Содержание
Введение
1. Сущность и основные чертыадминистративной деятельности органов внутренних дел
2. Принципы административнойдеятельности органов внутренних дел
Заключение
Литература
Введение
Административная деятельностьорганов внутренних дел представляет собой одну из специальных дисциплин,изучаемых в вузах МВД России юридического профиля. В курсе изучаются содержаниеи особенности управления внутренними делами государства, сущность общественногопорядка и общественной безопасности в сфере важнейших объектов управлениявнутренних дел, содержание и принципы административной деятельности органоввнутренних дел, её задачи, организация, направления деятельности, субъекты,формы и методы осуществления административной деятельности, а такжескладывающиеся в её сфере общественные отношения и регулирующие этудеятельность нормы административного права.
Курсовая работа посвященаадминистративной деятельности органов внутренних дел, её задачам, формам иметодам работы с гражданами участвующих в обеспечении правопорядка, способамобеспечения законности этой деятельности, субъектам административнойдеятельности и их правовым статусом.
При подготовке курсовойработы использовались законы, указы, постановления Правительства РоссийскойФедерации по вопросам законности и правопорядка в стране.
При подготовке курсовойработы использовалась также имеющаяся научная и учебная литература поадминистративной деятельности органов внутренних дел.
Вопросы курсовой работырассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельностиорганов внутренних дел в современных условиях.
1. Сущность и основные черты административнойдеятельности органов внутренних дел
Важнейшее место по объемуи многообразию решаемых органами внутренних дел задач занимает административнаядеятельность'. Являясь органами управления, органы внутренних дел выполняютисполнительные и распорядительные функции, их деятельность по осуществлениюэтих функций регулируется преимущественно нормами административного права. Онивыступают в качестве субъектов административно-правовых отношений.
Административнаядеятельность органов внутренних дел — это целенаправленная, организующаяисполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном,повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сферевнутренних дел.
Административной по своейсущности является деятельность многих аппаратов и служб милиции, которая, вчастности, включает в себя охрану общественного порядка, обеспечениебезопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы,административного надзора, деятельность участковых инспекторов милиции,функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних,специальных учреждений милиции и др. Административно-правовые средства находятширокое применение в охране частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности, обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания в Россиииностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Административнаядеятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направленийобеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия вобщественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законныхинтересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресеченияпротивоправных действий, применения к нарушителям мерадминистративно-процессуального обеспечения и административных взысканий.
Содержание деятельности,направленной на охрану общественного порядка, составляютадминистративно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых,внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспеченияобщественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневнойнепосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественнойбезопасности силами и средствами государственных органов и общественности.
В первом случае речь идетоб определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработкерешений по охране общественного порядка и об организации практическоговыполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т. п., т.е. овнутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органоввнутренних дел).
Во втором случае имеютсяв виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка,скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданиномадминистративного правонарушения, посягающего на общественный порядок;отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних делпредприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтноймастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органоввнутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения,организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел вслужебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административнойдеятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственномобеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требованийзаконодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных напредупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей.
При этомвнутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних делвзаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условийдля граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворенияразличных потребностей, реализации прав и законных интересов.
Характерными чертамиадминистративной деятельности органов внутренних дел являются:государственно-властный и организационный характер, подчиненность иподконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органамисполнительной власти, сочетание элементов централизованного руководства соперативным (непосредственным) управлением, подзаконность, профилактическаянаправленность.
Государственно-властныйхарактер административной деятельности органов внутренних дел находит своевыражение в осуществлении этими органами возложенных на нихадминистративно-правовых полномочий от имени государства в рамках компетенции,строго определенной законом. Сотрудники органов внутренних дел, выполняяадминистративные функции, выступают как субъекты управления (представителивласти), наделенные правом давать обязательные для исполнения указания, применятьв необходимых случаях меры принудительного воздействия. Поэтому по отношению кобъектам управления исполнительная деятельность органов внутренних дел являетсявместе с тем и распорядительной. В распорядительных полномочиях проявляетсяприсущая административной деятельности властность.
