--PAGE_BREAK-- Основную долю электроэнергии дают ТЭС, но на Западе ГЭС мощностью 1-2 млн. кВт вырабатывают больше половины потребляемой энергии. В электроэнергетике быстро возрастает значение атомных электростанций.
Черная и цветная металлургия.
Черная металлургия по-прежнему концентрируется на севере страны, в таких штатах, как Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания, Мериленд. Почти 4/5 железной руды, добываемой в С.А., дают месторождения, расположенные близ озера Верхнего. Еще недавно 2/3 черного металла давали заводы Питтсбурга, Кливленда, Чикаго и других приозерных городов. Теперь удельный вес этих предприятий снизился вследствие увеличения выпуска металла новыми и реконструированными комбинатами, расположенными на Атлантическом побережье близ Филадельфии и Балтимора. Эти мощные комбинаты оборудованы новейшей техникой и работают на импортном сырье.
Заводы цветной металлургии тяготеют к районам добычи сырья или к портам, через которые сырье ввозится. Поэтому очень многие из них находятся на Западе и Юге. Выплавка алюминия ориентируется на гидроузлы, построенные на реках Теннеси и Колумбии; на Мексиканском побережье алюминиевые заводы расположены близ крупных ТЭС.
Машиностроительный комплекс
Отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Еще одной важной особенностью комплекса является низкая капиталоекость производства: производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около 20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы.
Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам.
Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. В еще большей мере это относится к трем мегаполисам С.А., которые фактически образуют три главных машиностроительных района страны. Несмотря на очень большое разнообразие предприятий, отдельные штаты выделяются своей узкой специализацией.
Станкостроение сосредоточено главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение. Автомобилестроение — национальная отрасль промышленности С.А. Здесь впервые начался массовый выпуск автомобилей; каждый седьмой работающий американец производит или обслуживает автомобили. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозерного мегаполиса.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В современном мире Северной Америке принадлежит видное место. Это самый мощный в экономическом отношении регион капиталистического мира, занимающий в нём первое место как по продукции обрабатывающей и добывающей промышленности, так и по производству сельскохозяйственных продуктов. Он даёт около 41% капиталистического производства промышленных товаров и почти 40% продукции сельского хозяйства.
Северная Америка один из ведущих сельскохозяйственных регионов мира, который не только обеспечивает свои потребности в продовольствии и технических культурах, но и обладает крупными экспортными излишками их. По вызову сельскохозяйственных продуктов он стоит далеко впереди всех остальных регионов капиталистического мира. В частности, на него приходится свыше половины экспортируемой пшеницы, более ѕ кукурузы и более 9/10 сои. Экспортное направление сельского хозяйства особенно выражено в Канаде, которая вывозит более ј его товарной продукции, тогда как в США- около 1/5. При значительно меньшем, чем в США, объёме производства Канада даёт около ј мирового экспорта пшеницы.
Сельское хозяйство Северной Америки обладает рядом особенностей связанных прежде всего с тем, что заселение основной сельскохозяйственной области материка во второй половине и начале 20 века проходило в условиях обилия захваченных у индейцев земель, а развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве почти не сдерживалось пережитками феодализма.
Первая его особенность- высокая в целом подушевая обеспеченность землёй. На каждого канадца приходится более 2 га сельскохозяйственных угодий, на каждого жителя США- свыше 1 га, тогда как в Западной Европе- менее 0.2 га. С обилием земли связан сравнительно экстенсивный характер сельского хозяйства Северной Америки. Затраты труда и капитала, применение удобрений на единицу площади здесь гораздо ниже, чем в Европе; заметно ниже и урожайность. Однако обрабатываемая площадь на одного занятого в сельском хозяйстве во много раз больше, чем в Европе. Это связано с другой особенностью с/х региона – очень высокой производительностью труда, которая продолжает повышаться. Научно- техническая революция всего сильнее сказалась в Северной Америка на сельском хозяйстве. В результате в этой отрасли занято около 4% экономически активного населения ( в том числе в Канаде- 6%), т.е. гораздо меньше, чем в Европе. Общий объём с/х производства в Северной Америке продолжает возрастать, хотя занятых в нём становится всё меньше. Один занятый в сельском хозяйстве здесь обеспечивает продуктами, примерно 50 человек.
