СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………….… I. РОЛЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации… 6 Показатели использования транспортных средств, методика их расчета… II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЫ Ч. П. ИВАНОВА А. Ф. Краткая характеристика торгового предприятия… 21
Организация перевозки грузов предпринимателем А. Ф. Ивановым… III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ Обоснование рационального выбора транспортных средств….36 Планирование маршрутов движения автомобилей….43 Мероприятия по снижению транспортных расходов………… 50 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……… ….…56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ….59 ПРИЛОЖЕНИЯ….61 ВВЕДЕНИЕ Необходимой частью коммерческой деятельности любого предприятия является система товароснабжения, которая включает экономические, организационно –правовые отношения между поставщиками и предприятиями – потребителями. В свою очередь, важнейшим элементом системы товароснабжения является транспортировка товаров. Значение транспорта для экономики России, занимающей первое место по транспортировке в мире, трудно
переоценить, так как он связывает все отрасли экономики воедино, обеспечивает условия для нормального развития производства, содействует развитию межотраслевых и межрегиональных связей. В коммерческой деятельности от транспорта во многом зависит не только скорость доставки товара потребителям, но их сохранность, качество, а также затраты по перевозке, которые занимают большой удельный вес в издержке обращения. Высокая оперативность, надежность и стабильность доставки товаров из пунктов производства
в пункты распределения и потребления с минимальными затратами, а также без потерь количества и качества этих товаров является первостепенными условием эффективной коммерческой деятельности. Развития международной торговли, а также экономического сотрудничества между странами, требует адекватного развития транспорта, и в этой связи он становится важнейшим дополнительным источником валютных поступлений в странах – экспортерах транспортных услуг. К сожалению, непродуманные осуществления экономических реформ
в России нанесло серьезный ущерб транспортной отрасли. Объем перевозимых грузов из-за резкого падения производства во всех отраслях экономики существенно сократился, а это привело к развалу многих транспортных организаций. Положение усугубила бесконтрольная приватизация, позволившая растранжирить такие лакомые кусочки, каковыми являются транспортные средства. В итоге торговые предприятия лишились транспортного обслуживания и каждое
из них стало осуществлять перевозки товаров стихийно, при низком уровне использования транспортных средств, а зачастую и при низком качестве транспортного процесса. Учитывая данные обстоятельство, а также большую практическую значимость этой проблемы, нами и была выбрана данная тема дипломной работы, целью которой являлось изучение сложившейся организации грузовых перевозок в торговом предприятии, и разработке путей ее совершенствования.
В соответствии с целью исследования были определены следующие его задачи: изучение теоретических аспектов и проблем грузовых перевозок проведение анализа организации транспортного процесса и использования транспортных средств разработка мероприятий по снижению транспортных издержек обоснование рационального состава автопарка Объектом исследования являлось сравнительно крупные торговые предприятия частного предпринимателя
Иванова А. Ф осуществляющее различную продажу продовольственных товаров в Северо-западном микрорайоне г. Курска. Предметом исследования явилось операции по доставке товаров в магазин и сопутствующие этому операции. Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности магазина, справочно-нормативные записи по использованию автомобильного транспорта и результаты наблюдений автора за организацией перевозок товаров в предприятии.
Кроме того были использованы материалы Госкомстата России, а также Курского областного комитета статистики и результата научных разработок ведущих ученых страны, работающих под проблемой совершенствования транспортного обслуживания народного хозяйства. Значительный вклад в ее решение внесли такие ученые, как Галабурда В. Г Персканов В. А Мирожин Л. Б Ташбаев
Ы. Э. и другие. В данной работе изложены основные подходы в планировании рационального использования автомобильного парте, являются основным транспортом торговых предприятий, и разработка конкретные предложения по улучшению перевозок товаров в торговом предприятии. При этом были использованы общепринятые методы экономических исследований: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие. Период исследования охватывает 2000 – 2002 годы.
