Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств нематериальных активов и материалов

Учет основных средств и вложений во внеоборотные активы
Учет основных средств. Понятие, оценка и классификация
основных средств
Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нужд организации в течение длительного периода, превышающего 12 месяцев.
В состав основных средств включают:
· здания, сооружения;
· рабочие, силовые машины и оборудование;
· измерительные и регулирующие приборы, устройства, вычислительную технику;
· транспортные средства;
· инструмент, производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
· рабочий, продуктивный и племенной скот;
· многолетние насаждения;
· земельные участки, объекты природопользования;
· капитальные вложения на коренное улучшение земель и в арендованные объекты;
· прочие.
Единица бухгалтерского учета основных средств – инвентарный объект, т.е. объект основных средств или комплекс конструктивно сочлененных предметов, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. В случае наличия у одного объекта нескольких частей с разным сроком полезного использования, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Оценка. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая представляет собой:
· при приобретении (покупки) – сумму фактических затрат без НДС и иных возмещаемых налогов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;
· полученного безвозмездно – признается рыночная стоимость объекта на дату оприходования. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем;
· приобретенных по договору мены – считается балансовая стоимость обмениваемого имущества;
· полученных в качестве взноса в уставный капитал – принимается денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
· приобретенных по импорту – является стоимость в иностранной валюте, пересчитанная в рубли по курсу центрального банка РФ на дату перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды объекта.
Счета бухгалтерского учета, используемые для учета основных
средств
Для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предназначен счет 01 «Основные средства», к которому открываются субсчета по видам основных средств.
Счет 01 синтетический, основной, балансовый, активный. Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам, по местам нахождения и т.д.
Под остаточной стоимостью основных средств понимается разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации.
Для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструктивных) объектах применяется счет 07 «Оборудование к установке».
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». К счету могут быть открыты субсчета.
Учет наличия и движения основных средств
Каждая операция движения основных средств должна быть оформлена соответствующими первичными документами установленной формы:
Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
Акт о приеме – передаче здания (сооружения) (форма № ОС – 1а);
Акт о приеме – передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС – 1б);
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС – 2);
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3);
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
(форма № ОС-4);
Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а);
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС – 4б);
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС – 6а);
Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС – 6б);
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14);
Акт о приеме – передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях:
· установленных законодательством РФ;
· достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости относится на счет 83 «Добавочный капитал»;
· переоценки не чаще одного раза в год организацией объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам. Разница учитывается на счете 83 «Добавочный капитал».
Восстановительная стоимость – это затраты по воспроизводству объекта основных средств в конкретных условиях.
Восстановление основных средств производится одним из следующих способов: ремонт, модернизация, реконструкция.
Амортизация основных средств
Амортизация основных средств – это процесс погашения их стоимости.
Амортизация не начисляется по жилому фонду; объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства; специальным сооружениям судоходной обстановки; продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; земельным участкам и объектам природопользования.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих методов (способов) начисления амортизационных отчислений:
· линейным;
· уменьшаемого остатка;
· списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При формировании учетной политики предприятие может выбрать один из перечисленных способов.
Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации.
Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, синтетический, контрактивный, т.е. счет, не имеющий самостоятельного значения.
Способы начисления амортизации
Линейный способ начисления амортизации:
А=ПС/Т,
где А – годовая сумма амортизационных отчислений--PAGE_BREAK--
ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств
Т – срок полезного использования объекта основных средств
Способ уменьшаемого остатка:
А=ОС/Т,
где А – годовая сумма амортизационных отчислений за текущий год
ОС – остаточная стоимость объекта основных средств на начало текущего года (первоначальная стоимость минус сумма начисленных амортизационных отчислений)
Т – срок полезного использования объекта основных средств
Способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования:
Т
Ат = ((Т — т + 1) х ПС)/å i,
где Ат – годовая сумма амортизационных отчислений за год т
i=1
ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств
Т – срок полезного использования объекта основных средств
т – номер года от начала срока использования объекта основных
средств
Т
å i – сумма чисел лет срока полезного использования объекта
i=1
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Ат = (ПС х От)/Оплан,
где Ат – годовая сумма амортизационных отчислений за год т
ПС – первоначальная стоимость объекта основных средств
Оплан – предполагаемый объем выпуска продукции в натуральном выражении
От – фактический объем выпуска продукции в натуральном измерении за год т
Учет ремонтов
При формировании учетной политики предприятие может выбрать один из следующих предусмотренных законодательством способов учета затрат на проведение ремонта основных средств:
· по фактическим затратам;
· с использованием счета расходов будущих периодов;
· путем создания резерва на проведение ремонта.
