Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Курсовая работа
По дисциплине: Бухгалтерский учет
Тема: «Финансовая отчетность. Методические
основы аудиторской проверки финансовой отчетности»
Специальность: 0705022
«Экономика, бухгалтерскийучет и аудит»
Выполнил: учащийся III курса,группы Б-179,
Янцен Н.Н.
Проверил: Поринг Л.А.
Костанай 2008г.
Содержание
Введение
1. Финансовая отчетность, характеристика и требования,предъявляемые к ней
Требования к составлению финансовой отчетности
2. Бухгалтерский баланс, его строение, правила составления
3. Отчет о прибылях и убытках
3. Отчет о движении денежных средств
Классификации потоков в отчете о движении денежных средств
5. Отчет об изменениях в собственном капитале
Пояснительное примечание
6. Аудит финансовой отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Тема финансовая отчетность важна и актуальна на все времена.Её актуальность на сегодняшний день заключается в необходимости предприятий иорганизаций знать и уметь, достоверно и правильно предоставлять информацию освоём финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.
Цель курсовой — рассмотреть порядок составления финансовойотчетности и познакомиться с методическими основами аудиторской проверкифинансовой отчетности.
В курсовой будут раскрыты следующие вопросы:
Характеристика и требования, предъявляемые к финансовойотчетности;
Бухгалтерский баланс, его строение, правила составления;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств;
Отчет об изменениях в капитале;
Аудит финансовой отчетности.
Целью финансовой отчетности является обеспечениезаинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении,результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом состояниипредприятий и организаций.
Для достижения этой цели финансовая отчетность представляетинформацию о таких показателях организации, как активы, обязательства,собственный капитал, доходы и расходы, включая доходы и расходы от неосновнойдеятельности и чрезвычайных ситуаций, движение денег, изменения в собственном капитале.
Финансовая отчетность может дополняться другими материаламив соответствии с требованиями международных стандартов и законодательстваРеспублики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Финансовая отчетность должна достоверно представлятьфинансовое положение организации, финансовые результаты её деятельности,движение денег и изменение в финансовом положении. Достоверное представлениеинформации обеспечивается надлежащим применением международных стандартов.
В целом, тема финансовая отчетность очень обширная идовольно сложная. Основной задачей нашей курсовой работы является показать, какправильно, в соответствии со всеми требованиями, представляется финансоваяотчетность предприятий и организаций по формам, установленным законодательством.
1. Финансовая отчетность, характеристика итребования, предъявляемые к ней
Финансовая отчетность — единая система данных обимущественном и финансовом положении организации и о результате еехозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учетапо установленным формам (см. Приложения).
Систему бухгалтерского учета и финансовой отчетностирегулирует Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III. Данный Закон такжеустанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерскогоучета и составления финансовой отчетности.
Пунктом 2 ст.15 «Финансовая отчетность» Закона РК«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» была утвержденафинансовая отчетность, которая включает в себя:
Форму 1 «Бухгалтерский баланс»;
Форму 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Форму 3 «Отчет о движении денежных средств»;
Форму 4 «Отчет об изменениях в капитале»;
Форму 5 «Пояснительную записку».
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности являетсяобеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовомположении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальныхпредпринимателей и организаций.
Принципами ведения бухгалтерского учета и составленияфинансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности. Основнымикачественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность,уместность, надежность и сопоставимость.
Порядок составления финансовой отчетности и дополнительныетребования к ней устанавливается в соответствии с международными стандартами итребованиями действующего законодательства РК.
Требования к составлению финансовой отчетности
Финансовая отчетность должна давать достоверное и полноепредставление об имущественном и финансовом положении предприятия, об егоизменениях, а также финансовых результатах его деятельности. Достовернойсчитается финансовая отчетность, сформированная и составленная исходя изправил, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Отчетным периодом для составления годовой финансовойотчетности должен являться календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. Предоставляетсягодовая финансовая отчетность не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.Учредители вправе определять сроки представления промежуточной финансовойотчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.
При формировании финансовой отчетности предприятием должнабыть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключеноодностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей финансовойотчетности перед другими.
Финансовая отчетность составляется на государственном и (или)русском языке и представляется в национальной валюте Республики Казахстан.
Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлетворятьмногим требованиям. Круг пользователей включает различные категории — отсерьезных аналитиков до случайных «любителей». Все онируководствуются общей целью для достижения своих интересов — оценить по даннымфинансовой отчетности финансовое состояние организации.
