ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Городкак объект географии
1.1. Критерии и стандартыгородских поселений…………………………………5
1.2. Функции городов……………………………………………………………………6
1.3. Классификации итипологии городов……………………………………………7
1.4. Юридические ифактические границы города…………………………………8
Глава 2. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства
2.1.Экономико-географическое положение городов ……………………………10
2.2. Системы расселения
2.2.1. Иерархия системрасселения …………………………………………………11
2.2.2. Идеальные системырасселения………………………………………………12
2.3.Территориально-отраслевые системы городов ……………………………12Глава 3.Мировой процесс урбанизации
3.1. Исторические этапыурбанизации ……………………………………………14
3.2. Основные черты современнойурбанизации …………………………………16
3.3. Уровни и темпыурбанизации……………………………………………………16
3.4. Субурбанизацияи рурбанизация…………………………………………………19
3.5. Перспективы мировойурбанизации……………………………………………21
Глава 4. Тенденции урбанизации в России
4.1. Этапы урбанизации в Россиив ХХ веке ………………………………………24
4.2. Современная урбанизацияв России ……………………………………………27
4.3. Городская сельская Россия………………………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………………………32
Приложение 1……………………………………………………………………………33Приложение 2……………………………………………………………………………34
Библиографичекий список использованной литературы ……………………35Введение
Город –особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизнивсевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся всеболее разнообразными видов деятельности. За городами закрепилось названиедвигателей прогресса. В них рождается и из них распространяется все новое. Этотворческие лаборатории, духовные мастериские человечества.
Изучение городов необходимо для того, чтобы сделатьих более удобными для жизни людей, то есть обеспечить им лучшие условия длявыполнения исключительно важных обязанностей. Чем города становятся сложнее,тем больше усложняется знание о них.
Темой данной курсовой работы и является изучение городов и городских поселений,их основных характеристик, критериев и стандартов, а также взаимосвязанных процессов(урбанизация, рурбанизация, субурбанизация).
В свете произошедшего в ХХ веке стремительного ростагородов и городского населения, процесса урбанизации, во многом изменившего ипродолжающего изменять облик нашей планеты – тема является как никогда актуальной.
Важно отметить роль географии в изучении городов –она рассматривает город на разных территориальных уровнях, что открывает путь кисследованию города как системы в системе городов. География раскрывает особенностигеографического положения города- этого специфического ресурса, едва ли несамого главного для его развития.
Географические идеи и концепции необходимы дляраскрытия фундаментальных свойств города. Географическим подходам свойственнакомлексность, соответствующая природе этого комплексного объекта.
Целью курсовой работы является комплекснаяхарактеристика города как объекта географии, анализ процессов и тенденций,обуславливающих рост и развитие городов.
К основным задачам работы относятся:
1.
2.
3.
4.
5.
Структура курсовой работы отвечает поставленнымзадачам.
При подготовке была использованна учебнаялитература, периодическая печать (газеты и журналы), ресурсы глобальнойинформационной сети Internet –ссылки приводятся в тексте работы.
Глава 1. Город как объект географии
Москва стала столицей благодаря своему выгодному географическомуположению –
между югом, севером, востоком и западом.
Из сочиненияпитерского школьника
Город – такой объект, который, будучи всемизвестным, с трудом поддается определению в немногих словах. Определить объект – значит краткоохарактеризовать его главные свойства и найти ему место в ряду других объектов.
1.1. Критериии стандарты городских поселений
Расселение населения обуславливаетраспределение населения по территории и формирование сети поселений. На егохарактер влияют три группы факторов: социально-экономические (общий уровеньразвития экономики, региональные различия в размещении отраслей хозяйства,доходах населения, объемах капиталовложений и т. д.): природные (климат,рельеф, почвы, наличие полезных ископаемых и пр.) и демографические(интенсивность механического и естественного движения населения)[7].
Всю совокупность населенных пунктов,расположенных на какой-либо территории, называют сетью поселений. Онахарактеризуется густотой поселений, их людностью и рисунком расселения.
Все поселения делятся на две главныекатегории — сельские и городские. Форма территориальной организации жизнинаселения на внегородских территориях в виде совокупности сельских населенныхмест определяется как сельское расселение, а соответственно — в видесовокупности городских поселений — как городское расселение.
Главными факторами, позволяющими отличитьгородской населенный пункт от сельского, является значительная численностьнаселения и его преимущественно занятого вне сельского хозяйства. Кроме того, вгороде иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки иболее высокая плотность населения.
