Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Финансовый учет, его содержание и цели в условиях рыночной экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им.Д. СерикбаеваФакультет экономики и менеджментаКафедра: «Финансы, учет и налогообложение»
Контрольная работа
по дисциплине «Бухгалтерскийучет и аудит»На тему: «Финансовый учет, его содержание и задачи в условиях рыночнойэкономики»
Студент: Рыльская Т.М
специальность 5В050600
Проверил преподаватель:
Адрышева С.Ж.
Усть-Каменогорск,2011

1. Финансовый учет, его содержание и задачи в условиях рыночной экономики
1.1 Определение бухгалтерского учета, его сущность
Учет необходим в любой деятельности, как при ведении бизнеса,так и в домашнем хозяйстве. Когда имущество человека выходит за рамки несколькихвещей, а его деятельность за рамки нескольких операций, он начинает испытывать необходимостьучета. Деятельность любого предприятия связана с многочисленными финансово-хозяйственнымиоперациями, которые не просто удерживать в памяти.
Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документальногоучета всех хозяйственных операций.
Вся информация отражается в бухгалтерском учете в денежномвыражении в определенных единицах (в основном в тысячах тенге). В первую очередьэто необходимо для возможности дальнейших расчетов, чтобы результат не искажалсяпо причине использования разных счетных систем.
Через систему бухгалтерского учета проходят все факты хозяйственнойжизни организации, создающие поток экономической информации для целей управления,контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности. Информация, формируемаяв бухгалтерском учете, используется для составления управленческой и статистическойотчетности, а также отчетности перед надзорными органами. Кроме того, на основеинформации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректировки ее по правиламналогового законодательства, составляется налоговая отчетность.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна бытьполезной пользователям, уместной с точки зрения заинтересованных пользователей,существенной, надежной, нейтральной (свободной от односторонности), полной.
Бухгалтерский учет должен быть сплошным и непрерывным,то есть, отражение информации происходит постоянно по каждому факту, изменяющемуимущественное или иное положение фирмы, связанное с его финансово-хозяйственнойдеятельностью.
Кроме этого, все факты, отраженные в бухгалтерском учете,должны быть подтверждены документально, иначе теряется юридический смысл ведениябухгалтерского учета. Финансово-хозяйственная операция, не подтвержденная документально,может быть оспорена заинтересованным лицом.
1.2 Место финансового учета в бухгалтерском учете предприятия,его цели и задачи
Для организации действеннойсистемы управления бизнесом возникает необходимость деления бухгалтерского учетана две подсистемы – финансовый учет и управленческий учет.
Финансовый учет предоставляетинформацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам,партнерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам, осуществляющимфинансирование, и т.д. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческойтайны. Ведение финансового учета осуществляется в обязательном порядке и в строгорегламентированной форме в соответствии с требованиями законодательства. Для финансовогоучета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежныхединиц измерения, периодичность и объективность.
Управленческий учет предназначен для внутрифирменного потребления.Он не ограничивается двойной записью и при его формировании нет норм и ограничений.То есть, предприятие само выбирает, каким образом ему вести управленческий учет(как удобнее), лишь бы получить необходимый результат и достигнуть главную цель– обеспечение полного учета. При управленческом учете также могут быть использованылюбые измерители (денежные или натуральные). Группировка затрат осуществляется постатьям калькуляции. Основным объектом учета являются структурные подразделенияорганизации. Управленческая отчетность составляется по мере необходимости, то есть,регулярная основа не обязательна. При ведении управленческого учета также нет необходимостииспользовать точные данные, да и вообще, его ведение не обязательно на предприятии.