Круг пользователей информации принято подразделять навнутренних и внешних пользователей. В свою очередь внешних пользователей делят надве основные группы:
Непосредственно заинтересованные в деятельности организации;
Опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе, как правило, относятся следующиепользователи:
Государство, прежде всего в виде налоговых органов, которыепроверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов,определяют налоговую политику;
Органы государственного контроля и надзора, в соответствии сих компетенцией;
Существующие и потенциальные кредиторы, использующиеотчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита,определения условий кредитования, усиление кредита, определение условийкредитования, условия гарантий возврата кредита, оценки доверия к организациикак к клиенту;
Поставщики и покупатели, определяющие надежность деловыхсвязей с данным клиентом;
Существующие и потенциальные учредители (участники) организации,в соответствии с учредительными документами, которым необходимо определитьувеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективностьиспользования ресурсов руководством организации.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однакоизучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первойгруппы пользователей отчетности. К этой группе относятся:
Аудиторские службы, проверяющие соответствие данныхотчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
Консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетностьв целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения ихкапиталов в ту или иную компанию;
Органы государственной статистики;
Законодательные органы и др.
К внутренним пользователям отчетности относятся высшееруководство организации, общее собрание участников, которые по даннымотчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений иэффективность структуры капитала, осуществляют предварительные расчетыфинансовых показателей предстоящих отчетных периодов.
2. Бухгалтерский баланс, его строение, правиласоставления
Бухгалтерский баланс — основная форма годового отчетапредприятия. До его составления необходимо сверить обороты и остатки по всемсинтетическим счетам в учетных регистрах с данными аналитического учета.
Для сопоставимости данных баланса на начало и конец годаноменклатура статей утвержденного баланса на начало года должна быть приведенав соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей, утвержденныхдля баланса на конец года (если имели место изменения в номенклатуре статейбаланса).
Бухгалтерский баланс должен содержать информацию,определенную Международными Стандартами финансовой отчетности и Методическимирекомендациями по составлению отчетности.
Баланс включает три основных элемента финансовой отчетности:
Активы — ресурсы, контролируемые организацией врезультате прошлых событий и от которых организация ожидает получения будущихэкономических выгод.
Обязательства — существующая обязанность организации,возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию изорганизации ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал — этодоля в активах организации,остающаяся после вычета всех ее обязательств.
В соответствии с характером деятельности, организацияопределяет, представлять или не представлять краткосрочные и долгосрочныеактивы и обязательства как отдельные классификации в самом балансе. Классификацияактивов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные позволяет раскрыть вбалансе чистые активы, постоянно циркулирующие в качестве оборотного капитала,отдельно от тех, которые используются в долгосрочных операциях, а такжевыделить активы, которые предполагается реализовать в текущем операционномцикле, и обязательства, подлежащие погашению в течение этого же периода.
Организация раскрывает суммы, погашение или возмещениекоторых ожидается более чем через двенадцать месяцев, по каждой статье активови обязательств, объединяющей суммы, погашение или возмещение которых ожидаетсядо или после двенадцати месяцев от даты баланса независимо от классификацииактивов и обязательств (см. Приложение № 1). Данная информация являетсяполезной для оценки ликвидности и платежеспособности организации.
Оборотные активы — это такие активы, которые:
предполагается обратить в денежные средства, продать илиизрасходовать в течение 12 месяцев после даты баланса или нормальногооперационного цикла;
удерживаются в основном для целей торговли (например,долговые и долевые ценные бумаги, удерживаемые для торговли);
являются денежными средствами или эквивалентами денежныхсредств, на которые не наложены ограничения по использованию в течение 12месяцев после даты баланса.
Краткосрочные обязательства — это обязательства, погашаемыев ходе обычного операционного цикла организации, либо удерживаемые для торговыхопераций, а также подлежащие исполнению в течение 12 месяцев после даты баланса.
Все остальные обязательства классифицируются какдолгосрочные.
Некоторые краткосрочные обязательства, например кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам, начисленные расходы (например, пооплате труда или прочие операционные расходы), являются частью оборотногокапитала, который используется в рамках обычного операционного цикла. Такиестатьи классифицируются как краткосрочные обязательства даже в том случае, еслиони подлежат погашению в срок, превышающий двенадцать месяцев после датыбаланса.
Примерами краткосрочных обязательств являются финансовыеобязательства, удерживаемые для торговых операций, банковские овердрафты, а такжекраткосрочная составляющая долгосрочных финансовых обязательств, начисленныедивиденды, налоги на прибыль и прочая кредиторская задолженность.
В случае нарушения обязательства по договору долгосрочногозайма, по которому задолженность подлежит оплате по требованию, тообязательство классифицируется как:
краткосрочное — если заемщик согласен после датыбаланса и до того как финансовая отчетность была разрешена к публикации нетребовать уплаты долга,
долгосрочное — если заемщик до даты балансасогласился предоставить льготный период отсрочки, заканчивающийся не менее чемчерез 12 месяцев после даты баланса, в течение которого он не может требоватьнемедленного погашения задолженности, а организация восстановить обязательство.
3. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходысубъекта за период (см. Приложение 2).
Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя все статьидоходов и расходов, признанных за период, за исключением тех наименований, покоторым предусмотрено иное. Международный стандарт финансовой отчетности № 2предписывает иной порядок представления в следующих случаях:
влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политикепредставляются как корректировки прошлых периодов, а не как доходы или расходыв периоде их возникновения;
при приросте стоимости имущества от переоценки.