I. РОЛЬ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации В торговле, как сфере товарного обращения, выполняет большой комплекс различных процессов и операций. По характеру выполненных в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида; производственные или технологические; коммерческие
(или чисто торговые) Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и является продолжением процесса производства в сфере обращения. Ведущее место в этих процессах занимает транспортировка товаров, так как их продажа не может быть осуществлена без перемещения от одного владельца к другому, как правило, от товаропроизводителя к потребителю. Транспорт в отличие от других отраслей материального производства не создает продукцию, но путем перемещения
сырья, продуктов, материалов, средств производства, рабочей силы и товаров участвует в процессе производства, распределения и потребления, потому без него немыслимо функционирование народного хозяйства в целом, и каждой отдельной отрасли в частности. Для России, с ее огромной территорией и неодинаковым развитием отдельных регионов, а также с различными природно-климатическими условиями, значение транспорта трудно переоценить. Без него невозможно существование людей в районах
Крайнего Севера, так как туда приходится завозить абсолютно все: от гвоздя до сложнейшего оборудования для добычи газа и разведочного бурения. Положения усугубляется неодинаковым экономическим потенциалом отдельных регионов. Разве можно сравнить например, потенциал Самарской и Костромской областей; Свердловской и Курганской? И только транспорт по точному замечаемо профессоров
Миротина Л. Б. и Ташбаева Ы. Э. (28. с. 254) в определенной степени выравнивает эти различия, делая уровень жизни людей несколько приближенных к среднему уровню. Транспорт кроме того, это средство, освобождающее искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающие их в места, где их польза может быть реализована в большей степени. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект, который до этого
быть реализован. Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности, делает их непосредственно доступными. Поэтому мы считаем вполне справедливым утверждение ученых Аванесова Ю. А. и Клогко А. Н. о том, что «транспорт можно определить как средство увеличения потребности человечества посредством перемещения товаров и людей (1. с 34) Экономисты различают два вида разрыва между производством и потребителями: во времени и географический.
Разрыв во времени вытекает из того, что изготовленные сегодня товары могут потребляться только завтра, в следующем месяце или в следующем году. Этот разрыв частично устраняют используя складирование. Географический разрыв обусловлен тем, что производство и потребление редко находятся в одном месте. Назначение транспорта – заполнить географическую брешь между производством и потреблением, чтобы товары и услуги можно было обменять к взаимной выгоде потребителя и поставщика.
Однако, некоторые учения, в частности, Шемякин А.Н. (40 с 113) не без оснований считает, что транспорт – сам по себе важный фактор создания все больших и больших разрывов между производством и потреблением. Представляется, что средство, предназначенное для преодоления брешей между производством и потреблением, часто может способствовать расширению этих разрывов. Объяснение можно найти в другой экономической концепции – в понятии и масштабности экономики.
Один из авторов е. Ламбен Жан-Жак (25. с 32) считает, что преимущества крупного производства никогда не были бы реализованы без развитого транспорта, т.е. если товары не поступят на расширенный рынок. В обоснование сказанного, автор приводит данные о производстве кирпича в Англии до ХУШ века, из-за большого веса и трудностях в перевозке, его производили на небольших местных заводах разбросанных по всей стране. Их было очень много.
После прокладки каналов возможности транспорта резко увеличились. Каналы особенно удобны для перевозки тяжелых, несрочных грузов подобных кирпичу. В результате число мелких кирпичных заводов значительно сократилось. Рынок стали снабжать несколько крупных заводов, а производство и потребление дистанцировались на более значительное расстояние. Там не менее в экономике любого государства транспорт играет очень важную положительную
роль. В коммерческой деятельности перевозка товаров осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным и гужевым транспортом. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.) Различают транспортный подвижной состав по разным критериям.
В частности, В.К. Памбухчиянц (33. с 47) выделяет транспорт общего назначения, который включает в себя автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами, а также специализированный. Последний включает в себя автомобили и прицепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов, например, молоковозы, машины для перевозки живой рыбы и др. Большинство авторов, в том числе А.П. Кожелянц (24. с 70) все виды автотранспортных средств делят по
грузоподъемности на следующие пять классов; т Особо малой грузоподъемности до 1; Малой грузоподъемности 1-3; Средней грузоподъемности 3-5; Большой грузоподъемности 5-8; Особо большой грузоподъемности более 8. В торговле чаще всего используются автомобили первых трех классов. Профессор Малошенко Н.П. (26.с 49) классифицирует автомобили по типу кузова, выделяя при этом следующие
группы: с бортовой платформой, Фургоны, рифрежираторы, цистерны и самосвалы. На наш взгляд, эта классификация носит искусственный характер и она в основном повторяет ту, что дана В.К. Памбухчиянцем, т.е. автомобили могут быть общего назначения и специальные. Поэтому фургоны, рифрежираторы, цистерны как раз относятся к специальным автомобилям и по нашему мнению, их не следует выделять в отдельные группы. Иначе этих групп можно сформировать множество.
Ведь фургоны, например, могут быть с полками, а могут быть и без них, что же, следует и здесь выделять новую группу? Для перевозки товаров на Железнодорожном транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны и специальный холодильный транспорт. В крытых вагонах перевозят упакованные товары, не требующие поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов. Скоропортящиеся товары перевозят
Железнодорожным холодильным транспортом. Для этой цели используют вагоны-ледники, вагоны-режрижераторы, 5 и 12 вагонные секции рефрижераторов, 21- и 23 вагонные поезда-режрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных вин и живой рыбы. На Железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонных отправок,в контейнерах или сборных вагонах. Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется
отдельный вагон по одному перевозочному документу. При контейнерных отправках используют контейнеры массой брутто от 3 до 24 т. В сборных вагонах перевозят грузы мелкими малотоннажными отправками по разным перевозочным документам. Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транспортированию. Тогда и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара.
Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузополучателя и грузоотправителя, станции отправления и назначения. На грузы наносят специальные подписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. На каждую отправку грузоотправителям заполняется накладная, которая является основным перевозочным документом. Вагоны, погруженные средствами железной дороги отправляются за их пломбами. Если товар отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует транспортное средство.
При установлении повреждения, а также других нарушений, грузополучатель обязан потребовать от станции составления коммерческого акта, так как при отсутствии его отправитель не несет ответственности за убытки, которые получатель мог бы взыскать с железной дороги. Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывается номер и дата составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств,
при которых обнаружены неисправные средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдения правил погрузки. Говоря об особенностях эксплуатации отдельных видов транспорта, следует отметить, что наиболее универсальным является автомобильный и отчасти железнодорожный транспорт. Это обусловлено их способностью перевозить практически любые грузы: от мелкоштучных до крупногабаритных, от насыпных до наливных и т.д. С другой стороны, их универсальность достигается возможностью доставки
товара практически в любую часть суши, где обитает человек. Наименьшей универсальностью обладает трубопроводный транспорт, так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется высоким уровнем сохранности груза и экологической безопасностью. Речной транспорт характеризуется сравнительно низким уровнем затрат по перевозке, так как содержание речного пути не требует крупных издержек. Недостатками этого транспорта являются сезонность, низкая
скорость перевозки и удлинение маршрутов следования грузов. Профессор Л.Б. Миротин (38. с 85) считает, что в среднем речной транспорт увеличивает дальность перевозки товаров в 1,5-2 раза по сравнению с Железнодорожным. Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния, особенно в районах Дальнего Востока, Чукотки,
Охотского побережья. К недостаткам этого вида транспорта следует отнести необходимость строительства на морских побережьях сложного, дорогостоящего портового хозяйства и ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах. Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров (цветы, ранняя зелень и др.) Недостатком его является высокая стоимость перевозки. В России, с ее огромной территорией находят применение все виды транспорта, однако самым массовым и
наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный. Его популярность обусловлена не только высокой маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в рыночную экономику. По мнению Горчикова И.Н. (9. с. 46) на автомобильном транспорте сложилась наиболее здоровая конкуренция, которая выгодна в первую очередь предприятиям и организациям пользующимися услугами транспорта.
В свою очередь, успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией. Совершенно другая картина складывается на Железнодорожном транспорте. Эта отрасль является естественным монополистом, а потому она позволяет себе устанавливать приемлемые для нее тарифы за перевозки. Этому способствует отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического механизма хозяйствования и слабая работа
Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому Железнодорожный транспорт оказался в последние годы незагруженным, а так как доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек, что обусловлено высокой стоимостью самих дорог, мостов и сооружений сигнализации, а также подвижного состава, это и себестоимость перевозки небольшого количества грузов увеличивается. В этой связи, чтобы привлечь клиентов, железнодорожники вынуждены пойти на снижение тарифов за перевозки.
Однако, после волны снижения тарифов 1999 – 2000 годах, в 2003 году вновь стали увеличиваться расценки за перевозку грузов по железной дороге. Поэтому неслучайно все отрасли народного хозяйства в т.ч. торговля не торопится воспользоваться услугами этого вида транспорта, т.к. сроки доставки товаров здесь несколько длиннее, чем например, при доставке автомобильным, а кроме того возникают дополнительные затраты связанные с перегрузкой товара. Дело ведь в том, что железнодорожный транспорт доставляет груз до своей товарной
станции, расположенной на минимальном расстоянии от получателя товара. А далее получатель должен выгрузить этот товар, загрузить его в другое транспортное средство и лишь потом доставлять его в торговое предприятие. При этом, если будут задержки с выгрузкой вагонов, то получатели выплачивают значительные штрафы транспортникам, а задержки вполне возможны. В итоге, транспортные затраты неизмеримо возрастают, что снижает эффективность коммерческой деятельности.
