Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние воспитательного климата семьи на становление личности младшего школьника

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственныйуниверситет
Имени Н.Г. Чернышевског
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 050708
Педагогика и методика начальногообразования

«ВЛИЯНИЕВОСПИТАТЕЛЬНОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Курсоваяработа

Студентки 3 курса
факультета педагогики, психологии
и начального образования
Хомяковой
Марины Владимировны
Научный руководитель
кандидат. пед. наук, доцент
М.П. Зиновьева

Петровск2007

Содержание
 
Введение
1. Общие условия семейного воспитания
1.1 Понятие становления личности
1.2 Воспитательный климат семьи
1.3 Возрастные особенности младшихшкольников
2. Тенденции положения ребенка всемье
2.1 Роль отца и матери в семье
2.2 Влияние неполной семьи настановление личности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 Социальный паспорт школы

Введение
Человеквходит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегданесет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ееразносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всехсоциальных влияний на человека, и прежде всего системой общественноговоспитания.
Личность — есть системное ипоэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качестваявляется вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденнымиприобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия(предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия иобстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя«личность» имеют в виду «целостность», но такую«целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает какпреимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежатв основном адаптивные приспособительные процессы.
Формированиеличности человека-коллективистатребует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а неконгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленноевключение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность всистеме именно такого специально заданного многопланового коллектива присоподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социальнозначимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе,основу которого составляет система просоциальной деятельности — это не один изряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подходк формированию растущего человека как личности.
Цель работы: Изучение влияния семьи на становлениеличности.
Объект исследования: Становление личности младшегошкольника.
Предмет исследования: Влияние воспитательного климата семьина становление личности младшего школьника.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена иразработана такими авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко идр.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глави заключения.
Задачи работы: Рассмотреть такие понятия какстановление личности, возрастные особенности младших школьников, какую рольиграют мать и отец в семье на ребенка, влияние неполной семьи на становлениеличности.

1. Общие условиясемейного воспитания
 
1.1Понятие становления личности
Становлениеличности происходитв процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, чтоназывается социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е.учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга,родителя и т.д.
Социальнаяличность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения материс ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественнойпрактики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательноевоздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы,результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.Формирование человека как личности требует от общества постоянного исознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания,преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Выступаяи субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется черезее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, исаму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Целенаправленноеформирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основеобщего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждогочеловека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологическиеособенности.
Главнаяцель развития личности — более полная реализация человеком самого себя, своих способностей ивозможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но этикачества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции ипротивопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающегоих активное соучастие в этом процессе.
 
1.2Воспитательный климат семьи
Именно всемье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учитсякак себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учимребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослыхтеория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа,которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая,отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.). Каждый изродителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок илиидеалов. И очень трудно отступает от них.
Обыкновенновсе замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку,говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, чтокачества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными уребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е.только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживаетимитационный период, во время которого у него складываются его речь, всеглавные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом делеребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителейсемьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: еслилюбящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, каккачества последнего слагаются из действий и рассуждений, окружающих его лиц, тоона, несомненно, станет зорко следить за всяким своим действием и словом,избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка. Этим она,несомненно, будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полнымсоответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка кправдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основаниедля развития нравственного характера человека. При изучении человека и условийего образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют неслова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь ктруду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитиюребенка[1]
Вследствиенедостатка внимания, а главное вследствие незнания обыкновенно спешат допуститьсуществование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о«неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе иза нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегдаостается в тени, и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольноговозраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-такиодин воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость(нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляютребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычкахнеизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия.
Кому неизвестно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится ктому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередкоподразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да иначе и быть неможет, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчетав каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину соследствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характерапо-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту. [2]
Обыкновеннопредполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а междутем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что онприучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что«мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, еслиему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманываюти чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менеевыясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то,что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок первоначально только изнает впечатления, получаемые органами его чувств, он только им и повинуется идействует исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; оннепременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему вкаком-либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но,если он видит, что окружающие пользуются чем-нибудь, а ему не дают, то и он припервом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз онаплохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то жесамое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же наопыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всякимслучаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником, ипользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не можетвыяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что непопадаться — добро, а попадаться — зло и, имея возможность сделать кому-нибудьзло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании.
Кромепростого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены ни всемье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания. Обыкновенно приучаютребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его насвет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуютнормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляютоднообразными различными напевами, его целуют, подделываются под произносимыеим звуки, — все это оказывается искусственными раздражителями. Когда послевсего этого начинается ученье, ребенок оказывается вялым, апатичным, ленивым;на него жалуются за безучастность его к занятиям, между тем как все сделано,чтобы именно понизить его жизнедеятельность, чтобы сделать его апатичным ивялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к искусственнымвозбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся при такихусловиях апатия вызывает у молодого человека погоню за переменой впечатлений;кондитерская оказывается преддверием к винному погребку и кутежам точно так же,как отметки и поощрения развивают стремление к различным играм: спорту,карточной игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладитьсявсякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушитьугнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он не возбуждаетсямыслью и не занят умственным своим совершенствованием. Молодого человекаукоряют за его грубый и развращенный нрав, совершенно упуская из виду причины,содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его семейной ишкольной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений, которые унего наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни животныепроявления.[3]
Значениепривычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от нихвпоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальныхусловиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями,он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченноеим действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развитияребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всегоостанавливается над теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает,они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легчеих усваивает. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждениянаблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не самнаталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, скоторыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценкесил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствиеприводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое.[4]
Вслед занаблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильноевпечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемымв обыденной жизни. При искусственном же приучивании к таким приемам и действиямребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое отнего: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степенифизического развития ребенка и уменью его производить такие действия.[5]
Посленаблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно рассуждает надзначением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество главнымобразом и содействует его образованию, а также ограничению произвола егодействий и выяснению личных качеств человека. Обыкновенно находят, что ребенокдолжен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набиратьматериал и знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзясогласиться на основании следующего психологического положения: смотря по тому,каким образом человек относится к каким-либо явлениям при первой встрече сними, соответственно этому, скорее всего он будет к ним относиться ивпоследствии. Если он в раннем возрасте не приучился рассуждать над своимивпечатлениями и действиями, то он впоследствии очень трудно к этому привыкает.Набором знаний он развивает свою память, которую до того изощряет упражнением, чтоему легче всего все воспринимать этой умственной способностью; он не привык ине умеет рассуждать, у него знания остаются сырым материалом, который непереварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без проверки своимидействиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтомусам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общегообраза; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтомусамостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяетто, что знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера,а для развития нравственного характера нет условий.
Частополагают, что ребенок не понимает значения личных отношений, что у него нет ещепонятия о лице и личной его неприкосновенности. Родители обыкновенно думают,что их дети составляют их собственность, что они должны быть безличны инаходиться в полной зависимости от их требований и действий. С такими грубымивоззрениями, понятно, никак нельзя согласиться, потому что, чем раньше уребенка пробуждается понятие о своей личной неприкосновенности и о своихчеловеческих правах, тем более он приучается дорожить ими и ценить эти права удругих; но такие понятия могут у него сложиться не из слов, а исключительно из действийи обращения с ним, они слагаются не по слову, а только по делу. Любовь,основанная на идее правды, возвышает человека и заставляет уважать его, безчего немыслимо развитие истинных человеческих качеств и достоинств; поэтому-тосамый главный и существенный агент при воспитании — это искренняя, неподдельнаяи глубокая любовь.
Внешниеласки и нежности приводят к ложным и лицемерным отношениям к матери и вообще клюдям, между тем как отсутствие их и правдивое, внимательное и теплоеотношение, а главное, преимущество, даваемое на деле интересам любимого лицаперед своими, всегда сильнее всего сближают и связывают людей между собой.
В семье формируетсяличность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащаетличность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего этопроисходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречатьсямолодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, этапозиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживаетсамого пристального внимания.
В жизни каждого человекародители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцыповедения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всехсвоих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивнымэмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим намать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от нихво многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что всеих поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качестви такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контрольза своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организациисемейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях,способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
1.3Возрастные особенности младших школьников
Рассмотримвозрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Рост ивес — в возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м.
Обычно в6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняяк 10-ти.
Вес вэтом возрасте увеличивается в среднем на 2-2.7кг в год. За период от 6 до 12лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.
Мозг инервная система— вэтом возрасте отмечается наибольшее увеличение
мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжаетсясовершенствование нервной системы. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющаяполушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшеевзаимодействие.
Кости — рост костей особенно заметен. Этокасается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног. Детскиекости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, поэтомурастущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению ирастяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чемвзрослый.
Мышцы ижировая ткань — доизменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно неменяется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы исилы мышц. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают всебольшую потребность в движении, физической активности.
Учебнаядеятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее,как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).
Учебнаядеятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как усвоение этих знаний.
Самоесущественное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя,отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел — умею»,«Не мог — могу», «Был — стал»,-ключевые оценки результатауглубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенокстал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляетэто изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии насвое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности,саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебнуюдеятельность.
Сприходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне,психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видамидеятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование,конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
Произвольноеуправление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдениеправил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда онзнает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительноенапряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляетребенка.
Вусловиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, чтоэто совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие,серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а несимволически, «понарошку».
Детидолжны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебноезадание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо оттого, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должнаустраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку нато, что он уже стал большим и заниматься игрушками «как маленький»теперь уже должно быть стыдно.
Развитиемышления — при возникновениинекоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но онже может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как быдействует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачипроисходит в результате внутренних действий с образами, называетсянаглядно-образным. Образное мышление — основной видмышления в младшем школьном возрасте.Мышление ребенка в началеобучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией,обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решенияопределенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личномопыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес идругие. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятийприводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия.Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка,пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменениеих конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенокпопадает зависимость от того что он видит в каждый новый момент измененияпредметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлятьотдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себяабстрактные знания, отдаленные от прямых источников.
Развитиевнимания — 6-7-ми-летнийребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, ато и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на рисовании,конструировании, изготовлении значимых для него поделок. Однако такиерезультаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занятребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным,если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична илисовсем не нравится.
Хотядети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение,непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразнойи малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, нотребующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления.Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятияэлементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Детимладшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание наинтеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организациивысокой мотивации.
Развитиевоображения — вмладшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создаватьразнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметовдругими, воображение переходит в другие виды деятельности.
Вусловиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальныетребования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учительна уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходятнекие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждаютразвитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями — иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения.Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы идругое.
Ввоображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное — преодоление,обретение друга, выход к свету, например, радость
Воображениев жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздочаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работавоображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира,способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическаяпредпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативностисоциального пространства, последнее принуждает работать воображениенепосредственно на резерв личностных качеств.
Наумственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. Приэтом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения.
Кпрограммному развитию речи относятся следующие виды обучения и развитияребенка:
1)усвоение литературного языка, подчиненного норме.
2)      овладениечтением и письмом. И чтение, и письмо — речевые навыки, опирающиеся на системуязыка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии.
3)      соответствиеречи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не долженнаходиться ребенок, так как он занимает положение ученика.
Ребенокв младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением адекватновоспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Он начинает сам с интересомрасширять свой лексический запас, активизировать употребление слов исловосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции.
Всеэто — желательныеи возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка.
Смомента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большейстепени, зависит от посторонних людей и от опыта, который он приобретает внедома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки котороготеперь для него значительно расширяются. Предметом страхов могут быть и уроки,и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками. Время отвремени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьниковнежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, уребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головныеболи, колики в желудке, рвота и головокружение. Родители, выражая при ребенкесвои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх заних и опосредованно — страх перед школой.
Ребенка,у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть вшколу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание можетвызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше «незаметить» плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы.Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее,чем жалость или стенания.
Чрезмернаяактивность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда онасопровождается серьезными задержками эмоционального, умственногоинтеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и можетпривести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчикови около 1% девочек – учащихся начальных классов.
У детейс чересчур повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнениишкольных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидетьспокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родителей иучителей.
Полностьюпричины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многихслучаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточноустойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждениеЦентральной Нервной Системы (из-за травм и и т.д.), генетические влияния.
Полагают,что шутка — инструмент разрядки в состоянии тревоги или в случаях другихжизненных неурядиц. Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своемуразочарованию, ослабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха.Посредством юмора они преобразуют болезненное в приятное; превращаютнеосуществимые желания обладающих властью взрослых (которым они постояннозавидуют) в нечто нелепое и смешное; обнажая собственные претензии, облегчаютнеудачи и пародируют свое противостояние всяческим огорчениям.
Замечено,что дети, которые всегда разыгрывают из себя клоунов, берут на себя слишком большуюответственность, поскольку другие, восхищаясь их «умным» юмором, ждути не по годам взрослого поведения. Они используют юмор как средство для того,чтобы справиться с этим грузом.
В первыешкольные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытываютпотребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями,структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияниена школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводитк тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
Оченьважной для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль).Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которыеони ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или другихсамооценок. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, вдругих — что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямымдействием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценкидругих людей.
Отношениямежду школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет детистроят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-тилет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. Умладших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьмиодного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все болееначинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, емунеобходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Вывод:Мы рассмотрели основные направления развития младшего школьника и такимобразом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимумуотрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Это поможет намсформулировать факторы, имеющие воспитательное значение.
1.Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобыпоговорить с ребенком;
2. Интересоватьсяпроблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогатьразвивать свои умения и таланты;
3. Неоказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельнопринимать решения;
4. Иметьпредставление о различных этапах в жизни ребенка;
5. Уважатьправо ребенка на собственное мнение;
6. Уметьсдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как кравноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненнымопытом;
7. Суважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру исамосовершенствоваться.