Третья особенность сельскохозяйственного региона- очень высокий уровень развития капитализма. Свыше 3/5 товарной продукции дают крупнейшие фермы, представляющие собой типичные капиталистические предприятия, оснащённые дорогостоящей техникой, широко использующие достижения современной агротехники и организация производства, применяющие наёмный труд. Мелкие и средние фермеры не выдерживают конкуренции и разоряются. Со времени второй мировой войны общее число ферм сократилось более чем в 2 раза; в тоже время число крупных и особенно крупнейших ферм заметно возросло, выросла и концентрация на них земли, скота, машин, затрат на наём рабочей силы, но ещё заметнее повысилась доля этих ферм в производстве товарной продукции.
Сельское хозяйство региона имеет и ту особенность, что оно интегрируется в так называемый агрокомплекс, объединяющий производство сельскохозяйственных продуктов, их хранение, транспортировку, переработку, сбыт, а также производство техники, удобрений и другой продукции, необходимой сельскому хозяйству. Таким путём промышленный капитал подчиняет себе и сельское хозяйство. Северная Америка выделяется и высокой порайонной специализации сельского хозяйства. Здесь сложился ряд «поясов» и отдельных округов с чёткими различиями в основном направлении хозяйства. Эта порайонная специализация служит важным фактором увеличения объёма производства и производительности труда. Она отражает стихийный процесс развития географического разделения труда, основанного на использовании природных преимуществ или особенностей положения отдельных районов.
И США и Канада – экономически высоко развитые капиталистические страны. По относительным показателям развития, в том числе производительности труда и валовому продукту на душу населения, Канада уже практически не уступает США. Однако абсолютные размеры валового национального продукта и промышленного производства в ней, примерно, в 11 раз меньше. Это и определяет соотношение сил, при котором Канада сохраняет свою экономическую и политическую зависимость от США. Экономика Канады в большей степени, чем экономика США, ориентирована на производство продукции для экспорта. Роль сельского хозяйства и особенно добывающей промышленности здесь заметно выше, чем в США. В Канаде добывающая промышленность даёт 12% валового национального продукта, тогда как в США лишь 4%. По стоимости добываемого минерального сырья и топлива Канада уступает в капиталистическом мире лишь США и ( после резкого повышения цены на нефть) Саудовская Аравия, а по их вывозу стоит впереди США.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В Северной Америке чрезвычайно остро стоит проблема окружающей среды. С каждым годом ухудшаются условия жизни населения в городах, особенно промышленных центрах, используются активно эксплуатируемые природные ресурсы- поверхностные воды, почвы и т. п. Этот процесс сопровождается разрушением природного ландшафта и вытеснением его «искусственной средой», не всегда пригодной для жизни людей. Воздействие человека затрагивает важнейшие компоненты природной среды- атмосферу, гидросферу, почву, а поскольку они все взаимосвязаны, то разрушение или загрязнение природных компонентов приобретает повсеместный характер.
В конце 60-х г.г. начале 70-х г.г. 20в. в Северной Америке масса отходов составляла 5-6 млрд.т. в год. Не менее 20% этого материала химически активно, т.е. обладает способностью вступать в реакцию с химическими элементами природной среды. Таковы, например, окислы серы, азота, углерода, поступающие в атмосферу при сжигании минерального топлива, а также минерального удобрения, пестицида, продуктов «бытовой химии».
Наиболее тяжелая обстановка возникает в США на побережье штата Калифорния, вдоль которого проходит холодное течение. В конденсирующихся над прибрежными водами парах задерживаются выхлопные газы многих тысяч автомобилей, заполняющих улицы Лос-Анджелеса и пригородных автострад. Антициклональная погода, постоянная в летнее полугодие, усиливает приток солнечной радиации, которая в свою очередь способствует сложным химическим превращениям в атмосферу. В результате образуется густой, насыщенный ядовитыми парами туман, губительно сказывающийся на богатой субтропической растительности побережья и способствующий распространению различных заболеваний среди людей.
