Промышленность Дании
Подобно соседнимскандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революциитолько в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений.Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены,чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, вДании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газав датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Лесазанимают менее 10% площади страны.
Структура промышленностиДании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известнякови глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличиеквалифицированной рабочей силы.
В 1990-е годы Даниярасполагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей незанимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых впромышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985.Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Темне менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании ипоставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы попроизводству чугуна и стали (крупнейший из них — сталелитейный комбинат вФредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производствудоильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятияразмещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждомгороде. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры — Копенгаген,Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, ноиз-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратиласьдеятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге.Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфяхв Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно«Зеландия». Датские судоверфи специализируются также на выпускесудов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.
Два других важных секторапромышленности Дании — это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочныекомбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров(от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международныйрынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементнаяпромышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга.Производство цемента расширялось с 1945 до 1970-х годов, но затем сократилось всвязи с уменьшением масштабов строительства в самой Дании. Развитие этойотрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировалаготовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезныхископаемых Дании — глина — используется как сырье для производства кирпича ичерепицы. Основной район этого производства — северо-восточная Зеландия,расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов вБольшом Копенгагене.
Некоторые отрасли датскойпромышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводысконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращиваютсахарную свеклу. Отходы этого производства — важный источник кормов для скота;налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей изкартофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых исахарной свеклы. Бльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене,Ольборге и Раннерсе, некоторые — в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводыиспользуют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается вКопенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе иРаннерсе.
Транспорт. Судостроение
Почти две трети ВВПсоздается в частном секторе. Территориально промышленный потенциал Данииперемещается в западные регионы страны (о. Фюн и Ютландия), что вызванорастущим интересом датчан к рынкам Центральной Европы. В настоящее время дветрети производственных компаний сосредоточены в этих регионах.
После непродолжительнойстагнации промышленности в 1995 и 1996 годах, связанной с падением датскойкроны по отношению к европейским валютам и американскому доллару, 1997 годпоказал рост производства и объема экспорта. Эта тенденция вызвана повышениемспроса на европейских рынках и усилением экспортного потенциала Дании.
Общая стоимостьпроизведенной в Дании в 1997 году промышленной продукции составляет около 400млрд. крон. Две трети производимой продукции экспортируется.
Ведущими отраслямидатской индустрии являются металлообработка, машиностроение и приборостроение.Здесь создается около 34% всего объема промышленного производства. Важное местозанимает пищевая — 26%, химическая — 16,5%, целлюлозно-бумажная иполиграфическая — 8,5%, а также деревообрабатывающая и мебельная — 7,8%промышленность. Все эти отрасли имеют устойчивую тенденцию к росту производстваи экспорта своей продукции. После нескольких лет застоя наметился подъемтекстильной и швейной промышленности. В настоящее время эти отрасли дают около3,5% от общего объема промышленного производства. Кожевенная промышленностьнаходится в кризисе.
Итоги 1997 года,положение в экономике Дании в начале 1998 года, позволяют сделать вывод о том,что экономика страны находится в стадии подъема. Прогнозы датских имеждународных экспертов уверенно предвещают для экономики Дании на ближайшийпериод умеренный рост ВВП, дальнейший подъем сельскохозяйственного и промышленногопроизводства, умеренный рост экспорта и укрепление валютно-финансовогоположения страны.
По оценкам экспертовМеждународного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества иразвития темпы экономического роста в Дании несколько снизятся и приблизятся ксреднеевропейским (2,7%), темпы инфляции, попрежнему, будут превышатьсреднеевропейские (на 0,5%), а уровень безработицы еще более снизится дорекордно низкой отметки в 6,9% к 1999 году.
14 апреля 1998 годаправительство Дании официльно объявило о планах достижения стратегических целейна период до 2005 года: снизить уровень безработицы до 5%; снизитьгосударственный долг до 40% ВВП; ликвидировать иностранную задолженность Даниик 2005 году.
Вместе с тем, и датские(Национальный Банк Дании), и междунардные эксперты (МВФ) неоднократновысказывали опасения по поводу возможности перегрева экономики Дании инеобходимости принятия жестких мер для ограничения роста заработной платы ичастного потребления в стране. Подъем экономики Дании, тем не менее, не привелк существенному росту датского экспорта, что объясняется, главным образом,неблагоприятным соотношением датской кроны к доллару США.
Наиболее динамичноразвивающиеся отрасли промышленности, производящие мебель, фармацевтическиетовары, медицинское, природоохранное и ветроэнергетическое оборудование, атакже агропромышленный комплекс (производство мяса свинины и мяса говядины,сливочного масла, сыров и сухого молока) имеют хорошие шансы на продолжениероста. В промышленности и сельском хозяйстве еще сильнее будет сделан упор наприоритет экологически чистых технологий.
Продолжится развитиетранспортной инфраструктуры, в первую очередь сети скоростных автодорог ипереправ через проливы, а также модернизация и электрификация железнодорожноготранспорта, строительства миниметро в Копенгагене.
Вместе с тем, в сферетранспортных услуг заметный рост объема грузооборота ожидался в 1998 году лишьв морском транспорте за счет дальнейшего развития контейнерных перевозок.Капиталовложения в развитие датских морских портов должны принестиположительные результаты в плане увеличения грузооборота в последующие годы.
В 1998 году ожидалсядальнейший рост в таких отраслях, как телекоммуникации и информатика.Продолжены работы по развитию единой компьютерной сети в Дании.
Транспорт
Транспортнаяпромышленность Дании традиционно считается одной из важнейших отраслейэкономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она остаетсязначительным источником поступлений иностранной валюты (около 90% поступлений).
Морской транспорт. На егодолю приходится примерно 75% всех внешнеторговых перевозок.
Торговый флот под датскимфлагом сегодня включает в себя более 1656 судов общим тоннажем 5,9 млн. тонн,из которых половина занята в линейном, около 20% в трамповом судоходстве, третьиспользуется для перевозки танкерных грузов. Датчане покрывают 5% мировогорынка грузоперевозок.
Активность торговогофлота Дании концентрируется преимущественно на международных линиях. Внутренниеперевозки занимают только 10% товарооборота судоходных компаний.Транспортировка грузов в Европе — составляет 25% оборота. Крупнейшим рынкомморских перевозок для Дании является североамериканский континент. На его долюприходится 50% всего товарооборота датского флота. Внутри стран Северной Европыдатчане выполняют только 5% морских перевозок. В Россию датские судоходныекомпании в 1997 г. перевезли около 360 тыс. тонн грузов.
Датские судовладельцыуправляют одним их самых современных флотов со средним возрастом судов менее 8лет, что почти в два раза ниже среднего возраста мирового торгового флота. В1997 году чистый доход от эксплуатации торгового флота, который, главнымобразом, используется для перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд.долларов. В торговом флоте занято 20 тыс. человек.