2.Тенденции положения ребенка в семье
 
2.1Роль отца и матери в семье
Во всевремена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой иобществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом,как и каждая женщина — матерью и женой. Человек всегда думает о том, чтоостанется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человеккак дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет насебя огромную ответственность- быть отцом, опорой в семье.
Однако сраспространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизньюруководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращениядоли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и детичасто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен запределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве,рабочий день дома тоже существует.
Однако,все равно отец — это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство- также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда естьмолодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые кнему. Ребенок — большое испытание на прочность семьи. В практике встречаютсяпары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившиесвое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Этоможет свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства илиотцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-топатологичным.
Справедливостиради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чемчувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчиныстановятся позже, чем женщины — матерями. Молодые люди из-за отсутствия детейредко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духомсобственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В нашевремя российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьмиработают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния надетей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей(особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость,обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнятьдефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитаниебудет ущербным.
Сейчаскритика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени нетолько жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошоорганизовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд поприобретению детьми дополнительных знаний и т.д.- вот первостепенная задачаотца.
Находясьрядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта,верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но идети отцов.
Отецнужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям в овсех его делах, должен быть другом своему ребенку.
Конечноже, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях, детям — увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падаетуспеваемость.
Но рольотца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе сматерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей заустройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжениепродуктами и т.д. – это, прежде всего, обязанность отца.
Огромноеи ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводилинтересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей.Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитиемалышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянокотняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло смеховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливалиобезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когдакресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен ивыросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались оченьнеобщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары.Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но онине проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала рукусвоему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, чтомалышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается матьили кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли, матери которых былнеодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт,считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы.
Матьучит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевногоотношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием,сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Помимовоспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает,готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что домашняя средняянагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а еёобщая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины.Женщина-мать имеет двойной рабочий день — на производстве и дома. Отсюдапереутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются навзаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейныефункции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всегосказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать.Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а ототца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этихкачеств формирует полноценную личность.
В каждой семье объективноскладывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания.Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учеттого, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут бытьвыделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейныхотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат,опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется всистематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственногодостоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требованиясвоему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, вкоторых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие,сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровеннойненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с нимпроисходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувствособственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, всеэто — гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье — система отношений, прикоторой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностейребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их насебя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальностиза порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контрольза всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называетсягиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям вобщении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающеепод собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полнымотсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате,повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не всостоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнемутребуют выполнения всех своих прихотей.
Система межличностныхотношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразностинезависимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могутсосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходитьнамеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношенийлежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семьепредполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями изадачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственнымиценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализмребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество,обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития —коллективом.
Многие родители сзамиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. Укого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно,для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойныйребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступаетв конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательнуюреакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаютсяподчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его отвзрослых и, что самое страшное, — ломает растущего человека, делая егонеискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность выражается в основном встремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля.Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильноежелание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения вэтот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, отстиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться— принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительскогоповедения — авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарномстиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своихдетей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужнымобъяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют всесферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в такихсемьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростковидет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются кстилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менеесамостоятельными.
Демократичный стиль семейных отношений являетсясамым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведенииподростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему правобыть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав,одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение исоветуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе,обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям,почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослостипри таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительскомстиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их неограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают подплохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нетценностей.
Как бы гладко ни проходилподростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают приотношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь— от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительнонаходиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужнопостараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто покаобладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать вовсе возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подростокобязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.
 
2.2 Влияние неполнойсемьи на становление личности
Ограниченныевоспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального,педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитанииребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, преждевсего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этомзамечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение дляребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопроссобственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находядополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностныеориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желаниематериального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботыпо ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение,усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваютсяурезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостаткувнимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроляза его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще безприсмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередкооборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюдапоследствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семьеотчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбевнуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсироватьиздержки, возникающие в семье с потерей отца.
Главный фактор, определяющийвоспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. Внеполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения междуматерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, онииспытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с ихстороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности эточрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют другдруга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семьюнеповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий ипоступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается приотсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.
Существование неполнойсемьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одногоиз супругов, относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью,распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельныйвес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает болеезначительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростомвнебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля вгородских условиях со стороны семьи и недоработки в области половоговоспитания.
Неполная семья,возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциалаявляется наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родногоотца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результатеповторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая частьженщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегдаотчим для ребенка становится настоящим отцом.
Занимая ведущее место вобразовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядомобстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональноеразвитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка всемье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуютконфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся браквызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти,оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка,его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т.д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становитсязатруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детейи направлять их развитие.
По мнению зарубежныхисследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острыепереживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детейдошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными.Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья исестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, иливымещают друг на друге агрессию и тревогу.
Не в меньшей мере, хотя ипо-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подростковоговозраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность,болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка израспавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенноранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности,ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляютдетей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интереско всему.
Частым следствием распадасемьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникаетобостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца.Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу,теряет для себя и второго родителя.
Развод с предшествующимиему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятныхфакторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое инравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений вобласти психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

Заключение
 
Рождение, смерть… междуними — целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизньему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости отэтого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек,желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к ихдостижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердыеубеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаиватьсвою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личностисвязано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так исоциальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка— и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.
Каждый из нас хочетсделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка,потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов,влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д. Кто-тодовольствуется малым, а кому-то нужно все и сразу.
Семья не только даритчеловеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делаетпервые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют нетолько мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленькийчеловечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессевоспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания,чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырастив асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Воспитание в полных инеполных семьях, в семьях с одним или несколькими детьми, в семьях, где кто-тоиз членов семьи — инвалид — кардинально различается. Что касается воспитания внеполных семьях, то воспитание в семьях, где изначально отсутствует один изродителей, отличается от воспитания в семьях, где ребенок становится свидетелемразвода родителей. Развод совершенно по-разному влияет как на детей, так и народителей, и если семья распалась, то им лучше не отдаляться друг от друга, апережить эту трагедию вместе, не обвиняя никого в случившемся. Ведь, еслиприглядеться, то вину можно свалить на любого, в том числе и на ребенка; а длянего это — еще один стресс.
Пожалуй, развод — самоестрашное, что может случиться на пути становления личности. Последствия разводародителей зачастую отражаются на дальнейшей жизни человека.
В данной работе сделанапопытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различныевлияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи довольно мало изучены, и надопродолжать вносить что-то новое в их изучение. Семья — главный источник всехправильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок ввоспитании является возможным.

Список использованнойлитературы
 
1.    Аршавский И.А.Основы возрастной периодизации, M.,изд. Наука, 2005, 132 с.
2.    Бауэр Т. Психическоеразвитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 180 с.
3.    Бернс Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2004,  290 с.
4.    Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2004, 207с.
5.    Гвоздев А. Н.Вопросы изучения детской речи, М., изд. АПН, 2004,  138 с.
6.    Дольто Ф. Настороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 387 с.
7.    Земска М. Семья иличность, М., изд. Прогресс, 2005, 133 с.
8.    Кле М. Психологияподростка: психосексуальное развитие, М., изд. Педагогика, 2006, 196 с.
9.    Крайг Г.Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
10.  Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 2006, 263 с.
11.  Люблинская А.А.Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН, 2006, 138 с.
12.  Мухаммедрахимов Р.Ж.Мать и младенец: психологическое взаимодействие, СПб, изд. СПб Университета,2005, 360 с.
13.  Мы и наша семья /сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия, 2004, 415 с.
14.  Райнпрехт Х.Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005,  254 с.
15.  Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 2007, 847 с.
16.  Семья и формированиеличности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 206 с.
17.  Субботский Е.В.Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006,  198 с.
18.  Титаренко В.Я.Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 351 с.
19.  Уайт Б. Первыетри года жизни, М., изд. Педагогика, 2006, 258 с.
20.  Фельдштейн Д.И.Формирование личности ребенка в подростковом возрасте, Душанбе, изд. Дониш, 2006,256 с.
21.  Флейвелл Дж.Х.Генетическая психология Жана Пиаже, М., изд. Просвещение, 2004, 345 с.
22.  Фрейджер Р.,Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб, изд.Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.
23.  Эльконин Э.Г.Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 2005, 300 с.
24.   «Воспитаниешкольников» Научно-методический журнал М. 4, 2004
25.   «Воспитаниешкольников» Научно-методический журнал М. 10, 2005
26.   «Семья и школа» Научно-методическийжурнал М. 11, 2006
27.   «Семья и школа» Научно-методическийжурнал М. 11, 2007

Приложение1
 
Социальныйпаспорт школы
 
Насегодняшний момент в России очень много неблагополучных семей, где есть иалкоголики родители, многодетные семьи, малообеспеченный семьи, с одной матерьюили отцом. Можно в этом удостовериться, посмотрев социальный паспорт одной изшкол.
Мыпроанализировали социальный паспорт МОУ СОШ № 3 г. Петровска и выяснили, что достаточно большая часть семей попадает в «Группу риска», а также вгруппу «Малообеспеченные семьи».
Неполная семья являетсянаиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес вчисле других семей довольно высок. На основе статистических данных можнозаявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Крометого, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей калкоголю и злоупотреблению им.
Согласно мнению Р.Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций итрудовых установок детей. “…Урабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как навозможность стать независимым, самостоятельным”.
Имеются данные, что людииз неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовкик семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполныхсемей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях.Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, ихнравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку ксемейной жизни и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.