Федеральноеагенство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияТульский государственный университетКафедра мировой экономикиКОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ
Выполнил:
слушатель гр. 760751в
Стукалова Е.С.
Проверил:
к.т.н. доц. Прокофьева Е.Н.
Тула 2005
СодержаниеВведение………………………………………………………………………...3
1.
2.Отраслевая структура экономики………………………………………..7
3. Индия: «зеленаяреволюция»…………………………………………...11
4. Банковскаясистема……………………………………………………...12
5.Внешнеэкономические связи……………………………………………14
6. Экономические отношения России с Индией………………………….18
Заключение……………………………………………………………………22Список использованной литературы………………………………………...24
Введение
Натерритории Южной Азии расположены семь государств. Все они входят в группуразвивающихся стран.
Таблица 1.
Основные социально – экономическиепоказатели стран Южной Азии (данные за 1997 г.)
Страны
Население, млн чел.
ВНП (по ППС*)
Общий, млрд долл.
На душу населения, долл.
Среднегодовые темпы прироста в 1990-1997 гг., %
Индия
961
1587
1650
5,9
Пакистан
137
218
1590
4,4
Бангладеш
124
130
1050
4,5
Непал
23
25
1090
5,0
Шри – Ланка
18
45,5
2460
4,9
Бутан
0,7
0,3**
400**
…
Мальдивы
0,3
0,8
3230
…
*ППС – паритет покупательной способности – соотношение между национальными валютам по их покупательной способности
** По официальному обменному курсу
Источник: The World Bank. World Development Report 1998/99/ Oxford University Press, 1998. P.190-191,232.
Вэкономике государств южноазиатского субрегиона много общего. Во всех этихстранах экономические реформы, включая внутри – и внешнеэкономическуюлиберализацию, начались в первой половине 90-х гг. и идут умеренными темпами.Их традиционные конкурентоспособные на мировом рынке товары – это продукцияшвейной и текстильной промышленности и продовольствие. Приток иностранныхпрямых инвестиций в этот субрегион составляет около 4,5 млрд долл. ежегодно, ион незначительно дополняет внутренние инвестиции.
Хотявсе страны субрегиона объединены в Ассоциацию регионального сотрудничестваЮжной Азии (СААРК), она не играет важной роли и по степени влияния на мировуюэкономику уступает многим подобным объединениям. Ведущую роль в южноазиатскойсистеме государств играют Индия и Пакистан. При этом их геополитическиеустремления противоположны. Для Индии главным и перспективным направлениемгеополитического тяготения предоставляется юго – восток. Она стремится кучастию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС). Пакистан,напротив, более тесно связан со странами Западной Азии. Он также устремлен насевер, вглубь Евразии.
1. Место и роль Индии в современноммире
Индия– аграрно – индустриальная страна, вторая после Китая по численности населенияв мире. Ее территория занимает 3,3 млн кв. км. Население Индии к концу XX столетия приблизилось к 1млрд чел. 72% населения проживает в сельской местности.
Согласноконституции, принятой в 1950 г., Индия является федеративной республикой (25штатов и 7 союзных территорий). Высший орган законодательной власти –Парламент. Национальный доход на душу населения в 1997-1998 гг. составил 385долл. Индия – самое многонациональное государство на нашей планете сомножеством культур, религий, обычаев, предрассудков. Население Индии говорит насотнях языках и диалектов, однако официальные языки – хинди и английский.Вопрос о государственном языке является предметом многолетних дискуссий и досих пор не решен.
Государственноеустройство Индии сочетает высокую степень централизации, свойственнуюунитарному государству, с весьма существенными элементами федерализма.Индийские штаты – это в большинстве крупные территориальные образования снаселением подчас в десятки миллионов человек. В штатах существуютзаконодательные собрания, избираемые прямым голосованием населения штата, атакже местные правительства, что обеспечивает относительную автономию штатов врешении вопросов их внутреннего развития и даже некоторых проблемвнешнеэкономических связей.
Индиярасполагает значительными природными ресурсами: особенно велики запасы угля,железной руды; имеются также бокситы, медь, нефть, марганец. К уникальнымтворениям природы относятся леса Индии, хотя их и немного. Сохранение лесныхмассивов и обитающих в них фауны – одна из важнейших государственных проблемИндии.
Загоды независимости (с 1947 г.) экономический потенциал страны значительновозрос, произошли коренные изменения в структуре хозяйства. С 1950/1951 гг. доконца 90-х гг. национальный доход увеличился более чем в 4 раза, промышленноепроизводство – в восемь раз, сбор зерновых – в три раза. В то же время из-заочень высокой рождаемости (около 2% ежегодно) ВВП на душу населения увеличилсяменее чем в два раза. Следствием низкого прожиточного уровня являются низкиетемпы роста потребительского спроса.
Вконце 90-х гг. более 50% населения Индии жило в условиях ниже уровня бедности,если его определять как уровень дохода менее 1 долл. в день по ППС. По даннымВсемирного банка, на Индию приходится 63%беднейших людей планеты. Безземельныекрестьяне уходят в города, и городское население с 1940 г. до начала 90-х гг.выросло с 15 до 26% общей его численности, а уровень грамотности – с 18 до 52%.Такая ситуация во многом определяет специфику потребительского спроса в стране.
С50-х гг. правительство Индии взяло курс на индустриализацию страны на основеимпортозамещающей модели. В условиях, когда частный национальный капитал неимел средств на сооружение крупных капиталоемких предприятий с длительнымисроками окупаемости, государство за счет мобилизации сбережений через налоговуюсистему заложило основу базовых отраслей индустрии – черной и цветнойметаллургии, электроэнергетики (включая атомную), тяжелого машиностроения,оборонной промышленности, железнодорожного, авиационного и морского транспорта,сферы связи, добывающих отраслей. В 80-х гг. общее число государственныхпромышленных предприятий превысило 5 тыс. Они были объединены в крупныегосударственные корпорации.
Но в80-х гг. государственная политика, ориентированная на жесткое регламентированиеобъемов производства. Внутренней и внешней торговли, ограничение доступа киностранной валюте, контроль над использованием земли, стала давать сбои.Попытка найти выход с помощью внешних займов привела к ухудшению положения свыплатой долгов. В 1991 г. валютных резервов в стране оставалось на 2 недели.Правительство было вынуждено срочно приступать к реформированию экономики.
2. Отраслевая структура экономики
Какуже было сказано, Индия – аграрно – индустриальная страна. Основные отраслиэкономики имеют следующий удельный вес в производстве ВВП: сельское хозяйство –32%, промышленность – 29%, сфера услуг (транспорт, связь, торговля) – 39%.Темпы роста ВВП Индии и основные его составляющие в 1995 – 1996 гг.характеризуются следующими показателями (диаграммы 1 и 2).
Диаграмма 1
Основные составляющие ВВП Индии (в неизменных ценах 1980 – 1981 гг. при курсе 13 рупий = 1 долл. США)
Диаграмма 2
Темпыроста ВВП Индии
Развитие промышленности в Индии сдерживается недостаточной сырьевойбазой, а также нехваткой финансовых средств, поэтому структура промышленного производства страны трансформируетсямедленно. Удельный вес отраслей в ней следующий: текстильная промышленность –17,2%, нефтяная и угольная промышленность – 16,5%, черная и цветная металлургия– 14%, машиностроение – 12%, пищевая промышленность – 11,4%,целлюлозно-бумажная промышленность – 7%, электротехническая промышленность –5%.
В1997 – 1998 гг. производство основных видов промышленнойпродукции характеризовалось следующими показателями: уголь – 297 млн т,нефть – 33,8 млн т, сталь – 24,2 млн т, цемент – 60 млн т, зерновые – 193 млнт. вследствие все еще остро ощущающейся нехватки нефти Индия вынуждена ежегодноимпортировать значительные объемы сырой нефти и нефтепродуктов. В 1997 – 1998гг. их импорт составил соответственно 34,9 млн и 22 млн т.
Сельскоехозяйство остается основной отраслью индийской экономики, в нем занято2/3 трудоспособного населения страны. Индии принадлежит первое место в мире попроизводству чая, арахиса, сахарного тростника; второе – по производству риса; третье – по производству табака.
Основныминаправлениями деятельности правительства в области сельского хозяйстваявляются: ирригация посевных земель, расширение посевных площадей подвысокоэффективные сорта семян, активное использование минеральных удобрений дляувеличения сельскохозяйственного производства.
В 1997 – 1998 гг. производство основных сельскохозяйственных культур составило:зерна – 199,1 млн т (в том числе пшеницы – 68,7 млн т, риса – 82,7 млн т), чая– 770 тыс. т, кофе – 200 тыс. т, хлопка – 13,6 млн кип (по 170 кг), сахарноготростника – 272 млн т, табака – 660 тыс. т, картофеля – 21 млн т.
Удельныйвес транспортав ВВП составляет 6%; 80% пассажирских и 50% грузовых перевозок в стране приходитсяна автомобильный транспорт. По протяженности автомобильных дорог (2 млн км)Индия занимает четвертое место в мире. Протяженность железнодорожных линий – 63тыс. км, в том числе 10 тыс. км – электрифицировано. Более 95% внешнеторговогогрузооборота Индии приходится на морской транспорт.
Частный сектор играет доминирующую рольв развитии национальной экономики, обеспечивая 75% ВВП. Он преобладает всельском хозяйстве, легком машиностроении, легкой, пищевой и медицинскойпромышленности, строительстве, торговле, автотранспорте.
Государственный сектор обеспечиваетпроизводство около четверти ВВП и занимает ведущие позиции в таких базовыхотраслях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный,авиационный, морской транспорт, связь, а также, в известной степени,металлургия. На его долю приходится практически вся добыча и переработка нефти,угля, меди, свинца, цинка, более 60% выплавки стали, значительная частьпроизводства удобрений, продукции тяжелого машиностроения, судо-, самолето- истанкостроения. В государственном секторе сосредоточено более 200 научно –исследовательских институтов и лабораторий, благодаря чему Индия вошла в кругстран, обладающих высокими электронными технологиями, космическойпромышленностью. Страна поставляет на мировой рынок телекоммуникационные иметеорологические средства связи, успешно осуществляет долгосрочную программуразвития национальной атомной энергетики.
В90-е гг. правительство Индии начало осуществлять обширную программуэкономических реформ, целью которых стало развитие рыночной экономики открытоготипа, повышение эффективности объектов, находящихся в государственнойсобственности, более последовательное включение индийской экономики в мировоехозяйство.
Государствоотказалось от практиковавшегося до этого централизованного планирования.Частным компаниям открыт доступ в такие до этого для них закрытые отрасли, какавиастроение, воздушный транспорт, судостроение, выплавка чугуна и стали,цветных металлов, производство и распределение электроэнергии и др. Одновременнос целью стимулирования частного предпринимательства были сокращены ставкиподоходного налога, большинство предприятий получило право привлекатьиностранные инвестиции, и были сняты ограничения на импорт сырья и капитальногооборудования. Значительно снизились таможенные тарифы. Проведенная в 1991 г.девальвация рупии стимулировала развитие экспорта. Рупия перешла в разрядчастично конвертируемых валют. Таким образом, экономика Индии стала болееоткрытой для остального мира.
3. Индия: «зеленая революция»
Изотсталой аграрной страны Индия превратилась за годы независимости в крупнуюаграрно-индустриальную державу. Но в то же время объем ВВП Индии в расчете надушу населения являлся одним из самых низких в мире.
Вначале 60-х гг. в Индии сложилось тяжелое экономическое положение в результатенескольких неурожаев подряд. Чтобы исправить ситуацию, руководство странывыдвинуло грандиозный план, получивший название «зеленая революция». Речь шла оповсеместном внедрении высокоурожайных продовольственных культур, завезенных изМексики. Осуществление проекта финансировалось частными американскими фондами.Использование мексиканских гибридных сортов предполагало применение новыхтехнологий земледелия, удобрений и средств защиты растений. К удивлению многихскептиков, Индия сумела создать современную национальную индустрию, котораяобеспечила крестьян и фермеров всем необходимым.
Внедрениевысокоурожайных культур ставило Индию в зависимость от внешних поставок, чтоподрывало уверенность в успехе проекта. Кроме того, это привело к углублениюимущественного неравенства в деревне. Использование гибридных семян и новейшейтехнологии требовало значительных инвестиций для приобретения машин ихимикатов. На такие расходы могли пойти только крупные сельскохозяйственные предприятия.«Зеленая революция» привела к вытеснению части жителей из села, но и она жепозволила значительно улучшить снабжение городов продовольствием. После первыхнеуверенных шагов были достигнуты обнадеживающие результаты. Индия очень быстроосвоила производство семян, удобрений и средств защиты растений. Кроме того,были выведены местные сорта высокоурожайных культур, которые стали высеваться взонах, менее благоприятных для их возделывания. Тем не менее в сельскомхозяйстве Индии до сих пор соседствуют мелкие крестьянские хозяйства сархаичными методами земледелия и крупные современные предприятия, применяющиеновейшую технологию.
4. Банковская система
Банковскаясистема Индии – одна из наиболее эффективно работающих отраслей хозяйствастраны.
Основнымправовым документом, определяющим принципы построения и функционированияиндийской банковской системы, является Акт о регулировании банковского дела,принятый в 1949 г. Главная роль в формировании и развитии банковской системыбыла отведена государственному Резервному банку Индии (РБИ), разрешениякоторого с момента его создания стали обязательным условием для открытия любогонового банка или отделения. РБИ также получил право контролировать деятельностьдругих банков, регулировать процесс их объединения, устанавливать важнейшиепоказатели банковской деятельности.
Загоды независимости индии ее финансово-банковская система прошла в своемразвитии несколько этапов. В 50-е гг.наряду с увеличением числа мелких банков в результате концентрации финансовогокапитала в стране начали создаваться крупные коммерческие банки. В 1969 г. сцелью более равномерного и рационального распределения кредитных средств былопринято решение о национализации 14 ведущих коммерческих банков. В результатевозможности государства по формированию валютно-денежной политики существеннорасширились. В 1980 г. было национализировано еще 6 банков и до 40 % былповышен показатель обязательного кредитования приоритетных отраслей экономики.На долю государственного сектора в 80-е гг. приходилось около 90% всех банковских кредитов.
Однаконационализация банков имела неоднозначные последствия.С одной стороны, значительно расширилась сеть банковских отделений, числокоторых превысило 60 тыс., причем количество отделений в сельских районах увеличилосьс 1,8 тыс. до 35 тыс. С другой стороны, большинство отделений в сельскихрайонах невелико по объемам производимых операций, работает с оченьограниченным кругом клиентов, кредитуя в основном мелких фермеров ипредпринимателей одного района, ввиду чего эффективность такой банковскойдеятельности низкая.
Жесткий государственный контроль, отсутствиеконкуренции, пренебрежение законами рынка в угоду социально-политическиминтересам и, как следствие, низкая эффективность производства привели к тому,что к началу 90-х гг. государственные банки оказались в тяжелом финансовомположении.
Сцелью скорейшего выхода из кризиса, поразившего экономику Индии в 1991 г.,правительство пошло на значительную либерализациюполитики в банковской сфере. В 1993 г. было разрешено создание новых частныхбанков, причем в этом процессе допускалось участие иностранных партнеров.
Врамках либерализации государственные банки получили право выпускать акции,привлекая тем самым дополнительный капитал и укрепляя свою финансовую базу.Однако контрольный пакет (51%) продолжает оставаться у государства.
Почтив 30 странах мира работает 150 отделений индийских банков, которые играютважную роль в обслуживании индийской внешней торговли, в первую очередь, вфинансировании и расширении индийского экспорта. Кроме того, они традиционноработают с проживающими за границей индийцами.
Особоеместо в банковской системе страны принадлежит специализированным банкам развития, которые можно разделить на двекатегории – общеиндийские и региональные. Их основной функцией являетсяфинансирование создания новых предприятий, а также модернизации и расширенияуже действующих путем выдачи займов, гарантий, выпуска акций и облигаций и т.д.
Несмотряна существенную либерализацию банковской системы доминирующие позиции в нейпо-прежнему занимает государство. Подавляющий объем банковских операций встране (около 90%) осуществляют 28 государственных банков. Крупнейшим из нихявляется «Стейт Бэнк оф Индия» — «Империал Бэнк оф Индия», созданный ещеангличанами в колониальный период. В частном секторе по объемам операцийвыделяются 15 крупнейших банков.
Рольиностранного капитал в банковской системе Индии не велика. В настоящее время встране действуют 25 иностранных банков (100% иностранная собственность), которыеимеют 146 отделений. Доля иностранных банков в общей сумме банковских депозитовсоставляет около 8%.
5. Внешнеэкономические связи
Национальнаяэкономика Индии работает прежде всего на свой собственный очень емкийвнутренний рынок. Поэтому страна принимает ограниченное участие в международномразделении труда. Экспорт колеблется примерно в пределах 7% ВВП. При низкомобщем уровне экономического развития душевой показатель экспорта – около 25долл. в год – один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импортунеобходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный.
Направленностьвнешнеэкономических приоритетов Индиимногие годы остается практически неизменной.