Некоторые прибыли и убытки, возникающие в результатеперевода финансовых отчетов зарубежной деятельности и некоторые изменения всправедливой стоимости хеджинговых инструментов, отражаются напрямую в капиталепри их возникновении, а не в виде прибылей или убытков.
Информация, представляемая организацией непосредственно всамом отчете о прибылях и убытках, должна включать в себя, как минимум,агрегированные показатели следующих сумм:
доходы;
затраты на финансирование;
долю прибылей или убытков ассоциированных организаций исовместных организаций, учитываемых по методу долевого участия;
расходы по уплате налога;
прибыли или убыток после налогообложения, признанные привыбытии активов или урегулировании обязательств, относя к прекращаемойдеятельности;
прибыль или убыток.
В отчете о прибылях и убытках также раскрывается прибыль илиубытки, относимые на долю меньшинства и на акционеров организации-учредителя.
Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточныесуммы должны представляться непосредственно в самом отчете о прибылях и убыткахсогласно требованиям МСФО или когда такое представление необходимо длядостоверного представления финансового положения организации.
Не желательно представление каких-либо статей доходов ирасходов как «чрезвычайные статьи» ни непосредственно в самом отчетео прибылях и убытках, ни в примечаниях к нему. По каждой существеннойсоставляющей доходов и расходов субъект должен раскрывать характер и суммутакой составляющей отдельно. Такое раскрытие должно включать в себя:
списание стоимости запасов до цены продажи за вычетом затратна завершение и сбыт и восстановления стоимости запасов;
списание стоимости основных средств до справедливойстоимости за вычетом затрат на сбыт и восстановление стоимости основных средств;
реструктуризацию деятельности субъекта и реверсивные записипо всем видам оценочных обязательств по затратам на реструктуризацию;
выбытие объектов основных средств;
выбытие инвестиций;
прекращенную деятельность;
урегулирование судебных споров;
реверсивные записи по всем прочим видам резервов.
Организация представляет анализ расходов, используяклассификацию, основанную либо на характере, либо на функции расходов, взависимости, что из них дает надежную и более уместную информацию. Анализ похарактеру расходов. В рамках данного метода расходы объединяются в отчете оприбылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизацияосновных средств, закупки материалов, транспортные расходы, вознагражденияработникам и затраты на рекламу) и не пере-распределяются между различнымифункциональными направлениями внутри субъекта.
Иллюстративныйпример классификации методом по характеру затратНАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ За 2008 год Доход X Прочий доход X Расходы на сырье и вспомогательные материалы X Затраты на вознаграждения работникам X Расходы на амортизацию X Прочие расходы X Итого расходы (х) Прибыль X
Анализ по функции расходов. В рамках данного методаклассификации расходы обобщаются по их функции в соответствии с ихфункциональными направлениями (например, сбытовые расходы, административныезатраты). В соответствии с этим методом субъект, как минимум, раскрываетсебестоимость продаж отдельно от других расходов.
Иллюстративный пример классификации методом по функциизатратНАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Код стр. За отчетный период За предыдущий период Продолжаемая деятельность Доход от реализации продукции и оказания услуг 010 Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг 020 Валовая прибыль 030 Прочие доходы 040 Расходы на реализацию продукции и оказание услуг 050 Административные расходы 060 Расходы на финансирование 070 Прочие расходы 080 Доля прибыли/убытка ассоциированных и совместных организаций, учитываемых по методу долевого участия 090 Прибыль (убыток) до налогообложения 100 Расходы по корпоративному подоходному налогу 110 Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности 120 Прекращенная деятельность Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности 130 Итоговая прибыль (убыток) за период 140 в том числе: доля материнской организации 150 доля меньшинства 160 Прибыль на акцию 170
Приветствуется подобное представление такого анализанепосредственно в самом отчете о прибылях и убытках.
Организации, классифицирующие расходы по функциям, должныраскрывать дополнительную информацию и о характере расходов, включая информациюо расходах на амортизацию материальных и нематериальных активов и расходах повознаграждениям работникам.
3. Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств содержит в себе информациюоб изменениях в денежных средствах и в денежных эквивалентах организации запериод (см. Приложение 3).
В отчете о движении денежных средств показываются потокиденежных средств за период, классифицированные по принадлежности к основнойдеятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.
Отчет о движении денежных средств, предоставляет ответы напростые, но очень важные вопросы:
1. Откуда были получены денежные средства в течение периода?
2. Как они были потрачены?
3. Насколько изменилось сальдо счета денежных средств запериод?
Информация, используемая при подготовке отчета о движенииденежных средств обычно исходит из: сравнительных балансовых отчетов, текущегоотчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности и данных об отдельныххозяйственных операциях.