В Дании более 300судоходных компаний, крупнейшими из которых владеют концерны «А. П.Мюллер» и «Лауритцен». Первому принадлежит ведущее место в мирепо перевозкам стандартных 20-футовых контейнеров. Если в 1990 году эта компанияуже владела двумя крупнейшими в мире контейнеровозами «Зеландия» и«Ютландия», способных одновременно перевозить по 3600 стандартных20-футовых контейнеров каждый, то в 1996 году «А. П. Мюллер» получилпервый из 12 заказанных гигантских судов-контейнеровозов, каждое из которыхспособно перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делаеттакие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
В 1997 году через 48датских портов прошло грузов общим тоннажем 80 млн. тонн. Грузоперевозки вРоссию обслуживаются в основном судоходной компанией «ДФДС Транспорт»и фирмой «Контейнершипс». Основными портами, используемыми датчанамиявляются прибалтийские терминалы, Хельсинки, С-Петербург и Калининград. ПортыБалтии и Финляндии пользуются у грузоотправителей в Россию большим предпочтениемпо сравнению с российскими портами. Датчане связывают это с плохой работойтаможенных постов на российских морских терминалах, сложностью использованияпроцедуры TIR, а также низкой скоростью грузопереработки в российских портах.
Железнодорожный транспортсосредоточен главным образом, в ведении государственной компании Датскихнациональных железных дорог (ДСБ). Кроме того, в Дании существует 13 мелкихжелезных дорог, осуществляющих перевозки на острове Зеландия. Общая длинадатских железных дорог составляет более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорогэлектрифицированы. К 2000 году планируется полностью электрифицировать всюжелезнодорожную сеть. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно150 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т.ч. около 65% внешнеторговыхгрузов. Около 20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.
ДСБ принадлежат не толькожелезные дороги, но и 283 станции, а также подвижной состав, который включаетпримерно 200 магистральных и более 200 маневровых электрических и дизельныхлокомотивов, более чем 6,5 тыс. вагонов различных типов. Кроме того, ДСБэксплуатирует порядка 30 крупных паромов, осуществляющих переправу на 304паромных линиях. Ежедневно паромами ДСБ осуществляется более 275отходов-заходов. 600 автобусов ДСБ обслуживают 7373 км автобусных маршрутовмежду станциями на различных линиях.
В 1996 г. на ДСБ работалоболее 15,5 тыс. человек, прибыль составила 7,3 млн. крон, из них 2,6 млн. кронприходилось на пассажирские перевозки и 1 млн. крон на грузовые.
Автомобильный транспортимеет важное значение для грузопассажирских перевозок внутри страны. Ежегодноавтотранспортом осуществляются более 75% всех внутренних грузовых перевозок иболее 90% пассажирских перевозок, а также приблизительно 8% внешнеторговыхперевозок грузов.
В настоящее времябольшинство сухопутных транспортных потоков (как автомобильных, так ижелезнодорожных) идущих из Центральной и Западной Европы в Швецию, Норвегию иФинляндию, а также в обратном направлении, сходятся к датским проливам. Наберегах проливов Эресунн и Большой Бельт многочисленные машины, автобусы ивагоны должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть противоположного берега.Поэтому через эти проливы — Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и БольшойБельт, который пролегает между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходомидет возведение мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериямуделяется большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе онидолжны завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожнойсети на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станетбесперебойным и скоростным.
Транспортным путем черезФинляндию, Швецию, Данию все активнее пользуются российские экспортеры иимпортеры, поэтому Россия тоже получит выгоду от ускорения перевозок в этомнаправлении.
Общая длина переправычерез Эресунн составит 16 км. и будет готова в 2000 году. Она сооружается междукрупным городом юга Швеции Мальмё и датской столицей Копенгаген на основемежправительственного соглашения между Данией и Швецией. Строители БольшогоБельта должны были ввести в строй переправу между островом Зеландия и островомФюн 15 июня 1998 года. Общая длина переправы составит 18 км.
Затраты на возведениеобеих переправ оцениваются более чем в 10 млрд. долларов. Эти расходы в будущемдолжны себя окупить не только за счет взимания платы за проезда по мостам.Швеция и Дания надеются крупно выиграть в результате того, что регион Мальмё-Копенгаген, соединенный скоростными трассами, получит мощный стимул длядальнейшего экономического развития.
По оценкам экономистов помосту между Мальмё и Копенгагеном после ввода его в эксплуатацию будетпроезжать 10 тыс. транспортных средств в сутки. В дальнейшем транспортныепотоки могут увеличиться до 30-40 тыс.
Кроме того, всоответствии с договором между правительствами Дании и Германии начаты проектыпо технико-экономическому обоснованию строительства переправы между двумястранами через пролив Фехмерн.
Воздушный транспорт.Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS («Скандинэвиэн ЭрлайнзСистем») — совместное государственно-частное предприятие с участиемШвеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в товремя как её датское отделение «Данэйр» занимается перевозками внутристраны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в томчисле отделением «Данэйр» на внутренних линиях Дании около 2,5 млн.пассажиров.
Помимо SAS и«Данэйр» в Дании имеется крупнейшая в мире чартерная авиакомпания«Стерлинг Эйруэйз» и около 10 мелких авиакомпаний, осуществляющихполеты внутри страны и на короткие расстояния за границу (восток Швеции,юго-восток Англии и север Германии).
SAS предпринимает всенеобходимые меры для выживания в конкурентной борьбе, которая по расчетамэкспертов приведет к тому, что к 2000 году в Западной Европе сохранится только5 сильнейших авиакомпаний. SAS имеет тесные контакты с авиакомпаниями«Тексас Эйр» (США), «Суиссэйр» (Швейцария),«Финнэйр» (Финляндия) «Лан-Чиле» (Чили), «Тай»(Таиланд) и «Ана-Олл-Ниппон Эйлайнз» (Япония) и обменялась с нимиакциями с тем, чтобы успешнее противостоять конкуренции со стороны более мощныхзападноевропейских компаний.
В Дании имеется 34аэропорта, способных принимать современные реактивные лайнеры. Крупнейший изних Копенгагенский аэропорт «Каструп» (15 млн. обслуживаемыхпассажиров в год, включая транзитных) занимает пятое место в Западной Европе. Ваэропорту ведутся работы по его расширению с тем, чтобы довести пропускнуюспособность к 2000 году до 20 млн. человек.
Трубопроводный транспортприобрел важное значение с началом разработки (середина 80-х годов) нефтяных игазовых месторождений в датском секторе Северного моря.
В настоящее время встране имеется необходимая сеть газо- и нефтепроводов. В эксплуатациигосударственной компании трубопроводного транспорта «Данск Олиерер»,входящей в концерн «Донг», имеется 200 км. подводных и 110 км.сухопутных нефтепроводов, а также 200 км. подводных и 760 км. сухопутныхмагистральных газопроводов. Газораспределительная трубопроводная сеть страныимет протяженность более 14 тыс. км.
Судостроение
Дания является одной изнемногих стран, которые занимаются морским судостроением. В 1997 году в датскихдоках сошло на воду 16 судов различных классов общим водоизмещением 414 тыс.тонн и грузоподъемностью 375 тыс. тонн, что соответствует 2% мирового рынкастроительства судов.
