Реферат по предмету "Геология"


Драгоценный камень опал

Реферат потеме:
Опалы
Что такое
Опал — твердыйприродный гидрогель двуокиси кремния (иными словами, аморфный кварц) снепостоянным содержанием воды (ее может быть от нескольких процентов до однойтрети массы камня), который залегает в зонах с относительно среднейтемпературой и образуется из жидкой массы кремнезема, которая, застывая,сохраняет в своем составе небольшое количество воды, в расщелинах едва не всехразновидностей скал, так как обычно часто находят вместе с лимонитами, песчаниками,риолитами и базальтами. Это происходит в вулканических областях, когда горячиеводные растворы пропитывают горные породы и находящиеся в них включения;накапливается опал и у выходов горячих источников. Вода со временем, особеннопри нагревании, может теряться, что приводит к некоторому помутнению ирастрескиванию опалов.
Образуетслоистые, пористые агрегаты, различного рода натёчные формы или желваки;нередко образует псевдоморфозы по различным минералам; также пропитываетразличные животные и особенно растительные остатки. Иногда встречается в видеземлистых масс или тончайшего порошка, плотных масс, напоминающих стекло, атакже в виде сталактитов. Образование опаласвязано с отложением кремнезёма из горячих вулканогенных вод или с разложениемсиликатов под действием воды и углекислоты в зоне выветривания. Опал биогенного происхожденияслагают скелеты диатомей и радиолярий. Образуется опал при медленном осажденииаморфного кремнезема из водных растворов. В природе такие условия возникают,когда в выветрелой, обычно вулканической породе длительное время сохраняетсяполость, содержащая чистый раствор кремнезема, который медленно испаряется втечение нескольких тысяч лет. Наиболее часто опал встречается в осадках конусоввыноса вокруг горячих источников и гейзеров в молодых (в геологическом понимании)вулканических областях. С минералогической точки зрения опал представляет собойаморфный или скрытокристаллический агрегат водосодержащего кремнезема. Согласноклассификации Дж. Джонса и Е. Сегнита (1971г.), выделяются три главныеразновидности опалового кремнезема: преимущественно аморфные опалы, опалы,сложенные, главным образом, а-кристобалитом, и опалы, состоящие изразноупорядоченного а-кристобалита с тридимитовым компонентом (кахолонг,празопал и  деревянистый). Благородные опалы содержат от 85 до 95 вес %кремнезема и от 3 до 10 вес % воды, кроме которых обычны примеси алюминия,железа, марганца и органического вещества.
Еслипосмотреть самоцвет под электронным микроскопом, то он будет выглядеть какдостаточно плотная упаковка из субмикроскопических одинаковых сферическихобразований — шариков (глобулей) кремнезема, размер которых сопоставим сдлинами световых волн, расположенных в виде правильной пространственной решеткинаподобие пчелиных сот (с правильно расположенными пустотами между ними) вмассе кремневого геля. Такое их размещение вследствие дифракции света припрохождении через пустоты между сферическими образованиями, отражения отшариков и интерференции света либо вследствие отражения и разложения света оттончайших многочисленных трещин обусловливает опалесценцию — радужную игруцветов, меняющуюся с поворотом камня. В неблагородных опалах укладка глобулнерегулярная и иризация отсутствует. То есть «игра окраски» опалаявляется псевдохроматической, неистинной окраской самого опала. Игра цветазависит от величины глобулей кремнезема: при диаметре 0,0003 мм проявляются всецвета спектра, 0,0002 мм — преобладают зеленые, голубовато-фиолетовые тона,0,00015 мм — голубые и фиолетовые, при меньших размерах — только фиолетовыецвета. Игра камня лучше видна при его покачивании. При наличии мельчайшихвключений оксидов железа, титана, соединений никеля и других он обладает темнойокраской. Некоторые разновидности опала состоят частично из сферических частиц,пространство между ними заполнено перистым или волокнистым агрегатомкремнезема. Такие опалы часто прозрачны, но «игры цвета» нет. Естьопалы, которые при погружении в воду меняют свой цвет, восстанавливаемый снована воздухе, что связано с его пористым строением.
Цветовая играблагородного опала проявляется не по всему объему камня, а наблюдается в видеиризирующих точек, пятен, искр, вспыхивающих при повороте камня. Основная тканьопала просвечивает или полупрозрачна, имея белый, красновато-оранжевый и черныйцвет, в соответствии с чем различают белые, огненные и черные опалы. Белыеопалы являются самыми распространенными. Наиболее высоко ценятся черные опалы сэффектной игрой в сине-зеленых тонах, сочетающихся с бронзово-красными ипурпурными. Лучшие образцы таких камней добывают на месторождении «ЛайтнингРидж» в Австралии. Огненные опалы, добываемые главным образом в Мексике, — полупрозрачные и даже прозрачные, с красным, оранжевым и желтым основнымцветом, обладающие или не обладающие цветовой игрой.
Для опаловобыкновенных характерны включения песчаника, кварца, минералов железа;встречаются также пузырьки воздуха и минеральные вростки, которые свойственны восновном мексиканским опалам.
· Опал один изминералоидов, который может образовывать окаменелости. Получаемыеископаемые, хотя не каждый вызывает научный интерес, привлекают коллекционеров
· По происхождениюосадочный, гипергенный или низкотемпературно-гидротермальный.
· Минерал, твёрдыйприродный псевдогидрогель состава SiO2·nH2O, относится кподклассу гидроокислов
· Вдействительности представляет собой в основном агрегат мельчайших зёреннизкотемпературного кристобалита.
· Содержание воды вбольшинстве опалов2-14%.
· Обычные примеси: MgO,CaO, Al2O3, Fe2O3 и др.
· Опал хрупок и неочень тверд. Твердость по минералогической шкале Мооса 5-6,5; плотность1800-2250 кг/м.
· Растворяется вплавиковой кислоте. В щелочах опалы легко растворяются, почти нацело.
· Излом обыкновеннораковистый.
· Синонимы: видрит,гелит, гель-кристобалит, неслит.
· Опал оптическиизотропен, иногда с аномальным двупреломлением.
· Показателипреломления 1,44-1,46.
· Блеск стеклянный,восковой или перламутровый
· Вультрафиолетовых лучах у опалов может наблюдаться белое, а у огненных опалов — желтое и красное свечение.
Некоторыегорные породы целиком состоят из опала — гейзерит, диатомит, опока, трепел. От пропитывания древесных остатковполучается деревянистый опал, имеющий строение дерева. Пористые, ноздреватыеразности, образовавшиеся из горячих источников, называются кремнистым туфом икремнистой накипью. Землистые, рыхлые отложения микроскопических организмов,главным образом диатомей, называются трепелом, полировальным сланцем. Из нихтрепел применялся, как материал для приготовления динамита.
Сильныевнутренние рефлексы, для полупрозрачных разновидностей характерна опалесценция- главное достоинство опала — способность излучать последовательно различныелучи под действием солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов иотсверки при вращении внутри опала. Опал может казаться равномерно окрашенным водном ракурсе, но при повороте проявляются цветные отсверки и вспышки цветныхлучей. При вращении натурального опала одни блики могут исчезать, а другиепоявляться в самых неожиданных местах. Молочно-белые (неблагородные) и огненные(благородные) опалы могут не иметь выраженных отсверков при вращении
Окраска благодаряпримесям бывает различной — белой, жёлтой, бурой, голубоватый, серый (редкочерный), синий, бледно- или темно-фиолетового, зеленого, желтого, красного. Играцвета — опелесценция — может быть не сплошной, а точечной, мозаичной, зональнойит.д. Прозрачный либо просвечивающий и непрозрачный и др.; нередко бесцветен.
Опалы окрашены весьма разнообразно- всеми цветами радуги; бывают темно-серые и даже черные камни. Существуетболее ста разновидностей этого минерала самых разных оттенков, которыеобусловлены примесями железа, марганца, никеля и других элементов. Часто онокрашен различными примесями железа, никеля, марганца и др.
Обыкновенныйопал не имеет игры цветов. Прозрачность в различной степени. Иногда бесцветный,но, большей частью, окрашен в различные неяркие цвета. Красивые образцышлифуются и считаются полудрагоценными камнями.
«Благородныйопал» — совершенно особая разновидность этого минерала, отличающаяся не толькофантастически красивой многоцветной радужной игрой внутри его микротрещин, но идостаточно стабильной во времени устойчивостью как цветовой игры, так и самогокамня (другие сорта опала со временем мутнеют и растрескиваются, теряя воду). Вотличие от своих «огненных» собратьев очень ценим, популярен и весьма дорог.
Благородныйопал — родной брат бриллианта, его буйная окраска является следствием сложнойигры отраженного света, и никак не связана с химическим составом камня, то естьцвет опала — всего лишь оптический эффект. Исключением является драгоценныйогненный опал, здесь цвет камня обусловлен примесями-хромофорами.«Благородство» и ценность опала определяется количеством чистых цветов(максимально четыре: красный, желтый, зеленый, синий), которые можно разглядетьна поверхности камня, иными словами, спектром, в который раскладываетсяотраженный свет. Именно этот феномен — причина игры бриллианта, благодарякоторой его называют «королем драгоценных камней». Опал — член королевскойфамилии.
Разновидности:
· гиалит(бесцветный и прозрачный) — обладает яркой игрой света внутри самого камня
· благородный опал (с красивой игрой цветов),
· гидрофан(пористый, мутный опал,галька опала)- это чаще всего черный опал из железной руды, в которой онзалегает в совершенно нетронутом состоянии. Любопытными особенностями обладаютгидрофаны (греч. hydor — «вода» и phaneros — «видимый») — помещенные в воду,они становятся полупрозрачными.
· белый – самыйобычный вид опала, который можно встретить на рынке камней – имеет прозрачнуюлибо белую окраску и искристые пастельные оттенки цветов радуги, полупрозрачныйс опалесценцией в светло-голубых тонах.
· черный опал,обладает более эффектной игрой света, может иметь синий, серый или черныйнадцвет.
· хрустальный, либоводный опал — прозрачного цвета.
· «Огненный» опал — прозрачный либо полупрозрачный камень с оттенками от желтого до оранжевого икрасного. Некоторые такие камня играют светом, другие нет «белый».
· «черный»- с оттенками фиолетового, синего, зеленого, бордового цветов и преимущественнокрасными проблесками;
· «царский»- с многоцветным мозаичным рисунком и опалесценцией; с темно-красным ядром иизумрудно-зеленой каймой с внешней неокрашенной зоной.
· «джиразоль»- голубой или бесцветный с опалесценцией в красных тонах;
· «лехос-опал»- зеленый с игрой различных оттенков этого цвета, а также карминового.
· Арлекином иливосточным опалом называют камни с опалесценцией на огненном фоне;
· кошачьим глазом(редчайшая, наиболее дорогая разновидность) — с ярко-зеленойконцентрически-зональной окраской.
· Перуанский опал(также называют голубым опалом), полу-оранжевые голубо-зелёные камни находят вПеру, вырезают из больших непрозрачных камней. Они не являются многоцветными.
Различают тривида опала — белый опал, огненный опал (камень насыщенного красного цвета) ичерный опал.
В мире известно лишьнесколько месторождений благородного опала с яркими вспышкамиспектрально-чистых цветов. Опал гиалит (водяно-прозрачная бесцветнаяразновидность) не обладает опалесценцией, не всегда заметна она и у огненногоопала. Участвуя в природных процессах замещения, обычный, неблагородный опалзамечательно воспроизводит тонкие детали строения тканей окаменелого дерева(деревянистый опал), структуру ископаемых костей и раковин.Чистый опал бесцветен, но почти всегда онболее или менее молочный и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона.Под микроскопом можно увидеть его внутреннюю структуру, представляющую собойрасположенные в определенном порядке (наподобие пчелиных сот) в массекремниевого геля мелкие шарики кремнезема. Такая структура обеспечиваетрадужную игру цветов (интерференция), изменяющуюся с поворотом камня. Иризация (от греч. íris — радуга), оптическое явление, заключающееся в появлении радужной игры цветов награнях и плоскостях спайности некоторых минералов (например, кальцита,лабрадора, опала и др.) при прохождении света. Цветные иризирующие опалы употребляются в качествеподелочных камней; благородный опал являетсядрагоценным камнемНаиболее яркая цветовая игра возникает призначительной разнице в оптических свойствах сфер и цемента, заполняющегопустоты между ними. Это имеет место в черных опалах, обладающих опалесценциейнеповторимой красоты. Наименее эта игра выражена у огненных опалов, у которыхсферы и цемент между ними сложены практически из одного и того же вещества. Ублагородных опалов размеры микрочастичек кремнезема одинаковые иструктурированные, у неблагородных могут сильно различаться по форме и размеруи располагаются хаотично
Опал входит в числокамней категории полупрозрачный-темный. Его поверхность переливается всемицветами радуги, но главная ценность опала в так называемой «игре цветов»,способности отражать и преобразовывать свет в разноцветные вспышки.