Основная цель отчета о движении денежных средств — обеспечениеинформации о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период. Вторичнаяцель — служить средством анализа инвестиционной и финансовой деятельностиорганизации. Если быть более точным, отчет о движении денежных средств помогаетинвесторам и кредиторам оценить:
способность организации генерировать будущие положительныепотоки денежных средств;
способность организации оплатить свои обязательства ивыплатить дивиденды;
причины разницы между размером чистого дохода и размеромпоступления/выбытия денежных средств;
как наличный, так и безналичный аспекты инвестиционной ифинансовой деятельности субъектов.
Отчет о движении денежных средств был введен для исполненияотносительно недавно — он должен быть представлен в составе годовой отчетностина конец года. В мировой практике данный вид отчета также является относительноновым, но тем не менее был значительно усовершенствован со времени введения. Онотражает изменения в ресурсах предприятия за период времени, но в совершенодругом виде, нежели отчет о результатах хозяйственной деятельности. Отражениеисточников, использования и чистого увеличения/уменьшения денежных средствпомогает инвесторам, кредиторам и другим лицам быть в курсе о том, чтопроисходит с наиболее ликвидным ресурсом компании. Так как большинство людейимеет чековые книжки и составляет налоговые декларации на кассовой основе, тоони могут связать это с отчетом о движении денежных средств и понять причины ивлияние притоков и оттоков денежных средств, а также чистое увеличение/уменьшениеденежных средств.
Классификации потоков в отчете о движении денежныхсредств
В отчете, составленном в соответствии с МСФО № 7, потокиденежных средств классифицируют на следующие три категории:
Инвестиционная деятельность. Включает в себя приобретениеи использование долгосрочных активов в виде недвижимой собственности (здания,сооружения), оборудования, а также других долгосрочных активов и средствпогашения задолженности других субъектов, которые не являются эквивалентомналичности, используются для обеспечения операционной деятельности,производства услуг, для ведения торговых операций. Инвестиционная деятельностьвключает в себя кредит в налично-денежной форме и погашение ссуд другимсторонам. Для определения величины денежных поступлений и выплат отинвестиционной деятельности можно воспользоваться информацией о данныхоперациях, взятой напрямую из регистров бухгалтерского учета или изпояснительной записки и примечаний к финансовым отчетам. Кроме того информацияо денежных потоков от инвестиционной деятельности может быть получена на основеанализа изменений по статьям долгосрочных и других активов, относящихся кинвестиционной деятельности.
Финансовая деятельность. Включает в себя денежныепоступления от эмиссии акций или других долевых инструментов. Также к нейотносятся получение ресурсов посредством займов (краткосрочных или долгосрочных)и погашение займов. Финансовая деятельность, как правило, приводит к изменениюв размере собственного капитала и заемных средств. Информацию о денежныхсредствах полученных/затраченных при осуществлении финансовой деятельностиполученную на основе выписки из регистров учета, необходимо проверять. Еслисчета не содержат ошибок, значит информация извлечена из регистров полностью. Крометого информация о денежных потоках от финансовой деятельности может бытьполучена на основе анализа изменений по статьям собственного капитала иобязательств, относящихся к финансовой деятельности
Основная деятельность. Включает все операции, неотносящиеся к инвестиционной или финансовой деятельности. Говоря в общем,движения денежных средств, которые относятся или являются следствием статей,заявленных в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности,являются движениями денежных средств от операционной деятельности. Основнаядеятельность — это главные операции, приносящие прибыль субъекту, и включающиедоставку или производство товаров для продажи, а также оказание услуг.
МСФО № 7 предоставляет две альтернативы составления отчета одвижении денежных средств от операционной деятельности. Бухгалтер может самвыбрать из двух методов составления отчета — прямого или косвенного.
Прямой метод основан на анализе движения денежныхсредств с применением данных, взятых из счетов баланса предприятия. Данныйметод:
Показывает основные источники поступлений денежных средств иосновные направления оттоков денежных средств (основные виды поступлений ивыплат);
Обеспечивает возможность оперативных заключений одостаточности денежных средств для осуществления текущих платежей;
Создает связь между совокупным доходом и денежнымипоступлениями за отчетный период.
Косвенный метод основан на использовании одновременноданных статей баланса и отчета о результатах финансово-хозяйственнойдеятельности. При его использовании сумма чистого дохода/убытка корректируетсяна изменение текущих активов и обязательств, не денежных операций, а также надоходы и расходы, являющиеся результатом инвестиционной и хозяйственнойдеятельности. Данный метод:
Раскрывает взаимосвязь между различными видами деятельностипредприятия;
Устанавливает связь между чистой прибылью и изменениями вактивах предприятия за отчетный период.
Приветствуется использование организациями прямого методадля представления информации о движении денежных средств от операционной деятельности.Этот метод позволяет предоставлять информацию, полезную для оценки будущегодвижения денежных средств, которая отсутствует при использовании косвенногометода.