Высокие производственныеиздержки затрудняют привлечение иностранных заказчиков. В условияхобострившейся конкуренции на мировом рынке судостроения основными заказчикамидля датских судоверфей в настоящее время являются датские судоходные компании.
На датских верфяхосуществляется строительство морских стандартных судов, а именно универсальныхгрузовых контейнеровозов, танкеров для перевозки химических грузов снержавеющими грузовыми цистернами и двойными корпусами. Осуществляютсяэкспериментальные работы по строительству специализированных судов — цементовозы, пассажирские и автомобильные паромы, транспортные суда и буксиры.
В течение последних летотмечается постоянное уменьшение портфеля заказов датских судостроителей. Так,если в 1993 году он составлял 51 судно с дедвейтом почти 3000 тыс. тонн игрузоподъемностью около 1800 тыс. тонн, то в 1997 году датские компаниивыполняли заказы на строительство 28 судов с дедвейтом 1043 тыс. тонн игрузоподъемностью 867 тыс. тонн., из них новые контракты были только на 9судов.
Проблемы в судостроении,затрагивающие и субподрядные компании, традиционно поставляющие комплектующиедля этой отрасли промышленности, датские фирмы стремятся преодолеть путемрасширения услуг по ремонту судов и диверсификацией производства. В 1996 годуоборот верфей только на ремонт вырос почти в два раза и составил около 900 млн.крон. Выполнение заказов, не связанных напрямую с судостроением, выросло почтидо 4 млрд. крон и составило 30% от всего оборота промышленности.
Общий товарооборотсудостроителей в 1996 году составил более 11 млрд. крон, что равно 3% от всегооборота датской промышленности. Надо отметить, что по этому показателюсудостроители приблизились к цифрам самого лучшего года (1991) в их истории.Годовые инвестиции судостроительных компаний в свое производство уже напротяжении пяти лет остаются постоянными и составляют 250-270 млн. крон. Данияпридерживается правил ЕС, исключающих субсидирование судостроительнойпромышленности. Тем не менее, идет скрытая поддержка отечественныхсудостроителей путем выдачи заказов на ремонт и реконструкцию боевых кораблейВМС страны с выделением на эти цели дополнительных финансовых средств избюджета.
Судоверфь «ОденсеСталскибсверфь» в г. Оденсе — самая большая в Дании, и участвует впрограммах Европейского Союза «Эсприт». Эти программы объединяютевропейские компании и научно-исследовательские институты для совместнойдеятельности в развитии новой технологии и совершенствовании судостроительнойотрасли.
Применение такойстратегии было решающим фактором для верфи. За последние 5 летпроизводительность увеличилась более чем на 20% и продолжает расти. На судовефисейчас работают около 2600 человек, оборот — 2,9 млрд. крон. В 1997 году верфьспустила на воду 3 судна общим водоизмещением 274,5 тыс. тонн игрузоподъемностью 255 тыс. тонн. На верфи строятся контейнеровозы, которыемогут перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает такиесуда самыми большими в мире на сегодняшний день.
Судоверфь«Данъярд» объединяет всю судостроительную деятельность датскогоконцерна «Лауритцен». В свое время эта судоверфь поставила сериюсовременных рефрижераторных судов в СССР, а в 1989-90гг. поставляларыбоохранные суда с вертолетом на борту для Министерства рыбного хозяйстваСССР. «Данъярд» совместно с рядом российских пароходств участвовалатакже в проектах по модернизации рыболовецких судов в России. Кроме того, всовременных доках и высокопроизводительных ремонтных мастерских верфи«Данъярд» производится текущий ремонт и техобслуживание всех видовсудов. Верфь «Данъярд» во Фредериксхавне на Ютландии имеет 2000служащих и ее оборот составил в 1996 году 1,2 млрд. крон.
В 1997 году верфьпоставила 3 судна грузоподъемностью 64,5 тыс. тонн и имеет заказы настроительство еще 4 судов дедвейтом 148 тыс. тонн. В настоящее время«Даньярд» находится в сложном финансовом положении.«Лауритцен» выставил на продажу это отделение концерна.
Особо следует выделитьсудостроительную верфь «Орхус Флюэдок», которая заключила контракт на770 млн. крон с российской организацией «Дальморепродукт» настроительство 7 кораблей. При этом 20% суммы выплачивает российская сторона вкачестве предоплаты, а остальные 80% должны кредитоваться «Датским судовымкредитным фондом» под гарантии возврата кредита от Центрального банкаРоссии. Два судна уже передано заказчику.
Судоверфь «ОрхусФлюэдок» (численность персонала — 700 чел., годовой оборот — 700 млн.крон) располагает самым современным оборудованием для ремонта и строительстваморских кораблей и имеет возможность выполнять заказы по следующимнаправлениям: строительство серийных грузовых кораблей; строительство морскихлайнеров; перепрофилирование существующих судов, модернизация с целью увеличенияих потенциальных возможностей; ремонт кораблей различных типов.
В 1997 году компанияпостроила 5 судов с общим дедвейтом 18,5 тыс. тонн. Портфель заказов верфисодержит еще 8 судов дедвейтом 48 тыс. тонн.
Судоверфь«Ерсков» в Фредериксхавне также заключила контракт с российскойкомпанией «Севрыба» (Мурманск) на поставку четырех рыболовецкихтраулеров. Сумма контракта составляет 450 млн. крон. Первый корабль был сданноябре 1997 года.
«Ерсков»образована в 1958 году и представляет собой акционерное общество с уставнымкапиталом в 15 млн. крон. Оборот верфи — 1 млрд. крон, количество занятых — 770человек. Судоверфь специализируется в выпуске различных судов пассажирскогокласса, танкеров и сухогрузов. В 1997 году компания поставила 2 суднагрузоподъемностью 30 тыс. тонн. В портфель заказов входит строительство еще 7судов грузоподъемностью 13,9 тыс. тонн, в т. ч. малого парома стоимостью 20млн. крон.
Оценивая судостроительнуюотрасль Дании можно отметить, что в целом она не потеряла своейконкурентоспособности на мировом рынке. В портфеле заказов датских корабеловнаходится 10 танкеров и 8 судов для перевозки химических грузов, а также 5рыболовецких траулеров. Это свидетельствует, что даже в условиях жесткойконкурентной борьбы датчане, благодаря своей высокой квалификации, продолжаютиграть заметную роль на судостроительном рынке и вызывают интерес зарубежныхпредпринимателей к инвестированию.
Аграрнаяпромышленность Дании. Пищевое машиностроение
Датское сельскоехозяйство является одним из ключевых секторов экономики страны и экспортсельскохозяйственной продукции традиционно приносит значительную долю валютныхпоступлений в торговом балансе Дании. Экспортируется более двух третейпроизводимой в стране сельхозпродукции. Общая стоимость сельскохозяйственногоэкспорта в 1997 году составит не менее 60 млрд. крон.
Производительностьдатского сельского хозяйства в настоящее время способна удовлетворитьпотребности 16 млн. человек в продуктах животного происхождения при населениистраны 5,2 млн. человек.
Причем Данию вряд лиможно отнести к числу стран со слишком комфортными природными условиями дляведения сельского хозяйства.
Сельскохозяйственноепроизводство Дании характеризуется высоким уровнем технологии и агротехники,который достигается за счет систематического применения самых передовыхразработок в этой области, высокой степени механизации и автоматизации работ.Новинки науки и техники внедряются в производство посредством разветвленнойсети высококвалифицированных консультантов. Часть этих консультантов являютсясотрудниками соответствующих служб кооперативных объединений. Существует такженемало частных консультационных фирм в этой области.
В сельском хозяйствеДании занято около 120 тыс. человек или 5% трудоспособного населения страны стенденцией к постепенному сокращению. Причем наемные работники составляют лишьоколо 25 тыс. человек. Основой сельскохозяйственного производства являетсясемейная ферма. Общее количество хозяйств в стране — 68,8 тысяч при среднемразмере фермерского хозяйства 40 га.
В сельском хозяйствеДании идет процесс концентрации производства и укрупнения ферм (в 1970 годубыло 140 тысяч ферм средней площадью 21 га). Также происходит укрупнениепредприятий, обслуживающих фермеров и перерабатывающих сельхозпродукцию.Количество молокозаводов сократилось с 1350 в 1960 году до 40 в настоящеевремя, а компаний, имеющих скотобойни, с 77 до 4.
Аналогичным образомпроизошла рационализация в переработке производимой фермерами домашней птицы,зерна, в производстве и поставке кормов и снабжении фермеров удобрениями.
В Дании уделяетсяпристальное внимание вопросам защиты окружающей среды. Действующие законыжестко регулируют применение химических веществ, диктуют порядок и масштабыиспользования органических удобрений, а также исключают сброс отходовсельхозпроизводства в окружающую среду. Экологически чистые технологии вдатском сельском хозяйстве успешно внедряются не только под административнымпрессом, но также потому, что они стали экономически выгодными для самихфермеров. Государство и кооперативные объединения финансируют новейшие научныеразработки в этом направлении, что не только устраняет загрязнение средыобитания, но также приводит к увеличению выпуска экологически чистой продукциии повышает конкурентоспособность датского сельскогохозяйства.
Фермерские объединениясоздали ряд кооператив-ных компаний для организации материально-техническогоснабжения производства, лизинга и технического обслуживания сельхозтехники, атакже для закупки на фермах готовой сельхозпродукции, ее дальнейшей переработкии реализации, в том числе и на экспорт.
Эти компании сейчасявляются ведущими в агропромышленном секторе Дании. Около 50% средствпроизводства для фермерских хозяйств обеспечивается через кооперативныеснабженческие организации, и более 75% всей продукции перерабатывается ипродается кооперативными сбытовыми организациями.
Действует немало частныхфирм, и хотя доля каждой из них в общем объеме поставок товаров ипредоставлении услуг, а также в заготовке и переработке сельхозпродукцииневелика, однако, их существование поддерживает обстановку конкуренции, азначит и высокий уровень обслуживания. Такая система позволяет избежать диктатапосредников и определяет возможность выбора для фермеров.
Почти все фермеры страны,являясь совладельцами одного или нескольких кооперативов, имеют возмож-ностьоказывать влияние на ценообразование и участвуют в прибыли, образующейся настадии переработки и реализации сельхозпродукции.
В агропромышленномкомплексе страны действует около 300 кооперативных обществ, союзов, предприятийи ассоциаций, сформированных фермерами на национальном, региональном и местномуровнях. Кооперативные организации и предприятия перерабатывают и реализуют 93%молока и молочных продуктов, 92% сливочного масла, 87% сыра, 93% свинины, 65%говядины, 61% продуктов птицеводства, 99% продукции пушного звероводства.
Кооперативные органысозданы по функциональ-ному принципу — производственные, перерабатывающие,снабженческие, сбытовые, обслуживающие, кредитно-финансовые и т. д.
Четыре ведущие сельскохозяйственныекоопера-тивные организации Дании координируют деятельность всех кооперативов вэтом секторе экономики: Федерация датских кооперативов; Федерация датскихфермерских союзов; Объединение мелких фермеров; Сельскохозяйственный Совет.Кооперативы в Дании имеют преимущества в налогообложении по сравнению счастными компаниями.
Растениеводство. Площадьобрабатываемой земли в стране составляет 2,72 млн. га (65% всей территорииДании). Обрабатываемая земля используется следующим образом: 56,9% под зерновыми,13,6% — травы и зеленые корма в севообороте, 9% под выращивание технических ибобовых культур, 5,7% под корнеплодами, 6,5% под выращиванием семенногоматериала, около 1% занято садами и ягодниками, порядка 7% — под пастбищами.
Среднегодовая урожайностьсельскохозяйственных культур за 1997 год характеризуется следующими данными(ц/га): зерновые — 61 (в том числе озимая пшеница — 70, ячмень — 54, овес — 51,рожь — 48), картофель — 338, сахарная свекла — 439, семена рапса (основнаямасличная культура в Дании) — 21.
Собственным производствомпродуктов земледелия Дания в основном удовлетворяет свои потребности в кормовыхкультурах, производстве зерна. Сбор урожая в 1997 г. составил: зерновых — около9,2 млн. т. (ведущие культуры: пшеница — 4,8 млн. т. и ячмень — 3,9 млн. т.),картофеля — 1,4 млн. т., сахарной свеклы — 3,1 млн.т.
Экспорт продукциирастениеводства является значительным для такой небольшой страны. Ежегодноэкспортируется около 2,5 млн. тонн зерна. Дания — один из ведущих мировыхэкспортеров семян луговых трав (преимущественно клевера, райграса и т. д.).Экспортируется также зерно, семена сахарной свеклы, картофель и ряд другихпродуктов растениеводства: всего в 1997 году более чем на 6,5 млрд. крон. Приэтом следует отметить, что стоимость датского экспорта продукциирастениеводства в течении длительного периода имеет тенденцию к снижению.
Животноводство. Оноявляется крупнейшей и высокоэффективной отраслью сельского хозяйства Дании. Надолю животноводства приходится примерно три четверти совокупных фермерскихдоходов.
Высокая эффективностьдатского животноводства обусловлена применением научно-обоснованных системсодержания сельскохозяйственных животных, а также практически повсеместнымвысоким уровнем механи-зации и автоматизации на всех участках производства ипереработки продукции. Полностью сбалансирована кормовая база. Причем вкачестве грубых кормов широко используется даже солома, обработаннаясоответствующим способом.
Поголовье крупногорогатого скота в Дании сейчас составляет 2,1 млн. голов и в течение ряда летимеет тенденцию к сокращению. Важное место в животноводстве занимает молочныйскот — 13 тысяч фермеров содержат 700 тыс. дойных коров. Датский молочный скотобладает высокой продуктивностью и занимает лидирующее положение в Европе. Попроизводству молока (4,7 млн. тонн в 1997 году) Дания далеко опережает Австрию,Бельгию, Португалию, Швецию и Финляндию. Большая часть производимого молокаперерабатывается на крупных современных молокозаводах, принадлежащих фермерскимкооперативным объединениям.
Основное место в закупкеи переработке молока занимают кооперативная компания «МД Фудз» (более60%) и «Клевер Мэлк» (около 20%). В конце 1996 года «МДФудз» поглотила 5 небольших компаний и прекратила на них переработку молока.В настоящее время идут переговоры о слиянии компаний «МД Фудз» и«Клевер Мэлк». При реализации этого слияния молочная промышленностьДании будет практически монополизирована. Сейчас картельное соглашениедействует только по молоку.
Можно предположить, чтоконцентрация в молоч-ной промышленности Дании происходит под влияниемобострения конкуренции в Европе. В настоящее время сложилась острая ситуация ввопросе регулирования производства молока в ЕС. Обострилось столкновениеинтересов датских и немецких производителей молока. Серьезные опасения удатских производителей молока вызывают планы приема новых стран в члены ЕС.
Дания является крупнымпроизводителем сливочного масла. В 1997 году произведено 57 тыс. тонн. Этобольше чем в Испании и Португалии вместе взятых, вдвое больше, чем в Швеции.Дания — один из крупнейших мировых экспортеров сливочного масла — 49 тыс. тоннв 1997 году (основной покупатель Англия).
По экспорту сыра Даниязанимает четвертое место в мире. В 1997 году датский экспорт сыра составил 236тыс. тонн на сумму свыше 1 млрд. долларов (основные покупатели — ФРГ,Саудовская Аравия, Япония, США и Греция).
Дания занимает 8 место вмире по производству свинины и в 1996 году стала крупнейшим в мире экспортероммяса свинины. В 1997 году экспортировано 1,2 млн. т. В течении прошедшего годабыло откормлено и забито более 21 млн. свиней. Ожидается дальнейший ростпроизводства мяса свинины и в 1998 году. По уровню душевого потребления свининыДания занимает первое место в Европе. Поскольку прирост экспорта датскойсвинины приходится преимущественно на третьи страны, датчане не считают рост еёпроизводства в стране проблемой ЕС. Крупнейшими датскими экспортерами свининыявляются компании «Дэниш Краун», ДСК и «Фудейн».
Производство говядины ибройлерной птицы в основном обеспечивает потребности страны и часть продукциивывозится.
Пушнина. Доходной иразвитой отраслью стало пушное звероводство. По производству норки Дания страназаняла лидирующее место в мире (почти треть мирового производства).
Звероводством занятооколо 2,7 тысяч ферм. Для подавляющего большинства фермеров это занятие неявляется единственным. В последние годы производство шкурок норки в Даниистабильно возрастало и в 1997 году составило 8,9 млн. штук. Пооизводство шкурокдругих пушных зверей не превышает 100 тыс. штук.
Производимая пушнинареализуется на Копенгагенском пушном аукционе, который является крупнейшим вмире. Площадь его помещений составляет 62 тыс. кв. м. и здесь ежегоднопроводится 5 аукционов.
Рыбопереработка. Дания пообъему вылова рыбы среди стран ЕС занимает второе место после Англии и входит впервую десятку крупнейших рыбоперерабатывающих стран мира, занимая третье местов мире по экспорту рыбы. В 1997 году датскими рыбаками было выловлено 1,6 млн.тонн морской рыбы. Кроме этого, рыборазводными фермами было реализованопродукции на 966 млн. крон. Общий экспорт продукции рыболовства ирыборазведения (без рыбных консервов) составил более 1,15 млн. т. на сумму 15млрд. крон. Отрасль экспортирует рыбу и морепродукты в 114 стран мира.
Дания располагаетзначительным опытом в области рыболовства и имеет богатые традиции в областипереработки рыбопродукции с высоким уровнем механизации и автоматизации всехпроизводственных процессов. Построены крупные рыбные порты Эсбьерг и Хиртсхаль.
Рыболовный флот Даниивключает свыше 3 тыс. судов (95 тыс. брутто-регистровых тонн). Причем на 207средних и крупных судна (свыше 100 тонн каждое) приходится 60% тоннажа.
В рыбной отрасли занято15 тысяч рыбаков и около 12 тысяч человек в переработке рыбы. Всего, в Дании зарегистрировано4288 предприятий, работающих в отрасли: 3577 — рыболовецкие, 474 — рыборазводные и 257 — рыбоперерабатывающие.
В рыбной отрасли междуРоссией и Данией осуществляется широкое сотрудничество по несколькимнаправлениям: разработка основ рационального использования живых морскихресурсов Балтийского, Норвежского, Баренцева и Гренландского морей обменквотами в вылове рыбы; совместные рыбохозяйственные исследования; обменинформацией в области рыболовства; закупка рыбоперерабатывающего, рыбоочистительногои другого оборудования у датских фирм «Атлас», «Кронборг»,«Сабро», «АПВ Пасилак», «Карнитек» и других;закупка и продажа некоторых видов рыбной продукции (продажа свежевыловленнойкреветки, трески; покупка филе сайды, мойвы, а также некоторые товарообменныеоперации).
В связи с обострениемконкуренции в последние годы датская рыбная промышленность оказалась в тяжеломэкономическом положении. Дело усугубляется установлением некоторымигосударствами (в частности, Исландией) своей юрисдикции на некоторыетрадиционные зоны промысла.
По решению ЕвропейскойКомиссии от декабря 1994 года для модернизации датской рыбной промышленности до2000 года будет предоставлено 139,9 млн. экю от Европейского Союза и 76,36 млн.экю от правительства Дании. Также предусматривается помощь в создании рабочихмест датским рыбакам в рамках программы Европейского Союза «Рыба».
Пищевое машиностроениеДании.
Дания имеет хорошиетрадиции в производстве оборудования для пищевой промышленности. Зародившееся вXIX — начале XX века эта отрасль машиностроения первоначально ориентироваласьна удовлетворение нужд национальной промышленности. Однако довольно быстроДания заняла одно из ведущих мест в мире по производству холодильногооборудования для пищевой промышленности, оборудования для пивоваренной исахарной промышленности, для переработки молока, мяса и рыбы, а также длямукомольной, хлебо-пекарной и кондитерской промышленности и других подотраслей.
Для датскогомашиностроения вообще, и для машиностроения для пищевой промышленности вчастности, характерно существование наряду с крупными предприятиями, играющимиопределяющую роль на мировом рынке в своем секторе, массы небольших фирм,выпускающих одно или два изделия, дополняющих и улучшающих возможностисуществующих высокопроизводительных линий и производств.
Также успешно работаютфирмы, специализирующиеся на изготовлении на заказ малых производств, в томчисле на гибкой технологической основе.
Такие цеха могутпроизводиться по желанию заказчика в мобильном варианте (для использования насезонных заготовках, для переработки рыбы и морепродуктов на судах и набереговых базах и т.д.).
