Реферат по предмету "География"


Египет - Ливия - Куш

Достижениядревних цивилизаций Нила, Ближнего Востока и Средиземноморья донесли доконтинентальной Африки не египтяне, а другие народы. В эпоху XXII династии, пришедшейк власти в 950 году до н. э., когда могущество Египта постепенно клонилось купадку, возникло три новых важных фактора, роль которых в развитии цивилизацииконтинентальной Африки непрерывно росла. В первую очередь назовем страну Куш. ВVIII веке до н. э. это государство выдвинулось, правда ненадолго, в рядымировых держав. В последующие века оно утратило значительную долю своеговлияния, но сохранило жизнеспособность, являя собой в некоторых отношенияхпример «наиболее африканской» из всех великих цивилизаций древности.Другой древней цивилизацией, чьи идеи, верования и технические достижения былитеснейшим образом связаны с континентальной Африкой, был Карфаген и подчиненныеему, а частично и отделившиеся от него ливийско-берберские государства. Наконец,в качестве третьего фактора, способствовавшего распространению цивилизации икультуры в Африке, следует назвать страны Южной Аравии" «страныладана», на месте которых сейчас находятся Йемен и Хадрамаут. Отсюда, изСабеи, в начале Х века до н. э. отправилась царица Савская «с большимкараваном, с верблюдами, груженными пряностями, множеством золота и драгоценныхкамней», держа путь на север к царю Соломону. И отсюда же примерно в то жесамое время выступили на юго-запад армии сабеян. Они захватили нагорья тогорайона, где сейчас находится Эфиопия, и осели там.
Каждаяиз этих цивилизаций внесла свою лепту в культуру стран, расположенных к югу отних, точно так же как южные страны, надо думать, дали Северу многoe из того, чтоон переработал в свое, чисто самобытное. Египет после 3000 года до н. э., Карфаген,Куш и Южная Аравия после 1000 года до н. э. распространяли свое влияние далекона юг и юго-запад. Это влияние не отделимо от решающих преобразований, происшедшихв континентальной Африке, — зарождения и развития земледелия, ростаиспользования металлов, возникновения идей и верований, которые определилисклад жизни людей и характер их государств.
Трудноопределить сейчас вклад каждой из этих цивилизаций в культуру континентальнойАфрики. Некоторые специалисты считают, что умение обрабатывать железо, имевшеерешающее значение для человеческого прогресса, распространялось, в южномнаправлении через ливийские народы, а последние в свою очередь заимствовали егоу Карфагена и средиземноморских народов. Другие полагают, что южные страныпознакомились с железом через Куш и Мероэ, которые археолог Сейс 50 лет назадназвал «Бирмингемом древней Африки». Возможно, справедливы обе точкизрения, но не исключено, что южные народы самки открыли способ обработкижелеза. Таким образом, цивилизация, праматерь современной культуры, зародиласьв речных долинах Месопотамии и Египта. Ее происхождение, в Египте во всякомслучае, было столь же африканским, сколь и азиатским. Спустя примерно 2000 летэти две великие цивилизации древности передали свои духовные и материальныедостижения в другие страны. За многие столетия бронзового века через минойцев, ионийцеви хеттов с этими достижениями познакомилась Южная Европа. Финикийцы принеслисвои знания в Северную Африку, Египет — в Куш. Одни народы донесли их до ЮжнойАравии, другие положили начало бронзовому веку в Индии и Китае: Достиженияпервых цивилизаций проникли во все уголки мира. Как же повлияли они наконтинентальную Африку?
МЕРОЭ
Руиныгорода Мероэ — один из величайших памятников древности. История этого города — важнаяглава в истории человечества. Этого никто не оспаривает. Однако до сих пор ожизни Мероэ и других городов царства Куш нам известно не многим больше, чемузнал о них Геродот от жрецов Элефантина 24 столетия назад, а узнал он оченьмало.