В мире не существует единых критериеввыделения городов. Так, в США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс.чел. жителей, в России и Нидерландах — 20 тыс. чел., в Исландии — 200 чел. Внекоторых странах, кроме показателя людности, учитывается плотность населения,наличие городских удобств, структура занятости.
Различия в критериях в статистическихисследованиях ООН позволяют использовать два метода учета: так называемые«национальные критерии» и «количественные параметры» (свыше 5 тыс. и 20 тысжителей).
В СССР критерии определения города также былиразличны. Был установлен минимальный порог численности населения для города в12 тысяч жителей и для отнесения населенного пункта к городу требовалось, чтобыне менее 75% его населения было занято несельскохозяйственной деятельностью[1]. Вдругих союзных республиках были приняты другие показатели, а в одной из них — Литве — никаких количественных параметров не было установлено.
В России городом считается поселение, имеющеене менее 20 тыс. чел., причем более 85% жителей должны составлять рабочие,служащие и члены их семей (то есть несельскохозяйственное население).
В некоторых странах к городам относятся всеадминистративные центры, независимо от численности проживающего в нихнаселения. Поэтому данные национальной статистики о численности городскогонаселения и числе городов зачастую несопоставимы.
Различны определения городов. Согласно«Словарю общегеографических терминов» под ред. Стампа, под городом понимают:
§ совокупность обитателей,зарегистрированных в качестве учетной единицы и управляемых мэром (Вебстер);
§ сообщество людей, ведущихсвоеобразный образ жизни или часть земной поверхности разнящаяся от окружающейсел;
§ местность, определеннымтипом антропогенно преобразованная в виде застройки крупными зданиями (Смайлс);
§ центрированное поселение,большинство работающего населения которого занято несельскохоз деятельностью.
Город- модель общества, его породившего. Унего удивительная способность отражать особенности района, в котором оннаходится, этноса, живущего в этой части Земли, отрасли, представленной в егопроизводственной структуре.
В городе сосредотачиваются прогрессивные силыобщества, наиболее творческие его элементы. Это определяет важнейшие свойствасреды города, его интеллектуальный и духовный потенциал, в конечном счете егороль как двигателя прогресса.
1.2.Функции городов
Функции города – его роль, назначение вобществе. В любом городе имеются функции градообслуживающие (отраслипроизводства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли ипроизводства, продукция и услуги которых идут за пределы города)[4].
Градообразующие функции делятся на:
§ центральные (разнообразноеобслуживание окружающей город территории);
§ специальные(специализирующие на какой-либо отрасли в масштабах всей страны или ее крупнойчасти).
Крупные города, как правило,полифункциональные, т.е. выполняют сразу несколько функций (хотя и среди этихфункций обычно можно выделить преобладающую). Небольшие города очень частомонофункциональны.
1.3.Классификации и типологии городов
Типология – метод познания сложных объектов,основанный на выявлении главных их свойств. Типология городов нужна для того,чтобы определить место данного города в ряду других. Она позволяет найти вкаждом из них наиболее существенное, созданное общими закономерностямиразвития. Тип города – это краткая, предельно сжатая характеристика, своегорода его формула.
Любая типология городов из всех изветных вгеоурбанистике, представляя города в определенном порядке, углубляет знание огородах, но в то же время чем-то обедняет их характеристики. Преддвериемтипологии служит классификация – распределение городов по какому-либо одномупризнаку – величине,экономико-географическому положению, времени возникновения,народнохозяйственным функциям[4].
В настоящее время в географии городов иградостроительстве принята следующая классификация городов по величине:
§ Малые города – до 50 000жителей;
§ средние города – от 50 000до 100 000 жителей;
§ большие города – от 100 000до 250 000 жителей;
§ крупные города – от 250 000до 500 000 жителей;
§ крупнейшие – от 500 000 до1000 000 жителей;
§ города-миллионеры – свыше1000 000 жителей.
Классификация по ЭГП — позволяет определитьобщие черты экономической структуры. Выделяются:
§ города, расположенные вузлах пересечения транспортных путей (например, Новосибирск, Красноярск);
§ города, расположенные вкрупных горнодобывающих районах (Новокузнецк, Губкин);
§ города, расположенные врайонах крупной обрабатывающей промышленности (Ярославль, Иваново);
§ города, расположенные врайонах интенсивного с/х (Краснодар, Ставрополь) и другие.
