Реферат по предмету "География"


Концепция территориальной структуры хозяйства

МЕЖДУНАРОДНАЯ «ЛИГАРАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» (РОССИЯ)
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯРАЗВИТИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ (ИТАЛИЯ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» (Г. АРХАНГЕЛЬСК)
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:«Экономическая география и экономика региона»
тема:
«Концепция территориальнойструктуры хозяйства»
Выполнил студент
Ломакин В.Н.
Волгоград, 2007-2008уч.год

Содержание
I. Введение
II. Географическоеразделение труда и отрасли международной специализации
III.  Международнаяэкономическая интеграция
IV.  Факторы размещенияпроизводства
V. Заключение

I.  Введение
Формирование мирового (всемирного)хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великихгеографических открытий международная торговля вслед за Европой и Азиейохватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел кобразованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовалоразвитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Вовторой половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которыесоединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне,«убили пространство». Но главная роль в формировании мировогохозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в концеXVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в нихпромышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось вконце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии,транспорта и мирового рынка. Мировое хозяйство — это исторически сложившаясясовокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собойвсемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделениетруда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое(территориальное) разделение труда — неизбежный результат развитиячеловеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Егонеизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегдасуществуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, вприродных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях — уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традицияхи др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного исельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определеннымтерриториям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целымстранам, которые связаны между собой международным географическим разделениемтруда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйстваохватило весь мир.
Международное географическое разделениетруда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенныхвидов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Международноегеографическое разделение труда изменяется во времени.
Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда.Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции иуслуг предполагает их производство в размерах, значительно превышающихсобственные потребности страны-производителя. Конкретное выражение она находитв формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей,которые в большой степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередьопределяют «лицо» страны в международном географическом разделениитруда. Япония занимает первое-второе место в мире по производству автомобилей.Примерно половину, всех выпускаемых автомобилей она экспортирует в другиестраны. Автомобильная промышленность — отрасль ее международной специализации.
Канада занимает седьмое место в мире посбору и второе по экспорту зерна. Зерновое хозяйство — отрасль ее международнойспециализации.
В свою очередь, международнаяспециализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этотобмен находит выражение в развитии международных экономических связей, в ростечисла и мощности грузопотоков, причем между местом производства и местомпотребления всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв.
Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещениепроизводства (производительных сил), территориальная организация и др. Но дляэкономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальнойструктуре хозяйства. Территориальная структура хозяйства (ТСХ) — этосовокупность определенным образом взаиморасположенных территориальныхэлементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве такихэлементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы,рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежнаяЕвропа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первуюочередь определяют географический рисунок расселения населения и егохозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим(одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономическиразвитых странах на протяжении длительного времени сформироваласьтерриториальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем«зрелости». Это значит, что их территория насыщена промышленнымирайонами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами имагистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма,технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всейтерриториальной структуры. В этих странах сложилась система экономическихрайонов четырех основных типов.
Во-первых, это высокоразвитые районы,отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия дляпритяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания,непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейшихфирм, и происходит, как говорят, «принятие решений». Штат Калифорнияв США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Еслирассматривать его как своего рода «государство в государстве», то поразмерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира,а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния — район сосредоточениясамых наукоемких отраслей.
Во-вторых, это старопромышленныерайоны, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотовпрошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная,железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовыепроизводства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районовна родине промышленных переворотов — в Западной Европе.
В-третьих, это аграрные районы,вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальномразвитии.
В-четвертых, это районы новогоосвоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальныхприродных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. ДостиженияНТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.
К числу главных районов нового освоенияотносятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная частиАвстралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России. Вэкономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции междуболее передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. Агеографический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территорииусложняются. В развивающихся странах географический рисунок расселения ихозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйствастран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда онинаходились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще такназываемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется вомногих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень«зрелости» — насыщенности промышленными и сельскохозяйственнымирайонами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей,своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальнаяконцентрация производства и населения в большинстве этих стран значительновыше, чем в экономически развитых.
Как показалиисследования ученых-географов, роль главного центра, «фокуса» всейтерритории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающаядаже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов.В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.
В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителейон превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морскойпорт Аргентины. В некоторых случаях роль «экономической столицы»страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькуттав Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая ктаким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко созначительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.Роль вспомогательных центров («фокусов») территории могут выполнятьтакже районы экспортной специализации. Это районы либо горнодобывающейпромышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно малосвязаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок черезстоличный или другой специализированный порт. Роль же периферии играют обширныевнутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельскогохозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения встолицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно влитературе их нередко именуют «внутренними колониями».
«Две страны в одной стране» — это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенностьгеографического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городовкак бы противостоит в них остальной территории.

