Введение
Северо-Западный федеральный округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 миллионов человек, – единственный, который непосредственно граничит с индустриально развитыми странами Западной Европы и имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причём роль и значение Северо-запада России в развитии транспорта и в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море.
Разведанные запасы углеводородного и минерального сырья на территории округа (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь и др.), биологические ресурсы, в первую очередь лес и рыба, являются стратегически значимыми не только в российских, но и в международных масштабах. Здесь сосредоточено 16% разведанных запасов нефти и 20% разведанных запасов газа страны.
Для СЗФО характерен высокий экономический потенциал, превосходящий среднероссийские значения. Предприятия округа – главным образом Мурманской области – на 100% обеспечивают потребности страны в фосфатных рудах, ниобии, тантале, редкоземельных металлах, бадделеите. На 80% – в слюдах, флогопите и вермикулите. На долю СЗФО от общероссийских объемов приходится 20% товарной железной руды, 17–18% готового проката черных металлов и производства стали, 17% серной кислоты, 20,8% минеральных удобрений, 48% товарной целлюлозы, 59% бумаги, свыше 20% улова рыбы. Инвестиционная емкость округа несколько выше удельных показателей по численности населения и площади территории в России, доля в общем объеме инвестиций составляет около 11%.
Для общего развития СЗФО большое значение имеет наличие крупнейшего центра образования, культуры, науки, развитой инновационной инфраструктуры – Санкт-Петербурга. Заметную роль в научно-технической и инновационной сферах играет и наш Кольский научный центр Российской академии наук.
Однако ведущее место в развитие СЗФО отводится все же его транспортному значению. Транспортная инфраструктура этого округа самая развитая в Российской Федерации. Кроме мощных автотранспортных магистралей и воздушных путей сообщения имеется значительный потенциал развития трубопроводного транспорта и ж/д путей, чья роль растет постоянно с ростом экономического значения региона для РФ. Но все же центральное место занимают морские порты. Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград – это все морские ворота РФ связывающие ее с Европой и Америкой.
1. Роль портов СЗФО в экономике Российской Федерации
Согласно данным ежегодного отчета Ассоциации морских торговых портов, свыше 420 млн. тонн российских внешнеторговых грузов переработано в 2006 г. в портах России и сопредельных государств. В сравнении с 2005 г. (356,6 млн. тонн) рост составил 18% или 63,8 млн. тонн. Объемы перевозок сухих грузов выросли на 20%, нефтяных – на 15%, и составили 191,9 млн. тонн и 228,5 млн. тонн соответственно. Как и в предыдущем году, основой российского экспорта являлась нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, лесные грузы и металлы. В минувшем году сохранилась тенденция существенного роста внешнеторгового грузопотока России при одновременном снижении объемов грузов, перерабатываемых портах сопредельных государств. Грузооборот российского портового комплекса по переработке экспортно-импортных грузов вырос на 66,8 млн. тонн, в то время как объем перевалки портов Украины и Балтии снизился на 3 млн. тонн. На фоне растущего объема перевозок отечественной внешней торговли доля российских портов в их переработке увеличилась и составила в 2006 г. 80% (в 2003 г. – 75%). Объем внешнеторговых грузов, переработанных на территории России, составил 336 млн. тонн, увеличившись на 25%. Через зарубежные порты перегружено 84,4 млн. тонн российских грузов, что на 3,4% меньше чем в предыдущем году. Сокращение произошло за счет снижения на 23,6% объемов перевалки наливных грузов, в то же время объем перевалки угля вырос на 48%. Грузооборот портов Балтии составил 57,3 млн. тонн (рост на 3,4%), рост произошел за счет увеличения объемов перевалки угля, а переработка нефтяных грузов упала на 12%. Через порты Украины перевезено 27,1 млн. тонн (снижение на 15,3%), причем переработка сухих грузов выросла на фоне резкого снижения перевалки нефти и нефтепродуктов. Рост перевалки угля, металлов и минеральных удобрения на 13% не смог компенсировать падения переработки наливных грузов на 57%.