Классификация по народнохозяйственнымфункциям:
§ многофункциональные(сочетают административно-политические, культурные и экономические функции(столицы и многие крупные города);
§ с резко выраженнымпреобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения (ихможно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные) — возникают в развитых индустриальных районах;
§ города с преобладаниемдругих функций (кроме промышленных и транспортных) — главным образом небольшиеадминистративные организационные центры низовых районов;
§ города-курорты;
§ научные инаучно-экспериментальные центры и другие.
Типология – распределение городов по типу –обосновывается на сочетании признаков. Ее можно назвать классификацией по типу,т.е. высшей ступенью классификации.
В геоурбанистике разработаны и нашлиприменение множество типологий городов[4].
Например:
1. Генетическая типология (заоснову принимается время возникновения города).
2. Функциональная типология –наиболее распространена (значение имеют следующие признаки городов: степеньразвитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, ЭГП).
3. Синтетическая (интегральная)функциональная типология (может быть построена на сочетании основных признаков,характеризующих сущность города спозиций экономической географии).
Типы городов России: центральные места испециализированные (отраслевые) центры.
Центральные места – столица (Моксва), центрыэкономических районов (Воронеж), центры субъектов (Майкоп), межрайонные центры(Орск), районные центры (Козельск), внутрирайонные центры (Апрелевка). Специализированные:промышленные центры (Тольятти), транспортные (Новороссийск), научные (Пущино),туристические центры (Суздаль), курортные города (Сочи).
1.4.Юридические и фактические границы города
Каждый город имеет юридическую границу, или городскую черту, в пределах которойпроживает собственно городское население. Так, например, юридической границейМосквы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройкагородского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдольглавных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними.
Таким образом, фактическая граница города выходит далеко за пределы административной.Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством.Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом,услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальныхналогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и такназываемых «маятниковых» мигрантов — людей, проживающих в пригородах,но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может бытьнайдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителейгорода и пригородов или расширением административной границы города до уровняфактической городской застройки.
Рост и развитие современных городов связаныпрежде всего с экономическими выгодами: концентрация производителей ипотребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительныхдоходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции(возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращениятранспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общейинфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площадии численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов — дотех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья ипассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Глава 2. Город в расселении и территориальнойструктуре хозяйства
2.1.Экономико-географическое положение городов
Рассмотрение ЭГП –основа характеристикигорода. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию техили иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшегоразвития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.
Чтобы представить город во всей сложнойсистеме связей, столь важной для его развития, часто используются понятия макро-,мезо- и микроположения[4]. Умение совмещатьтерриториальные уровни положения города очень важно.
Главным фактором, определяющим возникновениегорода в данном месте, является транспортно-географическоеположение. Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается,в частности, большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода черезреку («город мост»): Новосибирск, Красноярск.
Жизненно важная для городов связанность сдорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы:Ростов-на-Дону, Владикавказ, Дербент. Во многих городах ворота являютсяизвестным символом (Владимир, Киев, Любек, Бомбей).
Формирование территориальной структурыхозяйства и ее трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоениеновых ресурсов, основание новых городов – все это может существенно влиять наЭГП города. Таким образом, ЭГП – категория в большой степени историческая(примеры: Астрахань, Псков). Иногда определенные функции передаются городу сболее выгодным ЭГП (примеры: Бразилиа, Астана).
Советский географ И.М.Майергойз разработалследующую принципиальную структуру ЭГП города[9]:
А. Основныетерриториальные отношения:
1. Отношение к элементамобщественного производства:
§ промышленно-географическое –положение относительно источников энергии, основных видов громоздкого сырья(лес, металл), сгустков обрабатывающей промышленности;
§ аграрно-географическое –положение относительно продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья;
§ транспортно-географическое –положение относительно морских путей, других магистральных путей, транспортныхузлов;
§ сбыто-географическое — положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля,черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;
§ демо-географическое –положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;
2. Отношение к ареалам:
§ внутриареальное(центральное, эксцентричное, периферийное) — положение относительноадминистративных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольныхбассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определеннойнациональности и т.п.);
§ межареальное — положениеотносительно тех же объектов, что и внутриареальное положение.
Б. Производныетерриториальные отношения – отношения к линиям и фокусам:
§ на грузопотоках — положениеотносительно внутрирайонных связей, межрайонных связей, внешнеэкономическихсвязей;
§ на пассажиропотоках –преимущественно внутренних;
§ взаиморасположение — положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригороднойзоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальныхсистем (особенно столиц).