Благородный опал с егострогой глобулярной микроструктурой встречается крайне редко, чтосвидетельствует о сложных и специфических условиях его образования. Следуетотметить, что аморфный кремнезем (в том числе и опал) неустойчив к воздействиювысоких температур и давления и подвергается раскристаллизации в процессе метаморфизмагорных пород с переходом в кристобалит, халцедон и кварц. При выветривании наповерхности земли опалы «высыхают» и растрескиваются и поэтому в россыпях неконцентрируются.
Электронно-микроскопическимиисследованиями установлено, что благородные опалы состоят из однородных поразмеру частиц кремнезема диаметром 150-450 нм, расположенных по принципукубической, иногда гексагональной упаковки. Эти сферические частицы, в своюочередь, сложены беспорядочно расположенными мелкими глобулами диаметром 10-50нм. Пустоты между сферами заполнены аморфным кремнеземом, воздухом, водянымпаром, игольчатыми или неправильной формы кристаллами тридимита и кристобалита.Одинаковые по размеру и плотно упакованные сферы действуют как трехмернаядифракционная решетка (понятие современной математической физики), разлагаясвет на его цветные составляющие и этим вызывая опалесценцию. Интенсивностьдифрагированного света связана с оптическими свойствами сфер и аморфногокремнезема пустот. Наилучший эффект наблюдается при разнице в показателяхпреломления 0,02, что имеет место в черных опалах, обладающих опалесценциейнеповторимой красоты.
В процессе эволюцииполностью потерявшие свою воду опалы и полуопалы переходят в агат и халцедон — разновидность кварца со скрытокристаллической волокнистой структурой, которыеявляются конечной стадией эволюции всех опалов… Некоторые виды халцедона такжеявляются драгоценными камнями. Среди них наиболее известны гелиотроп — кристаллы темно-зеленого цвета с красными крапинками; сапфирин — кристаллымолочно-синего цвета; сердолик, или карнеол, — желто-оранжевые или мясо-красныекристаллы; хризопраз — яблочно-зеленый камень. Слоистый разноцветно-полосатыйили узорчатый халцедон называют агатом. Грубослоистые агаты получили названиеоникса. Халцедон с большим количеством примесей в виде тонко рассеянногокрасящего вещества называют яшмой.
В процессе старения стечением миллионов лет опал потерял всю воду, но может продолжать находиться вкачестве слоистых халцедоновых и агатовых линз, покрытых щеткойвыкристаллизировавшегося кварца, в других породах, в которых ранее скапливаласькремниевая кислота и формировались благородные опалы
Кахолонг
Кахолонг — каменьмолочно-белого цвета, являющийся непрозрачной разновидностью фарфоровидногоопала, порой его называют жемчужным опалом или полуопалом из-за низкогосодержания связанной воды. Это переходная форма опала. Кахолонг непрозрачный,фарфоровидный или эмалевидный, медово-белый, образующийся при потере воды,благодаря чему его иногда относят к халцедону. Кахолонг органическогопроисхождения, богатый кальцием, может перейти в мел (этот тип особенно активнои жадно поглощает влагу). Интересная разновидность опала, иногда несколькопористая и прилипающая к языку (слегка кусающая за язык).
Кахолонг — недорогойопал, который может быть использован для ювелирных вставок, поделок или бытьнепригодным для обработки. Бывают полностью непрозрачные или слегкапросвечивающие минералы. Потерявшие почти всю связанную воду кахолонги некоторытипов активно впитывают влагу, но боятся воды, и после намокания и высыханиямогут даже растрескаться (фото справа внизу справа). Кахолонги другого типа,наоборот, не боятся воды и намокания (фото внизу слева). Существует версия, чтоего название образовано от калмыцких слов kahe (река) и halong (камень).Поэтому кахолонг иначе именуют калмыцким агатом. По другой версии названиекамня происходит от тюркского слова kanlon (прекрасный камень).
В Монголии кахолонготождествляется с лотосом — священным цветком в буддизме, символом душевнойчистоты и непорочности. В Индии этот камень почитают за его белизну и называютокаменевшим молоком священной коровы. Помимо вышеназванных стран месторождениякахолонга существуют на территории России, в Казахстане и Средней Азии, вИсландии и Армении. Ювелиры обычно предпочитают оправлять кахолонг в серебро.
Кахолонг символизируетчистое состояние души и мыслей. Женский камень. Камень монахинь и монахов.Считается, что кахолонг укрепляет благосостояние и здоровье, приносит мир ипокой в дом и семью. Он является символом чистоты помыслов, этот камень хорошоприменять для очищения сознания во время медитации и для борьбы с тревожнымисостояниями психики. Поэтому амулеты с кахолонгами советуют применять примедитациях, в период духовного сосредоточения, для очищения ума от тревожныхмыслей.
Полуопал
В процессе эволюции истарения опал теряет часть находящейся в нем воды. Переходный минерал, вкотором его часть перешла в халцедон, но сохранены зоны связанной воды вовнутренней структуре, называется полуопалом. Это не научное название, так какгеммологи не отделяют его от опала. Встретить полуопалы, пригодные дляювелирных нужд, большая редкость. Полуопал не боится влаги, температуры и невыгорает. По свойствам он напоминает халцедон, но имеет некоторые отличия внутреннейструктуры (цветовые линзы, спацифические трещины и переходы). Качественныйполуопал редкий, достаточно стойкий и ценится выше поделочных опалов, являясьоригинальным полудрагоценным или драгоценным камнем. Вся прелесть полуопаловзаключена в особенностях их внутренней структуры и неповторимом строении.Иногда к полуопалам относят кахолонги, поскольку они также являютсяпромежуточным этапом эволюции между опалом и халцедоном.
Имитации
Для имитацииблагородного опала часто применяются искусственные материалы, обладающиецветовой игрой: прозрачные силикатные стекла с яркой иризацией, различныепластики, обладающие структурой благородного опала и очень похожие напоследний. Их диагностика может вызвать затруднения, если камни находятся воправе. Показатель преломления у пластиковых имитаций выше, чем у настоящегоопала (1,42- 1,45), и колеблется в диапазоне 1,48-1,50, а плотность (1,12- 1,20г/см3) намного ниже, чем у опала, плотность которого варьируется от 2,00 г/см3для огненного опала до 2,11 г/см3 для черного и белого опалов.
