Однаиз персидских легенд утверждает, что драгоценные камни сотворил сатана.Заметив, как Ева любуется растущими в райских садах цветами, он раскрасил ихвеликолепными пестрыми красками, чтобы они возбуждали в сердцах людей алчностьи соблазн.
Сдревнейших времен благородные камни служили украшениями, многоцветие и блесккоторых вызывали у людей восхищение. В каждую эпоху отдавалось предпочтениеопределенным драгоценным камням. Так, излюбленными камнями египтян былиизумруды, аметисты, бирюза и горный хрусталь. Римляне носили украшения салмазами и сапфирами. Великие царицы Семирамида и Клеопатра предпочиталижемчуга. В эпохи Ренессанса и барокко вошли в моду такие драгоценные каменья,как топазы, рубины и сапфиры. В период рококо туалеты дам и кавалеров богатоукрашались бриллиантами, а в эпоху романтизма модницы открыли для себя красотуполудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов и аквамаринов. Искусныемастера-ювелиры изготавливали оригинальные украшения из россыпи красноватыхсердоликов, зеленого кошачьего глаза и отливающих молочно-голубым блескомлунных камней.
Однакодрагоценные камни испокон веков были не только украшениями. Не в силахобъяснить их свойства, пророки и астрологи, маги и философы приписывалибольшинству драгоценностей чудодейственную силу, утверждая, что каждый камень,способен оказывать определенное влияние на судьбу своего владельца, приноситьему удачу или, наоборот, сеять зло. Древние ученые усматривали взаимосвязьмежду драгоценным камнем и соответствующей ему планетой и верили в то, чтомежду ними существует особое притяжение. Так, правильно подобранный каменьсчитался талисманом, способным ограждать человека от всех проявлений зла.
Драгоценныекамни окружены легендами и поверьями. Самый знаменитый среди них — алмаз.Согласно представлениям суеверных он способен предотвратить болезни желудка, оказываетпомощь при тяжелых родах, служит эмблемой невинности и чистоты, а изготовленныйиз него порошок превращается в сильнейший яд.
Вдокументах XVI столетия так говорится об этом чудесном камне: «Человек долженносить алмаз с левой стороны, поскольку тогда камень оказывает большеедействие. Алмаз придает владельцу твердость и мужество, сохраняет члены еготела. Он дает человеку победу над врагами, если дело его правое. Алмаз придаети сохраняет остроту ума, предохраняет от разгула, печали и колдовства, отфантазий и злых духов.
Есликакой-нибудь чародей захочет околдовать того, кто носит алмаз, то все горе инеудачи обратятся на него самого. Никакой дикий зверь не осмелится напасть начеловека, который носит на себе алмаз. Алмаз делает человека более серьезным,вылечивает его от лунатизма. Алмаз должен быть получен свободно, безпринуждения, насилия, тогда он имеет наибольшую силу. Однако часто случается,что хороший алмаз теряет силу из-за греховности и невоздержанности человека,который носит его».
Суеверноеотношение к цветным благородным камням в стародавние времена поддерживалось нетолько в религиозных культах, но и в трактатах по медицине и минералогии. Кпримеру, считалось, что аметист предохраняет своего владельца от опьянения.Если вырезать на поверхности этого камня изображение луны или солнца и носитьего на шее или в волосах с перьями ласточки, то он спасет от отравления.Разновидность кварца — гелиотроп — рекомендовали носить с цветком того женазвания. Существовало верование, что благодаря этому камню при произнесенииособых заклинаний человек мог стать невидимым.
Источникомподобных сведений о драгоценных камнях были лапидарии, которые составлялись встранах Древнего Востока. В текстах лапидарий указывалось не только на силу исвойства каждого камня. В них также содержались советы, какое изображениеследует вырезать на том или ином камне, чтобы усилить его воздействие начеловека. Предусмотрено в этих текстах было абсолютно все: от политическихпереворотов до зубной боли. Есть в них описание даже таких диковинных камней,которые якобы возвещают собачьим лаем о приближении вора или способны сообщитьсвоему владельцу о неверности его жены.
Посвидетельству Плиния Старшего, царица Египта Клеопатра, желая поразить римскоготриумвира Антония своей щедростью и богатством, растворила в бокале с виномгрушевидную жемчужину огромного размера, которую вытащила из своих знаменитыхсережек, и выпила все содержимое бокала за здоровье почетного гостя. Впрочем, внаши дни ученые поставили под сомнение достоверность этой легенды. Вдоказательство был произведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, чтожемчужину растворить в вине невозможно. Для этого понадобится уксусная кислотаи, как минимум, двое суток времени.
Многиесредневековые авторы в своих трактатах также указывали на сверхъестественнуюсилу камней. Они утверждали также, что камни живут собственной жизнью, ипоэтому они так же, как и люди, стареют, умирают и подвергаются недомоганиям.Потеря цвета некоторыми благородными камнями объяснялась тем, что ониоскорбляются нанесенной им людьми обидой и вследствие этого тускнеют иутрачивают свою гладкость. Об этом, в частности, говорится в поэме, посвященнойМаргарите Валуа.
Интересныиндийские сказания, относящиеся к VI веку н.э., в которых дается очень красочнаяистория рождения рубина: «Яркое солнце Юга несет живые соки великого Асура, изкоторых рождаются камни. Налетает на него ураганом вечный соперник богов, царьЛанки… Падают капли тяжелой, крови на лоно реки, в глубокие воды, в отражениепрекрасных пальм. И назвалась река с тех пор Равана-гангой, и загорелись с техпор эти капли крови, превращенные в камни рубина, и горели они до наступлениятемноты сказочным огнем, горящим внутри, и пронизывались воды этими огненнымилучами, лучами золота». Древние жрецы использовали изделия из камнягипнотического воздействия на людей. Известно, что череп смерти, принадлежавшиймайя, был вырезан из прозрачного кристалла кварца с газово-жидким включениями.Внутри него были выточены линзы проделаны полые каналы, которые и создавалисветовой эффект: из глазниц черепа струились тонкие лучики света от свечи,которая помещалась под черепом. Это зрелище буквально завораживало смотревшихчереп людей.
Вэпоху Возрождения предпринимались попытки объяснить причины, которые оправдывалибы веру человека в чудодейственную силу драгоценных камней. В этот период былораспространено учение, приверженцы которого утверждали, что в камне заключенодля начала добро, исходящее от бога, и зло — от дьявола. Считалось, что камнисозданы добрым началом для того, чтобы они предохраняли людей от опасностей.Злое начало из чувства зависти само превращается в драгоценные камни, дабызаставить людей больше верить в их силу, чем в бога, и тем самым приносит имвред.
Вте времена люди были убеждены, что драгоценные камни способны оказывать влияниена судьбу человека, отвращая мирское зло от того человека, который носитталисман, соответствующий его дню, месяцу рождения и знаку Зодиака. Помимомагических камням приписывалось также и множество целительных свойств, так чтов Средние века золотых дел мастеру приходилось быть не только ювелиром икупцом, но также и знахарем, имеющим представление о том, какой камень помогаетпри различных телесных и духовных недугах, на основе этого он и подбиралукрашения для своих клиентов. Считалось, что драгоценные камни оказываютнепосредственное влияние на счастье, характер и здоровье их владельцев. Еслипроследить историю использования человеком благородных камней, можно сделатьвывод, что для существования суеверий были некоторые вполне объективныепричины. Например потеря камнем цвета при определенных условиях, растрескиваниена мелкие кусочки при обработке и чрезвычайная ее сложность. Так, в процессеобработки зачастую растрескивается и рассыпается на мельчайшие кусочкиблагородный опал. Возможно, именно из-за этого свойства и еще по той причине,что этот камень, оказавшись под лучами солнца, теряет свой чарующий цвет ипрозрачность и как бы наливается молоком, считалось, что он приносит несчастье.
Историиизвестны случаи, когда камень приравнивался к божеству. Ярким примером томуслужит черный камень из храма Кааба в Мекке, окруженного тайнами и легендами.Одна из легенд гласит, что храм парит в воздухе. На самом деле эта легендаимеет реальное обоснование. Сверху Кааба накрыта кисвой — черным покрывалом,ниспадающим до самого ее фундамента. Чуть выше середины кисвы на ней вышитызолотыми нитками слова из Корана. Ширина этой надписи составляет около одногометра, поэтому смотрящим на храм издали кажется, что его верхняя часть парит враскаленном воздухе.
В683 году в мечети случился пожар, во время которого черный камень раскололся.Это событие привело в замешательство весь мусульманский мир. В 930 г. Мекку захватили представители секты исмаилитов — карматы. В то же время черный камень выломалииз Каабы и перевезли на другой конец полуострова, в столицу государства Хуфуф,основанного карматами. Черный камень находился там около двадцати лет и былвозвращен в Мекку только после уплаты болын — выкупа.
Тысячипаломников, приезжающих в Мекку, на седьмой день совершают церемонию,установленную больше тысячи лет тому назад: они семь раз обходят Каабу внаправлении против часовой стрелки, причем три раза быстро и четыре разамедленно. Начинается это ритуальное шествие от черного камня. В днипаломничеств черное покрывало Каабы сменяется на белое. Все паломники стремятсяпоцеловать черный камень или хотя бы прикоснуться к нему рукой.
Какмы видим, не только в древние времена и Средние века, но даже и в наши дни людипродолжают верить в чудесную силу камней.
Списоклитературы
Время№ 67 (13958) 16 сентября 2009