Другой важной экологической проблемой является истощение водных ресурсов. Потребление воды в Северной Америке непрерывно растет и к 2000 г. согласно прогнозам оно достигнет 1112 куб.км. в год, в то время как реально можно использовать лишь 750-800 куб.км. воды. Это означает, что вода должна использоваться неоднократно. Во многих районах страны это уже давно стало необходимостью.
Известный американский специалист А.Уолмен ещё в середине 60-х г.г. писал о том что более 100 млн. жителей США потребляют воду, которая по меньшей мере один раз использовалась и прошла через канализацию. Такие масштабы потребления воды требуют соблюдения 2-ух условий: постоянного поддержания первоначального объема воды в реках и восстановления её качества. Выполнение этих условий представляет для Сша трудную, практически неразрешимую задачу.
Не менее трудную проблему представляет загрязнение воды в водоёмах. Среди различных форм загрязнения вод – биологического, химического, теплового – последнее приобрело в Северной Америке самые широкие размеры. Из 600 куб.км воды, изымаемых ежегодно из водоёмов Северной Америки, около 180-200 куб.км приходится на тепловые и атомные электростанции. Почти вся вода вновь возвращается в реки, но после нагрева содержание кислорода в ней понижается. Организмы, оказавшиеся в такой воде, часто обречены на гибель. Известно, что АЭС мощностью 1млн.кВт в год потребляет до 1,7куб.км. воды, повышая её температуру при возвращении в водоёмы на 10-12%. ВО многих реках южной части страны температура и без того бывает довольно высокой и её повышение хотя бы на 3-4 градуса становится опасной для жизни многих видов рыб. С середины 60-х годов в США ежегодно от загрязнения в водоёмах погибает от 10 до 17 млн. особей рыбы.
Отрицательное воздействие человека отразилось и на территориях девственной охраняемой природы. Речь идёт о системе национальных парков ( их насчитывается 38), занимающих в общей сложности около 11,6 млн.га ( немного более 1% площади страны). В условиях ухудшения природной среды эти чудесные уголки природы стали по существу единственными территориями, способными стать местом отдыха для многих миллионов горожан. Если в 50-х годах число посетителей национальных парков составляло 30-40 млн. в год, то в 70-х годах оно превысило 200 млн. Наплыв туристов не замедлил сказаться на экологическом равновесии: встала проблема спасения от вымирания уникальных видов растений и животных.
Загрязнение порождают не только сами предприятия, но и отвалы пород, содержащие различные токсичные вещества, которые вымываются оттуда дождевыми водами и переносятся затем в реках на многие километры. Отвалы часто тянуться вдоль русл рек на сотни километров, являясь постоянным источником загрязнения. Уже сейчас при ещё сравнительно слабой освоённости природных ресурсов заметные изменения природы прослеживаются на значительных пространствах Канадского Севера.
ОТДЫХ И ТУРИЗМ
Америка является вторым регионом по числу иностранных туристов, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5 млн. человек, что составило 19,5% общемировых прибытий. Доля поступлений от международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что свидетельствует о больших расходах гостей США. Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий имела неустойчивую динамику. Так, с 1970 по 1985 г. она постоянно снижалась и достигла 20,17%, т.е. самого низкого значения за прошедший период, затем в течение длительного времени колебалась и в 1996 г. упала до 19,5%. Как и число международных туристских прибытий, поступления от международного туризма постоянно увеличивались в 1989-1996 гг., несмотря на незначительное замедление темпов роста в последние годы. В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому изменения обменного курса американского доллара играют здесь важную роль. Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм. В 1992 г. доли прибытии туристов в этот регион и поступлений от них составляли соответственно 76 и 78% общеамериканских. Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией. Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова, принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а поступлений — 9%. Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения в регионе. В 1993 г. доходы от международного туризма составили 11,5% общих доходов от экспорта — это самый высокий уровень в мире. Сравнительно активное участие туристского сектора в экспорте является следствием конкурентоспособности каждого элемента американского туристского продукта на мировом рынке и прочной специализации некоторых районов региона, например Карибских островов.
ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Перспективы грузовых железных дорог Северной Америки определяются двумя тенденциями: продолжающимся экономическим подъемом в странах континента и глобализацией экономики. Высокие темпы экономического роста обусловили значительный прирост спроса на услуги грузового транспортаСША в целом — на 44,2 % начиная с 1980 г. Причем показатель для железных дорог США, 52 %, лучше общего, что позволило увеличить им долю на рынке с 35 до 39 %. Железные дороги уже подтвердили способность соответствовать значительному экономическому росту. В течение следующих двух десятилетий ожидается рост транспортного рынка еще на 50 %. Этот прирост может быть освоен и рельсовым, и автомобильным транспортом. Железнодорожный имеет предпосылки для развития провозной и пропускной способности с меньшими затратами для общества, чем автомобильный. Железнодорожные компании планировали инвестировать около 160 млрд. дол. в течение ближайших 20 лет в мероприятия по приведению ресурсов отрасли в соответствие с потребностями страны. Необходимые средства предоставят сами компании, реинвестируя доходы, или инвестиционные институты в виде займов. Источником капитальных вложений в развитие автомобильного транспорта, напротив, будут налоги и сборы. Пользователи через плату за проезд возмещают только часть расходов автомобильного транспорта. В 1996 г. более 113 млрд. дол. потрачено на развитие и обслуживание автомобильных дорог США. Плата пользователей за проезд покрыла расходы в размере 62 млрд. дол., остальное возмещено за счет налогоплательщиков.
Более того, железные дороги могут развивать провозную способность, не усиливая отрицательное воздействие на окружающую среду, без которого невозможна экспансия автомобильного транспорта. Локомотивы в среднем в 3 раза меньше загрязняют воздушную среду, чем грузовые автомобили, и в таком же отношении эффективнее с точки зрения расхода топлива на тягу. Помимо непосредственного влияния имеется и косвенное в виде разгрузки автомобильных дорог. Данные исследований показывают, что автомобили в дорожных пробках выделяют до 250 % загрязняющих веществ по сравнению с режимом движения. Один поезд с погрузкой контейнеров в два яруса может снять с автомобильной дороги до 280 транспортных единиц. Взаимодействие с автотранспортными, судовыми и логистическими компаниями способствовало опережающему росту перевозок в смешанных сообщениях, объем которых с 1980 г. почти утроился: с 3 млн. до 8,8 млн. ед. Ориентация экономики на развитие международных связей требует развития экспортных перевозок. Среднее расстояние перевозки в порты С.А. равно 2400 км по сравнению с несколькими сотнями километров в континентальной Европе и менее чем 160км в Японии. Такое положение благоприятно для железных дорог, потому что в условиях больших расстояний перевозки и объемов преимущества железных дорог умножаются. Около 30 % перевозок железных дорог связано с международной торговлей. Диапазон импорта и экспорта охватывает грузы от угля и автомобилей до электроники. Особое значение имеют транспортировка угля и зерна на экспортные рынки, импорт и экспорт автомобилей. С.А.- второй в мире экспортер угля (доля железнодорожных компаний в его перевозках приближается к 60 %) и первый в мире экспортер зерна (железные дороги транспортируют до половины зерновых, отправляемых на зарубежные рынки). Соглашение о свободной торговле в Северной Америке способствовало росту на 50 % объемов торговли между США и Канадой, с одной стороны, США и Мексикой, с другой. Североамериканский рынок простирается в настоящее время от Юкона до Юкатана, соответственно будут расти и расстояния перевозки. Реструктуризация и приватизация железных дорог Мексики еще в большей степени усилят роль железнодорожного транспорта в Северной Америке. Одна из вновь образовавшихся в этом процессе частных железных дорог сообщала о росте на 62 % перевозок автомобилей в течение только одного года. Однако эти тенденции сами по себе не гарантируют роста перевозок для железных дорог. Основным его условием является качество обслуживания. Поэтому только в 1999 г. железные дороги США инвестировали в развитие сети 7,3 млрд. дол., а начиная с 1980 г. в совершенствование инфраструктуры и ее содержание- более 230 млрд. дол. За несколько последних лет уложены вторые пути на нескольких тысячах километров, приобретены около 4000 новых локомотивов мощностью 6000 л. с.