Государственный аппарат и его структура
Для раскрытия темы работынеобходимо предварительно рассмотреть базовые, основополагающие принципы, накоторых строится управление любым государством. Воспользуемся для проведенияэтого анализа исследованиями в области общей теории управления социальнымипроцессами и основными положениями теории насилия.
В основу общей теорииуправления положены два исходных принципа:
1. мир целостен и един
2. происходящие в мирепроцессы взаимосвязаны и взаимовложены один в другой
Разработчики общей теории управления считают,что мы живем в толпо-элитарном обществе.
ТОЛПА – большинство,которое живет по авторитету, образцу, по примеру лидера (тот, кто подчиняется).Разочаровавшись в одном авторитете, толпа следует другому.
ЭЛИТА – меньшинство,которое управляет толпой.
ЗАКУЛИСА – относительнонебольшая группа, знает всеобщие законы развития, вырабатывает идею этогоразвития и внедряет ее в элиту.
Для осуществленияуправления необходимо обладание определенной информацией.
1 уровень информации –обладает закулиса – все систематизированные знания о состоянии мировыхпроцессов.
2 уровень – обладаетэлита – часть разрозненных систематизированных знаний.
3 уровень – дается толпе– элементы несистематизированных знаний.
При этом управление можетосуществляться по трем схемам:
1. Программное управление.
Реализуется элитой,обратные связи запаздывают (пример: пятилетки)
2. Программно-адаптивное.
Оцениваются промежуточныерезультаты в плане, при необходимости осуществляется корректировка этого плана.
3. Управление по схеме "предсказатель-поправщик" (предиктор-корректор)
Не ждет результатов, анепрерывно разрабатывает новые цели и планы их достижения.
Основное средствоуправления – власть.
Виды власти (поважности):
1. Концептуальная власть.
Самая важная. Различаетфакторы и исходя из законов вырабатывает цели развития. Всегда работает посхеме 3 (предсказатель-поправщик)
2. Идеологическая или политическая.
Облекает концепцию впритягательную для толпы форму.
3. Законодательная.
Под концепции подводитнормы права.
4. Исполнительная
Реализует.
5. Судебная.
Следит за соблюдениемзаконности.
Остановимся кратко нарассмотрении основных положений теории насилия:
Средства борьбы за власть(Обобщенные виды оружия):
1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
— мировоззренческая философскаяинформация
— философский взгляд наВселенную, на добро и зло
— решения по основнымнаправлениям развития народов и государств (капитализм, социализм и др.)
— методологическиестереотипы (индивидуализм, коллективизм, борьба классов и др.)
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
— информация охронологическом порядке вещей, событий, процессов и др.
3. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
— прикладная информация отехнологиях, в том числе и социальных (религиозные, политические и др.)
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ оружие
— мировые деньги, кредитныеорганизации, блокады, эмбарго и др.
5. оружие ГЕНОЦИДА
— то, что может изменитьгенофонд народа (ядерное, биологическое, химическое, генно-этническое,алкоголь, наркотики и др.)
6. ОБЫЧНОЕ оружиефизического поражения
— ножи, пистолеты, пушки,танки, ракеты, самолеты, корабли и др.
Первые три вида – чистоинформационные виды оружия,
5 и 6 – материальные.
4 – экономическое –частично материальное, частично информационное.
Перейдем к болееподробному анализу структуры государственной власти на примере РоссийскойФедерации.
Концептуальная власть в России.
Находится в стадииактивного формирования. Основные концепции развития и жизнеустройства выраженылексически. Идет информационное преобразование общества. В своей деятельностиконцептуальная власть действует по схеме управления 3 (предсказатель-поправщик),управление в основном бесструктурное.
Идеологическая власть в России.
Находится в кризисе.Политическое поле разделено между партиями, представленными в Федеральномсобрании РФ и структурах исполнительной власти (Единая Россия, ЛДПР, Родина,КПРФ), но исчерпавшими свой идеологический ресурс, поэтому идет активныйпроцесс по изменению законодательной базы с целью удержания у власти. Заведомопроигрышный вариант, так как используется оружие более низкого приоритета, чемидеологическое. Русская православная церковь – за долгие годы государственной«монополии» разучилось действовать в условиях «конкуренции»религиозных доктрин и также делает ставку на «традицию» и поддержкугосударственной властью. Остальные участники идеологической ветви власти, вчастности религиозные структуры ислама, иудаизма активно наращивают своевлияние на жизнь государства, используя его слабость на этом уровне власти. Всвоей деятельности использует в основном программно-адаптивную схемууправления. Управление бесструктурное и структурное (партии, общественныеорганизации, религиозные движения и проч.)