Финансовый учет предназначается не только для внутренних,но и для внешних пользователей (сторонние организации, физические лица, государствои т.д.). Именно поэтому, финансовый учет строго регламентируется. При его веденииобязательно использовать систему двойной записи и следовать общепринятым принципамбухгалтерского учета. Денежная единица в финансовом учете применяется по курсу,действовавшему в момент совершения хозяйственной операции. Группировка затрат осуществляетсяпо их элементам. Основным объектом финансового учета является предприятие (фирма)в целом, а не отдельные ее структурные подразделения. Отчетность составляется периодически,на регулярной основе. Информация, содержащаяся в финансовом учете должна быть объективной.Финансовый учет ведется в обязательном порядке всеми хозяйствующими субъектами [11].
Раздельное ведение финансовогои управленческого учета не означает, что они существуют независимо друг от друга.Так, в управленческом учете используются данные финансовой отчетности, а управленческийучет позволяет рассчитать такие важные показатели финансового учета, как себестоимость,остатки готовой продукции и др.
Таким образом, понятие финансового учета, по сути, включаетсяв понятие бухгалтерский учет. Финансовый учет предназначен как для внутренних, таки для внешних пользователей (акционеров, контрагентов и т.д.). Финансовый учет являетсяпроцессом подготовки учетной информации, которая используется внутренними и внешнимипользователями. Финансовый учет основывается на общепринятых международных стандартахи принципах. Правила ведения и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетностирегламентируются государством.
Следовательно, цели и задачи финансового учета включаютсяв цели и задачи бухгалтерского учета.
Основной целью бухгалтерского учета является полное отражениехозяйственной деятельности предприятия и обеспечение контроля за сохранностью егоимущества [14].
Для достижения данной цели, бухгалтерский учет решает следующиезадачи:
- формирование полной и достоверной информациио деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутреннимпользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участниками собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторами другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимойвнутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдениемзаконодательства Республики Казахстан при осуществлении организацией хозяйственныхопераций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденныминормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатовхозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервовобеспечения ее финансовой устойчивости [9].
Задачами бухгалтерского (финансового) учета являются нетолько вопросы внутренние (связанные с отношениями внутри предприятия), но и внешние(связанные с правоотношениями с другими хозяйствующими субъектами и государствомв лице государственных контролирующих органов). Действительно, при помощи финансовогоучета предприятие не только видит достоверное положение собственных дел, но и формируетинформацию, которая может быть интересна потенциальным инвесторам (с точки зрениявозможных инвестиций) и государству (с точки зрения налогов и статистики). Именнопоэтому бухгалтерский баланс в обязательном порядке предоставляется в органы налоговогоконтроля и статистики всеми налогоплательщиками.
Таким образом финансовый учет предусматривает:
1. учет всех активов, обязательств, собственного и заемного капитала, финансовыхрезультатов деятельности;
2. раскрытие всей существенной финансовой информации в публичной отчетности;
3. ограниченность финансовыми показателями в обобщенном денежном выражении;
4. общее нормативное регулирование, обеспечивающее сопоставимость финансовойинформации, раскрываемой различными организациями;
5. отражение информации о прошедших событиях.
1.3 Понятие предмета финансового учета
Предметом финансового учета является хозяйственная деятельностьорганизации в целом.
Финансово-хозяйственная деятельность имеет три основныхстадии:
1. снабжение;
2. производство;
3. реализация [6].
/>
Рисунок 1 — Стадии финансово-хозяйственной деятельностипредприятия
Каждая стадия имеет исключительно свойственный только ейкомплекс многочисленных хозяйственных операций, каждая из которых в той или иноймере оказывает влияние на состав имущества и источники формирования хозяйственныхсредств.
Снабжение связано с приобретением сырья, материалов, полуфабрикатов,запасных частей и других материальных ценностей, необходимых предприятию для егопроизводственной деятельности. Данные операции влекут за собой возникновение производственныхзапасов на складе и расчетных отношений с поставщиками этих ценностей. На стадииснабжения осуществляется подготовка к производственному процессу.