II.  Географическое разделениетруда и отрасли международной специализации
Подгеографическим разделением труда мы понимаем пространственную формуобщественного разделения труда. Необходимое условие географического разделениятруда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга,чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, такимобразом, разрыв между местом производства и местом потребления. В условияхтоварного общества географическое разделение труда обязательно предполагаетпереход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обменявляется в этих условиях лишь признаком для «опознания» наличиягеографического разделения труда, но не его «сутью». Иногда подгеографическим разделением труда понимают только международное разделениетруда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международноеразделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но ненаоборот.
Вгеографическом разделении труда можно различать два случая:
1.(абсолютный) — Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны(или района) потому, что по природным условиям не может его производить
2. (относительный)- Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся быдороже.
В древностисфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом впределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.
В средниевека в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (впределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферувтягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московскоегосударство.
В процессерасширения арабского халифата арабские купцы добрались до Индокитая,Мадагаскара и пряных островов.
В эпохувеликих открытий сфера географического разделения труда распространяется наАтлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожноготранспорта связи распространяются вглубь материков.
Сильнейшееразвитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано соткрытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыгралокрупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе вXV-XVI вв…
В результатетого же прогресса транспортной техники разделение труда между городом идеревней воспроизведено было в мировом масштабе.
Движущиммоментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мынаблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая отосуществления географического разделения труда.
Географическоеразделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, большеразница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой — чемменьше транспортные издержки.
Понижениетранспортных издержек, получающееся в результате техническогоусовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессеразвития географического разделения труда.
Развитиетранспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.
Ростпроизводительности труда связывается преимущественно с развитием техники ипрежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общегоправила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чемразвитие техники. Географическое разделение труда если не создает, то, вовсяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрацияпроизводства является необходимой предпосылкой и его производственнойконцентрации, а без последней нет места и росту техники. С географическимразделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые,сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье,собираемом с разных мест земного шара.
Установлениев пределах известной территории отношений географического разделения труданеизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбиратьдля себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется болееблагоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий;получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождаетсяспециализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.
Таможенныепошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной,целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших изприсвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. При перевозетовара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержкина всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географическогоразделения труд между странами затрудняются.
Транспорт иторговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическимразделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические районыформируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собойвзаимодействии тем же процессом географического разделения труда.
ФормированиеМХ фактически охватывает всю историю человечества. Процесс его создания началсяещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI — XVIII вв.). Врезультате Великих географических открытий международная торговля охватиларайоны не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которымипривёл к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынкаспособствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой всематерики; увеличилась протяжённость железных дорог.
В XVIII — XIXвв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машиннойиндустрии в ряде стран Западной Европы и США. Окончательное формирование МХможно отнести к периоду — с конца XIX по начало XX вв.
В настоящеевремя в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП — валовойвнутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).
Ксведению:ВВП — совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг,созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.
Международноегеографическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельныхстран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующемобмене ими. Результатом международного географического разделения трудаявляется отрасль международной специализации для данной страны.
Ксведению:отрасль международной специализации — отрасль, которая в большейстепени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет “лицо”государства в МГРТ.
Для того,чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнениеопределённых условий:
1) страна,участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например,богатством природных ресурсов), по крайней мере, перед частью государств, впроизводстве соответствующей продукции;
2) должнысуществовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;
3) затраты надоставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;
4)государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ейсамой.
Примерыотраслей международной специализации:
· Япония- экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники ироботостроения.
· Болгария- выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортногооборудования.
· Канада- производство зерна, продукции лесной промышленности.
· Замбия- экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.
Степеньвовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развитияего производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимаютведущие места в выпуске “облагороженной”, дорогостоящей продукции — машин иоборудования, товаров длительного пользования и т.д.
Что жекасается развивающихся стран, то основные отрасли их международнойспециализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственнойпродукции.
Сравнительнаяхарактеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
Запасылегкодоступной воды распределены по планете неравномерно. Используя карту“Водные ресурсы мира”, дадим характеристику этим запасам. Наиболее обеспеченыводными ресурсами в расчёте на душу населения страны:
а)хорошообеспеченные: Россия (25 — 100 тыс. кубометров в год), Канада (50 — 100 иболее), Новая Зеландия (50 — 100 и более), Конго (более 100), Норвегия (50 — 100), Бразилия (до 100 тысяч кубометров в год);
б)слабообеспеченные: Египет (менее 0.5), Саудовская Аравия (0.5 — 2.5), Алжир(0.5 — 2.5), Пакистан (0.5 — 2.5), Китай (2.5 — 5 тысяч кубометров в год) ит.п.