5. Отчет об изменениях в собственном капиталеПояснительное примечание
Отчет об изменениях в капитале содержит прибыль или убытокза период, статьи доходов и расходов, признанных напрямую в составе капитала запериод, влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политике за период,и — в зависимости от формата отчета об изменениях в капитале, которогопридерживается организация — суммы инвестиций, произведенных владельцемкапитала, и суммы дивидендов и иных распределений выплаченных им за период (см.Приложение 4).
Субъект должен представлять отчет об изменениях в капитале,показывая непосредственно в самом отчете:
прибыль или убыток за период;
каждую статью дохода и расхода за период, которая признаетсянепосредственно в составе капитала, и итоговую сумму таких статей;
общую сумму доходов и расходов за период (рассчитанную путемсуммирования показателей первых двух пунктов с отдельным указанием общих сумм,относимых на владельцев долевых инструментов материнской организации и на долюменьшинства);
по каждому компоненту капитала влияние изменений в учетнойполитике и корректировки ошибок.
Организация должна также представлять или непосредственно всамом отчете об изменениях в капитале, либо в пояснительном примечании к немуследующую информацию:
суммы инвестиций, произведенных владельцами капитала и суммыдивидендов и прочих распределений им с разделением на суммы от выпуска акций,суммы по операциям с выкупленными акциями и суммы по иным распределениямдержателям долевых инструментов;
сальдо нераспределенной прибыли (т.е. накопленную прибыльили убыток) на начало и на конец отчетного периода, а также изменения в течениепериода;
выверка между балансовой стоимостью каждого классавнесенного капитала и каждой статьи доходов и расходов, напрямую признаваемых всоставе капитала на начало и на конец периода с отдельным раскрытием каждогоизменения.
Финансовая отчетность будет более полной, если организацияпредоставляет дополнительную информацию в виде финансовых обзоров руководства сописанием и объяснением основных характеристик финансовых результатовдеятельности организации, её финансового положения и основныхнеопределенностей, с которыми она сталкивается.
6. Аудит финансовой отчетности
Работа аудитора — это строго организованный процесс,которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составлениядокументации, проведения аудиторских процедур.
Практика аудита различает следующие этапы проведенияпроверки финансовой отчетности: ознакомление с предприятием; заключениедоговора на аудиторскую проверку; составление плана и программы аудита; аудитпоказателей финансовой отчетности; составление отчета по результатам аудита ипредставление его клиенту, а также подписание акта приемки-сдачи работ подоговору об аудиторской проверке.
Специфика предприятия, объем и сложность работы по егопроверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов припроведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами. Сэтой целью руководителем бригады составляется программа проверки, в которой указываются:
цели аудита;
основные участки работы предприятия и проверяемые объектыучета;
характер проверки;
закрепление обязанностей за членами бригады;
предполагаемая продолжительность проверки.
Цель аудитаимеет важное значение, поскольку онасразу знакомит клиента с тем, зачем аудитор пришел на предприятие и какуюпользу может принести проводимая им проверка. Поэтому следует подробно указать,что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накоплениекомпрометирующего материала, а выявление недочетов в бухгалтерской и вообщеэкономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихсянедостатков и недопущение их в дальнейшем.
Целями аудита кроме названной выше могут быть: экспертизаоценки состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля; подтверждениеданных проспекта эмиссий акций и других ценных бумаг; анализ показателейфинансовой отчетности и разработка предложений по укреплению рыночнойустойчивости предприятия; консультирование по вопросам, интересующим клиента, ит.д.
Продолжительность аудиторской проверки может быть различной,однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит неменее точные и полезные результаты, нежели растянутая во времени на долгиенедели.
Несмотря на добросовестное составление программы аудиторскойпроверки, ряд факторов, влияющих на ее трудоемкость и продолжительность, неможет быть предугадан и заранее учтен. Поэтому в ходе проверки приходитсявносить коррективы в содержание и длительность тех или иных работ.
Программа аудиторской проверки представляется руководствупроверяемого предприятия для ознакомления с нею и согласования содержанияобъектов и этапов проверки. По просьбе руководства предприятия в нее могут бытьвнесены изменения и дополнения. Естественно, при этом аудитор должен соблюдатьпринцип независимости.
Далее аудитор должен перейти к следующему этапу — к аудитупоказателей финансовой отчетности.
Проверку следует начать с общего обзора отчетных форм, т.е. провестиих формальную проверку, при которой необходимо определить полноту иправильность заполнения реквизитов и установить, нет ли самостоятельныхизменений в установленных формах отчетности, не оговоренных исправлений,подчисток и помарок, дописок текста и цифр. Прежде всего необходимо обратитьвнимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полноенаименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Виддеятельности предприятия (реквизит «Отрасль») должен соответствоватьего уставу, а в случае лицензирования данного вида деятельности необходимопроверить наличие у предприятия лицензии и срока ее действия. Следует иметь ввиду, что запись в учредительных документах о том, что предприятие можетзаниматься "… и другими видами деятельности, не запрещеннымизаконодательством… ", не дает основания акционерному обществу,созданному, например, для производства телевизоров, заниматься операциями сценными бумагами.
Определение вида деятельности предприятия необходимо дляправильного разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочейдеятельности.
Затем следует проверить правильность заполнения отчетностипо форме и провести счетную проверку, т.е. проверить правильность арифметическихподсчетов итоговых показателей, их сопоставимость и взаимоувязку, отраженных вразличных формах финансовой отчетности.
Особое внимание следует обратить на правильность составлениябаланса. Необходимо иметь в виду, что правильность составления балансаосновывается на следующих основных моментах:
данные статей баланса на начало периода должнысоответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменениивступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий годдолжны быть даны соответствующие разъяснения;
данные статей баланса на конец отчетного периода должны бытьобоснованы результатами инвентаризации;
суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговымиорганами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны;
данные заключительного баланса должны соответствоватьоборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистрабухгалтерского учета на конец отчетного периода;
данные балансов на начало и конец года должны бытьсопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьивступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.
Наконец, аудитор по результатам аудиторской проверкисоставляет аудиторское заключение, которое должно соответствоватьказахстанскому стандарту № 5 «Аудиторское заключение (отчет) по проверкефинансовой отчетности». Основные элементы аудиторского заключения в этомстандарте приведены в следующей последовательности: заглавие; адресат; начальныйили вводный раздел; основной раздел (содержит описание характера аудита); заключительныйраздел (содержит заключение по финансовым отчетам); дата аудиторскогозаключения; адрес аудитора (или фирма); печать и личная подпись аудитора (илируководителя фирмы и ее печать).
В заглавии необходимо использовать термин «независимыйаудитор», чтобы отличить отчет аудитора от отчетов, которые могут бытьвыпущены лицами, например сотрудниками хозяйствующего субъекта или другимиаудиторами, которые могут не придерживаться этических требований, предъявляемыхк независимому аудитору.
Аудиторское заключение должно содержать соответствующийадресат, предусмотренный условиями проведения аудиторской проверки и местнымиправилами. Заключение (отчет) обычно адресуется либо акционерам, либо правлениюхозяйствующего субъекта, отчеты которого проходят аудиторскую проверку.
В начальном или вводном разделе должно содержаться указаниена финансовые отчеты хозяйствующего субъекта, которые подвергались аудиту, суказанием даты составления финансовых отчетов и периода проверки. Здесь жеследует подчеркнуть ответственность руководства за достоверность финансовыхотчетов, а аудитора за заключение по финансовым отчетам, составленное на основеаудита.
Аудиторское заключение подписывается аудитором или совместнос руководителем аудиторской фирмы, если этого требуют условия проверки, так какфирма несет ответственность за соответствие качества аудита казахстанскимстандартам по аудиту. Рекомендуется на каждой странице аудиторского заключенияставить подпись аудитора и его печать, а на последней странице еще подписьруководителя фирмы и ее печать.
При представлении клиенту аудиторского заключения аудиторунеобходимо составить акт приема-сдачи его, что свидетельствует о выполнении имидоговора.
Заключение
Финансовая отчетность представляет собой информацию офинансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовомположении предприятий и организаций.
Финансовая отчетность включает в себя:
«Бухгалтерский баланс»;
«Отчет о прибылях и убытках»;
«Отчет о движении денежных средств»;
«Отчет об изменениях в капитале»;
«Пояснительное примечание».
Целью финансовой отчетности является обеспечениепользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовомположении и результатах деятельности за отчетный период.
Несмотря на различие интересов разных пользователейфинансовой отчетности предприятии, основным условием существования предприятияявляется достаточность капитала для его деятельности. Поэтому основнымтребованием (при прочих равных условиях) является то, чтобы собственникикапитала и другие инвесторы были удовлетворены информацией, которую ониполучают от предприятия. Это положение считается общей чертой в информационныхзапросах всех пользователей.
Бухгалтерский баланс — основная форма годового отчетапредприятия. Баланс предприятия должен содержать информацию, определеннуюмеждународными стандартами финансовой отчетности и Методическими рекомендациямипо составлению отчетности.
Второй формой входящей в годовую финансовую отчетностьявляется «Отчет о прибылях и убытках». Он состоит из пяти разделов:«Финансовые результаты», «Использование прибыли», «Платежив бюджет», «Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот поналогу на прибыль», «Льготная прибыль».
Отчет о движении денежных средств раскрывает важные данные одвижениях денежных потоков предприятия по основной, инвестиционной и финансовойдеятельности.
Надлежащее применение стандартов финансовой отчетности сдополнительным, при необходимости раскрытием обеспечивает полное и достоверноепредставление информации, содержащейся в финансовой отчетности.