Административнаядеятельность органов внутренних дел — непосредственно организующаядеятельность. Организационная сущность административной деятельности выражаетсяв том, что в процессе ее осуществления организуется совместная целенаправленнаядеятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраныобщественного порядка, В этих целях решаются вопросы, связанные сфункционированием системы управления внутренними делами, координируетсядеятельность участников общественных отношений в сфере внутренних дел,организуется совместная работа, осуществляются контроль и надзор за ходом еевыполнения.
Подчиненность иподконтрольность административной деятельности органов внутренних делсоответствующим федеральным органам государственной власти, органамгосударственной власти субъектов федерации. Это повышает роль указанных органовв организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность милиции,пожарной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения идругих органов за выполнение возложенных на них задач, обеспечиваетэффективность контроля за их работой, способствует координации деятельностиразличных правоохранительных органов и общественных формирований.Государственные органы представительной и исполнительной власти, органыместного самоуправления несут ответственность за состояние правопорядка насвоей территории.
Они призваны самымактивным образом влиять на деятельность подведомственных им органов внутреннихдел, создавать условия для повышения эффективности административнойдеятельности.
Административнаядеятельность органов внутренних дел характеризуется сочетаниемцентрализованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением.Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направленийдеятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного(непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектоми объектом управления.
Административнаядеятельность органов внутренних дел подзаконна. Это означает, что законопределяет ее направление и главные средства достижения целей. Рассматриваемаячерта административной деятельности очень важна, так как ее сфера чрезвычайноширока. Она осуществляется постоянно в общении с гражданами, предприятиями,учреждениями, организациями, должностными лицами. Любое отступление от законаможет причинить существенный ущерб правам и законным интересам граждан,органам, предприятиям, учреждениям, организациям.
Подзаконностьадминистративной деятельности имеет большое значение и в силу того, что впроцессе этой деятельности, прежде всего, исполняются предписания закона. Нормызакона применяются органами внутренних дел в связи с конкретными жизненнымиситуациями и обстоятельствами. При этом органы внутренних дел (их должностныелица) могут давать непосредственные предписания (скажем, издать приказ опоощрении работника) либо совершают действия, содержание которых составляетисполнение прямых предписаний закона (например, пресечение правонарушения).
В процессе осуществленияадминистративной деятельности уполномоченные органы внутренних делразрабатывают и издают ведомственные нормативные акты. Содержащиеся в нихнормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются этиакты в целях исполнения требований закона, их Детализации и конкретизации.
Органы внутренних дел(должностные лица) в соответствии с законодательством вправе самостоятельноосуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственностиправонарушителей, применять к ним меры административного иуголовно-процессуального воздействия. Разумеется, эта деятельность должнаосуществляться в строгом соответствии с требованиями закона.
Профилактическаянаправленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечиваетсяпрежде всего такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств,которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношенийв сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгогособлюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства,для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только приглубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественнойбезопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений,действенной, обоснованной расстановке сил и средств, а такжевысокопрофессиональной службой каждого работника.
Правовая характеристикаадминистративной деятельности органов внутренних дел складывается изадминистративно-правового регулирования и административно-правовых отношений, вкоторые вступают органы внутренних дел (как и их полномочные представители) сгражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностнымилицами.
В процессеадминистративной деятельности органы внутренних дел вступают повседневно вмногочисленные отношения с другими государственными органами, предприятиями,учреждениями, организациями и гражданами, а также с вышестоящими, подчиненнымии иными органами внутри своей системы. Эти отношения регулируются нормамиадминистративного права и являются в этой связи административно-правовыми. Взависимости от того, где складываются отношения, где они возникают иразвиваются (вне органов внутренних дел или внутри их системы), различаются нормы,регулирующие как эти отношения, так и содержание, формы, способы реализацииотношений.
Внутренняяадминистративная деятельность органов регулируется, например, нормамиадминистративного законодательства о службе в органах внутренних дел. Эти нормысоставляют правовую основу при перемещении работников, присвоении имспециальных званий, поощрений, дисциплинарной ответственности и др. Отношения вподобных случаях возникают между органами внутренних дел и работником, причемсодержание отношений в значительной мере определяется соподчиненностьюучастников, отношений (субъектов).
