Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Социально-экономическиепричины уклонения от исполнения обязанности воинской службы…………………………………………………. 5
1.1. Самовольноеоставление части или места службы (ст. 337 УК) ………… 6
1.2. Дезертирство (ст.338 УК) …………………………………………………… 8
1.3. Уклонение отисполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами(ст. 339 УК) ………………… 10
Глава 2. Мотив преступления исоциально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности воинскойслужбы …………………… 15
Глава 3. Уклонение от альтернативнойгражданской службы ……………… 19
Заключение ………………………………………………………………………22
Список источников и литературы……………………………………………… 24
Примечания……………………………………………………………………… 26
Введение
Некоторое время назадобщественность всколыхнуло намерение Государственной Думы пересмотреть ФедеральныйЗакон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.[1]Это вызвало широкое обсуждение и сбор подписей под обращениями протеста.Наибольшее возмущение вызвало рассмотрение поправки, касающейся неявки напризывной пункт в связи с неполучением повестки: согласно ней, каждый молодойчеловек обязан будет явиться в военкомат вне зависимости от получения повестки(как известно, ссылка на неполучение повестки является частой уловкой«улонистов»).
Таким образом,значительная часть российского общества выступила против «лазейки» дляуклонистов, что весьма показательно.
За последние нескольколет неуклонно растет тенденция к всеобщему «отказничеству» от службы ввооруженных силах. По данным Института религии и права, если в годы,предшествующие перестройке в СССР, таких «отказников» было не больше тысячичеловек в год, то в последние годы положение резко изменилось и исчисляетсядесятками тысяч. Причем на скамью подсудимых при отсутствии квалифицированнойправовой защиты попадает не более 1,5% «отказников».[2]
Уклонение от военнойслужбы, являясь одним из наиболее серьезных видов воинских преступлений,органически вписывается в общую картину преступности в армии и на флоте. Анализданных, опубликованных органами военного управления, правоохранительнымиорганами, позволяет сделать вывод о значительной распространенности уклоненийот военной службы в структуре преступности в Вооруженных силах РФ.[3]
Надо заметить, чтопроблема представляет большой простор для работы юристов. Существует множествоюридических консультаций, носящих недвусмысленные названия типа «Антипризыв»,общественные организации, занимающиеся подобными вопросами. Об актуальностивопросов, связанных с уклонением от армии, свидетельствуют вопросыкалининградцев, на которые в местном издании «Страна Калининград» отвечалаюрист Светлана Клешня («Ушел в самоволку к маме»).[4]
Таким образом, научная иполитическая актуальность темы заставляет обратить на эту проблему серьезноевнимание и рассмотреть в специальной работе.
Цель данной работызаключается в анализе состава преступлений, связанных с уклонением от воинскойобязанности и альтернативной гражданской службы.
Задачи, поставленные длядостижения этой цели, таковы:
1) определить а) признаки, характеризующие объектпреступления; б) признаки, характеризующие объективную сторону; в) признаки,характеризующие субъективную сторону; и г) признаки, характеризующие субъектпреступления;
2) изучить основные мотивы преступления, сделать выводы оглубинных социальных причинах распространенности этого преступления;
3) изучить особенности уклонения от альтернативнойслужбы.
Объект курсовогосочинения – обязанность воинской и альтернативной службы.
Предмет – уклонение отэтой обязанности.
Работа включает введение,основную часть из трех глав, заключение, в котором подводится итог проведенногоанализа и даются рекомендации относительно профилактики и способ сниженияколичества уклонений от воинской и альтернативной службы, а также списокизученных нормативных документов и литературы.
Глава 1. Уклонение от воинскойслужбы: состав преступления
Порядок прохождения военной службы ввооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерациисодержит строгую регламентацию. Каждый военнослужащий обязан нести службу втечение установленного законом срока и безотлучно находиться в расположениичасти, гарнизона или иного места службы. Этот порядок основан на Законе овсеобщей воинской обязанности граждан Российской Федерации, ОбщевоинскихУставах Вооруженных Сил Российской Федерации, приказах Министерства обороны РФ.Он является непосредственным объектом преступлений, состоящих в уклонении отпрохождения военной службы. К этим преступлениям относятся: 1) самовольноеоставление части или места службы, 2) дезертирство, 3) уклонение от исполненияобязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.