РазвалиныМероэ расположены примерно в 100 милях от современного Хартума, вниз по Нилу, чутьюжнее города Венди. Уже издали видны царские пирамиды. Между ним и Нилом на двемили простирается каменистая равнина, над нею высятся искусственные пологиехолмы — здесь некогда процветал Мероэ. Слева, ближе к реке, находятся частичнораскопанные развалины того самого храма Солнца, о котором довелось услышатьГеродоту. Поблизости проходит на север железная дорога. Она пересекает двахолма высотой в девять метров, сложенных из материала, напоминающего черный иблестящий булыжник, — это похожий на лаву шлак из давным-давно остывшихплавильных печей. Перед археологами стоит задача «изыскатьвозможности», а проще говоря, найти деньги, для того чтобы исследоватьостальные девять десятых развалин Куша. Эти низкие обожженные солнцем холмышестого порога представляют собой богатейшее поле деятельности для археологов, практическисовершенно нетронутое и самое богатое из тех, что еще остались в Африке, аможет быть, и во всем мире.
ВМероэ и прилегающих к нему районах высятся руины дворцов и храмов, представлявшихсобой порождение цивилизации, которая процветала более двух тысяч лет назад. Авокруг руин, все еще сохранявших свое былое величие, лежат могильные курганытех, кто создавал эти храмы и дворцы. Даже несколько часов, проведенных средиразвалин Мероэ, позволяют заглянуть краем глаза в ту далекую эпоху; стелы изпре- красного базальта, испещренные таинственными письменами; фрагментыбарельефов из белого алебастра, некогда украшавших великолепные крепости ихрамы; черепки окрашенной глиняной посуды; камни, не утратившие еще своих яркихузоров, — следы великой цивилизации. Там и сям печально стоят заброшенные гранитные статуи Амона-Ра, бога Солнца, и ветер пустыни носит над ними тучикоричневато-желтого песка. Раскопки в Мероэ проводили Рейзнер, Гриффитс, Гарстанги некоторые другие археологи. Рейзнеру и Гриффитсу мы обязаны знакомством спочти полным списком царей, правивших примерно от 1200 года до н. э. до 200года н. э. Район храма Солнца расчищен от обломков, так что нетруднопредставить себе его архитектуру в целом. Раскопаны и некоторые другие здания, втом числе термы в римском стиле. Побывал человек и в пирамидах, возведенных нанизких холмах вокруг города: в незапамятные времена в них проникли грабителимогил, которым удалось разузнать план гробниц или наугад пробраться по лабиринтуизвилистых подземных коридоров к усыпальницам, а в последние 50 лет — археологи.Над всеми же остальными развалинами Мероэ царит удручающая тишина. В 1958 годудиректор Департамента древностей суданского правительства, известныйфранцузский египтолог доктор Жан Веркутте составил предварительный списокподлежащих исследованию районов Мероэ. К. некоторому неудовольствию чиновниковиз министерства финансов, в этом списке оказалось целых 200 названий. Крометого, группа археологов из Университета Гумбольдта (Берлин) во главе с одним изнемногих знатоков мероитского алфавита профессором Хинце также предпринялапоиски новых объектов для раскопок. Составленный ими список наряду со спискомдоктора Веркутте дает нам достаточно полное представление о плане Мероэ. Даженесмотря на то что Хинце и его коллеги орудовали только небольшими лопатками, имудалось выяснить кое-что новое. Я находился в Haгe, когда экспедиция разбилатам свой лагерь и профессор рассказал мне о пробных раскопках в 100 ярдах от храма Льва. Оказалось, что толщина слоя обломков и городских отбросов вокруг храмадостигает 75 сантиметров.
Некоторыеобъекты из списков Хинце и Веркутте довольно велики по своим размерам, иные можноназвать даже гигантскими. Стены храмов поднимаются прямо из песчаных холмовпустыни Бутана, как будто какой-то великан только вчера, дурачась, воткнул их впесок: по странной случайности ветры пустыни не засыпали их, хотя погребли подпесчаным покровом окрестные города. Если отойти от Мероэ на 20 миль в глубь пустыни, следуя по заброшенной дороге, которая начиналась в Вад Бен Нага, древнемпорту на Ниле немного севернее теперешнего Венди, можно увидеть наполовинузанесенные, песком развалины Мусаварат ас-Сафра. Трудно сказать,. что онинапоминают — дворец или храм. Может быть, это сочетание того и другого. Здесьнаходилась резиденция не то царя-бога; не то царицы-богини. Ровную песчануюплощадку, где застыли эти величественные руины, окружают холмы. Земля, которуюискусственное орошение некогда сделало плодородной, сейчас бесплодна и мертва.И кажется, что Мусаварат, как и древние его соседи, возник в пустыне. Однако вто время когда создавались эти города — между 1 веком до н. э. и концом 1 векан. э., — они смело могли соперничать с любым городом той эпохи.