Выбирая тот или иной способ, необходимо принимать во внимание:
· структуру основных производственных фондов;
· сложность ремонта;
· периодичность проведения ремонта;
· стоимость ремонта в соответствии со сметами расходов и условиями договоров на проведение ремонта.
Используются счета учета производственных затрат:
20 «Основное производство»;
23 «Вспомогательные производства»;
25 «Общепроизводственные расходы»;
26 «Общехозяйственные расходы»;
44 «Расходы на продажу».
Учет ремонтов при подрядном способе производства работ
Сдача объектов в эксплуатацию оформляется актами приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).
Учет ремонтов при хозяйственном способе производства работ
При хозяйственном способе производства работ по текущему и капитальному ремонту основных средств на основании первичных документов и справок бухгалтерии делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
на сумму затрат по ремонту:
на стоимость израсходованных материалов, запасных частей и быстроизнашивающихся предметов;
на сумму начисленной заработной платы персоналу за работы по ремонту основных средств;
на сумму отчислений в фонды социального страхования и социального обеспечения по действующим нормативам от начисленной заработной платы персонала за работу по ремонту основных средств;
на сумму расходов по ремонту основных средств, оплаченных из подотчетных сумм.
Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
Выявленные излишки основных средств приходуют.
При недостаче и порче объектов основных средств делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств;
на сумму амортизационных отчислений, накопленных за время эксплуатации объекта;
на сумму остаточной стоимости.
При выявлении конкретных виновников делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета на сумму рыночной стоимости объекта основных средств.
Аренда основных средств
Аренда основных средств – предоставление имущества арендатору (нанимателю) за плату во временное владение и (или) пользование.
Предприятие учитывает полученные в текущую аренду объекты основных средств на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре аренды.
Начисление арендной платы отражается бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:
на сумму арендной платы без НДС;
на сумму НДС, относящегося к арендной плате.
Начисление амортизации производится в соответствии с условиями договора аренды арендодателем или арендатором.
Выбытие основных средств
Выбытие основных средств имеет место в случаях:
· безвозмездной передачи;
· списания при моральном и физическом износе;
· частичной ликвидации, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
· передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал;
· продажи, передачи по договору мены;
· передачи по договору лизинга.
При выбытии основных средств, по которым начислялась амортизация, вся сумма амортизации, накопленной за время использования объекта, списывается в уменьшение его первоначальной стоимости.
Материальные ценности, оставшиеся после списания основных средств, следует учитывать по рыночной стоимости по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». На эту сумму увеличивается налогооблагаемая прибыль организации.
Учет основных средств на забалансовых счетах
Счет 001 «Арендованные основные средства»
Предприятия, не имея для своей деятельности необходимых основных средств, берут их в аренду. Эти основные средства можно получить и по договору безвозмездного пользования. Такие договоры можно заключать как с юридическими, так и с физическими лицами. Во всех этих случаях полученные основные средства нужно учесть на забалансовом счете 001 «арендованные основные средства».    продолжение
--PAGE_BREAK--
Счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа»
Данный счет используется предприятиями-подрядчиками. На нем отражается стоимость оборудования, полученного от заказчика для монтажа.
Счет 010 «Износ основных средств»
· Износ по объектам жилищного фонда.
· Износ по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам.
· Износ по этим объектам начисляется в конце года исходя из установленных норм амортизационных отчислений.
Счет 011 «Основные средства, сданные в аренду»
Если предприятие сдает в аренду основные средства, их стоимость нужно отразить на счете 011 «Основные средства, сданные в аренду». Обычно этими счетами пользуются лизинговые компании.
Раскрытие информации по основным средствам
В бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного года отражается первоначальная стоимость основных средств, начисленная амортизация, стоимость выбытия, стоимость прироста и иные случаи движения.
В учетной политике – способы оценки объектов; изменения первоначальной стоимости объектов, в том числе по отдельным случаям; сроки полезного использования; состав объектов, стоимость которых не погашается; состав сдаваемых и получаемых в аренду объектов; способы начисления амортизации по отдельным объектам.
Учет нематериальных активов
Понятие и классификация нематериальных активов
К нематериальным активам относятся затраты организации в нематериальные объекты (не имеющие вещественной формы), принадлежащие ей на правах собственности и используемые свыше одного года в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
К нематериальным активам относятся следующие объекты:
· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
· исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
· имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и пр.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Первичные документы по учету нематериальных активов
Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА – 1) применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование в организацию.
Карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.
Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от формы (способа) их приобретения
Нематериальные активы могут быть приобретены предприятием по следующим видам договоров:
· авторским договорам (с физическими лицами) (о передаче исключительных, неисключительных прав на использование произведений науки, литературы, искусства);
· договорам коммерческой концессии;
· договорам, заключаемым в соответствии с патентным законом;
· договорам, заключаемым в соответствии с Законом о защите товарных знаков и марок;
· лицензионным договорам (исключительная, неисключительная, открытая лицензия);
· учредительным договорам.
Для учета нематериальных активов используется активный счет 04 «Нематериальные активы».
На этом счете нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости.
Нематериальные активы, срок службы (полезного использования) которых составляет менее года, на счете 04 «Нематериальные активы» не отражаются. При приобретении таких НМА их стоимость разрешается сразу отражать на счете по учету затрат 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием на счета учета затрат в течение срока использования.
Источник поступления НМА:
Приобретение за плату
Фактически произведенные расходы по приобретению:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
стоимость информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением НМА;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;
регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;
иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА.
Создание самим предприятием
Сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (совместным исполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами
Исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость товаров (ценностей), или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Вклад в уставный капитал
Денежная оценка, согласованная с учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Дарение (безвозмездно)
Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Учет операций, связанных с предоставлением права на
использование нематериальных активов
Если предприятие передает права использования объекта нематериальных активов другой организации по исключительной лицензии, то оно сохраняет исключительные права на переданный объект. В таком случае объект НМА не списывается и должен учитываться в бухгалтерском учете у организации-правообладателя обособленно.
Учет амортизации нематериальных активов
Срок полезного использования нематериального актива определяется на основании:
· срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, согласно законодательству РФ;
· ожидаемого срока использования нематериального актива, в течение которого предприятие может получать экономическую выгоду (доход);
· количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования нематериального актива.    продолжение
--PAGE_BREAK--
По тем нематериальным активам, срок полезного использования которых определить невозможно, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности предприятия).
Первоначальная стоимость нематериальных активов за вычетом суммы начисленной амортизации называется остаточной стоимостью НМА.
Способы, которые применяются при начислении амортизации нематериальных активов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объемам нематериальных активов начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Учет реализации и выбытия нематериальных активов
Выбытие нематериальных активов может происходить в связи:
с продажей;
с вкладом в уставный капитал;
с безвозмездной передачей или по договору дарения;
со списанием в связи с полным погашением стоимости этого объекта либо выбытием этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) предприятием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
с ликвидацией при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Для учета доходов и расходов от выбытия и реализации нематериальных активов используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Деловая репутация
Предметом договора купли-продажи могут выступать не только отдельные товары, но и предприятие в целом как единый имущественный комплекс.
Стоимость любого предприятия отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов. Разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств может рассматриваться как деловая репутация предприятия.
Деловая репутация предприятия может быть как положительной, так и отрицательной величиной.
Положительная деловая репутация – надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Отрицательная деловая репутация – скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильной клиентской базы, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.
Инвентаризация нематериальных активов и раскрытие
информации о них в бухгалтерском учете
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
· наличие документов, подтверждающих права организации на использование объекта НМА;
· правильность и своевременность отражения НМА в балансе.
Излишки нематериальных активов, выявленные при инвентаризации, приходуются.
Недостача же нематериальных активов отражается :
на сумму накопленных амортизационных отчислений;
на величину остаточной стоимости.
В составе информации об учетной политике предприятия в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
о принятых предприятием сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);
о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.
Учет производственных запасов
Понятие, оценка и классификация материальных ценностей
В понятие материально-производственных запасов включается часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи и используемая для управленческих нужд организации:
· готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством;
· товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
В качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и однородных групп.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:
· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
· таможенные пошлины и иные платежи;
· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
· затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования включая расходы по страхованию.
Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном и ином хозяйственном процессе.
Основными задачами учета производственных запасов являются:
· выявление фактических затрат, связанных с приобретением (заготовкой) материальных ценностей;
· контроль за сохранностью ценностей, соответствием складских запасов установленным организацией нормативам, контроль за соблюдением норм потребления;
· правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материальных ресурсов по объектам калькулирования.
Производственные запасы подразделяются на следующие группы:
сырье и основные материалы;
вспомогательные материалы;
покупные полуфабрикаты;
отходы (возвратные);
топливо;
тара и тарные материалы;
запасные части;
Учет наличия и движения материалов
Для учета материалов в бухгалтерском учете используется счет 10 «Материалы» — активный балансовый счет, к которому могут быть открыты субсчета:
· 10-1 «Сырье и материалы»;
· 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
· 10-3 «Топливо»;
· 10-4 «Тара и тарные материалы»;
· 10-5 «Запасные части»;
· 10-6 «Прочие материалы»;
· 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
· 10-8 «Строительные материалы»;    продолжение
--PAGE_BREAK--
· 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
Аналитические счета открываются к каждому из существующих субсчетов к счету 10 «Материалы».