(4475 кВт). С начала 1990-х годов численность парка грузовых вагонов увеличилась почти на 20 %. В целом по отрасли планировалось инвестировать дополнительно 160 млрд. дол. на развитие и затем более 200 млрд. на техническое обслуживание, что должно обеспечить качество обслуживания мирового уровня. Железнодорожные компании показали, что могут соответствовать предъявляемым требованиям. Одна из крупнейших компаний обеспечила прибытие 90 % поездов без опозданий. В перевозках автомобилей именно точность соблюдения сроков доставки позволила увеличить долю на рынке с 40 % в 1980 г. до 70 %. Объем перевозок в смешанных сообщениях, которые охватывают грузы, требующие доставки в оговоренный срок, утроился с 1980 г. Резервы развития отрасли- в расширении круга грузоотправителей, в том числе переходящих с точки зрения сроков доставки от принципа just-in-time к exactly on time. Именно на эти цели ориентированы инвестиции, в том числе в развитие путевого хозяйства из расчета 620 тыс. дол./км, приобретение более мощных и эффективных локомотивов стоимостью приблизительно до 2 млн. дол., грузовых вагонов по 50- 100 тыс. дол., совершенствование информационных систем. В интересах клиентуры ведутся разработки программного обеспечения для традиционно проблемных вопросов, например согласования передачи грузов между железными дорогами, поскольку до 30 % перевозок выполняется с пересечением границ их сетей. Большое внимание уделяется разработке и внедрению соглашений о взаимодействии, которые обязывают всех участников процесса перевозки по конкретным направлениям обмениваться информацией и согласовывать эксплуатационные процессы. В настоящее время такие соглашения действуют на восьми ключевых направлениях. В Чикаго, например, его подписали восемь железных дорог. Такие соглашения включают требования по обмену грузовыми вагонами, частоте и времени перехода границ, обработке локомотивов и вагонов. В перспективе предусматривается согласовывать графики поездок и точное время прибытия для особых отправок, разработать планы действий во внештатных ситуациях во время транзита. Электронный обмен данными и связь рассматриваются как потенциальные источники повышения производительности железных дорог и потребителей их услуг. Очевидны преимущества Интернета. Все железные дороги первого класса уже применяют или разрабатывают соответствующие приложения для оформления заявок на вагоны, счетов, процедур слежения за продвижением вагонов, предоставления данных о характеристиках вагонов, ответов на запросы по тарифам, фактическому расстоянию перевозки, контрактам. Железные дороги одними из первых стали заниматься компьютеризацией и намерены максимально полно и эффективно использовать возможности Интернета, чтобы каждый грузоотправитель получал предложения по всем возможным вариантам перевозки любого груза. Крупные инвестиции последних двух десятилетий позволили создать базу для сотрудничества- эффективную систему грузовых перевозок мирового уровня.
ОБРАЗОВАНИЕ
Американцы поступают в школу с шести лет, хотя многие учатся в яслях и детских садах уже начиная с трех лет.Начальные школы американцы заканчивают в 12-13 лет, а затем переходят в средние школы различных типов. В них учатся, в среднем, до 18 лет. Именно поэтому поступить в американский вуз сразу после нашей средней школы, как правило, невозможно — нужно минимум год отучиться в украинском вузе или на специальной подготовительной программе Foundation в американском колледже. Государственные общественные школы в США страдают теми же болезнями, что и наши, хотя в целом их уровень меньше зависит от штата или региона. В них учатся дети семей с небольшими доходами, поэтому средний уровень знаний учеников низок. Выбор факультативных предметов в них невелик, и даже базовые предметы преподаются в ограниченном объеме. Американская система устроена так, что на территории любого штата школьная программа может быть изменена. Например, много шуму наделал недавний запрет Канзасского совета школьного образования спрашивать учеников на выпускных экзаменах по теории Дарвина.
В частных школах-интернатах другая беда — обучение там очень дорого (около $25 тысяч в год), а состав учеников слишком однороден — это дети верхушки «среднего класса» и богатых. Американцы считают это недостатком, поскольку у ребенка, не сталкивающегося с представителями социальных низов вовсе, могут сформироваться недостаточно демократичные по местным меркам взгляды. Сейчас в качестве разумной альтернативы развивается система школ другого типа — так называемых «чартерных» бесплатных школ, которые создаются группами единомышленников (родителей и учителей), недовольных имеющимися в округе школами. Первая школа этого типа была создана в 1991 году в Миннесоте, а сейчас количество подобных школ превысило 1.700. Ожидается, что в этом году число чартерных школ будет доведено до 3.000.
