МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИHСТИТУТ
РАДИОТЕХHИКИ ЭЛЕКТРОHИКИ ИАВТОМАТИКИ
(ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ)
КУРСОВАЯРАБОТА ПО ЭКОHОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
на тему
д ЭКОHОМИКА, ГЕОГРАФИЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
ИМЕСТО В СОВРЕМЕHHОЙ МИРОВОЙ ЭКОHОМИКЕ
ЮЖHОЙ КОРЕИ.*
студентгpуппы МФ-2-94
д Васильев Роман *
Научныйруководитель —
д Витебский И.Д.*
МОСКВА
1996
+
С О Д Е Р Ж А H И Е
Общаяинфоpмация ............................................. 3
Фактоpы pостаЮжно-Коpейской экономики ....................... 5
Пpавительственное pегулиpование .............................. 7
Импоpттехнологий… 10
Автомобильнаяэкспансия в стpаны бывшего СССР… 16
Использованнаялитеpатуpа… 18
+
ОБЩАЯ ИHФОРМАЦИЯ
Коpея(коpейское Чосон), стpана в Восточной Азии, глав-
ным обpазом на Коpейскомполуостpове и пpилегающих остpовах.
Площадь 220,8 тыс.км.кв. Hаселение свыше 60млн. человек.
99% коpейцы.Официальный язык - коpейский. Большинство ве-
pующих — буддисты, незначительная часть — хpистиане. Севеp-
ную часть матеpика занимает Коpейская Hаpодно — Демокpати-
ческая Республика, Южная часть полуостpова — т.н.Коpейская
Республика(Южная Коpея). Основная часть Коpеи занята гоpами
(высотой до1915 метpов — гоpа Чиpисан); на Западе — холмис-
тые pавнины.Восточный беpег кpутой, слабо pасчленен; на За-
паде и Юге — сильно изpезан. Климат муссонный;осадков 900-
1500 мм в год.Реки многоводны. Смешанные шиpоколиственные и
(на Юге)вечнозеленые субтpопические леса. Равнины возделаны
(pис, соя,хлопчатник). Местоpождения вольфpама, гpафита,
магнезита.
В начале н.э. сложилось 3 pаннефеодальныхкоpейских го-
судаpства — Пэкче, Силла и Когуpе. В конце 10 века Коpейский
полуостpов был объединен под властью госудаpства Коpе. В
конце 16 векаКоpейский наpод отpазил 2 втоpждения японских
феодалов. В 1976 Япония, а затем pяд дpугихкапиталистичес-
ких госудаpствнавязали Коpее неpавнопpавные договоpы. После
pусско-японской войны 1904-05Япония установила пpотектоpат
над Коpеей и в1910 аннексиpовала ее, пpевpатив в колонию. В
начале 30-хгодов национально-освободительная боpьба пpиняла
фоpму паpтизанского движения пpотив японских оккупантов.
Разгpомяпонского импеpиализма во 2-й миpовой войне, в кото-
pом pешающую pоль сыгpал СССР, положил конецяпонскому гос-
подству в Коpее; увенчалась успехом длительная боpьба ко-
pейскихпатpиотов. После 2-й миpовой войны в Севеpной Коpее
pазвеpнуласьнаpодно-демокpатическая pеволюция. Созданные в
Севеpной Коpееоpганы новой демокpатической власти - наpод-
ный комитетыпpовели под pуководством Тpудовой паpтии ( соз-
данной в 1945году ) в 1946 коpенные демокpатическиепpеоб-
pазования:земельную pефоpму, национализацию пpомышленности
и дp.
В Южной Коpее, где с осени 1945 функциониpовала амеpи-
канская военнаяадминистpация, pеакционные силы пpи поддеpжке
амеpиканскихвоенных властей подавляли демокpатическое движе-
ние и встали на путь pаскола стpаны. В этих условиях в сен-
тябpе 1948Веpховное наpодное собpание, избpанное абсолютным
большинствомнаселения как Севеpной, так и Южной Коpеи, выpа-
ботавконституцию, пpовозгласило создание Коpейской Hаpодно-
ДемокpатическойРеспублики (КHДР).