Ежегодный объемреализации продукции этой отрасли превышает 2 млрд. крон. Ведущее место пообъему реализации оборудования для пищевой промышленности занимают компании: похолодильникам — «Сабрё Рефрижерейшн», «Грам»; длярыбопереработки — «Кронборг Маскинфабрик», «АтласИндастриз», «Карнитек», «Альфа-Лаваль», «АПВАнгидро», «Сканагро»; для мясопереработки — «БиЭйчДжейГруппен», СФК, «Глобал Мит Текнолоджи»; для молзаводов — «АПВ Пасилак», «Гадан Группен», «ХойерМанюфектюрин», «Холдинг Группен»; для сахарной промышленности — «Ниро-ДДС»; для хлебопекарной и кондитерской промышленности — «Сасиб Бейкери Нордик» («Майнке»),«Багеримаскинер», «Скиольд».
Медицинскаяпромышленность Дании
В компаниях, производящихмедицинское оборудование занято около 11000 человек, из них около 2000 человекработают на предприятиях, принадлежащих датчанам за границей. В 1997 годудатские компании произвели медицинского оборудования на 10,05 млрд. крон.Производство медицинского оборудования делится на три основные группы:электромедицинское; одноразового использования; реабилитационное. В дополнениек вышеназванным группам производится также оборудование для госпиталей (кровати,стулья, тележки, оборудование прачечных и кухонь).
Компании, производящиеэлектромедицинское оборудование, насчитывают около 3000 работающих.Электромедицинские приборы датского производства практически полностьюэкспортируются (почти 90%). Наиболее крупными датскими компаниями, занятыми впроизводстве электромедицинского оборудования, являются:
«РадиометрМедикэл» — самая большая компания в этой группе, насчитывает 800 служащих.Основной ее продукцией являются анализаторы крови и связанные с ними дополнительныеустройства, а также другое электромедицинское оборудование. В 1997 годукомпания понесла убытки, из-за утери части американского рынка, поскольку рядгоспиталей США, куда традиционно поставлялось датское оборудование для анализакрови, отказались от подписания контрактов с «Радиометр Медикэл».
«Би энд КейУльтрасаунд Системз» — производит ультразвуковое медицинское оборудованиеи оборудование для стробоскопического исследования гортани.
«С энд Дабль ВМедико Текник» — производит мониторинговые системы и дефибриляторы.
«АмбюИнтернэшнл» — производит оборудование для скорой помощи и реанимации.
Из другой продукции этойгруппы можно назвать электронное оборудование для иммунологии от«Бакстер», диагностическое оборудование для урологии от «ПиБиЭнМедикэл Денмарк».
Более мелкие компаниипроизводят оборудование для рентгеновских кабинетов, для анестезии, для зубныхкабинетов.
Оборудование одноразовогоиспользования. Компании, производящие медицинское оборудование этой группынасчитывают около 4 тысяч служащих. 88% выпускаемой продукции этой группыэкспортируется. Вследствие высокого экспортного потенциала и быстрого развитияэти компании привлекают к себе все большее внимание.
Так, компания«Колопласт» быстро выросла за последние годы. Ее персонал составляет 2400человек, 400 из которых работают в зарубежных филиалах. Компания производитстерильную медицинскую одежду, одноразовые медицинские инструменты,перевязочные средства и т. п.
Компания «Вильям КукЮроп» производит современные устройства для рентгенологии (компанияпринадлежит американцам).
Датские компании«Мэрск Медикал», «Медикотест» и «Никомед»находятся среди производителей хирургических инструментов.
Реабилитационноеоборудование. Группа компаний, производящая реабилитационное оборудованиеделится на две части: одна ориентирована на датский рынок, а другая — намеждународный. В производстве реабилитационного оборудования занято около 4000человек, из которых две трети заняты в секторе производства слуховых аппаратови комплектующих для них. Три производителя слуховых аппаратов«Отикон», «ДжиЭн Данавокс» и «Видэкс» удерживаютоколо 25% мирового рынка. Они экспортируют более 90% собственной продукции.
Остальная часть этойгруппы состоит из нескольких довольно крупных компаний и большого количествамаленьких фирм, специализирующихся в узких секторах продукции для инвалидов ипожилых людей. Как правило, они имеют небольшой процент экспорта. Так,«Скандинавия Мобилити» является корпорацией, которая включает в себя4 компании производителей оборудования (в основном госпитальное оборудование иинвалидные коляски) и ряд торговых компаний, К небольшим фирмам относятся такиекак, «Ропокс», «Тулдманн» и «Прессалит». Этифирмы проводят совместную экспортную политику.
В Дании, кромевыщеназванных групп и компаний, действует широкий спектр более мелких фирм. Этифирмы производят оборудование и приборы для больниц, зубных клиник и т. п. Вдополнение к трем основным группам существует целый ряд продукции, необходимойдля нормального функционирования медицинских учреждений и установленного тамоборудования, начиная от прачечных и кончая сложными электроннымидиагностическими системами.
Датскими фирмамиразрабатывается программное обеспечение как для целей диагностики, так и дляадминистративного управления в системе здравоохранения. Многие компаниипроизводят медицинское лабораторное оборудование и приборы. Датские компаниипроизводят также мобильные госпитали и клиники для развивающихся стран, а такжедля чрезвычайных ситуаций и военных действий.
В 1978 году была основанаАссоциация датских производителей и поставщиков медицинского оборудования. Внастоящее время членами Ассоциации являются 33 компании с общим персоналом 6000человек. Их общий оборот составляет более 5 млрд. крон, свыше 90% годовойпродукции идет на экспорт.
Фармацевтическаяпромышленность. Датская фармацевтика имеет высокий экспортный потенциал. 90%производимой продукции экспортируется. В 1996 году производство лекарств вДании в стоимостном выражении составило 14,7 млрд. крон.
Фармацевтическаяпромышленность является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей. Запоследнее десятилетие происходит значительный рост инвестиций в отрасль, атакже в поддержку сети реализации на местном рынке и экспорта фармацевтическойпродукции. Растет занятость в отрасли. Одновременно широко инвестируютсянаучно-исследовательские работы в этом секторе датской экономики.
По мировым стандартам вбольшинстве своем датские фармацевтические компании — средние и дляконцентрации средств на разработку новых препаратов им приходится объединятьсвои усилия с предприятиями других стран Европы, а также фирмами Америки иЯпонии. Наиболее крупные производители лекарств в стране объединены в ДатскуюАссоциацию фармацевтической промышленности.
Социальные и политическиеусловия в стране наравне с высоким профессионализмом датчан и значительныминвестированием средств в НИОКР способствуют развитию фармацевтическойпромышленности.
Около 3780 различныхвидов лекарственных изделий зарегистрировано в Дании. Из них 3296 наименованийпроизводится в стране и 484 вида импортируется.
В Дании из 139поставщиков на внутренний рынок фармацевтической продукции 111 являютсяимпортерами, 21 компания непосредственно производит лекарственные препараты и 7фирм являются параллельными импортерами. Кроме этого, насчитывается 42поставщика лекарственных препаратов для ветеринарии, из них — 31компания-импортер, 6 компаний являются непосредственно производителями и одна — параллельный импортер.
