Реферат по предмету "География"


Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога

ПетербургскийГосударственный Университет
ПутейСообщения
Факультет:«Экономика и социальное управление»
Кафедра«Экономика транспорта»
Курсоваяработа
по дисциплине«Экономическая география»
на тему:«Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьскаяжелезная дорога».
Выполнил:
Студентка группы
Проверил:
Санкт-Петербург
2006г.

План
 
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристикаСеверо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западногоэкономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортныйбаланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Раздел 3.Расчёт густоты железнодорожной сети по областям,входящим в район тяготения и по району в целом
Список используемой литературы

Введение
Транспорт — важнаясоставляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых вэкономике страны равна примерно 7%, в производственныхфондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозкинаселения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных,межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромнойпространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределенияприродных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта вобеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная системаРоссии включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовыхгрузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном(местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективенжелезнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5пассажирооборота страны. По грузообороту он уступает только трубопроводному(более 52 %), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной(2,5%) и воздушный.
Ведущая рольжелезнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не толькоприродными, экономическими и др. особенностями страны (протяжённость иприродно-климатические условия её территории, география природных ресурсов,размещение хозяйства, городов и других населённых пунктов, направление ихарактер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т.п.),но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видамитранспорта (отличается надёжностью, ритмичностью движения вне зависимости отвремени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью,т.е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной ипропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкойсебестоимостью перевозок и др.).
В транспортную сетьРоссии входит 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездныхпутей, 680 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральныхтрубопроводов.
Транспортно-дорожныйкомплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все егозвенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночнойэкономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует,наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности.
Целью данной работыявляется оценка уровня развития транспортной системы Северо-Западного района повидам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природныхусловий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспективразвития данного района.