Южная Коpея.Площадь 98,5 тыс. км. кв. Hаселение свыше 42
млн.человек. 9 администpативных единиц — пpовинций, гоpода
Сеул и Пусанвыделены в отдельные администpативные единицы.
Главный гоpод — Сеул. С запада полуостpов омывается Желтым
моpем, с востокаЯпонским моpем, с юга Коpейским пpоливом и
пpоливом Чеджу. Южно-Коpейский pежим, выpажающий интеpесы
кpупнойбуpжуазии и помещиков и зависящий от США, отклоняет
констpуктивныепpедложения пpавительства КHДР по миpному
объединению стpаны, выступает за сохpанение пpисутствияаме-
pиканских войскв Южной Коpее.
Экономиказависит от иностpанного, главным обpазом японс-
кого иамеpиканского капитала. Осущесвляются милитаpизация и
индустpиазизация; опеpижающими темпамиpазвиваются экспоpтные
отpасли итяжелая пpомышленность. Доля пpомышленности в ВHП
40%, доля с/х28%. Добыча угля (23 млн.т.), железных, свинцо-
во-цинковых pуд.Пpоизводство электpоэнеpгии (40 млpд.кВт.ч.)
Металлуpгия;машиностpоение ( автомобильное, электpотехника,
pадиоэлектpоника, судостpоение), нефтепеpеpабатывающая и хи-
мическая пpомышленность. Текстильная и пищевая пpомышлен-
ность. Основнаяотpасль сельского хозяйства — pастеневодство.
Обpабатываетсясвыше 23% теppиттоpий, из котоpых 1/3 оpоша-
ется. Пpеобладают зеpновые ( валовый сбоp pиса 6,1млн.т.,
пшеницы и ячменя 1,9 млн.т.) и бобовые. Выpащивают хлопчат-
ник, табак,pами, коноплю; пpодоводство, огоpодничество. Дли-
на железныхдоpог 7 тыс. км. Моpские поpты: Пусан, Ульсан,
Инчхон (Чемульпо). Экспоpт изделий легкой пpомышленности,
судов, автомашини дp. Главные внешнетоpговые паpтнеpы, Япо-
ния и США.Денежная единица — вона.
ФАКТОРЫ РОСТА ЮЖHО-КОРЕЙСКОЙ ЭКОHОМИКИ
Напротяжении трех последних десятилетий человечество
имеловозможность наблюдать за некоторыми развивающимися
странами,демонстрировавшими миру «экономические чудеса».Ко-
нечно же, речь идет о молодых наиболее развитых госу-
дарствах,которые в 60-70 гг. выделились и обособились в от-
дельнуюгруппу, получившую название «Новые индустриальные
страны»(New industrializingcountries). Этагруппапостоянно
пополняется, и в настоящее время внее входят около полутора
десятков страни территорий. Прочное место среди них занима-
ет Южная Корея.
Обыстром экономическом росте РеспубликиКорея говори-
лосьнемало. Эту «историю успеха»связывают с высокими тем-
пами роста ВНП,которые составили 8,6% в период с 1962-1988г
и превращениемстраны из традиционно сельскохозяйственной во
вполнеиндустриальную, среди достижений которойуровень ВНП
на душунаселения более 5000$ и 13 место в списке ведущих
торговыхгосударств мира.
Настремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и
оказываютвлияние самые различные факторы — объективные и
субъективные,экономические и политические, внутренние и
внешние, такиекак:
— ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внеш-
ним миромстратегия развития;
— благоприятный международный экономический климат
60-х-первойполовины 70-х годов, облегчивший доступк внеш-
ним источникамресурсов;
— сильноеи эффективное руководство в лице авторитарных
правительств,отложивших демократические и политические пре-
образования впользу экономического развития;
— относительно малые затраты на содержание военно-пром-
ышленногокомплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских
затрат);
-привлечениеие иностранных капиталовложений — как фина
нсовых, так итехнологических: промышленное оборудование и
«nowhow»;
-этническая и культурная однородность, а также конфу-
цианскаятрадиция, особую ценность придающая трудолюбию, об-
разованию,жизненному успеху и преданности своей нации.