В 1996 году занятость вфармацевтической промышленности составила 16 тыс. человек. Кроме того, 10. 400человек работают в филиалах, представительствах датских компаний за рубежом.Более 20% служащих фармацевтической промышленности имеют ученые степени.
В 1996 годукомпании-производители фармацевтической продукции вложили в научныеисследования и разработки 2,9 млрд. крон. Это соответствует 16,6% общегооборота в данном секторе промышленности.
Из общих расходов наисследования и разработки в фармацевтической промышленности 414 млн. крон былопотрачено на клинические исследования. Компаниями было также израсходовано 537млн. крон на проведение контроля качества и страхование продукции. Около 15млн. крон было выделено на исследования в 1996 году различными фондами,связанными с датской фармацевтической промышленностью.
В расчете на душунаселения датчане расходуют на исследования и разработки в областифармацевтических препаратов 59 экю, в то время как другие западноевропейскиестраны расходуют 27 экю.
Нефтеперерабатывающаяи химическая промышленности Дании
Нефтеперерабатывающая ихимическая промышленности Дании не отличаются большим разнообразием выпускаемойпродукции и сложностью технологий. Большая доля в этом секторе приходится напродукты нефтепереработки. По сравнению с 1996 годом объем продажнефтепродуктов упал на 16% и составил 11,9 млрд. крон. «Статойл» и«Данск Шелл». В настоящее время завершены работы по ликвидациинефтеперерабатывающего завода, принадлежавшего «Кувейт Петролеум».
Доля Дании в европейскомхимическом производстве составляет около 1%. Оборот производства химикалий ихимических волокон в 1996 году составил 35,6 млрд. дат. кр., каучуков ипластических масс -15,8 млрд. дат. кр.
Объем продажпроизводителей продуктов нефтепереработки, химикалий и искусственных волокон икаучуков и пластических масс в 1997 году составил 63,6 млрд. дат. кр.
Производители продукциихимического профиля объединены в Ассоциацию Датской химической промышленности,включающую в себя предприятия, специализирующиеся на производстве следующихкатегорий продукции: неорганические химикалии, органические химикалии,фapмaцeвтичecкиe продукты, энзимы, химикалии, используемые в с/х, смешанные.
Количество занятых в этойотрасли насчитывает более 45 тыс. человек. Наиболее крупные компании в этойотрасли промышленности:
«Ново Нордиск»- мировой лидер в производстве инсулина и промышленных энзимов. Кроме того,компания производит препараты для гормонозамещающей терапии и человеческиегормоны роста. Около 15% оборота компании приходится на исследовательскийсектор.
«X. Лундбек» — крупнейшая в мире компания по производству и продаже психотропных веществ,антидепрессантов, других препаратов для лечения заболеваний центральной нервнойсистемы, а также болеутоляющих средств. Оборот компании в 1996 году составил 2,3 млрд. крон. 90% экспорта компании приходится на страны Европы. Количествослужащих составляет 1800 человек. В 1996 году 14% от оборота компании былопотрачено на исследовательскую работу и развитие уже существующей продукции.«X. Лундбек» принадлежит «Фонду Лундбека», который ежегодновыделяет значительные дотации на исследовательскую работу университетам иинститутам страны. Вдова основателя компании Грете Лундбек учредила премию вразмере 300 тыс. крон за самое выдающееся научное исследование года.
«Данискоингредиенте» — компания концерна «Даниско груп», является однимиз крупнейших в мире производителей функциональных пищевых ингредиентов. Средипродукции фирмы — эмульсификаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, антиоксиданты,энзимы и др. вещества, используемые в пищевой промышленности, а также мепробаматыи барбитураты для фармацевтической промышленности. На производствах компаниизанято более 2400 чел. Она имеет производственные и торговые подразделения в 23странах, включая Восточную Европу. Обьем продаж компании в 1996 г. составил 2,4млрд. крон.
Важным направлениемхимического производства в Дании является производство минеральных удобрений иагрохимикатов. Крупнейший производитель минеральных удобрений — концерн«Суперфос», большая часть продукции которого используется на внешнемрынке. Оборот концерна составляет около 10 млрд. крон.
В производстве средствзащиты растений ведущая роль принадлежит группе «Кеминова», состоящейсобственно из фирмы, производящей пестициды, производителя аэрозолей ираспылительного оборудования и производителя теплоизоляционных и жаропрочныхматериалов. В 1996 году оборот подразделения группы, производящего ядохимикаты,составил 1,5 млрд. крон. Концерн производит инсектициды, фосфорную кислоту идругие товары. Как и везде в Дании, большое внимание уделяется здесь защитеокружающей среды, поэтому все предприятия компании содержат в своем цикле заводбиологической очистки воды, завод сжигания мусора, а также завод сжиганиягазов, образующихся в основном производстве.
Первоочередное значениепридается в Дании экологическому аспекту. Ряд компаний занимается исключительноразработкой и осуществлением производств, направленных на улучшениеэкологической обстановки. Так, известная фирма «Хадьдор Топсё», надолю которой приходится 25% производящейся в мире серной кислоты, разработалапроцессы безотходного производства серной кислоты; в результате производствапрактически не образуется никаких отходов и сточных вод. Кроме того, фирмойразработаны процессы комбинированного удаления окислов серы и азота, а такжепроцесс каталитического сжигания органических растворителей, содержащихся вотходящем воздухе.
Компания«Комюнекеми» занимается очисткой особо опасных отходов (сжигание,очистка загрязненной почвы). В компании заняты свыше 200 человек персонала. Вчисле дочерних предприятий — компания «К. К. Мильётекник»,занимающаяся производством термического оборудования для химической обработкипочвы, и компания «Сойл Рикавери», специализирующаяся на сдаче варенду оборудования для обработки почвы. Одна подобная установка действует в Норвегии,а две других — в Голландии, где их производительность за 1996 г. составила20000 тонн обработанной земли.
Относительно молодымнаправлением датской промышленности является производство пластических масс. В1995 г. на долю пластмасс приходилось свыше 27% всех продаж товаров химическойотрасли. Наиболее крупными импортерами продукции отрасли являются Швеция,Германия и Великобритания. Среди крупнейших производителей этого вида продукции- всемирно известный концерн «Лего», состоящий из 30 компаний и имеющийдочерние предприятия в странах Западной Европы и США.
Примерно 10% химическогопроизводства приходится на долю лаков и красок. Дания специализируется навыпуске судовых красок. Здесь крупнейшими производителями являются компании«Садолин энд Холмбдад» (число работающих — более 2 тыс. чел.), атакже «Хемпел Марин Пейнтс» (число работающих — 450 чел.).
Текстильная и леснаяпромышленности Дании
Свое летоисчисление какотрасль промышленности производство готовой одежды начинает с 30-х годовнынешнего столетия, когда был образован ряд предприятий этого профиля. Тогда врезультате экономического кризиса правительство пришло к решению принять новоеналоговое законодательство, защищающее внутреннего производителя. В этот периодбыли созданы основные предприятия современной текстильной промышленности исильная инфраструктура территории. Вторым толчком к развитию отрасли сталпослевоенный промышленный бум. В 1973 году со вступлением Дании в «Общийрынок» все ограничения на импорт были сняты. Однако, почти сразу же послеэтого по решению стран-членов ЕС были введены новые в форме квот на импорт длястран Дальнего Востока и Южной Европы.
В настоящее времяпредприятия отрасли сосредоточены в центральной и западной частях Ютландии. 30%всех компаний (и почти 100% всех трикотажных) находятся в коммуне Ринкёбинг.Крупнейшие центры готовой одежды — города Икает и Хернинг.
Поскольку каждая компанияспециализируется на одной или нескольких стадиях производства готовойпродукции, была создана широкая сеть субпоставщиков и обслуживающих компаний.Прежде компании зачастую совмещали производство тканей и пошив готовой одежды,но в настоящее время только крупнейшие из них выполняют все стадиипроизводственного процесса самостоятельно. Большинство компаний насчитывают от25 до 100 работающих, и только на нескольких крупных предприятиях трудятся300-500 человек. В 90-х годах наметилась тенденция к слиянию компаний в крупныеэкономические подразделения.
Одной из тенденцийотрасли в последние годы стало размещение собственно производственной фазы встранах Дальнего Востока, Южной, а позднее и Восточной Европы. Это обусловленонизкой стоимостью рабочей силы в этих регионах. Другая тенденция — производствотрикотажа развивается более быстрыми темпами, чем пошив обычной одежды. Это связанос тем, что производство трикотажа требует меньше времени, он выпускается болеекрупными партиями (особенно белье). Кроме того, изменившаяся технологияизготовления трикотажного полотна позволила улучшить характеристики ткани, икак следствие, расширила область применения.
В 1997 г. после двухтяжелых лет начался подъем производства продукции в отрасли, которыйпродолжился и в 1998 г.
Леспром
В Дании 11% территориизанимают леса, 2/3 из которых находится в частной собственности. Практическивсе это — лесопосадки, произведенные за последние 200 лет. В среднем на одногодатчанина приходится 1 кв. км. лесных угодий. Две трети из них представляютсобой хвойные леса, причем 41% всех лесных насаждений приходится на ельник. Изшироколиственных пород наиболее широко представлен бук — 17% всего лесногомассива, затем дуб — 7%. Общая плошадь, находящаяся под широколиственнымипородами не изменялась последние сто лет и составляет примерно 140 тыс. га.
В стране существует около20000 лесных владений, 18000 из которых занимают площадь менее 20 га; a 130 — более 500 га. 5000 га приходится на леса, которые решено оставить внеприкосновенности до 2000 года. Здесь не разрешаются ни рубка леса, ни новыепосадки. Еще на 6000 га государственных лесных угодий применяются старинные и внастоящее время редко используемые методы: срезание деревьев, селекционнаярубка, выпас скота.
Есть лесной закон,который подтверждает неприкосновенность лесных территорий. Ведется надзор залесами, находящимися в частной собственности, осуществляемый государственнымиинспекторами с целью не допустить нарушения Лесного закона. Управление лесами,находящимися в госсобственности, осуществляется Национальным агентством по лесуи природе. В 1994 году датским правительством была представлена программа «Стратегияподдерживаемого лесоводства». В соответствии с этой программой былпредпринят ряд мер, в частности направленных на разведение твердолиственныхпород деревьев: подсаживание последних в еловые леса, специальные грантыправительства на посадку твердолиственных плантаций. Парламентом Дании принятарезолюция, согласно которой планируется удвоить количество лесных насаждений встране до конца следующего столетия.
Большое вниманиеуделяется охране природы в частных лесах. На эти цели выделяется 2 млн. кронежегодно.
Природоохранноезаконодательство страны предусматривает выделение значительных субсидий насохранение крупных озер, источников, культурных памятников и т. д.
Существует специальныйзакон, регулирующий будущее озеленение территории страны, подбор подходящихплощадей и т. д. Уже отобрано приблизительно 200 тыс. га на эти цели. Законструктурного развития призван поощрять частных лесовладельцев к посадке леса насельскохозяйственных землях и улучшению структуры лесов (прореживание, посадкашироколиственных зон, ремонт дорог и т. д.) На эти цели выделяется примерно 25млн. крон ежегодно.
В настоящее время 10%всех занятых в промышленном производстве Дании приходится на лесопромышленныйкомплекс. Это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Годовой оборотдеревообрабатывающей промышленности за 1996 год составил 10,1 млрд. крон.
В Дании лишь небольшоечисло деревообрабатывающих компаний располагают крупными специализированнымипредприятиями по производству окон, дверей, настила полов и потолочных панелей.Подавляющая же часть имеет незначительные производственные возможности,ограниченное число занятых (5-10 человек) и представляет собой по сутиспециализированные столярные мастерские.
Деревообрабатывающаяпромышленность насчитывает около 400 предприятий, из них 50 лесозаводов,специализирующихся на распиловке хвойных и около 20 заводов, занимающихсяраспиловкой твердолиственных пород.
Одна из самых развитыхотраслей промышленности Дании — мебельная, которая определилась как отрасль ещев 17 веке. С тех пор качество датской мебели поддерживалось на высоком уровнекак за счет Гильдии производителей мебели, так и за счет дотаций правительства.До начала нынешнего века в датской мебели преобладал европейский стиль, однаков 20-х годах при датской Королевской Академии художеств была образованаМебельная школа, усилиями которой продукция местных мебельщиков приобреласамобытные, только ей присущие черты. Это позволило датским производителям вконце 40-х годов выйти на мировой рынок, прочное место на котором они занимаюти по сей день. Сегодня мебельная промышленность занимает 8-е место средиважнейших экспортных отраслей страны.
Датская мебельчрезвычайно разнообразна по стилям и назначению. Около трети производителейработают в так называемых специализированных областях — «мебель дляпожилых», мебель из биологически обработанной древесины, мебель дляинструментов.
Наиболее крупнымимпортером мебели из Дании является Германия. США за последние годы значительносократили ее импорт. Повышенный интерес датские производители проявляют кроссийскому рынку сбыта, считая этот рынок очень перспективным.
В 1996 году на внутреннемдатском рынке было продано мебели на сумму в 6,4 млрд. крон, за первые триквартала 1997 г. — 5,2 млрд. Доля датской продукции составила в 1997 г. 44%.
Мебельная промышленностьстраны насчитывает около 500 компаний, в которых занято 19500 человек. Большаячасть предприятий объединена в Ассоциацию датских производителей мебели. Этонебольшие и средние предприятия с оборотом в 10-100 млн. крон. Большинство изних поставляет свою продукцию торговым фирмам, предоставляющим производителямэкспортные и маркетинговые услуги.
В Дании существует такжеряд крупных мебельных производств, таких как «Марка Фэрниче ЭкспортГруп», которая имеет свои филиалы в Швеции, Норвегии, Великобритании,Франции, Германии, Японии и Гонконге.