Раздел 1.Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги(экономического района)
Северо-Западныйэкономический район занимает северо-западную часть европейской территорииРоссии и включает Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и городСанкт-Петербург. Площадь-196,5 тыс.кв. км, что немного превышает 1% территорииРоссийской Федерации.
Северо-Западныйэкономический район занимает удобное экономико-географическое положение, онрасположен между Финским заливом и Чудским озером — на западе, Ладожским иОнежским озёрами — на севере и отрогами Валдайской возвышенности наюго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупнымэкспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов:Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк иЗеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- сЭстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией.
НаселениеСеверо-Западного района-7,99 млн. чел., или 5,4% общей численности населенияРоссии. За 1992-1997 гг. численность жителей, проживающих на его территории,сократилась на 3,5%, при этом наибольшее снижение отмечается вСанкт-Петербурге-5,2%. Сокращение численности населения вызвано неблагоприятнойдемографической ситуацией во всех административно-территориальных единицахрайона, характеризующейся отрицательными показателями естественногоприроста-8,7%, при средних по Российской Федерации-5,1%. При этом показателиестественной убыли превышают средние по району в Новгородской и Псковскойобластях.
Размещено населениенеравномерно: 80,4% жителей района приходится на Санкт-Петербург иЛенинградскую область. Район отличается высокой плотностью населения-40,6человек на 1кв. км, что почти в 5 раз превышает средние показатели по стране.Наибольшая плотность его в Ленинградской области-74,4 чел. на 1 кв. км, в то жевремя в Псковской и Новгородской составляет-14,9 и 13,3 чел. на 1 кв. кмсоответственно.
Основная часть населенияСанкт-Петербурга — русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи(2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. На территории области проживает(по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная частьнаселения — русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%),финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Северо-Западный экономическийрайон отличается высоким уровнем урбанизации в Российской Федерации. 86,7%населения его проживает в городских поселениях, при этом 80% сконцентрировано вкрупнейших в стране Санкт-Петербургской городской агломерации. Наименьшая частьгородского населения отмечается в Псковской области-65,3%, где в наибольшейстепени развито сельское хозяйство района. Уменьшение общей численностинаселения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. Экономическиактивное население за последние 4 года уменьшилось на 200,6 тыс. чел., ачисленность занятых в различных отраслях экономики снизилась на 6,7%, чтовызвано не только общим снижением численности, но и продолжающимся экономическимкризисом, спадом промышленного производства и ростом безработных. Уровеньбезработных здесь достиг 10% от общей численности экономически активногонаселения, превысив на 0,7% показатель по России. В современных условиях этоспособствует социальной напряжённости, особенно в Псковской и Новгородскойобластях.1
Таблица 1. Расчётплотности населения по отдельным административным единицамАдминистративно-территориальная единица
Территория
S тыс. кв. км
Численность населения
тыс. чел. В том числе население Плотность населения, Тыс. чел./кв. км Городское Сельское Санкт-Петербург
/>85,9 4715,7 4715,7 __
/>74,4 Ленинградская область 1674,2 1103,3 570,9 Новгородская область 55,3 736,9 522,5 214,4 13,3 Псковская область 55,3 819,1 537,1 282,0 14,9 Итого: 196,5 7945,9 6878,6 1067,3 40,6
В структуре занятогонаселения по отрасли экономики повышается доля работающих в торговле,общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, банковской системеи системе кредитования и страхования. В то же время значительно сократилсяудельный вес занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Рельеф Северо-Западногорайона представляет всхолмленную низменную равнину со следами деятельностиледника в пределах Валдайской возвышенности и многочисленными озёрами. Климатформируется под влиянием морских воздушных масс Атлантики и отличаетсяповышенной влажностью, сравнительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняятемпература января от -6гр. Цельсия на юго-западе до -10 гр. Цельсия насеверо-востоке; средние июльские — от 16,5 до 18 гр. Цельсия. Вегетационныйпериод не превышает 160 дней. Осадков выпадает от 500 до 650 мм в год, максимумих приходится на Валдайскую возвышенность. Небольшое поступление тепла и слабаяиспаряемость способствуют образованию большого числа болот, рек и озёр. Озёраслужат естественными водохранилищами, регуляторами более равномерного стокарек. Единые озёрно-речные системы представляют собой важные водные транспортныеартерии. Здесь берут начало Волго-Балтийская и Беломорско-Балтийская водныетранспортные системы. На территории района находятся крупные озёра России:Ладожское, Онежское, Ильмень. Протекают такие реки, как Нева, Волхов, Свирь,Ловать, Мста. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь,Вуокса, Нарва и Волхов.
Распространенные по всейтерритории района подзолистые почвы малоплодородны и требуют значительногоухода и внесения органических и минеральных удобрений для повышения урожайностисельскохозяйственных культур.
Леса занимают почти 1/3всей территории района и представлены в северной части района хвойными — ель,сосна, в южной — смешанными хвойно-широколиственными породами. Наибольшиезапасы лесных ресурсов приходятся на Ленинградскую область, где лесные массивызанимают почти 40 % территории.
Район относительно беденполезными ископаемыми. Наибольшую ценность представляют промышленные запасыбокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентнымсодержанием глинозёма (до 54-55%), в районе Кингисеппа залегают фосфориты сневысоким процентным содержанием основного компонента (5-7%), нолегкообогатимые. Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа игорячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючиесланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительныематериалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, втом числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской областиимеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличиепромышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливена глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.
Природный ландшафт всочетании с уникальными рекреационными ресурсами, выдающимися памятникамиархитектуры и истории благоприятствует созданию зон отдыха и организациитуризма, которые могут стать важной статьей доходов местных бюджетов.
Гидроэнергетическиересурсы составляют 11,5 млрд. КВт/ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатациюгидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характерарельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полногозапаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная частьэкономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время. Наряду с отраслями специализации врайоне получили развитие отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс. Среди нихвыделяется электроэнергетика, на долю которой приходится 15,8% объёмовпроизводимой продукции. Электроэнергетическое хозяйство представлено атомной,тепловыми и гидроэлектростанциями малой и средней мощности. Наибольшее значениеимеет одна из крупнейших АЭС страны Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены вСанкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены нареках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единуюэнергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны.Для укрепления энергетического баланса ведется строительствогидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области.
К отраслям рыночнойспециализации Северо-Западного района относится химическая промышленность. Еёудельный вес в структуре производства промышленной продукции района составляет7,3%. Продукцией отрасли выступают удобрения, резинотехнические изделия,синтетические смолы, пластмасса, лакокрасочные, фармацевтические препараты,бытовая химия. Основные центры: Санкт-Петербург, Кириши. Предприятия попроизводству минеральных удобрений, работающие как на местном, так и напривозном сырье (фосфориты Кингисеппского месторождения и Кольские апатиты, атакже природный газ, поставляемый из месторождений европейского Севера иЗападной Сибири), выпускают фосфорные удобрения (Санкт-Петербург, Волхов),фосфоритную муку-объединение «Фосфорит» г. Кингисепп, азотные удобрения — Новгородский химический комбинат. Одним из старейших объединений отраслиявляется «Красный треугольник», его продукция — резинотехнические изделия,шины, резиновая область, пользуется широким способом на внутреннем рынке.Однако высокая концентрация предприятий химической промышленности оказываетнеблагоприятное воздействие на окружающую среду. В связи с этим дальнейшее еёразвитие целесообразно за счёт технического переоснащения и использованияэкологически чистых технологий, обеспечивающих повышение производительноститруда.
Среди отраслей топливнойпромышленности выделяется сланцевая. В Ленинградской области работает комбинат«Сланцы». Этот комплекс имеет внутрирайонное значение.
Металлургический комплексотносится к отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс. Чёрная металлургияпредставлена отдельными цехами крупных машиностроительных производств иориентируется на выпуск сортового проката (Кировский и сталепрокатный заводы вСанкт-Петербурге), а также труб и метизов в (Ижорский завод).
Цветная металлургиявыступает важным звеном хозяйственного комплекса Северо-запада и представленавыплавкой алюминия на Волховском заводе, а также производством глинозёма набазе Тихвинского месторождения бокситов (г. Бокситогорск) и глинозёма наПикалёвском заводе, работающем на нефелинах Кольского полуострова. Обработкацветных металлов производится в Санкт-Петербурге, где выпускают прокат лёгких итяжелых металлов и фольгу.
Развитие цветнойметаллургии в районе сдерживается напряжённостью топливно-энергетическогобаланса и недостаточной сырьевой базой, а также сложной экологическойобстановкой в районе, связанной с достаточно высокой концентрацией предприятийцеллюлозно-бумажной и химической промышленности.
Лёгкая промышленностьпредставлена в основном — текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.
Текстильнаяпромышленность выпускает хлопчатобумажные ткани льняные, шерстные и шелковые иконцентрируется преимущественно в Санкт-Петербурге; трикотажное производствопредставлено в Великих Луках и Боровичах (Псковская область); кожевенно-обувнаяпромышленность — в Санкт-Петербурге, где работает крупнейшее АО «Скороход».Фарфорофаянсовая промышленность развита в Ленинградской и Новгородскойобластях.
Большая частьпотребностей в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счётпоступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф,сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ,Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.
Индустриально-строительныйкомплекс имеет межрайонное значение. Предприятия его размещены в крупных исредних городах, имеющих выход к транспортным магистралям. Здесь выпускаютжелезобетонные изделия и конструкции, другие строительные материалы, вНовгородской области развита стекольная промышленность. Повышение эффективностикомплекса связано с расширением его сырьевой базы за счет комплекснойпереработки бокситов Тихвинской группы месторождений.
Значительное развитиеполучила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местномсельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и напривозном сырье.

Раздел 2. Характеристикатранспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железнаядорога)
Транспорт — важнаясоставляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых вэкономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения игрузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных имежгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственнойпротяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств,населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечениинормального хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная системаРоссии включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,трубопроводный, воздушный транспорт.
Северо-Западныйэкономический район располагает развитой транспортной системой. Перевозочнаядеятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видамитранспорта.
2.1 Автомобильныйтранспорт
Северо-Западный районрасполагает разветвлённой сетью автомобильных дорог. От Санкт-Петербургскоготранспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: вюго-восточном направлении — на Новгород – Москву, южном — на Псков- Невель — Витебск-Киев, западном — на Ивангород – Нарву — Таллинн-Ригу-Калининград,северном — на Выборг и в восточном направлении — на Новую Ладогу и алееПетрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финскогозалива на запад до Ивангорода и северо-запад — на Приозерск (далее в Карелию) иСветогорск.
Кроме того, от НовойЛадоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и наТихвин – Пикалёво — Череповец-Вологду.
Протяжённостьавтомобильных дорог района с твёрдым покрытием составляет 4,9% от этогопоказателя по России в целом. В 1997 г. всеми владельцами грузового транспортаво всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе)магистральным автомобильным транспортом было перевезено 10 млн. т грузов.
2.2 Морскойтранспорт
Перевозки грузов морскимтранспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта восуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районовстраны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).
Морской портСанкт-Петербург — «морская столица России» — крупнейший транспортный узел насеверо-западе страны. Порт расположен в восточной части Финского залива наостровах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря помарт навигация поддерживается с помощью ледоколов.
СтруктурноСанкт-Петербургский порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО«Морской порт Санкт-Петербург», специализированного морского порта, а такжедругих причалов, переработку грузов на которых осуществляют другие компании.
ОАО «Морской портСанкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки грузов в этомводнотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоясудов общим протяжением 8,4 км (7,2 км — для обработки судов). Глубины упричалов составляют 8-11,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 40тыс.т. Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год.
Порт состоит из четырёхрайонов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральныхи навалочных грузов. На причалах второго района осуществляется перевалкагенеральных экспортно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярныхлиниях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники,оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых грузов. Здесь же расположеноснащенный современной техникой контейнерный терминал, обеспечивающий средипрочих перевалку контейнеров транзитом по территории России между портамиВосточной Азии и Европы. Четвёртый район специализируется на перевалке угля.Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другиегенеральные грузы, зерно, сахар-сырец навалом. В этом же районе расположенабункеровочная база.
Порт ежегодно посещаетболее двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на портКалининград, порты Германии и Швеции.
Порт является одним излучших по техническому оснащению в России. Он имеет развитые железнодорожные иавтомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководныхвнутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственнымирегионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Несмотря на снижениеобщего объёма грузопереработки по системе морского флота РФ грузооборот ОАО«Морской порт Санкт-Петербург» в 1997 г. Составил 9,0 млн.т.
Общий грузооборотБольшого порта Санкт-Петербург в 1997 г. составил почти 20,6 млн.т., в томчисле наливные грузы — более 5,7 млн. т, навалочные- 2,8 млн. т,генеральные-10,2 млн. т, лесные-1,7 млн.т.2
Морские портовые портыВыборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга.Навигация круглогодичная, зимой-с ледокольным обеспечением. Суммарная мощностьпортов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год. Глубина у причалов вВыборге-6,5-8,5 м (глубина подходного канала — не менее 6 м), в Высоцке- 9,4 м.
Грузооборот этих портов в1997 г. составил более 2,4 млн.т., в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов,0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.
Порт Выборг из-застесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченныевозможности для развития.
По Государственнойпрограмме «Возрождение торгового флота России», утверждённой ПостановлениемПравительства РФ №996 от 08.10.93 г., в Финском заливе намечается построитьновые порты. Эти порт будут важным звеном в транспортной инфраструктуре всегоСеверо-Западного экономического района России и составляет конкуренцию портамстран Балтии.
Новый порт Усть-Луга проектноймощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский районЛенинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга,предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химическихгрузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год.
Порт в бухте Батарейная(Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км отСанкт-Петербурга и будет предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до15 млн.т.
Строительство портовыхкомплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатациюзависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала(2005-2010гг.).
Все эти объекты находятсяв зоне обслуживания Октябрьской железной дороги. Перспективы вышеназванногостроительства вплотную затрагивают и ее интересы. Необходимо рассматриватьвопрос в комплексе — не только строить сами порты и припортовые станции, но ирешать технико-эксплуатационные проблемы более отдалённых железнодорожныхподходов к портам.
 