Эти и многие другие факторы во многом определилибыст-
рые темпыразвития экономики Республики Корея.
Ксожалению, вопросы, касающиесяэкономического разви-
тия Южной Кореив настоящее время недостаточно широко осве-
щены в России. Из-за отсутствия современных статистических
данных вpаботе фигурируют цифровые данные до 1994г. Но
несмотряна то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в
нашей странеинформация достаточно правдиво отражает положе-
ние дел в ЮжнойКорее.
О факторах экономического развития ЮжнойКореи можно
говорить многои подробно, однако в своей pаботемне хоте-
лось быостановиться на роли государства, экспортной полити-
ке изаимствованных технологий (как промышленного оборудова-
ния, так и«now how») в развитии экономики Республики Корея.
Чтокасается фактора экспортной политики, то было бы
справедливо считать его наиболее весомым фактором, слу-
жившим движущейсилой роста корейской экономики.
О ролигосударства т.к. этот фактор является одним из
определяющих факторовбыстрого темпа развития экономики Кореи.
Что касаетсяроли заимствованных технологий, то этот фактор не
былопределяющим, однако обращение к зарубежным технологиям
явилосьестественным следствием экспортной модели развития
экономикиКореи, поэтому нельзя не оценить рольэтого фактора
в формированиисовременной экономики Кореи и приобщении страны
к мировымдостижениям НТР. Также этот факторнедостаточно ши-
роко освещен врусской литературе по сравнению с другими фак-
торами, но тем не менее на мой взгляд он представляетинтерес
для изучения, аможет быть и частичного применения (естествен-
но вадаптированном к местным условиям виде) в России.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Одним изфакторов, объясняющих стремительный ростэко-
номики ЮжнойКореи, явилось сильное и эффективное руко-
водство в лицеавторитарных правительств, отложившихдемок-
ратические иполитические преобразования в пользу экономи-
ческогоразвития.
Правительство принимало новые законы и тщательно пе-
ресматривалоуже существующие, а также принималось множество
мерполитического характера с целью увеличения накоплений,
расширенияэкспорта, содействие вложению какнационального,
так ииностранного частного капитала, привлечение инвестиций
итехнологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум
возможного длясоздания социальной инфраструктуры: дороги,
дамбы, порты,железные дороги и школы. К правительству часто
обращались спрольбами взять на себя риск, связанныйс ин-
вестиционнойдеятельностью частных предпринимателей, пре-
доставляягарантии по внешним займам, используемымдля пок-
рытия расходовна крупномасштабные проекты.
Очевидно,что в современных условиях высокоразвитого
разделениятруда в основе любых регулирующих мер лежит де-
нежноеобращение. В Корее достижению финансово-денежной сба-
лансированностиуделялось первоочередное внимание. Даже в
годызначительных хозяйственных трудностей денежное обраще-
ние,инфляция, дефицитность государственногобюджета не вы-
ходили из подконтроля государства. Центральную роль вэтом
игралагосударственная монополия в кредитно-финансовой
системе. Другоеважное направление государственного регули-
рования ЮжнойКореи пролегает в валютной сфере. В разных ва-
риантахпринуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту
на специальныхсчетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.
Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках
государствавоздействовало на формирование основныхпропор-
цийобщественного производства. При этом основная ставка де-
лалась навсемерное поощрение экспорта. Государство исполь-
зовалосубсидирование национальных экспортеров, которым пре-
доставлялисьбанковские льготы. По самым скромным оценкам
только в 70-егоды они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.
Государственныекредиты такого рода составляли:
15% от ВНП-1962-1966гг.
39% отВНП- 1932-1936гг.
46% отВНП- 1977-1981гг.
При этомнужно отметить, что кредиты концентрировались в
потенциалононаиболее эффективных сферах экономики.Также
осуществлялсяконтроль за эффективностью применения кредитов.
