УТВЕРЖДАЮ
ответственный преподаватель
под/п-к ____________ Никитин
«____»____________ 200__г.
Структурный план домашней работы по военнойтопографии
Вариант№21
Тема: Топографические итактические условные знаки.
Введение.
Основная часть.
1. Дорожная сеть:
·
· ;
· ;
2. Пункты управления и средства связи.
·
· ;
·
Заключение.
Студент группы 14АСУ-2ДС-004_______________ Конев М.С.
Введение
Военная топография - это наука о способах изучения местности,
ориентирования, целеуказания, производство измерений на местности. Военная
топография изучает топографические карты и приемы работы с ними. Карта — это
уменьшенное, точное, подробное изображение земнойповерхности на плоскости.
Топографические карты содержат подробное изображение местности. Они
служат основнымисточником информации об устройстве земной поверхности,
географическомразмещении и взаимных связях различных природных и
общественных явлений.
Картографическое изображение местности удобно обозримо, нарядно и
измеримо. Дажебеглый обзор карты позволяетсоставить ясное представление об
общем характеретерритории, важных географических объектах, их форме,
размерах.
С помощьюнесложных измерений по картам можно получить координаты
изображенныхпредметов, расстояния между ними, размеры их, ориентировку в
пространстве иряд других величин, измерениекоторых в натуре представляет
подчас сложнуюи трудоемкую задачу.
Картысодержат важнейшие качественные и количественные характеристики
многихгеографических объектов, необходимые длярешения научных и
практическихзадач.
Основная часть
1. Дорожная сеть (теоретическая часть)
Основными требованиями кизображению дорожной сети на топографических картах являются:наглядное отображение ее густоты,состава и размещения с четкимпоказом класса, начертания и состояниякаждой дороги; подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническоеоснащение дорог и являющихсяориентирами; тщательная передачахарактерных особенностей участков дорог и местности на подходах к мостам,переправам, перевалам и в других местах, где объезд затруднителен илиневозможен (в теснинах, на болотах и т. п.).
Данные, особенно о классе автомобильных дорог, ширине, устройстве ихпроезжей части (полотна) и техническом оборудовании, позволяют изучать и оценивать по карте эксплуатационныевозможности дорог (их пропускную способность, грузоподъемность, возможныесезонные изменения условийпередвижения) и производитьнеобходимые расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним.
Железные дороги
Железные дороги изображаютсяна картах с подразделением:
по ширине колеи — ширококолейные (1435 мм. и более, в СССР—1524 мм)и узкоколейные; по числу путей — однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги — электрифицированные и с паровой или дизельнойтягой; по состоянию — действующие, строящиеся и разобранные.
Особыми условными знаками изображаютсятрамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги.
На картах показываютсявсе железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а такжерабочие казармы и блокпосты. Их изображениясопровождаются сокращенными подписями, указывающими род объекта (ст., раз., пл., ост.п., к а з., б л.-п. и т. п.).
Железнодорожные станции всех классов, не выражающиеся в масштабе карты, показываются однотипно: черный прямоугольникусловного знака станции (разъезда, платформы), помещаетсяс той стороны знака дороги, с какой она расположена в действительности.
На картах масштаба 1:100000 и крупнее на железных дорогахсоответствующими условными знаками изображаютсяпо возможности все водонапорные башни, отдельные семафоры и светофоры, имеющиезначение ориентиров, а также насыпи и выемки с указанием их высоты или глубиныв метрах. Обязательно показываются туннели и, как правило, все железнодорожные мостыи трубы для стока воды. Мостыизображаются различными условнымизнаками в зависимости от их размера, конструкции и материала, из которого онипостроены.
На станционных территориях,выражающихся в масштабе карты,указываются депо, погрузочно-разгрузочныеплощадки, переходные мостики и другие сооружения.
