--PAGE_BREAK--
Метод коэффициентов.
Для решения межрайонных и внутрирайонных проблем некоторые
исследователи используют также метод коэффициентов, пытаясь с их помощью
определить специализацию, комплектность и эффективность развития хозяйства
районов. Метод этот не нов. Его широко использовал А.Н. Челинцев в 1910 –
1918 гг. для определения специализации районов; в конце 1930-х годов он был
«возрождён» английскими экономистами П.С. Флоренсом и А.Дж. Уинсли, затем
им стали широко пользоваться в США и значительно реже в других странах.
В 1968 г. В.В. Кистанов, используя идеи П.С. Флоренса и А.Дж. Уинсли,
рассчитал коэффициенты специализации для экономических районов СССР, а
также коэффициенты их межрайонных связей и смешанные показатели. Первый тип
показателей представляет собой отношение доли района в стране по
межрайонному вывозу отрасли к его доли ко всему межрайонному вывозу. Второй
тип показателей исчисляется как отношение доли района в стране по
отраслевому (или всему) межрайонному вывозу к его доли по отрасли (или
всему производству).
Описываемые показатели могут быть использованы лишь для более точного
определения специализации хозяйства района в познавательных целях; для
анализа планирования и прогнозирования комплексной организации хозяйства
района и страны они не пригодны, так как с их помощью нельзя получить даже
приблизительной картины взаимосвязей между производственными процессами (а
также предприятиями и отраслями), развивающимися хотя бы в ведущих
промыслах района, тем более их нельзя использовать для определения
эффективности развития района.
Имеются работы, в которых высказывается предложение использовать для
анализа и планирования хозяйства районов так называемые производственно-
технологические комплексы, которые представляют собой совокупность
производственных процессов, объединённых «вертикальными» связями. Метод
этот нельзя считать удовлетворённым, так как учёт «горизонтальных» связей
при планировании хозяйства районов и страны – важнейшее и необходимое
условие, от которого зависит эффективность развития хозяйства.
Таким образом, из известных методов, позволяющих научно обосновать
рациональность территориальной организации хозяйства районов, является
метод ЭПЦ. В дальнейшем анализ районного производственного комплекса будет
строится на основе этого метода.
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.
Экономическое районирование является основой территориального
управления народным хозяйством России.
Система экономических районов – основа построения материальных и
других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и
региональных программ.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования
территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для
организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в
настоящее время, когда регионы России получили экономическую
самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией
районов на определенных видах производства, является одним из факторов
повышения производительности общественного труда, рационального и
эффективного размещения производительных сил.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть
народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию,
прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно
связан с другими частями страны общественным территориальным разделением
труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом,
выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования:
o Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть
единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом
вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу
специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты
труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по
сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая
эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения
установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в
масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного
использования имеющихся ресурсов района.
o Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района,
его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
o Административный принцип, определяющий единство экономического
районирования и территориального политико-административного устройства
страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного
развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда
России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и
практики экономического районирования России. В современных условиях
выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-
технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются
ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших
вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации
технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией
производств. К районообразующим факторам современных экономических районов
можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую
плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может
изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в
зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических
районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических
районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского,
ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского,
Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое районирование России включает три основных
звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области, республики; низовые районы –
административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам
территориального развития. Высшее звено районирования – крупные
экономические районы – используется центральными республиканскими органами
власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном
разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и
относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие
важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной
территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-
ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную
специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного
экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее
хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми
отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в
руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма
комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов
вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в
таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные
специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых
программ развития районного хозяйства и социально-культурного
строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности,
бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или
экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами
экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон
четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
Состав крупных экономических районов России.
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного
освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их
использования.
Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России
и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных
целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных
видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в
укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр
европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне
два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-
Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус
самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов
России:
1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и
Краснодарский края, Ростовская область.
2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область,
Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.
Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение
мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго
типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах
третьего типа – создание особо благоприятного режима для
предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов
и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры
– фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации.
Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение
важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание
фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие
производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение
фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ
возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие
связей с другими регионами.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где
развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с
крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где
сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская,
Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой
производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза
резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной
напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по
федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли
коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита
населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты
для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции
социальной направленности.
Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию.
Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы
размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения
транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей
промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается,
что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять
сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –
основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части
Восточной Сибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –
Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг
Западной Сибири;
3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия,
Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым
режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах
первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских
хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а
также переселение в эти регионы экономически активного населения –
демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового
зарубежья, а также переселенцев из городов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными
условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,
аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой
финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти
регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые
получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,
с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –
Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –
Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России. продолжение
--PAGE_BREAK--