Высокаяактивность государственного регулирования с
большойотчетливостью обнаруживается вформировании отрасле-
выхпропорций.Например, при проведении аграрной реформы наи-
важнейшейсоставной частью стало принудительное дробление
крупныхземельных наделов на более мелкие- мера, невозможная
безпрямого активного вмешательства гос-ва. В этой связи
следуетсослаться на программу «целевого развития». Начиная
с 70-х годов специальными законами выделялись 7отраслей пер-
воочередноговнимания:
-машиностроение
-электроника
-текстильная промышленность
-чернаяметаллургия
-цветнаяметаллургия
-нефтехимия
-кораблестроение
Этимотраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении
ресурсами, онипользовались преимущественными налогами и др.
льготами.Одновременно государство жестко регулировало кон-
куренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению
частныекомпании или к уходу с данного рынка. Государство
нередкошло на прямую компенсациюубытков"избранных экспор-
теров".Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые
гос-вом,привели к образованию высокомонополизированной про-
изводственной,особенно экспортной структуры. В первой поло-
вине 80-х годовдоля 30 крупнейших южнокорейских конгломера-
тов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в
экспортепревысила 1/2.
Видясильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи
возникаетвопрос: можно ли рассматривать корейские частные
фирмы каксамостоятельные единицы. Этот вопросможно поста-
вить наосновании следующих факторов:
1. высокаязависимость деятельности частного сектора от
привлечениязаемных средств.
2. подконтролем гос-ва находится качество продукции в
важнейшихэкспортных отраслях.Гос-во добивалось, чтобы цены
на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не
превышалиусловно среднемировые.
3.каждый месяц проводились совещания по вопросам
экспортапод руководством президента страны, на которых
устанавливалисьориентировочно экспортные задания крупным
конгломератам.
4. гос-вожестко контролироволо рабочее движение, что
избавилопредпринимателей от каких-либо серьезных проблем
помимо«капитал-труд».
Неменее жестко гос-во в Южной Корее контролирует
иностранныйкапитал.Важно отметить, что прямые иностранные
капиталовложения с 1967-1986гг. составляют менее 2% от сово-
купных валовыхинвестиций. Южная Корея стремится привлечь не
всякиеиностранные инвестиции, а только те, которые вписыва-
ются вобщую стратигию ее развития. Поэтому не менее 2/3
иностранныхкапиталовложений концентрируются в таких приори-
тетныхотраслях, как химия, машиностроение и электроника.
Такимобразом мы имеем " трехсторонний альянс": госу-
дарство-местныйкапитал- иностранный капитал. Но принесом-
ненномсоблюдении интересов всех трех сторон, гос-во явля-
етсяединственным полностью самостоятельным участником, ре-
шения которогообязательны для всех остальных.
Такжезаслугой гос-ва являетсяцентрализованное плани-
рование сиспользованием средне-и-долгосрочных планов и це-
левыхпрограмм, с установлением порой конкретных произ-
водственныхзаданий и сроков их выполнения, со строгой
системойконтроля хозяйственной деятельности ибезжалостным
экономическимуничтожением неудачников. В сущности экономика
Южной Кореипредставляет наиболее гармоничное сочетание пла-
нового ирыночного способов ведения хозяйств.
Еслиочень коротко говорить, то именно формирование и
умелоеиспользование такого механизма и позволило Южной Ко-
рее вотносительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазви-
тости и занятьдостойное место в мировой цивилизации.
ИМПОРТ ТЕХНОЛОГИЙ
Нарядус привлечением иностранныхинвестиций, начиная с
80-х годовэкономическая политика Южной Кореи была направлена
на привлечениеиз-за рубежа современных технологий. хотя в си-
лу различныхпричин объемы заимствований в области технологий
были не столь значительными, как в сферахзаемных средств и
прямыхкапиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской эконо-
мики насовременные рельсы и в приобщении страны к достижениям
НТР была тем неменее достаточно высока.
Дляширокого внедрения современныхтехнологических процес-
сов необходимобыло и приобретать соответствующую технику.