Немногоесохранилось теперь от этих построек — только фундаменты и стены искусной кладкивысотой пять или шесть футов да два десятка полуразрушенных колонн. Вокруг городаамфитеатром поднимаются холмы, и, если вспомнить, что когда-то здесьсуществовало искусственное орошение и выпадало немного больше осадков, чемсейчас, легко представить себе, каким романтическим очарованием обладало этоместо. Ero обитатели прогуливались по гладким террасам, любуясь на зеленые поляи уходящие вдаль холмы, поросшие лесом. В это заброшенное теперь местоприбывали купцы и послы из стран Востока и Средиземноморья и из африканскихземель, лежащих к югу и к западу от него; они везли сюда свои товары иблагоговейно воздавали Мусаварату дань уважения.
Хотябоги-цари и богини-царицы Мусаварата и не были египтянами, они воспринялипомпезность и комфорт египетского двора бронзового века: множество рабов, огромныебогатства в царской сокровищнице, письменность и, как можно предполагать, строгийпридворный церемониал, над которым тяготела сила древних традиций. Вокругцентрального дворца лежат руины домов, где жили придворные, дворцовая челядь ижрецы, развалины конюшен и торговых помещений. Сложенные из песчаника стеныокружают ансамбль украшенных колоннами зданий. В их тени можно было укрыться отсолнца. Внешний вид зданий красноречиво говорит о том, что их обитатели, жившиев период перехода от каменных и бронзовых орудий к железным, ценили все радостижизни. Это были сумерки древнего мира, который, должно быть, предчувствовал ужегорести перемен. Цариц, правивших в Мусаварате, — Аманиренас, Аманишакете, Нальдамак,Аманитере — отделяет от их родоначальника столько же столетий, сколько легломежду королевой Викторией и Гарольдом Саксонским. Однако закат Мусаварата незаставил себя долго ждать.
ТОРЖЕСТВОКУША
Африканскаяцивилизация Куша многое заимствовала извне. В 20 милях от Мусаварата находятся храмы Нага. Их развалины сохранились лучше, всех остальных.Возведены они в тот же период, что и мусаваратские строения. На задней стенехрама Льва высечен львиный бог, о трех головах и четырех руках. Трудно сказать,кто вдохновлял художников, создавших это существо, — Индия, Карфаген или, можетбыть, та древнейшая Африка, которая и «дала Египту своих богов». В 50шагах от храма Льва жители Нага выстроили другой храм, меньший по размерам. Дахрам ли это? Археологи осторожно называют это сооружение «киоском».Оно представляет собой уродливую и беспорядочную мешанину различных стилей, нов целом, бесспорно, напоминает римские образцы.
Помимохрамов, сиротливо вырисовывающихся на фоне пустынного горизонта, о цивилизации,в которой воплотился синтез идей, общепринятых Для тогдашнего цивилизованногомира, рассказывают и другие предметы. Всякий, кто попадет в Хартум и неполенится побывать в местном музее, увидит, например, небольшой металлическийсосуд, выдержанный в строго китайском стиле (см. рис. 4). На протяжении почтитысячи лет эта суданская цивилизация среднего и верхнего Нила — кушитскаяцивилизация Напаты и Мероэ — представляла собой важнейший африканский центр, гделюди обменивались идеями, верованиями, а также изделиями своего ремесла. Важноезначение Куша не вызывало никаких сомнений у его современников. Именнокушитского сановника апостол Филипп встретил на дороге, «ведущей изИерусалима в Газу», и обратил его в христианскую веру тогда, когда казньХриста еще продолжала волновать умы и была злободневным событием. Это обращениезанесено на страницы «Деяний апостолов»: «И, вот, муж ефиоплянин,евнух, вельможа Кандакии, царицы ефиопской», иными словами одной из техбогинь-цариц, что правили Кушем под сенью безмятежного величия колоннадМусаварат ас-Сафра, «хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалимдля поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророкаИсайю». Христианин при дворе Мусаварат ас-СафраР. Других доказательств унас нет: они либо утеряны, навсегда, либо все еще лежат под слоем песка пустыни.
