Министерство общего ипрофессионального образования РФСаратовский ордена Трудового Красного Знамени
Государственный университетимени Н.Г. ЧернышевскогоКафедра истории Нового и Новейшего времениНовые индустриальные страны: Южная КореяРеферат студенткиIIкурса 221группыИсторического факультета
Трофимовой Е.Е.
Саратов 2000
Содержание:
Введение ………………………………………………………….3
ГлаваI. ЮжнаяКорея: нелегкий путь к процветанию
§1. Рольполитических структур в обеспечении экономического развития…………………………………5
§2. Синтез традиционных изападных культур как факторобщественного развития………………………...15
§3. Место Южной Кореи всистеме международного разделения труда…………………………………………17
Глава II.Южная Корея сегодня: азиатский финансовый кризис…………………………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………...27
Список использованнойлитературы………………………….28
Ведение.
В последнее время вотечественной и зарубежной литературе все чаще встречается термин “новые индустриальныестраны” (НИС). Впервые он был введен в научный оборот западными экономистами –экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которыеобъединили под этим понятием Испанию, Португалию, Грецию, Бразилию, Мексику,Тайвань, Гонконг, Сингапур, Южную Корею, Турцию и Югославию.[1] С тех пор состав “новых индустриальных стран” широковарьируется: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), например,включает в их число Алжир, Египет, Аргентину, Колумбию, Израиль, некоторыезападные авторы – ряд восточноевропейских постсоциалистическихгосударств.[2]
В качестве основногопараметра выделения НИС берутся, прежде всего, экономические показатели (темпыроста ВНП, промышленного потенциала, экспорта), характеризующие достигнутый уровеньпромышленного производства.
“Новыеиндустриальные страны”явились настоящей сенсациейвторой половины XXвека. Заняв значительное место в мировом разделениитруда, выйдя на передовые позиции среди НИС, Южная Корея просто не может не привлечь к себе внимания.Опыт Южной Кореи тем более интересен в конце ХХ века, когда многие страныбывшего СССР пытаются занять определенную нишу в мировой экономике.
В этой работе мы рассмотрим историю развития ЮжнойКореи — страны добившейся настолько высоких темпов роста экономическогоразвития, что получила прозвище одного из “азиатских тигров” или “азиатскихдраконов”. Решающую роль в этом сыграли следующие факторы:
1. экономический, то есть наличие в базисе общества определенного минимумаэлементов капиталистического уклада;
2. политический – проведение властями политики содействия экономическомуросту;
3. социально-культурный – сочетание традиционных и западных культур.
Для рассмотрения влияниякаждого из трех факторов хронологические рамки исследования целесообразно определитьследующим образом — начало ХХ века – 1998 год, весь ХХ век Южная Кореяпробиралась «сквозь терни к звездам».Азиатский кризис 1997 — 1998 годов показал, что страна прочно вошла в мировоеразделение труда.
Глава I.Южная Корея: нелегкий путь к процветанию.
§1. Роль политических структур в обеспечении экономического развития.Новоиндустриальный вариантразвития капитализма является в настоящее время, пожалуй, наиболее эффективнымиз всех известных в современной мировой политике. Южной Корее (бывшей колонии)удалось на капиталистическом базисе в исторически короткие сроки преодалеть свою социально-экономическую слаборазвитостьи достичь уровня развитого капитализма.
Однимиз главных условий этого процесса было проведение властями умелогополитического регулирования. Как заметил Фридрих Энгельс, “… действиегосударственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Онаможет действовать в том же направлении – тогда развитие идет быстрее; она можетдействовать против экономического развития – тогда … она терпит крах через известный промежуток времени; илиона может ставить экономическое развитие в определенном направлении преграды итолкать его в другом направлении. Этот случай сводится, в конце концов, кпервому из предыдущих”.[3]Наблюдение Энгельса “работает” и применительно к Южной Корее. Форсированнаякапиталистическая модернизация началась в этой стране, после того, как к властипришел авторитарный режим и активизировал развитие политики государственногокапитализма, добившись максимального эффекта. Причем установление авторитарногорежима придавало капиталистическому развитию общества не только ускорение, но инеобратимый характер.