Другимспособом сделать этот камень более доступным стало изготовление дублетов итриплетов.
Дублетысоздаются из тонких пластинок природного опала, к нижней части которыхприклеивается пластинка черного оникса. Таким образом, создается эффект черногоопала, но по цене они значительно более доступны.
Природнымдублетом является так называемый болдер-опал, где тонкая корка благородногоопала не отделяется при обработке от породы-подложки.
Триплетысостоят дополнительно из слоя чистого кварцевого стекла, обработанного в формекабошона и перекрывающего дублет.Синтетический опал
Послевыявления структурных особенностей опала появилась возможность созданиясинтетического аналога этого камня. Впервые технология такого синтеза былазапатентована в 1964 году австралийскими учеными минералогами А. Гаскином и П.Дарре. И уже в 1973 году швейцарская фирма Пьера Жильсона предложилапокупателям большой ассортимент самых разнообразных синтетических опалов,стоимостью на порядки дешевле природных. Цвет и опалесценция опалов Жильсона неуступает, а зачастую и превосходит таковые для природных камней. Естественно,технология изготовления строго засекречена. В России также синтезируютискусственные опалы высокого качества
Синтез опаловосуществляется в несколько стадий: 1) получение одноразмерных глобулейаморфного кремнезема путем гидролиза органических соединений кремния типасиликоновых эфиров в водно-спиртовом растворе с аммиаком и последующегоцентрифугирования образованной суспензии; 2) уплотнение полученного материала врезультате пропитывания его силиказолем с последующим прокаливанием его вавтоклаве при 600°С для придания механической прочности.
Кроме тогоопалы синтезируют и выращивают в лабораториях. Француз Пьер Жильсон началискусственно создавать опалы (его компания Gilson Created Opal) в 1974. другиекомпании в основном в Японии и Австралии тоже занялись синтезом опала.Существует множество материалов с включениями пластика и стекла по внешнемувиду сделанных под опал. В настоящее время синтез опалаосуществляется в России, Китае, Японии и некоторых других странах.Синтетические опалы, в отличие от природных, обычно имеют микрослоистое истолбчатое строение. Под микроскопом, а иногда и в лупу, бывает виденхарактерный мозаичный рисунок поверхности опала типа «булыжной мостовой» или«рыбьей чешуи», а в поперечном срезе наблюдается шестоватая (столбчатая)структура. Многие синтетические опалы обладают высокой пористостью, поэтому ихзачастую пропитывают стеклом или смолами. Черный опал получают, внедряя вглобулярную матрицу тонкие частицы углерода.
Они были ужепрактически неотличимы от природных. Есть довольно простой способ определенияприроды камня. Синтетические опалы легко прилипают к языку, что совершенно несвойственно природным. Синтетические опалы отличаются от природных упаковкойчастиц, которую можно установить при электронно-микроскопических исследованиях.Отличить визуально синтетический опал от природного затруднительно даже длягеммолога.
Синтезминералов осуществляется в Институте минералогии и петрографии СО РАН (г. Новосибирск).
Искусственныйблагородный опал — драгоценный камень, являющийся физическим и химическиманалогом природного благородного опала. Синтезированный минерал имеет следующиехарактеристики:
· Химический составSiO2 • nH2O
· Содержаниесвязанной воды 1,5 – 2%
· Содержаниеуглерода (в черном опале) до 2%
· Твердость (поМоосу) 5,5 – 6
· Плотность 2,0 –2,3 г/см3
· Пористость 1,5 –2,5%
· Прозрачностьполупрозрачный, матовый
Свойстваминерала близки к свойствам природного (австралийского) благородного опала.Этим он отличается от других синтетических опалов в России и за рубежом.Искусственный минерал имеет ювелирное и коммерческое название «Северный опал».
Выращиваемыекристаллы представляют собой ценное сырье для ювелирных целей.

Месторождения
 
Первоначальнымместом добычи опала было государство даков (современная Словакия), немногопозднее — Индия.
Благородныеопалы встречаются редко. Даже в весьма богатых месторождениях опала,благородные его разновидности составляют всего 1%. Промышленные месторожденияблагородных опалов известны в Европе и Южной Америке, но уникальными считаютсяместорождения Австралии, дающие 80–95% мировой добычи опала. Именно там, вНовом Южном Уэльсе в 1877 году началась разработка месторождений опалов. Первыеже опалы были случайно найдены в Австралии в 1849 году на ферме Тарравила.Охотник, преследуя кенгуру, смертельно ранил животное, которое, пытаясьвскочить на ноги, сорвало пласты дерна. Взгляду охотника открылась потрясающейкрасоты самоцветная жила, сверкающая всеми цветами радуги. Обнаруженноеместорождение принадлежало английской королеве. Коммерческие интересыбританской короны требовали, чтобы опал добывался и продавался. И королеваВиктория рекламирует свой товар. На приемах и балах, в парламенте и наипподроме, в церкви и театре она появляется в украшениях с опалами.1890 году вУайт-Клиффс началась разработка первых месторождений. Такие имена какУайт-Клиффс, Лайтнинг-Ридж, Андамука или Кубер-Педи заставляют блестеть глазалюбителей опалов, поскольку так называются легендарные опаловые поля Австралии.Самое известное, это Лайтнинг-Ридж, место, где находят такие желанные «чёрныеопалы». Из Андамука, где добывают кристальные и белые опалы, происходит самаябольшая плита опаловой породы, весящая 6843 килограмма – «пламя пустыниАндамука». Кубер-Педи – это слово на языке аборигенов означает «белый мужчина вяме». Оно визуально описывает, как выглядела добыча этих драгоценных камней.Большое количество старателей прятались в глубоких земляных ямах для защиты отжары днем и холодного ветра ночью. Разработки велись с помощью кирки и лопаты.Из шахт, глубиной от 5 до 40 метров, вручную вытягивались вёдра, наполненныеопалонесущими породами. Именно на этих глубинах находятся трещины и полости,наполненные опалами и вырабатываемые до сих пор. Быть искателем опалов – это,как и раньше, полное лишений занятие, хотя и применяются такие техническиесредства, как грузовые автомобили и ленточные конвейеры. Надежда найти находкусвоей жизни привлекает, снова и снова, мужчин и женщин в горячую и пыльнуюАвстралию. В Лайтнинг-Ридж находят самые ценные опалы – черные.История австралийских опалов началасьмиллионы лет назад, когда часть Австралии была покрыта морем, по лагунам которогооткладывались осадочные породы. В трещинах и пустотах этих скалистых осадочныхпород скапливалась богатая кремнием вода, остатки растений и животных. Кремниймедленно превращался в опал, ведь опал это кремниевая кислота и вода. Точнее,это гель из кремниевой кислоты и воды. Опал был известен аборигенам как огоньпустыни и согласно легенде, цвета опала создала радуга прикоснувшись кземле.Самые крупные опалы различного, в томчисле и черного, цвета добыты в австралийских месторождениях. Наибольший из нихимел массу 5270 г (26350 карат) и размер 23см на 12см; к моменту опубликованиясведений о находке в мае 1990 г. не обрабатывался.