За60 лет до этого события Куш потревожил покой римлян в Египте. Войска кушитоводержали победу над тремя вспомогательными когортами римлян и вторглись в Филыи Элефантин, расположенные на южной границе, установленной Августом. Петронию, римскомунаместнику в Египте, пришлось выслать 10 тысяч солдат и 800 всадников, чтобывернуть свои владения. Римляне преследовали кушитов вплоть до их бывшей столицыв Напате, расположенной там, где кончалась.- донгольская излучина Нила. Ониворвались в город и разрушили его. Правда, попытка взять в плен правителякушитов не удалась, но зато Петроний освободил пленных римских солдат изахватил статуи Августа, которые ранее попали в руки кушитских воинов. Примерно1940 лет спустя при раскопках одного из дворцов Мероэ Гарстанг обнаружилбронзовую голову Августа, оставшуюся там по недосмотру Петрония. Эта голованаходится теперь в Британском музее.
Какиееще украшения и предметы обихода ждут, пока их разыщут, под девственнымихолмами и плитами- древних храмов Мероэ, Нага.и других городов? Ни одинчеловек в мире не даст нам сейчас ответа, ибо никто еще не заглядывал в этиместа. Как объект, заслуживающий внимания археологов, Куш всегда уступал Египту,чьи, по-видимому, неиссякаемые гробницы и храмы продолжают снабжать науку множествомсведений об отдаленном прошлом и пополнять музеи новыми и новыми экспонатами.Последнее особенно важно для ученых, которые ведут раскопки на средства частныхфилантропов. Может быть, стремление филантропов получить «вещь» самопо себе оправдано, но при этом ученым приходилось отдавать свои силы Египту, ииз их поля зрения выпадали другие, не столь многообещающие территории. Дажекогда такие области исследовались, качество раскопок страдало все от той же«погони за вещами». По крайней мере, один из немногих ученых, занимавшихсяизучением кушитской цивилизации, настолько забил себе голову поисками«вещей», что ему даже не удалось сообщить о результатах раскопок:«вещи» заслонили от него главное — историю Куша. Это, разумеется, неотносится к Рейзнеру и Гриффитсу. Именно им мы обязаны нашими знаниями о Куше.Оба они вели систематические раскопки царских гробниц в Напате и Мероэ. И хотяРейзнеру долго не удавалось опубликовать свои археологические заметки, онхранил их с величайшей тщательностью, и теперь благодаря содействию профессораДоуса Данхэма они скоро увидят свет. Работали в этой области и другие ученые.Например, об интересе английских исследователей говорит в известной мере тотфакт, что статья, открывающая первый номер журнала «Судан ноутс эндрекордз», вышедшего в 1918 году, в период англо-египетского кондоминиума, быланаписана самим Рейзнером и посвящалась исследованию царского списка кушитов. Абывший управляющий отделом древностей в правительстве кондоминиума доктор А. Д.Оркелл опубликовал позднее общий обзор истории Куша, лучше которого еще ничегоне написано. Но средств не хватало, и поэтому возможности археологов былиограниченными. Повезло лишь царским гробницам, которые, по общему признанию, представляютнаибольший интерес и с чисто внешней стороны, и с точки зрения историка. Как нималочисленны известные нам факты, все они говорят о том, что кушитскаяцивилизация сыграла решающую роль не только в истории самого Судана, но также вразвитии и распространении передовой культуры и ремесленных навыков по всейконтинентальной Африке к югу и к западу от Куша. Будем надеяться, что вближайшие годы удастся заполнить многие пробелы в прошлом Африки, и раскопкиМероэ, по-видимому, сыграют здесь далеко не последнюю роль.
Говоряоб истории самого Куша, нельзя пока похвастать знакомством с деталями. Кушвозвысился в период упадка древнего Египта. Уже к 800 году до н. э. илинемногим позднее фараоны XXII династии, видимо, предоставили, если неофициально, то, по крайней мере, фактически, независимость этой державе, растущейу южных границ Египта. Новое кушитское государство, управлявшееся из Напаты, расположеннойниже четвертого порога, там, где начинается донгольская излучина, многоезаимствовало у Египта. Тутмос I приходил сюда еще в 1525 году до н. э., а к 800году до н. э. Напата приобрела известность как центр поклонения Амону, богуСолнца, изображавшемуся в виде барана. Некоторые авторитеты считают, чтоегипетские жрецы храма Амона поддерживали кушитских монархов в их стремлении кнезависимости. Это вполне правдоподобно; мы знаем немало случаев, когда Югпроявлял «раскольнические тенденции» по отношению к Египту, выступаяпротив «властелинов» Асуана. Вскоре Кашта, первый «великийцарь» Куша, отправился в поход на Север. Сын его Пианхи завершил завоевательныепланы отца и покорил Египет примерно в 725 году до н. э. Держа в своих рукахбразды правления над территорией от средиземноморского побережья до границсовременной Эфиопии и, насколько мы можем судить, до границ Уганды, кушитскиецари дали. Египту его XXV, или «эфиопскую», династию. В этот периодКуш и стал на короткое время мировой державой.
