Реферат по предмету "География"


Тунис 3

--PAGE_BREAK--Население и этнокультурные особенности Туниса
Население Туниса однородно в национальном отношении: подавляющую массу составляют тунисцы арабо-берберского происхождения.

Основным средством общения служит арабский язык в литературной форме и его разговорный диалект, широко употребляется также французский. Государственный язык — арабский.

Согласно конституции, государственной религией является ислам. Президентом республики может быть только мусульманин. Конституция вместе с тем гарантирует свободу совести и свободное отправление религиозных культов.

В стране, особенно в первые годы независимости, была развернута активная борьба против архаических пережитков, связанных с исламом, создана единая система светского образования, ликвидирована сеть коранических школ при мечетях. Высшее учебное заведение аз-Зитуна, в прошлом крупный центр мусульманского богословия, было преобразовано в факультет Тунисского университета. По решению властей повсеместно были закрыты  «завии» — святыни братств и марабутов.

До последнего времени Тунис среди арабских стран несколько выделялся характером преобразовании в области социальной и культурной жизни, оказавших определенное влияние и на демографическую ситуацию в стране. В 1956 г. был принят Кодекс законов о семье и браке, который запретил полигамию, установил юридическое равноправие мужчин и женщин. С середины 60-х годов активно пропагандируется практика планирования семьи. Медицинские мероприятия, проведенные в рамках этой кампании, дали некоторые положительные результаты в сочетании с политикой, направленной на эмансипацию женщин. Известную роль сыграло повышение брачного возраста. Законом от 1964 г. он установлен в 17 лет для девушек и 20 лет для мужчин.

На динамику и состав населения существенное воздействие оказывают внешние миграции. В последние десятилетия неуклонно нарастал поток эмиграции тунисских рабочих во Францию ФРГ,  с 70-х годов — в Ливию и страны Персидского залива. Большинство отъезжающих в поисках работы за границу составляют мужчины. Общее число тунисцев эмигрантов в 70-х годах достигало 200 тыс., в том числе 150 тыс. проживали во Франции.

В независимом Тунисе быстро растет армия наемного труда и рабочий класс. Ныне на рабочих и служащих приходится более 50% экономически активного населения. Свыше 200 тыс. кадровых фабрично заводских рабочих насчитывает в своих рядах пролетариат.

За последнюю четверть века резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. В 50-х годах аграрное население составляло 70%. Согласно результатам переписи 1966 г. доля тунисцев живущих сельскохозяйственным трудом, сократилась до 41% а в 1975 г. она составила уже 32%. В промышленности и ремесленном производстве, в строительстве занято 26% экономически активного на селения, на транспорте и в сфере обслуживания — 25% остальные 17% — безработные и «лица неопределенных занятий». 

Тунис — страна с относительно высокой долей городского населения.

По условиям жизни и бытовому укладу, материальной культуре население страны традиционно делилось на две большие группы: горожан и сельских жителей, с одной сторон, и бедуинов-кочевников — с другой. Термином «бедуины» мы пользуемся условно. Скотоводческие племена, занимавшие предпустынную область и сухие степи, а отчасти север страны (Западный Телль), издавна вели полуоседлый образ жизни. Примерно с XVIIв. крупные племена (зласс, фрашиш хаммама) не меняли основных мест расселения и совершали лишь сезонные перекочевки. Однако еще в начале XX в. жители степей и полупустынь сахарской зоны обитали в палатках, иногда в непрочных хижинах, которые здесь называют гурби. Гурби встречаются двух видов. Первый — это круглая хижина киб. Ее каркас устроен из веток, стенами служат циновки, укрытые сверху соломой. Второй вид гурби — маамра, прямоугольный в плане дом, сложенный из грубо обтесанного камня, а чаще из брусков высушенной на солнце глины. Обычно такие жилища стоят изолированно или образуют поселение — дуар. Дуары в настоящее время являются основным типом поселения в степях и на юге, часто они встречаются в северо-западных районах Туниса.

Полную противоположность являет собой система сельского расселения в сахеле и на севере востоке страны — в дельте р. Меджерды и на мысе Эт-Тиб. Большие села, имеющие порой по нескольку тысяч обитателей, здесь расположены невдалеке друг от друга, образуя своего рода цепочки поселений. Характерной чертой приморских районов является сходство городской и сельской застроек. Жилище сахельского крестьянина имеет такую же планировку, как и городские дома традиционного типа, с тем лишь различием, что отсутствует второй этаж, и большая часть помещении отводится для хозяйственных целей. Деревни Восточного Туниса сближает с городом и высокая плотность застройки. Крашенные белой известью каменные дома сливаются в сплошную длинную стену. Две-три прямые улицы разделяют село на кварталы, пронизанные лабиринтом проулков и тупиков. Центром служит небольшая площадь или главная улица с мечетью, кофейнями, торговыми рядами.

