ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Социально-экономическое положениеБарнаула
Выполнили:
студенты гр. 11Мт092
Кочутина Евгения
Сундеева Ольга
Торгашова Анастасия
Чернова Валентина
Чернова Любовь
г. Барнаул
2010 г.
Раздел I. Анализ социально-экономического положения города Барнаула
1.1 Общая характеристика города Барнаула
1.1.1 Историко-географическая характеристика
Барнаул – административная столица Алтайского края с 1937 года, один из крупнейших городов Западной Сибири.
Официальным годом основания города Барнаула считается 1730 год. На протяжении своего более чем 270-летнего существования город исполнял административные функции, что позволило ему стать не только промышленным, но и культурным, научно-образовательным центром всей Западной Сибири.
Экономическое развитие Барнаула происходило поэтапно. На первом этапе в течение XVIII века и до средины XIX века город развивался как центр горно-заводской промышленности на Алтае, имевший самый крупный сереброплавильный завод России. С середины XIX века город постепенно утрачивает значение горно-промышленного центра. В 1893 году Барнаульский сереброплавильный завод, просуществовавший около полутора столетий, был закрыт.
На втором этапе развития в конце XIX века в городе активно развивается промышленность: мукомольная, мыловаренная, пивоваренная, маслобойная, винно-водочная, кожевенная, овчинно-меховая, пимокатная, а также маслоделие. Вслед за промышленностью возрастает торгово-деловая активность. Уже к началу XX в. Барнаул превратился в крупный торговый центр. Большого объема достиг вывоз пшеницы и масла в другие районы Сибири, в европейскую часть России и за рубеж (Англия, Дания). Важными этапами для дальнейшего экономического развития Барнаула стали открытие сообщения в 1915 году по железной дороге Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул, улучшившего транспортные связи города с европейской частью России, и строительство железнодорожного моста через р.Обь.
Третий этап относится к середине 30-х годов, периоду индустриализации, когда происходило наращивание промышленного потенциала города (построен первый крупный завод – меланжевый комбинат, ТЭЦ, более мелкие фабрики и заводы), развитие коммунального хозяйства (строительство водопроводов, мощеных дорог, пуск автобусных линий), появились первые высшие учебные заведения (рабочий факультет Томского университета, учительский институт, институт усовершенствования учителей).
С Великой Отечественной войной связан четвертый этап развития города – этап формирования мощного оборонно-промышленного комплекса, когда в начальный период войны из европейской части страны были эвакуированы крупнейшие предприятия («Трансмаш», «Радиозавод», «Завод механических прессов»). В послевоенные годы Барнаул бурно развивался. Росло население, в основном за счет притока жителей из сельской местности. Так, за 20 лет, с 1956 по 1975 год, численность населения увеличилась более чем в два раза, составив 552 тыс.человек. Были построены десятки крупных заводов: машиностроительных («Моторный завод», «Ротор»), химических («Химволокно», «Шинный»), текстильный «ХБК», две ТЭЦ, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. Данные предприятия сформировали производственную базу города. В это же время было создано коммунальное хозяйство: проложены сотни километров водопроводной, теплофикационной и канализационной сетей, построены два водозабора из Оби и несколько водозаборов из подземных вод. Проведено асфальтирование улиц, сданы в эксплуатацию линии автобусного, трамвайного и троллейбусного движения. Открыты высшие и средние специальные учебные заведения, создан телецентр, построены дворцы культуры, кинотеатры, поликлиники, больницы и большое количество жилых домов.
В настоящее время территория города включает 5 административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный. На территории города находятся 23 населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями: села Власиха, Гоньба, Лебяжье, поселки Лесной, Новомихайловка, Пригородный, Березовка, Землянуха, Казенная Заимка, Центральный, Бельмесево, Конюхи, Мохнатушка, Черницк, Ягодное, Борзовая Заимка, Плодопитомник, Садоводов, станции Власиха, Ползуново, Железнодорожная казарма 242 км, Железнодорожная казарма 250 км, Железнодорожная казарма 253 км.
1.1.2 Природно-климатические условия
Город расположен на левом берегу р.Обь, в устье р.Барнаулка. Площадь водосбора в створе города 169 км2, протяженность участка Оби в городской черте составляет 47 км. По территории города протекают притоки р.Обь – реки Барнаулка, Лосиха, Таловая, Пивоварка, Власиха, ручей Сухой Лог. Кроме рек на территории города имеется «Лесной пруд» на р.Барнаулка площадью 28 га, ряд озер в пойме р.Обь. Самым крупным является оз.Лебяжье площадью 40 га. В зоне отдыха на правом берегу р.Обь восточнее автомобильного моста созданы два искусственных озера.
Инженерно-геологические условия на территории города имеют свои специфические особенности. Водоупорные свойства суглинистых почв и речная эрозия создают условия для развития оползневых процессов на левом склоне Оби. Под антропогенным воздействием (утечка техногенных вод, пригрузка склонов) оползни активизируются и наносят значительный социально-экономический ущерб городу. Скорость разрушения склона составляет в среднем 0,6-5 м/год. В оползневой зоне функционирует более 20 крупных и средних предприятий, расположены сотни частных жилых домов.
Площадь земель города в пределах городской черты составляет 32,0 тыс.га (0,2% всей площади Алтайского края). По функциональному использованию распределение земель выглядит следующим образом: 9,6 га (29%) составляют земли сельскохозяйственного использования в пойме р.Обь; 8,0 га (25%) — земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, земли под административными и общественными объектами; 5,0 га (16%) земель занято лесами; 4,4 га (14%) — земли под обособленными водными объектами; 5,0 га (16%) — земли общего пользования и прочие земли поселений.
Зеленые насаждения общего пользования занимают площадь 193,0 га, обеспеченность ими составляет 3,2 м2/чел. Основные природно-территориальные комплексы естественного происхождения города представлены растительностью правобережных пойменных территорий р.Обь. В застроенной части города наибольшую ценность представляют крупные парки общегородского значения (78 га) и городские лесопарки (547 га). Протяженность городских лесов с севера на юг — 35 км, с запада на восток — 14 км. Рекреационные территории города используются населением для прогулочного отдыха, туризма, любительского промысла, пикникового отдыха.
Климат резко континентальный с умеренно суровой и малоснежной зимой и теплым летом. По количеству выпадающих атмосферных осадков Барнаул относится к зоне недостаточного увлажнения. Воздух сухой в течение всего года, а особенно весной и в начале лета. Ветровой режим характеризуется повышенными скоростями ветра, преобладают во все сезоны ветры юго-западного направления.
Экологическая обстановка в г.Барнауле оценивается как сложная. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются объекты теплоэнергетики (ТЭЦ – 1,2,3, котельные), работающие на угле, автотранспорт, промышленные предприятия. Усугубляют ситуацию неблагоприятные метеорологические условия региона для рассеивания примесей, нерациональное размещение предприятий, жилых районов и магистралей, неудовлетворительное санитарное состояние многих дворовых территорий. Состояние водного бассейна также неудовлетворительное. Качество воды во всех реках, протекающих в черте города, оценивается 3-4 классом (очень загрязненная, грязная). Причины высокого загрязнения: недостаточные мощности городских канализационных очистных сооружений, сброс неочищенных промышленных стоков, недостаточна развитая система дождевой канализации, захламление русел малых рек.
По данным научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края «Наследие» на 01.01.2006 на государственной охране в г.Барнауле находился 351 памятник истории, градостроительства и архитектуры, культуры XVIII-XX вв., из них 316 – местного значения, 27 – федерального.