III. Международная экономическая интеграция
Охватив все страны мира, мировоехозяйство и международное географическое разделение труда в последниедесятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь. Они усложняются,приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обменапривело к особенно тесному «сращиванию» национальных хозяйств рядастран. Так возникла новая, высшая ступень международного географическогоразделения труда — международная экономическая интеграция. Она представляетсобой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязейотдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованноймежгосударственной политики.
Во второй половине XX в. региональнаяэкономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мировогохозяйства, которое все более складывается из интегрированных экономическихгруппировок. К числу наиболее важных относятся пять таких группировок. В Европеэто Европейский Союз (ЕС), в который входят 15 стран с общим населением в 370млн. человек. Основанное еще в 1957 г. как «Общий рынок», этоинтеграционное объединение постепенно росло и вширь и вглубь. В конце 90-х гг.страны ЕС производят 1/4 мирового ВВП и обеспечивают 1/3 мировой торговли. Благодаряинтеграции они сформировали единое экономическое пространство со свободнымперемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы. С 1 января1999 г. в ЕС введена единая валюта — евро.
Вформировании ЕС можно выделить пять этапов: в 1957 г. в него вошли ФРГ, ФранцияИталия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург; в 1973 г.- Великобритания, Дания иИрландия в 1981 г.- Греция; в 1986 г.- Испания и Португалия; в 1995 г.-Австрия, Швеция и Финляндия.
Свое желание вступить в составЕвропейского Союза изъявили еще 13 стран Европы. Из них в 2003 году должны бытьприняты Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония и Кипр.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе это,прежде всего, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе десятистран этого региона с общим населением более 400 млн. человек. Это такжеорганизация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС),включающая 21 страну, и в том числе Россию.
В Северной Америке этоСевероамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в которую входят США,Канада и Мексика с населением также в 400 млн. человек, обеспечивающая более1/4 мирового ВВП. В отличие от ЕС в этой ассоциации нет никаких наднациональныхорганов, и она представляет собой, прежде всего «общий рынок».
Наконец, в Латинской Америке этоЛатиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), которая объединяет 11 странрегиона и ставит своей главной задачей создание «общего рынка»стран-членов.
Членами ЛАИ являются: Аргентина,Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Чили,Эквадор.
Кромерегиональных, в системе мирового хозяйства существует много отраслевыхэкономических группировок. Самая важная из них — Организация стран-экспортеровнефти (ОПЕК), объединяющая 11 стран.
IV.Факторы размещенияпроизводства
Необходимо познакомиться с основными факторамиразмещения производительных сил. Все факторы размещения можно подразделитьна старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые — восновном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мереусловно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели вомногом новое содержание.
Старыефакторы размещения.
К их числу можно отнести факторытерритории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный,трудовых ресурсов и территориальной концентрации.
Фактор территории. Территория — один из важныхэлементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры,тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различныхвариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относитсяк России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие поплощади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономическиезоны, макрорегионы, регионы.
В сравнительно небольших по территориистранах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают«зрелости» своей территориальной структуры, часто имеют благоприятныепредпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уженачинают испытывать «дефицит» территории. Иногда немалое влияние натерриториальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории,степень ее компактности.
Факторэкономико-географического положения. Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболееполно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП,которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1)центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседскоеположение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычновыступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение,напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положенияво многом зависит от отношений между государствами.
Приморское положение (за исключением арктических морей) фактически во все времена былоблагоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 — 70-хгг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии,отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего,усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин«приморская урбанизация». В прибрежной зоне расположено 2/3 всехгородов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20«сверхгородов» только пять не являются морскими портами.
Природно-ресурсный фактор. На более ранних этапахиндустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезныхископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, котораяособенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такоепритяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшимнаукоемким отраслям. Но для размещения отраслей добывающей промышленностиприродно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многиестарые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены,именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районынового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальнымиприродными условиями.
Северные районы мира занимают огромнуюплощадь — 20 млн. км2, из которых 11 млн. приходится на российскийСевер. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий,проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов. Континентальныйшельф во всем мире занимает 31 млн. км2. Освоение шельфовых районовпривело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля «морской нефти» вобщемировой ее добыче превысила 1/4, а доля «морского газа» 1/5.Главные районы добычи — Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский иМексиканский заливы. Для освоения Севера и морских акваторий создаетсяспециальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение иэксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень большихкапиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.
