Министерство образования и науки РФ Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова Факультет управления Кафедра общего и специального менеджмента Реферат по истории экономики Тема Внешняя задолженность развивающихся стран Выполнил студент 1 курса 14 группы Михайленко Александр Владимирович Научный руководитель Ешкилев Юрий Борисович старший преподаватель кафедры общего и специального
менеджмента Архангельск 2005 Содержание Введение I. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности II. Механизмы регулирования внешней задолженности 9 Заключение 14 Список использованной литературы 16 Введение К началу 80-х годов внешняя задолженность развивающихся стран стала одной из актуальнейших проблем международных
экономических отношений. Десятилетие спустя с подобными проблемами столкнулись страны, осуществляющие переход к рыночной экономике. Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной
области международных отношений. Опыт стран-должников убедительно доказал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. По существу платежи по обслуживанию внешней задолженности превращаются в своего рода налог на текущие и будущие доходы государства с оттоком все большей их части за рубеж. Проблема внешней задолженности стала многоплановой и, можно с уверенностью говорить - глобальной, сроки
разрешения которой трудно предвидеть. Многоплановость и глобальность современной внешней задолженности развивающихся стран можно видеть, прежде всего, н следующем. Предоставление кредитов и долгосрочных займов кредиторами - развитыми странами рыночной экономики как по официальной, межправительственной линии, так и частными банками и международными экономическими организациями, в которых развитые страны рыночной экономики играют ведущую роль, являются, по-существу, механизмом
долгосрочного экономического воздействия центров мирового хозяйства на страны периферии развивающиеся страны и страны переходной экономики. Однако, этот аспект международных экономических отношений требует самостоятельного изучения, выходящего за рамки долговой проблемы. Обострение проблемы задолженности выявило необходимость разработки и осуществления согласованных мер со стороны стран должников и их кредиторов с целью преодоления кризиса.
В разрешение этой ситуации были вовлечены различные международные организации и институты. Наиболее весомое значение среди них имеют МВФ, МБРР, ОЭСР, Парижский клуб. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав. Не остались в стороне от разрешения этой проблемы и сами развивающиеся страны, принявшие целый ряд мер по консолидации своих позиций перед лицом мирового сообщества и облегчению
последствий долгового кризиса. Внешняя задолженность постепенно трансформировалась из валютно-финансовой в многомерную проблему, которая в той или иной степени затрагивает интересы большинства государств, что привело с осознанию необходимости интернационализации подхода к ее решению, к поиску новых совместных и эффективных методов регулирования задолженности. В этой связи особую актуальность с научной и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные
с исследованием специфического характера внешней задолженности выявлением закономерностей, превративших внешние заимствования из ускорителя социально-экономического развития в тормозящий его фактор, в причину дестабилизации международных валютно-кредитных отношений анализом основных позиций и предложений заинтересованных государств и международных экономических организаций. Именно такой подход открывает путь к анализу международных механизмов регулирования задолженности,
проблем, связанных с повышением их эффективности, и оценке перспектив выхода из создавшейся ситуации. Внешняя задолженность развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества, в том числе и интересы России. Именно этим фактором и определяется значимость данной работы в первую очередь. I. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности
Изначальная необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития была обусловлена глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления. Однако даже производительное использование внешних ресурсов не привело в большинстве случаев к выравниванию структурной несбалансированности развивающейся экономики, что объясняется как неэффективностью выбранных моделей экономического развития, так и значительным ухудшением внешнеэкономического положения развивающихся
государств в 70-е и 80-е годы. Ухудшение внешних условий развития не только оказало негативное влияние на рентабельность различных секторов хозяйства, но и увеличило их потребности в заемных ресурсах. Удовлетворение возросших потребностей во внешних ресурсах стало возможным благодаря привлечению развивающихся стран к заимствованию на международных рынках ссудного капитала, в чем активную роль сыграли транснациональные банки, ставшие одними из основных кредиторов стран третьего мира.
Так, если в 1973 г. задолженность частным кредиторам составляла 33 от всей суммы средне- и долгосрочного внешнего долга развивающихся стран, то уже в 1982 г. ее доля выросла до 60, соответственно уменьшая удельный вес задолженности официальным кредиторам, что означало ужесточение условий внешних заимствований. Следствием этих причин явилось финансирование по существу порочного механизма самовозрастания внешней задолженности, отличительной чертой которого стало нерациональное использование заемных ресурсов, идущих
на компенсацию снижения эффективности инвестиционного процесса и растущих валютных затрат, а не на цели реального накопления, которое сопровождалось бы сглаживанием структурной диспропорциональности национальной экономики. Формированию такого механизма, ориентирующего на развитие в кредит, способствовали как неконтролируемое разбухание международного кредита и 70-х - начале 80-х годов, вследствие роста евровалютных рынков со 150 млрд. долл. в 1972 1. до 1800 млрд. долл. в начале 1982 г так и политика правящих кругов большинства
развивающихся стран - основных должников, отдавших предпочтение возможности осуществлять широкомасштабные заимствования с этих рынков, вместо того, чтобы наращивать усилия по совершенствованию экономической структуры своих национальных хозяйств, что могло бы повысить эффективность воспроизводственного процесса и отдачу от капитализации заемных ресурсов. В результате необычайно усилилась зависимость социально-экономического положения развивающихся стран от объема и условий их кредитования, конъюнктуры на международных
рынках капитала, резкое изменение которых и явилось непосредственной причиной долгового кризиса, а также породило чистый отток финансовых ресурсов из стран третьего мира. Если в 1980 г. развивающиеся страны выплатили транснациональным банкам процентов на общую сумму 18 млрд. долл а получили от них новые кредиты на сумму 34,2 млрд. долл то уже в 1982 г. процентные выплаты составили 42,2 млрд. долл а сумма новых кредитов - всего 25,8 млрд. долл.
Долговые платежи развивающихся стран в условиях резкого сокращения объемов их финансирования превратились к середине 80-х годов в главный фактор роста внешней задолженности. Болотин Б.М Шейнис В. Л. Экономика развивающихся стран в цифрах, М 1988г. Внешнее финансирование, которое играло важную роль, в кредитовании инвестиционных потребностей третьего мира, оказалось подорванным, так как практически весь объем новых займов и кредитов поглощался
долговыми выплатами. Ухудшение ситуации было связано не только со структурными сдвигами в мировом хозяйстве, но и с политикой, проводимой транснациональными корпорациями и банками, с нарастанием протекционистских тенденций в международной торговле, с экономической политикой, осуществлявшейся ведущими странами мира. Анализ причин возникновения долгового кризиса приводит к выводу о том, что какой бы значительной ни была роль внешнеэкономических факторов в усилении зависимости развивающихся стран от внешних источников
финансирования и в нарастании их задолженности, в конечном итоге именно внутренние причины предопределили характер и формы участия стран третьего мира в международном разделении труда, а, следовательно, и их неодинаковые возможности в адекватном реагировании на различные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, и выполнении своих внешних финансовых обязательств. II. Механизмы регулирования внешней задолженности
Основными действующими институтами подобного регулирования стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности. Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных форм воздействия.
Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или упорядочения в обмен на новые кредиты. Подобное соглашение стало рассматриваться как свидетельство платежеспособности заемщика как официальными, так и частными кредиторами. Для привлечения дополнительных ресурсов были созданы
Генеральные соглашения о займах, заключаемые МВФ со странами Большой семерки, Бельгией, Голландией, Саудовской Аравией и Швейцарией. Еще одним направлением деятельности МВФ стало его активное участие в пересмотре условий погашения задолженности перед официальными и частными кредиторами, которое способствовало улучшению некоторых условий реструктуризации долга, в частности, снижению процентной ставки и продлению сроков
погашения. Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль
МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих
функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества. Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран Большой семерки, ОЭСР. Основными целями их деятельности стало снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств
третьего мира. Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов, Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия Торонтских, Лондонских, Хьюстонских, Неапольских и Лионских способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся
стран. Проблема урегулирования официальной задолженности обсуждалась не только в рамках Парижского клуба. Ведущие мировые державы предприняли ряд шагов по разрешению этой проблемы. Среди них можно отметить инициативы Бейкера, Миттерана, Брейди. В частности, предложенная секретарем Казначейства США Н.Брейди инициатива по урегулированию задолженности развивающихся стран перед частными кредиторами
нашла широкую поддержку среди финансовых структур Запада и среди самих должников. Суть предложений Н.Брейди сводилась к организации различных операций свопов, способствующих снижению объемов неофициальной задолженности. Среди них выкуп задолженности у кредиторов самими должниками за наличные средства со скидкой, обмен задолженности на долгосрочные ценные бумаги стран-должников, конвертация задолженности в акции фирм, принадлежащих стране-должнику, поставка товаров из страны-должника в счет
погашения задолженности, конверсия внешнего долга в обязательства в национальной валюте. Вместе с тем, этим инициативам, как впрочем и другим механизмам регулирования задолженности, присущи определенные недостатки. Один из них заключается в недостаточном распространении механизмов конверсии задолженности среди стран-должников и стран-кредиторов. Однако, наличие выбора среди программ по урегулированию коммерческой задолженности, а также их достаточная
гибкость позволяют надеяться на то, что эти механизмы не постигнет участь их предшественников, а наоборот, они послужат дальнейшему сокращению задолженности и окажутся отправной точкой для выработки новых, более совершенных концепций. Новая долговая стратегия, основанная на взаимодополняемости действий должников, кредиторов и международных финансовых организаций, на сбалансированной ответственности всех участников кредитных отношений за решение долговой проблемы, на применении дифференцированного подхода к регулированию
задолженности развивающихся стран в зависимости от уровня их социально-экономического развития позволяет надеяться если не на разрешение долговой проблемы, то, по крайней мере, на значительное снижение остроты данного вопроса. В этой связи представляется необходимым усиление влияния стран третьего мира на международные финансовые организации. Этому может способствовать пересмотр механизма образования собственных средств МВФ и Всемирного банка. Возможно следует отказаться от пополнения собственных средств за счет квот стран-
членов и перейти на самофинансирование, посредством проведения самостоятельных операций на финансовом рынке при соответствующем изменении структуры руководства этих организаций. В совокупности это позволит снизить влияние ведущих западных держав на принятие решений об оказании финансовой помощи. Разработка и согласование общих подходов и позиций стран-должников к урегулированию внешней задолженности стала важнейшей задачей многосторонней экономической дипломатии развивающихся
государств на современном этапе. От решения этой проблемы и практической реализации выработанных мер таких как, коллективная опора па собственные силы, ускорение интеграционных процессов, структурная перестройка национальных экономик во многом зависит дальнейшая эволюция долговой ситуации в развивающемся мире. Необходимо отметить, что развивающиеся страны хотя и стремятся к сотрудничеству и создают совместные организации, до сих пор не достигли того уровня взаимопонимания, который позволил бы им выработать единую
концепцию разрешения экономических и финансовых проблем, стоящих перед третьим миром. Важнейший вклад в разрешение долговой проблемы может дать пересмотр национальной экономической политики странами должниками. Она должна быть направлена на оптимизацию использования заемных ресурсов, недопущение финансирования неэффективных проектов и сокращение степени зависимости экономики от притока новых займов. Главный путь - мобилизация и эффективное использование собственных ресурсов.
Также при разрешении долговых проблем необходимо прилагать усилия для активизации процесса региональной интеграции и выработки совместных путей социально-экономического развития. Анализируя результативность мер, принятых странами-должниками, их кредиторами и международными финансовыми институтами, можно сделать вывод о значительном снижении остроты кризиса задолженности, хотя о полном ее разрешении говорить явно преждевременно. Заключение
Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. В последние десятилетия наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах. В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические
дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований, и наращивание внешней задолженности. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран. Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня
жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять программу списания большей части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации. Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает перевод части долга в долгосрочные
облигации стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций государственных промышленных предприятий. Однако принятые в 80-е 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации
наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате
значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.
Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций. Список использованной литературы 1. Болотин Б.М Шейнис В. Л. Экономика развивающихся стран в цифрах, М 1988г. 2. Основы внешнеэкономических знаний Под ред.
И. П. Фаминского. -2-е изд перераб. и доп -М. Междунар. отношения, 1994 479 c. 3. Мировая экономика под ред. Булатова, Москва 2003г. 4. Мировая экономика под ред. И.П. Николаевой, Москва 2000г. 5. Мировая экономика. Учебник, З. К. Раджабова, Москва 2002г. 6. Мировая внешняя задолженность теория и практика урегулирования
Л.Н. Федякина. -М. Дело и сервис, 1998 304 с
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |