после привлечения кответственности за предыдущее нару­шение. Соот­ветственно выделяютсясовокупность и рецидив.
Подсовокупностьюпонимается совершение одним лицом не­скольких нарушений до привлечения кответственности. Она может быть идеальной и реальной.
Идеальнаясовокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями)нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с цельюхищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).
Реальнаясовокупность представляет собой систему составов, вы­полненных разнымидействиями, а значит, разновременно (напри­мер, нарушение правил дорожногодвижения, а затем рыбной ловли). Разно­временность их совершения высвечиваетеще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.
Реальнаясовокупность может быть совокупностью разнород­ных, однородных, тождественныхантиобщественных действий. Если в дей­ствиях -деликвента имеется реальнаясовокупность противоправ­ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст.36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение вотдельности. Иными словами, фактически установленпринцип сло­жениявзыска­ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска­етсяч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя­тельств: еслидела рассматриваются одним и тем же органом (должно­стным лицом) и притомодновременно.
Статьями238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений,предусмотренных ТК РФ, взыс­кание все­гда налагается за каждое нарушение вотдельности без поглощения ме­нее строгого наказания более строгим.
Рецидив проступка – это совершение нового нарушения пос­лепривлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на­казывается зановое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от­ветственность. Еслипервое и второе деяние тождествен­ны, рецидив на­зывается специальным. Признакспециального реци­дива является ква­лифицирующим признаком десятков составов ад­министративныхпро­ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАПРСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено послепривле­чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре­цидив.
Так, вст. 117 КоАП РСФСР сказано:
Управлениетранспортными средствами водителями, находящи­мися в состоянии опьянения, аравно передача управления транспорт­ным средством лицу, находящемуся всостоянии опьянения, –
влечет наложение штрафав размере от восьми до двенадцати мини­мальных размеров оплаты труда илилишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Те же действия,совершенные повторно в течение года, –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцатимини­мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт­нымисредствами на срок от одного до трех лет.
Прирешении вопроса об ответственности за специальный реци­див очень важен вопрос осроке действия первого взыскания. Ины­ми сло­вами, в течение какого срокагражданин считается привлекав­шимся к административной ответственности. Ответдан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию,в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши­ло нового ад­министративногоправонарушения, то это лицо считается не подвергав­шимся административномувзысканию».
Этанорма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. Пообщему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнениявзыскания (например, окончания сро­ка ли­шения прав). Но многими нормами КоАП идругих законов для отдель­ных проступков закрепляются исключения из общего пра­вила:годич­ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года послеприменения мер адми­нистративного взыскания...».
 
Заключение
Итак,КоАП закрепляет следующие виды административных взы­сканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шенияили непосредственным объектом административного пра­вонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонару­шения;
5) лишение специального права, предоставленного данномуграж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) выдворение.
Современи принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения идополнения – притом иногда значительные – коснулись лишь той или иной мерывзыскания в отдельности.
Какиефункции возложены на административное взыскание в структуре административнойответственности?
Административноевзыскание, во-первых, обозначает, под­твер­ждает факт административнойответственности поскольку, как говори­лось выше, без взыскания нет и самойответственнос­ти) и, во-вторых, административное взыскание определяетвидответственности, что она в данном случае административная, а некакая-либо иная.
Административныевзыскания применяются в качестве мер основ­ных и дополнительных. Возмездноеизъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, таки дополнительных ад­министративных взысканий; другие админи­стративныевзыскания, ука­занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных.За одно административное правона­рушение может быть наложено основ­ное либоосновное и допол­нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотреныштраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правилосуществления других видов пользования живот­ным миром.
Административныевзыскания следует делить наабсолютно опре­деленные иотносительноопределенные.
По рядуправонарушений предусмотрено примене­ние одного из нескольких мерадминистративных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганствоназначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, адми­нистративныйарест. В этом слу­чае меры считаются альтернатив­ными.
Библиография
1.     А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий,Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало»,ТЕИС,1996.
2.     Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку­ренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст.1977.
3.     Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст.1970.
4.     Закон от 24 июня 1981 г. «Оправовом положении иностранных граждан в СССР» // ВВС СССР, 1981, № 26,ст. 836.
5.     Закон РФ от 1 апреля 1993 г.«О Государственной границе Российской Федерации», с изменениями идополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.
6.     Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях. – М.: Проспект, 1996.
7.     Комментарий  к  Кодексу обадминистративных правонарушениях  /  Под ред. И.И.  Веремеенко,  Н.Г. Салищевой,  М.С.  Студеникиной.– М.: ООО «Издательство  ПРОСПЕКТ»,  1997.
8.     Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правоваякультура», 1996.
9.     Конституция Российской Федерации. М.:  НОРМА–ИНФРА·М, 1996.
10.   Манохин В.М., Адушкин Ю.С.,Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996.
11.   Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентовюридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.
12.   СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
13.   СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.
14.   Указа Президиума Верховного СоветаРСФСР от 5 апреля 1989 г. – ВВС  РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сирийские провинции Османской империи до начала эпохи реформ (XVI-XVIII в.)
Реферат Государственная пошлина порядок уплаты, виды, размер, порядок возврата Заочное решение. Сущност
Реферат Формування професійно значущих якостей майбутніх учителів
Реферат Проектирование торговых комплексов и крытых рынков
Реферат Принципы формирования информации в управленческом учете
Реферат Формування клімату і погоди Клімат України і Європи
Реферат Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции
Реферат Расчет экономический показателей РУЭС на планируемый год
Реферат Экономическая таблица Ф Кенэ
Реферат The Puritan Vision Essay Research Paper The
Реферат "Пожар" Валентина Распутина
Реферат Диас, Франсис
Реферат Теория экономического анализа
Реферат Культура Галицько-Волинської Русі ХІІІ-ХІV ст.
Реферат Коробка зміни швидкостей ВАЗ 2107