В 1909 г. водном из опаловых рудников в Австралии был найден скелет небольшого (около 15смдлиной) пресмыкающегося, похожего на змею, полностью опализированный. Вседетали скелета сохранились, они были замещены опалом с великолепной игройцветов. Эта «Опаловая змея» была немедленно куплена любителемредкостей.
Всё великолепие природыпоймано в многообразии благородного опала: огонь и молнии, мягкое мерцаниедалёких морей и все цвета радуги. Австралия — классическая страна опалов. Почти95 процентов всех благородных опалов происходят из крупнейшего месторождения вхребте Андамука.
Считается,что основным источником благородного опала в Европе с античного времениявлялись термальные месторождения в Карпатах на территории нынешней Словакии.На сегодняшний день они в значительной степени выработаны. На второе местовслед за Австралией в XX веке вышли многочисленные мексиканские месторождения вэффузивах среднего и кислого состава в штатах Керетаро, Халиско, Наярит,Гуа-нахуато и др. Они знамениты, прежде всего, своими огненными опалами
Очень большиеопалы находили в Бразилии. Так, в 1998 г. при вскапывании поля для посадкикукурузы двое батраков нашли опал массой 4300г (21500 карат), оцененныйпримерно в 60 тыс. долларов Белый опал раньше добывали и в Бразилии.
Запасы огненного ихрустального опала имеются в Мексике и США (Невада, Айдахо, Орегон иКалифорния). Обыкновенные и огненные опалы часто находят в Мексике и Месоамерике.Даже в весьма богатых месторождениях опалаблагородные его разновидности составляют всего 1 %. Месторождения опалаобнаружены в Карпатах, Забайкалье, на Камчатке, на Чукотке, России благородныйопал недавно обнаружен в Приморском крае (Радужное). Небольшие месторожденияблагородного опала в эффузивных породах открыты в Гондурасе, Бразилии, на Украине,в Казахстане, в Венгрии, США, Чехия, Индонезия, Дании, Исландии, Австрии,Турции, Танзании, Польше, Японии, Гватемале, в Эфиопии и западно-африканскойстране Мали.
27 июля 1993года опал был объявлен национальным драгоценным камнем Австралии. А также австралийскойженский национальной команды по баскетболу The Opals.История
Прелесть икрасота камня снискали ему у многих название пайдэрос — «любовьотрока». Да и само название свое опал получил за красоту: сдревнегреческого он переводится как соединение двух древнегреч. слов«зрение» или «видеть» и «перемена», что в вольномпереводе может означать «видеть перемену» (цвета), с латинского«опалус» — «чарующий зрение», а с санскритского — «угшла» — как «драгоценный камень», что указывает на то,что опал впервые попал в Европу из Индии.В античном Риме произносили opalus,что означает «камень, состоящий из частей» — наиболее точно угадывая природуопала.
С первыхвеков до конца XIX в. опал вызывал к себе особый интерес, нередко восхищение.Римляне называли опал за его невероятную красоту cupid paederos — «ребеноккрасивый, как любовь»; считали его символом надежды и чистоты; полагали,что он оберегает владельца от болезней. Для народов Востока опал был предметомкульта, воплощением духа истины; они верили, что опалы родом с неба, откудападают на землю вместе с молниями, которым они обязаны своей красотой. Такжесчитали греки; они верили, что опалы придают людям силу ясновидения; в болеепоздние времена опалы также считались чудом природы.
Предположительно,первые упоминания об опале появились еще до 250 года до н.э.
Многочисленныесказания и легенды связаны с этим многоцветным драгоценным камнем
Существуетлегенда о происхождении опала. Это случилось во времена грёз, так рассказываютлегенды коренных австралийцев, когда создатель спустился с радуги на землю,чтобы передать людям знания мира. На том месте, где его нога коснулась земли,начали образовываться камни и светиться всеми цветами радуги. Это и были опалы.
«В опале вы можете увидетьогненное пламя карбункула, великолепный пурпур аметиста, зеленое море изумруда — все разноцветья, собранные воедино в невероятно красочную смесь.
Некоторые опалы по своейкрасоте не уступают палитре художника, другие — пламени серы или огненным языкампылающего масла».
Плиний Старший
Игра цветов в благородномопале притягивала людей с древнейших времен. Римляне считали опал символомнадежды и чистоты, а арабы верили, что опалы падают на землю при вспышкахмолний
Уже в ДревнейГреции и Риме опал ценился очень высоко, особенно черный — за своевосхитительное внутреннее малиновое сияние в черном как ночь самоцвете. Плинийрассказывал историю о том, что опал благородного римского сенатора Нонниявызвал зависть императора Марка Антония. Свой камень сенатор не соглашалсяпродать. Тогда император приговорил владельца прекрасного камня к изгнанию.Нонний предпочел покинуть Рим и оставить своё место в сенате, но сохранить присебе опал.
Для древнихримлян он был символом верности. Именно опал был вставлен в корону императораСвященной Римской империи Константина, который уверял, будто камень этотсветится в темноте, охраняет царскую власть, честь и саму жизнь.
В течениисотен лет за опалом тянулась дурная слава. Его считали символом тайных страстейи непостоянства (при длительном пребывании на солнце опал обезвоживается итеряет свою переливчатость), камнем обманчивых надежд и иллюзий. Историярассказывает, что императрица Франции Евгения, жена Наполеона III, из суеверияникогда не решилась носить опалы, хотя их любила. Боясь жизненных невзгод,английский король Эдуард VII после коронации приказал на всякий случай заменитьвсе опалы в короне на рубины, а принцесса Стефания Бельгийская после того, какее муж покончил жизнь самоубийством, избавилась от всех своих фамильныхукрашений с опалом, так как он якобы содержит большое количество«внутреннего яда
Такжеутверждается, что во время ссылки Наполеона бесследно исчез знаменитый опал»Пожар Трои", который принадлежал Жозефине Богарнэ. По преданию онбудто бы растворился в воздухе, уничтожив себя. Из-за этих слухов ювелиры Веныв свое время потеряли множество покупателей и были вынуждены выбросить коварныеопалы в Дунай.
