Реферат по предмету "География"


Прогнозирование и программирование миграционных процессов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институтэкономики и управления
Кафедра«Государственное и муниципальное управление »
 
Курсоваяработа на тему :
«Прогнозированиеи программирование миграционных процессов»
Выполнил
т. гр. 04ЭГ1
Попов А.С.
Проверила:
к.с.н, доцент
РетинскаяВ.Н.
Пенза 2008 г.

Содержание
Введение
1 Теоретико-методологические основы прогнозированияи программирования
1.1 Понятие и сущностьпрогнозирования и программирования
1.2 Виды прогнозов
1.3 Методы прогнозирования и программирования
2 Особенности и способы программирования и прогнозированиямиграционных процессов
2.1 Прогнозирование миграционных процессов
2.2 Программирование миграционных процессов на федеральномуровне
2.3 Программирование миграционных процессов на региональномуровне (па примере Пензенской области)
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Современная демографическаяситуация представляет собой довольно сложную и разнообразную картину. Это взначительной степени вызвано вопросами демографического характера: падениерождаемости, рост смертности, старение населения, увеличение числа миграционныхпотоков. Однако процесс миграции не является ни беспричинным явлением, ни раз инавсегда данной реальностью, поскольку она имеет свои причины. Миграция какпроцесс существует с древнейших времен, меняются только её причины,периодичность, направленность и что самое главное на мой взгляд это еёпоследствия.
В связи с этим актуальнаработа по исследованию прогнозирования и программирования миграции как процессаи последствий миграционных процессов в России, а также особенностейпрогнозирования и программирования процессов миграции в РФ. Для того чтобыизбежать негативных последствий, которые может принести миграция ииспользовать её преимущества необходимо представлять возможные последствиямиграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям.Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, оттого как они реализуются на практике.
Существует необходимостьв более четком контроле государственных органов за миграционными процессамипротекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимумпользы и стараться сгладить все отрицательные моменты.
Новизна темы заключаетсяв постоянном изменении сущности самой миграции. Возникают новые очаги миграции(Косово), новые направления миграционных потоков, факторы толкающие большоеколичество людей на смену жительства (постоянное или временное, сезонное) и такдалее. Также не стоит на месте и наука: разрабатываются новые методыпрогнозирования и программирования социально-экономических явлений (в том числеи миграции), модернизируются старые.
Целью работы являетсядетальный анализ особенностей прогнозирования и программирования процессовмиграции.
Для достижения цели былисформулированы следующие задачи:
1) выделить определениемиграции, назвать ее виды;
2) обрисовать миграционнуюкартину современной России;
3) определить видыпрогнозирования и программирования
4) рассмотреть методыпрогнозирования и программирования
6) рассмотретьпрогнозирование миграционных процессов в России
7) рассмотретьпрограммирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне.
8) сделать выводыотносительно прогнозирования и программирования миграционных процессов в РФ нафедеральном и региональном уровне ( на примере Пензенской области) .
Объектом работы является прогнозирование и программированиесоциально-экономических массовых явлений.
Предметом выступаетпрогнозирование и программирование миграционных процессов.
В отечественной наукевнимание к миграции проявлено в достаточной мере. Существует очень многолитературы касающейся вопросов миграции, прогнозирования и программированиямиграционных процессов и их последствий. Такие авторы как Воронин В. В.,Денисов Е. Н., Панина И. Г., Савельева И. О. занимаются в своих роботахпроблемами миграции её последствиями в РФ. Достаточно много информации дляанализа миграции содержаться у Горланова А. Н. в его статье «Итоги переписи2002 года.». Огромное количество статей в современных журналах отражают весьспектр мнений ученого сообщества не только на возможные последствия миграции,но и способы её прогнозирования и программирования. Следует обратить вниманиена большой пласт федеральных законов и других нормативно правовых актов,которые регулируют деятельность различных органов и учреждений в этой области,а также ряд федеральных и региональных целевых программ .
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования,основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованнойлитературы.
Научно-практическаязначимость работы заключается в возможности использования ее в профессиональнойдеятельности в сфере государственного и муниципального управления, а также впривлечении результатов исследования к дальнейшей научной разработкеобозначенной проблемы.