Поэтому, торговые предприятия отдают предпочтение автомобильному транспорту, так как при пользовании им не требуется дополнительных перегрузок, а товар непосредственно доставляется к месту назначения быстрее и экономичнее. Ведущее место автомобильному транспорту отводится практически во всем мире. По данным Болта Г. (5. с. 47) на всех видах транспорта в мире работают более 90 млн. человек, из них более 47 млн. на автомобильном. На территории экономически развитых капиталистических и развивающихся
стран занято свыше 65 млн. человек, из которых 34 млн. человек работает на автомобильном транспорте. Возрастающие количество подвижных единиц, призванных перемещать грузы население, и постоянные стремление к увеличению скорости движения потребовали обеспечения транспортных средств достаточно мощными установками. В 1913 году на транспорте находилось только 30% общей установочной мощности всех двигателей, составляющей не более 1 млд. л. с. В 2001 году суммарная мощность двигателей, установленных на подвижных единицах
всех видов транспорта, уже составляло около 42 млд л. с. Из 45 млд. л.с. общей мощности всех первичных двигателей во всем мире (38. с. 129) Для развития транспорта, его подвижного состава, сети путей сообщения, портов, железнодорожных станций и других сооружений, обеспечивающих эффективность использования транспортных средств и удовлетворения потребностей производства и населения, потребовалось отвлечение значительных капитальных вложений.
Тенденция к созданию системы транспортного обеспечения промышленности и торговли будет возрастать, а удельный вес стоимости подвижного состава, путей сообщения, подъемно-транспортных средств и других сооружений, связанных с обеспечением перевозочного процесса, в обще стоимости основных фондов, будет увеличиваться. Авторы книги «Мир в 2000 году» Байнхауэр и Шмакке еще в 1989 году в разделе «Транспорт» писали: «Развитие транспорта будет идти необычно высокими
темпами, поскольку: численность населения мира растет: процесс индустриализации продолжает углубляться; мировая торговля расширяется уровень жизни населения растет. Существующие транспортные системы не в состоянии справится с тем объемом, который их ожидает в свете указанных тенденций развития. Все свидетельствует о том, что в дальнейшем особую тяжесть по осуществлению перевозок пассажиров и грузов будут нести на себе автомобильный и воздушный транспорт».
Анализируя сегодняшнюю действительность нетрудно убедиться, что во многом вышеназванные авторы оказались правы действительно, без транспорта вообще, и автомобильного в частности, в настоящее время невозможно представить экономику любого государства, а России особенно. Все это свидетельствует о необходимости сосредоточения еще большего внимания этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Речь идет не только о украшении ее материально-технической базы, что само по себе
вполне закономерно, тем более в Российской Федерации используется устаревшее ремонтное оборудование, слабая пропускная способность дорого и т. д. Но речь идет в первую очередь о улучшению использования транспортных средств. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, в том числе
Котелянца А. П. (24. с. 49), Миротина Л. Б. (38. с. 214), о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании. Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся:
улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ. Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели. Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска. Коэффициент технической готовности ( ) подвижного состава к работе определяется
по формуле (1) где АД - автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АД - списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве. Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле (2) где АД - число автомобиле-дней эксплуатации. Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя
профилактические и ремонтные мероприятия. Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты. Статический коэффициент (Кс) определяется отношением (3) где - количество фактически перевозочного груза; - номинальная грузоподъемность автомобиля. Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением (4) где Рт.ф – фактическая транспортная работа, ткм;
Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля. Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки. К сожалению, многие авторы в том числе Дашков Л.П. (14. с 49), Панкратов Ф.Г. (32. с. 137) этими показателями и ограничиваются, что на наш
взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей. В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.
Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса. Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения. Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле: (5) где
П2 – пробег с грузом, км. П0 – общий пробег, км. И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля. Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии
автомобилей и их высокой технической готовности. Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной. В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля. Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет,
но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными. В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега. Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее
подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности. Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия. При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов.
Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100%, ко второму – на 85%, к третьему – на 63% и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45%.
Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле: (6) где: К – средний класс перевозимых грузов; 01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.
К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников) Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы. К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением.
Таких дорог в России больше, чем первой группы. Наконец, к третье группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше. Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог. Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ИВАНОВА А. Ф. 2.1. Краткая характеристика торгового предприятия В Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 23 записано: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя» (11. с. 345). Этим правом воспользовался гражданин России Иванов А.Ф , зарегистрировавшись индивидуальным предпринимателем и создавший достаточно крупный частный магазин по продаже продовольственных товаров. В своей работе Иванов А.Ф как индивидуальный предприниматель занимающийся коммерческой деятельностью, руководствуется действующим законодательством России и правовыми нормами, определяемыми
Правительством России. В частности, важнейшим нормативным документом для него является Закон Р.Ф. «О защите прав потребителей» и Указ Президента РФ от 29.01.1992 «О свободе торговли» (29.) Создавая магазин предприниматель грамотно определил маркетинговую нишу – Северо-Западный микрорайон, который плотно заселен и в который очень неудобно возить продукты из города. Общая торговая площадь магазина составляет 193 м
Коллектив предприятия насчитывает 22 среднегодовых штатных работников, структура профессиональной численности которых представлена в таблице 1 Таблица 1 Численность отдельных категорий работников и фонд заработной платы магазина (в 2002 году) № п/п Категории работников Численность, человек В процентах к итогу Месячный фонд оплаты труда, руб. 1 Административно управленческий аппарат 4 18,2 7200 2
Бухгалтер 2 9,0 3600 3 Продавцы 10 45,4 12860 4 Грузчики 2 9,0 3000 5 Уборщицы 2 9,0 1700 6 Водитель 2 9,0 3800 7 Программист 0,5 2,3 1750 8 Электрик 0,5 2,3 400 Всего: 22 100 34310 Анализ приведенных данных показывает, что в структуре численности работников доминирует продавцы, это соответствует профилю предприятия осуществляющего торговую деятельность. Примечательно то, что в штате хотя и на половин ставки, имеются программисты, что косвенно свидетельствует
о современном уровне ведении бухгалтерского учета. Среди продавцов наибольший удельный вес занимают лица имеющие квалификацию первой и второй категории. Весь административно-управленческий персонал имеет высшее образование. Структуре средств предприятия и динамика ее изменения представлена в таблице 2 Таблица 2 Средства магазина Ч. П. Иванова А. Ф тыс. руб.