Точно о числе совершаемыхпреступлений говорить невозможно, поскольку очень велико числонезарегистрированных (латентных) случаев совершения уклонений от военнойслужбы. Наиболее достоверными показателями являются результаты рассмотренныхуголовных дел в военных судах, что, в свою очередь, позволяет достаточно точноопределить число зарегистрированных уклонений от военной службы. Являясь частьюобщего числа уклонений от военной службы, незарегистрированные представляютсобой совокупность этого вида воинских преступлений, не получивших отражения вофициальной статистике. В самом общем смысле они представляют собойсовокупность необнаруженных или сокрытых «уклонений».
Наиболее часто совершаемым видомуклонения является самовольное оставление части (куда входит и неявка в срокбез уважительных причин на службу) – 79%, дезертирство – 20%,членовредительство – 1%.[5]
Рассмотрим состав этих преступленийкак юридическое основание уголовной ответственности.
1.1. Самовольное оставление части илиместа службы (ст. 337 УК)
Объективная сторона этого преступленияизложена в диспозиции ч. 1 ст. 337 УК, где сказано: «Самовольное оставлениечасти или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службупри увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска илилечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десятисуток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву...». Самовольноеоставление части или места службы означает выбытие военнослужащего из воинскойчасти или места службы без разрешения на то соответствующего командира(начальника). Воинская часть, которую оставляет незаконно военнослужащий, можетрасполагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях,находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактическоговыполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Неявка в срок на службуимеет место в случаях, когда военнослужащий при увольнении из части, приназначении, переводе, возвращении из командировки, отпуска или лечебного учрежденияне является в установленный срок в часть без уважительных причин. Уважительнымипричинами неявки обычно признаются болезнь военнослужащего или его близкихродственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайнейнеобходимостью, препятствующие своевременной явке в часть или к месту службы.
Состав данного преступленияформальный. Преступление считается оконченным, если виновный незаконнонаходился вне части или места службы, а равно не явился в часть в срок свышедвух суток, но не более десяти суток.
Субъективная сторона оставления частиили места службы характеризуется прямым умыслом. Неявка в срок на службу можетбыть совершена как умышленно, так и неосторожно.
Субъект преступления — военнослужащий, проходящий военную службу по призыву. Квалифицированный видданного преступления (ч. 2 ст. 337 УК).
Преступление, предусмотренное ч. 2ст. 337 УК будет иметься, если субъект указанных в законе действий –военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части. Часть 3 ст. 337 УКпредусматривает ответственность за самовольное оставление части или местаслужбы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службупродолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенныевоеннослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту. Часть 4ст. 337 УК устанавливает ответственность за «деяния, предусмотренные частьютретьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца»,соответственно усилив за это наказание. Самовольное оставление части или местаслужбы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу во всех случаяхисключает цель уклонения от прохождения военной службы и тем самым отличаетсяот дезертирства.
Статья 337 УК имеет примечание,согласно которому военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренныенастоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, еслисамовольное оставление части или места службы явилось следствием стечениятяжелых обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть признаны:
— внезапное тяжкое заболеваниеродителей или других близких военнослужащему лиц, требующее от него срочноприбыть к месту нахождения больного;
— оказание незамедлительной помощиблизким родственникам, пострадавшим от стихийного бедствия, пожара и т. п.
1.2. Дезертирство (ст. 338 УК)
Это преступление определяется взаконе как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения отпрохождения военной службы, а равно неявка с той же целью на службу,совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ст. 338 УК).
Объективная сторона дезертирствавыражается в самовольном оставлении воинской части или места службывоеннослужащим либо в неявке его в часть (на службу) из отпуска, командировки,лечебного заведения. Дезертирство является длящимся преступлением с формальнымсоставом и считается оконченным с момента выбытия военнослужащего из части илиоставления места службы либо с момента невозвращения в установленный срок изотпуска, командировки, лечебного заведения. Однако преступное состояниедезертира продолжается до тех пор, пока на нем лежит обязанность несениявоенной службы, возложенная на него Конституцией Российской Федерации (ст. 59)и Законом РФ о воинской обязанности, в соответствии с которым на действительнуювоенную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27лет. По достижении 27-летнего возраста они от призыва освобождаются. Исходя изэтого, дезертирство как длящееся преступление фактически прекращается с моментаотпадения у лица обязанности нести действительную военную службу. Другимиоснованиями прекращения преступного состояния дезертира являются явка сповинной или задержание его органами власти.