1.Теоретико-методологические основы прогнозирования и программирования
 
1.1Понятие и сущность прогнозирования и программирования
В нашинестабильные дни, характеризующиеся высокой степенью социально-экономической неопределенности, политических рисков, хаоса в умах и сердцах миллионов наших сограждан, равнокак и властных структур, особо актуальной становится проблема научнообоснованного предвидения будущего и не только пассивного, исходящего изнынешних скудных возможностей почти полностью дезориентированнойсоциально-экономической системы, но и активного, основанного на возможностиформирования желаемого будущего. Сделать это можно, только опираясь на надежныйнаучный фундамент профессиональных дисциплин, в числе которых базовое местозанимает «социальное и экономическое прогнозирование и программирование».
В основепрогнозирования лежит разработка прогнозов— научно обоснованныхсуждений о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативныхпутях и сроках их осуществления. Разработанные прогнозы представляют собой информацию,необходимую для планирования социально-экономической системы любого уровня — предприятия, отрасли, региона, общегосударственного экономического комплекса имировой экономики, различных социальных групп и общества в целом. Особаязначимость прогнозов заключается в том, что они обеспечивают возможностьперехода от анализа к синтезу социально-экономической системы.[14]
В качествеосновного условия обоснованности и надежности прогнозов необходимо соизмерятьпостановку задачи прогнозирования и возможности ее решения с помощью имеющегосяметодологического аппарата. Предпосылками получения обоснованных решенийявляются: хорошее знание как самих методов прогнозирования, так и соответствияих конкретной задаче; умение обрабатывать массивы информации, выделять иописывать проблемы, которые могут возникнуть в будущем; разработкаальтернативных вариантов решений и отбор наиболее оптимального из них;определение уровня эффективности самого прогнозного исследования.
Следуетпомнить, что в прогнозировании одним из важнейших переменныхявляется время, в течение которого меняется объект прогнозирования. Учетфактора времени предъявляет прогнозисту повышенные требования. Хорошийпрогнозист должен владеть не только инструментарием прогнозирования, но иобладать широкой эрудицией и высокой культурой. Наука, помноженная наискусство, — вот что такое современное прогнозирование.
/>Существуют два принципиально различныхподхода к прогнозированию. Первый — изыскательский, или поисковый, — означаетразработку прогноза, содержанием которого является определение возможныхсостояний объекта прогнозирования в будущем. Второй — нормативный— означаетразработку прогноза, содержанием которого является определение путей и сроковдостижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемым вкачестве цели.
Прогноз (forecast) — это научно обоснованноесуждение о возможных состояниях объекта в будущем и /или об альтернативныхпутях и сроках их осуществления
С этимпонятием часто ассоциируются близкие по смыслу понятия: предсказание,предвидение, предположение, прогностическая модель.
В определениипрогноза встречается понятие объекта. Когда этот объект рассматривается с прогнознымфоном, то в этом случае его называют объектом прогнозирования и говорят о прогнозахобъекта прогнозирования и прогнозах прогнозного фона этого объекта. А под прогнознымфоном будем понимать совокупность внешних по отношению к объектупрогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.
В качествеобъекта прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которыенаправлена познавательная и практическая деятельность человека. В зависимостиот природы объекта различают социальные, экономические, научно-технические,военно-политические и другие объекты прогнозирования. В задачу данного учебногопособия входит рассмотрение первых двух объектов — социального иэкономического.
Прогнозирование(forecasting) — процесс разработкипрогнозов.
Приемпрогнозирования — одна или несколько математических или логических операций,направленных на получение конкретного результата в процессе разработкипрогноза. В качестве приема прогнозирования могут выступать вычислениесредневзвешенного значения оценок компетентности экспертов, определениекомпетентности эксперта, сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.
Методпрогнозирования — способ исследования объекта прогнозирования, направленный наразработку прогнозов. Методы прогнозирования являются основанием для методикпрогнозирования.
Методикапрогнозирования — совокупность специальных правил и приемов (одного или несколькихметодов) разработки конкретных прогнозов.
Прогнозирующиесистема — система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая всоответствии с основными принципами прогнозирования.
Средствамиреализации являются: экспертная группа, организационные мероприятия,технические средства и т.д. Прогнозирующие системы могут бытьавтоматизированными и неавтоматизированными; дискретными и непрерывными;системами на государственном, межотраслевом, отраслевом, подотраслевом уровне,а также на уровне предприятий, учреждений и уровне технологических процессов. Внастоящее время известны прогнозирующие системы ИНПРОГС, ПАТТЕРН, ФЕЙМ, ПРОФАЙЛи др.[13]
Научноепредвидение -опережающее отображение действительности, основанное на познаниизаконов природы, общества и мышления.
Планирование – эторазработка планов развития той или иной сферы на конкретный период.
Под программой- понимаетсясовокупность мероприятий и действий, направленных на разрешение сложнойситуации в определенной сфере и получения запланированных результатов. [13, 12].
Для того, чтобы создатьреально работающую социальную или экономическую программу необходимо:
Проанализироватьситуацию, изучить проблему.
Составить план улучшенияусловий создавшейся ситуации.
Наметить основныемероприятия, способствующие улучшению социальной проблемы, ее частичному илиполному разрешению.
Выявить основные статьирасходов, общую сумму расходов и источник финансирования программы.
Воплотить реализациюпрограммы.
Подвести итоги действияпрограммы, в случае необходимости устранить недостатки, скорректировать ходпрограммы.
Первым направлениемдеятельности при разработке программы является диагностика как основноесредство выявления социальных и экономических проблем общества [17, 31].
Диагностика — этометодологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания,на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты,изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Этотворческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем неменее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можнорассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя рядэтапов:
— предварительноеознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверногопредставления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон,возможных направлений изменения и совершенствования;
— проведение общейдиагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемыхситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выборметодов диагностирования;
— проведение специальнойдиагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем,измерение и анализ всех необходимых показателей;
— построение выводов, наоснове которых делается заключение.
Выявленные в ходе общей испециальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальныйи экономический диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществлятьсяпутем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или инойсоциальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальнойдиагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решенийгосударственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию илиразвитию выявленных процессов и тенденций в исследованном объекте или явлении [14,34].
Социальная иэкономическая диагностика основывается на ряде принципов:
— объективностьзаключается в непредвзятом рассмотрении объекта, исключающем любые искажениядействительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение исделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
— причинность обусловленауниверсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальноммире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описаниемотдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения ифункционирования;
— комплексный подход визучении социальных и экономических явлений объясняется тем, что и социальная иэкономическая сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых иопосредованных факторов, человеческих поступков, отношений, действий в самыхразличных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно,для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретныеданные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
— научная обоснованностьи подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основедиагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [13, 36].
Правовуюоснову социально-экономического прогнозирования в РФ составляет закон РФ от20.07.95 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития РФ».
СогласноЗакону государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ — система научно обоснованных представлений о направленияхсоциально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законахрыночного хозяйствования.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексногоанализа демографической ситуации, научно — технического потенциала,накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положенияРФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в целом по РФ, понароднохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельновыделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах сучетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических,экономических и других факторов
Порядокразработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработкиконцепции социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
Результатыпрогноза на среднесрочную перспективу отражаются в специальном разделе посланияПрезидента Российской Федерации, где он характеризует состояние экономики РФ,формулирует и обосновывает стратегические цели и приоритетысоциально-экономической политики государства, важнейшие задачи, подлежащиерешению на федеральном уровне, приводит важнейшие целевые макроэкономическиепоказатели, характеризующие социально-экономическое развитие РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу.
Прогнозсоциально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатываетсяежегодно.
Ежегодноепослание Президента Российской Федерации, с которым он обращается кФедеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализувыполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач напредстоящий год.
ПравительствоРоссийской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджетапредставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
— итоги социально-экономическогоразвития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
— прогнозсоциально-экономического развития на предстоящий год;
1.2Виды прогнозов
По логикесоставления прогноза «от настоящего (прошлого) к будущему» или«от будущего к настоящему» различают два вида противоположных посмыслу прогнозов:
— поисковый(изыскательский) прогноз;
— нормативныйпрогноз.
Поисковый(изыскательский) прогноз — прогноз, содержанием которого является определение возможныхсостояний объекта прогнозирования в будущем. Прогнозирование начинается отсегодняшнего дня и затем постепенно проникает от имеющегося базиса информации вбудущее.
Нормативныйпрогноз — прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижениявозможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качествецели. Прогнозирование начинается от определения будущих целей и ориентиров изатем постепенно двигается к настоящему.
Различиемежду изыскательским и нормативным прогнозированием можно показать графически
/>
Рисунок 1 – Два видапрогнозирования: изыскательный (слева) и нормативный (справа)
Фундаментальноеразличие этих видов прогнозирования, как видно из рисунка 1, связано сполярностью действия и реакции. Логические направления построения прогнозовпротивоположны друг другу. Если прогнозирующие органы желают совместить обавида прогнозов (рисунок. 2), то они должны суметь правильно сформулироватьвзаимодействие изыскательского, или ориентированного на представляющуюсявозможность, прогнозирования и нормативного, или ориентированного на миссию,потребности, прогнозирования. Прогноз — как изыскательский, так и нормативный — должен быть сделан в пределах неких дополнительных временных рамок: противоположнонаправленные векторы изыскательского и нормативного прогнозирования нужносовместить с учетом фактора времени (направление времени показано на рисунках.3 и 4).
/>
Рисунок 2 – Совмещениеизыскательного и нормативного прогнозов
Вметодологическом плане наиболее трудным аспектом прогнозирования, основанногона взаимодействии обоих прогнозных видов, является их согласование, Согласоватьэти два методологически полярных прогноза можно путем итерации или введенияцепи обратной связи.
По видурезультата представления прогноза различают два вида прогнозов:
интервальныйпрогноз;
точечныйпрогноз.
Интервальныйпрогноз —прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристикиобъекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза. Чтокасается характеристики объекта, то под ней будем понимать качественное иликоличественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования.Применительно к интересующим нас социально-экономическим прогнозам для данногопонятия используется термин показатель.
Точечныйпрогноз — прогноз,результат которого представлен в виде единственного значения характеристикиобъекта прогнозирования без указания доверительного интервала.
По горизонтупрогнозирования — максимально возможному периоду упреждения прогноза заданнойточности — прогнозы можно подразделить на несколько видов. Чаще всего их делятна краткосрочные и долгосрочные, иногда к ним добавляют также среднесрочные. Всоциалистической экономике (вспомним, что это была плановая экономика, и наразработке планов мы «съели собаку») были приняты следующие видыпланирования: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет до 15 лет).Ориентируясь на такое деление народнохозяйственного планирования, можно датьследующую классификацию прогнозов по горизонту прогнозирования:
— оперативныйпрогноз спериодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектовдо 1 месяца;
— краткосрочныйпрогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года;
— в среднесрочныйпрогноз с периодом упреждения от 1года до 5 лет;
— долгосрочный прогноз (long-term) с периодом упреждения от 5 до 15 лет;
— дальнесрочныйпрогноз (very long-term) с периодом упреждения свыше 15 лет.
Частопрогнозы составляют в нескольких вариантах, например, оптимистический сценарий ипессимистический.[13]
1.3 Методыпрогнозирования и программирования
 
К настоящемувремени разработаны и внедрены в практику социально-экономическогопрогнозирования и программирования многие десятки, а может быть и сотни,различных методов и их модификаций.
Основныеметоды прогнозирования можно сгруппировать в три класса:
качественныеметоды;
аналитическиеметоды динамических рядов (анализ временных рядов);
каузальные(причинные) методы.
Качественныеметоды используюткачественные данные такие, как агрегированное мнение сбытовиков о продажах в будущем.Анализ временных рядов (опирается целиком на исторические данные, фокусируявнимание на сезонные и циклические колебания и экстраполяцию тренда. Каузальныеметоды пытаются определить взаимозависимости между независимыми и зависимымипеременными в системе взаимосвязанных уравнений. Каждый их этих трех основныхклассов может быть разбит на подклассы конкретных прогнозных методов.
Качественныеметоды:
метод Делъфи
исследованиерынка
— групповоесогласие
местныепрогнозы
историческаяаналогия
Анализвременных рядов:
скользящаясредняя
экспоненциальноесглаживание
методБокса-Дженкинса
прогнозтренда
Каузальныеметоды:
регрессионныйанализ
эконометрическиемодели
модель«затраты-выпуски „
анализжизненного цикла
имитация
Какой из этихметодов выбрать? Ответ зависит от характеристик конкретной прогнозной проблемы.Но кое-что можно сказать и заочно, если принять во внимание сравнительныепреимущества, стоимость и логику использования различных методов.
При выбореметода прогнозирования лицо, принимающее решение, должно учитывать два видазатрат. Первый вид, который назовем издержками неточности, обусловленстоимостью получения требуемой точности прогноза. Второй вид затрат образуютиздержки самого прогнозирования. В качестве стоимостного критерия нужно братьминимизацию совокупных затрат. Иначе говоря, мало смысла в том, чтобы тратитьогромные суммы на составление прогноза, имеющего небольшую ценность дляорганизации. В таком случае уместнее был бы интуитивный прогноз, предложенныйменеджером по продажам. В другом случае можно, потратив при составлении прогнозанебольшую сумму денег, сэкономить для организации большие суммы в будущем, еслипрогнозные решения очень чувствительны к будущим условиям.
Решение овыборе метода прогнозирования зависит от многих факторов. Многие методы требуютбольшого количества исторических данных. Если эти данные отсутствуют или же ихполучение связано с огромными затратами, то многие методы прогнозирования могутбыть сразу отброшены. Другим релевантным фактором является временной горизонт.Одни методы более пригодны для составления краткосрочных прогнозов, другие -длядолгосрочных. Существенным фактором является время, требуемое для разработкипрогноза. Если менеджеру необходим прогноз для выполнения им текущих действий,то он не может ждать несколько месяцев, чтобы получить прогнозные результаты.
/>Методы прогнозированияразличаются по стоимости и точности, и, следовательно, важно определитьтребуемую точность прогноза и разумную стоимость получения этой точности.

2.Особенности и способы программирования и прогнозирования миграционных процессов
 
2.2Прогнозирование миграционных процессов
 
В наиболее узкомпонимании миграция — это совокупность безвозвратных межпоселенных передвиженийнаселения, связанных с переменой места жительства, т. е. переселение.
Эксперты ООН выделяютпять категорий мигрантов:
1) иностранцы, допущенныев страну въезда для получения образования и обучения;
2) мигранты, въезжающиена работу;
3) мигранты, въезжающиепо линии объединения семей, создание новых семей;
4) мигранты, въезжающиена постоянное поселение;
5) иностранцы, допущенныев страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища, идр.). [8, 135 – 136].
Особенности развитиямиграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетиеобусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими местона всем постсоветском пространстве после распада СССР.
Миграционная ситуация вРоссии позволяет определить приоритеты миграционной политики, сосредоточитьусилия федеральных органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации на:
1. Предупреждении,предотвращении и минимизации негативных последствий стимулированныхмиграционных потоков.
2. Адаптации и интеграциимигрантов на новом месте жительства.
3. Пресечении незаконноймиграции.
4. Обеспечениирегулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов.
5. Оптимизации размещениянаселения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций.
6. Добровольномвозвращении мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущихубежище) [9, 183].
В процессепрогнозирования миграционных процессов используются различные методы.
Очевидно,что вопросы миграционной политики — одни из наиболее значимыхдля обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимальногобаланса трудовых ресурсов, поддержки устойчивого экономического роста.В частности, не имея четкого представления о потоках внутреннейи внешней миграции, невозможно планировать развитие социальнойинфраструктуры, ситуацию на региональных рынках труда. Прогнозымежрегиональной и внешней миграции на среднесрочнуюи долгосрочную перспективу необходимы для:
— создания условийдля легального привлечения в Россию квалифицированных трудовыхресурсов,
— совершенствованиямиграционного учета иностранных граждан,
— противодействиянелегальной миграции,
— разработки комплексамер по поддержке внутренней трудовой миграции [8, 168].
Специалистами ЦЭФИР разработанусовершенствованная модифицированная гравитационная модель внутреннихи внешних миграционных потоков. Модель была впервые построенана основе данных за 1993–2003 гг. для 90 регионови стран. Модель позволяет оценить поток мигрантов для каждой парырегионов России за любой год вплоть до 2025 на основаниипрогноза прямой и обратной миграции между этой парой за предыдущийгод, а также на данных демографии и социально-экономическогоположения в данном и прошлом годах.
Согласно этой модели,миграция между двумя регионами находится в прямой пропорциональнойзависимости от размеров регионов (включая численность населения)и в обратной пропорциональной зависимости от расстояния междуними. Однако миграция также зависит от целого рядадемографических и социально-экономических показателей. Факторамипритяжения, на микроэкономическом уровне будут хорошие возможности поискаработы и высокий доход, высокий уровень предоставления общественных благ.Соответственно, к факторам отталкивания можно отнести отсутствиестабильной высокооплачиваемой работы, трудности в поиске новой работы,низкий уровень доходов населения, низкое качество образования и уровняпредоставления общественных благ. Важную роль играют климатические, культурныеи другие условия.
Поскольку переселенияприводят к изменению в размещении населения, прогноз миграций — необходимаясоставная часть прогнозов численности населения по регионам страны, городской исельской местности.
Миграции оказываютбольшое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют вних неодинаково. Исследователи миграции отмечают, что наиболее часто переселяютсямолодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи сдетьми и особенно пожилые люди переселяются реже.
Поэтому миграциядеформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения впротивоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», таккак в нем увеличивается доля молодежи, в местах оттока, наоборот, молодежистановится меньше, а пожилых больше, население стареет. Ясно, что в «молодом» и«старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности иестественного прироста в расчете на 1000 жителей. Таким образом, прогнозмиграций необходим и для большей точности прогнозов воспроизводства, и дляопределения общей численности населения [27, 61].
Прогноз миграцийисключительно важен для народного хозяйства. Экономическое значение миграцийопределяется главным образом тем, что с помощью миграций перераспределяютсятрудовые ресурсы между районами страны, между городом и селом. Благодарямиграциям различия в обеспечении хозяйства рабочей силой по разным территорияммогут быть существенно сглажены.
Велики различия вмиграционной подвижности между регионами. В большинстве случаев на территорияхс низким естественным приростом отмечается высокая подвижность населения, а натерриториях с высоким уровнем естественного прироста подвижность населенияневысока. Эти различия затрудняют обеспечение хозяйства отдельных районовтрудовыми ресурсами. Наиболее мобильно сельское население в РСФСР, Белоруссии,наименее мобильно — в Средней Азии. Сельские жители РСФСР охотно переезжают вгорода любых районов страны, а в Средней Азии они предпочитают жить на селе идаже в города своей республики переезжают неохотно. В то время как население, аследовательно, и трудовые ресурсы «смещаются» в южные республики, рабочие местапо-прежнему сосредоточиваются преимущественно в РСФСР и на России. В 1960—1970гг. на РСФСР пришлось 53,0% прироста численности рабочих и служащих страны, наРоссию — 20,0%; в 1970— 1982 гг. — соответственно 49,0 и 16,6. Сдвиги, каквидим, небольшие.
В миграциях различаютпотоки (прибывших, выбывших) и их результат — миграционный прирост (или сальдомиграции), т. е. разницу между числом прибывших на данную территорию и числомвыбывших. Потоки миграции и миграционный прирост формируются под воздействиемразных причин, поэтому методы их прогнозирования тоже разные. Мы остановимсятолько на проблемах прогноза миграционного прироста, обусловленного межрайонноймиграцией. По отношению к потокам миграционный прирост составляет обычнонебольшую величину, но именно его величина и направленность— главный индикаторсоответствия миграционных процессов требованиям народного хозяйства.
Как мы уже говорили,реалистичный прогноз миграций, основывающийся на знании закономерностей этогопроцесса, крайне важен как для того, чтобы успешно управлять миграциями, так идля оценки возможности увеличить численность трудовых ресурсов в районах снизким их приростом.
Было бы большой смелостьюутверждать, что наука знает, как сделать такой прогноз. Однако поиск идет непрерывно,и многие принципиально важные положения уже выяснены. Преодолены и схематичные,оторванные от действительности взгляды на прогнозирование и управлениемиграциями.
В условиях высокойобеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами прогноз миграций не имелпринципиального значения для планирования. Поэтому он разрабатывался попринципу «будет так, как надо». В соответствии с этим главное вниманиеуделялось определению потребностей того или иного региона в трудовых ресурсах.По каждому региону составлялся баланс трудовых ресурсов, т. е. потребность вних сопоставлялась с наличием. Разница между необходимыми и наличными трудовымиресурсами и представляла собой прогноз перераспределения населения.Предполагалось, что недостаток трудовых ресурсов в одном регионе будет легковосполнен за счет избытка их в другом. Приходилось следить только за тем, чтобыплюсы и минусы региональных балансов были уравновешены в масштабе страны. Посуществу этим утверждался принцип, что размещение производства не зависит отрасселения и что миграции всецело определяются интересами производства.
Первые же работы поанализу современных миграционных процессов показали, что это не так.Многочисленные исследования, проведенные затем по большинству республик ирайонов, а также перепись 1970 г. подтвердили этот вывод. В 60-х годах людипереселялись в южные и западные районы страны, обеспеченные в то времятрудовыми ресурсами, — на Северный Кавказ, в центральные районы России, наРоссию, в Среднюю Азию.
Такое несоответствиенаправлений миграции народнохозяйственным целям пробудило большой интерес кисследованию ее причин и механизма. Эта проблема привлекла внимание ученыхразного профиля — социологов, демографов, экономистов, географов, этнографов.Были проведены обстоятельные исследования миграционного поведения сельскогонаселения — уровня, мотивов и факторов мобильности, достижения людьмипоставленных при переселении целей в зависимости от уровня образования,квалификации, социальной принадлежности и материальной обеспеченности.
Было также изучено, каксвязаны направления перераспределения населения с территориальными различиями вуровне жизни и с размещением рабочих мест. В результате исследователи пришли квыводу, что перераспределение населения по территории в решающей степениопределяется региональными различиями условий жизни и мало зависит оттрудообеспеченности хозяйства регионов. Многочисленные корреляционные моделимиграции, построенные применительно к этому времени, показали, что теснее всегоее результаты связаны с различными элементами условий жизни.
В значительной мереблагодаря этим исследованиям были приняты важные хозяйственные решения повыравниванию уровня жизни в разных районах страны, в частности введены районныекоэффициенты к заработной плате, а также повышена оплата труда в восточныхрайонах, северных и пустынных местностях.
Казалось бы, путь куправлению и прогнозированию миграций был открыт, оставалось только найтиметоды реальной оценки возможностей общества по выравниванию условий жизни.
Однако картина миграцийза 1970 г. выявила ограниченность и неполноту такой схемы. В этот периодперераспределение населения по территории обнаружило тесную связь с размещениемпроизводства.
В межрайонномперераспределении населения страны произошли разительные изменения. Направленияего поменялись почти на противоположные: переместились полюса притяжения иоттока мигрантов, изменились значения миграционного прироста, изменилась и рольотдельных экономических районов в общем балансе миграций. Это хорошопредставлено данными табл. 1, в которой показан удельный вес различныхэкономико-географических зон среди всех регионов с притоком и соответственно соттоком населения [27, 67].
В начале 70-х годовпроизошел качественный перелом в направлениях межрайонного перераспределения:стал уменьшаться приток населения на Юг и увеличиваться поток мигрантов наВосток и в Центр.
Научно обоснованноепредвидение параметров развития населения как производителя и потребителяматериальных благ и услуг, разработка демографического прогноза являетсяпредпосылкой формирования государственной социально-экономической стратегии.Демографическое прогнозирование включает два этапа:
Расчет перспективныхпоказателей рождаемости, смертности и миграций.
Собственно исчислениепрогнозной численности и половозрастной структуры населения.
Каждый вариант прогнозадемографического развития представляет собой специфическую комбинацию вариантовпрогнозов миграций населения, рождаемости и смертности. Будущая численностьнаселения России и его состав в первую очередь будет зависеть от масштабовмиграционных процессов. Итак, прогноз миграций населения, определение будущихвеличин миграционных показателей является важным компонентом демографическогопрогноза.
В России накоплензначительный опыт прогнозирования демографического развития, разработаны научнообоснованные методические подходы к оценке перспективных параметров рождаемостии смертности. Вместе с тем при прогнозировании миграций отечественныеисследователи обычно ограничивались определением общего сальдо миграцийнаселения в прогнозном периоде (методом экспертных оценок или экстраполяции) сследующей разбивкой его по возрастным группам. Необходимо применятьпринципиально отличительной методики прогнозирования миграций, построенной наоценке перспективных параметров прибытия и убытия, а также половозрастнойструктуры мигрантов в зависимости от типа и географического направленияперемещений [29, 18].
Разработка достоверныхпрогнозов миграций населения — намного более сложная задача по сравнению спрогнозированием параметров естественного движения населения. Если естественноевоспроизводство представляет собой саморазвитие отдельно взятого населения, томиграция является результатом взаимодействия двух территориально разобщенныхсовокупностей людей. Поэтому будущие масштабы и направленность внешних миграцийв России зависят не только от внутригосударственных, но и от внешних поотношению к России факторов. В сегодняшних условиях едва ли не единственнымвыходом остается опора на метод экспертных оценок как основное средствопрогнозирования масштабов миграционных процессов.
Соответственно прогнозмиграций заранее будет менее точным, чем прогноз рождаемости и смертности. Этообусловлено, во-первых, относительно невысокой инерционностью миграционныхпроцессов (изменение социально-экономических тенденций на показателях миграцийнаселения отображается довольно быстро, тогда как процессы естественногодвижения реагируют на смену внешних условий с определенным лагом), во-вторых, недостаточнойточностью исходных данных (проблемы учета миграций существуют даже в наиболеебогатых странах с высокоразвитой статистикой). Следует осознавать, что достичьпри прогнозировании миграций такого же уровня точности, как и припрогнозировании естественного движения, невозможно.
Основными тенденциямимиграций населения в России в период между последней переписью населениябывшего СССР (1989 год) и первой переписью населения независимой России (2002год) стали:
— снижение общего уровнямобильности населения;
— уменьшениеинтенсивности миграционных связей с бывшими республиками СССР;
— расширение контактов состранами “старого» зарубежья: становление потока постоянной эмиграциииз России в страны Европы, Америки и Израиль (сначала представителей отдельныхэтнических групп — евреев, немцев, греков, венгров, чехов и др., со временем — украинцев и русских), а также ротация учебных мигрантов из развивающихся стран(возвращение на родину выходцев из соответствующих стран, закончивших обучениев вузах нашей страны, и замена их новыми контингентами);
— обретение миграциямиболее «семейного» характера — уменьшение доли молодежи и увеличениеудельного веса лиц среднего возраста среди мигрантов, прежде всего средивнешних;
— значительныймиграционный прирост населения страны на рубеже 1980-1990-х годов, сменившийсяпродолжительным периодом превышения убытия над прибытием (более чем на 100тысяч человек ежегодно), начиная с 1994 года [27, 219].
В начале ХХІ столетия вРоссии произошло уменьшение величины модуля отрицательного сальдо миграций до-7,6 тысячи человек в 2004 году и переход к положительному миграционномубалансу в 2005 году. Причем положительные сдвиги состоялись главным образом засчет индивидуальных миграций, в то время как баланс семейной миграции остаетсяотрицательным. Так, в 2004 году при коэффициенте сальдо миграций всегонаселения -0,16‰ сальдо миграций возрастной группы 17-18 лет составило +0,14‰,тогда как в группе детей в возрасте 0-14 лет этот показатель равнялся -0,23‰, ав группе их родителей (23-34 года) — -0,40‰.
Конечным результатомпрогнозирования миграций является получение величин миграционного прироста(уменьшения) каждой половозрастной группы населения России за каждый годпрогнозного периода. Однако, при формировании гипотез перспективного развитиямиграционных процессов следует помнить, что общее сальдо миграций населения(определенной половозрастной группы) — всего лишь математическая разница двухзначимых величин — численности прибывших и количества выбывших, и само по себеимеет ограниченную смысловую нагрузку. Поэтому корректный расчет прогнозныхвеличин сальдо миграций населения требует проведения оценки масштабов отдельноприбытия и убытия как промежуточного звена прогнозирования. В этом состоитособенность данного методического подхода к прогнозированию миграционныхпроцессов, отличающего его от большинства попыток прогнозирования миграций,осуществленных в России.
Собственнопрогнозирование миграций населения включает три этапа. Первым этапом являетсяоценка будущих объемов прибытия и убытия, а также распределения мигрирующих погеографическим направлениям. Конечно, проведение прогнозной оценки миграционныхсвязей России с каждой отдельно взятой страной мира не является рациональным иповышает вероятность ошибок, которые при наложении одна на одну могут привестик ошибочным результатам прогнозных величин сальдо миграций населения. Поэтомупрогнозирование масштабов межтерриториальных потоков миграций населенияцелесообразно осуществлять в разрезе небольшого количества групп стран, выделенныхпо таким социально-экономическим и геополитическим признакам, какгеографическое положение, ментальные признаки населения, история и особенностиразвития миграционных контактов с Украиной и т.п. Группирование стран должноопираться на такой основополагающий принцип: отличия между соответствующимихарактеристиками стран внутри каждой группы должны быть меньшими, чем междуразными группами стран.
Очевидно, что первымшагом к такой группировке стран является различение так называемого нового истарого зарубежья — продолжительное пребывание в составе единого государстваеще не один десяток лет будет влиять на ход миграционных процессов сильнее, чемдействие любых других геополитических факторов. В пределах бывшего СССРцелесообразно отдельно рассматривать Россию как основного миграционногопартнера России по абсолютным масштабам как прибытия, так и убытия. Всеостальные бывшие республики Союза следует разбить на западные (Беларусь,Молдова и страны Балтии) и южные (Закавказье и Центральная Азия). Такое различениеучитывает не только географическое положение, но и особенности образа жизнинаселения соответствующих стран, степень близости менталитета их жителей кментальности жителей России, и является отображением глобального деления мирана Запад и Восток.
Аналогично все регионыЗемного шара за пределами бывшего СССР наиболее целесообразно разделить на т.н.территорию европейского заселения (ТЕЗ) и группу стран Востока. ТЕЗ включаетЗападную и Центральную Европу, Северную и Южную Америку, Австралию, НовуюЗеландию и Израиль, к группе Восточных стран принадлежат страны Азии (кромебывших республик СССР и Израиля), Африки и Океании.
Ключевые элементыпрогноза — характер развития миграционных контактов с той или другой группойстран (тенденция увеличения или уменьшения объема миграционного потока,ускорение или замедление темпов), максимальный (или минимальный) годовой объемпотока, год достижения этого уровня и т.п., определяются методом экспертныхоценок. Расчет конкретных числовых величин показателей миграций на протяжениипрогнозного периода осуществляется с помощью методов экстраполяции,интерполяции и аналогового. Интерполяция применяется для определения объематого или другого миграционного потока за каждый год периода, в случае еслиобъем потока в конце периода и тенденция развития процесса на протяженииданного периода определенные методом экспертных оценок.
Вторым этапом прогнозаявляется оценка перспективной структуры мигрантов. К сожалению, государственнаястатистика не предоставляет информации о распределении мигрантов по полу ивозрасту в зависимости от страны происхождения (назначения), возрастнаяструктура имеется лишь для контингентов прибывших (выбывших) из групп страннового и старого зарубежья. Анализ внешних миграций в России показал, что потокииммиграции в нашу страну из бывших республик СССР, эмиграции в страны СНГ иБалтии и эмиграции за пределы бывшего Советского Союза характеризуются почтиидентичным распределением мигрантов по полу и возрасту. Особую половозрастнуюструктуру имеет лишь незначительный по масштабам миграционный поток прибывшихиз-за пределов бывшего СССР. Это объясняется спецификой формирования данногопотока миграций — более половины от общего количества прибывших из странстарого зарубежья составляют учебные мигранты, дипломатические представители,бизнесмены и т.п., то есть те контингенты лиц, которые среди относительнобольшого количества межгосударственных (в пределах бывшего СССР) мигрантов иэмигрантов за пределы бывшего Союза просто теряются.
Учитывая эти различия ввозрастной структуре мигрантов разных потоков, при переходе от прогнозированияобъемов внешних миграций населения России к оценке перспективной структурымигрантов, контингент выбывших можно рассматривать вместе, а что касаетсяприбывших, то прогнозирование половозрастной структуры прибывших из нового истарого зарубежья необходимо производить отдельно [27, 223].
Кроме того, следует иметьв виду, что при определенных условиях в перспективе возможно становлениепотоков миграции, которые в современной России почти не представлены. Речьидет, во-первых, о второй волне возвращения в Россию представителей ранеедепортированных народов и о переселении в нашу страну граждан афро-азиатскихстран. В условиях демографического кризиса привлечение иммигрантов из Азии иАфрики становится единственным источником замедления депопуляции и поддержанияприемлемого соотношения между численностью наиболее экономически продуктивныхвозрастных групп и лиц преклонного возраста. Этот поток неминуемо породитобратный поток возвращения в страны происхождения переселенцев, не прижившихсяв России.
Итак, еслипрогнозирование объемов внешних миграций населения осуществляется в разрезепяти географических направлений, то при прогнозной оценке половозрастнойструктуры мигрирующих в системе обмена населением между РФ и другими странамимира целесообразно выделять шесть качественно особых компонентов: потокприбытия населения из стран нового зарубежья (без учета репатриации ранеедепортированных народов); поток прибытия населения из стран ТЕЗ и учебныхмигрантов из афро-азиатских стран: поток убытия населения из России;репатриация ранее депортированных народов; иммиграция в Россию гражданафро-азиатских стран; возвратная миграция переселенцев.
Первые три компонентасуществуют на современном этапе, три последние сформируются при определенныхусловиях. Перспективное распределение внешних мигрантов по полу и возрастузависит от соотношения этих компонентов в структуре миграционного оборота.Половозрастная структура прибывших и выбывших рассчитывается в отдельности поэтим компонентам. Половозрастная структура иммигрантов из развивающихся странопределяется по аналогии со структурой подобных миграционных потоков в другихрегионах Земного шара. При этом возрастная структура прибывших и выбывших в прогнозномпериоде согласовываются между собою соответственно развитию возвратныхмиграционных потоков.
Итоговое сальдо внешнихмигрантов по каждой половозрастной группе рассчитывается как разница междусуммой прибывших соответствующего пола и возраста по всем видам миграционныхпотоков и суммой всех выбывших данной половозрастной группы.
Третий этап прогноза — исчисление сальдо миграций по году рождения. Необходимость таких подсчетоввызвана тем, что применение метода передвижки возрастных групп предусматриваетучет численности возрастных контингентов населения (в т.ч. мигрантов) поколичеству полных лет на начало года. Лица, осуществляющие миграционныеперемещения, могут на момент переезда как иметь тот же самый возраст, что и посостоянию на начало года, так и пребывать в возрасте, на 1 год старшем — взависимости от того до или после своего дня рождения в данном году онимигрируют.
Анализ особенностейраспределения мигрантов по возрасту и году рождения показывает, что около 45%мигрантов переезжают до своего дня рождения в данном году, то есть имеют тот жевозраст на начало года, что и на момент переезда, и соответственно 55% — мигрируют после дня рождения и на момент переезда находятся в том же возрасте,что и на конец года. В разные годы и для разных возрастных групп имеют местоотклонения от этого соотношения, однако, в целом оно является постоянным(отличия не превышают допустимую величину погрешности прогноза).
Прогноз миграций обычноразрабатывается в нескольких вариантах в соответствии с возможными сценариямисоциально-экономического развития России и возможными изменениями вгосударственной социально-демографической политике. Собственно одна из задачдемографического прогнозирования — оценка влияния тех или иныхмакроэкономических и геополитических факторов на изменения численности исостава населения. Ниже изложены результаты варианта прогноза миграций до 2050года, осуществление которого возможно при условии закрепления положительныхсоциально-экономических тенденций последних лет, а также реализации положенийпроекта Стратегии демографического развития России на 2006-2015 годы.
Основные гипотезы,положенные в основу расчета данного варианта прогноза миграций такие:
— прекращение уменьшенияинтенсивности контактов со странами бывшего СССР (поскольку эта интенсивностьдостигла чрезвычайно низкого уровня, дальнейшее ее снижение маловероятно);
— положительныймиграционный баланс в обмене населением с этими странами соответственнотенденциям последних лет;
— вторая волнарепатриации представителей ранее депортированных народов (которая по масштабам,безусловно, будет значительно меньшей, чем поток, имевший место на рубеже1980-1990-х годов);
— снижение интенсивностипостоянной эмиграции в страны ТЕЗ: во-первых, из-за исчерпания этническойсоставляющей этого потока, во-вторых, вследствие смягчения действия факторов,стимулирующих отъезд, в-третьих, благодаря расширению возможностейосуществления возвратной трудовой миграции в эти страны без измененияместожительства;
— некоторое увеличениеобъемов прибытия из стран Европы и Америки в Россию вследствие возрастанияколичества представительств зарубежных компаний, совместных предприятий сэкономически развитыми странами;
— становление и развитиепотока иммиграции в Россию ограниченных контингентов выходцев из развивающихсястран;
— усиление«индивидуальной» составляющей миграций (более семейный характермиграционных перемещений обычно присущ периодам экономического кризиса) [27,226].
При условии реализацииназванных гипотез постепенно увеличится поток прибытия населения из государствСНГ (до 50 тысяч человек в год, т.е. до уровня 1998-1999 годов), а также издругих европейских стран бывшего СССР (до 10-11 тысяч человек ежегодно т.е. доуровня 1997 года), обратные потоки на протяжении 2006-2025 годов стабилизируются,а во второй половине прогнозного периода будут медленно возрастать. В 2006-2015годах резко увеличится миграционный прирост в обмене населением между Россией истранами Закавказья и Центральной Азии за счет второй волны возвращенияпредставителей ранее депортированных народов. Положительный миграционный балансс этим регионом сохранится и после завершения репатриации, хотя величина сальдомиграций заметно снизится.
Количество выбывших встраны ТЕЗ до конца прогнозного периода уменьшится вдвое по сравнению с 2004годом, обратный поток возрастет в 1,7 раз. В результате соотношение количествавыбывших из России в страны ТЕЗ и прибывших из этого региона будет составлять7:3 (ныне — 6:1). Количество прибывших из афро-азиатского региона постепеннобудет возрастать, стабилизировавшись во второй половине прогнозного периода науровне 47-53 тысяч человек в год. Обратный поток будет в 4,5-5 раз меньшим,около 40% выезжающих в развивающиеся страны, будут составлять учебные мигранты,закончившие обучение в России, остальные — переселенцы, не закрепившиеся нановом месте.
Сальдо миграций населенияРоссии постепенно будет возрастать, достигнув максимума в +80 тысяч человек вгод в конце 2020-х годов, в последние годы прогнозного периода миграционныйприрост составит +60-63 тысячи человек ежегодно. Его величина во второйполовине прогнозного периода приблизительно на 2/3 будет обеспечиваться за счетафро-азиатских стран (таблица. 1). В структуре мигрантов заметно возрастет долямолодежи и соответственно уменьшатся удельные веса детей и лиц среднего истаршего возраста (рисунок. 1).
Таблица 1 — Сальдомиграций населения России с различными регионами мира в 2004-2050 годах (тысяччеловек, 2004 год — фактические данные, 2007-2050 годы — прогноз)
2004
2007
2010
2025
2040
2050 Итого -7,6 11,9 27,8 75,6 67,9 61,6 Украина -5,4 -2,7 0,6 18 11,3 10,9 Беларусь, Молдова, Балтия 2,8 3,2 3,6 8,1 6,6 4,1 Закавказье и Центральная Азия 6,7 19,4 29,5 9,7 13,9 13 Территория европейского заселения -12,9 -12,2 -12,2 -8,6 -4,9 -2,7 Афро-азиатский регион 1,3 4,1 6,3 48,4 41 36,2
Примечание. Сумма показателей сальдо миграцийпо пяти географических направлениях может не совпадать с итоговым показателемза счет округления исходных данных.

/>
Рисунок 1 — Возрастнаяструктура внешних мигрантов в 2004 году (фактические данные) и в 2050 году(прогноз)
 
2.2Программирование миграционных процессов на федеральном уровне
 
Программированиемиграционных процессов проводится на основании законодательства РФ в этойобласти.
Это в первую очередьфедеральная миграционная программа, которая имеет долгосрочный характер.
Наконец, «одобрена»концепция миграционной политики, названная «Концепцией регулированиямиграционных процессов в Российской Федерации».
Концепция регулированиямиграционных процессов, подписанная 1 марта 2003 года, описывает миграционнуюситуацию, цели, принципы, задачи, направления и механизмы регулированиямиграционных процессов. Во главу угла регулирования миграционных процессовставится «обеспечение условий социально-экономического и демографическогоразвития страны» Концепция демографического развития Российской Федерации напериод 2015г. [8, 171].
Если рассматриватьдействующую федеральную миграционную программу более подробно, то можноотметить её комплексной характер. Программа разработана Федеральноймиграционной службой России (ФМС России) с участием ее территориальных органов,других федеральных органов исполнительной власти, посольств РоссийскойФедерации в государствах — республиках бывшего Союза ССР, научных учреждений иобщественных объединений, занимающихся проблемами миграции.
В программе описаны цели,принципы и задачи миграционной политики на федеральном уровне. Выделены пятьосновных миграционных потоков:
вынужденная миграция;
внешняя миграция;
внешняя трудоваямиграция;
незаконная миграция;
внутренняя(социально-экономическая) миграция
В рамках реализацииФедеральной миграционной программы будет осуществляться координация перемещениярепрессированных народов с целью исключения наложения миграционных потоков иоказания содействия в обустройстве в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. В связи с этим предусматривается разработка механизмоввозвращения репрессированных народов в места их исторического проживания.
В отношении народностей,проживавших в Российской Федерации, решение проблем восстановления историческойсправедливости осуществляется в основном при участии государств — республикбывшего Союза ССР там, где это затрагивает общие интересы. Проблемы в отношениинародов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно сгосударствами, участвовавшими в их перемещениях
Закреплены основныенаправления программы:
1.Подготовка предложенийпо совершенствованию законодательства в области миграции, создание правовойбазы, определяющей основные взаимные права и обязанности мигранта игосударства.
2.Защита прав мигрантов всоответствии с действующим законодательством и нормами международного права.
3.Организацияиммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков.
4.Прием, временноеразмещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения,оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новомпостоянном месте жительства.
5.Разработка предложенийпо реализации внешней и внутренней политики России, влияющих на миграционныепроцессы.
6.Прогнозированиемиграционных процессов и формирование государственной миграционной политики сучетом изменения общеполитической и экономической ситуации.
7.Разработка региональныхи межрегиональных программ и организация их выполнения.
8.Распределение средств,выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и контроль заих использованием. Определение альтернативных источников финансирования.
9.Разработка механизмоввзаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительнымиорганами.
10.Взаимодействие сроссийскими, международными и зарубежными правительственными инеправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказанияпрактической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционныхпроблем
Также в программе четкопрописаны мероприятия, которые необходимо провести в различных направленияхдля выполнения программы и назначены ответственные исполнители. Назначение непросто исполнителей, а ответственных исполнителей играет важную роль в успешномвыполнении мероприятий. Сами программные мероприятия осуществляются в следующихнаправлениях: мероприятия по правовому обеспечению; мероприятия программы пооказанию помощи вынужденным мигрантам; мероприятия программы по организациииммиграционного контроля; мероприятия программы по решению проблем внешнейтрудовой миграции и ряду других направлений.
Еще в программе данакраткая характеристика территорий России, оцениваемых как относительноблагоприятных для массового приема вынужденных мигрантов. Перечень этихтерриторий постоянно изменяется, какие-то территории добавляются, какие-товыбывают.
В процессе реализациипрограммы ведется учет фонда земель для расселения в сельской местности всехкатегорий граждан- переселенцев.
Очерчен круг вопросов,подлежащих совместному решению ФМС России и другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, общественнымиобъединениями, благотворительными фондами.
Помимо этого программасодержит перечень государственных, региональных и отраслевых программоказывающих воздействие на формирование миграционных потоков в РФ.[2]
Одним из самых важных ипроработанным моментом является финансирование как всей программы, так иотдельных её направлений, а также источников средств. И пожалуй этот элемент невсегда отвечал действительности, из-за сложной экономической ситуации в стране, из-за высокой инфляции и т. д. И только в последние годы государство сталовыделять необходимые суммы на реализацию миграционной программы.
 
2.3Программирование миграционных процессов на региональном уровне (па примереПензенской области)
В целях обеспеченияреализации государственной миграционной политики на территории области былапринята и реализована « Целевая миграционная Программа Пензенской области на2004 — 2006 годы.» Она является продолжением «миграционной Программы Пензенскойобласти на 1998 — 2000 года.», которая была довольно успешно реализована натерритории Пензенской области.
Основание для разработки «Целевоймиграционной Программы Пензенской области на 2004 — 2006 годы.» являлась«Концепция регулирования миграционных процессов в РоссийскойФедерации», одобренная распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 N256-р.
Заказчиком выступило-Управление по делам миграции УВД Пензенской области.
Целью Программы являетсясоздание системы регулирования миграционных процессов, приведение их параметровв соответствие со стратегией устойчивого социально-экономического развитияПензенской области.
Приоритетные задачи:оптимизация объема и структуры миграционных потоков, лучшее использованиепотенциала мигрантов в интересах социально-экономического и демографическогоразвития области; совершенствование системы регистрации иностранных граждан,прибывающих на территорию области, борьба с незаконной миграцией; предупреждениевозникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с прибытиеммигрантов, в том числе из регионов повышенного эпидемиологического риска;обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов вобласти.
Основные исполнителипрограммы — Управление по делам миграции УВД Пензенской области, Департаментфедеральной государственной службы занятости населения ( ФГСЗН) Пензенскойобласти, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерствоздравоохранения и социального развития Пензенской области, Центргосударственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области,Экспертно-консультативный совет при Управлении по делам миграции УВД Пензенскойобласти, Пензенский областной комитет государственной статистики, Управлениефинансов Пензенской области, отдел паспортно-визовой службы УВД Пензенскойобласти.
Источники финансирования-Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета производитсясогласно плановым назначениям Федеральной миграционной службы МВД России.
Финансированиемероприятий из бюджета Пензенской области производится по согласованию сПравительством области с учетом реальных возможностей бюджета области насоответствующий год. Внебюджетные источники.[6]
В программе дана полнаяхарактеристика социально-экономическая характеристика области, описанаинфраструктура области.
В 90-е годыдемографическое развитие области, как и России в целом, вступило в периодострейшего кризиса, охватившего все основные демографические процессы.Наблюдается тенденция сокращения численности населения.
За 2005 год общая убыльнаселения составила 14,2 тысячи человек. Естественная убыль населения — 13,7тысячи человек, миграционная — 560 человек.
В настоящее время каждыйчетвертый умирает в трудоспособном возрасте. Миграционный приток населения,который остается долгое время положительным, не компенсирует потери населенияот естественной убыли.
За последние 10 летмиграционный прирост составил 65,6 тысячи человек. Основную долю — около 90% — составляют мигранты из республик бывшего СССР. Из дальнего зарубежья — около1%.
В потоке вынужденноймиграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области илилюди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство — русские. Второеместо по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары,что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов,расселившихся в городской местности, незначительно превышает количестворасселившихся в сельской (соответственно 53% и 47%).
Приток мигрантов играетположительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численныйсостав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16% — пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельскойместности — 47%, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенномедработников, учителей, квалифицированных механизаторов.
В 2005 году на территорииобласти работали 192 иностранных гражданина (с учетом разрешений, выданных в2004 году, но действующих и в 2005 году). Из них граждане СНГ — 130 человек(68%).
Эти показатели неоказывают заметного влияния на внутриобластной рынок труда.
Основную частьпредставителей стран дальнего зарубежья составляют граждане Турции (17%),остальные — граждане Индии, Эстонии, Афганистана, Великобритании, КНР, ФРГ,Туркмении и Грузии. Из республик бывшего СССР преобладают граждане Армении — 44% (занятые в основном в области строительства), Узбекистана — 24%.
Основная частьиностранных работников — 85% — заняты в промышленности, 14% — в строительстве,незначительная часть занимается коммерцией. Наблюдаются периодические перепадыв количестве привлеченной иностранной рабочей силы, связанные с сезоннымхарактером сельскохозяйственных и строительных работ, а также устойчивые связиотдельных плодоовощеводческих и свеклосеющих хозяйств области с бригадамииностранных работников из Украины и Молдовы.
Также в целях достиженияжелаемых результатов был разработан целевой комплекс мер по стабилизациимиграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры включают:
— стимулированиеактивного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственногообустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада вэкономическое развитие области;
— обеспечение мигрантоврабочими местами, осуществление переподготовки, создание условий дляорганизации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов,позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест натерритории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки иповышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра ДепартаментаФГСЗН по Пензенской области, обучение основам предпринимательства, содействиесамозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и фермерскиххозяйств в местах компактного расселения мигрантов;
— льготное кредитованиена обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организоватьсобственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построитьжилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработкиземли, домашний скот;
— обеспечение мигрантовжилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем созданиясистемы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счетсредств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов настроительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры посозданию областного жилищного фонда для социально незащищенной категориивынужденных переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередноепредоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;
— улучшение положениядетей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категорииграждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей,в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банкданных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев,школ-интернатов, общежитий образовательных учреждений профессиональногообразования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могутбыть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организоватьработу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявшихродителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимуюподдержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших безродителей;
— прогнозирование величини социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связис чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины ихвозникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционнуюситуацию в области;
— выдачу разрешений напривлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;
— постоянноерегулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованногопривлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрногосектора экономики.
— выработку совместныхдействий органов государственной власти области, принимающих участие врегулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальнойи психологической адаптации мигрантов;
— эффективное выполнениенастоящей Программы, обеспечение систематического контроля за ееосуществлением, создание организационных условий для приема и размещениявынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практическихконференций по проблемам организации работы с мигрантами с участиемзаинтересованных сторон и исполнителей Программы, создание системы взаимногоинформирования всех участников исполнения Программы;
— создание базы данных опараметрах, характеризующих миграционные процессы
— создание механизмапривлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетныхсредств, повышение эффективности размещения средств, необходимых длярегулирования миграционных процессов;
— возмещение расходов,связанных с приемом и обустройством мигрантов, формируется за счет средств,выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий в рамках областноймиграционной Программы.[6]
Все мероприятия программычетко прописаны: утверждены ответственные исполнители, сроки исполнения,стоимость, источники и объем финансирования, а также ожидаемые конечныерезультаты. Также программа содержит в себе технико-экономическое обоснованиенекоторых показателей расходования средств на реализацию мероприятий программы.
Ожидаемые результатыреализации Программы — создание единой и эффективно действующей системыиммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции. Оказаниеболее ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденныхпереселенцев. Снижение санитарно-эпидемиологического риска для населенияобласти в результате миграции.
В целом Пензенскаяобласть добилась ряда поставленных задач на 2004-2006, хотя остаются рядпроблемы в первую очередь касающихся незаконной миграции, предоставления жилья вынужденнымпереселенцам и беженцам.

Заключение
 
Таким образом, наосновании работы можно сделать ряд следующих выводов.
Дано понятиепрогнозированию и программированию социально-экономических массовых явлений (внашем случае — это миграционные процессы)
Рассмотрены основные видыпрогнозов — это поисковый и нормативный прогноз. Изучены основные методыпрогнозирования и программирования, хотя вышеперечисленные методы лишь частичкаогромного количества методов, которые продолжают появляться в этой научнойобласти.
В наиболее узкомпонимании миграция — это совокупность безвозвратных межпоселенных передвиженийнаселения, связанных с переменой места жительства, т. е. переселение. Этопроцесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах, вовсем мире. Нас интересовала миграция в очередь в РФ, а также способность еёпредугадать и спрограммировать свои действия в зависимости от складывающейсяситуации.
Как и в других странах,границы миграционной емкости России связаны с тенденциями и перспективамиэкономического развития, положением на рынке труда, наличием и развитиемсоциальной инфраструктуры и др. Кроме того, в России приходится учитывать еще инекоторые геополитические факторы. В частности, если бы имел место массовыйприток китайцев на российский Дальний Восток, то он не только не привел бы кглубинной культурной ассимиляции (ввиду непосредственной близости мощногособственного культурного материка), но и мог бы рано или поздно привести кактивизации существующих территориальных притязаний Китая.
Прогнозы миграции болеевсего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политическогобудущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и внеего.
Варианты прогнозамиграции между Россией, государствами — участниками СНГ и странами Балтииоснованы на сочетании сценария «стабильной русскоязычной диаспоры» дляБелоруссии, России, стран Балтии и Молдавии и скорее всего Казахстана и«медленной репатриации» для остальных государств — участников СНГ.
Эмиграция из России встраны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этническийхарактер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числеэмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежьевосполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США),а по другим странам — суммарно.
Как свидетельствуютданные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителейнациональностей, не относящихся к народам и этническим группам РоссийскойФедерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позициейобщественного мнения, и геополитическими факторами. Хотя предполагается переходот ограничения миграции в Россию этих категорий мигрантов к регулированию иммиграции,весьма вероятно, что это произойдет не ранее 2010 г., когда начнется реальное сокращение численности населения рабочих возрастов. Можно ожидатьчто вместе с активизацией трудовой миграции Россия начнет принимать болееширокий круг иммигрантов.
Расчеты показывают, чтопри самых оптимистических предпосылках для поддержания стабильной численностинаселения России необходимо принимать не менее полумиллиона мигрантов в год всреднем в период 2001—2050 годов. Такой вариант развития событий мало вероятенв силу целого ряда экономических и политических причин. Однако самовозникновение в начале ХХI века четвертого миграционного потока (миграция вРоссию из стран дальнего зарубежья) кажется вполне возможным. В 1996—2000 гг. чистаямиграция в Россию составляла 270 тыс. человек. Поэтому представляется, чтопримерно столько мигрантов Россия может принимать и в будущем. Основываясь наэтих предположениях, был разработан четвертый вариант прогноза миграции.
Кроме этого был рассмотренряд основополагающих законов касающихся миграции и миграционных процессов, атакже федеральная миграционная программа, «Концепция регулирования миграционных процессов вРоссийской Федерации», « Целевая миграционная Программа Пензенской областина 2004 — 2006 годы.»
Проанализировав этидокументы можно сделать вывод, что проблемы связанные с прогнозированием ипрограммированием миграционных процессов выходят если и не на ведущее место вгосударственной политике, то по крайне мере привлекают все больше и большегосударственного внимания, как на федеральном уровне так и на региональном. Оповышенном внимании к программированию миграционных процессов говорятпостоянные поправки вносимые в долгосрочную федеральную миграционную программу.Создаются различные государственные центры помощи мигрантам, различныегосударственные и негосударственные фонды и т.д.
В Пензенской областивласти тоже стремятся идти в ногу с федеральным центром и у нас принимаютсяцелевые миграционные программы, которые довольно успешно реализуются.Единственным большим минусом федеральных и региональных программ являетсяфинансирование, которого не всегда хватает на реализацию разработанныхмероприятий и действий.

Список использованнойлитературы
 
1. Федеральный закон «О правовом положении иностранныхграждан в РФ» от 04.12.2007 № 328-Фз// ПС Гарант
2. Указ Президента РФ « О федеральной миграционной программе»от 13.06.1996 N 881// ПС Гарант
3. Постановление Правительства РФ « О федеральноймиграционной программе на 1998-2000 годы» от 10 ноября 1997г. № 1414// ПСГарант
4. Распоряжение Правительства РФ «Концепциярегулирования миграционных процессов в Российской Федерации» от 1 марта 2003 г. № 256 // ПС Гарант
5. Приказ Министерства Социальной защиты населения РФ «Омерах по реализации федеральной миграционной программы» от 10 февраля 1995 г. №29 // ПС Гарант
6. Постановление Правительства Пензенской области « Офедеральной миграционной программе Пензенской области на 2004-2006 годы» от 27мая 2004 г. № 277-пП// ПС Гарант
7. Аверьянова Т. В. Социальная политика: Учебник для вузов. –М.: НОРМА, 2003. -456 с.
8. Баранова К. И. Социальное программирование: Учебник длявузов. – М.: Высшая школа, 2004. -282 с.
9. Воронин В. В. Экономическая география РоссийскойФедерации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. В 2ч.— Самара, 2007. — 176 с.
10. Галецкий В.Д. Миграция населения и перспективыдемографического развития России// Проблема прогнозирования .-2003. — №4. –С.19 — 25
11. Горланов А. Н. Итоги переписи 2002 года.// Российскаягазета. – 2003. – 25 марта. – С. 4 – 7.
12. Денисов Е. Н. Население России и экономическиепроцессы.// Социально-экономический журнал. – 2003. — №4. – С. 15 – 17.
13 Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономическихпроцессов. -М.: Норма, 2002 .- 137 с.
14. Ерзнкян Б.А. Социальное и экономическое прогнозирование.:Учебное пособие.: СПб.: Питер,2003. — 236 с.
15. Зиновьева Н. Н. Демография и экономика. – М.: ЮНИТИ,2004.- 381 с.
16. Иванова Т.Д. Проблемы миграции и опыт её регулирования вполиэтническом Кавказском регионе// Вопросы прогнозирования.-2005. — №5. – С.47 — 58.
17. Ломакина Е. Г. Социальная география России и странближнего зарубежья: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. — 246 с.
18. Международная миграция населения: Россия и современныймир// Социс.-1998. — №6. – С. 38 — 48
19. Мирченко Н. Г. Население России: город исело.//Российская газета. – 2005. — №21. – С. 5 — 6.
20. Одарин О. Миграционная политика современнойРоссии.//Ученый совет .-2006. — №10. – С. 76 — 78
21. Опарина Н. Е. Экономическая и социальная география:Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003. -173 с.
22. Орешин В. Россия и международная миграция трудовыхресурсов.// Мировая экономика и международные отношения.- 2006. — №4 – С. 17 — 25
23. Панина И. Г. Экономическая и социальная география России.– М.: Высшая школа, 2003.- 371 с.
24. Переведенцев В.И. Миграция населения в СНГ: опытпрогноза.//Полис.-1993.- №2. — С. 69 — 74
25. Последствия китайской миграции для России//Внешнеэкономическийбюллетень.-2004. — №4.- С. 171 — 196
26. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов. Под ред.Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. -149 с.
27. Романова А. Е. Социальное программирование и его методика.- М.: Высшая школа, 2003. – 446с.
28. Савельева И. О. Население России: вчера, сегодня,завтра.// Социально-экономический журнал. – 2004. — №1. – С. 38 – 42.
29. Тимофеев Н. Н. Экономическая география РоссийскойФедерации: Учебник для вузов. – М.: Гардарики. 2002. -372 с.
30. Тимофеева Е. Н. Демография: Учебник для вузов. – М.:Высшая школа, 2007. – 319 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.