КОМПЛЕКТОВАНИЕ вооруженных сил на добровольной основе - старая американская традиция, берущая начало еще с XVIII века.
В послевоенный период в структуре специальностей военнослужащих рядового и сержантского состава произошли существенные сдвиги. Доля специалистов по электронике возросла более чем в 3 раза, технических - в 2 раза , военнослужащих с общей военной подготовкой, включая боевые специальности, снизилась на 8 %.
Наряду с ростом числа специальностей, требующих профессиональных знаний, увеличились затраты на обучение и его сроки. Если в 50-х годах на подготовку пилота истребителя F-84 требовалось более 69 тыс. долларов, то в 80-х только первичная летная подготовка одного военнослужащего обходилась уже в 370 тыс. долларов, а летчика-истребителя - 1,8-1,9 млн. долларов. Сроки обучения классных специалистов измеряются теперь не неделями и месяцами, как раньше, а годами.
Очевидно, что данные факторы оказывают сильное воздействие и на систему комплектования вооруженных сил личным составом. Призывная система в силу некоторых важных характеристик ( короткие сроки службы, психологическая мотивация призывников и т.д. ) мало приспособлена к нынешнему уровню профессиональных требований. Добровольный принцип найма на срок от 3-х до 6-и лет с возможностью его продления лучше удовлетворяет этим требованиям.
В числе положительных моментов, в добровольных вооруженных силах больше доля рядовых и сержантов, заключивших контакты на второй срок, в результате чего снизился уровень их сменяемости. Это привело к уменьшению потребности в приеме новобранцев, сократило расходы на их обучение и перемещения военнослужащих. Однако большие опасения вызвала вероятность падения интеллектуального уровня новобранцев и военнослужащих в целом.
Гладкому и безболезненному переходу к наемной системе комплектования вооруженных сил способствовали общая ситуация в стране: вывод войск из Вьетнама позволил сократить числен. вооруженных сил, кроме того, особое влияние оказали падение престижа воинской службы и широкие антивоенные настроения среди американской общественности, обусловленные непопулярностью войны в Индокитае.
Неотъемлемым элементом перехода к наемной системе комплектования было совершенствование структуры вооруженных сил. Уменьшение их численности проводилось в основном за счет вспомогательных и обеспечивающих сил. В целях повышения эффективности использования людских ресурсов была сокращена доля высокооплачиваемых категорий военнослужащих, некоторые военные должности были заменены гражданскими.
Благодаря полностью добровольному принципу комплектования значительно сократился ежегодный набор рекрутов в регулярные силы.
В США при оценке качества новобранцев используются два критерия: доля имеющих среднее образование и доля тех, кто по интеллектуальному уровню попал в первые 3 группы (всего 5) при проведении специального квалификационного теста. Проверке подвергаются все кандидаты: лица из 4-й группы принимаются ограниченно и только на определенные должности, из 5-й группы в вооруженные силы не принимаются.
Уровень образованности новобранцев имеет большое значение, так как потери в течение первого срока службы новобранцев со средним образованием в 2 раза ниже, чем в остальных группах. В связи с этим конгресс принял закон о том, что как минимум 65 % новобранцев-мужчин должны быть с дипломами о среднем образовании.
Таким образом, в результате перехода к добровольному принципу комплектования численность регулярных вооруженных сил США уменьшилась на 213 тыс. человек, снизился уровень сменяемости военнослужащих первого срока службы, увеличилась доля рядовых и сержантов, а также повысился интеллектуальный уровень новобранцев.
Расходы по статье “Содержание военнослужащих” за первые 3 года в текущих ценах выросли на 5,6 %, а в постоянных ценах сократились на 19 %.
Военно-политическое руководство США считает наемную систему набора весьма эффективной. По оценкам зарубежных специалистов содержание вооруженных сил такой же эффективности ежегодно обходилось бы США в на 2,5 млрд. долларов дороже.
Социально-правовой статус
военнослужащих США.