Законодательная власть в России.
Представлена Федеральнымсобранием Российской Федерации, которое состоит из двух палат:
— ГосударственнаяДума Российской Федерации
— СоветФедерации Российской Федерации
Управление структурное,схема управления программная и программно-адаптивная (например, 122 ФЗ пришлось«адаптировать» после вступления в силу)
Структура СоветаФедерации РФ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
АППАРАТ
КОМИТЕТЫ СОВЕТАФЕДЕРАЦИИ:
1. По делам Федерации, Федеративному договору ирегиональной политике
2. По конституционному законодательству исудебно-правовым вопросам
3. По вопросам экономической реформы, собственности,имущественным отношениям
4. По бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию,денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию
5. По вопросамбезопасности и обороны
6. Посоциальной политике
7. По аграрнойполитике
8. По вопросамнауки, культуры и образования
9. По деламСодружества Независимых Государств
10. По международнымделам
11. По деламСевера и малочисленных народов
12. Порегламенту и парламентским процедурам
СтруктураГосударственной Думы РФ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
АППАРАТ
КОМИТЕТЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:
1. Позаконодательству и судебно-правовой реформе
2. По бюджету,налогам, банкам и финансам
3. Поэкономической политике
4. Попромышленности, строительству, транспорту и энергетике
5. По аграрнымвопросам
6. Пособственности, приватизации и хозяйственной деятельности
7. По конверсиии наукоемким технологиям
8. По природнымресурсам и природопользованию
9. По экологии
10. По труду исоциальной политике
11. Побезопасности
12. По обороне
13. По охранездоровья
14. Пообразованию и науке
15. Поинформационной политике
16. По вопросамгеополитики
17. По деламСНГ и связям с соотечественниками
18. Помеждународным делам
19. По деламФедерации и региональной политике
20. По деламнациональностей
21. По вопросамместного самоуправления
22. Попроблемам Севера
23. По деламженщин, семьи и молодежи
24. По культуре
25. По делам общественных объединений и религиозных организаций
26. По туризмуи спорту
27. По деламветеранов
28. Порегламенту и организации работы Государственной Думы
Исполнительная власть в России.
Управление структурное.Схема управления программная. Минимальный срок программы 1 год (Бюджет РФ натекущий год), максимальные сроки Федеральных программ обычно не превышают 5-7лет, т.е. периода средней активной деятельности отдельного политика. Общаяструктура представлена на рисунке 1 Приложения.
Также в структуруисполнительной власти Российской Федерации входят:
— Центральный банк Российской Федерации
— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
— Счётнаяпалата Российской Федерации
— Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
— Государственные фонды
— Пенсионныйфонд Российской Федерации
— Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования
— Органы при Правительстве:
— Академиянародного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
— Государственнаяхлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации
— Институтзаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РоссийскойФедерации
— Информационноетелеграфное агентство России
— Полномочныйпредставитель Правительства Российской Федерации в Государственной думеФедерального Собрания Российской Федерации
— Полномочныйпредставитель Правительства Российской Федерации в Совете ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации
— Полномочныйпредставитель Правительства Российской Федерации в Конституционном СудеРоссийской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем АрбитражномСуде Российской Федерации
— Рабочий центрэкономических реформ при Правительстве Российской Федерации
— Российскийгосударственный военный историко-культурный центр при Правительстве РоссийскойФедерации
— Финансоваяакадемия при Правительстве Российской Федерации
— Фондсоциального страхования Российской Федерации
— Центрэкономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации
— Экспертныйсовет при Правительстве Российской Федерации
— Российскаятрехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
— Иные государственныеорганы и организации:
— Академия народного хозяйства приПравительстве Российской Федерации
— Государственная регистрационнаяпалата
— Государственная экологическаяэкспертиза
— Российский фонд федеральногоимущества
— Федеральный центр проектногофинансирования
— Финансовая академия приПравительстве Российской Федерации
— Центр экономическойконъюнктуры при Правительстве Российской Федерации
— Центрэкономической конъюнктуры при Правительстве РФ
— и др.
Отдельно следует рассматривать органывласти субъектов федерации и местное самоуправление:
— Республики всоставе РФ
— Края иобласти РФ
— Городафедерального значения
— Автономныеобласти и округа РФ
— Муниципальные образования
Судебная власть в России.