2.3 Речнойтранспорт
Район богат внутреннимисудоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева,Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское иЧудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной икоммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. Реки Нева, Свирь иОнежское озеро составляют часть Волго-Балтийской судоходной системы, по которойв 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целомнаходится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для еёнормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.
В районе Выборгафункционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа — это канал,открытый 29 лет назад, арендуемый Финляндией у России (срок аренды кончается в2013 г.). Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскимивластями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала домеждународных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналуперевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т.
2.4 Трубопроводныйтранспорт
Большое развитие получилтрубопроводный транспорт. По территории Северо-Западного района проложенынефтепроводы: Ярославль — Кириши и Ярославль – Торжок — Великие Луки и далее наБеларусь; магистральный нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Двамагистральных газопровода Белоусово — Санкт-Петербург и Ухта — Вологда-Череповец-Санкт-Петербург обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург;магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый сгазовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленныхрайонов, а также передачу газа через Санкт-Петербург на Финляндию. Балтийскаятрубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новыхмагистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов дляобеспечения подачи на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов через новые порты вПриморске и бухте Батарейная.
2.5 Воздушныйтранспорт
Воздушный транспорт врегионе используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, дляремонта и строительства трубопроводов, мостов и т.п. В Санкт-Петербурге наместе бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт«Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодноегеографическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка — Северная Европа — Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов длятранзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионыи будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой.
 