Первичные документы по учету материалов:
Доверенность (формы № М-2 и № М-2а);
Приходный ордер (форма № М-4);
Акт о приемке материалов (форма № М-7);
Лимитно-заборная карта (форма № М-8);
Требование-накладная (форма № М-11);
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
Карточка учета материалов (форма № М-17);
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).
Учет заготовления и приобретения материалов
Для учета материалов предусмотрены три основных синтетических счета: 10 «Материалы» (имеет 9 субсчетов), 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». При этом предприятия могут вести учет как с применением, так и без применения счетов 15 и 16.
Методы оценки материально-производственных запасов,
списываемых в производство
Расчет фактической себестоимости списываемых в производство материалов может производиться следующими методами:
· исходя из средней себестоимости каждого вида материалов
Предполагается, что себестоимость запасов равна средней стоимости запасов, имевшихся на начало учетного периода, и всех запасов, закупленных в учетном периоде. Этот метод требует периодического выявления себестоимости единицы материала за учетный период, равный, как правило, календарному месяцу.
· по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени закупок)
Независимо от того, из какой партии материалы отпущены в производство, сначала списывают материалы по себестоимости первой по времени партии, затем второй и т.д.
Учет отходов
К отходам, образовавшимся при обработке материалов в процессе производства, относят остатки исходных материалов, потерявшие полностью или частично качества, свойственные данному виду материалов (полномерность, форма и др.).
Отходы материалов, которые могут быть использованы предприятием для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными, или ценными отходами.
Отходы материалов, которые невозможно использовать внутри предприятия или реализовать на сторону, а также невидимые отходы (усушка, угары и т.п.) называют безвозвратными.
Учет реализации и выбытия материалов
Выбытие материалов на предприятии может происходить в связи:
с продажей;
с вкладом в уставный капитал или совместную деятельность;
с безвозмездной передачей (или по договору дарения);
со списанием при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Для учета доходов и расходов от реализации материальных ценностей используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Инвентаризация материальных ценностей
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию материальных производственных запасов не менее одного раза в год (для действующей организации) и не ранее 1 октября.
В результате инвентаризации могут быть выявлены:
соответствие фактического наличия материальных ценностей данным учета;
излишки ценностей, которые подлежат оприходованию и включению в состав доходов предприятия;
недостача материальных ценностей;
пересортица.
Учет материальных ценностей на забалансовых счетах
Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
Товарно-материальные ценности, поступившие на предприятие, не всегда являются его собственностью. Например, покупатель может отказаться от акцепта счетов за материалы, потому что они не соответствуют характеристикам, указанным в договоре. Или в договоре может быть указано, что покупатель имеет право использовать полученные материалы только после их полной оплаты поставщику.
Поставщики отражают на счете 002 стоимость товарно-материальных ценностей, которые оплачены покупателем, но еще не вывезены им со склада – то есть находятся на ответственном хранении.
Счет 003 «Материалы, принятые в переработку»
Некоторые предприятия получают от заказчика для дальнейшей переработки сырье или материалы на давальческой основе. При этом полученное отражается на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Счет 004 «Товары, принятые на комиссию»
Товары, принятые на комиссию, а также приобретенные для комитента, являются собственностью комитента. Поэтому комиссионер отражает их за балансом на счете 004 «Товары, принятые на комиссию», по ценам, установленным в приемо-сдаточных документах.
Учет расчетов по оплате труда
Учет численности и отработанного времени. Первичные
документы по учету кадров и расчетам по оплате труда
Трудовые отношения всех работников и работодателей регулируются Трудовым законодательством РФ.
Основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» применяются следующие первичные документы:
По учету кадров: № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», № Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу», № Т-2 «Личная карточка работника», № Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего», № Т-3 «Штатное расписание», № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника», № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», № Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу», № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», № Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам», № Т-7 «График отпусков», № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», № Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)», № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», № Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку», № Т-10 «Командировочное удостоверение», № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника», № Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников».
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда», № Т-13 «Табель учета рабочего времени», № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», № Т-51 «Расчетная ведомость», № Т-53 «Платежная ведомость», № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей», № Т-54 «Лицевой счет», № Т-54а «Лицевой счет (свт)», № Т-60 «Записка – расчет о предоставлении отпуска работнику», № Т-61 «Записка –расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».