Внешняяторговля играет ведущую роль в хозяйстве страны, однако в конце 90-х гг. уИндии экспортная квота по товарам составляла всего 10%. К основным факторам,тормозящим развитие индийского экспорта, относятся невысокое качествобольшинства индийских товаров и несовершенная организация экспортногопроизводства. Примером упущенных возможностей в развитии экспорта и потерисвоей доли на мировом рынке может служить текстильная промышленность, котораяотносится к традиционным индийским экспортным отраслям. С 1960 по 1997 гг. доляИндии в мировом экспорте хлопчатобумажных тканей и изделий сократилась с 9 до3%. Причиной снижения их конкурентоспособности является запрет правительстваИндии увеличивать производство этой продукции на крупных текстильных фабриках,так как производство хлопчатобумажных тканей закреплено за мелкими предприятиями.
Косновным статьям индийского экспорта относятся ювелирные икустарно-художественные изделия, одежда, джутовые изделия, сахар, кожи, чай,пряности, хлопок, злаковые культуры. Высокими темпами растет экспорт железнойруды, и в 90-х гг. Индия стала четвертым по объему экспортером этого сырья вмире.
Всебольшую долю в объеме вывоза товаров из страны начинают занимать алюминий,машины и оборудование. С 80-х гг. растет экспорт программ для компьютеров.Формирующая прослойка технически грамотных национальных кадров привлекает такиевысокотехнологические компании, как «Майкрософт», «Моторола», «Новел»,открывшие в 1996-1997 гг. свои центры в Индии.
В структуре индийского экспортатекстильные изделия составляют 24%; сельскохозяйственная продукция – 18,9%;ювелирные изделия – 14%; машины и оборудование – 8,1%; кожа и кожаные изделия –4,4%; фармацевтические товары – 4%. В общем объеме мирового экспорта чая надолю Индии приходится около 20%; специй, изделий из кожи, жемчуга, драгоценныхи полудрагоценных камней – 10%; железной руды и ее концентратов, кожевенногосырья, хлопчатобумажных тканей и текстильных изделий – 5–7%. В мировом экспортемашин и оборудования доля Индии составляет 0,7 – 2%.
Вструктуре индийского импорта ведущее место занимают нефть и нефтепродукты(21,6%); машины, оборудование и транспортные средства (22,5%), драгоценныекамеи и ювелирные изделия (7,8%); химические продукты (7,4%); золото и серебро(6,0%); черные металлы (2,9%).
Основные торговые партнеры Индии – США(19,5%), Великобритания, Япония, Германия, Гонконг (от 5,5 до 6%), ОАЭ,Бельгия, Италия (3-5%). На развитые страны приходится более 60% внешнеторговогооборота Индии. Доля России во внешнеторговом обороте Индии в 1997 г. составила1,8%.
Следуетотметить, что в реализации планов экономического и социального развития Индии,помимо внешнеторговых связей, довольно весомую роль играет иностранная финансовая помощь западныхстран. Она составляет около 7 млрд долл. в год, причем примерно половинаэтой суммы – безвозмездные субсидии и льготные займы.
Сначала 90-х гг. правительство индии активно проводит политику открытойэкономики, прежде всего путем привлечения иностранного капитала природнымибогатствами, дешевой рабочей силой, либерализованной правовой базой, с цельюускоренного технического перевооружения промышленности и модернизации экономикив целом. И эти мероприятия по привлечению иностранных инвестиций увенчалисьопределенным результатом. Если в 1986-1991 гг. среднегодовой приток иностранныхпрямых инвестиций в страну составлял менее 200 млн долл., то в 1997 г. онпревышал 3 млрд долл.
Наиболеепривлекательными для иностранных инвесторов оказались такие отрасли экономики,как телекоммуникации, энергетический комплекс, металлургия, транспортноеоборудование, нефтехимия, лесозаготовки и экспорт драгоценных камней.
Благодарялиберализации правового режима во внешнеэкономической сфере быстрыми темпамирастет объем фондового рынка. По объему капитализации (127 млрд долл. в 1996г.) индийский рынок акций является одним из крупнейших среди «возникающих»финансовых рынков. И все же, по расчетам индийских экономистов, для поддержаниятемпов экономического роста страны на уровне «азиатских тигров» ей необходимопривлекать в год не менее 10 млрд долл. иностранных инвестиций. В середине 90-хгг. индийская экономика получал только около 3 млрд долл. иностранныхинвестиций в год. К основным факторам, препятствующим притоку зарубежныхинвестиций в индийскую экономику, следует отнести неустойчивую политическуюситуацию, социальные конфликты, бюрократию, коррупцию, протекционизм,слаборазвитую производственную инфраструктуру.
Средигосударственных кредиторов Индии на первом месте стоит «Форум развития Индии».На него приходится 85% всего объема предоставленных кредитов. Из числаучастников Форума ведущие позиции занимают МБРР*– 29%, МАР** – 26%.
Врезультате массированного привлечения внешних ресурсов в последние годыпрослеживается тенденция к росту внешней задолженности Индии и существенномуувеличению выплат в счет погашения основного долга и процентов по нему, чтосерьезно осложняет валютно-финансовое положение страны. Внешний долг Индии в 1997 г. достиг 100 млрддолл. Норма его обслуживания превышает 27%. Вследствие замедления темпов ростаэкспорта и одновременно опережающего развития импорта а 1997 г. (экспортсоставил 34 млрд долл., а импорт – 40,5 млрд долл.) торговый дефицит увеличилсядо 6,5 млрд долл. в 1997 г. против 5,4 млрд долл. в 1996 г. Курс рупий упал с35,8 до 41,7 за 1 долл. Золотовалютные резервы страны на апрель 1998 г.составляли около 30 млрд долл.
Послепарламентских выборов весной 1998 г. правительством Индии была сформированаэкономическая программа, продекларировавшая приверженность страны к политике «экономического национализма», чтоозначало приоритетную поддержку индийских производителей. Вместе с тем впрограмме содержится обещание улучшить условия стимулирования иностранныхинвестиций в развитие инфраструктуры, энергетики, в экспортно-ориентированныеотрасли. Самой приемлемой формой участия иностранного капитала в развитиииндийской экономики объявлены совместные предприятия.
Аналитики,отмечая громадный экономический потенциал Индии, прогнозируют высокие темпыроста ее ВВП в ближайшие годы. Эксперты Всемирного банка включают Индию в«большую пятерку» вместе с Китаем, Бразилией, Индонезией и Россией. На долюэтих стран в середине 90-х гг. приходилось 8-10% мирового производства иторговли, а к 2020 г. их вклад, вероятно, увеличится вдвое. Еще болеевпечатляют перспективы роста населения в Индии. По оценкам Всемирного банка, к2025 г. оно достигнет 1,4 млрд человек и лишь немногим будет уступатькитайскому – 1,47 млрд человек, а в конце XXI в. индийцев будет в два раза больше, чем сегодня – 1,9 млрдчел.
6. Экономические отношения России сИндией
Российско-индийскиеэкономические отношения имеют давние традиции. Кульминацией расцветавнешнеэкономических связей СССР с Индией стал Договор о мире, дружбе ивзаимовыгодном сотрудничестве, подписанный 9 августа 1971 г. и предусматривающийразвитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех областяхэкономики, науки, техники и культуры.
Индияявлялась одним из важных торговых партнеров бывшего СССР, удовлетворяя егопотребности в импорте чая на 70%, кофе – на 60%, джутовых изделий – более чемна 90%, медикаментов – на 30%. При содействии республик бывшего СССР в Индиибыло построено более 70 различных промышленных объектов в базовых отрасляхчерной и цветной металлургии, тяжелом машиностроении, энергетике, нефтяной инефтеперерабатывающей промышленности. Совокупные поставки всех видов советскихтоваров в Индию позволили в 1990 г. довести товарооборот между странами до 5,5млрд долл.
РаспадСоветского Союза оказал резко отрицательное влияние на российско-индийскиеотношения. Если в 1990-1991 гг. доля СССР превышала 10% процентоввнешнеторгового оборота Индии, то к концу 90-х гг. – едва достигала 2%. В 1997г. внешнеторговый оборот между Индией и Россией оценивался в 1,7 млрд долл.(немногим более 1% внешнеторгового оборота России). Наиболее пагубно сказалсяна российско-индийских экономических отношениях широкомасштабный кризисроссийской экономики, который исключил возможность кредитной поддержкироссийского экспорта машин и оборудования в Индию. В результате Россия утратиласвою долю на этом рынке.
Восстановлениеэкономических отношений между Россией и Индией происходит медленно. В 1993 г. входе визита Президента России в Индию был подписан Договор о дружбе исотрудничестве между Россией и Индией. В 1997 г. в результате переговоров правительственных делегаций был подписанпакет документов, который включает соглашения об избежании двойногоналогообложения, о сотрудничестве т взаимопомощи в таможенных делах. Помимоторговли продолжается экономическое сотрудничество в области реконструкции имодернизации отдельных объектов на металлургических заводах в Бхилаи, Бокаро,Визакхапатнаме, Дургапуле и Руркале, на электростанциях «Бхакра» и «Нейвели».Стороны приняли решение о строительстве с участием российских специалистов двухатомных электростанций в Индии. В частности, предполагается сооружение атомнойэлектростанции в Куданкуламе мощностью 2´100 Мгв, а такжеготовится соглашение о сотрудничестве в сооружении крупнейшейгидроэлектростанции в Тери, мощностью 4´400 Мгв.Продолжается военно-техническое сотрудничество, имеющее давние традиции иблагоприятные перспективы. К наиболее крупным поставкам российского оружия ивоенной техники во второй половине 90-х гг. относятся десять подводных лодоктипа «Кило» и авианесущий крейсер. Кроме поставок оружия намечается совместныеего проектирование, исследовательские и опытно-конструкторские работы, продажалицензий на изготовление.
Определеннуюположительную роль в развитии российско-индийских отношений играет учрежденнаяв 1992 г. Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому,научно-техническому и культурному сотрудничеству. У этого сотрудничестваимеются благоприятные возможности для дальнейшего развития. Обе сторонырасполагают богатыми природными ресурсами, научно-техническим потенциалом,растущими внутренними рынками, а главное, экономики обеих странвзаимодополняемы. К началу 1998 г. в России зарегистрировано около 250совместных предприятий с участием индийских фирм и объемом капиталовложенийприблизительно 20 млн долл., которые занимаются преимущественно краткосрочнымиторговыми операциями с гарантированно быстрым возвратом капитала.
Внастоящее время ежегодно от Индии в счет погашения ее задолженности погосударственным кредитам бывшего СССР и Российской Федерации (консолидированныйдолг составляет 320 млрд рупий) поступает около 30 млрд рупий (850 млн долл.),за счет которых осуществляется около 90% российского импорта из Индии(диаграмма 3).
Диаграмма 3
Товарооборот России с Индией
(в млн долл. США)
Годы
Одной из острых проблем торгово-экономических отношений России с Индиейостается узость товарной номенклатурывзаимной торговли. Более 60% российскогоэкспорта в Индию по-прежнему базируется на поставках четырех видов товаров:черных и цветных металлов, газетной бумаги и удобрений. Половину российского импорта из Индии составляютчай, рис, кофе, табак, специи, орехи кешью, медикаменты и небольшое количествотекстильных изделий.
Активностииндийских фирм по созданию совместных предприятий производственного профиляпока не наблюдается. Видимо это объясняется, в частности, тем обстоятельством,что довольно значительное количество индийских предприятий все еще относитРоссию к странам с повышенной степенью риска при осуществлениивнешнеэкономических сделок. Похоже, что этим критерием руководствуется и индийскаягосударственная корпорация гарантирования экспортных кредитов, осуществляющаязащиту местных экспортеров от политических и коммерческих рисков. Лишь впоследние годы были сделаны первые реальные шаги к созданию совместныхпредприятий в фармацевтической отрасли.
Однакосохранение нынешних объемов российско-индийского экономического взаимодействия,а тем более их расширение, зависит от интенсивности и продуктивности поискапредставляющих взаимный интерес объектов и форм сотрудничества. У российскойстороны вызывает озабоченность то, что индийские платежи за поставки товаров иуслуги, оказанные индийским партнерам до распада СССР, через 3-4 года могутоказаться исчерпанными и продолжение закупок в Индии потребует сективизациироссийских поставок для формирования валютных ресурсов для таких закупок.Также, к препятствиям, стоящим на пути развития российско-индийскихэкономических отношений, относятся конкуренция ТНК третьих стран, внедрившихсяв экономику Индии; нестыковка интересов российских и индийских частных компанийс общегосударственными интересами; отсутствие согласованной всеобъемлющейдолгосрочной программы двустороннего сотрудничества и финансовых механизмов еереализации, а самое большое – экономическая слабость России.
Заключение
Индияиграет ведущую роль в южноазиатской системе государств. За годы независимостиэкономический потенциал Индии значительно вырос. Произошли коренные изменения вструктуре ее хозя