Одной из причин формирования такого типа поселений, приближающихся по внешнему облику и социально-экономической структуре к городу, явились особенности хозяйственной жизни сахеля. Оливковые плантации, занимающие почти всю сельскохозяйственною площадь, не требуют круглогодичного ухода, и население больших и малых деревень издавна занимается разнообразными ремеслами. Некоторые населенные пункты стали центрами кустарной промышленности (Мокнин, Ксар-Хелляль).

По масштабам деятельности, направленной на развитие образования и народного просвещения, Тунис занимает одно из первых мест среди арабских и афро-азиатских стран. Правительство ежегодно выделяет на образование почти 1/3  национального бюджета. Уже в 1955-1956 гг. появились вечерние школы для взрослых, а с начала 60-х годов правительство развернуло широкою кампанию по ликвидации неграмотности. Была поставлена задача максимального охвата детей школьным обучением. Среди взрослого населения количество грамотных составляет в настоящее время 55%. Это один из высоких показателей среди стран Африки.

Самое крупное высшее учебное заведение — Тунисский университет, имеются факультеты медицины в Сусе и Сфаксе, естественных наук в Габесе. В 1970 г. был открыт первый технический вуз — Национальная школа инженеров, созданная при содействии советских специалистов. Имеются также институты искусства, архитектуры и градостроительства, агрономический и др.

Проблема языка обучения и культурной ориентации в целом решается в стране в соответствии с концепцией «бикультуризма», предполагающей синтез арабских традиций с достижениями европейской цивилизации. В школьной системе сохраняется принцип двуязычия. Преподавание полностью на арабском языке ведется лишь в первых двух класса. Газеты, в том числе центральные, издаются как на арабском, так и на французском языках. Радиовещание ведет передачи на арабском, французском  и итальянском языках.

Главное направление научно исследовательских работ, ведущихся в университете и в специальных учреждениях — прикладное представляющее интерес для развития национальной экономики. Действует Центр по изучению проблем засушливой зоны. Институт ядерной физики, занимающийся проектами опреснения морской воды и использования солнечной энергии. Имеется ряд медицинских исследовательских центров, в том числе созданный еще в 1906 г. Институт Пастера. Крупные научные силы сосредоточены в существующем с 1962 г. Центре экономических и социальных исследований.

Важным явлением общественной жизни при независимости стал театр. Ведущая труппа работает в Муниципальном театре столицы. Здесь ставятся произведения классической и современной западной драматургии, многочисленные пьесы тунисских авторов. Излюбленным жанром являются комедия и фарс.

Тунисское киноискусство заявило о себе в 60-х годах, когда появился ряд лент социального содержания. Многих режиссеров привлекают фольклорные мотивы, национальный колорит.

Музыкальная культура Туниса складывается из фольклорного наследия и классической традиции, восходящей к средневековой андалусской школе. Чрезвычайной популярностью пользуются ансамбли, исполняющие старинные вокально-инструментальные сюиты. В оркестре участвуют смычковые инструменты, несколько разновидностей лютни, флейта, зорна (гобой), многочисленные ударные.

Народная песня органически входит в быт тунисцев. Некоторые мелодии и ритмы заимствованы с Арабского Востока, из стран Тропической Африки. Элементом фольклорного жанра является ритуальная, обычно остро ритмическая музыка, сопровождавшая религиозные празднества.

В стране существует Национальная консерватория, которая вносит значительный вклад в развитие традиционной музыки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическая эффективность производства молока
Реферат Облік виплат за закладені речі в ломбарді
Реферат 3. Стадию Откровения, которая начнётся после 1975 года и будет распространятся во всемирном масштабе
Реферат Особенности эмоциональной сферы подростков с патологией поведения и аномалиями развития личности
Реферат Уголовно-правовая характеристика состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью
Реферат Gss Technology Essay Research Paper IBM Network
Реферат Киликийская резня
Реферат Фильтрация методом скользящего среднего
Реферат Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей
Реферат Календарно-тематическое планирование по английскому языку (6 класс)
Реферат Жестокий романс
Реферат Изучение быта и нравов сибирских староверов
Реферат Marc Shagall
Реферат Становление и развитие мерчандайзинга в России
Реферат Способы сравнения в анализе хозяйственной деятельности Эффективность использования капитала