ВначалеХХ века Корея была страной отсталой во всех сферах: политической, экономическойи социальной. В результате она подверглась оккупации Японии, эксплуатировавшейКорею и не заботившейся о развитии корейского государства. В течение тридцатишести лет японской оккупации промышленность Кореи развивалась слабо, странаявлялась лишь поставщиком сырья и сельскохозяйственной продукции для японскойэкономики. Установилась обычная система зависимости между экономикой метрополиии колониального придатка.
Послевторой мировой войны страна освободилась от японского господства. По договоренности между участникамиантигитлеровской коалиции Корея была разделена на две зоны ответственности — советскую к северу и американскую к югу от 38-ой параллели. Каждая из сил на своей зоне ответственности провеласепаратные выборы. На Юге установилась власть авторитарного правительства воглаве с Ли Сын Маном, долгие годы до этого жившего вАмерике. 15 августа 1945 года была провозглашена Корейская Республика состолицей в городе Сеуле.[4]
После раскола страны на двечасти разрушились давно установившиеся связи, что привело к еще большейдезорганизации экономической жизни. В следствие, искусственного разделенияЮжная Корея почти лишилась таких важных отраслей промышленности какметаллургическая, химическая, цементная. Вместе с тем на юге было сосредоточено76,8% легкой, 60,7% пищевой и 68% деревообрабатывающей промышленности.[5]Однако эти отрасли были отрезаны от основных источников снабжения топливом иэлектроэнергией, находящихся на Севере. Первостепенной задачей в этот периодбыла реорганизация правовой и общественной систем, поэтому развитию экономикине уделялось должного внимания.
Положениееще более осложнилось, когда 25 июня 1950 года, всего два года спустя послесоздания нового правительства, разразилась корейская война.В вооруженный конфликтвмешались так же такие державы, как США, СССР и Китай. В стране царила разруха,были почти полностью уничтожены хозяйственные объекты.
С момента освобождения отяпонского господства в 1945 году и до середины 50-х годов продолжался периодвойны и хаоса, но именно в это время были заложена основа для индустриализацииКореи через создание «свободной рыночной экономической системы» набазе денационализации капитала оставленного Японией после ее поражения вовторой мировой войне. Он составил около 80% южной части полуострова, причем 13%этого капитала приходилась на сельское хозяйство, примерно 90% бизнеса и 97% крупных корпорацийвходили в туже категорию.[6]
Заключенное 27 июня 1953года в Пханмунчжоме соглашение о перемириипредусматривало полное прекращение военных действий и всех враждебных актов вКорее до окончательного мирного урегулирования.[7]В соответствии с этим соглашением между севером и югом была проведенадемаркационная линия длинной более 250 км. На весь период перемирия (мирногодоговора нет до сих пор) запрещался ввод новых военных контенгентовна Корейский полуостров, а так же поставка военного снаряжения. Сразу послеэтого начинается реальное экономическое развитие Южной Кореи.А сегодня она быстропревращается в высокоразвитую индустриальную державу.
Опыт “новых индустриальных стран” (и не только их) показывает, что оптимальнойформой политической надстройкистановления капитализма является централизация, авторитаризация государственнойвласти, что и наблюдалось в Южной Корее. Пришедший к власти сразу после второймировой войны режим Ли Сын Мана (1948 — 1960) неотличался большим демократизмом и применял на ряду с реформами жесткиерепрессивные меры. Но вместе с тем правящий режим этого государствапродемонстрировал понимание того, что условно можно было определить как“философию развития”, то есть осознаниецелостности общества как организма не подчиняющегося чисто волевому диктату.
Впроцессе развития правительствуКорейской Республики удалось избежать ряда ошибок, допущенных многимиразвивающимися государствами, — переоценка роли индустриализации в ущербсельского хозяйства, приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленность идругих. Иначе говоря, особенность экономической стратегии этой страны, по сутидела, заключается в выдерживании последовательностиперехода от одной стадии экономического развития к другой, так чтобы каждыйшаг на этом пути, с точки зрения накопленного капитала,подготовки инфраструктуры рабочей силы и тому подобное, подготавливалследующий.