Транспортный фактор. До эпохи НТР этот фактороказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствованиепутей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшениютранспортных затрат. Тем самым «транспортная революция» открылавозможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий врадиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, длясдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формированиярайонов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориальногоразрыва между районами производства и потребления продукции. Сооружение БАМа вРоссии тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна изпрограмм транспортного строительства так и называется — «Дорога кресурсам». Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжаетоказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в большихпо территории странах.
Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор всегда влиял ипродолжает влиять на размещение производства и территориальную структурухозяйства. Наличие свободных рабочих рук обычно «притягивает»хозяйственную деятельность, а отсутствие их «отталкивает»; в первуюочередь это относится к трудоемким отраслям. В эпоху НТР влияние факторатрудовых ресурсов проявляется двояко. В первом случае в промышленность,непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из другихстран. Во втором случае оказывается более выгодным перемещать производство кисточникам дешевых трудовых ресурсов. Крупнейшие промышленные районы игородские агломерации Западной Европы, обладающие большим экономическимпотенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, стали главными центрамипритяжения дополнительных трудовых ресурсов — как из других стран Европы, так ииз внеевропейских стран. Регионы Восточной и особенно Юго-Восточной Азии,обладающие огромными ресурсами дешевой рабочей силы, стали главными центрамипритяжения трудоемких отраслей промышленности из Японии, Западной Европы и США.В эпоху НТР сохраняется ориентация на дешевую рабочую силу, в том числеженскую, которая стала широко использоваться и в новейших отраслях с поточнымпроизводством. Но еще большее значение приобрела ориентация навысококвалифицированные трудовые кадры, на «качество» рабочей силы.
Фактор территориальнойконцентрации. Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеровпредприятий, дает большой экономический эффект. С ней тесно связана итерриториальная концентрация хозяйства и населения в крупных промышленныхцентрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях.Особенно велика роль старопромышленных районов, которые уже давносформировались вокруг столичных городов, угольных бассейнов и др. Однакочрезмерная концентрация населения и хозяйства в старопромышленных районах имеети ряд отрицательных последствий — прежде всего для качества окружающей среды.Поэтому для эпохи НТР еще более характерен процесс территориальногорассредоточения производства путем создания небольших и средних предприятий,мини-заводов, мини-ГЭС и т. д.
Новыефакторы размещения
К ним прежде всего относятся факторнаукоёмкости и экологический фактор.
Фактор наукоемкости. В эпоху НТРнаучно-техническая база становится все более важным фактором размещенияпроизводства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям,которые тяготеют к крупным научным центрам — большим городам и городскимагломерациям; возникают и специализированные «города науки». Длянекоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научныхисследований, для других, напротив, рассредоточение их. В России главные центрынаучных исследований — Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Во Францииполовина всех научных работников сконцентрирована в Париже, в Японии — в Токио.А в США — основные научные исследования ведутся в университетах,рассредоточенных по всей стране. В эпоху НТР сложились и новые формытерриториальной организации науки. Это прежде всего сходные по своему характерутехнопарки и технополисы, в которых осуществляется всятехнологическая цепочка от фундаментальных исследований до продажи готовойнаукоемкой продукции. «Парковый бум» начался в США еще в начале 50-хгг. (знаменитая Силиконовая долина), а затем охватил Западную Европу, НИС Азии,да и другие страны. Ныне технопарки имеются уже в нескольких десятках странмира. Идея технополисов зародилась в Японии в начале 80-х гг. и также затемполучила широкое распространение.
Технопарк(научный,исследовательский, технологический парк) — агломерация наукоемких фирм,группирующаяся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основнаязадача парка — сокращение сроков внедрения научных идей в практику по принципу«Наука — предпринимательство».
Технополис— специально построенныйкомплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научногоцентра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемкихпроизводств и подготовкой научных кадров.
По существу, технополисами являются имногие научно-производственные города России. В Подмосковье это Дубна, Обнинск,Черноголовка, Зеленоград, Жуковский, Королев, в Сибири — Академгородок подНовосибирском. К числу технополисов можно отнести и десять так называемыхзакрытых городов Министерства по атомной энергии, которые находятся в Поволжье(Арзамас, Пенза), на Урале (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст) и в Сибири(Томск, Красноярск).
Экологический фактор. Этот фактор, существовавшийи ранее, в период НТР приобрел особое значение. Недостаток территории, воды,растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшениесостояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированныхрайонах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в нихпроизводства и населения. В отдельных случаях часть «грязных»производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется. Рурскийпромышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до ипосле второй мировой войны считался одним из самых «грязных» вЕвропе. Но благодаря целой системе мер экологическая обстановка в нем сталагораздо более благоприятной. В частности, была осуществлена специальная программапо охране атмосферы под девизом «Чистое небо над Руром», в результатекоторой многие производства были закрыты или выведены из этого района.
НТР оказывает мощное воздействие на всестороны современного производства, на всю систему общественных отношений, насамого человека и среду его обитания. Мировое хозяйство стало единыморганизмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, ккакой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическомуровне ни находилось.

V.  Заключение
 
Формирование мирового хозяйства – процесс исторический. Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.
НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышленности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.
Также выходят приобретают всё большую остроту глобальные проблемы человечества, такие как:
I. Экологическаяпроблема. Истощение окружающей среды в результате нерациональногоприродопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами,отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальнойэкологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологическойпроблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисномэкологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией.Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого измененияклимата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы.
В настоящеевремя все большее число стран начинает объединять усилия для решенияэкологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путьрешения экологической проблемы – это такая организация производственной инепроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальноеэкоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересахчеловечества и каждого человека.
II. Демографическаяпроблема. Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С цельюрешения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в областинародонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы.При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьимогут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого однойдемографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшениемэкономических и социальных условий жизни людей.
III. Проблемамира и разоружения, предотвращения ядерной войны. В настоящее времяразрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружениймежду странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системыбезопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговливооружением, демилитаризации экономики.
IV. Продовольственнаяпроблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечествапроживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решенияэтой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства,животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый –это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных,пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй – интенсивный путь, которыйзаключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий.Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новыхвысокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации имелиорации.
V. Энергетическаяи сырьевая проблема – прежде всего – проблема обеспечения человечестватопливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, ичерез несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности длярешения этой проблемы открывают достижения НТП, причем на всех стадияхтехнологической цепочки.
VI. Проблемаздоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первоеместо выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке былидостигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количествоболезней еще продолжают угрожать жизни людей.
VII. Проблемаиспользования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран инародов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемыпривело к появлению морской горно-добывающей и химической промышленности,морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес кбиологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда иразвитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. В результатевсей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана иконтактной зоны «океан – суша» возникла особая составная часть мировогохозяйства – морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающуюпромышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию итуризм.
Такаядеятельность породила другую проблему – крайне неравномерное освоение ресурсовМирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военнойактивности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана –рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексныйподход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мировогосообщества.
VIII. Проблемаосвоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества.Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрациитехнических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов.Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений наукии техники, производства и управления.
Каждая изглобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесновзаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещаетсяв страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела вэтих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинстваразвивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой.Главный путь ее решения заключается в проведении коренныхсоциально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этихстран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.

Используемаялитература
1.  Винокурова М.Ф.,Камерилова С., Николина В.В. и др. Природопользование. – М.: Просвещение, 1994.
2.  Кузнецов А.П. География.Население и хозяйство мира: Учебник для общеобразоват. учебн. заведений. – М.:Дрофа, 1998.
3.  Чеботарёв А.М., ШарыгинМ.Д. Экономическая и социальная география. М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Я любви искала и не нашла" (А. Н. Островский)
Реферат Экспериментальная проверка помехозащищенности американской спутниковой навигационной системы GPS
Реферат Фреско, Жак
Реферат Сущность экономического мониторинга реализации инноваций его цели и формы
Реферат Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)
Реферат Экономико-статистический анализ активного населения
Реферат Историческое сознание в русской прозе 20-х годов
Реферат Tibetan Struggle For Independence Essay Research Paper
Реферат А. метшин: «ртутного завода в нижнекамске нет и не будет»
Реферат Метода социологического исследования: общий обзор
Реферат Финансовый анализ предприятия 2 Оценка финансового
Реферат Legalization Of Marijuana Essay Research Paper The
Реферат Финансовая система и ее роль в переходной экономике
Реферат Гидротермально-осадочные месторождения
Реферат Современное состояние рынка труда Западной Сибири