Шоссейные и грунтовые дороги
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются взависимости от их технического совершенства или проходимости на классы попризнакам, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Класс дорог
Характеристика дорог
Автострады
Капитальные дороги с прочным покрытием из асфальто- или цементобетона на твердом основании. Ширина покрытой части не менее 14 м, что допускает интенсивное скоростное движение автотранспорта любого тоннажа в четыре ряда и более. Уклоны не более 4°. Пересечения с другими дорогами на разных уровнях
Усовершенствованные шоссе
Дороги с твердым основанием и покрытием из асфальта, бетона, брусчатки, клинкера или щебня (гравия), пропитанного вяжущим веществом. Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает двустороннее движение. Уклоны не более 5°. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение всего года
Шоссе
Дороги с основанием из камня, песка или твердого грунта, покрытые гравием, щебнем или шлаком, уплотненными укаткой, иногда пропитанными вяжущим веществом, а также дороги, вымощенные булыжником или колотым камнем (мостовые). К этому же классу относятся дороги с основанием и покрытием усовершенствованных шоссе при ширине покрытия менее 6 м. Допускают движение автотранспорта в течение всего года
Улучшенные грунтовые дороги
Профилированные, но не имеющие прочного основания и покрытия, регулярно ремонтируемые дороги. Грунт проезжей части бывает улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущим веществом. Проезд автотранспорта среднего тоннажа возможен в течение большей части года
Грунтовые (проселочные) дороги
Непрофилированные дороги без покрытия. Проходимость зависит от грунта и сезонно-климатических условий
Полевые и лесные дороги
Грунтовые дороги местного узкохозяйственного значения, по которым движение автогужевого транспорта производится эпизодически, главным образом в период полевых работ или лесоразработок
Караванные пути и вьючные тропы
Основные пути в пустынных, полупустынных и горных районах, используемые для вьючного транспорта. Некоторые караванные пути могут быть пригодны для автогужевого транспорта
Пешеходные тропы
Пути в труднодоступной местности (горы, тайга, болота), пригодные только для пешего движения
Зимние дороги
Дороги с деревянным покрытием
Фашинные участки дорог (фашинники)
Временные пути для проезда зимой через замерзшие болота, озера, реки, проливы и заливы
Дороги, проложенные через труднопроходимые, обычно заболоченные места. Устраиваются в виде настила из досок, бревен или деревянных пластин, уложенных на прогоны из бревен
Участки дорог через болотистые места, выстланные связками хвороста (фашинами), уложенными на продольные лежни и прижатыми по бокам жердями. Сверху засыпаны слоем земли или песка.
Гать — сплошной настил из бревен, уложенный иногда по хворосту.
Гребля — участок дороги через болото, проложенный по насыпи из земли, камней, песка и других материалов
Эти признаки надо отчетливо представлятьсебе при изучении по карте характера и эксплуатационных возможностей дорог. Приэтом необходимо также учитывать особенности различных участков дорог в зависимостиот рельефа, почвенно-грунтовых и других условий местности.
Объекты дорожной сети изображаютсяна картах с соблюдением следующих основных правил.
Автострады, шоссейные и улучшенные грунтовые дороги на картахмасштаба 1:100000 и крупнее показываютсявсе, независимо от густоты дорожной сети. Дороги же более низких классовизображаются полностью лишь в лесныхмассивах и в других районах со слаборазвитой дорожной сетью (горных, пустынных,таежных, тундровых). В районах с густой дорожной сетью они наносятся сотбором: преимущественно те, которые соединяютнаселенные пункты по кратчайшим расстояниям и более удобны длядвижения. На картах малообжитых,пустынных и труднопроходимых районов показываютсявсе караванные пути, вьючные и пешеходные тропы.
Рис. 1 (практическаячасть)
№
Графическое изображение
Содержание условного знака
1
2
3
1. Трёхпутные железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги
2. Двухпутные железные дороги и станции всех классов
3. Однопутные железные дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты на ширококолейных железных дорогах
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
4. Расположение главного здания станции: а) сбоку путей; б) между путями; в) расположение неизвестно
5. Электрифицированные железные дороги: а) трёхпутные; б) двухпутные; в) однопутные; г) блок посты
6. Путевые посты, погрузочно-разгрузочные площадки, тупики и подъездные пути
7. а) Насыпи; б) выемки (2-высота или глубина в метрах); в) участки с большими уклонами – более 0,020 (только в горных районах)
8. а) Трубы; б) туннели (в числителе – высота и ширина, в знаменателе – длина в метрах) в) эстакады
9. Автострады (8 – ширина одной полосы в метрах, 2 – количество полос, Ц – материал покрытия); насыпи (4 – высота насыпи в метрах)
10. Шоссе (6 – ширина покрытой части; 10 – ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Б – материал покрытия)
11. Улучшенные грунтовые дороги (8 – ширина проезжей части дороги в метрах) и труднопроезжие участки дорог
12. Грунтовые (просёлочные) дороги и труднопроезжие участки дорог
13. Полевые и лесные дороги
14. Зимние дороги (через замёрзшие болота, озёра, реки)
15. Дороги с деревянным покрытием
16. Фашинные участки дорог, гати и гребли
2. Пункты управленияи средства связи (теоретическая часть)
Пунктыуправления — это специально оборудованныеи оснащенные места, с
которыхосуществляетсяруководство войсками при подготовке и в ходе боя.В состав каждого пункта управлениявключаются в необходимом соотношенииорганы и средства управления, атакже подразделения обеспечения и обслуживания.Наименование, количество и состав пунктов управлениязависят от масштаба воинскогоформирования.
Составпунктов управления обычно непостоянен, они создаютсяпо возможности немногочисленными. Однако каждый из них должен иметь в своемсоставе необходимый минимум офицеров и средств управления,обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющийпри необходимости временно принятьна себя выполнение функций вышестоящей или нижестоящейинстанции управления.
Вподразделении создаетсякомандно-наблюдательный пункт. С него обеспечиваетсяне только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В составэтого пункта управления входят командир, его заместитель, офицеры штаба,командир приданного (поддерживающего) подразделения,связисты и охрана. Все ониразмещаются в нескольких или однойбронированной машине, оснащенной средствами связии другими техническими средствами управления,а если позволяет обстановка, внемашины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем бояи непрерывное управление подразделением.