Так в1950 году была проведена земельная реформа, в соответствии с которой землю,ранее принадлежавшую помещикам, перераспределили между арендаторами. Реформапредусматривала приобретение с компенсацией и распределение без нее.[8]С 1945 по 1965 годы удельный вес хозяйств, владеющих землей, которую ониобрабатывают, увеличился с 14 до 70%, доля аренды упала с 49 до 7%. В аграрныйсектор были направлены крупные инвестиции, повышены закупочные цены насельскохозяйственную продукцию.[9]Считается, что эти меры ускорили процесс демократизации в деревне, так какпрактически уничтожили помещичье землевладение и способствовал в дальнейшемразвитию аграрного сектора. Экономическийпрагматизм, способность кпоследовательному решению задач экономического развития характерны для всехмер, принятых в стране в 40-х – 50-х годах. Они были направлены на проведение аграрной реформы, а так же развитиесахарной, мукомольной и текстильной промышленности.
Однако попыткидецентрализовать производственный капитал, включая большие промышленныепредприятия, не имели большого успеха в этот период. Несомненно, причинаминеудач были социально-политические проблемы, отсутствие предпринимательскогоопыта, неспособность платить за приобретения, недостаток сырья иэлектроэнергии. Главной причиной являлась неспособность правительстваэффективно руководить, правильно планировать и управлять процессомдецентрализации. Назначаемые правительством чиновники совершенно не стремилиськ нормализации положения, они лишь пытались уклониться от выполнения своихобязанностей.Хотя в 1948 году служащие государственных предприятий составляли 48%всех служащих, а обеспечение таких предприятий было лучше, последние выпускалитолько 35% всей промышленной продукции.[10]
После окончания войны вСеуле при помощи США был разработан план содействия южнокорейской экономике.США предоставили в 1954 -1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в видесубсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллионадолларов).[11] Этиденьги в основном ушли на закупку американских продовольственных ипотребительских товаров, лишь небольшаячасть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности исельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствоваласравнительно быстрому восстановлению экономики.Среднегодовые темпы приростаВНП составили в 1954 — 1958 годах 5,2%, а обрабатывающая промышленность за этигоды удвоила свое производство.[12]
Реструктуризация народногохозяйства не могла проходить без значительной инфляции. Южнокорейскоеправительство уделяло огромное внимание этой проблеме, так как нестабильностьцен подрывала экономику страны и вела к неустойчивости жизненного уровня, неконкурентоспособности корейских товаров и политической нестабильности.
В первой половине 50-х годовбюджетный дефицит, вызванный послевоенной реконструкцией, покрывался главнымобразом путем имиссии, ежегодный рост денежной массысоставлял 128,2%. Рост же промышленного производства не соответствовалувеличению денежной массы, что приводило к храническомуизбыточному спросу. В результате оптовые цены ежегодно повышались в среднем на167,4%.[13]
С целью увеличениягосударственных доходов был изменен закон о налогах: введен принцип твердойсбалансированности бюджета, путем увеличения заработной платы государственнымслужащим и превращения в самостоятельные доходные организации служб связи,железных дорог и государственных монополий. Комерческимбанком предлагалось придерживаться «принципа кредитования повкладам».[14]
В результате в конце 50-хгодов рост денежного оборота снизился в среднем до 30,5% в год. Рост запасанеобеспеченных денег постоянно сокращался, а увеличение цен составляло всреднем 25% в год.[15]
На уменьшение инфляции быланаправлена и проведенная в феврале 1953 года денежная реформа. Она предусматривала,что все деньги и платежные средства будут внесены в банки в течение девяти днейпосле выхода закона, а новые денежные знаки станут единственным платежнымдокументом в стране. Денежные единицы при этом обменивались в отношении одна кста. Кроме того, от 20 до 100% банковских вкладов были превращены в срочныевклады со сроками выплаты от одного до трех лет. Реформа дала свои результаты.Уже в 1953 году рост оптовых цен снизился с 102,3% за предыдущий год до 25,3%.Существенно снизился денежный оборот — со 114,3% в 1953 году до 19,8% в 1957.[16]
Ориентацияправительствовавшего режима Ли Сын Мана наамериканский импорт имела и значительный отрицательный эффект — не развиваласьвнутренняя индустрия. Постепенно положение трудящихся ухудшалось. К началу 1958года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона человек(36,6 % всего трудоспособного населения Южной Кореи).[17]
В 1960 году в результатевосстания недовольных действиями властей к власти пришла находившаяся ранее воппозиции Демократическая партия, лидер которой Юн БоСон стал первым президентом (1960 — 1961 годы). Фактически некотораяполитическая либерализация не сопровождалась экономическим развитием.Социальная напряженность не исчезла. В итоге происходит новая смена власти. Куправлению страной приходит военный режим Пак Чжон Хи (1961 — 1979).