2000 г. 2001 г. 2002 г. Сумма в 2002 г. в % к 2002 г. сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Основные средства, всего 134 153 141 40,7 105,2 в т.ч. здания и оборудования 134 153 141 40,7 105,2 Запасы всего 168 177 186 53,7 110,7 в т.ч. товары для перепродажи 131 130 142 41,0 108,4 сырье и материалы 32 35 35 9,9 109,4 Дебиторская задолженность 1 1 2 0,7 200,0 Денежные средства 24 29 18 5,2 75,0 Всего средств 327 361 346 100,0 105,8 Проведенные данные показывают, что средства предприятия за последние
три года увеличились незначительно, всего лишь на 5,8%. При этом в наибольшей степени возросла дебиторская задолженность, при одновременном значительном уменьшении денежных средств. В структуре средств предприятия доминируют запасы, и в первую очередь товары для перепродажи, что вполне закономерно для торгового предприятия. Дебиторская задолженность хотя и резко возросла, ее удельный вес в структуре средств незначительный,
только 0,7%, что свидетельствует о устойчивом финансовом положении магазина. Об этом же свидетельствует и тот факт, что кредиторская задолженность только в 2002 году уменьшилась с 122 тысяч рублей (данные на 1. 01. 2002 года) до 37,5 тысяч рублей к концу года. Правда, задолженность перед бюджетом хотя тоже сократилась в три раза, тем не менее она на начало 2003 года составила 12,1 тысяч рублей. Налоги продолжают оставаться сдерживающим фактором развития предприятия,
несмотря на то что властные структуры настойчиво утверждают, что налоговое бремя будет сокращаться. К сожалению, факты говорят о противоположной тенденции. Подтверждением этому служат данные таблицы 3. Таблица 3 Динамика и структура налоговых платежей магазина частного предпринимателя Иванова А. Ф руб. Виды налогов 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Сумма в 2002 г. в % к 2002 г. сумма, руб. в % к итогу Налог на имущество 4350 4741 5000 4,5 114,9 Налог с продаж 36517 39900 44932 40,5 123,0 НДС 51324 53100 54845 49,5 106,9 Налог на жил. фонд 4950 5341 5341 4,8 107,9 Налог на приобретение подвижного состава - 286 564 0,5 - Прочие налоги 1020 2007 - - - Всего: 98161 105089 110780 100,0 112,8 высоким темпом, в среднем за год
более на 4%. В наибольшей степени увеличился налог с продаж, так объем самих продаж также из года в год растет. Быстро увеличивается и налог на имущество, так как оно растет в своих размерах, да и происходит его переоценка. Налог на транспортные средстве и пользование дорогами указывается только по мере приобретения их. В 2000 году предприниматель арендовал транспорт и соответствующих платежей не было. Кроме налогов, большой проблемой для предприятия является систематический рост издержек обращения.
В таблице 4 приведены данные наглядно подтверждающие это. Таблица 4 Динамика и структура издержек обращения в магазине предпринимателя Иванова А. Ф. Сумма в рублях 2002 г. Сумма 2002 г. в процентах к 2002 2000 г. 2001 г. сумма, руб. в процентах к итогу Зарплата 109351 113485 124287 35,6 113,8 Начисления обязательные 32672 35871 47713 13,7 146,8
Доставка товаров всего, 28154 27600 39310 11,2 139,3 в т.ч. собственный транспорт 18034 18154 29355 8,3 161,1 Содержание дпдвап 22157 22000 23291 6,6 104,5 Охрана магазина 17154 13451 22345 6,3 129,4 Электроэнергия 15195 19741 26438 7,5 173,3 Амортизация основных средств 9649 10750 10753 2,9 111,1 Отопление 6039 6147 8989 2,3 148,3 Водоснабжение 1209 1205 1223 0,3 101,6 Аренда земли 1542 1548 1592 0,4 103,2 Отчисления в дорожный фонд 6174 6395 9778 2,7 159,0
Инкассация 1815 1840 1924 0,5 105,5 Уборка территории 4345 4315 4416 1,3 102,3 Износ МБП 5810 5996 6320 2,0 108,6 Прочие расходы 15179 16200 20460 5,8 135,1 Итого: 294449 310698 348839 100,0 118,4 Анализ исчисленных показателей убедительно свидетельствует о том, что действительно, издержки обращения растут из года в год. Однако по отдельным статьям темп роста неодинаков.
В наибольшей степени выросли затраты на электроэнергию и доставки товаров, причем главной причиной этого явилось увеличение цен как на электроэнергию, так и на горюче-смазочные материалы. Поэтому даже при самом экономном расходовании этих ресурсов затраты по этим статьям неизбежно будут расти, тем более рост цен и товаров в нашей стране происходит не в долях процентов, а в десятках. Все это относится и к расходам на отклонение. В последние годы цены на этот вид коммунальных услуг
растут почти ежемесячно, в то время как зарплата, например, возросла за рассматриваемый период только на 13,8%. Если рассматривать структуру издержек обращения, то нельзя не заметить, что более трети их приходится на заработную плату, а если еще учесть начисления, то совокупная их доля приближается к пятидесяти процентам, т.е. к половине. Второй по значению статей затрат являются расходы по доставке товаров. И хотя она осуществляется преимущественно собственным транспортом, расходуемые суммы достаточно велики.
Обращает на себя внимание тот факт, что охрана магазина требует значительных средств. Они примерно таковы, что и расходы на содержание помещений. Здесь обнаруживаются противоречия переходного периода экономики к рынку, где при полном самоустранении государства от вмешательства в экономическую жизнь предприятий, наблюдаются хаос и беззастенчивый экономический грабеж монопольными структурами. Обращает на себя внимание высокий удельный вес прочих расходов.
И это при этом, что статьи издержек обращения отражен очень подробно, и их очень много. И это включено в прочие затраты, судить очень трудно. Скорее всего, это вероятно, те затраты, которые не следует включать в издержки обращения как самостоятельные статьи, и их поэтому объединили и укрыли под общим названием «Прочие расходы». Во всяком случае, анализ их в таком виде практически невозможны или по крайней мере очень затруднен.
Высокий уровень издержек для такого сравнительно не крупного торгового предприятия косвенно свидетельствует о том, что предприниматели всеми силами стараются уклонится от уплаты налогов в полном объеме. Завышение издержек обращения – одно из направлений обеспечивающих достижение этой цели. К тому же, нет и причин для высокого уровня издержек обращения, так как магазин не отличается особыми сервисными услугами, да и ассортимент товаров в нем уступает соседним магазинам, что видно из данных
таблицы 5. Таблица 5 Глубина ассортимента отдельных видов товаров в магазинах – конкурентах на 1. 05. 2003 г. Наименование товаров Количество разновидностей Магазин Иванова А. Ф. Гастроном №2 «Универсам» Магазин №28 Конфеты шоколадные 13 15 12 Конфеты карамельные 15 19 17 Колбасы вареные 5 9 6 Колбасы копченые и п/копченые 6 12 6
Хлебобулочные изделия 4 7 5 Ликероводочные изделия 19 29 17 Молоко, кефир 4 6 4 Соки 5 12 6 Крупы 4 6 4 Анализ приведенных данных показывает, что лидером по глубине ассортимента является гастроном №2, являющийся крупнейшим продовольственным магазином в Северо-западном жилом массиве. Ассортимент его товаров превосходит конкурентов по всем без исключения показателям. В тоже время частный магазин Иванова А.
Ф. практически на равных осуществляет свою коммерческую деятельность, что и коллективный магазин «Продтовары» №28. Это свидетельствует о развитии частного предпринимательства в сфере торговли, как успешном и последовательном. Этому способствует быстрая окупаемость вкладываемых в торговлю средства, а также сравнительно высокая рентабельность торгового бизнеса. Практически все крупные предприниматели г. Курска сделали свой карьерный рост преимущественно в торговой деятельности.
О доходности предпринимательства в торговле можно и судить по данным таблицы 6. Анализ приведенных в ней данных показывает, что стабильности в работе магазина нет, как нет устойчивого изменения показателей в лучшую или худшую сторону. Просто в отдельные годы, например, в 2001 году магазин ухудшил показатели своей работы, но в 2002 году положение несколько улучшилось. Одно только носит ярко выраженное направление – уровень рентабельности.