Управление по программной схеме,структурное. Структура судебной власти Российской Федерации представленаследующим образом:
КонституционныйСуд Российской Федерации
Верховный СудРоссийской Федерации
Высшийарбитражный Суд Российской Федерации
и судами региональной и местнойюрисдикции.
Отдельно следует также рассматриватьГенеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуры регионального ирайонного уровня, которые осуществляют специальные функции надзора заисполнением закона и наделены особыми полномочиями.
Согласно действующей Конституции, правосудие вРоссийской Федерации осуществляется только судом, а судебная властьосуществляется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного законодательства. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны.Однако на практике судебные решения, прежде всего в гражданско-правовой сфере,зачастую не выполняются, игнорируются теми, кому они адресованы. Принципынезависимости судей и их подчинения только закону пока не стали нормой жизни.Условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения судей, тоесть отсутствие материальных гарантий, не позволяют говорить о реальной независимостисудей. Суд присяжных введен, но действует он не на всей территории страны, алишь в девяти регионах.
Судебные органы обеспечивают защитуконституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ,законами РФ, конституциями и законами республик в составе Федерации,осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасностьличности, общества и государства.
Высший уровень судебной системы РоссийскойФедерации составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суди Прокуратура.
Основным элементом судебной системы, в функцияхкоторого конституционно закреплено решение вопросов, связанных с обеспечениемнациональной безопасности, является Конституционный Суд. Он состоит из 19судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Основнымизадачами Конституционного Суда в соответствии с действующим законодательствомявляются охрана суверенитета народов России, защита конституционного строястраны, конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридическихлиц. Одной из важнейших задач Конституционного Суда является поддержаниеверховенства и непосредственного действия Конституции не всей территорииРоссии, установление соответствия Основному закону страны международныхдоговоров России, законодательства Российской Федерации и республик — субъектовФедерации, а также правоприменительной практики. Конституционный Суд решаетспоры о компетенции между органами государственной власти, дает толкованиеКонституции и заключение о соблюдении установленного порядка выдвиженияобвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления.
Решения Конституционного Судаобязательны на всей территории России, для всех органов власти, предприятий,учреждений, организаций, граждан и их объединений.
Акты или их отдельные положения,признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституциимеждународные договоры не подлежат введению в действие и применению.Ограничительными рамками действий Конституционного Суда являются наличиеобращения к нему от установленных Конституцией властных структур (Президента,Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектовФедерации) по вопросам его компетенции, а также запросов на толкованиеКонституции. Без этого Конституционный Суд не может их рассматривать ипринимать соответствующие решения. Кроме того, представление Президентом судейКонституционного Суда повышает его влияние на этот орган государственнойвласти.
Вторым по значимости органом судебной власти,имеющим влияние на национальную безопасность, является Верховный Суд. Именно онделает заключение на выдвинутое Государственной Думой обвинение Президенту вгосударственной измене или в совершении иного тяжкого преступления.
Выполняя функцию судебного надзора за деятельностьюсудов общей юрисдикции, Верховный Суд призван обеспечить отправление правосудияна всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией.Всей своей деятельностью он обязан способствовать защите прав и свобод граждан,усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
К компетенции Высшего Арбитражного Суда отнесены две категории дел:
— дела о признании недействительными (полностью иличастично) ненормативных актов Президента, Совета Федерации и ГосударственнойДумы, Правительства в случаях несоответствия их закону и нарушения прав изаконных интересов организаций и граждан;
— экономические споры между Федерацией и еесубъектами, а также споры между субъектами Федерации.
Остальные судебные органы своим правовым положениемне связаны напрямую с вопросами обеспечения национальной безопасности. Однакоих деятельность, как третьей ветви власти, оказывает влияние на процессы,проходящие в стране, а, следовательно, и национальную безопасность, особенно наее внутреннюю составляющую.
Прокуратура Российской Федерации представляет собойединую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору. Последний назначается на должность иосвобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Все органыпрокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов натерритории Российской Федерации.
Систему органов прокуратуры составляют Генеральнаяпрокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов,военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры.
Ответственность за выполнение задач, возложенных наорганы прокуратуры Законом о прокуратуре, несет Генеральный прокурор. Онежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад осостоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделаннойработе по их укреплению.
