Билет № 1
1. Современнаяполитическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основныетипы.
2. Научно-техническая революция: характерные черты исоставные части.
3. Характеристикаразмещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).
1. Политическая карта мира — географическая карта, накоторой показаны государственные границы всех стран мира. В настоящее времянасчитывается около 230 стран и территорий, 190 – суверенные. Указать точноеколичество стран сложно, т. к. политическая карта мира постоянно изменяется. Германская Демократическая Республика иФедеративная Республика Германия объединились в одно государство ФРГ.
Страны мира разнообразны. Они различаются:
1) по величине территории выделяют 7 самых больших стран:Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина— Россия (17,1 млн км); маленькое — Ватикан (0,44 км2);
2) по численности населения: самые многочисленные – Китай, Индия,США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Япония, Нигерия, Бангладеш — крупное—Китай (1,2 млрд чел.); небольшое— Ватикан (около 1 тыс. чел.);
3) по национальному составу населения: однонациональные –Япония, Швеция;
многонациональные – Россия,Индия;
4) по географическому положению: приморские –Великобритания, Норвегия;
полуостровные – Индия, Греция, Италия;
островные –Мадагаскар, Исландия;
страны-архипелаги – Япония, Индонезия;
лишены выхода к морю – Монголия, Чад;
5) по государственному строю: монархии, где властьпринадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания); республики,где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная —правительству (США, ФРГ);
6) по государственному устройству: унитарные (Франция,Венгрия) и федеративные (Индия, Россия, США). В унитарном государствесуществует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть,а административно-территориальные единицы наделены незначительнымиполномочиями. В федеративном государстве наряду с единой конституцией имеютместо также законодательные акты административно-территориальных единиц,которые не противоречат единой конституции;
7) по уровню социально-экономического развития: развитые:«7»-США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада; менее крупныестраны – Швеция, Исландия;
страны «переселенческого капитализма» — Канада, Австралия;
развивающиеся: страны среднеразвитого капитализма — Бразилия, Мексика; новые индустриальные страны- Корея, Тайвань; нефтеэкспортирующие — Саудовская Аравия, Кувейт; отстающие вразвитии — Афганистан, Кения.
2. НТР — периодвремени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки итехники, преобразует производительные силы об-ва.
Характерные черты НТР:
— универсальность (преобразует все отрасли, х-р труда, быт,культуру);
— ускорение научно-технических преобразований (сокр.вр-нимежду научным открытием и внедрением его в про-во);
— коренное изменение роли человека в процессе производства;
— ориентация на использование научно-технических достиженийв военных целях;
Характерные черты НТР проявляются во всех ее составныхчастях.
1) В науке —рост наукоемких производств;
2) В технике и технологии — преобладание революционногопути развития, «микроэлектронная революция»;
3) В производстве — развитие по шести главным направлениям —электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетическогохозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии,изучение и использование космоса;
4) В управлении — появление кибернетики (науки об управлениии информации), * информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;
3. Швеция: горнодобывающая промышленность — центры добычижелезной рудым- Кирунавар, полимеметаллической руды – Булиден, медной руды –Антикаббо; природно-ресурсный, потребительский; электроэнергетика – ГЭС: С. ицентр страны; природно-ресурсный (обилие рек); АЭС – Ю; потребит (густонаселенныеюж. районы); черная металлургия – Стокгольм; природно-ресурсный (свое сырье),энергет (много ГЫС и АЭС);машиностроение – Стокгольм; потребит; лесная – Евле; природно-ресурсный(хвойные породы деревьев); растениеводство – центр, Юг страны; природно-ресурсный(обилие осадков); животноводство; природно-ресурсный (низкие температуры).
Билет № 2
1. Основные формы государственного правления игосударственно-территориального устройства стран.
2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения вэпоху НТР.
3. Характеристика половозрастного состава населенияодной из стран мира. Формы государственного правления.
1. 1. Монархии —государства, где власть принадлежит одному человеку и передается понаследству: а) абсолютные монархии — власть монарха ничем не ограничена (Бутан,Оман, Кувейт и Др.); б) теократические монархии — глава государства являетсяодновременно его религиозной главой (Ватикан);
в) конституционные (парламентские) монархии — власть монархаограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Испания, Япония и.);
2. Республики — государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; а)президентские республики — президент имеет большие полномочия, возглавляетправительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламентарная республика —правительство возглавляет премьер-министр (Италия, ФРГ, Индия.);
Административно-территориальное устройство стран:
1. Унитарные — административно-территориальные единицыподчиняются непосредственно центральному правительству (Франция,Великобритания);
2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органамивласти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции,кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическуюсамостоятельность ( США, Россия);
2, Мировое хозяйство—совокупность национальных хозяйств всех стран мира, в основе междун,разделение труда, полит, эконом. отношения.
Структура: региональная –система национ. хозяйств и межгосударственныхобъединений, связанных эконом. и полит.узами; отраслевая –связаны пром-ю,сельским хозяйством, транспортом, торговлей.
Влияние НТР: 1) в ускорении темпов мирового экономическогороста;
2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственнойсферы (рост сферы услуг, образования);,
б) увеличивается роль промышленности (растет значениеобрабатывающей: машин-я);
в) появляются наукоемкие (электротехническая,приборостроение); г) создаются межотраслевые комплексы(машиностроительный,агропромышленный);
3) в изменении территориальной структуры: а) появляютсяновые факторы размещения производства(ф-р наукоемкости, трудовых ресурсов); б)старые факторы обретают новое содержание (природно-ресурсный ф-р сдвигается врайоны нового освоения).
3. Численность Канады – 27 млн. чел. Возрастной состав: долядетей – 0-14лет -23%;
доля взрослых – 15-19 – 62%; доля пожилых -6о и больше – 15%.
Билет № 3
1.Географическая среда и ее роль в жизни общест
ва.
2. Факторы,влияющие на размещение производительных сил, и их изменение в эпоху НТР.
3. Определениепо половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
1. Географическаясреда — это та часть земной природы, с которой человечество непосредственновзаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Она играетогромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, являетсяисточником ресурсов, влияет на здоровье и настроение, на духовную культуру.Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило, лучше условияобщественного развития.
История человеческого общества — история взаимодействия егос природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С однойстороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своихнужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное влияние наразвитие общества. В результате деятельности человека природе наносится вред,иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос оздоровье и выживании всего человечества. В XX в. «давление» человека на природурезко возросло. 60% территории суши занимают антропоген-ные ландшафты.Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количествоотходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощенияприродных ресурсов и загрязнения окружающей среды Необходимо объединятьусилия всех стран.
2. 1) Фактортерритории;
2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — центральное, глубинное,соседское, приморское);
3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленностисдвиг в районы нового освоения — северные районы, шельфовые зоны);
4) транспортный;
5) фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качествотрудовых ресурсов);
6) фактор территориальной концентрации;
7) фактор наукоемкости (приобретает все большее значение);
8) экологический фактор (приобретает все большее значение).
Определить, какие возрастные группы преобладают,рассмотреть соотношение лиц пожилого и детского возраста с людьми среднеговозраста. Сделать выводы о рождаемости и смертности. Рассмотреть соотношениемужчин и женщин, проанализировать общую форму пирамиды, соотнести информацию ополовозрастном составе населения страны с признаками типов воспроизводстванаселения и сделать вывод.
Билет .№ 4
1. Природопользование. Примеры рационального инерационального природопользования.
2. Общая экономико-географическая характеристика странЗападной Европы.
3. Определение и сравнение средней плотности населения двухстран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
1. Человечество сдревнейших времен использовало природу в хозяйственных целях (охота, собирательство,рыболовство). На протяжении всей истории происходило расширение связей всистеме природа — человек. В сферу человеческой деятельности включались все новыевиды природных ресурсов. Росла численность населения, увеличивались масштабыпроизводства, происходило изменение естественной природной среды в результатечеловеческой деятельности. В настоящее время активная роль человека виспользовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особойсфере хозяйственной деятельности. Природопользование — совокупность мер,предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразованияокружающей среды.
Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношениячеловеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляетсвоими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своейдеятельности. Примером может служит создание культурных ландшафтов; применениетехнологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использованиеотходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников ит. п.
Нерациональное природопользование — тип взаимоотношения сприродой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ееулучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения — этонеумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельныхвидов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнения среды.
В настоящее время большинство стран проводит политикурационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающейсреды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместнаядеятельность стран по охране природы, создание международных проектов.Сохранение окружающей среды — важнейшая общечеловеческая проблема.Совершенствование рационального природопользования — одна из основных задачсовременности.
2. Западная Европа —это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным,экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион— один из мощных центров мировой экономики в современном мире.
ЭГП определяется приморским положением большинства стран,также положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку,соседским компактным положением стран по отношению.друг к другу; близость комногим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. СтраныАфрики и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.
Страны региона расположены в благоприятных природныхусловиях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат,плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральными ресурсами неоднородна.Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля — в ФРГ(Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ныокаслский бассейн);
железной руды — во Франции (Лотарингия), Швеции; рудцветных металлов — в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей — в ФРГ, во Франции идр. Но ввиду того, что страны Западной Европы давно встали на путьпромышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельныхстранах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспеченаминеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость отимпорта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспеченыресурсами пресных вод. Крупные речные артерии — Дунай. Рейн, Луара. В Норвегии3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой регионаявляется практически полное отсутствие естественных ландшафтов.
Для населения стран Западной Европы характерен процесс«старения», что объясняется снижением естественного прироста и увеличениемсредней продолжительности жизни. На демографических показателях сказываютсяпоследствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сферетрудовых ресурсов, в области социального обеспечения пожилых людей.
Западная Европа — один из самых урбанизированных регионовмира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных вмире.
Западная Европа — один из экономических центров мира;является важным финансовым центром (Лондон и Цюрих — финансовые столицы). Потемпам экономического развития регион в последние годы стал отставать от СШАи Японии. Отставание обнаружилось прежде всего в наукоемких отраслях —микроэлектронике, биотехнологии и др.
Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть игаз шельфа Северного моря, газ Ни-дерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так ина привозных. В странах Северной и Южной Европы большое значение имеютгидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходытермальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.
Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур вФРГ, Лотарингия во Франции. Ориентация на импорт железной руды привела к сдвигупредприятий черной металлургии к морю — Таранто в Италии, Дюнкерк во Франции,Бремен в ФРГ. .
Цветная металлургия использует концентраты руд из Африки иАзии. Ее территориальная структура меняется медленнее, чем в черной металлургии.
Машиностроение определяет индустриальное лицо ЗападнойЕвропы. Крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования,станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значениетранспортного машиностроения, особенно автомобилестроения: фирмы «Фольксваген»(ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция). Машиностроениепредставлено практически в каждом крупном городе.
Химическая промышленность. ФРГ производит красители ипластмассы, Франция — синтетический каучук, Бельгия — химические удобрения исоду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии — фармацевтика.
Изменения в географии промышленности Западной Европысвязаны с формированием крупных пор-тово-промышленных комплексов (Роттердам вНидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносныхместорождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децентрализациипромышленности.
Сельское хозяйство характеризуется чрезвычайно высокойпроизводительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражноезерно. Основной тип сельскохозяйственного предприятия — ферма. В большинствестран преобладает животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие вмире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из техническихкультур — сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Ита-
лия). В Южной Европе развито виноградарство, выращиваниемаслин, миндаля, граната. Италия — первая страна в мире по производству вин исбору винограда, Испания—по сбору маслин.
Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильныхдорог. Велика роль морского транспорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен,Гамбург — крупнейшие порты). Растет значение трубопроводного и воздушноготранспорта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.
Ведущими странами Западной Европы являются страны — члены«большой семерки» — ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.
Для региона характерен высокий уровень региональнойэкономической интеграции, объединение стран в Европейский союз; открытиегосударственных границ в рамках Единого европейского экономическогопространства.
3. По картеплотности населения определите среднюю плотность населения указанных стран,объясните различия с учетом того, что на среднюю плотность населения влияютприродные', исторические, экономические и демографические причины. Необходимообратить внимание на ограниченность применения показателя средней плотностинаселения.
Билет № 5
1. Видыприродных ресурсов. -Ресурсообеспечен-ность. Оценка ресурсообеспеченностистраны.
2. Значениетранспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт иокружающая среда.
3. Определениеи сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выборуучителя).
1. Природные ресурсы— компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используютсяили могут быть использованы в качестве средств производства и предметовпотребления.
Природные ресурсы — категория историческая, связанная сизменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники наразных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение рудцветных металлов и энергетических ресурсов. Существуют разные подходы кклассификации природных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные,водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические,космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые.К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) иневозобновимые (минеральные). Ко вторым относятся климатические, энергиятекучей воды, солнца, ветра.
По способу использования: агроклиматические, энергетические,рекреационные и т. п.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величинойприродных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами израсчета на душу населения или количеством лет. на которые должно хватитьданного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оценитьобеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумяспособами. Первый:
разделить размеры запасов данного ресурса на современныйобъем добычи в год и получить количе-
ство лет, на которые данного ресурса должно хватить.Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населениястраны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душунаселения. Количественно оценив ресурсообес-печенность страны, необходимосделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.
2. Транспорт —третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальнуюоснову международного разделения труда, воздействует на размещениепроизводства, способствует развитию специализации и кооперирования, а такжеразвитию интеграционных процессов,
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортныесредства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснуласьвсех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность,умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелейзначительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Сухопутныйтранспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важнойв перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов. Около 1/2общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду,Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяется Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородныхпассажироперевозках, велико значение в междугородных и международныхперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; погустоте — Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычинефти и газа (США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всеймеждународной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, вконтейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морскоготоргового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большогофлота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плаваютсуда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам,Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантическийокеан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутренний водный: по грузообороту выделяются США, Россия,Канада, ФРГ, Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинствосудоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае,Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства — великиеозера США и Канада.
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимаетпервое место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США,Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара»(Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы.Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непреодолимыми.Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаютсяискусственные водные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействиетранспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие видызагрязнений). Многие страны приним^лот меры по защите окружающей среды отнегативного воздействия транспорта.
3. По статистическимданным определите естественный прирост для указанных стран. Естественныйприрост является разницей между рождаемостью и смертностью. Сравнитеестественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учитывая, что наестественный прирост влилет социально-экономический фактор и уровень жизни населения.Нельзя забывать о механическом приросте населения (миграциях), который вотдельных странах играет большую роль,
Билет .№ 6
1.Закономерности размещения иинеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по ихзапасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
2. Общаяэкономико-географическая характеристика одной из стран Западной Еиропы (повыбору учащегося).
3.Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выборуучителя).
1. Минеральныересурсы— это природные вещества минерального происхождения, используемые дляполучения энергии, сырья,: материалов и служащие минерально-сырьевой базойхозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая неравномерностьразмещения, невозобновляемость конкретных месторождений, возмож аостьвосполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее времяиспользуетсл более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов неодинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новыеместорождения.
Закономерности размещения минеральных ресурсов.Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям.Полезные ископаемые осадочное происхождения встречаются в пределах осадочногочехла платформ, в предгорных и краевых П]югибах. Магматические полезныеископаемые — в складчатых областях, местах выхода на поверхность (или близкогозалегания к поверхности) кристаллического фундамента древних, платформ.Топливные имеют осадочное происхождение, обзазуют угольные и нефтегазоносныебассейны (чекол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшиеугольные бассейны рас доложены на территории России, США. ФРГ и других стран.Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе,Западной Сибири.
К рудным относятся руды металлов, они приурочены кфундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиесяпо запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др.Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов истран.
Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение.К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальныесочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья,формирование крупных территориально- производственных комплексов. Важнорациональвое использование ресурсов — извлечение максимально возможногоколичества ресурсов, более полгая переработка, комплексное использование сырьяи т. п.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландиисостоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, СевернойИрландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала вмировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошлапромышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давалопреимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекресткеважнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всемирайонами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условийи ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).
Сейчас Великобритания остается одной из ведущих державмира. Высокоиндустриальная ж'ржава, крупный экспортер капитала, создатель икозрдина-тор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) —своеобразной формы ассо
циации между Великобританией и ее бывшими колониями .
Структура британской промышленности типична для наиболееразвитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению(Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-сайд и до). Хорошо развитые черная ицветная металлургии работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и городапобережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти игаза, новый импульс развития получила химическая промышленность.
Сельское хозяйство высокопродуктивное, веду
щая роль принадлежит животноводству (разведение крупногорогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладаютхозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное отравлениерастениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято подкормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. осе овные рыболовныепорты расположены на восточном побережье.
Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозкахприходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистралисходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам.Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационныйтранспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико,учитывая островное положевие страны.
В пределах Великобритании можно выделить пять основныхрайонов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно являетсяодним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль— «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и техническихкультур. Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты.Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная частьгосударства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира(металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывнаяполоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсепреобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчасбыстро развивается химическая промышленность в результате разработкиместорождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развитоовцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство.Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики тамсоставляет сельское хозяйство.
Задачи региональной политики — подъем депрессивных старопромышленныхрайонов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами;индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение ростаи «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.
3. Для анализанеобходимо определить пути сообщения, транспортные предприятия и транспортныесредства стран, так как транспортная система складывается из этих элементов.Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны разныеконфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видовтранспорта. Транспортная система развивающихся стран нередко имеетдревовидную форму, «точкой роста» которой служит крупный морской порт, этосвязано с историей освоения и колонизации территории. В развивающихся странах,как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходстваи различия транспортных систем следует учитывать, что на них влияют разныефакторы — природный, исторический, экономический, политический и т. п.
Билет .№ 7
1. Земельныересурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рациональногоиспользования.
2.Топливио-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве,особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее
' решения. Проблемыохраны окружающей среды.
3.Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).
1. Земельные ресурсы— вид природных ресурсов;
поверхность Земли, на которой могут размещаться различныеобъекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степенитерриториальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностейразвития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — ихплодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Обеспеченность человечества земельными ресурсамиопределяется мировым земельным фондом, который составляет 13,4 млрд га. Изотдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млнкм2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким — зарубежная Европа(5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматриватьобеспеченность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, торезультат будет противоположным: на каждого жителя малонаселенной Австралииприходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии —только 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.
Структура земельного фонда показывает, каким образомиспользуются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли(обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища),лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью итранспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11%мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки,Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), адля Австралии и Южной Америки— менее высок (5% и 7%). Страны мира снаибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай,Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных истепных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемымиземлями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Вовсем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.
Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется подвлиянием двух противоположных процессов. Один — борьба человечества за расширениеземель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования; другой —ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результатеэрозии, опустынивания, промышленной итранспортной застройки, открытой разработкиполезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтомуглавная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохозяйственныхземель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемыхземель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все времявозрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения —Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).
Во многих странах предпринимаются усилия по сохранениюземельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспектеони все более координируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО,АО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.
2. Топливно-энергетическая промышленность состоит из топливнойпромышленности и энергетики. Топливная промышленность — комплекс отраслей,занимающихся добычей и переработке и топливно-энергетического сырья. Включаетугольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобы-вающуюпромышленность. В условиях НТР роль топливной промышленность возрастает в связис развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающихинтенсивный рост потребления энергии.
Топливно-энергетическая промышленность прошла в своемразвитии несколько этапов: угольный (до середины XX в.), нефтяной и газовый(до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энергетика вступила впереходный этап — этап постепенного перехода от использования минерального топливак возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам.
Нефтяная промышленность. Нефть добывают при