Производственный процесс начинается с момента передачисырья, материалов, полуфабрикатов и иных материальных ценностей в производство.На стадии производства образуются новые материальные ценности, отличные от тех,которые используются в производственном процессе. В процессе производства происходитформирование себестоимости продукции. Производство завершается выпуском готовойпродукции на склады предприятия.
Реализация является заключительной стадией кругооборота.Готовая продукция со складов реализуется потребителям. Во время реализации возникаютрасчетные отношения с покупателем.
Следует отметить, что стадии финансово-хозяйственной деятельностиимеют циклический характер (рисунок 1), то есть, за реализацией вновь следует снабжение.
Если говорить о хозяйственных средствах предприятия, тоони проходят две сферы:
1. сфера производства;
2. сфера обращения [14].
Сфера производства включает в себя стадию производства,а сфера обращения – стадию реализации и снабжения.
«Совершая кругооборот, материальные ценности переходятиз одной стадии в другую, при этом претерпевая форменное или содержательное изменение».Например, денежные средства предприятия, использованные на приобретения сырья переходятв сферу обращения, затем в сферу производства, и воплощаются в готовую продукцию,то есть, приобретают материальную форму. Далее, готовая продукция (хозяйственныесредства) переходит на склад и реализуется, приобретая форму денег.
1.4 Объекты финансового учета
Под объектами финансового учета понимаются такие материальныеи нематериальные объекты предприятия, которые подлежат предметно-количественномуучету. Исходя из предмета финансового учета (хозяйственная деятельность организации),можно определить следующие его объекты (рисунок 2):
1. все виды имущества, предназначенныедля деятельности предприятия (хозяйственные средства);
2. обязательства организации (источникиформирования имущества предприятия);
3. хозяйственные операции, вызывающиеизменение состава имущества и обязательств.
/>
Рисунок 2 – Объекты финансового учета
Все имущество предприятия можно разделить на две группы(рисунок 3):
1. Внеоборотные активы.
2. Оборотные активы;
/>
Рисунок 3 – Имущество предприятия
К внеоборотным активам относятся:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- капитальные вложения;
- долгосрочные финансовые вложения;
- прочие внеоборотные активы.
К оборотным активам относятся:
- материальные оборотные средства;
- денежные средства;
- краткосрочные финансовые вложения;
- средства в расчетах [14].
Основные отличия между внеоборотными и оборотными активамисостоит в том, что внеоборотные активы используются на предприятии в течение определенногопериода, а оборотные активы, проходя стадии оборота, полностью возмещаются за счетвыручки. То есть, внеоборотные активы неоднократно используются в процессе производства(например, технологическое оборудование по производству компьютеров) и они переносятсвою стоимость на затраты производства постепенно, по мере износа. Оборотные жеактивы списываются на затраты производства сразу после их использования (например,стоимость комплектующих частей при сборке компьютеров).
Основные средства – это средства труда. Они создают необходимые условия для производственногопроцесса. Основные средства длительно участвуют в процессе изготовления продукции,перенося свою стоимость на готовый продукт постепенно, по мере износа.
Все составляющие основных средств, в момент их принятияна баланс, оцениваются по первоначальной стоимости, которая фактически становитсябалансовой стоимостью. В условиях инфляции, в целях приведения балансовой стоимостикапитала к действующим ценам, производится его переоценка. Коэффициенты пересчетапо основному капиталу имеют право для реальной оценки стоимости капитала привлекатьнезависимых аудиторов. Незавершенное производство, производственные запасы, затраты,входящие в оборотные средства предприятия переоценке не подлежат. Их уценка производитсяза счет прибыли.
Списание основных средств на затраты производства происходитна основании начисления ежемесячных амортизационных отчислений, которые рассчитываютсякак произведение среднегодовой стоимости основных фондов на норму амортизации. Нормаамортизации устанавливается исходя из срока службы или по решению правительства.Можно применять систему ускоренной амортизации на новейшие основные фонды для основныхфондов малых предприятий (только на производственные фонды). Не применяется ускореннаяамортизация на основные фонды, нормативный срок службы которых менее 3 лет, этоправило также распространяется на уникальную технику, оборудование и т.п.
Балансовая стоимость, уменьшенная на сумму амортизации,представляет собой остаточную стоимость основных средств.
К основным средствам можно отнести: здания, сооружения,рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы ит.д.
Нематериальные активы – это часть имущества, которая не имеет физической основы,но оказывает определенное воздействие на процесс производства. Нематериальные активыявляются объектами длительного пользования. Они имеют определенную стоимость и приносятдоход.
К нематериальным активам, например, можно отнести:
- объекты интеллектуальной собственности;
- исключительное право патентообладателя;
- исключительное авторское право на интеллектуальныйпродукт;
- исключительное право владельца на товарныйзнак;
- стоимостная оценка деловой репутациифирмы (разность между покупной и оценочной стоимостью фирмы);
- другие нематериальные активы.
Нематериальные активы переносят свою стоимость на готовуюпродукцию путем их амортизации в установленном порядке.
Капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования,прочие капитальные работы и затраты. Применительно к новым счетам бухгалтерскогоучета в РФ, капитальные вложения – это вложения во внеоборотные активы, которыев дальнейшем будут переведены в основные средства.
Долгосрочные финансовые вложения – это инвестиции предприятия в государственные ценныебумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленныезаймы иным другим организациям, произведенные на срок более одного года.
Материальные оборотные средства – это те материальные активы, которые используются в процессепроизводства сразу или в течении периода, не превышающего одного года. Сюда можноотнести: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, расходы будущих периодов, готовуюпродукцию (на складе или отгруженная покупателям) и т.д.
Денежные средства входят в состав имущества любого предприятия. Все денежные средства предприятияможно условно разделить на наличные и безналичные. Наличные деньги с точки зрениябухгалтерского учета – это те деньги, которые находятся в кассе предприятия. В последнеевремя наличные деньги уступают место безналичным расчетам, но тем не менее, наличныеденьги необходимы предприятию для производства определенных расчетов, например,расчетов с персоналом по заработной плате.
Наличные денежные средства появляются на предприятии всвязи со снятием их с расчетного счета и зачислением в кассу, или в связи с произведенныминаличными расчетами с покупателями продукции (работы, услуги).
Все остальные денежные средства предприятия являются безналичнымиденежными средствами. Расчеты безналичными денежными средствами производятся путемперечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателяс помощью различных банковских операций. Посредником в этих расчетах является банк.
Безналичные деньги менее ликвидные по сравнению с наличнымиденьгами. Для расчета безналичными денежными средствами необходимо затратить дополнительноевремя и произвести дополнительные действия, например, выписать платежное поручениев банк, выписать чек, придать им наличную форму (обналичить), и т.д.
Но не смотря на их меньшую ликвидность по сравнению с наличнымиденежными средствами, «безналичные расчеты способствуют развитию экономики государства».Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижаетрасходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежныхсредств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
Краткосрочные финансовые вложения – это инвестиции предприятия в государственныеценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленныезаймы иным другим организациям, произведенные на срок менее одного года.
Средства в расчетах – это долги других предприятий или лиц данному предприятию (дебиторская задолженность).Сюда относятся: задолженность покупателей (заказчиков) за купленную продукцию (произведенныеработы); задолженность по выданным авансам; задолженность по полученным векселям;расчеты с работниками предприятия по подотчету и т.п.
Другим объектом финансового учета являются обязательствапредприятия (источники формирования его имущества).
Среди источников формирования имущества предприятия различают:
1. собственные источники (собственныйкапитал);
2. заемный капитал [11].
Собственный капитал формируется из уставного, добавочного,резервного капиталов, а также за счет целевого финансирования и поступлений и нераспределеннойприбыли.