Он устойчиво снижается из года в год. Происходит это потому. Что товарооборот хотя и увеличивается, однако темпы его роста не столь высоки. В результате этого снижается производительность труда. А если учесть то обстоятельство, что себестоимость проданных товаров растет более высокими темпами, то снижение валовой прибыли не является чем-то неожиданным.
Это закономерное экономическое явление, тем более и коммерческие расходы увеличивались более высокими темпами, чем товарооборот. Таблица 6 Показатели эффективности коммерческой деятельности магазина частного предпринимателя Иванова А. Ф. Показатели Годы 2002 г. в % к 2002 г. 2000г. 2001г. 2002г. Товарооборот, тыс. руб. всего 5124 5053 5413 105,6 в т.ч. в расчете на: 1м торговой площади 26,9 26,6 28,4 105,6 одного среднегодового работника 256,2 240,6 246,0 96,0
Себестоимость проданных товаров и услуг тыс. руб. 4295 4301 4630 107,8 Валовая прибыль, тыс. руб. 829 752 783 94,4 Коммерческие расходы, тыс. руб. 631 609 681 108,0 Прибыль от продаж, тыс. руб. 198 147 102 51 Операционные доходы, тыс. руб. 12 14 74 в 6,1 раз Операционные расходы тыс. руб. 11 20 43 в 3,9 раз Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
195 139 133 68,2 Налог на прибыль, тыс. руб. 119 90 80 67,2 Итоговая прибыль, тыс. руб. 76 49 53 69,7 Уровень рентабельности, % 12,0 8,0 7,8 - И даже при снижении налогового бремени, итоговая прибыль в 2002 году оказалась ниже уровня 2000 года более чем на 30%. Наряду с другими причинами не последнюю роль в этом сыграла организации перевозок товаров. 2.2 Организация перевозки грузов предпринимателем
А. Ф. Ивановым Торговый процесс не мыслим без выполнения такой важной операции, как перемещение товаров от оптовых баз, складов, до непосредственно торговых предприятий, ибо как указывалось выше, между ними существует географический разрыв. Доставка товара в магазин осуществляется двумя способами: централизованным и децентрализованным. В первом случае используется преимущественно транспорт других предприятий и с помощью такого метода завозят хлеб, молочные продукты и другие товары.
Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазина товарами, не отрывая работников различных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Это особенно ощущается в тех случаях, если речь идет о мелких магазинах. Ведь завозимые товары в такие магазины бывают в небольших количествах.
Если же магазин завозил большие партии товара, то при небольшом товарообороте они будут залеживаться и теперь уже убытки будут не от плохого использования транспорта, а от низкой оборачиваемости товара. Централизованная доставка товара в розничную торговую сеть осуществляются собственным транспортом поставщика, это например, делает ОАО «Молоко» г. Курска, а также предприятия по переработке молока Белгородской области. Белгородцы своим транспортом поставляют также колбасные изделия и некоторые другие
товары. Реже при таком способе доставки товаров стали применять транспорт общего пользования. При этом наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов. К сожалению, в настоящее время централизованная доставка товаров в магазины свернута до минимума, хотя до 1992 года она функционировала без перебоев. При этом осуществлялась она двояко: на основе линейных
и кольцевых маршрутов. Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По кольцевым маршрутам товары завозят одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий. В настоящее время кольцевые маршруты практически не применяются. Сохранение объемов централизованной доставки товаров произошло по нескольким причинам. Главной из них является рост тарифов за перевозку товаров.
Транспортные предприятия аргументировали это тем, что растут цены на горюче-смазочные материалы, запасные части, повышается оплата труда водителей и т.д. Все это действительно имеет место. Но наряду с этим транспортные предприятия получив полную свободу в экономической деятельности переусердствовали в стремлении получить прибыль и взвинтили расценки за перевозки до такой степени, что они стали на выгодна для торговых предприятий. Магазины вынуждены приобретать собственный транспорт для перевозки товаров.
Не стал в этом исключением и предприниматель Иванов А. Ф который до 2000 года использовал арендованный транспорт. Необходимость собственного транспорта диктуется тем, что затраты на перевозку в данном случае существенно уменьшаются, так как в себестоимость одного тонно-километра входят только прямые затраты, в то время как в автохозяйствах имеется большой штат диспетчеров, механиков, бухгалтерии, а также управленческий
аппарат. Все это большим грузом ложится на себестоимость тонно-километра. Кроме того, автопредприятия не оказывают транспортные услуги по их себестоимости, да это было бы неразумно с их стороны. Осуществляя предпринимательскую деятельность они вправе претендовать на прибыль, а потому тарифы на их транспортные услуги включают в себя кроме затрат, определенную сумму прибыли. В итоге стоимость единицы транспортных услуг у отдельных перевозчиков товаров складываются следующим
образом ( таблица 7) Таблица 7 Стоимость единицы транспортных услуг отдельных перевозчиков товаров в 2002 г руб. Показатели Транспорт магазина Ч. П. Иванова А. Ф. Услуги перевозчиков Автотранспортный комбинат. (ул. Еремина) Частные предприниматель (объявление в газете «Моя реклама» Прямые затраты на 1т .км. 2,5 2,3 - Расценки за: 1т. км.