1.1.3 Территориально-экономические условия
Барнаул является крупным транспортным узлом Сибири. Автомобильные магистрали города имеют выход на дороги федерального и территориального значения: проспект Красноармейский имеет выход к федеральной дороге «Чуйский тракт» (Новосибирск – Бийск – Ташанта – граница с Казахстаном); Павловский тракт связывает главные территориальные дороги (Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск и Павловск – Ребриха – Буканское); Змеиногорский тракт (Барнаул – Рубцовск – граница с Казахстаном (г.Семипалатинск). Стратегически важная железнодорожная магистраль Новосибирск – Барнаул – Алма-Ата – Ташкент обеспечивает взаимодействие Сибири с Казахстаном и Средней Азией. Благодаря выгодному географическому положению Барнаульский транспортный узел имеет большие внутренний и внешний потенциалы развития по обеспечению потребностей не только города и края, но и всего региона.
Сегодня Барнаул – многофункциональный региональный центр, выполняющий административно-управленческие, промышленные, научно-образовательные, транспортно-рапределительные, торговые, сбытовые и другие функции. Здесь сконцентрированы значительные трудовые ресурсы – 27% трудоспособного населения края, на долю города приходится 29,4% краевого объема промышленного производства, высок уровень развития потребительского рынка (городской товарооборот составляет 53% краевого объема товарооборота).
1.2 Демография
По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения города составила 667,6 тыс. человек (четверть населения Алтайского края и около 50% городского населения края), в г.Барнауле проживают представители более 100 национальностей — 95% населения составляют русские, вторая по численности национальность – немцы, третья – украинцы. В структуре населения по данным 2006 года преобладают женщины – 55,5%, мужчины составляют 44,5%. Плотность населения – 691,9 человек/км2.--PAGE_BREAK--
По итогам 2006 года численность населения составила 649,7 тыс. человек. Естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 году, продолжается до настоящего времени. Темп снижения численности 1,8 – 2,2 тыс. человек в год (таблица 1.1).
Таблица 1.1Демография
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
1
2
3
4
Численность постоянного населения (на конец года), всего, тыс. человек
658,0
653,4
649,7
мужчин
294,5
291,9
289,32
женщин
363,5
361,5
360,4
Число родившихся, тыс. человек
7,1
6,9
6,6
Число умерших, тыс. человек
8,9
9,2
8,4
Общий коэффициент рождаемости, на 1000 населения
10,7
10,6
10,1
Общий коэффициент смертности,
на 1000 населения
13,5
14,0
13,0
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. человек
-1,9
-2,2
-1,8
Численность прибывших, тыс. человек
8,6
8,4
8,5
Численность выбывших, тыс. человек
11,0
10,9
10,4
Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. человек
-2,5
-2,5
-1,9
Удельный вес лиц старше 60 лет — 15,4% (на 100 трудоспособных граждан приходится 29,3 лиц старше трудоспособного возраста), показатель свидетельствует о демографической старости населения, что приводит к снижению рождаемости, увеличению смертности, изменению структуры заболеваемости.
Низкая рождаемость повлияла на значительное снижение в структуре населения лиц моложе трудоспособного возраста, их удельный вес в 2006 году составил 14,3%. В последующие пять лет снижение численности девушек — подростков может еще более негативно отразиться на процессах рождаемости.
Принимаемые меры по сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни горожан, в том числе в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», позволили замедлить показатели естественной убыли населения (2004 год – 1,9 тыс. человек, 2005 год – 2,2 тыс. человек, 2006 год – 1,8 тыс. человек).
Структура общей смертности на протяжении многих лет остается неизменной. Причиной каждой второй смерти являются заболевания системы кровообращения (в 2006 году — 54,9%). Другими главными причинами являются онкозаболевания (2006 год — 15,6%), а также несчастные случаи, отравления и травмы (2006 год – 13,9%).
Показатель смертности в трудоспособном возрасте в 2006 году снизился на 9,4% и составил 6,4%. Особую тревогу вызывает высокий уровень преждевременной смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Показатель смертности мужчин в работоспособном возрасте в 4 раза превышает соответствующий показатель у женщин. Основными причинами смертности в трудоспособном возрасте остаются несчастные случаи, отравления и травмы — 33,1%.
Численность трудовых ресурсов в городе снижается, в 2006 году она составила 430,5 тыс. человек (66,3% от общей численности населения) (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Возрастная структура населения г.Барнаула
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
тыс.
человек
%
тыс.
человек
%
тыс.
человек
%
Численность населения, всего, в том числе:
658,0
100
653,4
100
649,7
100
моложе трудоспособного возраста
95,3
14,5
94,6
14,5
93,2
14,3
в трудоспособном возрасте
441,5
67,1
434,5
66,5
430,4
66,3
старше трудоспособного возраста
121,2
18,4
124,2
19,0
126,0
19,4
В целом в городе наблюдается неблагоприятная ситуация с трудовыми ресурсами в настоящее время и на перспективу.
1.3 Уровень жизни населения
Общее снижение численности трудовых ресурсов повлияло на уменьшение численности занятых в экономике. Среди занятых 30% составляют лица, занимающиеся индивидуальной деятельностью и осуществляющие найм работников, более 25% работников города заняты в бюджетной сфере. продолжение
--PAGE_BREAK--
По видам экономической деятельности в структуре занятых в экономике основную долю составляют обрабатывающие производства (23,9%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (12,8%), образование (11,7%), (таблица 1.3).
Таблица 1.3 Рынок труда (тыс. человек)
Наименование показателей
2005 г.
2006 г.
Темп роста численности занятых в экономике, %
100,2
99,6
Численность занятых в экономике, в том числе:
294,3
293,2
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
1,9
3,5
добыча полезных ископаемых
1,1
0,6
обрабатывающие производства
63,3
70,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
11,1
10,8
строительство
12,8
15,5
транспорт
20,1
17,9
связь
6,5
4,9
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
32,0
37,5
образование
33,4
34,4
здравоохранение и предоставление социальных услуг
28,5
29,9
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
9,2
7,4
В городе на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика роста заработной платы (таблица 1.4).
Таблица 1.4Среднемесячная заработная плата
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (по кругу крупных и средних предприятий), рублей
5872
7325
8874
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (по полному кругу организаций, включая субъекты малого бизнеса), рублей
5211
6311
7696
Темп роста заработной платы работников по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, %
128,1
121,1
121,9
Индекс потребительских цен, %
113,0
114,8
107,8
Прожиточный минимум, рублей
1989
2310
2733
Темп роста прожиточного минимума, %
113,7
116,1
118,3
Покупательная способность средней заработной платы, %
262,0
247,7
259,7
За 2004-2006 гг. средняя заработная плата в городе выросла вполовину и по итогам 2006 года составила 7696 рублей. Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен обеспечивает увеличение реальной заработной платы. В 2006 году по сравнению с 2004 годом реальная зарплата выросла на 47,4%.
Рост заработной платы в 2006 году по сравнению с 2005 годом, в основном, обеспечивался за счет ускоренного роста заработной платы в организациях рыболовства, рыбоводства на 88%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — на 35%, оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 34%, строительства — на 31%, обрабатывающих производств — на 23%.
В течение 2004-2006 гг. наблюдается динамика сокращения просроченной задолженности по заработной плате на территории города. Количество предприятий-должников уменьшилось с 50 до 3 единиц, а сумма задолженности сократилась на 83%.
Размер просроченной задолженности по заработной плате по итогам 2006 года составил 6,2 млн.рублей. Удельный вес задолженности промышленных предприятий в общей сумме долга на отчетную дату — 79% .
С целью улучшения ситуации с выплатой заработной платы в городе действует Программа повышения заработной платы работников в различных секторах экономики города, проводятся заседания рабочей группы по регулированию выплаты заработной платы.
В число наиболее актуальных социально-экономических вопросов входит занятость населения города (таблица 1.5).
Таблица 1.5Занятость и безработица
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Численность безработных, тыс. человек
48,3
47,5
46,5
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости на конец года, тыс. человек
3,9
5,5
4,5
Уровень безработицы к трудоспособному населению на конец года, %
0,9
1,2 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
валовая продукция растениеводства
976,4
1065,7
1121,5
валовая продукция животноводства
358,1
279,2
256,7
Общая площадь сельских земель составляет 61,7 тыс.га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 42,4 тыс.га. Основная часть земель сельскохозяйственного назначения приходится на крупные и средние сельскохозяйственные предприятия – 28,7 тыс.га (70%), на частных собственников земельных участков – 8,3 тыс.га (20%), на садоводческие товарищества – 3,3 тыс.га (8%).
В 2002-2006 гг. существенно сократились посевные площади сельскохозяйственных культур (на 26%), в том числе под зерновыми культурами — на 41% (таблица 1.8). Сокращение общей посевной площади вызвано банкротством совхоза «Барнаульский». В результате в 2006 году объемы производства зерновых культур снизились к уровню 2002 года на 26%. В то же время наблюдался рост объемов производства картофеля (152%) и овощей (118%).
Всего в 2006 году хозяйствами всех категорий г.Барнаула произведено 153,9 тыс.ц зерновых, 574,5 тыс.ц картофеля и 367,4 тыс.ц овощей.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий г.Барнаула в 2006 году составило более 1,3 млрд.рублей (в 2002 году — 1,03 млрд.рублей). Необходимо отметить, что около 80% объемов производства приходится на продукцию растениеводства.
В структуре производства продукции основной удельный вес занимают частные подсобные хозяйства, которыми в 2006 году произведено продукции на сумму более 1 млрд.рублей или около 75% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции. Доля сельскохозяйственных организаций составляет 24-25%, крестьянских фермерских хозяйств – около 0,1%.
Существенный вклад в производство продукции растениеводства осуществляют садоводческие товарищества. На территории города расположено 81 садоводческое некоммерческое объединение граждан. По экспертным оценкам на садовых участках граждан ежегодно выращивается около 110 тыс.ц картофеля, 190 тыс.ц овощей и 200 тыс.ц плодов и ягод.
В настоящее время Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства и обладает большим научно-производственным потенциалом.
В качестве сдерживающих факторов развития сельскохозяйственного производства выделяются невысокий технологический уровень производства, недостаточное внедрение высокопроизводительных инновационных разработок, высокая стоимость энергоресурсов.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории г.Барнаула в 2007-2010 гг. проводится целенаправленная работа по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель бывшего совхоза «Барнаульский», где ООО «Топливная энергетика» планирует арендовать около 4 тыс.га пахотных земель.
На модернизацию производства к 2012 году сельскохозяйственные предприятия города планируют затратить более 350 млн.рублей.
Выводы:
— г.Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства;
— основная доля продукции сельского хозяйства (порядка 75%) производится в частных подсобных хозяйствах;
— в городе развито дачное хозяйство.
1.6 Малое предпринимательство
Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.
Количество малых предприятий в 2006 году составило 9834 (или 70% от общего количества малых предприятий края), из них по видам экономической деятельности:
— оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 54,7%;
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 14,4%;
— обрабатывающие производства — 11,7%;
— строительство — 8,8 % .
Число работающих на малых предприятиях – 64,7 тыс.человек (36,2% от общего числа занятых в экономике). В налоговых инспекциях Барнаула состоит на учете 20900 индивидуальных предпринимателей (на 1408 больше, чем в 2005 году) (таблица 1.8)
Таблица 1.8 Показатели численности и заработной платы в малом предпринимательстве
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Количество малых предприятий, единиц
11002
9749
9834
Оборот малых предприятий, млн.рублей
-
-
82738,4
Количество индивидуальных предпринимателей, включая наемных работников, тыс.человек
46,0
49,9
64,7
Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. человек
50,9
53,8
68,7
Средняя начисленная заработная плата одного работника малого предприятия, рублей
3187
3347
4611
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, %
32,2
27,9
30,57
Перерабатывающие предприятия города полностью обеспечивают горожан хлебобулочными и макаронными изделиями, молочными продуктами, подсолнечным маслом, мукой, крупами, кондитерскими изделиями и мороженым.
Факторами, тормозящими развитие предпринимательства, являются:
— образование монополий;
— длительные сроки согласования разрешительных документов на освоение инвестиций (строительство, ввод новых мощностей) как в городских, так и в федеральных службах;
— несоблюдение социальных гарантий для работников, занятых в малом бизнесе.
Взаимодействие бизнеса и власти осуществляется, в частности, на основе участия представителей объединений предпринимателей в работе Координационного совета предпринимателей при главе города, который принимает самое активное участие в формировании и реализации политики поддержки малого предпринимательства.
Продолжается реализация Программы поддержки и развития предпринимательства в г.Барнауле на 2005-2007 гг.
Отработанная система дает определенные положительные результаты. Сохраняется динамика роста объема производства и оказанных услуг, доли вклада в бюджет города, численности работников. Освоены новые формы финансовой поддержки предпринимательства. Такие, например, как реализация Соглашения о сотрудничестве между администрацией Барнаула и Алтайским банком Сбербанка России. За 2006 год выдано кредитов 138 млн.рублей под 12% годовых.
Освоены выделенные из краевого бюджета денежные средства на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства в объеме 1,1 млн.рублей, в том числе дополнительно к первоначальной сумме – 0,6 млн.рублей. Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам получили 63 субъекта малого предпринимательства. продолжение
--PAGE_BREAK--
С целью заинтересованности предпринимателей и создания благоприятных условий для инвестиций определен перечень более 20 перспективных направлений жизнедеятельности городского хозяйства для вложения инвестиций представителями реального сектора экономики, которые доведены до предпринимателей.
Особенно динамично развиваются торговля и бытовые услуги. Есть определенные успехи и в развитии предпринимательства в сфере производства, представители которого заняли призовые места в краевом конкурсе «Лучший предприниматель» (ООО «Сибэнергопром» в номинации «Развитие инновационной деятельности», индивидуальный предприниматель Емелин В.П. — «Эффективность и развитие»). Кроме этого, Емелин В.П., занимающийся производством плавленых сыров под торговой маркой «Плавыч», удостоен звания «Лучший предприниматель края 2006 года».
Выводы:
— малый бизнес в городе динамично развивается;
— созданы и работают формы взаимодействия бизнеса и власти;
— приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является поддержка малых предприятий производственной сферы.
1.7 Муниципальные финансы
Доходы
Изменения бюджетного и налогового законодательства РФ обусловили неустойчивость структуры доходов бюджета города и величины их поступлений. Так, в 2005 году поступления собственных доходов составили 1900,2 млн.рублей — снижение в сравнении с 2004 годом на 24% или на 603,6 млн.рублей по причинам:
— снижения нормативов отчисления в бюджет города по регулирующим налогам (налог на доходы физических лиц — с 55% до 30%, налог на имущество организаций — со 100% до 20%);
— передачи в краевой бюджет налога на игорный бизнес, акцизов на пиво и вино;
— отмены зачисления в бюджет города налога на прибыль, водного налога, налога на рекламу.
В 2006 году наблюдался рост собственных доходов на 969,2 млн.рублей или на 51% (за счет увеличения норматива отчисления в бюджет города на 10% по налогу на доходы физических лиц, эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличения объема продажи недвижимого имущества) (таблица 1.9).
Таблица 1.9 Структура доходов бюджета (млн.рублей)
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
1
2
3
4
Налоговые и неналоговые доходы, из них:
2503,8
1900,2
2869,4
Налоговые доходы, из них:
2228,2
1556,0
2162,4
налог на прибыль организаций
67,2
-
-
налог на доходы физических лиц
1059,7
694,9
1229,3
акцизы по подакцизным товарам (продукции)
139,4
-
-
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
202,7
260,5
361,7
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
186,8
246,5
271,2
налог на имущество физических лиц
16,3
21,5
32,5
налог на имущество организаций
324,4
78,6
-
налог на наследование или дарение
2,9
1,7
-
земельный налог
97,7
189,5
192,4
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
27,9
0,8
1,3
государственная пошлина
21,4
46,7
54,4
задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
-
14,6
18,8
арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли поселений
63,8
99,0
167,2
доходы от сдачи в аренду имущества
162,6
144,5
256,1
платежи при пользовании природными ресурсами
-
11,5
6,7
доходы от продажи материальных и нематериальных активов
4,8
37,8
182,2
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
38,5
34,1
49,4
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты), в том числе:
1962,2
2172,9
2268,6
субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий
-
115221
78694 продолжение
--PAGE_BREAK--
прочие безвозмездные поступления
30 000
612
15 013
Обеспеченность доходами 1 жителя увеличилась на 26% и составила 7886 рублей (таблица 1.10).
Таблица 1.10 Уровень доходов на одного жителя (тыс.рублей)
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Доходы на одного жителя
6,8
6,2
7,9
Расходы на одного жителя
7,1
6,3
7,7
Основную долю (75,4%) в собственных доходах бюджета города в 2006 году занимали налоговые доходы, которые составили 2162,4 млн. рублей, их поступление в сравнении с 2005 годом увеличилось на 39%.
Одним из основных источников налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Сумма поступлений за 2006 год составила 1229,3 млн. рублей, что на 77% превышает уровень 2005 года.
Поступление неналоговых доходов в бюджет города составило 706,9 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2005 года и в 2,5 раза уровня 2004 года.
Одним из основных источников неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, 64,6% от общего объема неналоговых доходов. Исполнение указанной статьи неналоговых доходов составило 456,9 млн.рублей, что в 1,8 и 2 раза выше соответственно 2005 и 2004 годов.
Причиной данного роста является введение коэффициентов для различных видов использования земли к ставкам арендной платы за землю, исходя из кадастровой оценки земли, при расчете арендной платы за муниципальное имущество введен коэффициент инфляции.
Поступления средств от приватизации муниципального имущества составили 182,2 млн.рублей, что в 4,8 раза выше уровня 2005 года и в 37,5 раза — 2004 года, в связи с увеличением объема продаж муниципального имущества.
Безвозмездные перечисления поступили в размере 2268,6 млн.рублей и увеличились лишь на 85,5 млн.рублей или на 4% по отношению к уровню 2005 года. Доля безвозмездных перечислений в общей сумме доходов составила 44,2% и снизилась к уровню 2005 на 9%.
Кроме этого, в бюджет города в 2006 году поступили безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в сумме 15 млн.рублей.
Расходы
Анализ исполнения расходной части бюджета города за 2004-2006 гг. показал, что за 2005 год объем финансирования расходов (в сумме 4159 млн.рублей) к уровню 2004 года снизился на 13% (таблица 1.11).
Таблица 1.11 Структура расходов бюджета (млн.рублей)
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Расходы, в том числе:
4701,2
4159,4
5001,0
резервные фонды
10,7
11,0
10,6
национальная экономика
55,5
52,4
174,2
жилищно-коммунальное хозяйство
1658,9
1131,7
785,5
образование
1269,2
1381,1
1808,8
культура и средства массовой информации,
40,3
48,9
77,3
в том числе культура
39,1
47,5
75,4
здравоохранение и спорт, в том числе
985,1
630,8
722,1
здравоохранение
978,7
623,2
762,9
спорт и физическая культура
3,5
3,5
3,9
социальная политика
457,9
568,4
970,2
Данное уменьшение связано с исключением из объема средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по отрасли «Здравоохранение», возмещением разницы в тарифах на коммунальные услуги по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Данные изменения отразились на структуре расходов — доля социально значимых отраслей возросла до 63 %.
Одна из основных статьей расходов – оплата труда работников бюджетной сферы (39% объема расходов). В 2005 году произведено увеличение заработной платы указанной категории работников с 01 декабря 2004 года на 20% и с 01 сентября 2005 года — на 11%.
Бюджет города 2006 года по расходам исполнен в объеме 5001 млн.рублей, что выше уровня 2005 года на 20%. Данный рост также связан с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы с 01.05.2006 на 20% и с 01.10.2006 на 11%.
Значительно возросли в части городских полномочий расходы на капитальные вложения по сравнению с предшествующим периодом почти в 2 раза.
Финансировались расходы на погашение кредиторской задолженности, в целом ее объем сократился на 616 млн.рублей. С 2006 года дополнительным источником финансирования расходов является муниципальный целевой бюджетный фонд, за отчетный период в него поступило 15 млн.рублей.
Существующие местные налоги и налогооблагаемая база г.Барнаула не обеспечивает необходимый объем расходов местного бюджета (к местным относятся лишь два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц). Полномочия по регулированию налогов на местном уровне ограничиваются установлением размеров ставок в пределах, определенных федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.
В анализируемом периоде администрацией города разработан и утвержден план мероприятий, в рамках которого в 2007 году проводятся мероприятия по увеличению собственного налогового и неналогового потенциала, объем собственной доходной части на 2007 год оценивается в размере 3700,9 млн.рублей, что на 29% выше уровня 2006 года.
Финансовая политика муниципального образования строится в соответствии с разработанными основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики. продолжение
--PAGE_BREAK--
Выводы:
— неустойчивая структура и величина поступлений доходов бюджета;
— высокая доля социальных расходов в структуре расходов бюджета;
— снижение кредиторской задолженности бюджета;
— разрабатываются и реализуются мероприятия по увеличению налогового и неналогового потенциала города.
1.8 Муниципальное имущество и земли
Имущество. В 2006 году действовало 1892 договора аренды. Площадь нежилых помещений, сданных в аренду – 526,9 тыс.м2. Общее поступление за 2006 год по арендной плате муниципального имущества составило 256,1 млн.рублей, что на 27,6% превышает поступления 2005 года и в 1,7 раза – поступления 2004 года (таблица 1.12).
Таблица 1.12 Доходы от использования муниципального имущества (млн.рублей)
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества
150,1
200,7
256,1
Поступления доходов от управляющих компаний
-
6,4
31,5
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
-
3,98
0,18
Средства от приватизации муниципального имущества
18,52
33,7
182,0
В 2006 году нежилые помещения муниципальной собственности были переданы в доверительное управление нескольким управляющим компаниям.
Общее поступление доходов по арендной плате от управляющих компаний за 2006 год составило 31,6 млн.рублей.
Дополнительный доход от сдачи в аренду муниципального имущества, переданного в доверительное управление, за 2006 год составил 13,2 млн.рублей.
Земельные ресурсы в черте города продифференцированы на основе кадастровой оценки земель. В результате выявлена площадь, с которой потенциально возможно взимание платы за землю, 25% — от площади города или 8031 га (земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, под административными и общественными объектами).
Взимание платы за земли, занятые военными объектами – 37 га, городскими лесами – 5013 га, обособленными водными объектами – 4449 га, землями общего пользования и резерва – 5035 га, сельскохозяйственного использования (пойма р.Обь) — 9636 га, не предусмотрено действующим законодательством, либо невозможно в связи с отсутствием землепользователя. В целях реализации экономического потенциала города завершена инвентаризация 1541 земельного участка под многоквартирными домами общей площадью 592,5 га для постановки на государственный кадастровый учет как на ранее учтенные участки (таблица 1.13).
Таблица 1.13 Количество заключенных договоров и площадь арендованных земельных участков
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Площадь арендованных земельных участков, га
3903,9
2482,8
2538,6
в том числе:
у юридических лиц
3557,4
2103,5
2144,67
у физических лиц
346,57
379,33
393,9
Количество действующих договоров аренды земельных участков, в том числе:
5715
5985
6153
у юридических лиц
2446
2502
2608
у физических лиц
3269
3483
3545
Площадь земельных участков, находящихся в аренде под временными сооружениями, га
22,86
23,64
53,01
Количество договоров аренды под временными сооружениями, заключенные администрациями районов
8819
9443
15112
Количество заключенных договоров аренды, в том числе:
1354
820
773
с юридическими лицами
453
290
385
с физическими лицами
901
530
388
За счет средств муниципального бюджета начата инвентаризация земель сельскохозяйственного использования в черте г.Барнаула (территория Мало-Балдинского луга общей площадью 746 га).
За 2006 год от управления земельными ресурсами в бюджет города поступило 382,9 млн.рублей, что на 28 % превышает уровень 2005 года и в 2,2 раза – уровень 2004 года, из них:
— от земельного налога — 192,2 млн.рублей (50,2%);
— от аренды земельных участков — 167,2 млн. рублей (43,7 %);
— от продажи земли — 23,4 млн.рублей ( 6,1%).
1.9 Социальная сфера
1.9.1. Здравоохранение
Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края функционируют 42 муниципальных учреждения здравоохранения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и 12 межрайонных отделений. продолжение
--PAGE_BREAK--
В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников, в том числе: врачи – 22,0%, среднее звено – 41,2%, младший персонал –18,0%. Коечный фонд муниципальных больниц составляет 5040 коек (таблица 1.14).
Таблица 1.14 Основные показатели, характеризующие состояние системы здравоохранения
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Численность лечебных учреждений, ед.
45
42
42
Наличие больниц, ед./коек
18/ 5060
18/ 5060
18/ 5040
Наличие амбулаторно-поликлинических учреждений, ед./пос. в смену
15757
14517
17039
Заболеваемость (на 1000 человек населения)
общая
3168,5
3208,7
3381,2
первичная
1312,1
1332,0
1371,3
Обеспеченность врачами (человек на 10000 населения)
42,3
42,6
43,4
Обеспеченность средним медицинским персоналом (человек на 10000 населения)
77,0
76,1
78,2
Износ медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях, %
50
50
40
За последние три года плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выросла на 8,1% за счет выделения дополнительных площадей из объектов муниципальной собственности, но дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной помощи составляет около 13%.
Проблемы стабильно высокого использования ресурсов отрасли связаны с высоким уровнем заболеваемости населения. Увеличивается разрыв между уровнями общей и первичной заболеваемости, что свидетельствует о накоплении хронической патологии среди населения, особенно взрослого. Удельный вес диспансеризации больных с хроническими заболеваниями остается достаточно низким, что приводит к частым обострениям хронических заболеваний, к росту заболеваний с временной утратой трудоспособности. Особенно это касается наиболее ресурсоемкого класса — сердечно — сосудистой патологии.
Более 80% больных, обратившихся в лечебные учреждения первичного звена, обследуются профилактически с целью выявления онкозаболеваний и туберкулеза.
Медицинские учреждения недостаточно материально-технически оснащены, процент износа оборудования доходит до 80%. Состояние первичной медико-санитарной помощи привело к доминированию в здравоохранении дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи. Отсутствие критериев эффективности работы врачей первичного звена не позволяло оценить результативность работы и ввести механизм материального стимулирования. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе обусловлена низким уровнем оплаты труда в здравоохранении, особенно среди среднего и младшего медицинского персонала и врачей стационарного звена. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками затрудняет процесс реформирования здравоохранения. Требуется поиск новых ресурсосберегающих технологий, таких как дневные стационары. За последние три года обеспеченность местами дневных стационаров выросла практически в 2 раза, но все же потребность в местах дневного стационара остается высокой.
1.9.2 Образование
В городе функционирует 312 образовательных учреждений, в том числе:
Наименование учреждений
Количество
Школы:
103
средние
89
основные
2
начальные
-
специальные (коррекционные)
5
открытые (сменные)
2
частные
5
Детские дома
8
Детские сады
153
Учреждения дополнительного образования
32
Городской психолого-педагогический центр
1
Педучилище №2
1
Муниципальные загородные оздоровительные лагеря
110
В образовательных учреждениях города обучается и воспитывается 79 тыс. детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе дошкольников – 23,9 тыс. человек, школьников – 55,2 тыс. человек (таблица 1.15).
Таблица 1.15 Основные показатели, характеризующие состояние системы образования
Наименование показателей
2004
2005
2006
Число учащихся, тыс.человек
64,2
60,8
57,8
Средняя наполняемость классов, чел.
21
21,9
22,2
в них: тыс. мест
19,1
20,6
20,8
детей, тыс. человек
21,1
21,5
22,7
Численность детей в возрасте от года до 6 лет, тыс. человек продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Объем расходов --PAGE_BREAK--
Фактическое выполнение плана капитального ремонта жилищного фонда, млн.рублей
55,6
72,7
95,6
Ремонт подъездов, шт.
659
527
721
Установка металлических дверей в подъездах, шт.
204
252
542
По данным Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация» в г.Барнауле в 2006 году насчитывалось 47,9 тыс.м2 ветхого жилищного фонда, в основном это — жилые дома малоэтажной застройки в деревянном исполнении, введенные в эксплуатацию с 1861 года по 1950 год.
Интенсивное строительство новых объектов, рост коммунально-бытовых нагрузок должны обеспечиваться стабильным развитием энергетического комплекса города (таблицы 1.22, 1.23, 1.24).
Таблица 1.22Электроснабжение
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Отпуск электрической энергии, млн.кВт.ч, в том числе:
2799,6
4041,2
4168,2
промышленность, млн.кВт.ч
2229,8
3295, 2
3414,2
население, млн.кВт.ч
309,8
616,5
618,8
социальная сфера, млн.кВт.ч
259,9
129,5
135,1
Удельное потребление электроэнергии населением в год, кВт час/чел.
469
940
950
Таблица 1.23Теплоснабжение
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Полезный отпуск тепловой энергии, млн.Гкал, в том числе:
5,2
5,2
5,2
промышленность, млн.Гкал
1,2
1,1
0,9
население, млн.Гкал
3,5
3,5
3,6
социальная сфера, млн.Гкал
0,6
0,6
0,6
Протяженность тепловых сетей, км
616
616
616
Удельное потребление тепловой энергии населением в год, Гкал/чел.
5255
5284
5537
Таблица 1.24Газоснабжение
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Отпущено газового топлива, тыс.м3, в том числе:
401 709
400 229
423 256
промышленность, тыс.м3
375 849
370 262
385 224
население, тыс.м3
18 181
22 321
29 395
социальная сфера, тыс.м3
7 680
7 646
8 637
Протяженность газопроводов, км
538
599
645
Для повышения надежности и экономической эффективности производства, распределения и доведения до потребителей всех видов энергии в г.Барнауле, как и в целом по России, проводится реформирование отрасли. Мероприятия по развитию предприятий большой энергетики (Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго», ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Барнаульская теплоцентраль) осуществляются в соответствии с планом РАО «ЕЭС России». Развитие коммунальной энергетики предполагает закрытие мелких нерентабельных котельных, модернизацию и перевод существующих котельных на природный газ.
1.11 Транспорт, дорожное хозяйство и связь
Транспорт
В современных условиях среди требований, предъявляемых населением к общественному пассажирскому транспорту, основным стало качество транспортного обслуживания.
В городе функционируют 116 маршрутов (таблица 1.25), из которых: 51 автобусный, 49 маршрутных такси, 5 троллейбусных и 11 трамвайных, в том числе 11 сезонных садоводческих.
Таблица 1.25Транспорт продолжение
--PAGE_BREAK--
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Ежедневно выходят на линию автобусов, микроавтобусов, единиц
830
887
900
Количество автобусных маршрутов, ед.
91
97
99
Протяженность маршрутов составляет, км
1974,8
2094,8
2331,45
Ежедневно в городе, в среднем, работает 1,1 тыс. единиц общественного транспорта, в том числе 40 троллейбусов, 170 трамваев, 340 автобусов и 560 микроавтобусов. За исключением муниципального предприятия «Горэлектротранс», все автоперевозчики — частной формы собственности (24 — юридические лица, 27 — физические лица). В 2006 году был осуществлен полный перевод на конкурсный отбор автоперевозчиков для работы на маршрутной сети города. В соответствии с действующими стандартами качества обслуживания населения автобусными перевозками для городов с численностью от 0,5 до 1 млн. человек необходимо от 1,3 единицы подвижного состава на 1000 жителей. Фактически на 1000 жителей г.Барнаула приходится 1,6 единиц общественного транспорта — в 1,2 раза больше. В структуре автобусного парка города преобладают микроавтобусы «Газель» и другие модели особо малой и малой вместимости – 52% при рекомендуемых 9%, а доля автобусов средней, большой и особо большой вместимости составляет 48% вместо рекомендуемых 91%. В городе осуществляется замена микроавтобусов «Газель» на более вместительный и комфортабельный подвижной состав. В рамках реализации 3-х стороннего Соглашения между администрацией г.Барнаула, управляющей компанией «Русские Автобусы» и компанией «Сибирьавтоцентр» осуществляется поставка в город автобусов отечественного производства (в 2006 году поступило 59 новых автобусов большой и средней вместимости).
Для обновления городского парка троллейбусов (износ большинства которых составляет более 80%) заключено и реализуется Соглашение на 2007-2010 гг. с предприятием «Белкоммунмаш» (г.Минск) по сборке троллейбусов из комплектующих частей белорусского производства на базе МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула. Произведена сборка пяти троллейбусных машин. В перспективе планируется ежегодно собирать до 24 единиц, что позволит за 4 года полностью обновить парк и вывести его на проектную мощность – 100 единиц. Наличие новых троллейбусов позволит сократить интервал движения до 4-5 минут, после чего можно будет говорить о продлении либо открытии новых троллейбусных маршрутов.
Дорожное хозяйство
Общая площадь дорог города составляет 19354 тыс. м2 (таблица 1.26). Значительно возросший поток автомобильного транспорта увеличил нагрузку на магистрали, что приводит к быстрому износу дорожного полотна. Объемы проводимого ежегодного ремонта составляют порядка 20% от ежегодной потребности.
Таблица 1.26 Содержание муниципальных автомобильных дорог (тыс.м2)
Наименованиепоказателей
Всего
Ежегодная потребность
в ремонте
Фактически отремонтировано
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Площадь дорог, в том числе:
19354
1935,2
155
184
193
магистральные улицы городского значения
10260
1 026
75
95
102
улицы районного значения
3672
367
80
88
91
дороги местного значения с усовершенствованным покрытием
5250
525
-
-
-
дороги с грунтовым покрытием
172,1
17,2
-
-
-
Площадь тротуаров
1020,4
102
-
-
-
На территории г.Барнаула находятся 42 мостовых сооружения, которые являются частью улично-дорожной сети города, и от их состояния зависит пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах. Большинство из них имеют возраст более 20 лет, поэтому требуют тщательного содержания и проведения соответствующего ремонта. Анализ уровня физического износа сооружений показывает, что практически все сооружения на улицах и дорогах г.Барнаула имеют износ более 25-30%, при котором требуется проведение капитального ремонта.
Для решения данных проблем разработана и действует схема развития магистралей и транспортных узлов г.Барнаула на период до 2010 года. С 2008 года будут проводиться работы третьей очереди строительства, включающие строительство и реконструкцию главных транспортных магистралей города, ремонт мостов и мостовых переходов, транспортную разгрузку центральной части города.
Связь
На сегодняшний день в Барнауле действуют 47 автоматизированных телефонных станций, в целом уровень телефонизации барнаульцев составляет более 85% (таблица 1.27).
Таблица 1.27Связь
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Смонтированная номерная телефонная емкость, тыс.шт.
213,2
222,4
229,7
Количество установленных телефонов у населения, тыс.шт.
169,4
178,9
183,4
Количество таксофонов, шт.
907
831
137
Уровень цифровизации в Барнауле на сегодняшний день около 76%. В городе осталось шесть координатных телефонных станций, которые в перспективе будут заменены на цифровые.
ОАО «Сибирьтелеком» начало реализацию федерального проекта по подключению школ Алтайского края к сети Интернет. Программа предусматривает установку и настройку оборудования, обучение педагогов, разработку методических материалов. В 2006 году все школы города получили доступ во всемирную сеть. продолжение
--PAGE_BREAK--
Продолжает развиваться технология высокоскоростного доступа в Интернет ADSL, которая, прежде всего, дает возможность для работы пользователям с очень большими объемами информации, в том числе с цифровыми видео и мультимедиа.
1.12 Потребительский рынок товаров и услуг
Потребительский рынок города активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителями. Строительство, реконструкция и модернизация объектов, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально удовлетворяют потребности населения в бесперебойном обеспечении продовольственными и промышленными товарами, услугами предприятий общественного питания, бытового обслуживания.
Динамика экономических показателей свидетельствует о том, что потребительский рынок становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики и оказывает существенное влияние на развитие города, насыщение потребительского сектора товарами и услугами, на развитие рынка труда. Доля предприятий потребительского рынка в налоговых поступлениях в городе составляет более 25%.
2004-2006 гг. характеризуются открытием магазинов новых форматов, торговых центров, оснащенных новейшим оборудованием, с современным дизайном интерьеров и широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров. Дальнейшее развитие получили сетевой принцип организации торгового обслуживания, крупноформатные торговые предприятия (торговые центры, супермаркеты), магазины «шаговой доступности». За 2004 год открылось 4 торговых центра общей площадью более 10 тыс.м2, в 2005 году — 15 торговых центров общей площадью более 34 тыс.м2, в 2006 году – 10 торговых центров общей площадью более 46 тыс.м2.
В 2006 году количество розничных торговых сетей достигло 45. В их составе — 509 отделов и магазинов (в 2005 году — 12 сетей, 152 магазина, в 2004 – 10 сетей, 85 магазинов). Доля магазинов самообслуживания увеличилась за 3 года в 2 раза (с 11% в 2004 году до 20% в 2006 году). Увеличилась доля магазинов промышленной группы товаров с 47,5% в 2004 году до 51% в 2006 году. На 11% сократилось количество нестационарных торговых объектов с 1109 в 2004 году до 922 в 2006 году (таблица 1.28).
Таблица 1.28Развитие розничной торговли
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Оборот розничной торговли, млрд.рублей
33,9
42,1
55,6
в сопоставимых ценах, в %
к предыдущему году
114,1
112,5
120,0
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс.рублей
51,5
64,2
85,4
Количество стационарных магазинов, ед.
1294
1348
1371
Торговая площадь, тыс.м2
220783
257190
292648
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, м2
333,4
393,7
449,2
Анализ розничного товарооборота показывает:
— устойчивый ежегодный рост оборота предприятий торговли (с 2004 по 2006 годы в 1,56 раз в действующих ценах);
— увеличение доли товарооборота крупных и средних предприятий розничной торговли;
— устойчивое сокращение удельного веса продаж товаров на рынках города (с 17,5% в 2004 году до 15,9% в 2006 году) по данным статистики;
— увеличение объема продаж непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 52,8% в 2004 году до 58,4% в 2006 году.
В 2006 году осуществляли свою деятельность 354 предприятия общественного питания на 14,5 тыс. посадочных мест.
За 2004-2006 гг. сеть предприятий общественного питания увеличилась на 6 тыс. посадочных мест (таблица 1.29). Активно развиваются предприятия форматов бизнес-класса, отличающиеся повышенными условиями комфортности и ориентацией на высокодоходные группы населения.
Таблица 1.29Развитие общественного питания
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Количество предприятий общественного питания, ед., в том числе:
289
323
354
рестораны
20
25
30
бары
28
38
63
кафе
123
135
139
закусочные
101
98
84
столовые
9
11
14
Оборот предприятий общественного питания, млн. рублей
691
991
1478
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
111,3
113,0
118,8
Оборот общественного питания в расчете на душу населения, тыс.рублей
1,0
1,4
2,3
Сфера бытового обслуживания представлена организациями малого бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей, занятых в отрасли, составляет 64%. Наибольшее их количество занято в оказании парикмахерских услуг (23,7% в общей структуре бытовых услуг, оказываемых населению), услуг по ремонту обуви (13,5%), пошиву одежды (9,6%), ремонту автотранспорта (18,4%), в оказании фотоуслуг, в изготовлении мебели и металлопластиковых изделий. продолжение
--PAGE_BREAK--
Количество рентабельных предприятий бытового обслуживания за последний год увеличилось в 1,9 раза, а их удельный вес составил 78%.
Темпы роста объёмов и экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные, что свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего развития (таблица 1.30).
Таблица 1.30Развитие бытового обслуживания
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Количество хозяйствующих субъектов на конец периода, ед.
1176
1413
1623
Объем бытовых услуг, млн.рублей
1189
1506
1981
Объем бытовых услуг на душу населения, тыс.рублей
1,8
2,3
3,0
За счет открытия новых предприятий потребительского рынка в 2004-2006 гг. создано более 7000 рабочих мест.
1.13 Строительство и инвестиционная деятельность
Строительство
В 2006 году сохранилась положительная динамика увеличения ввода в эксплуатацию жилья — 250,3 тыс. м2, это на 10,2% превышает показатель 2005 года и составляет 57,1% от общего ввода жилья по краю.
На жилищное строительство и улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан и молодых семей в 2006 году израсходовано бюджетных средств в объеме 65,4 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 10,4 млн. рублей (16%); из краевого – 22 млн. рублей (33,5%); из городского – 33 млн. рублей (55,5%).
Из ветхого и аварийного жилищного фонда переселено 59 семей. На строительство объектов социальной сферы израсходованы средства: городского бюджета – 16,012 млн. рублей, краевого бюджета – 10,0 млн. рублей, федерального бюджета – 54,25 млн. рублей.
В ходе выполнения программы газификации города введено в эксплуатацию в 2006 году 75 км газовых сетей высокого и низкого давления, переведены на природный газ 1681 квартира, 52 котельных.
На строительство и проектирование объектов газификации в 2006 году израсходовано 3,9 млн.рублей из городского бюджета и привлечены кредитные ресурсы в объеме 17,9 млн. рублей.
Несмотря на проводимые мероприятия, уровень газификации в г. Барнауле составляет: частные домовладения — около 6 %, многоквартирные дома — около 18 %, в то время как в других сибирских городах уровень газификации гораздо выше. Так, например, в Омске уровень газификации составляет 90 %.
До 2009 года планируется увеличить показатели по газификации квартир до 55,3 тыс. квартир, что сможет улучшить социально-бытовые условия проживания более 13 тыс. семей. При этом уровень газификации частных домовладений повысится на 11 % и составит около 17 %, уровень газификации многоквартирных домов повысится на 5 % и составит 23,2 % по городу в целом. Таким образом, в среднем уровень газификации жилья в городе возрастет до 20 %. С 2007 года по 2009 год предполагается перевести на использование природного газа 79 котельных.
До 2012 года планируется перевести на природный газ 15,3 тыс. квартир и частных домовладений, 49 муниципальных и ведомственных котельных.
До 2017 года показатели по газификации планируется увеличить на 20,4 тыс. квартир, 89 котельных. В этом случае в г.Барнауле будет газифицированы 91 тыс. квартир и частных домовладений, что составит 33 %.
Наименование показателей
2006 г.
до 2009 г.
план
до 2012 г.
план
до 2017 г.
план
Строительство сетей, км
74
84,6
129
155
Газификация квартир, шт.
1681
7600
15,3
20,4
Газификация котельных (крупных и средних) шт.
15
56
49
89
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2006 года составил 12,1 млрд.рублей и превысил уровень 2004 года в сопоставимых ценах в 1,5 раза. В общекраевом объеме инвестиций доля города увеличилась в 2006 году до 40,3%.
В целях активизации инвестиционных процессов на территории города в 2005 году принята Программа повышения инвестиционной привлекательности г.Барнаула до 2010 года. В соответствии с целевым индикатором Программы ежегодный прирост инвестиций в основной капитал должен составлять 10 – 12 % в сопоставимых ценах.
Увеличилась доля инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса с 22% до 35%, общий объем инвестиций составил в 2006 году около 4 млрд.рублей.
Наибольший рост инвестиций в основной капитал в 2006 году был отмечен в текстильном и швейном производстве (рост в 8,6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), производстве резиновых и пластмассовых изделий (в 4,3 раза), электрооборудования (в 1,6 раза), издательской и полиграфической деятельности (в 2,9 раза), а также в строительстве (в 7,4 раза), в сфере здравоохранения (в 1,4 раза) и предоставлении коммунальных и социальных услуг (в 1,9 раза).
В целях развития предприятий реального сектора экономики администрацией города поддержан ряд инвестиционных проектов для получения предприятиями-инициаторами проектов компенсации процентов по банковским кредитам из краевого бюджета (16 предприятий, общая стоимость проектов на сумму около 1 млрд. рублей).
В 2006 году основным источником в структуре источников инвестиций крупных и средних предприятий были привлеченные средства, на которые пришлось 64%. При этом в структуре привлеченных средств снизилась доля банковских кредитов — с 22,4% до 13%, и существенно вырос удельный вес бюджетного финансирования — с 14% до 30%.В собственных источниках инвестиций предприятий значительно преобладают амортизационные отчисления (60,1%), вместе с тем, доля прибыли в структуре собственных источников инвестиций выросла — с 27,1% до 39,9%.
Из бюджета города на инвестиционные расходы выделено 312,5 млн. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в 2005 году. Всего в рамках реализации федеральных программ в городе освоено более 380 млн. рублей, краевой инвестиционной программы — 280 млн. рублей.
В целях активизации инвестиционных процессов в сфере коммунального хозяйства города утверждены инвестиционные программы коммунальных организаций ООО «Барнаульский Водоканал», ООО «Барнаулэнерго».
В этих программах определены конкретные инвестиционные проекты, источники их реализации, а также их социально-экономическая эффективность. Общий объем финансирования инвестиционных программ коммунальных организаций составит 2,8 млрд.рублей.
В течение 2007-2009 гг. промышленными предприятиями города планируется реализовать инновационные, инвестиционные проекты общей стоимостью свыше 3,5 млрд. рублей.
Часть из них включена в краевую программу развития промышленного производства:
— создание производства новых видов двигателей, колесного многоцелевого сельскохозяйственного трактора, комплекса энергосберегающих посевных и почвообрабатывающих машин, топливных насосов, приводных цепей повышенной точности, строительных конструкций для каркасного строительства жилых домов, ячеистобетонных (газобетонных) и многослойных теплоэффективных блоков, блочных тепловых пунктов, бытовой техники, рапсового масла в качестве биотоплива, пластмассовой, консервированной и рыбной продукции; продолжение
--PAGE_BREAK--
— расширение производства дизельных установок, выпуска патронов, тканей, резинотехнических изделий, растительного масла;
— реконструкция и модернизация трансформаторного, инструментального производства, производства асбестовых технических изделий, роторных линий, строительных материалов, пива, молочных и мясных продуктов, кондитерских изделий, сыров, мороженого.
1.14 Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и бытовых отходов
В городе 769 улиц, проспектов, переулков, проездов общей протяженностью 684 км; более 4 тыс. км сетей инженерных коммуникаций, около 12 млн. м2жилищного фонда. Площадь озеленения улично-дорожной сети города составляет 325 га (таблица 1.31).
Таблица 1.31 Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и бытовых отходов
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Площадь зеленых насаждений, га
10120
10120
10120
Степень озеленения на 1 жителя, м2
1692
1692
1692
Устройство цветников, тыс.м2/га
25,7
25,8
25,9
Устройство газонов, тыс.м2/га
130,7
134,6
150,5
Замена и установка светильников уличного освещения, ед.
7,02
8,84
26,48
Финансирование мероприятий по озеленению, млн.рублей
13,3
15,9
20,2
Финансирование мероприятий по освещению, млн.рублей
15,6
18,9
22,9
Сложная ситуация наблюдается в сфере благоустроительной деятельности. Анализ объемов финансирования за последние годы показывает, что средств, выделяемых на благоустройство, явно недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды.
Помимо острого дефицита финансовых средств, городское хозяйство характеризуется неудовлетворительным состоянием и других экономических ресурсов, главным образом, муниципального имущества. Функционирующие в благоустроительном хозяйстве муниципальные унитарные предприятия имеют в своем распоряжении технику с уровнем износа – 89%, что не позволяет городу качественно организовать санитарную уборку территории.
В плане благоустроительной деятельности очень актуальны в городе вопросы сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов. Действующий вариант схемы санитарной очистки был разработан в 1978 году и требует корректировки. До настоящего времени в г.Барнауле нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов. Отсутствует также система раздельного сбора отходов.
Схема обезвреживания твердых бытовых отходов основана на захоронении их на полигоне в Льняном логу, эксплуатация которого по прогнозам может осуществляться еще в течение 10 лет.
1.15 Территориальный уровень развития г.Барнаула
В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению в 1938 году на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-е годы прошлого века — Ленинский и Индустриальный.
Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район – Железнодорожный, где плотность населения 7590 чел/км2– это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.
Наращивание темпов индивидуального жилищного строительства, отставание в обеспечении поселков и микрорайонов индивидуальной застройки социальной и коммунальной инфраструктурой остро требует принятия мер по решению этой проблемы. Соответствующие мероприятия предусматриваются в среднесрочных программах (на 2008-2012 гг.) развития районов города, ежегодно будет увеличиваться объем средств, выделяемых для этого в рамках муниципальной адресной инвестиционной программы.
Территориальным органом федеральной службы государственной статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:
— стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
— сальдированный финансовый результат организаций;
начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций;
— перечень предприятий и величина просроченной задолженности по заработной плате работников;
— оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям;
— оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям;
— объем платных услуг;
— ввод в действие жилых домов (таблица 1.32).
Таблица 1.32 Основные показатели развития районов города
Железно-
дорожный
Индустриальный
Ленинский
Октябрьский
Центральный
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн.рублей
2005
13359,4
5154,1
5653,8
21365,4
5484,9
2006
15782,6
6796,8
7658,4
23762,6
8137,3 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Не проводился мониторинг на предмет дублирования функций и задач структурных подразделений администрации города.
9.4. Механизм управления развитием муниципального образования
Преобладание программно-целевых методов в управлении различными сферами города.
Реализация Стратегии развития Барнаула до 2010 г.
Создание многовидовой системы информирования населения о действиях власти.
Становление системы оценки эффективности работы структурных подразделений администрации.
Низкая активность населения в решении вопросов развития города, в обсуждении программных документов.
Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития муниципального образования
Факторы
Возможности
Угрозы
1. Демографические процессы
Активная демографическая политика государства.
Снижение численности населения города.
2. Экономика
Дальнейшая диверсификация экономики.
Малое количество инвестиционно- привлекательных, конкуренто-способных и инновационно активных предприятий и организаций.
3. Региональные и интернациональные контакты, туризм
Участие в межрегиональных ассоциациях, успешное представление города на региональных, всероссийских конкурсах.
Совместная реализация международных экономических и социальных проектов.
Центр привлекательного и развивающегося в туристическом и рекреационном отношении региона.
Недостаточно разработанный имидж города.
4. Социальная политика
Развитая инфраструктура учреждений социальной сферы.
Многообразие предоставляемых услуг и потенциальных возможностей по саморазвитию личности.
Недостаточность средств на содержание объектов социальной инфраструктуры.
Дифференциация населения по степени доступности услуг социальной сферы.
5. Экономическая политика
Реализация долгосрочных программных документов с ясными целевыми ориентирами.
Недостаток масштабных, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов.
6. Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы
Дальнейшая газификация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Внедрение и развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов.
Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса.
Опережающий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг по сравнению с доходами большей части населения.
Растущая кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
7. Развитие современных отраслей, технологий
Наличие квалифицированных кадров и высокая концентрация участников инновационной деятельности.
Недоиспользование результатов научных разработок предприятиями и организациями города.
Раздел II. Основные проблемы социально-экономическогоразвития г.Барнаула
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы города, проведенная на основе трехлетней динамики основных показателей социально-экономического развития, выводы SWOT-анализа, анкетирование различных групп населения г.Барнаула позволили выделить и ранжировать основные проблемы, сдерживающие динамичное развитие города и препятствующие достижению более высокого качества жизни горожан.
Ранжирование проблем проведено по степени их влияния на общее социально-экономическое развитие г.Барнаула и возможности их решения в среднесрочной (2008-2012 гг.) и долгосрочной (после 2012 года) перспективе.
Проблемы расположены сверху вниз по убыванию степени их влияния на общую социально-экономическую ситуацию в г.Барнауле:
№ п/п
Наименование проблемы
Этапность решения проблем
1.
Проблемы, препятствующие развитию человеческого потенциала и достижению высокого качества жизни
1.1.
Низкая рождаемость
2008-2017
1.2.
Миграционный отток населения
2008-2017
1.3.
Высокая смертность и низкая продолжительность жизни
1.4.
Низкая заработная плата в большинстве секторов экономики
2008-2012
1.5.
Недостаточно эффективная работа учреждений образования
1.6.
Высокая затратность и разбалансированность медицинского обслуживания
1.7.
Неравная доступность медицинских услуг по их видам и категориям населения
2008-2017
1.8.
Неудовлетворительная материально-техническая база учреждений культуры и спорта
2008-2012
1.9.
Недостаточная вовлеченность жителей в занятия спортом и культурную жизнь города
2.
Проблемы, препятствующие экономическому росту
2.1.
Отсутствие четких приоритетов в промышленной политике города
2008-2010
2.2.
Слабое использование механизмов государственно-частного партнерства
2008-2012
2.3.
Недоиспользование возможностей по привлечению внешних инвестиций, недостаточность бюджетных инвестиций
2.4.
Малая доля инновационно активных предприятий и инновационной продукции
3.
Проблемы, негативно влияющие на социально-экономическую, научно-техническую, продовольственную и экологическую безопасность
3.1.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе
2008-2012
3.2.
Недостаточно рациональная промышленная, жилищная, транспортная инфраструктура города
2012-2017
3.3.
Недостаток мероприятий по развитию научно-технического потенциала г.Барнаула
2008-2012
3.4.
Высокая зависимость городского потребительского рынка от иностранных товаров
4.
Проблемы, препятствующие созданию системы управления городом, отвечающей хозяйственным потребностям и ориентированной на нужды населения
4.1.
Недостаточная ориентированность на результат в деятельности исполнительных органов муниципальной власти и бюджетных учреждений
2008-2012
4.2.
Наличие нереализованных возможностей в развитии институтов гражданского сообщества