В XVII в.большой опал в золотой оправе попал в сокровищницу испанских королей. И тут жена царствующий дом посыпались несчастья: умер наследник, затонула флотилиякораблей, груженых золотом и т.д. Чтобы предотвратить дальнейшие бедыпрекрасный опал передали священнослужителям монастыря в Альмейде, которыеповесили камень перед образом Мадонны
В Англии жевремен Елизаветы I опал ценили очень высоко, хотя Шекспир считал каменьсимволом непостоянства и упоминал его в своих пьесах. Так в «Двенадцатойночи» шут говорит герцогу: "… И пусть сошьет тебе портной камзол изпереливчатой тафты, ибо душа твоя ни дать ни взять изменчивый опал".
Опал был хорошо известени любим на американском континенте его древними жителями — ацтеками и майя, — ипервые огненные опалы Юкатана (Мексика) попали в Европу в начале XVI века сиспанскими конкистадорами. Уже в конце XVIII века большой специалист тоговремени по драгоценным камням Брикман писал: «Гораздо скорее можно найтинесколько сот наилучших алмазов, нежели десяток опалов без всякогопорока». А лучший знаток драгоценных камней Европы XVII века Ансельм Боэцийде Боот ставил опал на первое место из 60 описанных самоцветов, так как в немналицо «невероятная смесь цветов и игры света»
Окончательноевозрождение моды на опал происходит в 1877 году, после открытия крупныхместорождений в Австралии.
Создавая рекламупошатнувшемуся авторитету только что открытых (1872 год) австралийских опаловыхкопей, английская королева Виктория (1819-1901) продолжала носить опал. Онасама была несуеверной, опалы очень любила и одарила ими, особенно изавстралийских месторождений, свое многочисленное потомство. Русская императрицаАлександра Федоровна тоже очень любила этот самоцвет и продолжала носить опалы,в связи с чем в 50-е годы прошлого века в России на него снова поднялась мода.
Опал упоминается в пьесахШекспира и новеллах Сэра Вальтера Скотта.
До II в.врачи приписывали опалу способность стимулировать сердечную деятельность,предотвращать болезни сердца и обмороки, спасать от опухолей и улучшать слабоезрение. Блондинки вплетали опаловые бусинки в волосы, чтобы волосы не темнели,а сами девушки не впадали в уныние.
Благодаряразнообразию своей окраски опал в древности был символом непостоянства. Опалысимволизируют переменчивую судьбу. Они обостряют интуицию и способствуютвдохновению. На Востоке, особенно в Индии, издавна обожествляли благородныеопалы, считая их камнями любви, веры и сострадания.
Опал, камень октября,порой его даже называют «Королем драгоценных камней, „поскольку онзаключает в себе цвета всех остальных драгоценных камней. Римляне считали опалсимволом надежды, верности, чистоты и удачи, и ставили его по ценности навторое место после изумруда.
Благородному опалуприписывали многие ценные свойства. По Дельфийскому оракулу, это — символчарующего обаяния непостоянной женщины. Это один из самых противоречивых посвоим “магическим» свойствам самоцвет. У ряда европейских народов онсимволизировал доверие и нежную любовь, чистые помыслы и сочувствие. В XIIIвеке считали, что он охраняет королевскую честь (что может быть выше?). Онвнушал своему хозяину надежду в минуты глубокой депрессии, мог успокаиватьнервы, излечивать болезни сердца, охранять от меланхолии, грусти, инфекционныхзаболеваний и стихийных бедствий, предупреждать обмороки, возвращать остротузрения и блеск глаз. Камень сей противоречив: одних он удерживает от низменныхи подлых страстей, прихотей и раздражения; других толкает на запретныеудовольствия, причем способен проделать это в разное время с одним и тем жечеловеком. Хозяину разноцветных опалов не страшны козни врагов, но в то жевремя долго считалось, что он должен посвятить себя одной-единственной цели,дабы не стать игрушкой в руках судьбы.
Древние римляне верили,что опал охраняет человека от напастей вообще и при военных действиях. Поэтомумногие легионеры старались иметь его при себе. В Венеции в средние века былишироко распространены опаловые амулеты, предохраняющие от эпидемий. Считалось,что опал способствует многодетности, повышает уважение к законности, придаетздравомыслие и активизирует дипломатические способности своего хозяина. В странахВостока его особенно любили мусульмане, они считали его символом верности инадежды, чистоты, счастья и правдивости. По древнеиндийским верованиям, опал — камень любви, веры, сострадания и творчества: он способствует взаимопониманию,дружественным и родственным связям. Его рекомендуют носить в золотой оправе науказательном пальце правой руки.
Самыйроковой камень. Талисман талантливых, одаренных людей. С иными он не хочетжить. Он поддерживает все начинания творческих личностей, учит их тонкому предвидению,способствует их духовному развитию, охраняет от превратностей судьбы.Творчество распространяется на все виды человеческой деятельности, им можетобладать сапожник, и оно может вовсе не касаться какого-либо «писателя» или«художника». Поэтому сам человек и окружающие его люди решают, творческая оннатура или нет. Энергия камня столь огромна, что он достаточно основательнотревожит обычных людей, привнося в их жизнь беспокойство, как правило,совершенно необоснованное. Черные опалы являются роковыми камнями страсти,усугубляющими пороки человека. Белые опалы — их противоположность, талисмансиделок и врачей, усиливающие терпение и терпимость к окружающим. Буддистыотождествляют его с лотосом — символом немеркнущей душевной чистоты. Огненныеопалы сродни по своим мистическим качествам рубинам и другим огненным камням.
Опал не всегда был вцене. Его популярность зависела от моды, а мода — от суеверий. Причиной жесуеверий стала невероятная цветовая насыщенность камня. Богатейшая палитра егоцветов может не только восхищать, но и пугать. А если учесть способность камнятерять блеск, менять цвет при нагревании или загрязнении — можно представитьсебе мистический восторг и ужас, охватывавший наших предков. На Востоке черные опалы всегдасчитались исключительно счастливыми камнями. Они защищали от инфекционныхзаболеваний, успокаивали нервы, помогали при обмороках, возвращали остротузрения и блеск глазам. Опал лечит главным образом вялотекущие хроническиезаболевания. Для этих целей носить его рекомендуется в золоте на указательномпальце правой руки.