Суммарный грузооборот портового комплекса Российской Федерации (включая внутренние перевозки) по итогам года вырос на 23,4% до 355,9 млн. тонн (+67,6 млн. тонн), из которых более 157,3 млн. тонн составили сухие грузы (+17,6%) и 198,6 млн. тонн (+28,5%) – наливные. В частности, на 28,5% вырос объем перевалки нефтеналива, на 33% – угля, на 10% – лесных грузов. Сохраняется тенденция значительного роста переработки контейнерных грузов. В 2004 г. морские порты России перегрузили 17 млн. тонн грузов в контейнерах, что составляет около 1,4 млн. TEU. Рост контейнерных перевозок составил свыше 60% за счет увеличения перегрузки контейнеров через Санкт-Петербург (+34%), Новороссийск (+23%), Восточный (+30%). [8]
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в структуре суммарного грузооборота российских портов доля экспорта составила 85%, импорта – 6%, транзита -3%, каботажа – 6%. В транспортировке грузов на российские порты доля железнодорожного транспорта составила 46,9%, трубопроводного – 43,7%, автомобильного – 4,4%, речного -5%. При этом 83% сухих грузов на порты доставляются по железной дороге, а 73% налива – трубопроводным транспортом. Более чем на 42 млн. тонн (+41,5%) вырос грузооборот портов Северо-Западного бассейна России. По итогам 2004 г., доля бассейна – 143,2 млн. тонн – в грузообороте российских портов составила 40%. Столь существенный рост достигнут за счет значительного увеличения – на 64% или 30 млн. тонн – переработки наливных грузов. Прежде всего, за счет роста объемов перевалки в Приморске: ООО «Спецморнефтепорт» в 2004 г. увеличил грузооборот в 2,5 раза и переработал свыше 44,5 млн. тонн. Впервые грузооборот портов Северо-запада России более чем в 2,5 раза превысил грузооборот портов стран Балтии. Здесь переработано свыше 77 млн. тонн наливных и 65,6 млн. тонн сухих грузов.
Напомним, что в период 2002–2007 гг. российский портовый комплекс увеличил свои производственные возможности на 170 млн. тонн, освоив свыше 23 млрд. руб. инвестиций. По словам председателя совета директоров АСОП Виталия Южилина, по динамике производства (в среднем 20% в год) порты опережают другие отрасли. Сохраняется и инвестиционная активность отрасли: по предварительным данным в 2006 г. объем капиталовложений в портовый комплекс превысил 10 млрд. руб. Первый этап унификации тарифов создал благоприятные условия, прежде всего, для российских экспортеров, условия, которые позволили им в последствии активно участвовать в развитии транспортной инфраструктуры, считает руководитель АСОП. В 2000 г. из 238 млн. тонн внешнеторговых грузов через порты России перевезли 170 млн. тонн, а в 2006 г. – уже 336 млн. тонн из 420 млн. тонн.
Суммарный объем перевозок российских грузов в международном и внутреннем сообщении по итогам 2006 г. превысил 440,3 млн. тонн (+на 17%). В том числе, переработано 203 млн. тонн сухих и 237 млн. тонн наливных грузов. Объем перевалки сухих грузов вырос на 19%, наливных – на 15,7%, что составляет 32,4 млн. тонн и 32,2 млн. тонн соответственно.
2. Экономическая характеристика порта Санкт-Петербург
Морской порт Санкт-Петербург. Под термином Большой порт Санкт-Петербург понимается вся территория, отведённая под переработку грузов.
Всего в административных границах Санкт-Петербурга работает 21 стивидорная компания. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – одна из крупнейших. В процессе приватизации на её базе созданы новые стивидорные компании.
Площадь Морского порта СПБ 270 га. Протяжённость 53 причалов составляет 8,4 км. Порт располагает мощной перегрузочной техникой – порядка 120 портальными кранами грузоподъёмностью от 5 до 40 тонн, мобильными и плавучими кранами грузоподъёмностью от 15 до 300 тонн.
Пропускная способность порта – 16 млн. тонн в год. Площадь крытых складов – 105,0 тыс. кв. м., открытых – 9,4 тыс. кв. м.
Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями. Общая протяжённость железнодорожных путей в порту составляет 46,8 км. Длина автодорог: внутри порта – 15,2 км. [9]
Административно территория порта делится на четыре грузовых района. На причалах 1-го грузового района сосредоточена перевалка экспортно-импортных генеральных и навалочных грузов.
Максимальная длина судов – до 200 м с осадкой до 9,5 м.
Десять глубоководных причалов 2-го грузового района могут обрабатывать суда длиной до 260 м с осадкой до 11 м. На двух причалах находится контейнерный терминал пропускной способностью 17000 контейнеров в год. Район специализируется на перевалке экспортно-импортных генеральных грузов.
3-й грузовой район перерабатывает оборудование, автотракторную технику, пиловочник, навалочные зерновые грузы. Контейнерный терминал пропускной способностью 100 000 контейнеров в год включает в себя пять причалов общей длиной 523 м, из которых три предназначены для обработки судов «Ро-Ро» и два – для полной обработки контейнеровозов. На всех открытых площадках терминала можно одновременно хранить до 8000 контейнеров.
Общие объемы грузопереработки ОАО «Морской порт СПБ» отражены в таблице 1.
Таблица 1. Грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
2004
2005
% 2005 к 2004
2006
% 2006 к 2005
Всего тыс. тонн, в
9689
11745,8
121,0
10210.3
86,93--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Итого
4057
3847
2445
1851
2326
2621
2126
Заключение
По территории СЗФО проходят три международных коридора – «Север–Юг», «Запад–Восток» («Транссиб») и «Северный морской путь», а также панъевропейские транспортные коридоры №№1 и 9.
Ежегодно через пункты пропуска, расположенные в округе, следует около 250 млн. т грузов. Это 20% от общего объема международных перевозок в РФ.
Пути развития транспортной сферы региона определены Стратегией развития транспорта СЗФО до 2015 года.
Среди важнейших задач в области транспортной политики округа необходимо выделить:
повышение уровня координации в развитии различных видов транспорта,
совершенствование евроазиатских транспортных коридоров,
приоритетное развитие портовых комплексов на побережье Финского залива и обеспечение железнодорожных и автодорожных подходов к ним.
В Северо-Западном регионе находятся восемь крупных морских портов: Санкт-Петербургский, Калининградский, Мурманский, Архангельский, Выборгский, Высоцкий, Приморский и Усть-Лужский. На долю портов СЗФО приходится около 40% объемов грузопереработки всех портов и стивидорных компаний России (в 2004 г. – 143 млн. т), а в сегменте контейнерных грузов эта доля еще выше – 65%. Практически весь объем грузов является внешнеторговым, на каботаж приходится менее 2%.
Нефтеналивной порт в Приморске с вводом второй очереди терминала нефтепродуктов увеличит в 2006 г. объем перевалки до 60 млн. т. Компания «Лукойл», осуществившая строительство нефтепродуктового терминала в порту Высоцк, к 2010 году планирует переваливать здесь 12–17 млн. т.
Модернизация терминала в Калининградской области позволит экспортировать 6 млн. т нефтепродуктов. Предусматривается строительство нефтепровода из Западной Сибири.
Проектная мощность Варандейского терминала на севере округа достигает 20 млн. т в год. Разработка Приразломного месторождения обеспечит годовой поток нефти до 8 млн. т.
В транспортной стратегии СЗФО большое внимание уделяется развитию перевозок по трассе Северного морского пути. Российская Арктика в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой. Планируется развитие транзитных сообщений через территорию арктической зоны, поэтапное открытие Севморпути для иностранных операторов. По прогнозу, перспективные арктические грузопотоки по трассе Северного морского пути к 2015 г. возрастут до 35–40 млн. т.
В целом развитие портов СЗФО идет опережающими темпами. За период 1990–2004 гг. объем перевалки грузов в портах округа вырос в 3,5 раза.
Список использованной литературы
Анищенко Н.В. Экономика и организация портового хозяйства: Учебное пособие. – Новороссийск: НГМА, 2007.
Анищенко Н.В. Портовое хозяйство и его развитие в условиях рыночных отношений // Морские порты. – 2005. №4.
Аракелов Ф. Грузовая база России требует конкурентоспособности // Морские порты. – 2005. – №3.
Воевудский Е.Н. Управление системой обслуживания судов в портах. – М.: Транспорт, 2003.
Громов Н.Н, Персеянов В.А. Управление на транспорте. – М.: Транспорт, 2005.
Грязев Р. Система портовых сборов в России // Морские порты. – 2000. №4.
Международная экономическая деятельность: Учебник / Под ред. Борисова Н.П. – СПб., 2002.
Назаренко М.Н. Международная экономика. – М., 2005.
Экономическая география: Учебник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Экономическая география. – М., 2004.