Содержание
I. Введение… 3
II Основная часть… 12
1. Задачи МЧС… 12
2. Структура министерства… 14
2.1. Центральный аппарат… 14
2.2 Задачи и функции сил и средств МЧС… 21
III. Заключение… 27
Список литературы… 28
Приложение… 29
График 1… 29
График 2… 29
Таблица 1… 30
Таблица 2… 30 I.Введение
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших местона территории Российской Федерации в 1998 году, показал, что их количество,несмотря на некоторое снижение по сравнению с 1997 годом, по-прежнему, остаетсяна высоком уровне. Количественные показатели и динамика чрезвычайных ситуацийна территории Российской Федерации за период 1993 — 1998 годы приведены вприложении (графики 1 и 2).
Общее количество техногенных ЧС посравнению с 1997 годом несколько снизилось, что обусловлено в некоторой степенисокращением промышленного производства, закрытием или ликвидацией целого рядапромышленных предприятий, а также сокращением объемов перевозок. Вместе с тем,учитывая ежегодно прогрессирующий износ основных производственных фондов,дальнейшее падение производственной дисциплины, снижение квалификации обслуживающегоперсонала, неподконтрольность некоторых предприятий и организаций надзорныморганам, вряд ли можно ожидать в ближайшие годы дальнейшего заметного сниженияколичества чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Необходимо также подчеркнуть, что чрезвычайныеситуации техногенного характера зачастую возникают под влиянием целого рядаприродных процессов и явлений, которые и определяют степень потенциальнойопасности возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом, в последние годынагрузки на инженерные сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникацииот природных воздействий в ряде случаев стали значительно превышать предельнодопустимые значения, заложенные в нормативные документы, что заставляетобратить внимание соответствующих министерств, ведомств и организаций нанеобходимость пересмотра соответствующих нормативных документов.
Таким образом, без принятия действенныхмер и при условии сохранения сложной экономической и социальной ситуаций встране, а также при условии ввода в эксплуатацию изношенных производственныхфондов наиболее вероятными являются постепенное выравнивание динамики ростаколичества чрезвычайных ситуаций и дальнейшее проявление тенденции к егоувеличению.
Результаты анализа природных чрезвычайныхситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году,подтвердили наличие устойчивой тенденции увеличения их количества.
Основными причинами возникновениячрезвычайных ситуаций природного характера в 1998 году являлись:
· увеличение антропогенного воздействия на окружающую природнуюсреду;
· аномальные изменения некоторых параметров биосферы, атмосферы,гидросферы и литосферы;
· повышенная урбанизация территорий, размещение объектовхозяйственной деятельности и населенных пунктов в зонах потенциальной природнойопасности;
· отсутствие или неудовлетворительное состояние сооруженийинженерной защиты территорий;
· недостаточные объемы сейсмостойкого строительства исейсмоукрепления ранее построенных зданий и сооружений;
· свертывание мероприятий, направленных на предупреждение ипредотвращение опасных природных явлений (предупреждение градобитий,предупредительный спуск лавин, срабатывание селевых озер, сворачивание иликвидация станций наблюдения и контроля за опасными природными явлениями ипроцессами).
Среди чрезвычайныхситуаций природного характера наибольший прирост по сравнению с 1997 годомимеют крупные природные пожары (более, чем в 2 раза).
Научные исследования, проведенные позаказу МЧС России, показали, что тенденция увеличения риска чрезвычайныхситуаций природного характера на территории Российской Федерации в ближайшеедесятилетие сохранится. Помимо общемировых причин (освоение новых территорий,повышающее подверженность населения и хозяйства опасным природным явлениям;усложнение технологий, повышающее их чувствительность к опасным воздействиям)это вызвано социальными и экономическими процессами, происходящими в России впоследние годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватнойзащиты и противодействия природным опасностям.
Предпосылки для возникновениячрезвычайных ситуаций при таких условиях будут создаваться не столько годовымходом развития природных процессов, сколько реальной возможностью регионовобеспечить устойчивость территориально-хозяйственных комплексов в целом иобъектов экономики в частности к экстремальным проявлениям природных процессов.
Опасные природные процессы, как источникчрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой, с точки зрениявозможности проведения превентивных мероприятий, заблаговременностью. Тем не менееможно говорить об общих особенностях природного фона 1999 года, на которомбудут развиваться события.
В последние годы, в связи с общимитенденциями изменения климата, отмечается потепление почти на всей территорииРоссии, за исключением Северного Кавказа и побережья Черного моря, гденаблюдается тенденция к похолоданию. При этом наблюдается уменьшение количестваосадков, особенно существенное в теплые сезоны. Наиболее четко этот трендпрослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух ипожаров в лесных массивах.
В 1999 году на климатический фон будетпродолжать оказывать влияние Эль-Ниньо — глобальное циклическое явление,особенно масштабно проявившееся в 1998 году, в связи с чем ожидается увеличениечастоты неблагоприятных краткосрочных природных явлений (периодов аномальнотеплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидаетсяуменьшение повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и другихособо опасных явлений, связанных с увлажнением. Возможно увеличение, посравнению с 1998 годом, количества летних осадков в Северо-Западном иЦентральном районах России, Поволжье и на Урале. Уменьшение периода измененийпогоды — 3-4 дня против обычных 6-7 дней — вызовет определенные трудности впрогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется настепени оперативности оповещения о них и в большой степени на возможностьпрогнозирования их последствий.
Особенно актуальным становится вопросизменений локального климата и локальных погодных условий применительно кгородским поселениям, в особенности к крупным городским агломерациям, гденезависимые от естественных погодных условий факторы трансформируютметеорологические процессы до трудно предсказуемых проявлений. Наиболее яркийпример — ураган в июне 1998 года в Москве. Вероятность аналогичных событий в1999 году увеличивается.
В целом, исходя из интегральной оценкиреакции регионов на стихийные бедствия, наиболее высокий потенциал развитиячрезвычайных ситуаций природного характера будет сохраняться в Республике Саха(Якутия), Чукотском автономном округе, Республиках Калмыкия, Северная Осетия,Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, в Приморском крае,Камчатской, Амурской, Сахалинской и Мурманской областях.
Сохраняется повышенная вероятностьвозникновения сильных землетрясений в некоторых районах России: наюго-восточном окончании Камчатки и Северных Курилах с магнитудой 7,5 ± 0,5 в течение всего 1999 года; на ЮжныхКурилах с магнитудой 7,0± 0,5 в течениеконца 1998 и первой половины 1999 года; на Восточном Кавказе и в акваторииКаспийского моря в районе г. Дербента с магнитудой 6,0± 0,5 в течение 1999 года.
В последнее время в печати появиласьинформация о якобы готовящемся российскими специалистами искусственноинициированном сильном землетрясении на Кавказе, которая не соответствуетдействительности и появилась, очевидно, под влиянием прогноза о возможномсильном землетрясении на Северном Кавказе и оценки сейсмической опасности 9июля 1999 года, данным Российским экспертным советом по прогнозу землетрясений.
Понятно, что в настоящее время наука нерасполагает такими технологиями, которые бы позволили заранее максимально точнознать место эпицентра сильного землетрясения и незаметно для окружающих средствконтроля разместить и запустить достаточно мощный взрывной или вибрационныйисточник возбуждения очага землетрясения.