Внешняя административнаядеятельность характеризуется обязательностью указаний (распоряжений) органавнутренних дел (или его полномочного представителя) для другой стороны данногоправоотношения. Таковы, например, указания инспектора государственнойпротивопожарной службы об устранении нарушений правил пожарной безопасности,требования инспектора лицензионно-разрешительной системы о предоставлениинеобходимых документов при выдаче разрешений на приобретение и хранениеогнестрельного оружия и других объектов, подпадающих подлицензионно-разрешительную систему, требование работника милиции о прекращенииправонарушения и т.п.
Сказанное ни в коей мерене дает оснований для утверждения, что все отношения, участниками которыхявляются органы внутренних дел, строятся по принципу «власть-подчинение». Профилактическийхарактер внешней административной деятельности органов и их сотрудниковобусловливает необходимость в целях достижения наибольшего результатавступления в отношения, характеризующиеся равенством сторон, сотрудничеством.Таковы отношения милиции с добровольными народными дружинами по охранеобщественного порядка, общественными пунктами охраны порядка, администрациейпредприятий, учреждений, организаций и представителями общественности повопросам проведения разнообразных мероприятий профилактического характера. Вкачестве примера можно привести отношения между Министерством внутренних делРоссии, Верховным Судом России, Прокуратурой России, Министерством юстицииРоссии по координации усилий в борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
В целях более полнойхарактеристики административной деятельности отдельных аппаратов, служб органоввнутренних дел следует иметь в виду, что каждая из них наряду с общими имеетсвои конкретные задачи, охватывающие определенную сторону охраны общественногопорядка. Например, конкретные задачи Милиции определены в специальном законе.Выполнение конкретных задач осуществляется в специфических формах: например,обеспечение порядка на улицах, в парках и т.п. достигается Путем несения службыпатрульно-постовыми нарядами милиции И патрулирования членов добровольныхнародных дружин. Возникающие в процессе выполнения этих задач отношениярегулируются соответствующим законодательством.
Таким образом, спецификаобщественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направленииадминистративной деятельности, обусловливает, с одной стороны, наличиеспециальных правовых актов, с другой — особые формы действий в ходе внедренияэтих актов в жизнь.
Решение однородных задачадминистративно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипныхдействий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений.Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности.
Форма административнойдеятельности органов внутренних дел — это организационно-правовое внешнеевыражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях практическогоосуществления стоящих перед ними задач. Следовательно, форма естьобъективированное выражение сущности деятельности органов внутренних дел и ихдолжностных лиц, которые осуществляют административную деятельность. При этомформа, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с тем конкретныепути ее осуществления.
Различают правовые формы,когда совершаемые в них действия влекут юридические последствия, и неправовые,не вызывающие непосредственно правовых последствий. К последним относятся формывыражения организационных и материально-технических действий по управлению.Поскольку, однако, указанные действия совершаются в соответствии с законом, аформы выражения действий закрепляются в правилах и положениях в виде общихпринципов деятельности, то они также должны соответствовать целям и задачамадминистративной деятельности.
Административнаядеятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих формах:правотворческая (правоустановительная); правоприменительная, которая в своюочередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную;
проведениеорганизационных мероприятий; совершение материально-технических действий,операций.
Примером правотворческойформы деятельности является издание уставов, положений, инструкций МВД России.Примером правоприменительной формы деятельности может служить издание приказаначальника органа внутренних дел о назначении на должность того или иногоработника (регулятивная форма правоприменительной деятельности) илипостановление начальника горрайоргана внутренних дел о наложении штрафа направонарушителя (правоохранительная форма правоприменительной деятельности).
К организационной формедеятельности относятся: совещания, консультации, инструктирование, обменопытом, проведение профилактических бесед, изучение и оценка обстановки,обучение и др.
Материально-техническаяформа деятельности, являясь необходимой предпосылкой для правотворческой,правоприменительной и организационной деятельности, выражается в подготовке иобработке информационных материалов, справок, отчетов, обзоров, осуществленииучетно-статистической работы, делопроизводства.