Предварительная оценка финансового положения предприятияосуществляется на основании данных финансовой отчетности. При этом отчетностьпредприятия рассматривается в двух основных аспектах: с точки зренияустановления рациональности структуры имущества и его источников,обеспечивающий текущую платежеспособность, и с точки зрения выявленияфинансового результата. Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс(приложение № 1), вторую — отчет о прибылях и убытках (приложение № 2).
Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, вместе спрочей информацией в пояснительной записке помогает пользователямпрогнозировать движение денег в будущем, и в частности, распределение вовремени и определенность генерирования денег и их эквивалентов.
Список использованной литературы
1. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28февраля 2007 г.
2. МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» от 28 декабря2005г. с.32-36
3. МСФО № 7 «Отчет о движении денежных средств» от 24 января2005г.
4. Бухгалтерский учет в организациях, Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина,М. 2000, с.5-7
5. Бухгалтерский учет. Ларионов А.Д., Ефремова В.А., Леонтьева Ж.П., СтанковП.А. Москва. 2000, с.282-310
6. Бухгалтерский учет. Н.П. Кодраков. Москва 2002 г. С.342-364
7. Джумагазина А.А. Принципы организации внутреннего аудита. Бух. учет иаудит 2000 №5 с.54-55.
8. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности, Алматы1998.
9. Кайролашин Б.Б. К вопросу о сущности аудита. Бух. учет и аудит 2001г. №3с.40-49.
10. Касыштева Ж.Т. Порядок проведения аудиторской проверки. Бух. учет 2000№4 с.56-57.
11. Кондрашев Н.П. Бухгалтерский учёт, учебное пособие.2-е изд. перераб. идоп. Москва: Инфра — М., 2000, с.259-261.
12. Основы аудита при отчетности. Заочная школа аудитора 2001№7 с.3-22.
13. Планирование, аудиторское заключение. Заочная школа аудитора 2001г. №2 с.4-23.
14. Радостовец В.К., В.В. Радостовец, О.И. Шмидт Бухгалтерский учёт напредприятии. Изд.3. доп. и перераб. — Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002 с.691-695.
Приложения
Приложение 1
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 мая 2007 года № 184
Форма 1
Наименование организации
____________________________________________________________
Вид деятельности
организации_________________________________________________
Организационно-правовая
форма_______________________________________________________
Среднегодовая численность работников
________________________________________________________чел.
Субъект предпринимательства
____________________________________________________________
(малого, среднего, крупного)
Юридический адрес организации
____________________________________________________________
Бухгалтерский баланс
по состоянию на "__" __________ ____ года
тыс. тенгеАктивы Код стр.
На конец
отчетного
периода
На начало
отчетного периода I. Краткосрочные активы Денежные средства 010 Краткосрочные финансовые инвестиции 011 Краткосрочная дебиторская задолженность 012 Запасы 013 Текущие налоговые активы 014 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи 015 Прочие краткосрочные активы 016 Итого краткосрочных активов 100 II. Долгосрочные активы Долгосрочные финансовые инвестиции 020 Долгосрочная дебиторская задолженность 021 Инвестиции, учитываемые методом долевого участия 022 Инвестиционная недвижимость 023 Основные средства 024 Биологические активы 025 Разведочные и оценочные активы 026 Нематериальные активы 027 Отложенные налоговые активы 028 Прочие долгосрочные активы 029 Итого долгосрочных активов 200 Баланс (стр.100 + стр. 200) III. Краткосрочные обязательства Краткосрочные финансовые обязательства 030 Обязательства по налогам 031 Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам 032 Краткосрочная кредиторская задолженность 033 Краткосрочные оценочные обязательства 034 Прочие краткосрочные обязательств 035 Итого краткосрочных обязательств 300 IV. Долгосрочные обязательства Долгосрочные финансовые обязательства 040 Долгосрочная кредиторская задолженность 041 Долгосрочные оценочные обязательства 042 Отложенные налоговые обязательства 043 Прочие долгосрочные обязательства 044 Итого долгосрочных обязательств 400 V. Капитал Уставный капитал 050 Неоплаченный капитал 051 Выкупленные собственные долевые инструменты 052 Эмиссионный доход 053 Резервы 054 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 055 Доля меньшинства 056 Итого капитал 500 Баланс (стр.300 + стр.400 + стр.500)
Руководитель _______________________________ ________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер_____________________________ ____________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Место печати
Приложение 2
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 мая 2007 года № 184
Форма 2
Наименование организации
___________________________________________
Отчет о прибылях и убытках
за год, заканчивающийся 31 декабря _______ года
Активы Код стр.