В666 году до н. э. в истории наступил новый драматический эпизод: Нижний Египетподвергся нашествию ассирийцев. Кушитская армия с ее оружием из камня я бронзы(таким же, как у египтян) не сумела противостоять натиску ассирийских воинов, сражавшихсяжелезным оружием, и принуждена была отступить к югу. Однако Куш сохранилнезависимость. Около 530 года до н. э.- историки в целом склоняются к этой датекушиты перенесли столицу из Напаты в Мероэ, на несколько сот миль дальше к югу.Как ни странно, главным. свидетельством, говорящим в пользу названной выше даты,оказалось число похороненных царских жен. До конца правления царя Маленакена(553 — 538 гг. до н. э.) среднее число кушитских цариц, погребенных в течениекаждого правления, равно четырем — это определено в результате раскопок царскихгробниц и пирамид в Курру и Нури неподалеку от Напаты. B последствии средняяцифра составила уже полтора на каждое правление. В связи с этим высказываетсяпредположение, что значение Мероэ неуклонно росло еще задолго до 538 года ицентр кушитского царства постепенно перемещался к югу. Поэтому царских женстали хоронить не только в Напате, но и в Мероэ.
Опричинах такого перемещения в глубь Африки можно пока только гадать:по-видимому, это объясняется климатическими условиями или экономическими.Весьма вероятно, что многолюдному и прожорливому царскому двору требовалосьбольше продуктов, чем могла поставить Напата, ибо смертоносное дыхание пустынидавало себя чувствовать все сильнее. Возможно, причины следует искать и вгеографии и в экономике, поскольку Мероэ стоял ближе к караванным путям вдольреки Атбара, ближе к Абиссинскому плоскогорью, и, следовательно, к западнымпортам Индийского океана«с которыми Куш поддерживал обширные и регулярныеторговые связи. Более того, Мероэ становилось теперь центром производстважелеза и металлических изделий, и это обстоятельство также способствовало ростуего населения. А возможно, причинами перемещения к югу были просто-напростодинастические соображения, поскольку „у царей вошло и обычай“, пословам Оркелла, „брать в жены представительниц аристократии Мероэ, которые,естественно, желали быть похороненными на родине“. Как бы то ни было, Мероэстало столицей Куша примерно за пять столетий до начала нашей эры и оставалосьею около 800 лет. Кладбища указывают, что жизнь в этом городе не прерываласьболее тысячи лет.
Нашрассказ об истории кушитского царства близок к завершению. На протяжении Iтысячелетия до н. э. народы Южной Аравии, обладавшие высокой культурой, — тесамые народы, которые отправили к Соломону царицу Савскую в Х веке имонополизировали морскую торговлю на африканском и аравийском побережьеИндийского океана, — прочно обосновались на территории нынешней СевернойЭфиопии. Выросшее на этом месте могущественное государство со столицей в Аксумепозднее перережет древние караванные пути между Кушем и городами на океанскомпобережье. Последует ряд войн, и Куш падет вскоре после Ш века н. э.
Сэтого периода летопись кушитского царства прекращается. Утратив своюнезависимость, зажатое между враждебным Египтом и могущественным Аксумом, мероитскоецарство влачит жалкое существование и вскоре о нем забывают. Его последнихправителей бесславно хоронят под смехотворно маленькими пирамидами — не вышекаменных домиков, построенных Рейзнером для себя и своих спутников во времяраскопок. Часть того, что осталось от Куша, поглощает пустыня, а остальноевидоизменяется в нечто совершенно иное — в христианские царства Нубии — илипросто приходит в запустение и упадок. Кое-где археологи находят не оченьубедительные свидетельства того, что царская фамилия кушитов удалилась из Кушаи переселилась на запад: эти свидетельства встречаются в песках вплоть доДарфура. И все же Куш оставил Африке внушительное наследство. Спустя сотни летплемя сао, обитавшее на берегах озера Чад, то есть в 1200 милях к западу от Куша, отливало изделия из бронзы тем же методом „потерянной формы“, которыйбыл известен народам Нила. Трудно сказать, как они узнали о нем, в результатели упадка Куша и расселения его жителей или же благодаря торговым связям, миграциии „дрейфу культуры“. Но разве не поразительно, что предания, сохранившиесясреди народностей Чад, повествуют о древних сао, как о „гигантах, наделенныхневероятной силой“, людях высокого роста, какими и должны были быть народыНильского Судана, об их огромных знаниях, какими и обладали жители Мероэ? Ещедальше к западу йоруба и другие народы Западной Африки поклоняются своим»божественным царям", а культ барана и солнца стал религией многихафриканских племен.
Каковыбы ни были подлинные пути распространения таких идей — и конечно, они моглииметь своим первоначальным источником Западную или Центральную Африку, — небудет преувеличением сказать, что история большей части континентальной Африкинеотделима от истории Куша. Вот почему раскопки в Мероэ и других районахбывшего кушитского царства заслуживают того, чтобы не жалеть средств, не говоряуже о том, что они представляют большой интерес для изучения истории Судана.Если даже Мероэ и не было единственным провозвестником железного века вконтинентальной Африке, то оно, без сомнения, было одним из них, и возможносамым крупным.
АФИНЫВ АФРИКЕ?
Согласнообщепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э.в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.
К1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавшихв теперешней Анатолии. Тогда же, должно быть, железо начали использовать иассирийцы. Жители сирийского побережья, очевидно, познакомились со свойствамижелеза в последующие 200 лет. Через Сирию приемы обработки железа, без сомнения,проникли на запад, в Египет, Карфаген и другие районы древней цивилизацииСредиземноморья. Превосходство железа над бронзой было основой подавляющеговоенного превосходства ассирийских царей из Ниневии, ибо, как говорит поэт, есликолесницы ассирийских воинов, наводнившие Израиль, и впрямь «сверкалипурпуром и золотом», то лишь железу обязаны ассирийцы победами над врагом.Обладание железным оружием дало возможность Саргону и Синахерибу продвинуться кюго-западу; оно же сыграло решающую роль в победе Асархаддона над египтянами, авпоследствии позволило Ашшурбанипалу захватить Тебес и положить конецкушитскому господству в Нижнем Египте.
ВЕгипте железо было редкостью. Наступил периода упадка бронзового века, и людиперестали стремиться к новшествам. Такие же настроения господствовали и в Куше.И хотя в Куше имелась в изобилии железная руда и древесина для получениядревесного угля, кушиты, видимо, не занимались выплавкой металла более или мерезначительных масштабах вплоть до последнего периода дохристианской эры. Средипредметов, раскопанных в королевских гробницах Напаты, в Курри и Нури, необнаружено никаких железных изделий. Впервые они встречаются только впогребении Горсиотефа (около 362 г. до н. э.). Не случайно Геродот в 430 годуговорит, что «в Эфиопии самым редким и самым драгоценным металломсчитается бронза», так что даже пленников «заковывают в цепи иззолота». Он упоминает также, что кушиты (Геродот, как и все остальныегреческие авторы древности, называет их эфиопами) пользовались оружием скаменными наконечниками. Таким образом, хотя железные изделия и встречались вКуше незадолго до правления Горсиотефа, их было очень и очень мало.
Однакопосле возвышения Мероэ «наступила, — как говорит Уйнрайт, — поразительнаяперемена. Уже к середине века, — ученый имеет, в виду 1 век до н. э., — а можетбыть, даже раньше, в Мероэ началась выплавка железа в крупных масштабах».Сейс, посетивший Мероэ 50 лет назад, обратил внимание на то, что «горышлака окружают городские кварталы с северной и восточной стороны», Врезультате раскопок найдены остатки печей, в которых железо плавилось, а затемотливалось в различные орудия труда и оружие. Иными словами, к тому времени, когдабыл построен Мусаварат, Мероэ стало крупнейшим центром выплавки железа вАфрике. Вполне разумно предположить, что железные изделия из Мероэ наряду сприемами выплавки железа неуклонно проникали в районы, лежащие к югу и западуот города. В этом смысле Куш сыграл в их развитии такую же роль, какуюцивилизации Средиземноморья несколькими столетиями позже сыграли в развитииСеверной Европы. С не меньшим основанием можно утверждать, что после эпохиМероэ население среднего течения Нила жило в железном веке. Эти все ещезагадочные для нас народы (возможно, к ним относятся племена неба или беджа; внастоящее время археологи предпочитают называть их расплывчатым термином группаХ) изготовляли из железа даже складные стулья. Их богатые ювелирные изделия, ожерельяиз черного и белого кварца и красного сердолика, отличаются неповторимымсвоеобразием. Возможно, а в дальнейшем обнаружится, что художники народовгруппы Х подражали мероитским образцам.
Занародами группы X последовали «нубийцы»- теперь мы вполне можемназывать их суданцами досредневековых и средневековых христианских монархийСудана. Эти удивительные островки христианства в море язычников сохранялись напротяжении VI- XIV веков, достигнув высокого уровня развития государственностии культуры. До самого XVI века могущественный ислам не мог с ними справиться.Несколько фресок и церквей из необожженного кирпича — вот и все, что намосталось от чисто африканской разновидности христианства, Лишь Эфиопии удалосьвыжить благодаря окружающему страну горному барьеру.
Привсем том Мероэ и его цивилизация остаются загадкой. Слово «загадка»мы употребляем вовсе не потому, что сомневаемся в величии этой цивилизации и всуществовании многовекового периода ее расцвета, а потому, что мы ничего незнаем о характере этой цивилизации — о ее повседневной жизни, ее связях свнешним миром, ее своеобразно африканском синтезе неафриканских идей, ееметодах усвоения этих идей и совмещения их с чисто африканскими и, наконец, оее бесспорно огромном влиянии на тропические и субтропические страны Африки наюге и юго-западе.
Сейчасоб этом известно поразительно мало. Иероглифическое письмо Мероэ научилисьчитать, но еще не сумели понять. 0 западных и южных границах государстваостается только догадываться. Картину его повседневной жизни можно воссоздатьлишь по немногочисленным дошедшим до нас предметам, обнаруженным большей частьюв царских гробницах, ибо никакие другие погребения не подвергалисьсистематическому исследованию… Но ведь эта картина менялась на протяжении 1000лет непрекращающегося развития материальной культуры. Какова была социальнаяприрода «божественного царствования»? Как жители Мероэ и окрестныхгородов встретили наступление «века железа», какими путями ониналадили торговлю с другими странами древнего мира? Что было известно им оКитае, чьи шелка они покупали и чьи изделия копировали? Что знали об Индии — ведьодевались же они в индийские хлопчатобумажные ткани? Что они знали об Аравии, гдезакупали товары? Кто прибывал к ним с юга и с запада, кто отправлялся на юг изапад, чем кончились эти путешествия?
Овлиянии этой цивилизации, сыгравшей такую важную роль в развитииконтинентальной Африки, мы знаем поразительно мало. К счастью, в настоящеевремя положение начинает меняться в лучшую сторону. Правительство РеспубликиСудан проявило интерес к истории и решило приступить к изучению государств, существовавшихв прошлом на территории Судана. Однако прежние трудности еще не устранены:раскопки требуют больших затрат, и Республика Судан, вкладывая имеющиесясредства в осуществление необходимых преобразований, не имеет возможностиассигновать достаточную сумму денег на изучение прошлого. Таким образом, несмотряна огромный интерес к Кушу, исследование кушитской цивилизации продолжаетзависеть от великодушия иностранных филантропов.
Этифилантропы могут быть уверены, что их затраты окупятся с лихвой. Подобно другимкушитским городам, ожидающим своих исследователей, обширный город Мероэвозвысился в ту же эпоху, когда Греция времен Перикла распространяла своевлияние на средиземноморское побережье. Для Африки того периода значение Мероэбыло не менее важным. Подобно Афинам, он вел торговлю со многими государствами.Подобно Афинам, здесь развивались самобытное искусство и письменность. ВлияниеМероэ ощущалось далеко за пределами его границ. Его обычаи и верованияоказались весьма устойчивыми. Они сохранились у других африканских народовчерез много лет после заката Мероэ. Вот почему эта цивилизация заслуживаетпочетного места среди великих цивилизаций древности. Сейчас можно с полнымправом заявить, что история Мероэ представляет собой первую страницу историисовременной Африки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.geografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.