Министерство образования РФ Тольяттинский государственный институт сервиса Кафедра Экономическая теория Контрольная работа по дисциплине Экономическая теория по теме Рынок и его свойства Выполнил Студент группы Энз-1 Белов Д.Ю. Проверил Кандидат экономических наук, доцент Филатов Ю.Н. г. Новокуйбышевск 2003 г. Содержание Введение стр.3
Условия формирования рынка стр.4 Структура и виды рынков стр.5 Функции и свойства рынка стр.8 Заключение стр.10 Литература стр.11 Введение. Любая страна должна избрать экономическую систему, которая ответит на вопросы что, как и для кого Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущество рыночной системы хозяйствования перед административной. До последнего времени в
России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рынка. В настоящее время эти ограничения ликвидированы, но внедрение рыночных отношений происходит с большими трудностями, так как в России никогда не было социально-рыночного хозяйства. Рыночная экономика это система экономических отношений по поводу купли продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования,
обеспечивающая эффективность решения социально экономических проблем. В экономической литературе существует множество определений понятия рынок. Самое простое из них Рынок это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. Французский экономист А.Курно 1801-1877гг. и экономист А.Маршалл 1842-1924гг. дали такое определение Рынок это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на
которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист У. Джевонс 1835-1882гг. в качестве основного критерия определения рынка выдвигает тесноту взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения
и заключающих сделки по поводу любого товара. Но вышеуказанные определения не являются полными, так как сущность рынка в них сводится только к сфере обмена. А ведь рынок это не только сбыт, который осуществляется в сфере обмена, но и система экономических отношений между людьми, которая охватывает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Для функционирования рынка необходимо использование разнообразных форм собственности, товарно-денежных
связей и финансово-кредитной системы. Так же в рыночные отношения входят 4 Отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе 4 Обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами 4 Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда 4 Кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент 4
Процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. Для современной России актуальным является введение цивилизованных рыночных отношений. Для этого необходимо соблюсти ряд условий, которые можно разделить на 2 группы. Первая группа связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. Это 4 Реализация многообразных форм собственности частной, кооперативной, акционерной, государственной 4
Демократизация производства при сохранении государственных регуляторов 4 Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента рынок товара и услуг рынок факторов производства финансовый рынок формирование банковской, страховой и биржевой системы создание сильного рыночного законодательства. Вторая группа включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования 4
Меры по формированию многообразных форм собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования 4 Преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике 4 Превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий в России препятствием для этого являются слабый уровень развития экспортной базы и частичная конвертируемость рубля 4 Введение свободных или мягко регулируемых цен 4
Формирование механизма эффективно действующей конкуренции Условия формирования рынка. Существует несколько необходимых условий формирования и развития рыночного хозяйства. 1. Разделение труда. Необходима специализация каждого производителя на производстве какого-либо одного товара или группы товаров, которые предназначаются не для личного потребления, а для продажи на рынке. На вырученные деньги производитель старается купить все необходимое для продолжения производства,
а также для удовлетворения личных потребностей. 2. Экономическая обособленность производителей. Движущей силой производства является интерес частных собственников к умножению богатства. 3. Многообразие форм собственности. Это условие обеспечивает формирование конкурентной среды, необходимой для экономического развития общества. 4. Свободное ценообразование. Экономика теряет свойство саморегуляции, если государство тотально устанавливает
рыночные цены, при этом она из рыночной превращается в командно-административную. В последнее время все большее значение приобретает развитие инфраструктуры рынка. В нее входят многочисленные компании, занимающиеся посреднической деятельностью, в том числе биржи, страховые компании, банки, предприятия торговли и т.д. Их цель продвижение товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, обеспечение рынка необходимой
коммерческой информацией, которая дает возможность объективной оценки рыночной ситуации для принятия решений. Это способствует сбыту товаров, через фондовые биржи привлекаются дополнительные капиталы для развития производства, что содействует развитию и совершенствованию рыночной экономики. Создаются условия для непрерывности кругооборота товаров и ресурсов. Каждому виду рынка соответствует своя инфраструктура.
