Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГОУ ВПО
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет
Водныхкоммуникаций
Гуманитарныйфакультет
Кафедра международного бизнеса,менеджмента и туризма
Дипломныйпроект
На тему: “Механизмыуправления государственной и муниципальной
собственностью в сфере водного транспорта”.
Выполнил студент_____________Медведев В.С.
Руководитель дипломногопроекта,
Ученая степень,должность_________________К.и.н., доцент, Заика Н.К.
“Допущен к защите”
Зав. кафедрой МБМ и Т,
Ученая степень, ученоезвание___________К.э.н., профессор, Смирнова Л.И.
Проект поступил
на выпускающую кафедруРег.№______
методист_____________
Санкт-Петербург
2006
TOC o «1-3» h z u Глава 1. Теоретические аспектыуправления государственной и муниципальной собственностью в сфере водноготранспорта. PAGEREF _Toc135565567 h 2
1.1. Понятие и государственной имуниципальной собственности. PAGEREF _Toc135565568 h 2
1.2. Содержание правагосударственной и муниципальной собственностью PAGEREF _Toc135565569 h 8
1.3. Методы управления муниципальнойсобственностью… PAGEREF _Toc135565570 h 20
1.4. Приватизация государственной имуниципальной собственности PAGEREF _Toc135565571 h 22
Глава 2. Особенности управлениягосударственной и муниципальной собственностью в сфере водного транспорта. PAGEREF _Toc135565572 h 28
2.1. Государственная и муниципальнаясобственность на землю водного транспорта. PAGEREF _Toc135565573 h 28
2.2. Проблемы управлениямуниципальной собственности в отрасли водного транспорта. PAGEREF _Toc135565574 h 37
Глава 3. Рекомендации по повышениюэффективности механизмов управления государственной и муниципальнойсобственностью на примере МО «Светлановское». PAGEREF _Toc135565575 h 51
3.1. Характеристика муниципальногообразования. PAGEREF _Toc135565576 h 51
3.2. Экономическая эффективностьуправления муниципальной собственностью PAGEREF _Toc135565577 h 57
Рис. 3.1.PAGEREF _Toc135565578 h 58
3.3. Проблемы управлениямуниципальной собственностью… PAGEREF _Toc135565579 h 60
3.3. Пути повышения эффективностиуправления муниципальной собственностью… PAGEREF _Toc135565580 h 63
Заключение. PAGEREF _Toc135565581 h 69
Список использованных нормативныхактов и литературы. PAGEREF _Toc135565582 h 74
Введение
Тема управления муниципальной собственностью всовременной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать летназад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было.Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективностьдеятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местногосамоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересовграждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются вжизнедеятельности местных сообществ»[1].Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призмуудовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересамместного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, впервую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальнойсобственностью.
В связи с этим целью работы является изучениедеятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальнойсобственностью: их компетенция, практика управления и эффективностьдеятельности. Для достижения цели дипломного проекта необходимо решениеследующих задач:
· изучение категории «муниципальнаясобственность» с экономической и правовой точек зрения;
· изучение муниципальной собственностиформирование и состав;
· изучение местных органов власти,участвующих в управлении муниципальной собственностью;
· выявление основных проблем,препятствующих наиболее эффективному управлению муниципальной собственностью;
· поиск путей решения существующихпроблем, в том числе с использованием стороннего опыта.
В соответствии с Уставом муниципального образования«Светлановское», муниципальная собственность является одной из составляющихэкономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами,имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном вустановленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими. Всвязи с этим, объектом изучения в процессе написания данного дипломного проектаявляется деятельность органов и должностных лиц местного самоуправлениямуниципального образования «Светлановское» в области управления муниципальнойсобственностью. Предметом выступает эффективность использования муниципальнойсобственности, эффективность управления ей со стороны органов местногосамоуправления г. Санкт-Петербурга
В соответствии с поставленными задачами, объектом ипредметом дипломного проекта ведущим методом при анализе деятельности органовместного самоуправления является статистический. Данный метод позволяет наоснове имеющихся показателей оценить результативность деятельностисоответствующих органов по управлению муниципальной собственностью, в том числев сравнительном аспекте. Также использовался анализ документов (законов, другихнормативных правовых актов). Наряду со статистическим методом и анализомнормативных документов применён метод экономического анализа, предметомкоторого являются «хозяйственные процессы предприятий, ихсоциально-экономическая эффективность и конечные финансовые результатыдеятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективныхфакторов, находящие отражение через систему экономической информации»[2].