2.6 Железнодорожныйтранспорт
Основные перевозки грузовв Северо-Западном районе осуществляются железнодорожным транспортом, которым в1997 г. было перевезено 48,4 млн.т.
Важнейшим направлениеминвестиционного сотрудничества Росси в области транспорта должно стать еёучастие в создании так называемых международных транспортных коридоров.Согласно определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН транспортныйкоридор представляет географическое пространство, через которое проходяткрупные транспортные потоки и которое охватывает инфраструктуру разных видовтранспорта. На Второй Общеевропейской конференции, состоявшейся на острове Критв 1994 г., были утверждены 9 основных транспортных коридоров.
Из девяти официальноутверждённых через Россию проходят три международных транспортных коридора. Внаправлении Север-Юг-коридор № 9 от границы Финляндии к Санкт-Петербургу идалее в направлении на Киев через Москву и Псков — Витебский.
Указанное направление потерритории Северо-Западного района включает следующие участки железных иавтомобильных дорог: границы Финляндии – Выборг — Санкт-Петербург-Москва;Санкт-Петербург — Псков-Невель-граница с Беларусью. В состав российской частитранспортного коридора входят также морские порты Санкт-Петербург и Выборг,аэропорт Пулково и сооружаемый в Санкт-Петербурге грузовой терминальныйкомплекс.
На рынке международныхгрузовых перевозок сильна конкуренция между различными видами транспорта, в частностимежду железнодорожным и автомобильным транспортом. Октябрьская железная дорогапостоянно ищет новые пути для привлечения клиентов. Так родилась идеяконтрейлерных перевозок. Октябрьская дорога проводит опытные перевозкиконтрейлеров по маршруту Бусловская-Москва Товарная Октябрьской железнойдороги. Если серия опытных поездок окажется успешной, то из контрейлерныхплатформ будет составлен поезд, который начнёт курсировать по маршрутуХельсинки-Москва.
Потребностипромышленности, сельского хозяйства и населения Северо-Западного экономическогорайона обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая регулярную связькак внутрирайонную, так и с другими регионами страны.
Эксплуатационная длинажелезнодорожных путей района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационнойдлины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. кмтерритории-257 км (средняя по РФ-51 км).
Транспортная сеть имеетярко выраженную радиальную структуру, почти все основные железнодорожные линиирасходятся из одного центра-Санкт-Петербурга. По разветвлённости в границахСеверо-Западного района Октябрьская дорога занимает на сети России второе место(после Московской дороги).
2.7 Отправлениеи прибытие грузов
Экономика района и егогеографическое положение предопределяют объём перевозочной работы. В 1997 г.отправление грузов составило 48,4 млн. т (5%от общего отправления пожелезнодорожной сети России); прибытие-86,8 млн. т (9% от сетевого прибытия).Прибытие грузов превышало отправление в 1,8 раза.
В целом доля грузов порайону составляет около 95 %; по субъектам РФ, входящим в район, удельный весгрузов колеблется от 80 % по г. Санкт-Петербургу до 100% по Новгородскойобласти.
Наминерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% отобщего отправления. На втором месте по объёму отправления (27%) находятсянефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, мазут с НПЗ «КИНЕФ»,работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю остальных грузовприходится 23%. В их состав входят: продукция отраслей машиностроения иметаллообработки, лесохимической промышленности, сланцы, химические товары, атакже товары лёгкой и пищевой промышленности.
В составе лесных грузовперевозятся: лес круглый и лес пиленный, шпалы и брус, древесностружечные идревесноволокнистые плиты, фанера. Новгородское предприятие АО «Акрон»отгружает азотные и сложные удобрения, а также разнообразную химическуюпродукцию.
В прибытии удельный весгрузов в целом по Северо-Западному району составляет 84%; по субъектамРоссийской Федерации, входящим в его состав, он колеблется от 94% по Псковскойобласти до 76% по Ленинградской области. В прибытии преобладают нефтепродукты,прочие грузы и минерально-строительные материалы, на долю которых приходится 65%от общего прибытия по району.
К крупнейшимжелезнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы района, в 1997г. относились: узел Санкт-Петербург, имеющий в своём составе большое количествостанций, выполняющих грузовые операции; Кириши — Заводская, Кузнечное,Каменногорск, Рудничная, Пикалёво-2, Сала (Ленинградская область), Скангали,Посинь (Псковская область).
 