Все органы прокуратуры осуществляют свои полномочиянезависимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления,общественных объединений.
Надзор, осуществляемый органами прокуратуры отимени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов,имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укреплениязаконности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемыхзаконом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзорасостоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению ипредупреждению нарушений законов государственными и общественнымиобразованиями. Прокуратура осуществляет надзор также за исполнением УказовПрезидента.
При осуществлении надзора за соблюдением прав исвобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления,жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры попредупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина,привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненногоущерба.
При наличии оснований полагать, что нарушение прави свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждаетуголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, былиподвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека игражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждаетпроизводство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщениео правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которыеполномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека игражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когдапострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может личноотстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушеныправа и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельствнарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет иподдерживает в суде общей юрисдикции или арбитражном суде иск в интересахпострадавших.
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина, прокурор может использовать и другие полномочия,которыми он наделен применительно к надзору за исполнением законов.
Важную роль в обеспечении неукоснительноговыполнения норм Конституции, законов вВооруженных Силах и других войсках, в защите прав военнослужащих играет военнаяпрокуратура. Военные прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре обладаютвсеми полномочиями, устанавливаемыми этим Законом, и осуществляют их независимоот командования и органов военного управления. Военная прокуратура входит вединую систему прокуратуры Российской Федерации. Все военные прокуроры черезГлавного военного прокурора подчинены Генеральному прокурору.
Литература:Военный энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 1983. ВП СССР. От социологии к жизнеречению. Мертвая вода / Т. 1, 2. – СПб., 2003
3. Выборнов В.Я. Развитие ибезопасность. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997.
4. Грибовский И.М.Государственное устройство и управление Российской империи. -Одесса, 1912.
5. Даль В.И.Толковый словарь. — М.: 1955.
6. Демографическийэнциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
7. Дипломатическийсловарь: в 3-х т. (Гл. ред. А.А. Громыко). — М.: Наука, 1986.Достаточно общая теория управления / Составители: Матвеев В.В., Смирнова О.А. – СПб.: СПбГПУ, 2003 Ефимов В.А. Концептуальная власть. – СПб, 2003
10. Краткаяфилософская энциклопедия. — М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994.Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. – М., 1999
12. Ницше Ф. Воля квласти: опыт переоценки всех ценностей. — М.: REFL-book,1994.
13. О приоритетах законодательного обеспечения национальнойбезопасности РФ. — М.: Аналитический вестник Управления научного анализа иинформации Федерального Собрания, 1996, № 3.
14. Бульба Д.Д. Основы национальной безопасности. / Курслекций. – СПбГПУ, 2005.
15. О реформе системы безопасности страны. Аналитическийдоклад Комитета по науке Верховного Совета СССР. — М.: 1990.
16. Пирумов B.C.Методология комплексного исследования проблем безопасности России. В сб.:Проблемы глобальной безопасности. — М.: ИНИОН РАН, 1995.Бульба Д.Д., Дубаренко К.А., Матвеев В.В. Значение культуры в системе социального управления // Фундаментальные исследования в технических университетах. Материалы VII Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы. 20-21 июня 2003 г. Санкт-Петербург. Том 2. Часть 2. – СПб.: СПбГПУ – 300 с.
18. Поздняков Э.А. Философия политики, т. 1-2, 2-е изд. — М.: 1994.
19. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. исост.: Ю.И. Аверьянов. — М.: Изд. Моск. коммерч. ун-та, 1993.
20. Попов В.Г., Путилов А.В. Проблемы законодательногообеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: РИНКЦЭ, 1995.
21. Правительство, министерства и ведомства в зарубежныхстранах. — М.: Юрид. лит., 1994.
22. Россия и вызовына рубеже веков: возможность маневра в условиях лимитирующих факторов. — М.:ИМЭМО РАН, 1998
23. Сенчагов В.К. О сущностии основах стратегии экономической безопасности России. //Вопросы экономики,1995, № 1.
24. Серебрянников В.В. Социальная безопасность России:концептуальный подход. — М.: ЦСИ ИСПИ РАН, 1995 г.
25. Скидмор М.Дж. и Трипп М.К. Американская система государственного управления.Пер. с англ.-М.: СП «Квадрат», 1993.
26. Совет Безопасности Российской Федерации: функции,структура, нормативные документы. -М.: 1997.Топорова А.С. Конституционные аспекты национальной безопасности. – СПб., 2003 www.government.ru