Командно-наблюдательныйпункт наносится на карту такимобразом, чтобы вертикальная прямая линия, являющаяся продолжением одной из сторон геометрическойфигуры, своим нижним концом упиралась в точку местности, где расположен пунктуправления.
Командныйпункт предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считаетсяосновным пунктом управления, так какна нем находится большая часть аппарата управленияво главе с командиром и основнаячасть технических средств, решаютсяважнейшие задачи, связанные сруководством войсками. Из его состава может выделяться наблюдательный пункт длянаблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и дляруководства войсками, действующими на важном направлении или в тыле от главныхсил.
Принанесении на карту командного пункта не следует забывать, что при наступленииили движении в западном направлении, или при обороне фронтом на запад фигуразнака будет расположена вправо от вертикальной линии, указывающей место егорасположения и, наоборот, принаступлении и обороне фронтом на восток фигура знака должна быть развернутавлево.
Средствасвязи позволяютсвоевременно передавать данные о противнике и других условиях обстановки, точно и скрытно доводить приказы ираспоряжениякомандиров до подчиненных, получать донесенияо ходе боя, обмениваться информацией между взаимодействующими подразделениями и частями.Средства связи обеспечиваюткомандирам и штабам непрерывное руководство подчиненными подразделениями и частямив любых условиях подготовки и ведения современного боя.
Средствасвязи должны использоваться в процессе управлениявойсками комплексно, чтобы обеспечить надежность связи(безотказную, устойчивую работу в течение необходимого времени), еесвоевременность (передачу и доставку сообщений или ведение переговоров взаданное время), достоверность (прием переданных сообщений с заданнойточностью) и скрытность самого факта связии содержания передаваемых приказов,распоряжений и различной информациив любых условиях обстановки.
Неменее важное значение для успешногоовладения искусством ведения рабочей карты имеет точное соблюдение правил принятых условных сокращений, обозначений и надписей.Они применяютсядля ускорениянанесения обстановки на карту иразработки боевых документов.
Нужнопридерживаться еще одного правила,позволяющего сократить надписьнаименований батальонов и дивизионов, входящихв состав какой-либо части.
Рис. 2 (практическаячасть)
№
Графическое изображение
Содержание условного знака
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1. Пункт управления полка на месте. Надпись КП обозначает — командный пункт, ТПУ — тыловой пункт управления. Надпись внутри флажка -номер полка.
2. Пункт управления батальона. Надпись 1/10 мсп означает 1 батальон 10 мотострелкового полка.
3. То же в движении.
4. 1- Командно-наблюдательный пункт командира роты на месте. 2- БМП командира роты (соответственно обозначается БТР, танк командира роты. Ставится такт. знак данного типа техники и две черточки. У командира взвода одна черточка.
5. Наблюдательный пункт 10 мотострелкового полка. Если внутри знака буква, то это означатет что НП специализированный (А-артилерийский, И-инженерный, Х-химический, В-воздушного наблюдения, Т- технический). В артиллерии, спец.войсках знак черный.
6. Пост регулирования движения (Р-регулировщик, КПП-контрольно-пропускной пункт, КТП-контрольно-технический пункт.
7. Узел связи. 1- полевой подвижный. 2- стационарный.
8. Радиоприемник. 305- марка приемника.
9. Радиостанция. 1-подвижная, 2- носимая. 3- танковая.
10. Подвижная радиорелейная станция.
11. Радиолокационная станция разведки. 1- воздушных целей. 2-наземных целей.
12. Радиосеть носимых станций.
13. Радионаправление подвижных станций.
Заключение
Военную топографию следует рассматривать как один изважнейших элементов
тактической подготовки бойца и командира, т.к. умение быстроизучить, правильно
оценить местность ихорошо применитьсяк ней равносильно по своему значению
умениювести разведку противника и владеть оружием. Умение офицеров правильно работатьс картой имеет большое значение дляуправления подразделениями.
Картаофицера, подготовленная к работе, справильно и четко нанесенными сведениямио боевой обстановке позволит офицерам всех степеней своевременно, полно и вернооценить обстановку, принять решение,доложить свое решение старшему командиру (начальнику), поставить подчиненнымкомандирам боевые задачи и информировать командиров соседних подразделений обобстановке. Чем лучше будут усвоены приемы ведениярабочей карты, тем меньше времени командиры будут затрачивать для решениязадач по руководству подчиненными подразделениямив бою. Умение правильно готовить и вести рабочую карту – признак высокойштабной культуры каждого офицера.
ЛитератураБубнов И.А. «Военная топография». Учебник. Воениздат. 1977г. Говорухин. «Справочник по военной топографии». Воениздат. 1989г. Помбрик И.Д., Шевченко Н.А. «Карта офицера». Учебное пособие. Воениздат. 1989г.
Студент группы 14АСУ-2ДС-004_______________ Конев М.С.