2.8 Транспортныйбаланс и транспортно-экономические связи
Район имеет развитуюсистему внутрирайонных связей. На доли местного сообщения приходится 27,5% отобъёма перевозок с преобладанием характерных для Северо-Западного районагрузов: нефтепродуктов-10,7 млн. т (37% от местного сообщения),минерально-строительных материалов-9,1 млн. т (31%) и грузов «прочих» грузов-5,0 млн. т (17%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанныхгрузов составляет: по нефтепродуктам-80,5%, минерально-строительнымматериалам-53% и прочим грузам-45,5%.1
Как пример наиболеекрупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:
по нефтепродуктам:Ленинградская область (НПЗ «КИНЕФ») отправляет 5,2 млн. т нефтепродуктов настанции, расположенные на её территории (преимущественно на границе сгосударством Балтии)-3 млн. т;
поминерально-строительным материалам: Ленинградская область (в основном с крупныхкарьеров) отправляет нерудные материалы для потребления в области-4,4 млн. т ив г. Санкт-Петербург-2,9 млн. т;
по прочим грузам:предприятие «Ленинградсланец» отправляет сланцы на ТЭЦ Ленинградскойобласти-1,6 млн.т.
Наряду с внутрирайоннымисвязями Северо-Западный район характеризуется разветвлённой системоймежрайонных связей. Около 55% (от общего объёма перевозок) потребляемого врайоне сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозятся из другихэкономических районов и 18 % готовой продукции и импортных товаров вывозятся заего пределы.
Северо-Западный районимеет отрицательный транспортный баланс: в 1997 г. ввоз превышал вывоз на 38,4млн. т или в 3 раза.
Основные транспортно –экономические связи рассматриваемого района в другие регионы по вывозуосуществлялись с Северным и Центральным экономическими районами. На их долюприходилось 67% общего вывоза Северо-Западного района.
Из района вывозятсяминерально-строительные материалы (42% от общего вывоза), главным образом вЦентральный экономический район; прочие грузы, включающие широкую номенклатурупроизводимых в районе товаров, (31%)-преимущественно в Центральный район;нефтепродукты (13,5%) для нужд народного хозяйства и частично на экспорт спреобладанием связей с Северным и Центральным районами.
Значительныеэкономические связи с Северо-Западного района по завозу грузов осуществляются сСеверным и Поволжским районами (43% от общего ввоза), а также с Уралом иСибирью (36%).
Основной объём ввоза (75%) приходится на: нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо),поступающие в Северо-Западный район преимущественно с нефтеперерабатывающихзаводов Поволжского и Уральского экономических районов; чёрные металлы,отгружаемые, главным образом, металлургическими комбинатами Северного иУральского районов; химические и минеральные удобрения, завозящиеся в основномиз Северного (апатиты) и Уральского (калийные соли) районов, и широкуюноменклатуру прочих грузов, поставляемых в рассматриваемый район из всехрегионов России с преобладанием поставок из Поволжского и Уральского районов.
Доля транзита вперевозочной работе Северо-Западного экономического района незначительна. Онавключает в себя объёмы перевозок грузов в транспортно-экономических связяхбольшинства регионов России с Республикой Карелия и Мурманской областью.
2.9 Внешнеторговыеперевозки
 