2. Принципы административной деятельности органоввнутренних дел
Под принципамиадминистративной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основныеположения, которыми они руководствуются в административной деятельности.Принципы отражают объективность закономерностей общественного развития,характерные черты практики социального управления вообще и административнойдеятельности органов внутренних дел в частности.
Содержание принциповобъективно выражает сущность административной деятельности, ее наиболеехарактерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципыпредставляют собой общие положения, на которых должна строиться иосуществляться административная деятельность. В этом качестве принципы имеютзначение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению,
Вместе с тем некоторыеидеи-принципы, оказывающие регулирующее воздействие на административнуюдеятельность, не находят своего закрепления в законодательстве в виде соответствующихформулировок, следовательно, не являются правовыми и специфическими дляадминистративной деятельности органов внутренних дел. К таким идеям-принципамотносятся, скажем, гуманизм, социальная справедливость и др. Это — социальныепринципы, носящие мировоззренческий характер. Однако идеи социальнойсправедливости, гуманизма и другие принципы должны пронизывать всю деятельностьорганов внутренних дел.
Охрана жизни, прав,свобод и законных интересов граждан, интересов общества и другие гуманитарныецели административной деятельности органов внутренних дел (милиции) могут бытьдостигнуты только на основе социальной справедливости, принципа гуманизма идругих принципов, при наличии у граждан права на защиту, при наличии презумпцииневиновности и иных нравственно-руководящих идей.
Цели (задачи) не толькопредопределяют характер административной деятельности и систему ее принципов,«Но и сами соизмеряются с принципами. Цели — это то, на что направленаадминистративная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, какимобразом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы,структуру, кадры, процесс деятельности. В принципах находят свое выражениеосновные, требования, предъявляемые к построению и организации служб иподразделений и способам осуществления ими функций органов внутренних дел,относящихся к сфере административной деятельности, к стратегии, тактике и стилюработы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектамиадминистративной деятельности.
Принципы административнойдеятельности органов внутренних дел представляют собой результат отраженияобъективно действующих закономерностей, присущих им общих черт, которыестановятся общим началом административной деятельности органов внутренних дел вцелом. Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако выработка людьмипринципов не означает, что они носят чисто субъективный характер. Принципыотражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений,т.е. они носят объективный характер.
Итак, принципы образуютоснову административной деятельности. Из основы выводятся все остальныесвойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности — такова и еесущность,
Классификация принципов.Принципы административной деятельности органов внутренних дел образуют систему,в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. Ввиду этогоэффективность административной деятельности достигается последовательнымприменением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с темвыделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретноопределить роль каждого принципа, что — облегчает их практическое применение.
В системе принциповадминистративной деятельности органов внутренних дел выделяютсясоциально-правовые и организационные принципы.
К социально-правовымотносятся те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются вадминистративной деятельности независимо от уровня и места того или иногооргана, от должности, занимаемой работником, осуществляющим административнуюдеятельность. Важная роль социально-правовых принципов обусловлена тем, что ониявляются основополагающими социальными (моральными, юридическими) правиламиадминистративной деятельности органов внутренних дел.
К организационнымотносятся принципы, на основе которых строится, организуется административнаядеятельность органов внутренних дел. Этими принципами руководствуются присоздании аппаратов, служб, органов, подразделений и других организационныхструктур, осуществляющих административную деятельность. Применение указанныхпринципов позволяет избрать наиболее оптимальные варианты структуры ифункционирования органов, рационально распределить компетенцию между субъектамидеятельности, устранить параллелизм и дублирование в реализации функцийадминистративной деятельности.
Социально-правовыепринципы. К социально-правовым принципам относятся: гуманизм, социальнаясправедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность,научность, сочетание гласности и профессиональной тайны.
Гуманизм. По своей сутидеятельность органов внутренних дел (милиции) и ее работников носит гуманныйхарактер, так как она направлена на защиту человека как личности от преступныхи иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка иобщественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для трудовойдеятельности, спокойствия и отдыха людей.