На конец
отчетного
периода
На начало
отчетного периода Доход от реализации продукции и оказания услуг 010 Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг 020 Валовая прибыль (стр.010 — стр.020) 030 Доходы от финансирования 040 Прочие доходы 050 Расходы на реализацию продукции и оказание услуг 060 Административные расходы 070 Расходы на финансирование 080 Прочие расходы 090 Доля прибыли/убытка организаций, учитываемых по методу долевого участия 100 Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр.030 + стр.040 + стр.050 — стр.060 — стр.070 — стр.080 — стр.090 +/ — стр.100) 110 Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности 120 Прибыль (убыток) до налогообложения 130 Расходы по корпоративному подоходному налогу 140 Чистая прибыль (убыток) за период (стр.130 — стр.140) до вычета доли меньшинства 150 Доля меньшинства 160 Итоговая прибыль (итоговый убыток) за период (стр.150 — стр.160) 170 Прибыль на акцию 180
Руководитель _______________________________ ________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер_____________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Место печати
Приложение 3
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 мая 2007 года № 184
Форма 3
Наименование организации
___________________________________________
Отчет о движении денежных средствза год,заканчивающийся 31 декабря _______ года(прямой метод)
Активы Код стр.
На конец
отчетного
периода
На начало
отчетного периода I. Движение денежных средств от операционной деятельности
1. Поступление денежных средств, всего
010
в том числе: реализация товаров 011 предоставление услуг 012 авансы полученные 013 дивиденды 014 прочие поступления 015
2. Выбытие денежных средств, всего
020
в том числе: платежи поставщикам за товары и услуг 021 авансы выданные 022 выплаты по заработной плате 023 выплата вознаграждения по займам 024 корпоративный подоходный налог 025 другие платежи в бюджет 026 прочие выплаты 027
3. Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности
(стр.010 — стр.020)
030
II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности
1. Поступление денежных средств, всего
040
в том числе: реализация основных средств 041 реализация нематериальных активов 042 реализация других долгосрочных активов 043 реализация финансовых активов 044 погашение займов, предоставленных другим организациям 045 фьючерсные и форвардные контракты, опционы и свопы 046 прочие поступления 047
2. Выбытие денежных средств, всего
050
в том числе: приобретение основных средств 051 приобретение нематериальных активов 052 приобретение других долгосрочных активов 053 приобретение финансовых активов 054 предоставление займов другим организациям 055 фьючерсные и форвардные контракты, опционы и свопы 056 прочие выплаты 057
3. Чистая сумма денежных средств от инвестиционной деятельности
(стр.040 — стр.050)
060
III. Движение денежных средств от финансовой деятельности
1. Поступление денежных средств, всего
070
в том числе: эмиссия акций и других ценных бумаг 071 получение займов 072 получение вознаграждения по финансируемой аренде 073 прочие поступления 074
2. Выбытие денежных средств, всего
080
в том числе: погашение займов 081 приобретение собственных акций 082 выплата дивидендов 083 прочие 084
3. Чистая сумма денежных средств от финансовой деятельности
(стр.070 — стр.080)
090
Итого: Увеличение +/ — уменьшение денежных средств
(стр.030 +/ — стр.060 +/ — стр.090)
Денежные средства и их эквиваленты на начало отчетного периода
Денежные средства и их эквиваленты на конец отчетного периода
Руководитель _______________________________ ________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер_____________________________
(фамилия, имя,отчество) (подпись)
Место печати
Приложение 4
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 мая 2007 года № 184
Форма 4
Наименование организации
___________________________________________
Отчет об изменениях в капитале
за год, заканчивающийся31 декабря _______ года
Код
стр. Капитал материнской организации
Доля
меньшинства
Итого
капитал
Уставный
капитал
Резервный
капитал
Нераспределенная
прибыль Всего Сальдо на 1 января отчетного года 010 Изменения в учетной политик 020 Пересчитанное сальдо (стр.010 +/-стр.020) 030 Прибыль/убыток от переоценки активов 031 Хеджирование денежных потоков 032 Курсовые разницы 033
Прибыль/убыток, признанная/ый непосредственно в самом капитале
(стр.031 +/ — стр.032 +/ — стр.033) 040 Прибыль/убыток за период 050
Всего прибыль/ убыток за период
(стр.040 +/ — стр.050) 060 Дивиденды 070 Эмиссия акций 080 Выкупленные собственные долевые инструменты 090
Сальдо на 31 декабря отчетного года
(стр.030 + стр.060 — стр.070 + стр.080 — стр.090) 100 Сальдо на 1 января предыдущего года 110 Изменения в учетной политике 120
Пересчитанное сальдо
(стр.110+/ — стр.120) 130 Прибыль/убыток от переоценки активов 131 Хеджирование денежных потоков 132 Курсовые разницы от зарубежной деятельности 133
Прибыль/убыток, признанная/ый непосредственно в самом капитале
(стр.131 +/ — стр.132 +/ — стр.133) 140 Прибыль/убыток за период 150
Всего прибыль/ убыток за период
(стр.140 +/ — стр.150) 160
Дивиденды
170 Эмиссия акций 180 Выкупленные собственные долевые инструменты 190
Сальдо на 31 декабря предыдущего года
(стр.130 + стр.160 — стр.170 + стр.180 — стр. 190) 200
Руководитель _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главныйбухгалтер_____________________________
________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Место печати