Согласно военному законодательству США социально-правовой статус военнослужащих охватывает 3 области: общегражданские права и свободы военнослужащих, военно-служебные права, а также их организация, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Американское законодательство четко закрепляет как роль и место вооруженных сил в обществе, так и социально-правовое положение отдельных военнослужащих. Ниже представлены их наиболее важные права и обязанности.
1) Избирательное право.
2) Участие в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях.
3) Участие в митингах, шествиях и демонстрациях.
4) Свобода слова и печати.
5) Право на отдых. (Отпуск не более 60 суток, в счет будущей службы до 45 суток.)
6) Право на жилище. (Холостые военнослужащие размещаются в казармах или бесплатных общежитиях гостиничного типа. Лица рядового и сержантского состава, получают на территории части бесплатную площадь.)
7) Право на образование.
8) Право на медицинское обеспечение и охрану здоровья.(постоянный контроль за состоянием здоровья)
9) Право на возмещение ущерба, причиненного личности военнослужащего или личной собственности при исполнении служебных обязанностей.
10) Право на пенсионное обеспечение.(служба в регулярных вооруженных силах не менее 20 лет, а также инвалидность.)
11) Запрещается заниматься частной предпринимательской деятельностью.
12) Подача жалоб. (Военнослужащий имеет право подать жалобу по любому вопросу генеральному инспектору.)
13) Право на захоронение. (Военнослужащие могут быть захоронены как на национальном военном, так и на частном кладбище.
14) Право на воинское звание.
15) Право ношения военной формы одежды. (Военная форма не носится при проведении гражданских работ.)
16) Служебные перемещения. (Военнослужащие имеют право на перемещение (продвижение) по службе в соответствии с уровнем образования и учебно-боевой подготовки.)
17) Право на материальное обеспечение.
18) Право на увольнение с действительной военной службы. (Обязательному увольнению подлежат лица, достигшие 62 лет. Офицеры имеют право также уволиться по собственному желанию.)
19) Общие обязанности военнослужащих.
* Готовность отдать жизнь для защиты своей страны.
* Беспрекословное подчинение приказам президента США и своих командиров и начальников.
* Быстрое и точное решение поставленных задач.
* Достижение и поддерживание необходимого уровня военно-профессиональной подготовки.
* Строгое соблюдение дисциплины и морально-этических норм в соответствии с существующим в вооруженных силах США “Кодексом поведения.”
* Соблюдение требований обеспечения безопасности при использовании документации, а также “закрытых” систем оружия и военной техники. В случае ее передачи другому лицу, не имеющему на нее право, по решению суда наказывается тюремным заключением сроком до 10 лет или штрафом на сумму не более 10 тыс. долларов.
20) Должностные обязанности военнослужащих. (Официально предоставленное командирам и начальникам право командовать подчиненными и требовать от них исполнения приказа.)
Средства массовой информации вооруженных сил США.
Военные средства массовой информации США представляют собой разветвленную и достаточно гибкую систему, которая выполняет информационную, воспитательную и образовательную функции, сплачивает личный состав вокруг идей преданности американскому образу жизни, формирует определенные ориентиры в процессе решения задач повседневной деятельности войск. Через них осуществляется постоянное идейно-психологическое воздействие на конкретные аудитории военнослужащих как в США, так и за рубежом.
В сухопутных войсках и ВВС вопросы деятельности средств массовой информации решаются специально созданными службами по связи с общественностью, а в ВМС - службой информации. Общая численность специалистов по связи с общественностью составляет примерно 7-7,5 тыс. человек. Кроме того, для работы в этой сфере активно привлекаются гражданские служащие.
Комплектование службы производиться в основном военнослужащими, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях, прежде всего в школе информации вооруженных сил США. Она находиться в Форт-Бенджамин Харисон ( штат Индиана ). Срок обучения 10 недель.
Под руководством служб по связи информационные центры призваны обеспечивать потребности министерств видов вооруженных сил в пропагандистских материалах для печати, радио, телевещания, и т.д.
1) Печатные периодические издания.
Особенностью военных периодических изданий является то, что практически все их сотрудники - бывшие военнослужащие (отставники). Они профессиональные журналисты, специалисты по связи с общественностью, имеют высшее образование и научные стипендии. Средства на идут от подписчиков (подписная цена на год 20 долларов, для членов ассоциации - 10). Корме того, издания получают не малую прибыль от рекламы: годовой доход составляет до 5 млн. долларов. Одна четырехцветная страница рекламы в “Арми” стоит свыше 4 тыс. долларов. Деньги идут в фонд ассоциации.
2) Радиовещание и телевидение.
Радио- и телевизионная система Пентагона является крупнейшей в мире по мощи и охвату аудитории. Она располагает почти 300 наземными радио- и теле станциями (кроме того 70 установлены на кораблях ), основная их часть за пределами США. Аудитория только службы радиовещания и телевидения ВВС составляет 250 млн. человек.
Все сведения, поступающие из районов боевых действий, должны быть пропущены через военную цензуру и специалистов по связи с общественностью. Это вызвано негативным влиянием средств массовой информации на общественное мнение при освещении боевых действий в период войны в Индокитае. С этой целью во время событий в Персидском заливе был создан национальный центр новостей министерства обороны. Это позволило сконцентрировать внимание американского и мирового общественного мнения на тех моментах проведения операции “Буря в пустыне”, которые военное руководство США считало наиболее важными. Сам ход войны в Персидском заливе и его освещение американской прессой основывались прежде всего на пропаганде позитивных элементов участия вооруженных сил США в боевых действиях за пределами страны.
Силы специальных операций США.
В качестве одного из наиболее действенных военных инструментов, используемых для усиления своего политического и военного влияния за рубежом, главным образом в странах “третьего мира”, американское руководство рассматривает силы специальных операций.
По определению представителей министерства обороны США, силы специальных операций (ССО) американских вооруженных сил представляют собой специально созданные, обученные и оснащенные формирования сухопутных войск, ВВС и ВМС, предназначенные для решения специфических задач в интересах достижения военных, политических, экономических и психологических целей на территориях, принадлежащих или захваченных иностранными государствами, а также в географических районах представляющих для США особый политический интерес. Эти формирования находятся в постоянной готовности к немедленному использованию как в военное, так и в мирное время и могут выполнять поставленные задачи совместно с силами общественного значения и самостоятельно. Очень часто, если это вызвано политическими и военными соображениями, действия сил специальных операций являются нелегальными, носят тайный характер и находятся под непосредственным контролем высшего военного руководства. Считается, что успех мероприятий, проводимых, как правило, автономно, зависит от качества их разведывательного обеспечения и возможности привлечения к ним местного населения.
До конца 70-х годов деятельность ССО была сосредоточена на обеспечении стабильности угодных США режимов и устранении правительств и политических сил, препятствовавших реализации региональных интересов американского империализма. Повсеместное наращивание военного присутствия за рубежом вызвали активизацию в 70-х - 80-х годах террористической деятельности, направленной против американских граждан, учреждений и объектов за рубежом, имеющих главным образом военную принадлежность. В этой связи в 80-е годы противодействие терроризму стало одной из основных функций ССО.
В последнее время формирования ССО привлекаются также к борьбе с наркобизнесом и другими видами организованной преступности национального и международного масштаба. Проведенный министерством обороны США анализ опыта боевого использования ССО в 1980 - 1985 годах, привел к существенным структурным изменениям этого особого компонента вооруженных сил.