Вулканическая активность на территорииРоссийской Федерации предположительно останется на прежнем уровне.
Непрогнозируемые извержения возможны вслучае сильных землетрясений (М>= 7) с эпицентрами менее 150 км от вулканов.
Весеннее половодье 1998 года натерритории Российской Федерации началось в середине февраля с повышением уровняводы на реках Калининградской области и наводнением в Краснодарском крае иРостовской области, а закончилось в начале июля спадом высоких уровней воды нареках Дальневосточного региона: Чукотки и Камчатки, на реках Бурея и Амур впределах Амурской области и Еврейской автономной области.
В 1999 году наибольший ущерб отнаводнений предположительно возможен в Приморском крае, Сахалинской и Амурскойобластях, Республиках Бурятия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Краснодарском иСтавропольском краях, Астраханской и Волгоградской областях.
Максимально точный прогнозгидрологического режима рек Российской Федерации в конце года датьзатруднительно, так как неизвестны основные параметры водного баланса — запасыводы в снежном покрове, характеристика осадков в период снеготаяния и в периодот схода снега и до окончания весеннего половодья. Поэтому прогноз весеннегополоводья выполняется Росгидрометом в конце зимы на основании сформировавшихсязапасов снега. Тем не менее, по долгосрочному прогнозу в 1999 году наевропейской части территории России в отопительный период ожидается болеехолодная погода (на 10С ниже) относительно многолетней нормы, а вСибири наоборот ожидается более теплая погода относительно нормы.
Прогнозируемые погодные условия натерритории России, позволяют сделать вывод, что ледяной покров на рекахевропейской части России и Дальнего Востока будет мощнее обычного. Поэтому вслучае нормальных величин запасов воды в снежном покрове (или близких кнормальным) и при дружном развитии весенних процессов велика вероятностьформирования заторов и интенсивных подъемов уровней воды на ряде рек этихрегионов.
Опасные затопления от паводков заторногопроисхождения в феврале-марте 1999 года наиболее вероятны на европейскойтерритории России: в Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской,Ленинградской, Липецкой, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской,Ростовской, Тверской, Тульской областях, Ставропольском крае и РеспубликеБашкортостан, а также на юге Сибири в Кемеровской области.
Прогноз сильных ветров и интенсивныхдождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток донесколько часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадкимогут наблюдаться на территории практически всех субъектов РоссийскойФедерации.
По сохраняющейся тенденции наибольшееколичество сильных ветров следует ожидать в период с мая по август. В 1999 годуожидается уменьшение количества сильных ветров на северном побережье России, ана побережье Дальнего Востока — увеличение.
В последние годы наблюдается уменьшениечисла смерчей, хотя сохраняется вероятность их возникновения на морскомпобережье Кавказа, в южных и центральных районах европейской части России.
В 1999 году ожидается уменьшениеколичества опасных ливневых и длительных дождей в целом по России.
В связи с возрастанием повторяемостисуровых зим, имеется опасность учащения периодов с особо опасными низкимитемпературами воздуха — ниже -300 С, что повлечет за собойзначительное увеличение нагрузки на отопительные системы, а на железнодорожномтранспорте могут происходить катастрофы в результате разрушения полотна.
Исходя из ожидаемых климатическихусловий, с достаточной степенью уверенности можно предположить, что в среднемпо России показатели горимости в 1999 году не превысят среднемноголетнихпоказателей.
Однако, есть традиционно опасные регионы,пожароопасный сезон в которых каждый год бывает напряженным.
Летнюю волну пожарной активности следует ожидать в июне ииюле на Дальнем Востоке: на Камчатке, в Читинской области и в Хабаровском крае;в Сибири: на Алтае и в Красноярском крае; в Забайкалье: практически на всейтерритории.
Наиболее крупные массовые пожары могутвозникнуть летом на юге Якутии, на Алтае, в Бурятии, в Красноярском крае и вЧитинской области.
Осенняя волна пожаров в августе-сентябреприходится, как правило, на Дальний Восток: Сахалинская область, Хабаровскийкрай, южные и центральные районы Якутии, другие районы Забайкалья.
В августе также традиционно повышаетсягоримость в Западной Сибири: в Томской и Новосибирской областях, а также вПермской области.
Высокая степень пожарной активностисохранится осенью в Алтайском крае.
Нелесные пожары могут быть достаточноактивны в южных районах России: в Волгоградской области и на Ставрополье.
Высокая пожарная активность все лето иосень сохранится на Кавказе. Здесь возможны не очень крупные, но трудно ликвидируемыесклоновые пожары в Дагестане, Карачаево-Черкессии.
Наибольшую опасность с точки зрениявероятности возникновения чрезвычайных ситуаций могут представлятьлетне-осенние пожары в Забайкалье и на юге Сибири.
Особое внимание следует обратить набольшую вероятность крупных массовых пожаров в районе озера Байкал, на Алтае, вЧитинской области, в Бурятии. Также достаточно велика опасность возникновениякрупных пожаров в Красноярском, Хабаровском краях, Иркутской области, в Тыве ина Сахалине.
В связи с этим могут возникнуть проблемыс трансграничными пожарами на границе с Монголией и Китаем.
Основной причиной возгораний останется вевропейской части страны в основном антропогенный фактор (90%), в восточныхрайонах страны — антропогенный фактор (50%) и грозовые разряды (до 50%).
Основной причиной распространения лесныхпожаров на больших площадях послужат природно-климатические условия(прогнозируемая засуха и маловодный период) на юге азиатской части России, атакже несвоевременное обнаружение очагов, задержки с началом тушения,запаздывание с развертыванием сил и средств пожаротушения. Это вызванохроническим недофинансированием отрасли, ослабившим материально-техническуюбазу противопожарных служб, не позволяющим своевременно заключать договоры нааренду авиационных средств для раннего обнаружения очагов и привлечениедополнительных сил и средств, создать достаточные резервы ГСМ и техники наместах.
В связи с ожидаемым увеличениемколичества ветров на Дальнем Востоке, возможна также сильная горимость пастбищна территориях Магаданской области, Чукотки и Якутии, что усугубляется еще итем, что в последние годы авиаохрана пастбищ практически свернута.
Прогнозируется более высокая, посравнению в 1998 годом, вероятность развития торфяных пожаров в Центральном регионе,чему также способствует свертывание профилактических мероприятий на объектахторфодобывающей отрасли.
Анализ статистических данных,особенностей технологических процессов, степени износа основныхпроизводственных фактов, общего уровня промышленной безопасности производства,ожидаемых природных условий и ряда других факторов показывает, что общееувеличение количества техногенных ЧС в 1999 году по сравнению с 1998 годом приусловии сохранения создавшегося экономического положения и ввода в эксплуатациюизношенных производственных фондов целого ряда остановленных полностью иличастично предприятий может составить до 10 и более процентов, причем наиболеенеблагоприятными ожидаются февраль, апрель и декабрь. Следует ожидать, что повидам техногенные ЧС распределятся следующим образом: с октября по май — пожары, с ноября по февраль — аварии на коммунально-энергетических сетях, сянваря по апрель — аварии на магистральных трубопроводах, с марта по сентябрь — аварии на химически опасных объектах, с февраля по май — обрушения зданий.