Органы внутренних дел,милиция и ее работники в процессе административной деятельности принимают мерык охране жизни, здоровья и имущества граждан, если им угрожает опасность, отпротивоправных посягательств, стихийных бедствий или других чрезвычайныхсобытий. Они оказывают первую помощь лицам, пострадавшим от правонарушений инесчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии в общественныхместах; ведут розыск лиц, пропавших без вести и в иных случаях, предусмотренныхзаконодательством.
При авариях, пожарах,катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях органывнутренних дел принимают меры по ликвидации их последствий, спасению людей,оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказываютсодействие органам здравоохранения в проведении карантинных мероприятий приэпидемиях, Союзу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца — в установленииместонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в розыскелиц, потерявших связь с родственниками, и др.
В осуществленииадминистративно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел проявлениемгуманизма является обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту;при рассмотрении дела о правонарушении и применении к виновному мер пресеченияи взыскания учитываются: его личность, возраст, состояние здоровья, семейноеположение, обстоятельства, смягчающие ответственность за правонарушение,наличие у нарушителя несовершеннолетних детей, оставшихся без присмотра, аравно имущества или жилища, оставшегося без присмотра, и другие обстоятельства.
Совершение работникомоскорбительных, антигуманных или унижающих честь и достоинство граждан действийнедопустимо.
Социальнаясправедливость. Как принцип деятельности она проявляется в том, что любойгражданин имеет равное право на обращение в органы внутренних дел (милицию) зазащитой от посягательств на его жизнь, здоровье, на защиту от противоправныхдеяний, посягающих на права, свободы и законные интересы граждан. Этому правукорреспондирует обязанность органов рассмотреть обращение гражданина и принятьпо нему необходимые меры.
Рассматриваемый принциптребует обеспечения правильного применения правовых норм, чтобы, например,каждый, совершивший правонарушение, был привлечен к справедливойответственности, чтобы было соответствие между противоправным деянием инаказанием (взысканием), чтобы ни один невиновный не был привлечен кответственности и подвергнут наказанию или взысканию. И, наоборот, будетсправедливым, когда ни один правонарушитель не избежит ответственности.Справедливыми должны быть все действия органов внутренних дел и их работников.
Принцип демократизма.Этот принцип в административной деятельности органов внутренних делпроявляется, во-первых, в том, что решаемые органами внутренних дел (милицией)задачи охраны личности ее прав, свобод и законных интересов граждан,обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, укреплениязаконности отвечают интересам народа, общества; во-вторых, в осуществленииадминистративной деятельности на демократической основе: органы, осуществляющиеэту деятельность, подконтрольны общественности, обязанностью сотрудниковорганов внутренних дел (милиции) является выступление с отчетами о своей работеи состоянии правопорядка в населенных пунктах, где они работают, перед органамиместного самоуправления, трудовыми коллективами, собраниями и сходами граждан,т.е. перед народом; в-третьих, в возможности граждан для активного содействия иоказания помощи органами работникам, осуществляющим административнуюдеятельность; в-четвертых, в участии органов местного самоуправления,общественных формирований в охране общественного порядка и обеспечении общественнойбезопасности, т.е. в сферах, которые составляют основное содержаниеадминистративной деятельности органов внутренних дел (милиции).
Опора на поддержку идоверие народа. Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом демократизма.Административная деятельность, так же как и другие виды деятельности,осуществляется в прочной связи с органами местного самоуправления, трудовымиколлективами, населением. Работники административных служб и подразделенийорганов внутренних дел (милиции) опираются на доверие, помощь и поддержкуграждан, общественных формирований, участвующих в охране правопорядка. Длявыполнения возложенных на милицию задач ее подразделения могут на добровольныхначалах привлекать граждан в качестве внештатных сотрудников. Органы внутреннихдел в соответствии с установленным порядком поощряют граждан, отличившихся вохране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Вместе с темгосударственные органы, общественные организации, участвующие в охранеправопорядка, обязаны оказывать милиции всестороннюю помощь в выполнениивозложенных на милицию задач.
Законность.Административная деятельность органов внутренних дел (милиции), направленная наобеспечение общественного порядка и общественной безопасности, на пресечениеправонарушений и привлечение виновных к ответственности, должна осуществлятьсяв соответствии с законом и иными нормативными актами. Это означает, во-первых,что все действия работников милиции должны быть основаны на законе; во-вторых,совершены в пределах и порядке, указанных в законе или ином нормативном акте;в-третьих, исполнены во имя закона для осуществления целей, которые ставилзакон, регулируя то или иное общественное отношение.
Если закон в конкретномслучае предусматривает несколько вариантов действий, решений, сотрудник органоввнутренних дел имеет право выбрать, исходя из всей совокупности обстоятельств,оптимальное, наиболее действенное решение по своему усмотрению. Например,нарушитель общественного порядка может быть в зависимости от характераправонарушения и других обстоятельств предупрежден сотрудником милиции,подвергнут штрафу, материалы о правонарушении сотрудник может направить поместу работы, учебы или жительства нарушителя для применения к нему меробщественного воздействия. Таким образом, всесторонне оценив конкретноенарушение, сотрудник милиции самостоятельно выбирает способ действия ипринимает наиболее целесообразное решение по делу. Эта целесообразность неимеет ничего общего с произволом, она основана на законе, не должна переходитьустановленные законом пределы. Законодательство не противопоставляет законностьцелесообразности. Последняя всегда должна быть законной.
Соблюдение законности вадминистративной деятельности органов внутренних дел (милиции) особенно важно,так как деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественнойбезопасности тесно связана с защитой личности, ее здоровья, прав и законныхинтересов. Милиция, входящая в систему органов внутренних дел, наделенаширокими правами по применению принуждения. В связи с этим совершеннонедопустимо какое-либо нарушение законности, ибо оно означает нарушениеконституционных прав и свобод граждан. Неправомерные действия работниковмилиции подрывают ее авторитет. По отдельным фактам нарушений законностинаселение начинает судить о работе милиции в целом.
Злоупотребление властью,служебным положением и совершение иных противоправных действий влекут дляработника органов внутренних дел установленную законом ответственность. Принарушении работниками прав и законных интересов граждан органы внутренних делобязаны принять меры к их восстановлению, возмещению причиненного ущерба ипублично принести извинения.
Принцип научности.Эффективность административной деятельности органов внутренних дел зависит оттворческого научного подхода к разрешению вопросов и проблем, возникающих всвязи с ее осуществлением. Этот принцип означает, что в административнойдеятельности, так же как и при осуществлении иных видов и направлений работыорганов внутренних дел, постоянно учитываются объективные закономерности ипроцессы общественного развития, достижения науки.
Научность вадминистративной деятельности выражается в применении научных методик сбора,анализа и синтеза информации (данных) о состоянии общественного порядка иобщественной безопасности, преступности и других сведений, необходимых дляуспешной борьбы с правонарушениями. Для обработки и хранения информациииспользуются электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Научность предполагаеттщательный анализ информации, выявление актуальных проблем, прогнозирование,программирование, перспективное планирование борьбы с правонарушениями,выработку оптимальных вариантов разрешения проблем, избрание наиболееэффективных путей и средств выполнения намеченных программ.
Принцип научности требуеткомплексного, системного подхода к решению вопросов, определения путейдостижения целей деятельности, которые позволили бы их достигнуть принаименьших затратах сил и средств.
Научность выражается воптимальном определении и правовом закреплении функциональных обязанностейработников, в совершенствовании структуры аппаратов и служб органов внутреннихдел.
Рассматриваемый принциппредполагает также научную организацию труда (НОТ) в органах внутренних дел,использование автоматизированных систем управления (АСУ), других научно-техническихсредств, оргтехники. НОТ существенно повышает производительность труда,помогает более рационально использовать служебное и личное время работника,способствует оптимизации рабочих операций, а также созданию благоприятныхусловий труда.
Принцип научностипредполагает использование выводов и рекомендаций науки в повседневнойпрактической деятельности, изучение и обобщение собственного опыта,реалистическую объективную оценку последствий принимаемых решений для того,чтобы своевременно выявить и применить все положительное, оправдавшее себя напрактике, а также творчески использовать отечественный и зарубежный опыторганизации охраны общественного порядка и обеспечения общественнойбезопасности.
Важное значение дляулучшения административной деятельности имеет использование достиженийпсихологии, иначе говоря, освоение работниками органов внутренних делпсихолого-педагогических методов воздействия на поведение людей.
Принцип сочетаниягласности и профессиональной тайны. Административная деятельность органоввнутренних дел (милиции) является гласной, открытой для граждан, общественностии средств массовой информации. Органы информируют трудовые коллективы,учреждения, общественные организации, средства массовой информации (радио,телевидение, печать), государственные органы, население о своей деятельности, осостоянии общественного порядка и общественной безопасности, о мерах по ихукреплению.
Вместе с тем не подлежатразглашению данные, составляю» щие государственную и служебную(профессиональную) тайну, Я также сведения, затрагивающие честь и достоинствограждан полученные в процессе служебной деятельности, за исключением) случаев,предусмотренных законом.
Организационные принципыадминистративной деятельности органов внутренних дел. Система организационныхпринципов включает в себя две группы: принципы построения аппаратов и служб,осуществляющих административную деятельность, и принципы их деятельности.
К первой группе относятсяпринципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойногоподчинения.
Отраслевой принципвыступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющихадминистративную деятельность. В соответствии с ним для реализации того илииного вида административной деятельности (охраны общественного порядка,обеспечения и др.) образуются соответствующие аппараты, службы и подразделения.Построение аппаратов и служб по отраслевому принципу обеспечиваетспециализацию, позволяет учитывать в работе особенности различных видовадминистративной деятельности, повышать профессионализм работников иэффективность деятельности.
Территориальный принцип.Согласно этому принципу при формировании административных аппаратов и службразличного направления важно учитывать особенностиадминистративно-территориальных образований (районов, городов и др.), где этислужбы расположены и функционируют. К особенностямадминистративно-территориальных единиц, в частности, относятся: географическаясреда, количество населения, демографическая среда, оперативная обстановка идр.
Линейный принцип. Егоприменение обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, осуществляющихадминистративную деятельность, при котором каждый руководитель в пределах своейкомпетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственногоначальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельностиподчиненного. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших почисленности групп и коллективов работников и где работа относительно не сложнаи не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятсянизовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеютподчиненных. В частности, линейный принцип положен в основу организациистроевых подразделений патрульно-постовой службы милиции.
Функциональный принцип.При сложных структурах аппаратов, служб и подразделений органов внутренних делединоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все полномочий Всвязи с этим линейная структура увязывается с функциональной.
Сущность функциональногопринципа заключается в образовании и деятельности служб и подразделений,реализующих координационные и обеспечивающие функции — кадровую, финансовую,материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа идр. Применение при создании структуры аппарата (службы) функциональногопринципа позволяет руководителю разрешать конкретные вопросы черезфункциональные подразделения.
Функциональный принципобеспечивает специализацию труда, квалифицированное решение вопросов, повышаетдейственность контроля, упрощает работу руководителей. При этом важно, чтофункциональные аппараты оказывают управленческое воздействие на отраслевые илинейные подразделения не непосредственно, а через руководителя органа, всостав которого они входят.
Двойное подчинение. Всоответствии с этим принципом органы внутренних дел подчиняются, с однойстороны, — по вертикали, т.е. непосредственно вышестоящему органу внутреннихдел, а с другой — по горизонтали, т.е. органу исполнительной властисоответствующего субъекта Российской Федерации (правительству республики,администрации края, области, города, округа).
Подчинение по вертикалипозволяет направлять административную деятельность нижестоящего органавнутренних дел в соответствии с общей политикой государства, обеспечиватьсистематическое совершенствование форм и методов охраны общественного порядка иобеспечения общественной безопасности на основе обобщения опыта в масштабе всейстраны. Вместе с тем подчинение по горизонтали позволяет указаннымисполнительным органам субъектов федерации направлять и контролироватьадминистративную деятельность органов внутренних дел, оказывать органам помощьв работе, укреплении и расширении связей со всеми органами местногосамоуправления.
Таким образом, двойноеподчинение обеспечивает сочетание необходимых начал централизованногоруководства с учетом местных условий и особенностей.
Во вторую группуорганизационных принципов входят: рациональное распределение полномочий междусубъектами административной деятельности, ответственность субъектов этойдеятельности за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.
Рациональноераспределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач,обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением иработником; урегулирование их взаимоотношений в административной деятельности.
Ответственность зарезультаты работы. С принципом рационального распределения полномочий тесно связанаответственность аппаратов, служб, подразделений и работников, осуществляющихадминистративную деятельность, за результаты их работы. Недостатки и упущениясубъектов административной деятельности влекут для них дисциплинарную и инуюответственность. Установление ответственности способствует повышению качества иэффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебнымобязанностям, требовательность начальников к подчиненным, чуткое и внимательноеотношение к людям.
Сочетание единоначалия и коллегиальности.Деятельность органов внутренних дел строится на основе единоначалия. Онообеспечивает необходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе,личную ответственность работника за порученное дело.
Вместе с тем единоначалиене исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и сложных вопросов.Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в административнойдеятельности органов внутренних дел означает сочетание единоначалия вруководстве аппаратами, службами и подразделениями с персональнойответственностью руководителя за результаты работы с коллегиальным(коллективным) обсуждением основных комплексных вопросов административнойдеятельности. Это позволяет избегать одностороннего, субъективного принятиярешений. Распространенной формой коллегиального обсуждения вопросов являетсяоперативное совещание при начальнике органа, аппарата, службы, подразделения.Таким образом, единоначальное оперативное распорядительство связывается срешением текущих вопросов, с проведением в жизнь коллегиально обсужденныхрешений.
Заключение
Органы внутреннихдел в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительнойвласти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан,собственность, интересы общества и государства от преступных и иныхпротивоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения впределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами.
В Россиисоздана полноценная правовая база для функционирования органов внутренних дел –это целый комплекс нормативно-правовых актов, представляющих собойупорядоченную иерархию, во главе с конституцией РФ, международными актами изаконом «О милиции».
К сожалению,приходится констатировать, что внешние факторы играют зачастую решающую роль втом, что сотрудники оставляют свои места в поисках более оплачиваемых. Низкиезаработные платы, неизбежная деформация личности в процессе общения инарушителями закона, сама угнетающая обстановка приводит к тому, что люди собразованием редко идут работать в органы милиции. Все чаще лицом органоввнутренних дел становятся молодые люди с периферии, не получившие специальногообразования, порой не имеющие достаточной физической подготовки.
Правительственныепрограммы призваны укрепить престиж профессии работника органов внутренних дел путемсоздания, прежде всего экономических условий для успешного их функционированияи выполнения долга. Более того, это привлечет человеческий фактор. Ведь люди впогонах – это, прежде всего, люди, рискующие своими жизнями и здоровьем каждыйдень, и это должно возмещаться хотя бы на экономическом уровне. Тогдаполномочия работников органов внутренних дел будут вытекать из поставленныхзадач, и их правовое функционирование будет строиться на Конституции ипринципах международных правовых актов.
Литература
1.Конституция РФ
2.Овсянко Д. М. Административное право:Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов. — М.,Юристъ, 2005.
3.Бахрах Д. Н. Административноеправо. Учебник для вузов. — М., Издательство БЕК, 2006.
4.Административное право. Учебник длявузов. Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова — М., Юристъ, 2005.
5.Четвериков В.С. Административное право.Учебное пособие. — М., Новый Юрист, 2004.
6.Комментарий к Кодексу РФ обадминистративных правонарушениях. Под редакцией И. И. Веремеенко.-3-е изд., переработанноеи дополненное М., Проспект, 2006.
7.Кодекс РФ об Административныхправонарушениях. М., Филинъ,2003.
8. Карамурзаев Т.Д. «Коллизии административногозаконодательства», М., Юрист, 2005г.
9. Лячко П.Л. «Комментарии к некоторымстатьям Административного кодекса», М., Наука, 2005 г.
10. Прямицкий Д. К. «Особенности административногозаконодательства на современном этапе в России», М., Прогресс, 2006 г.
11. Яковлев П.Ж. «Вопросы законодательства»,М., Век, 2006г.
12. Ященко О.Д. «Современнаяюриспруденция», М., Век, 2003 г.