По оценке американского командования, главным недостатком ССО была их разрозненность, подчиненность в зависимости от целевого предназначения штабам видов вооруженных сил, отсутствие органов, которые на постоянной основе могли бы осуществлять планирование и управление их комплексным оперативным использованием. В этой связи основные реорганизационные мероприятия, проведенные в течении 80-х годов, включали:
* 1982-й - сведение всех сил специальных операций регулярных сухопутных войск в единое командование специальных операций, подчиненное командованию сухопутных войск на континентальной части США;
* 1983-й - создание командования совместных специальных операций, фактически - штаба оперативного соединения сил специальных операций американских вооруженных сил, подчиненного КНШ;
* 1987-й - создание объединенного командования специальных операций с оперативным подчинением ему всех формирований специальных операций, дислоцирующихся на территории США, а также командования совместных специальных операций, учреждение должности помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности;
* 1988-й - создание на правах основного (подчиненного непосредственно штабу вида вооруженных сил) командования специальных операций ВМС с включением в его состав всех соответствующих формирований регулярных сил и резерва и передачей в его ведение вопросов строительства, боевой подготовки и материально-технического обеспечения этого рода сил;
* 1989-й и 1990-й - создание аналогичных командований в сухопутных войсках и ВВС.
В этот же период сформированы штабы командований специальных операций в составе объединенных командований вооруженных сил США в стратегических зонах.
Основу ССО составляет объединенное командование специальных операций. Его штаб размещен на авиабазе ВВС Мак-Дилл (штат Флорида), численность личного состава штаба более 500 человек.
Командование совместных специальных операций постоянного состава не имеет. Основное его предназначение - разработка оптимальных вариантов комплексного использования этих сил в ходе решения внезапно возникающих задач.
Все формирования специальных операций, постоянно дислоцирующиеся на иностранных территориях, находятся в подчинении главнокомандующих вооруженными силами США в соответствующих стратегических зонах.
Главнокомандующий объединенным командованием специальных операций (генерал или адмирал) назначается президентом США с одобрения сената. В обязанности главнокомандующего входит:
* разработка концепции, стратегии и тактики использования ССО;
* разработка рекомендаций и предложений по строительству и финансированию командования;
* контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на строительство и использование ССО (в составе данного, а также других объединенных командований);
* организация боевой подготовки частей и подразделений командования, индивидуальной подготовки личного состава;
* обеспечение оперативной совместимости формирований и вооружения ССО;
* формирование потребностей и подача заявок на разведывательное обеспечение специальных операций.
* контроль за служебным и профессиональным ростом офицерских кадров;
* обеспечение боевой готовности подчиненных сил и средств;
* контроль за состоянием готовности ССО в составе объединенных командований в стратегических зонах;
* организация разработок и закупок специализированного вооружения и техники, соответствующего имущества и средств МТО;
Под специальными операциями понимаются следующие виды деятельности:
* Рейдовые операции - это ограниченные по масштабу, времени, задачам и месту, проводимые на территории противника (как правило в глубоком тылу) акции по захвату, уничтожению или выводу из строя каких либо важных объектов, а также ликвидации или захвату с последующей доставкой на свою территорию определенных должностных лиц, документов, образцов оружия и техники.
* Стратегическая разведка предполагает сбор данных о возможностях, намерениях, реального или вероятного противника в заданном географическом районе.
* Под организацией партизанских действий понимается деятельность, направленная на создание с участием проамерикански настроенного местного населения партизанских формирований, их обучение, оснащение необходимым вооружением и имуществом, а также подготовку и проведение ими антиправительственных боевых операций или мероприятий диверсионно-подрывного и разведывательного характера. Боевые партизанские операции предусматривается осуществлять в военное время в интересах американских группировок войск и сил на ТВД с целью нанесения ущерба войскам и объектам противника в его оперативном и стратегическом тылу.
* Диверсионно-подрывная деятельность может вестись как в военное, так и мирное время. Она представляет собой совокупность спланированных по месту, времени и задачам политических акций, направленных на дестабилизацию или свержение неугодной Соединенным Штатам власти, а также мероприятий по уничтожению или выводу из строя элементов оборонного потенциала данного государства.
* Вспомогательные мероприятия по обеспечению рейдовых операций подразумевают скрытную эвакуацию подразделений ССО из операционных зон после выполнения ими поставленных задач.
* Помощь иностранным государствам в обеспечении их внутренней безопасности предполагает решение организационных вопросов или непосредственное участие в мероприятиях, направленных на предотвращение или подавление в данной стране антиправительственных выступлений, подрывной деятельности либо повстанческого движения, осуществляемых силами внутренней оппозиции.
* Борьба с терроризмом включает мероприятия по освобождению захваченных заложников, предотвращению террористических актов, поиску и уничтожению групп и ликвидации баз террористических организаций.
* Гуманитарная помощь оказывается какому-либо иностранному государству силами и средствами министерства обороны США с целью преодоления последствий стихийного бедствия, технологической катастрофы или военных действий.
* Поисково-спасательные операции на ТВД проводятся для возвращения на свою территорию американских военнослужащих, потерпевших в бедствие или попавших в плен при выполнении боевой задачи на территории, в воздушном пространстве или акватории противника.
Разные виды сил специальных операций:
* Силы специальных операций сухопутных войск включают формирования регулярных войск, резерва армии и сухопутных войск национальной гвардии. В состав ССО регулярных сухопутных войск входят пять групп специального назначения, 1-й оперативный отряд специального назначения “Дельта”, 75-й пехотный полк “рейнджеров”,160-й полк армейской авиации специального назначения, 4-я группа “психологических операций”, 96-й батальон связи с гражданской администрацией, 112-й батальон связи и 528-й батальон тылового обеспечения. Численность ССО сухопутных войск составляет 30 тыс. человек.
* Силы специальных операций военно-воздушных сил, как и аналогичный компонент сухопутных войск, включают части и подразделения регулярных сил, резерва ВВС национальной гвардии. Регулярные формирования представлены 1, 39 и 353-м авиакрыльями СпН и 1720-й группой специальной тактики, а части организованного резерва - 919-й авиагруппой СпН резерва ВВС и 193-й авиагруппой специального назначения ВВС национальной гвардии. Авиакрылья СпН предназначены для авиационного решения задач, решаемых сухопутным компонентом ССО, прежде всего силами групп СпН и полка “рейнджеров”, а также для проведения поисково-спасательных операций на ТВД (территория военного действия). Они оснащены штурмовками специального назначения АС-130Н “Спектр”, диверсионно-транспортными самолетами МС-130Е “Комбат талон”, самолетами НС-130N и Р “Комбат Шедоу”, используемых для проведения поисково-спасательных операций и дозаправки топливом в воздухе, а также диверсионно-транспортными вертолетами МН-53 “Пейв Лоу” модификаций G, I, H, и МН-60G “Пейв Хок”. 1-е крыло СпН постоянно дислоцируется на территории США, а 39-е и 353-е - соответственно в Европе и зоне Тихого океана. Наряду с общими функциями на 1-е авиакрыло возлагаются задачи по обеспечению антитеррористических действий.
* Силы специальных операций военно-морских сил предназначены для решения специальных задач в прибрежных районах, территориальных водах и внутренних водоемах иностранных государств. На них возлагаются задачи по разведке и выводу из строя важных военных и военно-промышленных объектов на побережье, ведению подводно-диверсионных действий против кораблей и судов на стоянках, а также стационарных объектов в море и прибрежной зоне, по разведке системы противодесантной обороны, уничтожению её элементов и разминированию проходов для десантно-высадочных средств в ходе морских десантных операций, а кроме того, по борьбе с подводно-диверсионными силами противника. Силы специальных операций ВМС включают соединения регулярных сил и формирования резерва. Основными соединениями регулярных ССО являются 1-я и 2-я группы СпН, предназначенные для использования в интересах соответственно Тихоокеанского и Атлантического флотов. В их состав входят разведывательнодиверсионные отряды, отряды специальных транспортировочных средств , эскадры катеров специального назначения, эскадрильи легких вертолетов и оперативные группы штабов отрядов специального назначения. Разведывательно-диверсионный отряд содержит до 210 человек и является основным тактическим подразделением сил специальных операций ВМС, Он предназначен для ведения тактической и глубинной разведки, а также для осуществления рейдовых операций в тылу противника на приморских направлениях. Общая численность ССО ВМС США составляет 5,5 тыс. человек, в том числе 4 тыс. в регулярных силах и 1,5 тыс. в резерве.