В.Интегральные территориальные отношения(отношения отношений) – отношение к территориямразличного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):
§ микроположение – положениеотносительно одного или нескольких административных районов, планировочногомикрорайона;
§ мезоположение – положениеотносительно крупного экономического района;
§ макроположение — положениеотносительно экономического региона или нескольких экономических районов;
§ мегаположение — положениеотносительно группы экономических регионов, государств, континента.
2.2. Системырасселения
2.2.1.Иерархия систем расселения
Система расселения — это территориально целостнаяи функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая характеризуетсякак параметрами входящих в нее поселений, так и составом и интенсивностью социально-экономическихсвязей между ними. Иерархическая организация расселения очень сложна и многослойна.Следует отметить формирование двух взаимосвязанных иерархий расселения: 1)Иерархия интегральных систем расселения, соответствующая иерархии интегральногоэкономического районирования; системы расселения здесь выступают подсистемамиэкономических районов и как таковые являются главным объектом проектирования,планирования и управления.
Иерархия систем расселения, формирующихся наоснове качественно иных системообразующих связей (транспортная доступность длянекоторых деловых и эпизодических культурно-бытовых передвижений населения, длянекоторых производственных связей, плотность размещения населенных мест иинфраструктуры и т.п.). Иерархия этих систем и сами системы расселения этоготипа мало исследованы. Но факт их существования можно считать установленным.Это ареалы высококонцентрированного развития производства и расселения сразличными наименованиями («урбанизированный район», «урбанизированная зона» ит.п.)[8]. Они привлекают к себе все большее внимание исследователей.
2.2.2.Идеальные системы расселения
Поиски закономерностей в пространственномразмещении человеческих поселений и создание моделей географии городов началисьв первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимальногоразмещения географических объектов в однородном пространстве — на бесконечнойравнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения,одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, гдевлияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономическихусловий элиминировано.
Сравнение реально существующего размещения смодельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностяхсоциально-экономического развития территории — результате деятельности людей,деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственнымзаконам.
Было выявлено, что поселения людейразмещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуясложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаныв единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных,средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических,природных, исторических факторов.
Одним из первых русских ученых, подошедших ксозданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский [1]. Вработе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. онвыявил «географический закон», согласно которому город как бы представляетсобой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстоянияхвозникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся вэкономической зависимости от главного города.
2.3.Территориально-отраслевые системы городов
Территориально-отраслевые системы городов — компактныегруппировки городов, градообразующая база которых создана немногими профилирующимии взаимосвязанными отраслями хозяйства. Роль этих «дирижирующих» отраслей вфункциональной структуре городов проявляется очень отчетливо. Все остальныевиды деятельности подчинены ведущей отрасли и образуют с ней взаимосвязанноесочетание[4].
Характерные признаки такой системы:
1. Подобие функциональныхструктур и сочетаний производств; участие в формировании градообразующей базыограниченного числа профилирующих отраслей.
2. Соподчиненность городов-промышленныхцентров в рамках производственной иерархии.
3. Выдвижение города-лидера,являющегося центром системы. Его командное положение объясняется и высокимпроизводственным централитетом, и повышенной долей производств, дающих конечнуюпродукцию, и развитостью сопутствующих отраслей, и развитием социальной сферы.
Необходимо отметить, что в городскойполитике, осуществляемой в различных городах, должны учитываться не толькоособенности тех или иных типов городов, но и своеобразие систем городов, в томчисле и территориально-отраслевых.Глава 3. Мировой процесс урбанизации
Города нужно строить вдеревне,
где воздух гораздо лучше.
Анри Мурье
Урбанизациейназывается рост городов,повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире,возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения ролигородов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественногородское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностямразмещения производства[10]. Урбанизация – одна изсамых важных составных частей социально-экономического развития.3.1. Исторические этапы урбанизации
Создание урбанистического ковра Земли имеет глубокиеисторические корни. Первые города появились, по мнению большинстваисследователей, около 5000 лет назад в Месопотамии, несколько позже — в Египте,затем — в Индии. Специалисты до сих пор спорит относительно того, возникли ли перечисленныевыше древнейшие городские цивилизации независимо друг от друга или же несколькоболее поздние очаги урбанизации в долине Нила и на Индостане испыталинепосредственное воздействие месопотамских традиций.