Кроме того, в результате недостаточногозавоза топливно-энергетических ресурсов в некоторые регионы страны имеетсябольшая вероятность увеличения количества техногенных ЧС накоммунально-энергетических сетях.
По совокупности причин (большаянасыщенность потенциально опасными промышленными объектами, высокая плотностьнаселения и застройки, изношенность основных производственных фондов,погодно-климатические условия и др.) к регионам с наиболее высокой степеньютехногенной опасности в течение 1999 года относятся Ленинградская, Пермская,Тюменская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, Республика Коми,Башкортостан, Красноярский край и г. Москва.
Исследования, проведенные в 1995-1998 годахв местах захоронений химического оружия и боеприпасов, показали увеличенное в10-100 раз содержание тяжелых металлов и появление повышенного содержаниямышьяка в донных осадках. Учитывая интенсификацию хозяйственной деятельности наакваториях и уже имеющиеся случаи отравления рыбаков, зафиксированные в Польше,Дании и других странах, следует ожидать усиление негативного влияниязатопленного химического оружия на окружающую среду. Ситуация усугубляется ещеи тем обстоятельством, что даже в Балтийском море, которое наиболее частообследуется, достоверно известны районы захоронения лишь пятой части общегоколичества затопленного оружия. Такую же потенциальную опасность представляютнеобследованные районы захоронения химического оружия в Белом, Черном иБаренцевом морях, а также в морях дальневосточного региона.
В 1999 году следует ожидать дальнейшееповышение концентрации отравляющих веществ (в 1998 году содержание мышьяка в50-100 раз превышало фоновые значения) в районе Лусикильского захоронениянемецкого химического оружия (Балтийский пролив Скагеррак).
Обследование арктических захоронений,существующих с начала 60-х годов, подтвердили потенциальную опасностьпоследних. Уже можно точно констатировать разгерметизацию части контейнеров ствердыми радиоактивными отходами, захороненных в Карском море. Так,радиоактивность воды у восточных берегов Новой земли в десятки раз, а в заливеСтепового более чем в сто раз превышают фоновые значения. Превышение уровнейрадиоактивности воды наблюдаются и в Баренцовом море. Остаются по-прежнему малообследованными захоронения твердых радиоактивных отходов в морях ДальнегоВостока, не выявлено их влияние на экологию моря.
На настоящее время только на АПЛ«Комсомолец» удалось осуществить локализацию ядерных боеприпасов в носовомотсеке. Контрольное обследование АПЛ «Комсомолец» подтвердило стабильностьрадиационной обстановки в районе (надежность локализации ядерных боеприпасов),что обусловливает отсутствие ее негативного воздействия на экосистемуНорвежского моря в 1999 году.
Уже реально можно говорить о новой подводнойугрозе экологии моря. Это подводные нефтегазопроводы. Разлив нефти пагубновлияет на всех обитателей моря. Интенсивное освоение месторожденийуглеводородов континентального шельфа, расширение сети сугубо транспортныхподводных нефтегазопроводов потребует создание специальных судов и подводногооборудования с этой новой опасностью.
В 1998 году произошло свыше 90 чрезвычайныхситуаций, связанных с выбросом химических веществ в атмосферу, 114 — врезультате пожаров и взрывов на промышленных объектах и 4 чрезвычайныеситуации, связанные с внезапным обрушением производственных зданий, пород.
Основными причинами аварийности,по-прежнему, являются несвоевременный и некачественный ремонт технологическогооборудования, отсутствие должного технического надзора за состояниемоборудования и технологических трубопроводов, неудовлетворительная оснащенностьопасных производственных объектов средствами предупреждения выбросов ватмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов и локализации аварий,ослабление производственной дисциплины.
Крайне медленно решаются вопросыпредупреждения чрезвычайных ситуаций при обращении с хлором. Только за период1995-1997 годов было допущено 64 чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросамихлора в атмосферу, в том числе, 40 процентов — при транспортировке хлора, 30процентов — при операциях слива-налива, 20 процентов — при хранении хлора.
За последнее время необоснованноувеличились встречные перевозки хлора автомобильным и железнодорожнымтранспортом, что привело к возрастанию опасности возникновения чрезвычайныхситуаций.
Задерживается решение вопросов о созданиикустовых и базисных складов хлора.
Не принимаются необходимые меры по заменехлора на более безопасные дезинфектанты и сокращению использования хлора напромышленных объектах, проведению работ по модернизации узлов слива-наливахлора и совершенствованию конструкций хлорной тары.
Низкий технический уровень имеютаммиачно-холодильные установки на объектах молочной и мясоперерабатывающейпромышленности, расположенные вблизи жилых массивов.
По-прежнему, велика вероятностьвозникновения крупных пожаров на нефтебазах, установках переработки нефти,производствах синтетического каучука.
На многих промышленных объектахзадерживается внедрение автоматических локальных систем оповещения населения овозникновении аварий, связанных с выбросом взрывопожароопасных и токсичныхпродуктов. Ослаблен производственный контроль за техническим состояниемтехнологического оборудования и трубопроводов, безопасным выполнением ремонтныхработ.
В 1998 году, по-прежнему, на высоком уровнеостается количество взрывов газа и пожаров в жилых домах. Во многих случаяхздания подверглись значительным разрушениям, имеются человеческие жертвы.
Анализ сложившегося положения показывает,что основными причинами взрывов газа в жилых домах является изношенностьподводящих газовых трубопроводов, бытовых приборов и оборудования, а такжесамовольное подключение жителей к газовым сетям. Большое количество взрывовгаза в жилых домах связано с бесконтрольным использованием населением газовыхбаллонов. С каждым годом увеличивается количество аварийного жилья в стране врезультате его несвоевременного ремонта.
Кроме того, учитывая, что в большинстверегионов страны из-за недостатка средств газовое оборудование и приборы в жилыхдомах имеют высокий процент износа, а финансовые возможности населения наприобретение нового крайне ограничены, необходимо изыскать возможные источникифинансирования для решения этой проблемы. Таким источником, в частности, моглобы стать восстановление в прежнем размере торгово-транспортной надбавки зареализацию природного газа.
Среди потенциальных источников радиационныхаварий наиболее вероятными и опасными по возможным последствиям являются АЭС ипредприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ).
В 1998 году на АЭС России зарегистрировано82 нарушения, что на 12 нарушений больше, чем в 1997 году.
Радиоактивные выбросы не превышали нормы,на АЭС возгораний не было.
На АЭС произошло 17 несчастных случаев (изних 1 смертельный), в 1997 году произошло 36 несчастных случаев (из них 2смертельных).
Несмотря на то, что имевшие месторадиационные инциденты носили локальный характер (не выше 1-2 -го уровня пошкале ИНЕС), они вызывают серьезную озабоченность и заслуживают особоговнимания.
Специфика развития ядерно-энергетическогокомплекса России в том, что в 30-км зонах АЭС и вблизи объектов ЯТЦ расположено1300 населенных пунктов, в которых проживает около 4 млн. человек, т.е.последствия возможных аварий могут быть очень тяжелыми.