Субъективная сторона дезертирствахарактеризуется только прямым умыслом и специальной целью — уклониться отвоенной службы.
Субъектами преступления являютсявоеннослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Квалифицированный вид данногопреступления предусмотрен ч. 2 ст. 338 УК. Закон устанавливает более строгуюответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равнодезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору илиорганизованной группой. УК РСФСР 1960 г. этих признаков не предусматривал. Поновому УК, если военнослужащий дезертировал с оружием, вверенным по службе, егодействия полностью охватываются ч. 2 ст. 338 УК. Лишь в случае хищения оружия,не вверенного ему, ответственность наступает за совокупность преступлений.Понятие дезертирства, совершенного группой лиц по предварительному сговору,раскрывается на основании положений ч. 2 ст. 35, а организованной группой — положений части 3 той же статьи настоящего Кодекса.
Статья 338 УК имеет примечание: военнослужащий,впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, можетбыть освобожден от уголовной ответственности, если он добровольно явился сповинной либо дезертирство было следствием стечения тяжелых обстоятельств.Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны: смерть или тяжелое заболеваниекого-то из родителей или близких родственников, стихийное бедствие илиуничтожение пожаром жилища, семьи и т. п., потребовавшие от военнослужащегонаходиться вместе с пострадавшими для оказания им помощи.
1.3. Уклонение от исполненияобязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст.339 УК)
Закон предусматривает ответственностьза уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путемсимуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения(членовредительство) или подлога документов, или иного обмана (ч. 1 ст. 339УК).
Объективная сторона преступлениязаключается в уклонении от исполнения обязанностей военной службы путемсимуляции болезни либо иным способом. В основе всех названных в законе способовуклонения военнослужащего от исполнения обязанностей несения военной службылежит обман. При симуляции болезни военнослужащий создает ложное представлениеу командира (начальника) и других компетентных лиц о наличии у негозаболевания, которое якобы препятствует ему временно или постоянно нести обязанностивоенной службы, либо умышленно преувеличивает в тех же целях признаки(симптомы) имеющегося у него недуга (слепота, глухота, немота, заболеваниеконечностей и т. п.).
Членовредительство выражается в том,что военнослужащий самолично либо с помощью другого лица (пособника)искусственно повреждает себе те или иные органы, конечности, ткани с тем, чтобыего признали непригодным к несению военной службы. Для этого используютсяразличные способы и средства: механические (например, виновный с помощью огнестрельного,холодного оружия, режущего инструмента, движущегося транспорта и др. повреждаетсебе руку, ногу, глаз), химические (например, лекарственные средства и яды,принятые вовнутрь или введенные под кожу), термические и др. При уклонениипосредством подлога документов военнослужащий представляет командованиюподделанный самолично или по его просьбе другим лицом документ (например, овозрасте, о смерти или тяжком заболевании кого-то из близких родственников,уничтожении пожаром либо стихийным бедствием их жилища и т. п.) и на этомосновании получает временное или постоянное освобождение от несенияобязанностей военной службы.
Иной обман может выразиться впредоставлении военнослужащим сведений о наличии (получении) у него высшегообразования в целях сокращения срока несения военной службы, иногда — сообщенииложных сведении о неисправности военной техники и возникновении непреодолимыхпрепятствий, якобы делающих невозможным выполнение того или иного воинскогозадания. Выбор виновным того или иного способа обмана в целях уклонения отнесения военной службы зависит от того, намерен ли он временно уклониться отисполнения обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 339 УК) или ставит своей цельюполное освобождение от этой обязанности (ч. 2 ст. 339 УК). Имея намерениеосвободиться от исполнения обязанностей военной службы на короткое время (ч. 1ст. 339 УК), военнослужащий обычно прибегает к подлогу документов или иномуобману, а в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военнойслужбы (ч. 2 ст. 339 УК) — к симуляции болезни или членовредительству.
Итак, одним из способов уклонения отвоинской службы может быть членовредительство. Другие способы могут выражатьсяв симуляции или аггравации болезни, подлоге медицинских документов, якобысвидетельствующих о негодности к воинской службе. Во всех этих случаяхпроводится судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья.
Наиболее сложной и ответственнойявляется судебно-медицинская экспертиза при подозрении на симуляцию иаггравацию заболеваний. Наибольшее судебно-медицинское значение имеет симуляциязаболеваний.