Средизакупаемой техники, непосредственно не связанной с
производстенными процессами, преобладающее место занимали
транспортноеоборудование и подвижной состав, электроприборы и
аппаратура. Поусловиям заключаемых контрактов подобного рода
поставкифинансировались кредитами из расчета 3% годовых с по-
гашениемзадолженности в трехлетний срок.
Помимоуказанного Южная Корея была вынужденаприобретать
и машинноеоборудование, непосредственно используемое в произ-
водственныхпроцессах. Как правило, закупки станкови агрега-
товсопровождались приобретением прав на использование техно-
логическихпроцессов. Потребность в них увеличивалась с каждым
годом.Соответственно росли и отчисления на оплату как самой
техники,так и технологии «knowhow». Всего за 1962-1982гг.
между ЮжнойКореей и развитыми капиталистическими странами бы-
лазафиксирована 2281 сделка наприобретение технических «now
how» наобщую сумму 681 млн.$, что составило 47,7%суммы пря-
мых инвестицийза тот же период.
Львиная доля сделок, связанных сприобретением производ-
ственногооборудования и связанных с ним «know how», заключа-
лось сяпонскими бизнесменами (56,4%), хотя к сотрудничеству с
южнокорейскими фирмами на этом поприще ониприступили на 4 го-
да позже чемамериканские и прочие деловые круги.
Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южноко-
рейскихотчислений за используемую технику и технологии. Всего
за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52
млн.$ (59%),тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и
ЗападнойГермании досталось соответственно 24.3 млн.$(27.7%) и
4.4 млн.$(5%).
1975г.64.1% всех отчислений за использование иностран-
нойтехники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и
7074млн.$. Отмечая исключительно высокуюстепень зависимости
от этих двухстран, южнокорейская ассоциация Внешнейторговли
17 июля 1976г.выступила с призывом незамедлительно диверсифи-
цироватьисточники, из которых заимствуются ивнедряются тех-
ника итехнологии. Однако побудительным мотивомэтого призыва
служили нетолько количественные расчеты.
По оценкамНационального Института Науки и техники выходи-
ло, что только30% «know how»(заимствованных и США и стран За-
падной Европы)можно было отнести к передовым технологическим
процессам, аоставшиеся 70%(внедрявшиеся через посредство Япо-
нии)оценивались как отсталые и устаревшие.
Послепроведенного исследования в Южной Корее был создан
Консультационный Центр по привлечению технологии, который
давал (приконсультации иностранных специалистов) предвари
тельные оценки«know how», намеченных к внедрению, с целью
устранениянегативных факторов.
В светеизложенных данных хотелось бы отметить и то, что
бывали случаи(причем, далеко не единичные), когда японские
фирмы продаваликакое-либо оборудование по спекулятивным
ценам при том,что выпускаемая на этом оборудовании продук-
ция не отвечалапринятым стандартам.
О подобногорода казусах южнокорейская пресса сообщала
неоднократно,и, видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х
годов сеульскиевласти приняли ряд мер, направленных на ди-
версификациюисточников не только займов, но и технической
помощи.
Однако, напрактике произошла диверсификация не источников
займов, а диверсификация технологическихпроцессов в сфере
распределении по отдельным отраслям южнокорейской промыш-
ленности.
Рассмотревв целом положение с заимствованием извне
современнойтехнологии на длительном отрезке времени,
проследимтеперь динамику этого процесса.
Заимствование иностранной техники итехнологии распада-
ется на три периода. В течение первого периода (1962-1966)
число сделок иих стоимость выражалась минимальными величи-
нами. Этообъяснялось с одной стороны, ограниченностью за-
дач, а с другойстороны- нестабильностью политической обста-
новки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюданеверием
деловых круговиз развитых капиталистических стран, что их
оборудование итехнологии попадут в надежные руки. Во время
второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к ре-
ализациипрограммы индустриализации. Созданиеабсолютно но-
вых для страныотраслей производства обусловило резкоевоз-
растаниепотребностей в современной технологии, что привело
к обильномупритоку зарубежных «know how».
В течениевторого периода наблюдается быстрый рост как
числазаключенных сделок (в 9,6 раза), так исумм корейских
отчислений зазаимствованную технику и технологию (в 35,5
раза). Очевидноепревосходство второй из названных цифр яв-
ляетсясвидетельством того, что в Южную Кореюстали посту-
пать сложнаятехника и дорогая технология.
Характерные черты третьего периода (1977-1988) опреде-
ляютсяпереходом к «новой стадии индустриализации», основные
задачи которойсводились к тому, чтобы осуществить постепен-
ный переход отпроизводства трудоемкого к производству капи-
талоемкому итехноемкому.
Выполнениекардинальных задач завершающей стадии ин-
дустриализацииупиралось в проблему заимствования и внедре-
ния новейшейтехники и передовой технологии.
В апреле1979 года корейские власти внесли очередные
поправки вправила привлечения иностранной технологии и осу-
ществили такимобразом вторую фазу либерализации.
Новыеправила запрещали покупку технологий:
1.если контракты предусматривалось всеголишь простое
использованиеобразцов, фабричных марок и торговых знаков;
2.если контракты имели в виду толькопродажу сырьевых
материалов илиотдельных компонентов, деталей и узлов для
предполагаемойпродукции
3. есликонтракт содержал несправедливое и ограничи-
тельныеусловия относительно экспорта намечаемых к выпуску
изделий;
4.есликонтрактом предлагалось технология устаревшая,
несовершенная,или с какими-либо отклонениями от нормы;
5. есликонтракты затрагивали особую технологию, кото-
рые, поопределению министра по делам науки и техники, «слу-
жило интересамнезависимого развития»;
6.еслиминистр экономического планирования не считал
возможнымпризнать те или иные контракты жизненнонеобходи-
мыми.
Какотмечалось выше, по пересмотренным правиламвласти
могли безколебания отвергнуть заявку, если предлагаемым
контрактомпредусматривалось лишь простоеиспользование юж-
нокорейскимифирмами иностранных торговых марок и фабричных
знаков.Побудительным мотивом для корейских бизнесменов слу-
жила в данномслучае тяга местеых потребителей к приобрете-
рию товаров сзарубежной фабричной маркой, поскольку качест-
воизделий, выпускаемых для реализации навнутреннем рынке,
оставляложелать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы
пытались такимпутем расширить свои внешние рынки, сбывая на
нихотечественные изделия, украшенныекакой-нибудь прослав-
леннойиностранной маркой. Власти как и теперь неодобритель-
но относились кподобного непатриотичности потребителей и не
совсем чистымустремлениям бизнесменов. В 1978г.в Корее было
зарегистрированно всего лишь около 15 фирм, которые использо-
вали зарубежныеторговые марки.
Вполне, возможно, что правила, касающиеся иностранных
фабричныхзнаков, неукоснитеьно проводились бы в жизнь, если
бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные
азиатские игры1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая
огромный наплывзарубежных гостей, власти моментально осла-
били запрет наиспользование заграничных фабричных знаков.
Какследствие этого число фирм, пользующихся иностранными
торговымимарками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в
32,3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной
технологии вэлектронную промышленность и машиностроение. В
течение 1982года количество сделок по передаче электронных
технологийюжнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года
на 28,7%.
Постепенноправительство делало все большую ставку на
привлечениесамых совершенных технологий. Президентнастаи-
вал натом, чтобы все частные фирмы вобязательном порядке
обменивалисьимеющимися в их распоряжении зарубежными техно-
логиями. В своюочередь Министерство торговли и промышлен-
ностиобъявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и
среднимифирмами новых зарубежных технологий. Система поощ-
рениявступила в силу с 1984 года и в первую очередь расп-
ространилась нафирмы, занятые выпуском электронных изделий.
Был создан фонд финансовой и технической помощипредприяти-
ям, которыеотважаться развертывать деятельность на престиж-
ном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году
сумма фондасоставляла 400 миллионов долларов.
С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало
ба