Проведенный анализ позволяет сделать выводо том, что в настоящее время и в ближайшем будущем состояние безопасности ОЯЭКостанется на том же уровне, что и в 1998 году.
В 1998 году на энергообъектах РоссийскойФедерации происходили чрезвычайные ситуации в основном локального итерриториального масштабов.
В связи с общей изношенностью и выработкойпроектного ресурса значительной части технологического оборудования ТЭС и ТЭЦ,невыполнением в полном объеме мероприятий по планово-предупредительному ремонту(ППР) оборудования из-за недофинансирования, а также в связи с общим снижениемуровня технологической дисциплины, с наступлением осенне-зимних холодов иужесточением сезонного диспетчерского графика нагрузок ТЭС и ТЭЦ резкоувеличилось число аварий и, в том числе, возгораний и пожаров. Отмечено, чтоперечисленные причины в 1999 г. будут являться основными при возникновениивозгораний, пожаров и технологических аварий на всех ТЭС и ТЭЦ, а аварийностьна этих объектах останется на том же уровне.
В результате проведенного анализачрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998году, подтверждается тенденция возрастания природных и техногенных опасностей.Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и ихпоследствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения итерриторий. В связи с этим, основными задачами данной работы следует считатьрассмотрение роли, места и задач Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий (МЧС России) по координации действий территориальных органов ГО и ЧСпо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечениюбезопасности населения и территорий. II Основная часть1. Задачи МЧС
Министерство Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий ставит перед собой следующие задачи:
1. разработкапредложений по государственной политике в области гражданской обороны,предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоленияпоследствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особогоназначения.
2. руководствогражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны РоссийскойФедерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
3. обеспечениефункционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения идействий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
4. организацияи осуществление государственного надзора за готовностью к действиям привозникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по ихпредупреждению;
5. руководствопо поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупныхаварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
6. координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационныхаварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
7. организацияразработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ,направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числепреодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения,территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектовнародного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
8. координацияработ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов,включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ поликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль над целевым расходованием средств,выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий поликвидации чрезвычайных ситуаций;
9. организацияобучения населения, подготовки должностных лиц органов управления иформирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайныхситуациях;
10. организация международногосотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11. организация разработки иосуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленнойвоенной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами,и контейнеров с радиоактивными отходами;
12. организация подготовкиспасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальныхусловиях;
13. осуществление руководствафункционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений ипрогноза землетрясений;
14. координация деятельностифедеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасениялюдей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов,вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемахстраны;
15. организация оповещения иинформирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием иработой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
16. организация совместно сзаинтересованными организациями и координация работ по прогнозированиювероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации поналичию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий,разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектахнародного хозяйства и территориях;
17. организация формирования идоставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран,пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
18. определение совместно сфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления составаразмещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидациичрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
19. рассмотрение и согласованиепрограмм учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданскойобороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
20. организация проведениянаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защитынаселения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствованиясуществующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств,повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства причрезвычайных ситуациях;
21. координация разработки,утверждение или согласование программы обучения населения, подготовкидолжностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделенийРСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществлениеаттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;
22. осуществление связи собщественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросамгражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни издоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народногохозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
23. осуществление международногосотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварийи катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводныхработ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧСРоссии.2. Структура министерства/>/>2.1. Центральный аппарат
Центральный аппарат МЧС состоит из следующихдепартаментов, отделов и органов управления:
Департаментуправления
Департамент Гражданской обороны
Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Департамент материально-технического обеспечения и вооружения
Департамент мероприятий защиты населения и территорий
Департамент финансово-экономический
Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов
Департамент международного сотрудничества
Управление кадров
Организационно-мобилизационное управление
Управление Аппарата Министра
Управление Связи и Оповещения
Научно-техническое управление
Правовое управление
Медицинское управление
Хозяйственное управление
Информационный отдел (Пресс-служба)
Далеебудут рассмотрены основные задачи и роль каждого департамента и органацентрального аппарата министерства.Департамент управления:
— разработка и формирование предложений по приоритетнымнаправлениям проведения государственной политики и строительства в областигражданской обороны;
— организация мероприятий гражданской обороны;
— организация обеспечения функционирования и развития РСЧС;
— организация управления силами МЧС России и РСЧС, привлекаемых для ликвидациичрезвычайных ситуаций;
— организация и осуществление руководства ликвидацией крупных аварий, катастрофи других чрезвычайных ситуаций;
— организация разработки учений в системе МЧС России. Департамент Гражданскойобороны:
Департамент гражданской обороны — самый молодой департамент в Министерстве Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий. Он образован в июле 1998 года во исполнение постановленияПравительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 670.
Сразу после выхода в начале 1998года Федерального закона «О гражданской обороне» на повестку днявстал вопрос подготовки целого комплекса нормативных правовых документов,регламентирующих функционирование гражданской обороны — как системы мероприятийпо подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностейна территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий.
На Департамент гражданской оборонывозложены следующие основные задачи:
-разработка предложений по приоритетным направлениям проведениягосударственной политики в области гражданской обороны, обеспечения выживаниянаселения в военное время, мобилизационной подготовки экономики РоссийскойФедерации по мероприятиям гражданской обороны;
-координация деятельности федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганизаций в области гражданской обороны, а также по обеспечению готовностиорганов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач попредназначению;
-контроль за подготовкой руководящего состава гражданскойобороны и эвакуационных органов всех степеней к выполнению возложенных на нихзадач и обязанностей по планированию и проведению эвакуационных мероприятий ввоенное время;
-методическое руководство разработкой, корректировкой иорганизацией работы по реализации планов гражданской обороны органовисполнительной власти и организаций;
-участие в организации международного сотрудничества в областигражданской обороны и обеспечения выживания населения в военное время.
Для выполнения этих и других задач в Департаменте созданычетыре отдела:
-отдел планирования мероприятий гражданской обороны;
-отдел мобилизационного планирования мероприятий гражданскойобороны;
-отдел координации мероприятий гражданской обороны в органахисполнительной власти;
-отдел эвакомероприятий.
В своей работе Департаментгражданской обороны тесно взаимодействует с другими структурнымиподразделениями Министерства и прежде всего с Департаментом управления,Департаментом мероприятий защиты населения и территорий. Вопросы перспективногоразвития гражданской обороны как элемента стратегического оборонного потенциаластраны разрабатываются с участием Центра стратегических исследованийгражданской защиты МЧС России, Всероссийского научно- исследовательскогоинститута по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России,а также ряда научно-исследовательских институтов Министерства обороныРоссийской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти./>Департаментпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
-разработка предложений по осуществлению государственнойполитики в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, в том числе на море и водных бассейнах России;
— организация экспертизы и оценки последствий от крупных аварий и катастроф;
— организация разработки и осуществление на территории Российской Федерациимероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;
-организация и осуществление государственного надзора за выполнениеммероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций органами исполнительнойвласти, предприятий и организаций;
-разработка федерального плана действий по предупреждению) и ликвидациичрезвычайных ситуаций;
-осуществление управления функционированием и развитием функциональныхподсистем РСЧС./>Департаментподготовки войск гражданской обороны и других формирований:
— разработка предложений по формированию единой политики вобласти подготовки и применении Войск гражданской обороны Российской Федерации,поисково-спасательных формирований МЧС России, а также других сил РСЧС;
— организация подготовки и применения Войск гражданской обороны РоссийскойФедерации, поисково-спасательных формирований МЧС, а также непосредственноеруководство ими в ходе ликвидации чрезвычайных ситуации;
— организация и проведение аттестации спасателей и аварийно-спасательныхформирований./>Департаментматериально-технического обеспечения и вооружения:
— организация работ по формированию системы экономических,правовых и законодательных мер по вопросам материально-технического обеспеченияи участию в создании государственных чрезвычайных резервных фондов РСЧС;
— организация и руководство материально-техническим обеспечением Войскгражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных и другихформирований МЧС России и других сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайныхситуации;
— осуществление учета и контроля за использованием материальных ресурсов,выделенных из государственного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуации. />Департаментмероприятий защиты населения и территорий
— организация разработки и реализации стратегии МЧС России вобласти подготовки населения и территорий к действиям при чрезвычайныхситуациях;
— организация выполнения эвакуационных мероприятии, мероприятии радиационной ихимической защиты;
— координация подготовки сил и средств наблюдения и лабораторного контроля РСЧСк действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление управленияфункционированием и развитием территориальных подсистем РСЧС. />Департаментфинансово-экономический:
— подготовка предложении по формированию единен государственнойполитики по финансовому и экономическому обеспечению деятельности МЧС России,системы РСЧС в условиях экономических реформ в Российской Федерации,
— организация сводного планирования финансово-экономической деятельности всистеме МЧС России;
— организация финансирования и контроль за целевым использованием средств,выделяемых из резервного фонда Правительства российской Федерации;
— организация финансового обеспечения Войск гражданской обороны РоссийскойФедерации, поисково-спасательной службы МЧС России и других организаций, подведомственныхМинистерству;
— организация финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайныхситуации./>Департаментинвестиций и эксплуатации основных фондов:
— организация мероприятий в области социальной защиты исоциально-психологической реабилитации граждан, пострадавших в результатерадиационных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координациястроительства объектов федерального и межрегионального значения,предусмотренных программами по преодолению последствий катастроф, радиационныхаварий, стихийных бедствий и межнациональных конфликтов;
— осуществление экспертизы схем развития и размещения производительных сил,проектов районных планировок и застройки территорий с учетом радиационных,социально-экономических факторов, направленных на защиту населения и окружающейСреды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. />Департамент международного сотрудничества:
— организация международного сотрудничества в областигражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,преодолений чернобыльской и других крупных катастроф, проведения подводныхработ особого назначения, поиска и спасения на морях и акваториях;
— организация подготовки сил МЧС России, чрезвычайного гуманитарногореагирования и аварийно-спасательных формирований с учетом международного опытаи на базе зарубежных и специализированных центров и организаций;
— организация международного сотрудничества со странами СНГ по вопросамгражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;
-организация приема грузов гуманитарной помощи от зарубежных государствнаселению Российской Федерации, пострадавшему в результате чрезвычайныхситуаций и межнациональных конфликтов;
— формирование необходимой договорно-правовой базы и организация участия структурныхподразделений Министерства в выполнении обязательств Российской Федерации,перед зарубежными государствами и международными организациями, вытекающих иззаключенных международных договоров, соглашении и конвенции;
— осуществление международных уведомлений и запросов о помощи в случаечрезвычайных ситуации, в том числе трансграничного характера, на территорииРоссии;
— привлечение российских и иностранных специалистов для участия в проведениимеждународной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию Министерства./>Управление кадров:
-проведение единой кадровой политики по подбору и расстановкеработников в системе МЧС России;
— организация подготовки и переподготовки кадров в системе МЧС России,
— организация комплектования учебных заведений по подготовке специалистов длясистемы МЧС России;
-организация и осуществление подготовки кадров и руководящего состава РСЧС,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по гражданскойобороне к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС. управление главнойинспекции:
— организация и осуществление на территории Российской Федерации вовзаимодействии с другими органами государственного надзора, госнадзорнойдеятельности за выполнением федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, предприятиями и организациями мероприятий в областизащиты населения и территории от чрезвычайных ситуации природного итехногенного характера и контроля в области гражданской обороны. />Организационно-мобилизационное управление:
— подготовка предложений по формированию политики в областиразвития сил и средств МЧС России;
— разработка предложений по перспективному развитию к совершенствованиюогрганизационно-штатной структуры органов управления, соединении, воинскихчастей, организации и предприятии МЧС России./>Управление Аппарата Министра:
— обеспечение оперативной и служебной деятельности Министра иего заместителей;
— организация подготовки материалов к заседаниям Совета Безопасности РоссийскойФедерации, Совета Обороны Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
— организация документационного обеспечения заседаний Межведомственной комиссиипо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;
— создание единой системы документационного обеспечения деятельностицентрального аппарата МЧС России и обеспечение совместно с департаментами,управления и самостоятельными отделами ее функционирования;
— контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, приказов,указаний, решений коллегии. Военного Совета МЧС России, а также совместно сподразделениями Министерства решений Межведомственной комиссии попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, осуществление контроля заисполнением документов в центральном аппарате МЧС России. />Управление связи и оповещения:
— разработка и формирование предложений по приоритетнымнаправлениям в области связи и оповещения в системе МЧС России, гражданскойобороны и РСЧС;
— организация развертывания системы связи и оповещения при чрезвычайныхситуациях, ее наращивание в ходе ликвидации аварии, катастроф и стихийныхбедствий;
— планирование и организация всех видов связи в системе МЧС России;
— обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти повопросам использования государственных и ведомственных систем связи и вещания винтересах МЧС России./>Научно-техническое управление:
— организация разработкинаучно-технической политики в области ведения гражданской обороны, мероприятийзащиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, включая вопросы преодоления последствий радиационных аварий икатастроф, проведения аварийно-спасательных, в том числе подводно-техническихработ, а также технического оснащения сил МЧС России;
— ведение работ по определению приоритетов научно-технической политики МЧСРоссии;
— организация и сопровождение работ по совершенствованиюсуществующих и разработке новых образцов техники и аварийно- спасательныхсредств, подготовке их производства и внедрению в Войска гражданской обороныРоссийской Федерации и другие силы РСЧС,
— организация и сопровождение НИОКР по проблемам ведения гражданской обороны,мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуации, включая вопросы преодоления последствии радиационныхаварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных работ, в том числеподводно-технических, технического оснащения сил, управления силами и средствамиМЧС России. Управление авиации:
— подготовка предложений по формированию приоритетных направлений в областиразвития авиации в интересах МЧС России;
— планирование оперативного использования авиации для выполненияпоисково-спасательных работ, доставки оперативных групп и грузов;
— организация создания, развития, обеспечения функционирования авиапредприятияМЧС России и внедрения передовых авиационных технологий;
— организация летной подготовки летных экипажей вертолетных отрядоврегиональных центров и авиапредприятия./>Правовое управление:
— правовое сопровождение проектов законодательных актов идругих нормативных документов, относящихся к компетенции МЧС России
— организация создания системы страховой защиты МЧС России. />Медицинское управление:
-разработка предложений по созданию, подготовке, оснащению ииспользованию формирований и организаций медицинской исанитарно-эпидемиологической службы ГО, санитарно-транспортных формирований ГО,формирований и организаций Всероссийской службы медицины катастроф;
-организация и осуществление контроля за состоянием готовности службы медициныкатастроф, ПСС, медицинских подразделений Войск ГО Российской Федерации;
-организация проведение мероприятий, направленных на предупреждениечрезвычайных ситуации эпидемиологического, эпизоотического и эпифитотическогохарактера;
— организация проведения мероприятий по обеспечению населения медицинскимимуществом гражданской обороны, созданию резерва медицинского имуществагражданской обороны и на чрезвычайные ситуации./>Хозяйственное управление:
— организация обеспечения департаментов, управлений и отделовМЧС России всеми видами материально-технических средств.
— Управление заказов, резервов и реализации материально- технических средствкоординация деятельности органов исполнительной власти различных уровнен посозданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, государственныхрезервов для ликвидации ЧС;
— координация работы государственных унитарных предприятий и другихорганизаций, подведомственных МЧС России, по формированию внебюджетногоисточника материальных и финансовых ресурсов;
— планирование, подготовка и заключение договоров, организация закупки ипоставки необходимых материально-технических средств. />Информационный отдел (Пресс-служба):
— осуществление связи с общественностью и средствами массовойинформации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуации, преодолению последствии радиационных катастроф, защитыжизни и здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения,повышения устойчивости функционирования объектов экономики при авариях,катастрофах и стихийных бедствиях;
— координация деятельности ответственных лиц за связь со средствами массовойинформации в региональных центрах МЧС России;
— обеспечение средств массовой информации оперативными сведениями из районов ЧСо ходе работ по их ликвидации;
— регулярное освещение в средствах массовой информации и доведение дообщественных организаций деятельности МЧС России по реализации возложенных нанего задач;
— организация работы журналистов в зоне чрезвычайной ситуации, а такжевыездного Пресс-центра МЧС России. 2.2 Задачи ифункции сил и средств МЧС
Силы исредства МЧС:
· Региональные центры
· Поисково-спасательные службы
· Центр управления в кризисных ситуациях
· Центральный аэромобильныйспасательный отряд «ЦЕНТРОСПАС»
· Центр по проведению спасательныхопераций особого риска «Лидер»
· Всеросийскийнаучно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны ичрезвычайных ситуаций
· Государственное унитарноеавиационное предприятие
· Всероссийский центр наблюдения илабораторного контроля
· Европейский центр новых технологийуправления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф МЧС России
· Агентство «Эмерком»
· Журнал «Гражданскаязащита»
· Российский национальный корпусчрезвычайного реагирования
Далеебудут рассмотрены основные задачи сил МЧС.Региональные центры
Региональные центры по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий в соответствии с Временным положением, утвержденным приказом МЧСРоссии от 7 октября 1994 г. № 621 выполняют следующие основные задачи:
· координация деятельности территориальных подсистем, а такжезвеньев ведомственных и функциональных подсистем Российской системыпредупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона,организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществлениямероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций;
· руководство подчиненными соединениями и воинскими частямигражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайнымситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различныестепени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач вчрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательнымислужбами на территории региона;
· координация ведения гражданской обороны на территории региона;
· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидациирегиональных чрезвычайных ситуаций;
· осуществление установленным порядком государственного надзора натерритории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайныхситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;
· организация региональных научно-прикладных исследований попроблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация разработки и реализации региональных программ, системинформационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральныхцелевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайныхситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС Россииадминистраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствийрадиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;
· организация на территории региона обучения населения, подготовкидолжностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· участие, содействие и контроль за созданием на территории регионарезервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствахсубъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайныхситуаций;
· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидациичрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фондаПравительства Российской Федерации, а также организации финансового иматериально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны ичрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны натерритории региона.
Всего в составе МЧСРоссии имеется 9 региональных центров:
Центральный — г. Москва;
Северо-Западный — г. Санкт-Петербург;
Северо-Кавказский — г. Ростов на Дону;
Приволжский — г. Самара;
Уральский — г. Екатеринбург;
Западно-Сибирский — г. Новосибирск;
Восточно-Сибирский — г. Красноярск;
Забайкальский — г. Чита;
Дальневосточный — г. Хабаровск.
В зависимости отособенностей региона численность региональных центров (включая подразделенияобеспечения) изменяется от 200 до 215 человек.Поисково-спасательныеслужбы
Общиеположения.
Поисково-спасательная служба (далееПСС) является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий и предназначена для проведения поисково-спасательных работ вусловиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав ПСС входят органы управленияслужбы, поисково-спасательные отряды (далее ПСО) и подразделения обеспечения.Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (далееРПСО), является базовой для региона ее дислокации.
В своей деятельности ПССруководствуется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, региональныхцентров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий МЧС России (далее РЦ ГО ЧС) и уставом ПСС.
ПСС осуществляет свою повседневнуюдеятельность под непосредственным руководством РЦ ГО ЧС, а также вовзаимодействии с постоянно действующими органами управления при органахисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местногосамоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защитынаселения и территорий, и входит в состав функциональной подсистемы единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(далее РСЧС).
ПСС является юридическим лицом, имеетрасчетный счет в банках, самостоятельный баланс, печать со своим наименованиеми может совершать сделки, разрешенные законодательством и соответствующие целямдеятельности ПСС.
Основными задачами ПССявляются:
1. Обеспечение готовностиорганов управления, ПСО (РПСО) к проведению поисково-спасательных работ привозникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2. Организация ипроведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного итехногенного характера, к ведению которых они аттестованы;
3. Организация ипроведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев срединаселения;
4. Организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов,штатных и общественных спасателей;
5. Организациявзаимодействия с органами управления и силами РСЧС;
6. Осуществлениемероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПССрегиона и членов их семей;
7. Созданиематериально-технической базы для выполнения задач по предназначению.
8. Базовая службадополнительно выполняет задачи в интересах региона.
9. Полный перечень задач,возлагаемый на конкретные поисково-спасательные службы, определяетсясоответствующими РЦ ГО ЧС, а также постоянно действующими органами управленияпри органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органахместного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в областизащиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями изакрепляется в уставах указанных служб.Центруправления в кризисных ситуациях
Центр управления в кризисных ситуациях(ЦУКС) МЧС России является органом повседневного управления силами и средствамиЕдиной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (РСЧС).
Его основные задачи:
· обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствамиликвидации ЧС постоянной готовности;
· информационное обеспечение функционирования системы управления;
· координация работы всех звеньев РСЧС;
· автоматизация управленческой деятельности, программно-техническоеи информационное обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства почрезвычайным ситуациям.
Центр состоит из:
· оперативно-аналитического управления
· информационно-технического управления
· подразделений обеспечения деятельности Центра.
Основные службы Центра осуществляюткруглосуточное дежурство. Основу дежурной службы составляет оперативнаядежурная смена Центра во главе со старшим оперативным дежурным МЧС России,которые организуют немедленное реагирование на чрезвычайные ситуации.Оперативная дежурная смена собирает, анализирует и обрабатывает информацию, какв обычном, так и в автоматизированном режиме. Она может одновременно вести сборинформации по 2-3 чрезвычайным ситуациям федерального или регионального уровня.Функционирование единой информационной сети обеспечивается комплексом средствавтоматизации, который позволяет прогнозировать развитие отдельных типов ЧС спомощью предметно ориентированных программ, хранить оперативную и справочнуюинформацию по ЧС и обеспечивать подготовку документов.
Оперативная дежурная смена обрабатываетинформацию и вводит ее в единую информационную сеть МЧС России. Сюда жепоступает информация из регионов, федеральных министерств и ведомств, службпрогноза, входящих в состав РСЧС. Создано единое информационное пространство,позволяющее взаимодействовать с администрацией Президента, ПравительствомРоссийской Федерации, другими высшими органами государственной власти.
Центральный аэромобильный спасательный отряд «ЦЕНТРОСПАС»
Государственныйцентральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) создан в соответствиис Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года. Егоосновное назначение — реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные сприродными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям,сохранение производственного потенциала. Экономическо-правовой статус отряда — государственное учреждение с правом самостоятельной коммерческой деятельности.
Отряднаходится в режиме круглосуточного дежурства на базе, расположенной вблизиаэродрома. Необходимая психологическая и физическая подготовка спасателей,владение ими современным специальным оборудованием и снаряжением, позволяютпроводить первоочередные поисково-спасательные и аварийные работы в случаяхстихийных бедствий: землетрясений, наводнений, оползней, техногенных катастроф,при проведении особо сложных и опасных аварийно-спасательных операций.
Структуру отряда «ЦЕНТРОСПАС» см. приложение табл.1.
Возможностиотряда «ЦЕНТРОСПАС» см. приложение табл. 2.
Центр по проведению спасательных операций особого риска«ЛИДЕР»
Центрпо проведению спасательных операций особого риска (ЦСООР) сформирован 15февраля 1994 года.
Личныйсостав Центра постоянно участвует в спасательных и гуманитарных операциях, какна территории России, так и за ее пределами. Спасатели Центра готовы прийти напомощь людям в любых широтах, в самой труднодоступной местности.
Завесь период существования Центра спасателями проведено около 200 операций:
гуманитарных — 12;
аварийно-спасательных — 27;
поисково-спасательных — 22;
по ликвидациидорожно-транспортных происшествий — 63;
специальных — 63,
в ходе которых:
спасено более 100человек;
эвакуировано более 4 000человек;
извлечено из-подзавалов, потерпевших аварию автомомбилей, водоемов более 100 тел погибших;
сопровождено более 300воздушных судов и более 200 автоколонн;
доставлено более 35 000тонн гуманитарных грузов;
обезврежено около 500взрывоопасных предметов. Государственное унитарное авиационное предприятие
10 мая 1995 года Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации было создано Государственное унитарное авиационноепредприятие МЧС России (ГУАП). Анализ работы МЧС России показывает, что ни одназадача
не решается сегодня безучастия и применения авиации. Абсолютно ясно,
что авиация — это та основа,на которой будет строиться мобильность и
эффективность действийчрезвычайной службы России.
Вмарте 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации был созданГосударственный центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО), в ведениикоторого и находились первые самолеты и вертолеты МЧС России. С 1994 года МЧСРоссии проводит
работу по созданиюсобственной авиации, способной решать задачи Министерства по экстренномуреагированию на возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенногохарактера. В ГУАП пришли энтузиасты своего дела. Его летный иинженерно-технический состав – это высококлассные специалисты, всегда готовые оказатьпомощь попавшим в беду в
любой точке земного шара.
Задачи ГУАП:
· оперативная доставка спасателей,специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций;
· эвакуация российских граждан иззарубежных стран;
· поисковые работы и мониторинг.
Специальные виды работ — пожаротушение,десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов,автомобильной техники. В соответствии с задачами, решаемыми российскимиспасателями, в ГУАП сформировался парк самолетов и вертолетов. Это 5 самолетовИл-76 ТД (транспортные и пожарные), 2 самолета Ан-74 (универсальныетранспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42 (командный пунктуправления) и
Ил-62 (пассажирский),оснащенный специальной связью и предназначенный для перевозки людей из зоныбедствия.
Авиация МЧС России занималась перевозкой грузовгуманитарной помощи в Таджикистан, Киргизию, Армению, Азербайджан, Грузию,Молдавию, Афганистан, Иран, Японию, Египет, Сербию, Черногорию, Руанду, Китай,Корею.
Десяткираз летчики МЧС России в сложных погодных условиях, демонстрируя высочайшийпрофессионализм, доставляли спасателей, медиков и экспертов в места бедствий,как в России, так и за рубежом.
Вовремя боевых действий в Йемене самолетом МЧС России были эвакуированы из этойстраны сотрудники посольства, а также российские граждане, работающие поконтракту.
Немалое внимание МЧС России уделяет развитиюотечественных авиационных технологий. В 1996-1999 годы по заказу МЧС РоссииАООТ “Камов” и ПО “Стрела” будут вести разработки по созданию на базе вертолетаКа-126 новой модели — вертолета Ка-226А, предназначенного для спасательныхработ в особо сложных условиях. III. Заключение
В 1999 году предупреждение чрезвычайных ситуаций дляМЧС России будет оставаться приоритетным направлением в решении проблемыкомплексной защиты населения и территорий. С этой целью осуществляется поискпринципиально новых форм и методов совершенствования существующей системыпредупреждения ЧС. Совместно с РАН, заинтересованными органами исполнительнойвласти федерального уровня и субъектов РФ был разработан проект Федеральнойцелевой программы “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вРоссийской Федерации до 2005
года”. Будут продолжатьсяработы по созданию Единой государственной системы комплексного мониторинга,центральное место в которой занимает образованное в марте 1997 года Агентствопо мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. Главные усилия Министерства будут сосредоточены на работе с органами исполнительнойвласти субъектов РФ в области гражданской обороны и предупреждения ЧС. Не менееважной задачей для МЧС России будет создание высокопрофессиональных мобильных
территориальных спасательныхслужб./>/>Список литературы
1. «Гражданскаяоборона» В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов, Москва, «Высшаяшкола», 1986
2. ПостановлениеСовета министров РСФСР от 27 декабря 1990г “Об образовании Российского корпусаспасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формированииединой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
3. УказПрезидента РСФСР Б. Н. Ельцина № 221 «О создании Государственного комитетапо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР)», председателемкоторого был назначен С. К. Шойгу.
4. ПостановлениеПравительства Российской Федерации № 154 от 13 марта 1992г " О созданииЦентрального аэромобильного спасательного отряда (ЦАМО) с базированием его нааэроузле “Раменское” (г. Жуковский Московской области)".
5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г.
№ 528 “О совершенствованиидеятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”.
6. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 307 «О созданиимежведомственной противопаводковой комиссии»
7. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 26 «О созданиинациональной комиссии Российской Федерации по проведению Международногодесятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий».
8. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636 «О созданиимежведомственной морской координационной комиссии по предотвращению иликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧСРоссии».
9. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643 «О созданиимежведомственной комиссии Российской Федерации по борьбе с леснымипожарами».