Возможна симуляция различныхболезненных состояний, в основном характеризующихся субъективными симптомами итрудно поддающихся объективной диагностике, а также отдельных симптомов тогоили иного заболевания. При этом симулируют как остро возникающие симптомы(например, сердечный приступ с аритмией, которая может быть вызвана приемомбольших доз кофе или чая, настоя табака), так и проявления хроническихзаболеваний, протекающих с периодическими обострениями (туберкулез легких,язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эпилепсия и др.).
От симуляции необходимо отличатьаггравацию — преувеличение тяжести действительно имеющегося какого-то легкогозаболевания или преуменьшение результатов лечения.
Не следует путать симуляцию сискусственно вызванными заболеваниями и болезненными состояниями, а также счленовредительством.
Членовредительством называетсяпричинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностейвоинской службы. Членовредительство может осуществляться путем нанесения себемеханических повреждений (огнестрельным оружием, острыми и тупыми предметами),посредством искусственно вызванных болезненных состояний или утяжеления ужеимеющегося расстройства здоровья. Если вред своему здоровью причиняется не сцелью уклонения от несения обязанностей воинской службы, то говорят осамоповреждениях (например, нанесении ссадин или кровоподтеков с цельюсимуляции разбойного нападения).
Симуляция психических расстройств –воспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психическойболезни, отсутствующих в действительности. Истинная симуляция всегда носитумышленный и целенаправленный характер. Проявления симуляции разнообразны, т.к. их определяет большое число факторов: осведомленность в областипсихиатрических знаний, наблюдение за поведением и высказываниями окружающихпсихически больных, отдельные реплики медперсонала, бытующие в обществепредставления о симптомах психических болезней и др. На проявления истинной симуляциинакладывает определенный отпечаток личность, ее характерологические свойства(способность к подражанию, воображение, выдержка, целеустремленность и др.), атакже уровень интеллектуального развития и жизненный опыт лица, прибегающего ксимуляции.
Обычно симулируют те продуктивныепсихопатологические симптомы, которые не требуют больших психических ифизических усилий и вместе с тем могут легко повторяться: вялость иоднообразное поведение, отказ от еды, недоступность, мутизм, отдельныегаллюцинаторные нарушения (высказывания о слуховых обманах, «голосах»,видениях), бредовые идеи («шепчутся», «смотрят», «хотят отравить» и т. д.).Реже симулируют симптомы, требующие большого физического и психическогонапряжения, речедвигательное возбуждение, ступорозные состояния, выраженныеаффективные нарушения, расстройства мышления. Среди симулируемых негативныхсимптомов чаще всего наблюдаются жалобы на расстройство памяти, высказывания,характерные для эмоционального оскудения («все безразлично», «нет привязанностей»),снижение энергетического потенциала и т. д. Первоначально симуляция психическихрасстройств отличается выразительностью, изменчивостью проявлений, которые вдальнейшем бледнеют и становятся все более однообразными. При истиннойсимуляции возможны одновременно симуляция анамнеза и симуляция психическогосостояния.[6]
Преступление признается оконченным вмомент, когда командир (начальник) или орган, введенные в заблуждение,принимают решение об освобождении военнослужащего от исполнения обязанностейвоенной службы. Если решение не принято, виновный изобличен до принятия этогорешения, действия его квалифицируются как покушение на преступление.
Субъективная сторона характеризуетсяпрямым умыслом и целью временно или постоянно уклониться от исполнения всех илинекоторых обязанностей военной службы.
Субъект преступления — военнослужащийрядового и сержантского (старшинского) состава, прапорщик, мичман и лицоофицерского состава, а также военнообязанный, призванный на военные сборы.
* * *
Таким образом, объединяет все этипреступления то, что сущностью преступного бездействия здесь является уклонениеот призыва на военную службу. Гражданин различными способами не принимаетучастие в призыве. Он бездействует по отношению к призыву на военную службу, вто время как Закон требует от него конкретных действий. Законодатель прямоуказывает на конкретные действия, которые обязан выполнить гражданин при призывена военную службу. Если гражданин уклоняется от выполнения этих действий, онсовершает преступление.
Глава 2. Мотив преступления исоциально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности воинскойслужбы
Без умысла уклониться от призыва простоневозможно. Виновный сознает, что уклоняется от призыва и желает это сделать.Поэтому целесообразно рассмотреть мотивы уклонения от обязанности воинскойслужбы. Ведь понятие причинной связи – одно из центральных звеньев в понятийномаппарате криминологии, а изучение причин и условий преступности являетсяведущей проблемой данной науки. Без уяснения механизма действия, причин иусловий невозможно ни предложить криминологический прогноз, ни вестисколько-нибудь целенаправленную борьбу с преступностью.