Помимо того, что опалкамень октября, его еще советуют в качестве подарка супружеским парам,празднующим свое 14-летие бракосочетания. Соответствие знаку Зодиака: астрологирекомендуют этот самоцвет родившимся под знаком Весы. Опал — символ верности игарантии.
Лечебныесвойства: Врачует сердечные болезни, успокаивает нервы, предупреждаетмеланхолию и обмороки, возвращает остроту зрения.
Опалы требуютк себе бережного отношения, так как способен адсорбировать некоторые жидкости имасла, а грязная вода может испортить его внешний вид. Чувствителен он кнагреву, ударам и давлению, со временем теряет воду. Старение этого самоцветаможно затормозить и цветовую игру усилить, если хранить его во влажной среде ивремя от времени погружать в чистую воду.Также украшения с опалами следуетносить как можно чаще, так как камень сможет получать необходимую ему влагу извоздуха или кожи, того, кто его носит.
ПрименениеИспользуется как драгоценный каменьпримерно с 400 до н.э.
В ювелирномделе используют преимущественно так называемые благородные опалы, которыеотличаются радужной игрой цвета — опалесценцией, которая характерна дляполупрозрачных разновидностей.
В ювелирномделе выше всего ценятся черные, непросвечивающие опалы, значительно ниже — черные кристальные, псевдочерные кристальные, огненные, молочные и ниже всегобоулдер-опал. Из доминирующих цветов выше всего ценится красный цвет, нижевсего — голубой. Недостатком опалов как ювелирных камней является ихчувствительность к изменениям температуры и постоянно продолжающийся процессдегидрации, который может привести к появлению трещин; такие камни становятсямутными, беловатыми и утрачивают способность давать световые эффекты. Этосвойство является одной из причин изготовления так называемых соединенныхопалов (дублетов, триплетов), представляющих собой своеобразную разновидностьимитации благородных экземпляров Опалы обрабатываются в форме плоских иливыпуклых кабошонов. Чаще всего опал находят в виде тонких слоев или плоскихлинз, крупные камни очень редки. Поэтому в серийных украшениях часто используютдуплеты.
Опалы издавна относилиськ достаточно дорогим камням. История донесла до нас сведения об опаледревнеримского сенатора Нонния; этот камень был оценен в 2 миллиона сестерций.В наши дни крупные опалы ювелирного качества снова в моде. Благородные опалыобычно не гранят. Им придают форму кабошонов и вставляют в кольца и подвески,броши и серьги
Прозрачные опалы гранят,а полупрозрачные делают в виде кабошонов.
Чтобы лучшепроявилась цветовая игра благородных опалов, им придают круглую или овальнуюформу кабошонов или другие мягко выпуклые формы, в зависимости от того, как этопозволяет сырой материал. Годными для огранки являются только самые лучшие огненныеопалы. Огранщик опалов сначала осторожно удаляет с помощью алмазного круга всенеровности. Потом отрабатываются все тонкости формы, финишная отделка с помощьюнаждачной шкурки и, в заключении, полировка влажным кожаным кругом.
Опал частонаходят в виде тонких слоев или плоских линз, большие куски редки. В серийныхукрашениях часто используются опаловые дублеты — отполированные опаловыепластинки, наклеенные на оникс, обсидиан, черное стекло или рядовой опал. Напервом этапе изготовления таких дублетов сохраняется тонкий, но несущий слойтвердой материнской породы, опал и подложка склеиваются и обрабатываются какединое целое. Триплеты – это дальнейшее развитие дублетов. Здесь на опаловыйслой наклеивают дополнительный защитный слой горного хрусталя, синтетическогоматериала, твердого стекла или свинцового стекла.
Опалам нехватает твёрдости, поэтому ювелиры изготавливают защищающие их оправы. Раньшеповерхность опала покрывали маслом, потом перешли на пропитывание опаловбесцветной искусственной смолой.
В ювелирном деле такжеприменяются и матричные опалы, представляющие собой мелкие вкрапления ипрожилки иризрующего опала во вмещающей породе, обрабатывающиеся как единоецелое. Следует отметить, что в качестве ювелирного материала могут применятьсяи некоторые более дешевые разновидности обыкновенного опала, лишенные цветовойигры: опалесцирующий голубоватый или желтоватый джиразоль, водяно-прозрачныйгиалит, зеленый празопал, белый фарфоровидный кахолонг и некоторые другие.Кроме перечисленных разновидностей, коллекционное и ювелирное значение имеютпсевдоморфозы благородного опала по раковинам аммонитов и других моллюсков, атакже по фрагментам ископаемой древесины
Камням с высокойпрозрачностью вроде мексиканского огненного опала иногда придается фасетнаяогранка Стоимость опалов зависит от основного цвета опала (черный ценится вышеостальных цветов), от интенсивности и цветовой игры камня, ее распределения.Также на стоимость влияет качество камня (наличие или отсутствия трещин,замутненных участков) и форма кабошона (его пропорции). Цвет и игру опала лучшеоценивать при обычном неярком освещении, держа камень в вытянутой руке. Следуетобращать внимание на следующие характеристики: четко ли видны цветовые вспышкии каким основным цветом обладает камень.
Опалы обладают рядомсвойств, ограничивающих область их применения в ювелирном деле и требующих отвладельца некоторой осторожности и аккуратности в обращении с ними. Из-за своейотносительно невысокой твердости и хрупкости опалы легко царапаются и раскалываются,и поэтому более подходят для изготовления брошей и подвесок, нежели колец, а ихогранка и полировка представляет некоторые сложности для огранщиков. Некоторыеопалы имеют тенденцию к обезвоживанию и растрескиванию, особенно подвоздействием повышенных температур
Однако, несмотря нанекоторые свои недостатки, благородные опалы занимают особое место средисамоцветов, а их уникальная красота делает эти камни одними из самых популярныхв мире.Поскольку в минерале есть вода, поведениекамня часто непредсказуемо. Иногда он «высыхает» и теряет блеск, в немпоявляются трещины. Иногда, опущенный в жидкость с красителем или просто вгрязную воду, меняет свой цвет до неузнаваемости. Камень не выносит нагрева,поэтому требует от ювелиров особой точности и осторожности, а от владельцев — бережного отношения.