10. Указ Президента РоссийскойФедерации № 66 от 10 января 1994 г “О структуре федеральных органовисполнительной власти”
11. Закон Правительства РФ 21декабря 1994 г “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера”
12. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 14 июля 1995 г “Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателей”
13. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации № 1085 от 2 ноября 1995 г “О федеральной целевой программе“Создание единой государственной автоматизированной системы контролярадиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации”.
14. Проект Федеральной целевойпрограммы “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года”.
15. Web-серверМЧС: www.emercom.gov.ru
Приложение
/> График 1
/>/>График2
Таблица 1
/>/>/>Таблица 2
Виды деятельности
Конкретные работы
Высотные работы
· Обследование, очистка, монтаж, демонтаж и ремонт водосточных труб, вентиляционных коробов, антенн, кондиционеров и других объектов на фасадах и крышах зданий.
· Установка различных видов рекламы (щиты, панели, конструкции)
· Выявление аварийных мест, составление дефектных карт высотных объектов, (экспертная оценка).
· Работы по пескоструйной и гидродинамической очистке высотных объектов (оборудование предоставляет заказчик).
· Нанесение антикоррозийных и огнезащитных покрытий и грунтовки, покраска высотных объектов.
· Герметизация межпанельных швов зданий, мытье остекления и поверхностей зданий и сооружений.
· Монтаж (демонтаж) металлоконструкций.
Сравнительные испытания
Регламентные и ремонтно-наладочные работы
· Проведение испытаний спасательного оборудования:
гидроинструмент, изолирующие средства, дыхательные аппараты, защитные костюмы, акваланги, бензопилы, электроинструменты, плавсредства, лодочные моторы, энергоустановки и пр. (по результатам испытаний выпускается отчет с рекомендациями и замечаниями).
· Заправка воздухом дыхательных аппаратов, периодическое обслуживание дыхательных аппаратов в лаборатории отряда.
· Проведение регламентных и ремонтно-наладочных работ гидрооборудования фирмы «Холматро».
· Составление перечня (как приложение к техническому заданию) необходимого оборудования для комплектации аварийно-спасательных автомобилей под различные виды аварий.
· Обеспечение электроэнергией в автономном режиме (Выходная мощность – до 8 кВт)
· Производство электрогазосварочных работ.
· Заправка воздушных баллонов сжатым воздухом, пригодным для дыхания, давлением до 300 атм.
· Ремонт двигателей бензоагрегатов (запчасти заказчика).
· Выполнение штучных заказов на токарно-фрезерные работы.
· Заточка пильных цепей на заточном станке.
Работы во вредных средах Работы в коллекторах, цементных банках, силосных башнях, терминалах, кессонах, цистернах и др. замкнутых резервуарах (возможно в изолирующих дыхательных аппаратах), а также в агрессивных средах, в условиях загазованности и т.п. в костюмах высшей химической защиты.
Гидроработы
· Обследование гидротехнических сооружений для определения степени разрушения, угрозы аварии.
· Обследование ГТС, дна водоемов, рек, затонувших судов.
· Поиск пострадавших в воде.
· Спасение из затопленных отсеков судов на глубине.
· Определение степени засоренности дна акваторий.
· Поиск вещественных доказательств (оружие и т.п.).
· Поиск и подъем автомобилей и другой легкой техники.
· Осмотр судов (подводная часть, винты, рули, очистка кингстонов).
Использование вертолетных технологий
· Доставка специалистов в труднодоступные районы с использованием парашютной системы «кенгуру» (инструктор и пассажир).
· Десантирование:
° с вертолета МИ-8 парашютным способом и с применением спусковых устройств;
° с вертолетов БО-105 и БК-117 с применением спусковых устройств.
· Эвакуация с применением вертолетов.
· Подготовка площадки приземления для тяжелых и легких вертолетов в труднодоступных местах (лес, горы) и точное наведение летательных аппаратов с использованием систем спутниковой навигации.
· Мониторинг обстановки с воздуха на вертолетах МИ-8, БО-105, БК-117.
· Перевозка грузов и пассажиров на вертолете МИ-8.
· Санитарные рейсы:
° доставка медперсонала на вертолетах МИ-8, БО-105, БК-117;
° доставка пострадавших из районов Центрального региона в московские клиники по профилю на вертолетах БО-105, БК-117.
· Полеты с грузом на верхней подвеске.
· Строительно-монтажные работы.
· Лесоавиационные работы, в т.ч. высадка десантников и пожарных, сброс грузов и вымпелов, патрулирование лесных массивов, применение водосливных устройств для тушения пожаров.
· Полеты с борта корабля по доставке пассажиров и грузов.
· Отстрел диких животных с воздуха.
Обеспечение радиосвязи
· УКВ радиостанции (автомобильные и портативные);
· КВ радиостанции (автомобильные, базовые, переносные);
· станции спутниковой связи INMARSAT-M.
Все типы радиостанций имеют возможность работы в автономном режиме. (Некоторые типы радиостанций разработаны непосредственно для работы в экстремальных условиях).
Использование мобильного модуля
· Обеспечение автономного размещения примерно 50 человек с обеспечением комфортных условий (тепло, свет, электроэнергия, спальные места):
· во время концертов;
· сборов;
· краткосрочных экспедиций;
· торжественных мероприятий на открытом воздухе;
· в качестве мобильного выставочного комплекса.
Развертывание экстренного аэромобильного госпиталя в труднодоступных районах Оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в различных климатических и географических зонах в условиях автономного функционирования. Пропускная способность одного медицинского блока – 100-150 пациентов в сутки, включая операционных больных.
Транспортные и строительно-монтажные работы
· Перевозка грузов – стройматериалы, мебель, сыпучие грузы и т.д., кроме негабаритных грузов (автомобили КАМАЗ, УАЗ)
· Строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные и земляные работы (автокран «Ивановец», экскаватор «Беларусь»).
Организация питания в полевых (походных) условиях
Эксплуатация кухни фирмы «Керхер» (ФРГ):
· приготовление пищи на 20-300 человек;
· возможность выпечки кондитерских изделий;
· приготовление деликатесов;
· использование холодильного оборудования;
· совместно с мобильным лагерем возможность обеспечения приема пищи в комфортных условиях.
Образовательные мероприятия
· Организация и проведение с детьми и взрослыми показательных занятий, имитирующих действия, предпринимаемые при возникновении различных типов чрезвычайных ситуаций.
· Проведение практических семинаров с преподавателями ОБЖ в школах.
· Организация кружков «Спасатель» в школах, детских центрах.
· Организация полевых лагерей и сборов.
Медицинская помощь Обеспечение квалифицированной медицинской помощью при перевозке больных из различных регионов авиационным или автомобильным транспортном.
Прочие работы
· Создание специальных компьютерных программ и баз данных для спасательных формирований разных профилей.
· Проведение репортажных съемок с мест ЧС.
· Оказание переводческой помощи с английского языка при освоении летно-техническим составом и спасателями зарубежных вертолетов.
· Удаление и обрезка деревьев в стесненных условиях.
· Вскрытие металлических дверей (возможно без нарушения конструкции)
· Дежурство экипированной группы спасателей при проведении гонок и ралли на специально оборудованных машинах высокой проходимости, оснащенных спутниковой системой GPS.