Новая правительствовавшая элита не отличаласькоренным образом от своих предшественников, но вместе с тем администрации Пак Чжон Хи избрала новую стратегиюэкономического развития — основными целями были провозглашены поощрение частнойинициативы и укрепление национального частнокапиталистического уклада. Ихдостижение стало возможным за счет формирования системы управлениякапиталистической экономикой, что означало введение государственного регулированияуправления хозяйством. Составной частью экономической политики стали пятилетниепланы развития. Следует отметить, что они никогда не носили в Южной Кореедирективного характера, хотя в руках правительства имелись достаточные рычагивоздействия на экономику.
Таким образом, Южная Кореяизбежала абсолютизации роли государственного сектора экономики. Соотношениегосударственного и частного предпринимательства в главных отраслях хозяйствахарактеризуется следующими данными (1965 год, % ) [18]:
Отрасль
Государственный
Капитал
Частный капитал
Добывающая промышленность
62,2
37,8
Обрабатывающая промышленность
18,2
81,8
Электроэнергетика
72,2
27,8
Транспорт (железнодорожный)
100,0
_
Связь
100,0
–
Кредитные учреждения
84,0
16,0
На ранней стадии развития рольгосударственного сектора заключалась в создании социальных и экономическихпредпосылок для складывания эффективного и гибкого экономического организма,для развития национальных предприятий. Государство брало на себя заботу осоздании и развитии отраслей, которые заключали в себе основания длядальнейшего развития, монополизациякоторых частным сектором могла иметьнежелательные социальные и экономические последствия. При этом частнымпредпринимателям давалась возможность действовать в сферах, где требоваласьвысокая эффективность производства, гибкость и динамизм. Так правительствосохранило за собой право собственности на железные дороги, источникиэлектроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты.[19]
В результате правительственный и частный секторимели четкие границы, была прочно введена «свободная рыночнаяэкономическая система», которая оказала большое влияние на развитиестраны. С тем чтобы поддержать мелкий бизнес, в 1961 году был так же созданпромышленный банк, предоставлявший карточные кредиты мелким и среднимпредпринимателям под сравнительно небольшой процент.
Был проведен рядмероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе (в 1961 годукрестьянство составляло 58% населения). Так правящая группировка освободилакрестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программустабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат побанковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств иоблегчало получение кредитов, были приняты и другие подобные меры.[20]
Развитие легкойпромышленности обеспечило насыщение внутреннего рынка товарами, ранееимпортировавшимися из-за рубежа, а затем позволило перейти к их экспорту. Темсамым была подготовлена основа для индустриализации станы, осуществлениялозунгов экономической революции: создание самостоятельной экономики былопровозглашено в Южной Корее в начале 60-х годов.
Начиная с 1960 года,единственным средством спасения южнокорейской экономики от порочного кругабедности стали называть индустриализацию. Из-за ограниченных размероввнутреннего рынка и хронической нехватки иностранной валюты правительствоувеличило потенциал роста экономики через ориентацию на экспорт, тем самым,стремясь ускорить процесс индустриализации. Для этого осуществлялоськраткосрочное и долгосрочное финансирование экспортных фирм с помощью системыфинансовой поддержки экспорта. Краткосрочное экспортное финансирование,проводимое с 1948 года по сегодняшний день, создало базу для экспортныхвложений. Эта система обеспечивает займы для получения необходимых фондов попроизводству экспортной продукции.
Помере индустриализации экономики страны структура экспорта улучшалась, возникланеобходимость поддержки экспорта с помощью отсрочки платежей. Это привело ксозданию в 1976 году Экспортно-импортного банка, который осуществлял системудолгосрочной помощи экспорту на основе отсрочки платежей. Поддержку экспортутак же обеспечила налоговая политика: правительство предоставило частичныескидки с подоходного налога на иностранный капитал, была введена системавозмещения таможенных тарифов.