2,5 3,2 - 1 час пробега 1,7 2,3 3 1 час работы 43 64 110-120 по городу 150 вне города Курска Приведенные данные показывают, что собственный транспорт наиболее эффективен с позиции затрат для перевозок товаров. Это объясняется тем, что являясь обслуживающим производством, он не включает в себя управленческие расходы, а тем более прибыль. Вследствие этого, хотя прямые затраты на единицу транспортных услуг несколько выше, чем в специализированных
транспортных организациях, что в свою очередь, обусловлено, естественно, худшим использованием машин, общая стоимость перевозок собственным транспортом ниже, так как в них кроме прямых затрат ничего не включается. В автокомбинате кроме них в затраты еще включают управленческие расходы, а они немалые, так как приходится содержать бухгалтерию, диспетчерскую службу, ремонтных рабочих и др а также прибыль. Что касается частных предпринимателей занимающихся перевозочным бизнесом, то их услуги самые высокие,
особенно если расчеты вести через цену Машино-часа и самое главное, несмотря на обилие объявлений о предоставлении данной услуги и большом разнообразии предоставляемых для перевозки транспортных средств, тарифы за перевозку практически одинаковы. Нам удалось найти разницу лишь в расценке за один Машино-час, да и то незначительную- 10 рублей, что составляет 9% от исходной величины и только при перевозке по городу (здесь видимо больше желающих оказать эту услугу).
Что касается международных перевозок, то кроме 150 рублей за один Машино-час, других предложений не удалось найти. Не случайно поэтому все магазины пытаются заполучить собственный транспорт. Хотя, как показывает анализ, уровень использования автомобилей в небольших торговых предприятиях оставляет желать лучшего. Речь идет даже и о более крупных магазинах, если количество транспортных средств не соответствует потребностям. Подтверждением этому могут быть данные по использованию автомобилей
в магазине частного предпринимателя Иванова А.Ф представленные в таблице 8. Таблица 8 Показатели использования автомобилей в отдельных хозяйствующих субъектах Показатели Курский автокомбинат 2002 г. Магазин Ч. П. Иванова А. Ф. 2002 г. в % к 2002 г. 2000г. 2001г. 2002г. Коэффициент использования машин в работе 0,8 1,0 0,7 0,7 70,0
Коэффициент полезного пробега 0,7 0,5 0,5 0,5 100,0 Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля 0,8 0,8 0,7 0,6 75,0 Данные показывают, что практически все показатели использования машин в магазине предпринимателя Иванова А.Ф. оказались ниже чем на автокомбинате. Исключение составляет коэффициент использования машин в работе в 2000 году когда у предпринимателя он составил максимальную величину -1,0.
Это обусловлено тем, что в этот год предприниматель только купил первую машину, и это было не в начале года, а в конце. Машина новая и она работала каждый день. За небольшой отрезок времени, а она куплена в октябре, ей не подошли сроки техобслуживания, ремонта, а потому число дней пребывания в магазине совпали с числом дней работы и коэффициент использования составил 1,0. Характерно то, что с покупкой второй машины, а это произошло в конце 2001 года, уровень
использования транспортных средств еще более ухудшился, так как автомобилям не хватает объема работы. А если они и работают, то с низкой эффективностью. В 2002 году коэффициент использования грузоподъемности опустился до 0,6, а это означает, что при перевозке товаров грузоподъемность машины используется чуть больше, чем наполовину. По-другому и быть не может, так как транспортировка собственным транспортом, ее называют еще децентрализованным
методом, осуществляется только для одного собственного магазина. А его потребности не столь велики, чтобы загрузить машину полностью, особенно если грузоподъемность ее высокая. К сожалению, на наш взгляд, предприниматель принял не лучшее решение, купив старый автомобиль ГАЗ – 3307 грузоподъемностью 4 тонны. Здесь видимо решающую роль сыграл ценовой фактор. Но при каждодневной эксплуатации этого автомобиля он потеряет больше, чем сэкономит при покупке, так
как загрузка этой машины в полном соответствии с ее грузоподъемностью в условиях магазина невозможна. Эта машина хорошо бы подошла для централизованного завоза товаров от оптовых баз или товаропроизводителей, когда автомобиль одновременно доставляет товар в несколько торговых точек. В условиях магазина такое неприемлемо, а следовательно, значител
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |