Самарскийгосударственный экономический университет
Курсоваяработа по экономической географии на тему:
«Экономико-географическая характеристика
Уральскогофедерального округа »
Кафедра«Экономической и социальной географии»
Выполнилстудент 1-го курса:
кафедраВВиДО, сп. Маркетинг
БеркуцкийС.А. № 07050206
Проверил:
ВоронинВ.В.
к.э.н, профессор.
Самара, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристикаУрФО. стр. 3
Краткие характеристики существующихотраслей УрФО. стр. 6
Проблематика региона. стр. 9
Перспективы развития региона. стр.12
Основные цели при планировании развития
Методы их достижения
Заключение. стр.16
Таблицы и диаграммы. стр.18
Источники. стр.23
Общая характеристикаУрФО.
Геополитическоеположение УрФО определяется его экономическим и географическим положением вглубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатскогосубконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического иАзиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно наУрале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить всеявственнее формирующуюся зону соприкосновения геополитических интересов Севераи Юга (в их экономическом и политическом понимании).
Транзитноерасположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формирующихся врезультате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощномуразвитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениямвосток-запад и север-юг. Достаточно отметить, что через его территориюпроходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Средсиба,Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа большогодиаметра, идущих из Западной Сибири через Урал и Центр в Европу.
Уральскийфедеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономическиосвоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостомк наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатымсырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам — Сибири,Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трехтопливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включаяшельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря;Каспийского региона и Западного Казахстана.
Территория округазанимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всейтерритории России. Численность населения федерального округа в на 1 января2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численностипостоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из нихоколо 80 % — русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев,20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральскогофедерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньшетолько в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностьюнаселения отличается центральная и южная части федерального округа, гдеплотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняетсяособенностями географического положения регионов и структурой их промышленногопроизводства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокойстепенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области.Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодарясосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений,обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой наинновации.
В состав Уральскогофедерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ,Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская иЧелябинская области.
Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень,Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст,Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.
Степень концентрациипромышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем постране. Промышленность представлена топливной промышленностью,машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являютсяосновой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность. Природныересурсы Уральского федерального округа – это 70 % российских запасов нефти, 91% запасов природного газа, 15,5 % железной руды, 38,4 % стали, 37 % прокатачёрных металлов. Ведущую роль в экономике играет топливная промышленность.
По геологическим запасамнефти Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция занимает второе место в мирепосле уникального бассейна в районе Персидского залива. Несмотря на то, что вУральском федеральном округе создана мощная нефтеперерабатывающаяпромышленность, многие крупные месторождения нефти уже в значительной степенивыработаны. Из новых открыты и работают Аржановское, Коттынское, Сергинское,Западно-Чистинное в ХМАО и Северо-Самбурское, Южно-Пямалияхское в ЯНАО.Основные ресурсы газа расположены на севере Тюменской области, в Заполярье.Доминирующими являются месторождения Медвежье, Уренгойское, Ямбургское,Иваньковское, Заполяное, Надымское, Тазовское; перспективными – месторожденияполуострова Ямал. Попутный нефтяной газ перерабатывается на восьми заводах вХанты-Мансийском автономном округе. Более 92% российского газа добывается натерритории федерального округа. В округе разведаны и эксплуатируются нефтяныеместорождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, гдесосредоточена добыча примерно 68% российской нефти. В Уральском федеральномокруге проложено более двух десятков транзитных нефте — и газотрубопроводовбольшого диаметра в направлении Западная Сибирь-Урал-Центр-Европа.
По объему производствапродукции металлургии округ не имеет себе равных в России. При этом всепотребности энергоемких производств покрываются энергетическими мощностями,расположенными в
Краткие характеристики существующихотраслей УрФО.
Угли добываются преимущественно дляэнергетических целей, их запасы невелики и многие месторождения истощены.Основные буроугольные бассейны – Челябинский и Южно-Уральский.
Чёрная металлургия Урала представленавсеми стадиями: от добычи до проката. Производство чёрных металлов (основнуючасть чугуна и стали) осуществляют Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты,а также Челябинский металлургический завод.
Цветная металлургия отличается высокимуровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия идругими отраслями. Значительные запасы меди как попутного компонентасосредоточены в железорудных месторождениях. На базе месторождений саткинскихмагнезитов (Челябинская область) работает комбинат «Магнезит», занимающийисключительное место в металлургическом комплексе России. Имеются значительныересурсы алюминиевого сырья (бокситов) в Североуральском бокситоносном бассейне(Красная Шапочка, Северное).
Крупная отрасль рыночнойспециализации УрФО – машиностроение, опорой которого являются предприятияоборонно-промышленного комплекса, которые производят медицинскую технику,технологическое оборудование для аграрно-промышленного итопливно-энергетического комплексов, здравоохранения. В округе развито тяжёлоемашиностроение (производство горно-металлургического, химического,нефтехимического оборудования), энергетическое (выпуск турбин, паровых котлов),транспортное, сельскохозяйственное, тракторостроение. Наиболее быстро развиваютсяэлектротехническое машиностроение, приборо- и станкостроение. Основные центры:Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Курган(«Кургансельмаш»), Новоуральск (АОЗТ «Уральский автомоторный завод») и т.д.
Химическая промышленность округаобладает крупной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы,уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной и цветной металлургии, леснойпромышленности. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшимипроизводствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс,синтетического каучука, соды, серной кислоты.
Значительные лесные ресурсы регионаобразуют лесопромышленный комплекс УрФО. В Свердловской области расположеныважнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск,Верхотурье) и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). Налаженопроизводство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной,деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных идругих материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка лесаосуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.
Большое значение в промысле имеютпушные звери (норка, белый песец, лисица, соболь, ондатра, заяц), копытные(лось, кабан), бурый медведь, водоплавающая птица (утки, гуси), и «боровая»дичь (куропатки, глухари, тетерева, рябчики).
Электроэнергетика Уральскогофедерального округа представлена Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской иНижневартовской ГРЭС в Тюменской области, Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской,Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральской ГРЭС вЧелябинской области. На Урале также действует атомная электростанция Белоярская– с мощным реактором на быстрых нейтронах.
Специализация агропромышленного комплексаУрФО – это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства(молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области развитыоленеводство, пушной промысел, в юго-восточной части Курганской области –овцеводство. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочнымизаводами и комбинатами, мясокомбинатами.
Огромную роль в функционированиихозяйственного комплекса Уральского федерального округа играет транспорт. Врегионе преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, таки транзитное значение. По территории округа проходит Транссибирская магистраль.На территории округа берут начало такие широко известные нефтепроводы, какНижневартовск – Анжеро-Судженск – Иркутск, Сургут – Полоцк, Нижневартовск –Усть-Балык – Омск, газопроводы Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой – Челябинск.В структуре вывоза из Урала основные позиции занимают нефть и газ, затем –продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуреввоза – товары лёгкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины иоборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта Уральский федеральныйокруг превосходит все остальные округа.
Проблематика региона.
Функционированиеотечественной экономики в последнее десятилетие XX в., конечно, требуетглубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведениедалеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в томчисле и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского федеральногоокруга наряду со многими положительными сторонами ставит перед регионом рядновых, достаточно острых проблем.
Оцениваясоциально-экономическое положение Урала на старте XXI в., обращу внимание наследующие моменты.
Во-первых,по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в РоссийскойФедерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развитияэкономического, оборонного и научного потенциала страны(см. табл. 1).
Во-вторых, вэкономике Урала достаточно заметна тенденция кросту, причем эти принципиально важные процессы происходят масштабнееи активнее, чем в России в целом.
В-третьих,наблюдается весьма специфическая тенденция к расширению монополистическихначал в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях при одновременнойактивизации малого и среднего предпринимательства, особенно инновационного.
Нельзя не обратить внимания на существенные измененияэкономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса всвязи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской,Челябинской, Тюменской и Курганской областей, Ханты-Мансийского иЯмало-Ненецкого автономных округов. Естественно, что включение в негоТюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, содной стороны, и перевод в Приволжский федеральный округ республикБашкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей — с другой, обусловливаютзначительные коррективы в практике регионального хозяйствования.
Хозяйственныйкомплекс Урала в формате федерального округа отличает явновыраженная сырьеваяспециализация (см. табл. 2). Однако нельзя считать обоснованной резкуюдиспропорцию между добывающими и обрабатывающими производствами. Так, доляУрФО в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а в первичной переработкенефти — только 2,2%.
Уральскийэкономический район по сравнению с соответствующим федеральным округомхарактеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, высокой долейнаукоемких производств, масштабной производственной инфраструктурой иразветвленной сетью кредитных учреждений. Кроме того, в федеральном округезаметно острее стоит проблема продовольственной безопасности и резче выраженатерриториальная дифференциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевойденежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем вКурганской области.
Особенностьюразмещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженнаяполяризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные икультурные центры — два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск),окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальныегиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, вних сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована иостальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всеголишь в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которыхТюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский,Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которыххарактерны элементы отсталости, депрессии и спада.
Непростая ситуация наблюдается и в демографии УрФО. Особенноостро вопрос стоит в северных районах, которые зачастую воспринимаются какисточники дешевого сырья. Проблема обеспечения рабочей силой решается путем завоза (пооргнабору) временных работников, преимущественно молодых, малосемейных,имеющих сравнительно низкую квалификацию. Профессиональную подготовку ониполучают на месте и в большинстве случаев – в процессе работы путеминдивидуального и бригадного обучения. Низкое благоустройство быта, труд на необжитойтерритории в суровых природных условиях в основном компенсируются высокой номинальной заработнойплатой трудящихся. Население является мобильной рабочей силой и временным жителем.Воспроизводство рабочей силы характеризуется высокой обновляемостью итекучестью, формирование постоянных кадров происходит медленно.Малоквалифицированное население, приехав на Север и получив необходимуюпрофессию, трудовые навыки работы в экстремальных условиях, пройдяакклиматизацию, покидает эти районы. В итоге районы нового хозяйственногоосвоения, испытывающие дефицит в рабочей силе, начинают выступать поставщикамиквалифицированных кадров для старообжитых районов страны.
Перспективы развития региона.
Цели.
Необходимоактивизировать усилия научной и производственной общественности, региональнойи федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектамиФедерации, их интеграции в единое экономическое пространство России,формированию в территориальных образованиях рынков товаров и услуг, смягчениюв них социальной напряженности, оздоровлению финансового положения хозяйствующихсубъектов.
Наиболееприоритетными, видятся следующие цели:
быстрый ростдоходов всех слоев населения и сглаживание резких различий в этой сфере потерритории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей междувходящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных условий дляактивизации и стимулирования участия населения на рынке финансовых услуг,расширения потребительского спроса,
Муниципализациясоциальной политики. Направление ее в первую очередь на формированиенеобходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественноприемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания,общего образования).
Обеспечение иподдержание баланса интересов работников и работодателей, содействие занятостинаселения депрессивных территорий и монопрофильных городов, в том числе наоснове создания условий для роста их территориально-отраслевой мобильности.
Углубление иактивная диверсификация сырьевой специализации экономики округа, поддержкасоздания межотраслевых и межсубъектных промышленных комплексов, содействиетехнической и технологической интеграции, ориентированных на углубленнуюпереработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня загрузкимощностей.
Формированиеагропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализациипроизводимой сельскохозяйственной продукции, поддержка хозяйств населения.
Техническое иорганизационное обновление транспортного комплекса округа, интенсивноеразвитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.
Оздоровлениеэкологической ситуации с одновременным наращиванием природноресурсногопотенциала, становление экологического страхования.
Технологическоеобновление жилищно-коммунальной сферы, формирование рынкатопливно-энергетических ресурсов, стимулирование энергосбережения нарегиональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.
Укреплениефинансово-экономической базы УрФО через создание разветвленнойфинансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграциюкредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынкефинансовых услуг, становление индустрии страхования.
Консолидациявсех ветвей власти и управления на реализацию социально-экономическихприоритетов, повышение результативности государственного регулированияосуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, национальных,геополитических и других особенностей округа.
Привсей разноплановости сформулированных приоритетов общей для них являетсяориентация, с одной стороны, на повышение степени интегрированности территорийв рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальноевключение потенциального эффекта от развития межрегиональных хозяйственныхсвязей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.
Методы.
Недостатокэнергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообразно, какпоказывают исследования, восполнять за счет возможностей Ханты-Мансийскогоавтономного округа. На его территории размещена одна из самых «молодых» итехнически совершенных групп энергопроизводящих мощностей. Семь генерирующихстанций имеют установленную мощность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтчэлектроэнергии в год. Для энергосистем Урала, часть из которых дефицитна погенерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседство стаким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспечения,но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с«Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в видеЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньевособенно актуальна для районов, где проходят «коридоры» нефте- и газопроводови требуется постоянная подпитка компрессорных и перекачивающих станций.Подобное сотрудничество субъектов Федерации, расположенных в федеральномокруге, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и чернойметаллургии, электрохимии и других высокотехнологичных направлений.
Значительныйэффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечитьактивизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской,Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усилениекооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известныдостижения АО «Уралмаш» по продвижению своих буровых установок. «Уралтрансмаш»(г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующеемировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпускскважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономныеокруга могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» нановую технику, технологии, научные исследования стратегического характера.Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть взначительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автономныхокругов с Челябинской и Курганской областями.
Важнымпредставляется формирование на базе академических, научно-исследовательских иучебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-территориальныхобразований, ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сетитехнополисов, наукоградов, технопарков, «инкубаторов» инновационного бизнеса,инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплениюэкономики Уральского федерального округа.
Естественно,что крупные и крупнейшие города должны стать «локомотивами» экономического,социального и культурного развития всего региона. Между тем разделение на«полюса развития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только сточки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как разиной аспект: инновационная составляющая — научный, конструкторский ивнедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит возможностьосуществления на практике структурной и технологической перестройкипроизводства, рост конкурентоспособности экономики. В УрФО значительным в этомплане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Какправило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля — ЗАТО,«полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков(Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.).
С начала 90 хна базе научно-производственного потенциала указанных городов происходитсоздание центров высоких технологий и инноваций. Первенцем таких образований вРоссии стал технополис «Заречный» (на базе одноименного города при БелоярскойАЭС). Его опыт на Урале сейчас активно тиражируется. Именно технополисы могутстать наиболее перспективными для УрФО «полюсами развития».
Разработкасистем поляризованного развития не должно ограничивается только конверсионнымитехнополисами. Уже реализуются программы создания технопарков в ряде городов ипоселков Свердловской области — Высокогорский (Нижний Тагил), Академический иУральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселкахСысерть и Нижние Серьги. Предложен эксперимент по санации депрессивныхтерриторий лесопромышленного (Тавдинский район) и горнопромышленного профиля(Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест).
В основеформировании населения северных районов должен лежать не принципгеографической близости, а следующие требования: районы выхода должны бытьтрудоизбыточными и переселение из них должно вестись семьями, а не отдельнымилицами, прибывающими на несколько лет; районы выхода должны иметь близкиехозяйственные условия с районами вселения с тем, чтобы обеспечить наименьшуюсмену профессий у переселенцев; климатические условия в районах выхода недолжны резко отличаться от таковых в районах вселения.
Необходимоприменить новые подходы к формированию населения и заселению северныхтерриторий. Тезисно их можно представить в следующем виде:
значительная частьСеверных территорий России при научно обоснованной системе расселения ипланировке городских поселений может иметь постоянное или длительно живущеенаселение; прежде всего, это относится к Среднему и Ближнему Северу;
— государство берет насебя затраты по гарантиям и компенсациям населению, связанные с особымиусловиями проживания, для всех жителей Севера, независимо от того, в какойсфере они работают, какой формой собственности владеет работодатель;
— воспроизводствонаселения северных районов должно осуществляться в основном за счет собственнойдемографической базы. Миграции будут восполнять выезд пенсионеров иобеспечивать при необходимости рост населения на отдельных территориях, вопределенные периоды времени;
— ограничение добычи топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, приоптимизации демографической и социально-профессиональной структур населения, атакже рост объемов переработки ресурсов и расширение заселенности территориидолжно осуществляться, в основном, за счет достижений НТП и внутренних людскихресурсов.
Заключение.
Уральскийфедеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своегоместоположения, количества природных ресурсов, расположенных на еготерритории, наличия крупных промышленных предприятий и научно – техническойбазы.
Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион вкачестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий наевропейской части страны и за ее пределами, с одной стороны, и как рынок сбытадля готовой продукции различных отраслей, с другой. При условии вложенийзначительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, созданиипромышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутриУрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределына территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр,сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны.
Это,безусловно, более затратный подход, который вряд ли будет востребован частнымиструктурами, заинтересованными в скорейшей окупаемости инвестиций. Носоциально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этотрегион способен в дальнейшем будущем принести огромные политические и экономическиедивиденды.
Таблицы и диаграммы.
таблица 1.
/>
таблица2.
/>
Таблица3.
/>
Таблица 4.
/>
Таблица5.
Поисково-разведочное бурение по субъектам Уральскогорегиона за период 1994-2001 гг.
/>
Источники.
1. А.А. Головлев
«Экономическая география российской федерации»
2.Т.Н. Успенская
«Демографическоеразвитие северных народов уральского федерального округа»»
3. А.И.Татаркин, В.Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин
«Социально– экономические проблемы региона»
4. А.И. Татаркин
«Приоритетысоциально-экономического развития Уральского федерального округа»
5. Кулешов В.
Экономика Сибири: этапыразвития, современные проблемы и варианты будущего
6. МухаметдиноваИ.М.
Социально-экономическаядифференциация регионов России
7. Статистическиетаблицы .
8. Интернет.