При исследовании обозначенной выше темы возниклисложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящённымипроблеме управления муниципальной собственностью в Российской Федерации насовременном этапе. Центральный вопрос дипломного проекта можно определить какмало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной. Тем неменее, в работе были применены следующие основные группы источников:
· федеральные законы;
· законы субъектов Российской Федерации;
· муниципальные нормативные правовыеакты;
· книги и публикации отдельных авторов, посвященные,как правило, общеэкономическим вопросам;
· статистические источники.
Для более качественного изучения вопроса управлениямуниципальной собственностью в рамках дипломного проекта необходимо большепубликаций, посвящённых именно управлению муниципальной собственностью.Большинство авторов заостряют своё внимание на процессе формированиямуниципальной собственности, процессах приватизации и пр.
Глава 1. Теоретические аспектыуправления государственной и муниципальной собственностью в сфере водноготранспорта1.1. Понятие государственной имуниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГКРФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судомравным образом.
Общеизвестно, что понятие собственность на имуществовключает в себя право владения — физическое обладание этимимуществом, право пользования — возможность использования имущества и получениядохода от этого использования и право распоряжения — возможностьпродать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностьюв Российской Федерации является:
1. имущество, принадлежащее на правесобственности Российской Федерации (федеральная собственность);
2. имущество, принадлежащее на правесобственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям,городам федерального значения, автономной области, автономным округам(собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своимидействиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности,выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностьювсоответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество,принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а такжедругим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своимидействиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности,выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции,установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право государственной и муниципальной собственности вРоссийской Федерации разграничивается и регламентируется:
1. ГК РФ;
2. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составероссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;
3. Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп «Обутверждении положения об определении пообъектного состава федеральной,государственной и муниципальной собственности и порядке оформления правсобственности»;
4. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «Оделегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению ираспоряжению объектами федеральной собственности»;
5. иными нормативными правовыми актами.
На практике часто возникает путаница, связанная снахождением арендуемого имущества в хозяйственном ведении или оперативномуправлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.Попытаемся прояснить ситуацию.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное илимуниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на правехозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом впределах, определяемых ГК РФ.
Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на правехозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдаватьв залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласиясобственника.
Остальным имуществом, принадлежащимпредприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжаетсясамостоятельно.
Возможна ситуация, когда предприятие, которому недвижимоеимущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду безсогласия собственника имущества. Такая сделка аренды недействительна согласностатье 168 ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия,предусмотренные гражданским законодательством.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативногоуправления представляет собой владение, пользование и распоряжение казеннымпредприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах,установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенногопредприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. Приэтом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или инымспособом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласиясобственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальнойсобственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».Схематично они изображены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Объекты муниципальной собственности
Данный перечень является открытым, что предполагаетвозможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. Вчастности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах,транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектовсобственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно поразным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Как движимое могут быть выделены объекты, обозначенные нарис. 1.1. под номерами 1,2, ценное и малодвижимое имущество, а также пакетыакций (акции) и доли участия в хозяйственных обществах.
Как недвижимое – 4,5,6,7,8 (рис.1.1.).
Если в основе формирования муниципальной собственности заложеныкритерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можновыделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения ижилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспеченииповседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле,медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не толькообщественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание истроительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения,неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточныйассортимент и т.д.) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Многосекторность муниципального хозяйства, его ярковыраженная социальная направленность и функционирование в границах единойкомпактной территории являются теми его особенностями, которые необходимоучитывать при определении принципов и системы управления муниципальнойсобственностью.
Государственная собственность подразделяется нафедеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую РоссийскойФедерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам,краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономнымокругам. Означает ли это, что тезис о единстве фонда государственнойсобственности должен быть сдан в архив? По-видимому, нет. Государственнаясобственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределахтого субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданскийоборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имениюридических лиц, что чаще всего и бывает.
Отпочкование муниципальной собственности отгосударственной впервые было проведено в российском законе о собственности[4]. Вслед за ним по тому же пути пошли идругие законодательные акты. В настоящее время муниципальная собственностьзакреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной,государственной и иными – как в Конституции РФ, так и в ГК (см. п. 2 ст. 8 пп.2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212,215 ГК). Но если круг субъектов государственнойсобственности очерчен в законе достаточно четко, то этого нельзя сказать осубъектах муниципальной собственности, в отношении которых употребленарасплывчатая формулировка, – в качестве таковых выступают городские и сельскиепоселения, а также другие муниципальные образования. В Федеральном законе «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена каксобственность муниципальных образований[5].К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города(кроме городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, признанныхсубъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки,села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственностине может быть признано административно-территориальное образование, не имеющеецентра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условияхСанкт-Петербурга не существует собственности районов, входящих в черту города,если они не имеют своего центра (например, собственности Адмиралтейскогорайона), хотя они и могут быть наделены широкими полномочиями по управлению принадлежащимигороду объектами государственной собственности. В то же время на территории,находящейся в административном подчинении Санкт-Петербурга, в пригородной зоне,а ныне и в пределах городской черты, находятся города, поселки и иныеобразования, которые выступают в качестве субъектов муниципальнойсобственности. Таковы Пушкин, Павловск, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт,Ломоносов и ряд других.
Множественность субъектов права муниципальнойсобственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому онапринадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялосьуправление ею.
Таким образом, тезис о единстве фонда собственности вочерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государственной, но имуниципальной собственности.1.2. Содержание правагосударственной и муниципальной собственности
Право государственной и муниципальной, собственности, каки право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей,будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности,либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей всостав Российской Федерации, если речь идет о собственности субъектов Федерациилибо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению куказанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С однойстороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым правособственности принадлежит, – в состав российского народа, народа республики –субъекта Российской Федерации, населения края, области, муниципальногообразования и т.д. В то же время члены общества по отношению к указанным формамсобственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того,принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должныпосягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому быона ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектногосостава правоотношений государственной и муниципальной собственности.
Согласно Закону об общих принципах организации местногосамоуправления, права собственника в отношении имущества, входящего в составмуниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляюторганы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектовРоссийской Федерации и уставами муниципальных образований, – населениенепосредственно.
В составе государственной и муниципальной собственностинеобходимо различать, с одной стороны, имущество, не закрепленное засоответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическимилицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а сдругой, имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативномуправлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, как несвязанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этомуразличают осуществление права государственной и муниципальной собственности вотношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного засоответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическимилицами.
В первом случае речь идет об осуществлении правагосударственной и муниципальной собственности самим носителем этого права кактаковым, поскольку действия по его осуществлению соответствующиегосударственные органы, органы местного самоуправления, а также юридическиелица и граждане совершают не от своего имени, а от имени субъекта правасобственности – Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальногообразования.
Во втором случае к осуществлению права собственностиподключается дополнительное и притом вполне самостоятельное звено – в видеюридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени инаделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственноговедения, либо правом оперативного управления. Нередко при осуществлении правагосударственной и муниципальной собственности имеет место сочетание действий,совершаемых одним субъектом от имени собственника, а другим – от своего имени.Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие можетраспоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимымимуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжениюимуществом предприятие и совершает от своего имени, но для его совершения онодолжно испросить согласие уполномоченного государственного органа (например,соответствующего органа по управлению государственным имуществом), который даетего уже от имени собственника.[3]Таким образом, случаи осуществления права государственной и муниципальнойсобственности непосредственно самим собственником было бы неверно ограничиватьтеми, когда речь идет об имуществе казны, они значительно шире.
Так, в нынешних условиях непосредственное участиесубъектов права государственной и муниципальной собственности в осуществленииэтого права имеет место при приватизации государственных и муниципальныхпредприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием закрепленным заним недвижимым имуществом (а если речь идет об унитарном казенном предприятии –то и движимым). В осуществлении права собственности от имени собственников вуказанных случаях участвуют Министерство имущественных отношений РоссийскойФедерации, Российский фонд федерального имущества и их органы на местах.
В дальнейшем мы сосредоточимся на осуществлении правагосударственной и муниципальной собственности с помощью таких способов, какправо хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Право хозяйственного ведения как способ осуществленияправа государственной и муниципальной собственности. Статья 216 ГК называетправо хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихсясобственниками Более развернутая характеристика права хозяйственного ведениядана в ст. 294, 295, 299, 300 и других статьях ГК. В отличие от ранеедействовавшего законодательства, круг субъектов права хозяйственного ведениясужен, а его содержание ограничено. В ГК предусмотрено, что правомхозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальныеунитарные предприятия, кроме федеральных казенных предприятий, за которымиимущество закрепляется на праве оперативного управления. Соответственно этомуГК не предусматривает использование права хозяйственного ведения как способаосуществления иных, кроме государственной и муниципальной собственности, формсобственности. Позиция, занятая ГК в вопросе о границах использования правахозяйственного ведения, соответствует ст. 8 Федерального закона о введении вдействие части первой ГК, которая предписывает преобразование предприятий, ненаходящихся в государственной или муниципальной собственности и основанных направе полного хозяйственного ведения, в хозяйственные товарищества, обществаили кооперативы либо их ликвидацию. К указанным предприятиям до ихпреобразования или ликвидации применяются правила об унитарных предприятиях,основанных на праве оперативного управления, с учетом того, что собственникамиих имущества являются их учредители[4].Отказ от использования права хозяйственного ведения при осуществлении иных формсобственности был поспешным и привел на практике ко всякого рода трудностям.По-видимому, он был вызван эйфорией, связанной с хозяйственными обществами итовариществами, которые на определенном этапе рассматривались в качествеоптимальной организационно-правовой формы образования юридических лиц,занимающихся коммерческой деятельностью. Трудно понять, почему, скажем,кооперативная, общественная или религиозная организация не может образоватьподсобное предприятие, выделив ему часть своего имущества в хозяйственноеведение, а нужно обязательно идти по пути создания хозяйственного товариществаили общества, наделяя его правом собственности. В настоящее время наблюдаетсявозрождение категории хозяйственного ведения. Первой ласточкой можно считатьФедеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 24Закона предусмотрено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичныепрофсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом,находящимся не только в их собственности, но и в хозяйственном ведении.По-видимому, можно ожидать дальнейшего расширения границ использования правахозяйственного ведения. Сужено это право и по своему содержанию, что нашлоотражение не только в переименовании соответствующего права (раньше ононазывалось «право полного хозяйственного ведения», а теперь «правохозяйственного ведения»), но и в том, как очерчены права собственника вотношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Если раньше правополного хозяйственного ведения строилось по той же модели, что и правособственности, то ныне права государственного или муниципального предприятия,которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, строгоограничены, и в то же время достаточно широко определены права на это имуществосамого собственника. Объясняется это тем, что размер уставного фонда такогопредприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных имуниципальных предприятиях, причем еще до регистрации предприятия он долженбыть собственником полностью оплачен. Если по окончании финансового годастоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда,орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядкепроизвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активовокажется меньше размера, определенного законом, предприятие может бытьликвидировано по решению суда.
Помимо того, что собственник имущества, находящегося вхозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определенияпредмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначаетруководителя предприятия, он осуществляет также контроль за использованием поназначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право наполучение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведениипредприятия имущества.[5]
Как видим, право хозяйственного ведения по своемусодержанию ныне резко ограничено. Объясняется это не в последнюю очередь егожесткой привязкой к праву государственной и муниципальной собственности, что,пожалуй, особенно сказалось в Указе Президента РФ от 14 октября 1992 г. «О регулированииарендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальныхпредприятий, сданного в аренду». Указом по существу было положено началорезкому ограничению прав государственных и муниципальных предприятий пораспоряжению закрепленным за ними имуществом, прежде всего недвижимым. Та жетенденция отчетливо просматривается и в ГК, даже если оставить в стороне вопросо правовом режиме имущества казенных предприятий, за которыми имуществозакрепляется на праве оперативного управления и права которых в отношении этогоимущества еще более ограничены (см. об этом дальше). В результате правохозяйственного ведения, не говоря уже о праве оперативного управления, хотяформально они и закреплены в законе в качестве вещных прав, обескровлены. Посвоему содержанию они даже более ограничены, чем прежнее право оперативногоуправления (см. ст. 93' ГК 1964 г.), хотя последнее в свое время резко критиковалось какатрибут административно-командной системы, препятствующий развитию рыночныхотношений. Представляется, что ограничения права хозяйственного ведения и,скажем, забегая вперед, права оперативного управления далеко не всегдаоправданы, тем более если учесть расширение границ использования правахозяйственного ведения. В то же время не следует впадать в крайность и строитьих по той же модели, что и право собственности.
РФ от 26 декабря 1994 г. № 170 и введено в действие с 1 января 1995 г.), но ныне оноутратило былое значение, по крайней мере с точки зрения тех прав, которыепринадлежат предприятиям в отношении как основных, так и оборотных средств. Почемуэто произошло? Раньше среди источников образования основных средствпревалировали бюджетные ассигнования, в то время как пополнение оборотныхсредств – сырья, топлива, материалов – происходило главным образом за счетсобственных средств предприятий. Ныне это различие, во всяком случае вотношении предприятий, которым имущество принадлежит на праве хозяйственноговедения, во многом нивелировано. Правомочия предприятий по распоряжениюосновными средствами были существенно ограничены, распоряжаться оборотнымисредствами предприятие могло значительно свободнее. Нельзя сказать, что эторазличие сведено на нет, но сейчас оно переместилось в несколько иную плоскостьи проводится в зависимости от того, относится ли имущество к недвижимому илидвижимому. Наконец, раньше основные средства были полностью забронированы отвзыскания со стороны кредиторов, а взыскание на оборотные средства можно былообратить в пределах, превышающих нормальные потребности предприятия. Нынеунитарное предприятие в принципе отвечает по своим обязательствам всемпринадлежащим ему имуществом, независимо от того, относится ли оно к основнымили к оборотным средствам. В свою очередь, оно не не