ВУЗЫ
Как известно, Америка — страна контрастов. Поэтому ее система вузов очень неоднородна. Есть здесь вузы, финансируемые частными лицами или фондами, а есть государственные, получающие деньги из бюджетов своих штатов. Хорошие и скверные вузы есть как среди первых, так и среди вторых. Причем в рамках одного университета рейтинг различных специальностей может довольно существенно различаться. Изучать в Америке можно практически что угодно. Однако, согласно данным статистических опросов, иностранцы предпочитают учиться в США бизнесу, в котором равных американцам нет. Сами же американцы отдают предпочтение юриспруденции, компьютерным наукам, медицине, инженерным наукам, архитектуре и… биологии моря. Первые два года в университете уходят на получение степени бакалавра. Еще три-четыре года занимает получение степени магистра, которая соответствует нашему статусу дипломированного специалиста (выпускника). Отдельно надо упомянуть о системе трудоустройства выпускников. В США каждое учебное заведение имеет свой рейтинг, и всякий прокол влияет на сумму баллов. Поэтому сами вузы бьются за то, чтобы трудоустроить студентов, ведь процент трудоустроенных — это графа рейтинга. То же можно сказать и о соотношении подавших заявки и поступивших (конкурс), поэтому считающие каждую копейку американцы так легко высылают по запросу заявки на поступление. Одним из главных показателей качества программы считают цифру прироста зарплаты после получения образования.
Чтобы процент трудоустроенных выпускников не падал, учебные заведения вынуждены достаточно высоко держать планку на приемных экзаменах. Даже в 25 самых-самых университетах и колледжах, не бывает меньше 10 претендентов на одно место. Ограничений при приеме по возрасту, полу, расовой принадлежности или иным признакам обычно не существует, однако есть колледжи, куда традиционно принимают только негров или женщин. Поступать на медицинский факультет сразу после школы нельзя, нужно пройти курс предварительной медицинской подготовки и получить степень бакалавра в колледже.
Занятия в большинстве университетов начинаются в сентябре и заканчиваются в начале июня. Средний срок обучения — четыре года (8 семестров). За время обучения студент должен освоить около 30 дисциплин, каждая из которых преподается в течение одного семестра. На первом и втором годах обучения студенты получают базовые знания, а на третьем и четвертом годах идет интенсивное изучение специальных дисциплин по программам соответствующих департаментов (кафедр).
Учебный план формируется индивидуально, с учетом интересов и наклонностей каждого студента, требований университета и соответствующего департамента. Программа обучения на первом курсе включает лишь несколько обязательных предметов, среди них обычно «Сочинение», в рамках которого получают навыки написания эссе и повышают грамотность, а также иностранный язык. Еще студенты должны изучить несколько дисциплин из таких областей, как естественные науки (лабораторный курс), социальные науки, искусство и литература, история, философия, религия. Практически любая дисциплина может быть выбрана для изучения студентами, специализирующимися по другим направлениям.
Программа обычно предусматривает написание работ, содержащих элементы научного анализа (рефератов, курсовых), а также финальной дипломной работы. Контроль качества подготовки осуществляется при помощи тестов и экзаменов. Система оценок совпадает с буквами алфавита: А — это «отлично», В — «хорошо» и так далее, вплоть до F — «неуд».
ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ
1. Территория, границы, положение…………………………1-2
2. Природные условия и ресурсы…………………………….3-6
3. Население…………………………………………………....7-8
4. Промышленность………………………………………........9-10
5. Сельское хозяйство………………………………………....11-12
6. Охрана окружающей среды и экологические проблемы...13-14
7. Отдых и туризм……………………………………………...15
8. Грузовые железные дороги…………………………………16-18
9. Образование…………………………………………………19-20
10. Список использованной литературы……………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Редакторы составители- В.М. Гохман, Г. М. Игнатьев, Л. Н. Карпов. Америка общий обзор. Северная Америка.
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира.//Верхнее- Волжское издательство.
3. И. В. Душина, В. А. Коринская. География- материки, океаны, народы и страны.
4. Н. П. Смирнова, А. А. Шибанова. По материкам и океанам.
5. Справочник «Страны мира».