Отработанное время отражается в табеле учета использования рабочего времени, при этом в разрезе каждого работающего указывается:
· время работы – урочное, сверхурочное;
· время работы в ночные часы (с 22 часов до 6 часов утра);
· время работы в выходные и праздничные дни;
· неотработанное время в связи с нахождением работника в очередном или учебном отпуске или в связи с выполнением государственных обязанностей;
· отсутствие с разрешения администрации, по болезни, прогулы и др.
Организация оплаты труда на предприятии
Заработная плата каждого работника складывается из:
· оплаты фактически проработанного времени;
· оплаты неотработанного времени;
· поощрительных выплат.
Различают также основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполняемых работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии, доплаты и надбавки. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде: оплата среднего заработка, выплата выходного пособия.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Организация оплаты труда на предприятии включает в себя:
выбор системы оплаты труда (тарифной или бестарифной);
выбор формы оплаты труда (сдельной или повременной);
установление надбавок и доплат к заработной плате за работу в особых условиях труда;
организацию материального стимулирования работников и оказание материальной помощи;
предоставление льгот и компенсаций;
производство удержаний и заработной платы работников;
начисление страховых взносов, налогов и других обязательных платежей, исчисляемых от выплат в пользу физических лиц;
оформление выдачи заработной платы, составление расчетно-платежной ведомости, депонирование невыданных сумм заработной платы;
бухгалтерский учет операций по оплате труда, заполнение регистров учета.
Неотработанное время оплачивается исходя из среднего заработка. К оплате неотработанного времени относятся:
оплата ежегодных отпусков основного и дополнительных;
оплата учебных отпусков;
выплата компенсации за отпуск при увольнении;
выплата выходного пособия при увольнении, а также выплаты в размере среднего заработка в период трудоустройства;
оплата простоев не по вине работника;
оплата времени вынужденного прогула;
оплата льготных часов кормящих матерей, учащихся;
оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми – инвалидами и инвалидами с детства.
Существует три методики расчета среднего заработка:
для отпусков;
для суммарного учета рабочего времени;
и для всех других случаев, не относящихся к отпускам.
При исчислении пособия по временной нетрудоспособности в сумму фактического заработка включают все виды оплаты труда, на которые в соответствии с действующим законодательством начисляются взносы на социальное страхование, включая доплаты за совмещение профессий, кроме:
А) оплаты и доплаты за работу, выполненную:
в сверхурочное время;
в праздничные дни;
по совместительству;
за неотработанное время.
Б) премий, не предусмотренных системой оплаты труда.
Организация и учет расчетов с персоналом по оплате труда
Применяется авансовый и безавансовый порядок расчетов по заработной плате за первую половину месяца.
Основным регистром аналитического учета, используемым для оформления расчетов с работниками по заработной плате, является расчетная ведомость. Расчетная ведомость имеет следующие показатели:
начислено по видам оплат – оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
удержано и зачтено по видам платежей и зачетов – оборот по дебету счета 70;
к выдаче на руки или осталось за организацией на конец месяца – сальдо по счету 70.
Разработано несколько вариантов оформления расчетов организаций с работниками по заработной плате:
путем составления расчетно-платежных ведомостей (№ Т-49), в которых совмещаются два регистра – расчетная и платежная ведомости, т.е. одновременно рассчитывается сумма к оплате и производится ее выплата;
путем составления расчетных ведомостей (№ Т-51), а выплата производится отдельно по платежным ведомостям (№ Т-53);
путем составления машинным способом листков «Расчет заработной платы» для каждого рабочего за месяц (начислено, удержано и к выдаче), на основании которых заполняется платежная ведомость для выдачи заработной платы.
Все удержания из заработной платы физических лиц, работающих на предприятии, в учреждении, организации по трудовому договору, договору подряда, по совместительству или выполняющих разовые или случайные работы, в зависимости от оснований можно разделить на следующие виды:
А. Обязательные:
налог на доходы физических лиц;
удержания по исполнительным листам, надписям нотариальных контор и решениям суда в пользу юридических и физических лиц.
Б. По инициативе администрации:
за причиненный предприятию материальный ущерб;
своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет;
за допущенный брак;
своевременно не погашенные беспроцентные ссуды;
суммы излишне начисленной заработной платы;
за неотработанные дни предоставленного и оплаченного полностью отпуска при увольнении работника до окончания рабочего года;
аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы.
В. Производимые на основании письменных заявлений работников:
алименты;
кредиты, ссуды, займы, выданные работнику;
суммы по личному страхованию;
в погашение обязательств по подписке на акции;
стоимость продукции, работ, услуг, отпущенных работнику;
профсоюзные взносы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.