Но в мировой истории есть бесспорный примернезависимого появления древнейших городских цивилизаций в до Колумбовой Америке – в Мексике и Перу. В силу закономерностейисторического развития американские аборигены, хотя и со значительнымотставанием во времени, самостоятельно пришли и к государственности, ицивилизации. При этом, несмотря на всю свою специфику, древнейшие городаСтарого и Нового Света поразительноблизки между собой по важнейшим признакам:планировке, структуре,функциям, форме политической организации и т.д.
Первые года на нашей планете были, конечно,не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития,чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сетибольших городов. В начале прошлого столетия самым значительным городом мирастал Лондон (865 тыс. жителей);вторым в Европе был Париж(550 тыс.), третьим Неаполь (340 тыс.);за ними шли Петербург (330тыс.) и Вена (230 тыс.). Между Лондоном и Парижем по величине – находилисьазиатские города Пекин, Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570тыс.).
Концентрация населения в городах, увеличениеих роли в жизни общества происходили на протяжении всей истории. Но только с начала XIX века наблюдается значительноеусиление этого процесса. С 1800 по 1900 года при общем росте населения Земли в 1,7 раза городское населениеувеличилось в 4,4 раза, в XX веке – соответственно в 3,7и 13,3 раза[10].
Особенно резкий перелом в динамике городскогонаселения мира, а в более широком плане – в развитии самого процессаурбанизации наступил во второй половине нашего столетия. Он получил название«городской революции».
Высокие темпы роста городского населения вовторой половине XX века связаны с совмещением нескольких факторов. Дваиз них наиболее значительны. Миграция сельского населения в городе в серединенашего столетия приняла такие масштабы, что ее иногда называют великимпереселением народов XXвека. Это огромноеувеличение миграции в города совпало в развивающихся странах с демографическим «взрывом»,что также способствовало небывалым темпам роста городского населения. В 1991 –1995 г.г. горожан в мире ежегодно в среднем становилось больше на 61 млн. человек(сельских жителей – на 25 млн.) (см. рис. 1).
Рис. 1. Долягородского населения в %, середина 1990-х гг.
(по материалам с сайта www.edu.ru/)
В результате сложился единый и вместе с темвесьма дифференцированный городской мир, который утвердился, прежде всего вразвитых странах (с 50-х г.г.), а к 2015 г., по оценкам демографов ООН, станетпреобладающим и в развивающихся странах.
Правда, в целом на земном шаре сельскоенаселение продолжает увеличиваться – с 1,8 до 3,2 млрд. человек в 1950 – 2000г.г. Но в первой четверти XXI века его численность,видимо, стабилизируется. Рост сельского населения во второй половине XX векапроисходит исключительно благодаря развивающимся странам, где проживает около90% сельских жителей мира. В развитых странах сельское население постепенносокращается – с 366 млн. человек в 1950 г., до 300 млн. в 1990 г… 3.2. Основные черты современной урбанизации
Первая черта– быстрые темпы ростагородского населения, особенно в менее развитых странах .
В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодноувеличивается примерно на 50 млн. человек[10].
Вторая черта– сосредоточение населенияи хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всегохарактером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Крометого, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучшеобеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.
В начале XXвека в мире насчитывалось360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-хг.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. Кначалу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.
Среди больших городов принято особо выделитькрупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Историческипервым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.
В начале XXвека их было всего 10, вначале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 «супергородов»мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.
Третья черта– «распознание» городов ирасширениеих территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переходот компактного города к городским агломерациям — территориальным группировкамгородских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чащевсего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры[11].
Крупнейшие городские агломерации сложились вокругМехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка:в них проживают по 16-20млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая- Московская с населением 13,5 млн. человек;она включает около 100городских и несколько тысяч сельских поселений[8].
Многие из них трансформируются в еще более крупныеобразования – урбанизационные районы и зоны.
3.3. Уровни и темпыурбанизации
Несмотря на наличие общих черт урбанизации каквсемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности,которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпахурбанизации.
По уровню урбанизациивсестраны мира можно подразделить на 4большие группы.
§ Низкийуровень урбанизации — менее 20% ;
§ Среднийуровень урбанизации — от 20% до 50%;
§ Высокийуровень урбанизации — от 50% до 72%;
§ Оченьвысокий уровень урбанизации — свыше 72%.
Основные различия можно наблюдать между более именее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровеньурбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%[13].
Слабоурбанизированныестраны — Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.
Среднеурбанизированныестраны — Боливия, Африка, Азия.
Высокоурбанизированныестраны — СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка.
Но основные различия можно наблюдать между более именее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровеньурбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.
Темпы урбанизациивомногом з