Такое место в структуре уклоненийсамовольное оставление части занимает не случайно, т. к. основополагающимоснованием для классификации видов уклонений от военной службы является мотивсовершения уклонения. Изучение зарегистрированных уклонений от военной службыпозволяет сделать вывод, что число совершенных самовольных оставлений частисоответствует числу мотивов совершения этого вида преступления, не связанных сжеланием навсегда уклониться от выполнения обязанностей военной службы.
Типология мотивов совершениясамовольного оставления части позволяет выделить следующие: смена места службы –35%; отдых от военной службы – 27%; решение личных вопросов – 14%.[7]
Рассматривая состояние уклонений отвоенной службы необходимо отметить, что этот вид воинского преступленияхарактерен в основном для военнослужащих, только начинающих военную службу.
Наибольшее число уклонений от военнойслужбы совершают военнослужащие первого периода службы – 42%, причем для этогопериода службы характерно в основном самовольное оставление части – 86%.Военнослужащие второго периода в общей структуре уклонений от военной службызанимают второе место, ими совершаются 35% уклонений, причем чаще самовольноеоставление части – 67% и дезертирство – 33%. Реже уклонения совершаютсявоеннослужащими, прослужившими 1,5 года – 18% (для этой категории характерносамовольное оставление части – 79%, членовредительство – 3%). Незначительнаячасть совершенных уклонений от военной службы приходится на долю военнослужащихчетвертого периода службы – 5%.[8]
Доминирующим мотивом в совершенииуклонений от военной службы для военнослужащих первого периода службы являетсясмена воинской части (42%), второго — отдых от тягот и лишений военной службы(37%), третьего — решение личных вопросов (46%), четвертого — решение личныхвопросов (43%).[9]
Однако, когда речь идет о причинах иусловиях уклонений от исполнения обязанности военной службы, нельзя исключатькак «внешних» так и «внутренних» факторов данных преступлений, поэтому следует,на наш взгляд, говорить о причинах и условиях, как цельной ипостаси, являющейсякриминально значимой и имеющей негативные последствия. В. Лунеев определяет,что объективных причин, способствующих уклонениям от службы, множество:разрушение мощного военно-политического блока (Варшавского Договора), гдебывшая страна занимала доминирующие позиции, и вытекающее отсюда чувствонационального унижения; тлеющий конфликт в Чечне, ежегодно пожирающий массутрудоспособной молодежи; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации;разрушение, под улюлюканье либеральной прессы, системы работы с призывнымконтингентом; повсеместное и постоянное невыполнение правительством странысвоих обязательств перед солдатами и офицерами; резкий идеологический крен, врезультате чего спрос за невыполнение конституционных обязанностей стал, чутьли не антиобщественным делом — из-за превознесения прав и свобод; экзальтированныйпоиск черных страниц в нашей военной истории и сегодняшних буднях армии; упадокВПК, технической оснащенности и снабжения войск, в результате чего служба вроссийской армии стала расцениваться общественным мнением как непривлекательнаяобуза либо повинность, чего призывникам следует избегать.[10]
В. Заборский считает, что одной изполитических причин исследуемой проблемы является конфликт на Северном Кавказе.[11]Н. Безбородов причину видит в том, что мы пожинаем плоды политики последнихдесяти лет. Армия оказалась в чем-то криминальной, и это неудивительно, потомучто среди людей, ставших солдатами, 12% устойчиво употребляют алкогольныенапитки и 8% хорошо знакомы с наркотиками. Невысок образовательный уровеньнынешних солдат: около 7% военнослужащих с начальным образованием, более 30% неимеют среднего, а 40% до армии вообще не работали и не учились. Е. Стрежневобращает внимание на то, что практика показывает, что усилий органов военнойпрокуратуры, командования недостаточно, поскольку большое количествосовершаемых военнослужащими преступлений против порядка прохождения военнойслужбы, в том числе, обусловлено неподготовленностью призываемых в армию нифизически, ни морально к исполнению воинского долга.[12]
Относительно большое количествосамовольных оставлений частей среди военнослужащих подкрепляется отрицательнымотношением к армии и военной службе со стороны родителей и гражданскойобщественности. Нередко такого рода факты используются для оправданийотклонений от воинской обязанности и военной службы.
Многие рядовые видят одну изполитических причин в том, что не знают, кого надо защищать и два года защиты«ничего и никого» просто выпадают из их жизни, вместо того, что бы за эти двагода они начали устраивать собственную жизнь.
Ряд авторов видят причину в общихнедостатках экономической сферы жизни общества.[13]Армия, как и все государственные структуры, находится на государственномбюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения в настоящеевремя вынуждены в определенной степени заниматься обеспечением самих себя. Этоприводит к падению воинской дисциплины; увеличению случаев травматизма и гибеливоеннослужащих. В результате значительного социально-экономического расслоенияобщества в войска призываются преимущественно юноши, которые не смогли или неимели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к снижениюинтеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии в институтсоциального аутсайдерства.
С. Карамаев, говоря о причинахпреступлений, совершенных с целью уклонения от выполнения конституционнойобязанности указывает на дуализм социального и экономического факторов. «Солдатыбегут из рядов вооруженных сил чуть ли не каждый день, — подчеркивает он, — ине секрет, что практически все случаи побегов солдат из армии происходят подвум причинам: из-за унижений и побоев со стороны сослуживцев и из-заполуголодного существования, которое молодые люди вынуждены терпеть в своихчастях».[14]
Глава 3. Уклонение от альтернативнойгражданской службы
В последние несколько летперед российской общественностью остро стоит вопрос об альтернативнойгражданской службе (АГС). Альтернативная гражданская служба – вид службы,которую гражданин РФ обязан нести взамен военной службы в случае, если егоубеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также виных установленных законом случаях (см. ст. 59 Конституции РФ, а также ФедеральныйЗакон №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[15]).
В конце 80-х – начале90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались иправа на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г. вГосударственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданскойслужбе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопросанаходится в подвешенном состоянии. Однако неразрешенность его уже сейчас таит всебе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.
Право на отказ отвоинской службы по убеждениям является
важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и
вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, вМеждународном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейскойконвенции о защите прав и основных свобод человека. Это утверждается также врезолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека.Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом. Этиорганы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, чтогражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своихсознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.
Уже с начала 90-х годов ивплоть до приятия Федерального Закона №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Обальтернативной гражданской службе» высказываемое желание пройти альтернативнуюслужбу становится способом уклонения от военной службы, однако юридическиальтернативная служба не считается уклонением от воинской.[16]При этом «уклонист» надеялся избежать и альтернативной службы в связи сзатруднениями со стороны государственных служб, призванных обеспечить ему этоправо. Существенным звеном в реализации этого права являлось «ОпределениеКонституционного Суда РФ» от 22 мая 1996 г., которое гласит: «Действия граждан,реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, немогут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и,следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названнымизаконодательными нормами (ст. 80, ч. 1 УК РСФСР – уклонение от очередногопризыва на действительную военную службу и ст. 6 Закона Российской Федерации от11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе») правонарушения».
Таким образом, дляпризывников появился вполне легитимный способ уклонения от военной службы.Достаточно было заявить о своих убеждениях (религиозных, пацифистских,этических, философских, даже при отсутствии таковых). Причем, им даже нетребуется разъяснений и доказательств своих убеждений, поскольку этопротиворечит ст. 29, ч. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может бытьпринужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них».
Однако развитиеальтернативной службы и появление ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»привело к тому, что АГС-агитаторам пришлось избавиться от «правозащитныхиллюзий 90-х годов». В стране появилась реальная возможность альтернативнойслужбы, а вместе с ней – такое преступление, как уклонение от альтернативнойгражданской службы. Ст. 5, п. 1 ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе»гласит: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц,освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере от ста додвухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либообязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,либо арестом на срок от трех до шести месяцев».
Это преступление также характеризуется имеющимся умыслом. Социальные мотивы уклонения от альтернативной службы связаны с длительным сроком прохождения, тяжелыми условиями труда и мизерной зарплатой – все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС. Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, чаще всего такими учреждениями являются больницы или дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Поскольку все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц. Кроме того, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 21 месяц.
Заключение
Уклонение гражданина от призывасостоит в неявке гражданина по повестке военного комиссара о призыве на военнуюслужбу в указанный срок без уважительных причин или получении путем причинениясебе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконногоосвобождения от призыва на военную службу.