Рынок товаров и услуг функционирует при помощи системы оптовой и розничной торговли, а также товарных бирж. Рынок труда обслуживают многочисленные агентства по подбору персонала и биржи труда. Рынок капитала действует при помощи брокерских контор, фондовых бирж, инвестиционных коммерческих банков. Существует также общая рыночная инфраструктура, в которую входят транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, банки, суды и т.д.
Для нормального функционирования рынка необходимы дополнительные условия трудовые, капитальные и природные ресурсы. Трудовые ресурсы необходимы для возможности перехода рабочей силы в развивающиеся отрасли так же необходим определенный уровень безработицы, который используется в качестве резерва экономики. Обладание природными ресурсами является большим подспорьем для развития экономики страны. Структура и виды рынка. Существуют различные подходы к анализу структуры рынка.
Современная экономическая теория выделяет три основных субъекта рынка домашние хозяйства, предприятия фирмы и государства правительства. Домашние хозяйства предоставляют свой ресурсы труд, землю, капитал, которые находятся в их распоряжении, а на полученные доходы покупают товары и услуги у предприятий фирм. Фирмы в свою очередь на деньги, вырученные от продажи своих товаров, закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Т. о домашние хозяйства формируют спрос на товары и услуги, на который должны ориентироваться
фирмы. В то же время они формируют и предложение ресурсов. Государство правительство, собирает налоги с домохозяйств и фирм, использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.д. Сложная структура рынка определяется 4 Формами собственности государственная, частная, коллективная, смешанная 4 Структурой товаропроизводителей государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия,
предприятия индивидуальной трудовой деятельности, которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов 4 Особенностями сферы товарного обращения 4 Уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства 4 Видами торговли, используемыми в стране. Существует множество классификаций рынка, приведу наиболее полные и часто используемые. Классификация 1 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений 4
Рынки благ и услуг 4 Рынки средств производства 4 Рынки научно технических разработок 4 Рынки ценных бумаг 4 Рынки рабочей силы. 2.По товарным группам 4 Рынки товаров производственного назначения 4 Товаров народного потребления продовольственных товаров 4 Рынки сырья и материалов. 3.По пространственному признаку 4 Внутрирегиональные 4 Межрегиональные 4 Республиканские 4
Межреспубликанские 4 Международные мировые. 4.По степени ограничения конкуренции 4 Монопольный 4 Олигопольный 4 Межотраслевые рынки. 5.По видам субъектов рыночных отношений 4 Рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации 4 Рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане 4 Рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами
непосредственные производители сельскохозяйственной продукции колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т.д. 6.С учетом соблюдения законности 4 Легальные, официальные 4 Нелегальные теневые, черные. Классификация 2 1.По объектам приложения рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы. 2.В пространственном отношении локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных
стран, мировой рынки. 3.По механизму функционирования свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки. 4.По уровню насыщенности равновесный по объему и структуре, дефицитный и избыточный. Классификация 3 1.Рынки товаров и услуг 4 Товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары 4 Рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные 4 Рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2.Рынки факторов производства 4 Рынки недвижимости 4 Орудий труда 4 Сырья и материалов 4 Энергетических ресурсов 4 Полезных ископаемых. 3.Финансовые рынки 4 Рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки 4 Кредитные рынки 4 Рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами и т.д. 4 Валютно-денежные рынки. 4.Рынки интеллектуального продукта 4
Инновации 4 Изобретения 4 Информационные услуги 4 Произведения литературы и искусства. 5.Рынки рабочей силы. 6.Региональные рынки 4 Местные, внутренние, национальные рынки 4 Внешние, международные рынки. В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок это разновидность рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. Срочный рынок это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрагентов о
будущей поставке активов в виде материальных ценностей, товаров, ценных бумаг в установленный срок на согласованных условиях. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков.
Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов. Основными из них являются 1. Географические 4 По регионам Север, Дальний Восток, Центрально Черноземный район, Урал, Сибирь 4 По административному делению республика, край, область, район, город 4 По плотности населения город, пригород, сельская местность 4
По климатическим условиям умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской. 2. Демографические 4 Группировка населения по возрасту 4 По полу 4 Размеру семьи 4 По уровню дохода 4 По профессиональному составу научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные 4 По уровню образования, по религиозной принадлежности 4
По национальному составу. 3. Психографические 4 Группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком 4 По стилю жизни богемный, элитарный, молодежный, спортивный 4 По личным качествам амбициозные, авторитарные, импульсивные. 4. Поведенческие 4 Приобретение товаров носит случайный характер 4 Поиск выгод при покупке товаров изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены 4
Статус постоянного клиента степень нуждаемости в продукте нужен постоянно нужен время от времени 4 Эмоциональное отношение к продукции положительное, безразличное, негативное. Функционирование рынка невозможно без определенных элементов. Первым и самым важным является производители и потребители. Они образуются в результате разделения труда, когда одни производят товар, а другие потребляют его.
Потребление разделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление - это продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В данном случае между производителями и потребителями происходит обмен результатами деятельности, который
отличается постоянством и появляется в форме оптовых сделок. Вторым элементом является экономическая обособленность, которая существует на базе частной или смешанной форм собственности. Третий элемент рыночной экономики цены. Цена это денежное выражение стоимости товара. Она складываются в результате спроса и предложения. На рынке существуют такие понятия, как цена спроса и цена предложения.
Цена спроса эта та максимальная цена, по которой потребитель готов купить товар. Цена предложения та минимальная цена, по которой продавец согласен уступить товар. В диапазоне между ценой спроса и предложения на рынке формируется рыночная цена. Существует такая точка, в которой цена товара устраивает и продавца и покупателя цена равновесия. Равновесная цена цена, при которой спрос равен предложению.
Четвертый элемент это спрос и предложение. Спросом называют платежеспособную потребность, т.е. ту потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос это то количество товара, которое может купить потребитель при сложившихся ценах и денежном доходе. Спрос является стимулом к применению к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Предложение то количество товаров, которое производители готовы продать по определенной
цене. Пятый элемент рынка конкуренция, которую А.Смит назвал душой рынка. Ее задача в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго. Этот элемент лежит в основе разделения труда на свободный или совершенно конкурентный рынок и рынок несовершенной ограниченной конкуренции. Свободный рынок представляет собой некую идеальную модель рынка, на котором неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход и выход из него.
Каждый потребитель имеет право купить все необходимые товары, опираясь на свой доход. Присутствует абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и др. ресурсов. У каждого участника конкуренции имеется полный объем рыночной информации о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, о нормах прибыли и т.д. Отсутствует товарная марка, которая ставит продавца в привилегированное положение, мешает входу на
рынок новых производителей. На этом рынке ни один участник не в состоянии оказывать влияние на других участников, т.к. число участников велико. Но в современном мире не существует совершенно конкурентный рынок, т.к. есть множество препятствий для него наличие крупного первоначального капитала, сложности в получении лицензии, отсутствие полной коммерческой информации и т.д Рынок ограниченной конкуренции - это рынок, на котором либо продавец, либо покупатель, либо и тот и
другой могут существенно влиять на цены и, следовательно, определять их с целью извлечения выгоды. Он неоднороден, имеет сложную структуру, состоит из рынков чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Каждый из них активно формирует цену, что невозможно в условиях чистой конкуренции, и имеет свои особенности максимализации прибыли и развития производительных сил. Неотъемлемым элементом рынка является инфраструктура.
Подробно о ней говорилось выше. Функции и свойства рынка. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. 4 Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно вырабатывают наиболее технологические способы производства путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда, что приводит к минимизации издержек при высоком качестве продукции.
4 Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене между группами общества. 4 Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением, однако эта функция может бездействовать в условиях бездефицитного производства. 4 Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных
предприятий и осуществление за счет этого дифференциации товаропроизводителей. 4 Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться. 4 Посредническая функция. В условиях разделения труда экономически обособленные производители могут
обмениваться результатами своего труда. 4 Информационная функция это распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях. Свойства, присущие рынку, позволяют рационализировать хозяйственную деятельность. Благодаря конкуренции ограниченные средства распределяются таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, т.е. издержки для общества становятся минимальными. Фирмами производится такая продукция, которая наиболее предпочтительна для потребителей.