Осуществлениеэтих программ требовало проведения верной валютной политики. С момента началаинтенсивного развития корейской экономики правительство трижды проводилодевальвацию корейской воны.
Втораяденежная реформа была проведена в 1962 году. Она была направлена на созданиефонда развития экономики и падение инфляции. Реформа проводилась в отношенииодин к ста, а ликвидность принималась на вклады, использованные нафинансирование разного рода инвестиций. Однако замораживанеликвидности неожиданно привело к ухудшению денежного рынка, как и общегоэкономического положения. Спустя тридцать три дня от этого плана пришлосьотказаться.[21]
Проведениееще нескольких антиинфляционных мер привели к небывалому росту экспорта исокращению импорта. При поддержке правительства общий объем корейского экспортаувеличился с 40 миллионов долларов в 1961 году до 60 миллиардов долларов в 1989году.[22]
Другойважной особенностью Южной Кореи было то, что она изначально исходила изпостоянно осознаваемой в настоящее время левыми силами мысли о том, что степеньэкономической самостоятельности страны определяется в первую очередь немасштабами присутствия иностранного капитала, а способностью государства точнорегулировать его деятельность и одновременно обеспечивать гибкостьэкономического механизма, его приспосабливаемость к изменяющейся структуремирового рынка.
В ходе выполнения пятилетних планов развитияэкономики, начиная с 1962 года, темпы экономического роста составили в среднем8% в год. Для поддержания такого высокого уровня правительство поощрялокапиталовложения; в среднем они составляют 30% валового национального продукта,хотя коэффициент внутренних накоплений в среднем достиг только 24%.[23]
Единственнымсредством для преодоления этого разрыва является привлечение иностранного капитала. Для стимулирования егопритока правительство приняло Закон о внедрении иностранного капитала, основныепринципы которого гарантируют его свободное движение, устанавливают льготныеналоги для капиталовложений иностранных фирм и предоставляют гарантии выплатыкоммерческих ссуд.[24]При этом иностранные капиталовложения постепенно видоизменялись.
Впериод развития легкой промышленности с 1962 по 1971 года иностранные инвестициисоставили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленныхправительству и частному сектору. Однако некоторые фирмы, созданные на основевнешних займов, не справились с работой, и банки, выступившие поручителями, втаких случаях были вынуждены погашать ссуду.[25]
В 70-х годах иностранныевложения капитала стали догонять как главную форму притока инвестиций. Врезультате суммарный приток иностранных инвестиций возрос в 8 раз по сравнениюс предыдущим десятилетием и составил 20 миллиардов долларов. Невозможно точноопределить, насколько приток иностранного капитала содействовал развитиюэкономики страны, но, согласно некоторым подсчетам, средние темпыэкономического роста в период с 1962 по 1982 годы без него составил бы не 8% вгод, а лишь 4,9.[26]
Внедрениеиностранного капитала в южнокорейскую экономику в значительной степениспособствовало модернизации технологии, так как, делая капиталовложения,иностранные фирмы передавали и новые технологии.
Закономернымрезультатом столь ускоренного экономического развития стал кризис южнокорейскойполитической системы в 70-е годы. Общая заинтересованность сил правящего блока(крупной буржуазии, верхушки армии и бюрократии) в повышении роли и расширениифункций государства привела к усилению исполнительной власти. В это времяактивизируются борьба оппозиционных сил за демократизацию общественной жизни иполитических институтов. В сложившейся ситуации лучшим выходом было устранениескомпрометировавшего себя диктатора. После убийства Пак ЧонХи на политическую арену в Южной Корее сразу жевыдвинулась новая группировка военных, возглавляемая генерал-майором Чон Ду Хваном(1981 — 1988 года). Новая правительствовавшая элита проводила, по своей сути,политику предшествовавшего режима. Продолжилась ориентация южнокорейскойэкономики на «экспортную модель развития». Экспорт в 80-е годы росочень быстрыми темпами. Если в 1964 году экспорт Республики Корея составилвсего 100 миллионов долларов, то через 21 год — в 1985 году — он достиг 30,2миллиардов долларов.[27]Союзники Южной Кореи — США и Япония интенсивно подпитывалиСеул. Не один режим в Азии, за исключением, пожалуй, лишь Тайваня, не получалстоль крупные инвестиции как по государственным, так и по частным капиталам.