Для чистки вашего опалаиспользуйте сухую или влажную тряпочку. А еще протирайте периодически каменькусочком ткани, смоченным в оливковом масле, для того, что защитить его. Неоставляйте опал рядом с химическими реагентами и не пользуйтесь механическимисредствами чистки. Избегайте перепада температур, что может привести к потереводы и разлому опала. Обращайтесь с ним аккуратно, избегайте ударов острымипредметами и царапин. Не подвергайте камень ударам. Важно покупать опалпревосходного качества у продавца пользующегося репутацией надежногопоставщика, который представит сопроводительный письменный документ, содержащийвсю необходимую информацию, включая способы облагораживания, примененные ккамню и особенности ухода за ним.
Опал один из самыхпопулярных драгоценных камней. При определении ценности опала важную рольиграют яркость и манера игры света в опале. Если говорить в целом, то опалыярко малинового искристого отлива наиболее ценные из всех видов опала. Камни ссиним и зеленым отливом столь же красивы, но не так редки, посему ценятсяменьше. Опал необычный драгоценный камень, несмотря на все разнообразиедрагоценных камней. Белый опал, самый распространенный из всех видов опала,продается по цене от нескольких долларов до нескольких сотен долларов за карат.С другой стороны, существует чисто черный опал, самый редкий и восхитительный,следовательно, самый дорогой из всех видов опала, поэтому его цена можетпревышать $1000 за карат. Ценность опала также еще связана с размером камня.Опал редко бывает крупного размера, особенно черный. Большинство опалов нешлифуется (исключение огненный опал).
Совершенный от природыкамень по цвету и внешнему виду встречается крайне редко и стоит очень дорого.Многие разновидности опала обрабатывают, чтобы облагородить камни. Обычноприменяют следующую технику: погружают бело-серый опал в сахарный раствор, апотом в сильную серную кислоту. Кислота обугливает сахар, оставляямикроскопические крапинки углерода в опале, что придает опалу черный цвет ивспышки искр дольше держаться. Если опал был облагорожен именно таким способом,то следует избегать растворителей и повторной шлифовки.
Цветовую игрублагородного опала можно усилить путем заполнения микропор в минерале золемкремнезема с последующей термообработкой при температуре 180-300°С. В последнеевремя для улучшения внешнего вида опалов применяется пропитка пластиками илисмолами.
Некоторые опалы такжепропитывают бесцветным маслом, воском и смолой, бесцветной пластмассой и/илидругими отвердевающими агентами; либо бесцветными синтетическим смолами иотвердителями, чтобы заполнить трещины и увеличить прочность. Если опал былоблагорожен с помощью подобных методов, то следует избегать нагревания камня,химических реагентов, растворов и ультразвуковых средств очистки.
Состоящие изопала диатомит, трепел и опока - сырье для цемента, наполнители и т.п.Коллекции
Помимоиспользования в ювелирном деле, опалы также являются ценным коллекционнымматериалом. Примером может служить опал Реблинга (коллекция Смитсоновскогоинститута), опал Нулинга Нера (коллекция доктора Годдарда), огненный опал безназвания (коллекция Хоуп, США), ограненный кабошоном с размерами основания25,5х44 мм. Этот камень с уникальной прозрачностью дает огромное богатствокрасок, среди которых преобладают красный, желтый, светло-голубой и зеленыйцвета. На поверхности камня находится выгравированный рисунок — головаАпполона, которую окружают языки пламени. Другие ценные экземпляры:Австралийская Олимпиада (Olimpic Australian) — около 20 000 кар,неограненный Красный Адмирал (Red Admiral) — с рисунком эффектаопалесценции, напоминающим бабочку; Огненная Королева (Flame Queen) — 252 кар; в середине камня находится красное пятно, окруженное темно-зеленымкольцом, и др.
Самым ценнымсреди опалов считается черный опал. Знаменитый черный опал был найден наместорождении Лайтнинг-Ридж в Австралии. Превосходный черный опал «Девоншир» свеликолепной блестящей окраской,- является собственностью герцога Девонширского.Он слабовыпуклый и имеет овальные очертания. Вес камня составляетприблизительно 100 каратов, размер 5×2,5 см. А в 1954 году, когдакоролева Елизавета II посещала Австралию, ей было преподнесено чудесноеожерелье с опалом, вес которого составлял 203 карата. Этот камень был найден наместорождении хребта Аднамука. В последние годы спрос на мировом рынке наопалы, особенно черные австралийские, значительно вырос, в связи с чем почтивдвое поднялись и цены.Черный опал стоит очень дорого — 20 000долларов за 2 г.
Благородныйопал принадлежит к драгоценным камням; лучшие образцы ценятся очень дорого.Крупнейший Опал Нониуса, величиной с большой орех, по современной оценке, стоитболее миллиона рублей. Самая богатая коллекция благородных опалов принадлежитимператорскому венскому минералогическому кабинету. Стоит сказать о двуххранящихся в ней прекрасных опалах. Масса одного составляет 7000 каратов,другой приблизительно размером с куриное яйцо. В 1956 году был добыт опал весомоколо 3 кг. Он был назван в честь Олимпийских игр, проходивших тогда вАвстралии – «Олимпийским». Большинство благородных опалов добывается вразрушенном трахите Червеницы в Венгрии. Они известны также в Мексике,Австралии и в России, но, вследствие непрочности, русские опалы на выставкипочти не употребляются.
Некоторые опалызаслуживают отдельного упоминания, такие как опал Людовика XVIII весом в 77карат, он хранится в Национальном музее Естественной Истории в Париже

Списоклитературы
 
1. Энциклопедиядрагоценных камней и минералов. Часть I: Мир камня — от «А» до«Я».
2. Б. Куликов«Азбука камней-самоцветов» Москва «Терра» 1996.
3. Электронныйучебник «География 7класс».
4. Электроннаяэнциклопедия Википедия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Именное составное сказуемое в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Реферат Издательская деятельность кн. Дашковой Е.Р.
Реферат Иннокентий Анненский: жизнь и творчество
Реферат Изобразительное искусство в поэзии Державина
Реферат Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"
Реферат Изобразительные средства на примерах поэзии Маяковского
Реферат Интерпретация мифологического образа русалки в сказке Х.-К. Андерсена “Русалочка”
Реферат Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Реферат Испанское рыцарство (“Песнь о Сиде” )
Реферат История зарубежной литературы
Реферат Интеллектуальная литература ХХ века
Реферат Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Реферат Индейские реалии в произведении Г. У. Лонгфелло "Песнь о Гайавате"
Реферат Исторические деятели эпохи в оценке Андрея Болконского
Реферат Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века