Заемные средства формируются за счет кредитов банков, заемныхсредств, кредиторской задолженности, обязательств по распределению (задолженностьрабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговыморганам по налогам).
И еще одним объектом финансового учета являются хозяйственныеоперации, вызывающие изменение состава имущества и обязательств. Сюда относятсяоперации по снабжению, производству, реализации продукции.
1.5 Основы организации финансового учета на предприятии
Организация финансового учета – это процесс создания условийи элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременнойинформации о хозяйственной деятельности предприятия, как для внутренних, так и длявнешних пользователей и осуществления контроля за рациональным использованием имуществапредприятия и своевременным внесением платежей в бюджеты.
Основными элементами организации финансового учета являются:
- первичный учет и документооборот;
- инвентаризация;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета;
- формы организации учетно-вычислительныхработ;
- объем и содержание отчетности;
- организация материальной ответственности;
- учетная политика предприятия.
Организация финансового учета подчиняется следующим общимпринципам:
1. государственное регулирование финансового(бухгалтерского) учета;
2. сочетание государственного регулированияфинансового учета с предоставлением прав предприятию в организации и ведении бухгалтерскогоучета;
3. обеспечение возможности анализа данныхбухгалтерского (финансового) учета, позволяющего выявить резервы повышения эффективностипроизводства;
4. совершенствование учетного процесса,методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда работниковбухгалтерии;
5. применение общепринятых принципов управленияфинансовым учетом.
Процесс финансового учета проходит следующие этапы:
- текущее наблюдение, измерение и регистрацияхозяйственных операций (документирование операций);
- систематизация и группировка полученнойна первой стадии учетной информации, которая содержится в первичных бухгалтерскихи иных учетных документах;
- составление установленных форм бухгалтерской(финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
- использование учетной и отчетной информациив анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия [11].
Необходимо отметить, что первый и второй этапы учетногопроцесса тесно взаимосвязаны между собой. Здесь происходит техническая обработкаинформации, содержащейся в первичных документах, ее систематизация в соответствиис требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля.Первичная информация должна группироваться в форме, удобной как для внутреннегопользователя информации, так и для внешних пользователей.
Первая и вторая стадии сопровождаются исполнением контрольныхфункций аппарата бухгалтерии, то есть, проводится предварительный, текущий и последующийконтроль, включая проверку достоверности содержащейся в документах информации икачества учетных данных на основе периодически проводимых инвентаризаций имуществаи обязательств.
В соответствии с действующим законодательством, за организациюбухгалтерского (финансового) учета и отчетности отвечает руководитель предприятия.Он обязан создавать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета,обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками,имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформленияи представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский и финансовый учет на предприятии ведетсябухгалтерией, которая возглавляется главным бухгалтером. Бухгалтерия является самостоятельнымструктурным подразделением предприятия. Если на предприятии отсутствует собственнаябухгалтерия (бухгалтер), то предприятие может поручить ведение бухгалтерского (финансового)учета аудиторской фирме или специалисту по договору.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Мировой финансовый кризис"
Реферат Особенности операций с эмиссиями ценных бумаг на фондовом рынке сша для иностранных эмитентов
Реферат «уральский экономический район»
Реферат The Crucible The Witchcraft Hysteria Essay Research
Реферат Аналіз вірша В. Симоненка Лебеді материнства
Реферат Стохастичность и нелинейность систем. неравновесность систем.Энтропия и негэнтропия
Реферат Относимость и допустимость доказательств и содержание судебного решения
Реферат Great Gatsby Essay Research Paper F Scott
Реферат Компьютерные 2d и 3d иллюстрации свойств геометрических фигур и тел при изучении геометрии в шко
Реферат Лоббизм и его особенности в России
Реферат Администрация старорусского муниципального района постановление
Реферат Основы операционной системы Windows
Реферат Бух.учет компании за квартал
Реферат Ягоды
Реферат Институциональная структура общества. Неформальные правила