При уклонении гражданина от призывасотрудники военного комиссариата обращаются в милицию. Органы внутренних дел впределах своей компетенции производят розыск и при наличии законных основанийзадержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службуили военные сборы, прохождения военной службы, военных сборов, альтернативнойслужбы (ст. 3 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
Исследования, проведенные военнымисоциологами, ясно дают понять, что существующие и прогнозируемые случаи итенденции уклонения от воинской службы требуют создания определеннойпрофилактической системы. С одной стороны, она должна помочь командирам ивоспитателям поэтапно, в зависимости от сроков службы, укреплять мотивациювоеннослужащих к выполнению воинского долга. При этом должны учитываться ипроблемы социально-бытового обеспечения военнослужащих, своевременность исправедливость распределения отпусков и многие другие факторы, способныесдержать порывы и намерения к уклонению.
Социологический анализ последствийсовершения уклонений этого уровня позволяет отметить, что значительные ресурсызатрачиваются на организацию розыска военнослужащих, самовольно оставившихчасть. Поэтому, с другой стороны, по опыту зарубежных армий (например, США)необходимо частично снять напряжение с командиров и начальников за уклонения отслужбы их подчиненных с помощью специальных структур военной инспекции, которойбудет вполне по силам пресечь попытки самовольного оставления части илиосуществить розыск военнослужащих.
Для военнослужащих-срочников,оставивших часть в силу издевательств и глумлений, неуставных взаимоотношений,а также слабого здоровья и неспособности нести службу, нужно созданиереабилитационных центров при округах и соединениях, позволяющих им пройтиадаптацию и вернуться к исполнению обязанностей в других частях иподразделениях.[17]
Сейчас Государственная Дума пытаетсяужесточить закон о прохождении воинской службы, в частности, в части неявки напризывной пункт в связи с неполучением повестки, что вызвало шквал недовольствав обществе. Однако, как кажется, следует обратить внимание на мотивы уклоненияот воинской и альтернативной службой, рассмотренные во второй главе; устранениепричин нежелания молодых людей служить в армии, переход на контрактную службуснимет социальную напряженность, в то время как карательные меры только ееусугубят.
Список источников и литературы
1. Список законов и подзаконных актов
1. Конституция РоссийскойФедерации. М., 1993.
2. Федеральный Закон№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года (в ред.Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ).
3. Федеральный Закон№113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».
2. Литература
4. Заборский В. Воинская служба — обязанность каждого мужчины // Тема дня. 2002. 6 февраля. С. 3.
5. Карамаев С. Человек с ружьем,сбежавший из армии // Новое Время. 2001. № 81. С. 12 – 13.
6. Комментарий к Федеральному закону «Освободе совести и о религиозных объединениях» // Свобода совести игосударственно-церковные отношения в Российской Федерации. Документы иматериалы. М., 1999, с. 54.
7. Лунеев В. В. Преступность XX века.Мировые, региональные и российские тенденции. М, 2001.
8. Мазур С. Профилактика неуставныхвзаимоотношений // Войсковой вестник. 2003. № 3. С. 8 – 10.
9. Мацкевич И. М. Причины и условияпреступности военнослужащих (по материалам криминологического исследования) //Правоведение. 1999. № 2. С. 28 – 30.
10. Не превратитьреформу в мыльный пузырь // Религия и право. 1998. №1 – 2. С. 9.
11. Попов В., ЕвенкоС. Портрет современного уклониста // Независимое военное обозрение (приложениек «Независимой Газете»). 2006. № 10. С. 8.
12. Подробныйкомментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред.В. Г. Стрекозова.
13. Призываем кгражданскому повиновению // Религия и право. 1998. №1 – 2. С. 10.
14. Пчелинцев А. В.Право не стрелять // Труд. 01.08.1996. С. 14.
15. Состояниепреступности в Российской Федерации // Российская юстиция. 2006. № 3. С. 5 – 6.
16. Стрежнев Е. Покаеще не поздно… // Красная звезда. 2003. 29 ноября. С. 7.
17. Ушел в самоволкук маме // Страна Калининград. 2006. №44. С. 9.
3. Список использованныхинтернет-ресурсов
18. Губаева Л. В. Социально-экономическиепричины уклонений от исполнения обязанности военной службы // www.viu-online.ru/science/publ/bulleten17/page57.html
19. Сторчак В. М. Современныепроблемы альтернативной гражданской службы в России // www.rlinfo.ru/projects/suzdal/storchak.html
20. Уклонист. Офицальныйсайт Николая Колесова // www.lord-krash.narod.ru/uklonist.html
Примечания