Приливиностранного капитала увеличивал внешний долг Южной Кореи, который с 1982 года(37,3 миллиарда долларов) вырос к 1985 году до 45 миллиардов долларов. Поразмеру задолженностей Южная Корея занимала в 1986 году четвертое место в мире.Тем не менее, страна сохранила свою платежеспособность и даже сократила свойдолг — в 1989 году он составил 27 миллиардов долларов.[28]
В 80-х годах Южная Корея вступила в полосуболее стабильного, эволюционного развития. Экономическая стабилизацияобуславливается политической стабилизацией: отпала потребность в сохраненииавторитарного характера управления. Происходила постепенная политическаялиберализация правящего режима. Под давлением форсированных изменений вэкономическо-социальном базисе эволюционировала сама форма государственногоуправления от авторитаризма в направлении к буржуазно-демократической системе.
На этом новом этаперазвития, в условиях начавшейся в 80-х годах структурной перестройки мировогохозяйства, решающее значение приобретает вопрос научно-технологического потенциала и экономической возможности егоиспользования. Южная Корея имеет наиболее широкие перспективы в этом отношении,она уже сейчас лидируют в “новоиндустриальном”регионе в плане производства наукоемкой продукции. Правительство всяческисодействует развитию своего научно-технического потенциала, расширяясотрудничество с развитыми капиталистическими странами. В конце 80-х — начале90-х годов Южная Корея направляла в науку до 2% ВНП.[29]Школы и ВУЗытесно связаны с научно-исследовательскими институтами.
В 90-х годах сохраниласьэффективная управленческая функция государства, регулирующего политическую,экономическую и культурную жизнь корейского общества. Государство, преждевсего, руководит реализацией пятилетних планов. Планируемое развитиеюжнокорейской экономики на 1994-1998 года заложено в «Пятилетнем планеновой экономики». Его авторы заложили в основу документа дальнейшееразвитие и совершенствование наукоемких технологий.
***
Для окончательной оценкиэкономической политики правительства Южной Кореи вернемся к приведенному вышевысказыванию Ф. Энгельса. Что значит, – государственнаявласть действует в том же направлении, в котором идет экономическое развитие? Прежде всего, это подразумевает ум и силуэтой власти, ее способность не только видеть основные тенденции развитияэкономики (подчас глубинные), но и полностью владеть ситуацией в обществе, вкотором перелив сил и знаний в новое русло вряд ли происходит при единодушномсогласии всех его членов. Дело не только в экономической или политическойоппозиции, но и в том, чтобы организовать этот перелив, осуществить прорыв вновое качество.Таким образом, государственная власть в этот период объективнонуждается в чрезвычайных полномочиях, чтобы максимально мобилизовать общество иего ресурсы для такого прорыва. Лидерская функция руководства обществомподчинялась цели – осуществить переход общества в новое состояние.
После совершения перехода,так или иначе, начинается процесс смены приоритетов в экономике, которая вышлана принципиально новый уровень развития, в общественном сознании. Вполитической сфере эти процессы обращаются борьбой против автократии. Сильноенаправление в политической структуре сменяется режимом релаксации.
§2. Синтез традиционных и западных культур как фактор общественногоразвития.Власть сама по себе не смогла бы сыграть столь важную роль в выдвижении ЮжнойКореи на передовые позиции мировой экономики. Важным и необходимым условиемэтого процесса была консолидация общества вокруг правящей политическойструктуры, доверие и передача ей чрезвычайных полномочий.
В первую очередь речь должнаидти о роли в общественном развитии Южной Кореи конфуцианской культуры, кпредставителям которой относится большинство населения этой страны. Средиисследователей нет полного единодушия по вопросу о характере воздействия этойкультурной традиции на пути модернизации восточных обществ. Зародившись вДревнем Китае, конфуцианство распространилось по всем странам Восточной Азии.Южная Корея всегда была цитаделью ортодоксального конфуцианства. Это учение очеловеке и его месте в обществе, включающее в себя все нормы моральноэтического поведения, регулирует все проявления человеческой жизн