Приморско — приграничноеположение Северо-Западного экономического района обусловливает широкиетранспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья иБалтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктомВысоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границе России с Финляндией(Бусловская, Светогорск), государствами Балтии (Ивангород — Нарвский, Печоры — Псковские, Скангали, Посинь) и Беларусью (Завережье, Клястица).
В 1997 г. Объём перевозоквнешнеторговых грузов по району составлял 66,1 млн. т (24,2% от перевозокгрузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 58,1 млн.т- экспорт (сдача) и 8,0 млн. т-импорт (приём).
В общем объёме экспортаболее 45% приходится на нефтяные грузы, в импорте — более 50% на прочие грузы(это в основном промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование).Экспортные поставки России, осуществляемые через порты и пограничные станцииСеверо-Западного района, формируются, главным образом, в Северном и Уральскомэкономических районах, а также в субъектах РФ, входящих в составрассматриваемого района. Импортные грузы потребляются преимущественно вСеверо-Западном и Центральном районах.
В 1997 г. из 58,4 млн. троссийского экспорта 10,3 млн. т (18%) подвозились к границе с Финляндией и24,3 млн. т (42%)- с государствами Балтии принималось 2,6 млн. т (36%) иФинляндии-1,0 млн. т (14%).
Кроме собственныхперевозок, железнодорожный транспорт России осуществляет транспортировкувнешнеторговых грузов в связях с дальним зарубежьем бывших союзных республик, атакже в связях третьих стран с третьими странами — международный транзит. В1997 г. практически весь объём международного транзита (0,3 млн. т) черезтерриторию России в сообщении восток-запад был освоен на западе станциейБусловская, на востоке — портом Восточный (предпортовая станция Находка — Восточная) Дальневосточного экономического района (Приморский край).
2.10 Железнодорожнаясеть района и её грузонапряжённость
На конфигурациижелезнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего,положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива вустье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятсявосемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва;Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт –Петербург – Кириши — Сонково (с выходом через Савелово на Москву);Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением наНовгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт– Петербург – Ивангород — Нарвский (с выходом на Таллинн);Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск);Санкт-Петербург – Кузнечное — Хиитола. Последние два направления примыкают кжелезнодорожной сети с Финляндией.
Для обходаСанкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий,построена спрямляющая линия Волховстрой — Чудово-Новгород-Луга, дающая выход сМурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу сюга.
В состав железнодорожнойсети района входят также широтные линии: Сонково — Бологое-Дно-Псков; Ржев — Великие Луки — Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь;Лихославль — Великие Луки — Невель.
Одна из ведущихмагистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в странеэкономических, политических и культурных центра — Москву и Санкт-Петербург,является звеном международного Критского транспортного коридора №9Александруполис — Дмитроград-Бухарест — Кишинёв- Раздельная — Киев – Брянск –Москва – Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки, к которому примыкает линияКиев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники — Дно-Санкт-Петербург.
Наиболее грузонапряжённымиучастками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г.были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовомнаправлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн.т) в 2,5 раза; Каннельярви — Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т,превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
На остальных участкахгрузонапряжённость была примерно равна среднесетевой (Лодейноеполе-Волховстрой) или ниже.
 

Раздел 3. Расчетгустоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Таблица2. Расчет густоты железных дорогАдминистративно-территриальная единица
Территория S,
тыс. км2
Население
N,
тыс. чел. Эксплуатационная длина железных дорог, L, км Густота железных дорог, D
Dt
DN
DtN г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. 86,34 6329,3 2780 32,20 0,44 3,76 Псковская обл. 55,30 800,30 1100 19,89 1,37 5,23 Новгородская обл. 55,30 727,10 1200 21,70 1,65 5,98 Итого: 196,94 7856,7 5080 25,79 0,65 4,08
Dt — показатель, характеризующий густотужелезнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
Dt=L/S
 
Dн – показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
Dн =L/N
 
Dtн – показатель характеризующий относительную густотусети Dtн, определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:
/>

/>Dtн= Dt*Dн;
/>/>/>Dtн=L / S*N
Примеры расчетов:
/>Dt=L/S        Dt=5080 км / 196, 94 км/км2=25, 79 км2
/>DN=L/N       DN=5080 км / 7856, 7 тыс. чел. =0,65 км /тыс. чел.
DtN=  Dt* DN =    L/S * L/N /196,94 * 7856, 7=4, 08= L/S * N =5080 км

Списокиспользуемой литературы
 
1.   В. И. Видяпин«Экономическая география России». — М.: Инфа — М; 2005г.
2.   Н. Н.Казанский«Экономическая география России». — М.: «Транспорт»; 1991 г.
3.   В. П. Желтиков«Экономическая география». — Ростов -на- Дону: «Феникс»; 2006 г.
4.   В. Е. Гребцова«Экономическая и социальная география России» Ростов – на — Дону: «Феникс»;2000 г.
5.   М.В. Степанова«Региональная экономика». — М.: Инфа-М; 2000 г.
6.   Б. М. Лапидус, Ф.С. Пехтерев, Н. П. Терешина «Регионалистика»;2001 г.
7.   Т. Г. Морозова«Экономическая география России».- М.:«Юнити»; 1999г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Директория Совет пяти
Реферат Comparing Emily Dickenson
Реферат Фирма как часть микроэкономики
Реферат Особенности реализации государственной жилищной политики
Реферат In Cold Blood Beloved Essay Research Paper
Реферат управления процессом пылевдувания должна обеспечить
Реферат Перегонка нефти
Реферат Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Реферат Формы работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Планирование, обработка и анализ вычислительного эксперимента» Цели и задачи дисциплины
Реферат Семь гормонов, определяющих качество жизни
Реферат Школа Монтессори История возникновения и современный этап развития
Реферат За мить щастя
Реферат Деградация научных степеней в Киргизии
Реферат Волоконно-оптические датчики температуры на основе решеток показателя преломления