Чутко реагируя на изменение цен, рынок стимулирует переход ресурсов производства в те отрасли, которые пользуются наибольшим спросом. При этом редкие ресурсы достаются наиболее сильным конкурентоспособным производителям, которые могут использовать их наиболее эффективно. Конкуренция заставляет повышать качество предлагаемых к продаже товаров и услуг, расширять ассортимент продукции, внедряя все новые товары и услуги. В то же время рыночная экономика отсеивает слабых производителей,
не способных выдержать конкурентную гонку, освобождаясь, таким образом, от отсталого производства. Механизм рынка позволяет сделать экономику бездефицитной, ибо любая платежеспособная потребность удовлетворяется рыночной экономикой. Рынку всегда свойственны социальное неравенство, ограниченная роль государства, частная собственность на инвестиционные ресурсы, приоритет интереса личности, свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора. Но возможности рынка ограничены.
Он не может регулировать денежное обращение, это является функцией государства. Рынок в состоянии удовлетворить только индивидуальные интересы, а не общественные, такие как расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону и т.д. Рынок стимулирует внедрение научно технических достижений и улучшение качества товаров, но финансируются те проекты, которые имеют, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности
в перспективе. Таким образом, рынок не в состоянии финансировать фундаментальные научные исследования, поскольку никто не может дать гарантий результативности таких исследований и возможности их успешного применения в хозяйственной жизни. Частный интерес может вступать и в противоречие с общественными интересами. Так происходит, например, если в результате производства наносится ущерб окружающей среде или здоровью человека. Рыночный механизм в данном случае никак не подталкивает владельцев конкретного предприятия
изменить условия производства, поставить очистительные сооружения с тем, чтобы снизить вредные последствия хозяйственной деятельности. Кроме того, рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения. С точки зрения рынка кто не работает, тот не ест. Таким образом, рынок приводит к дифференциации доходов и уровня жизни в обществе.
Заключение. Таким образом, рынок не может регулировать все сферы общественной жизни, его функции ограничены. Регулированием тех социально экономических проблем общества, которые не решает рынок, занимается государство. Оно призвано не только контролировать те сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рыночного механизма социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д но и следить за отлаженностью действия рыночного
механизма. Это важно, так как существуют факторы, под действием которых рыночный механизм деформируется, что ведет к негативным для экономики последствиям. К таким факторам относятся монополизм, инфляция и безработица, если они превышают допустимый для нормального функционирования рыночной системы уровень. Однако, государство, регулируя действие рыночного механизма, при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить страну
стимулов к совершенствованию. Так, при плановой системе хозяйствования, долгое время господствовавшей в нашей стране, государство полностью заменило рыночный механизм, взяв на себя функции посредника между производством и потреблением. Государство диктовало производству, что и в каком количестве производить, по каким ценам и кому продавать. В результате, производство утратило функции адаптации к нуждам потребителей, и не было заинтересовано в совершенствовании качества и ассортимента выпускаемой продукции.
Кроме того, централизованное распределение ресурсов привело к неэффективному их расходованию и преобладанию в экономике ресурсоемкого производства. Следствием такой организации производства стало то, что экономический рост происходил за счет вовлечения в производство все большего количества ресурсов, а не за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов. Исторический опыт доказывает, что чрезмерное вторжение государства в экономику не приводит к желаемому экономическому прогрессу, а толкает на экстенсивный путь развития,
тормозит экономический рост. Литература. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М. Юристъ, 2000 Казаков А.П. Экономика Учебный курс по основам экономической теории М. Гном пресс, 1998 Камаев В.Д Семенов В.Ф. Учебник по основам экономической теории М. Владос, 1994 Муталимов М.Г. Основы экономической теории
Минск, Интерпрессервис, 2002 Экономика под ред. проф. А.Г. Грязновой и д.р. М. Единство, 2001 Экономическая теория Учебник для вузов под ред. проф. А.И. Добрынина и д.р. 3-е изд Питер 2002
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |