Содержание
Введение
1. Экономическая сущность расходов напродажу
1.1 Общие положения и нормативноерегулирование учета расходов на продажу
1.2 Синтетический и аналитическийучет расходов на продажу
2. Практика учета расходов на продажуна примере ООО «Полюс»
2.1 Организационно — экономическаяхарактеристика
2.2 Оценка организации учета расходовна продажу в ООО «Полюс»
3. Пути совершенствования организацияучета расходов в ООО «Полюс»
3.1 Планирование расходов на продажу
3.2 Автоматизация учетного процесса
Заключение
Список литературных источников
Введение
Актуальность темы исследования.В условиях рыночной экономики для любой организации является необходимымрациональное управление ее ресурсами и хозяйственными процессами. В общемслучае, рационально действующий хозяйствующий субъект имеет основной цельюувеличение прибыли, поскольку именно прибыль (прямо или косвенно — черезувеличение инвестиционной привлекательности предприятия) является основнымисточником финансирования деятельности организации. В формировании прибылиорганизации участвуют расходы (в том числе расходы на продажу), уменьшая доходыи, тем самым, снижая величину финансового результата.
Таким образом, управлениезатратами и расходами организации является одной из существенных задачменеджмента предприятия. Такое управление требует детального учета и анализа затрати расходов.
В торговле затратыявляются расходами на продажу.
Расходы на продажу — одиниз главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговыхпредприятий. Расходами на продажу являются расходы, связанные с изготовлением ипродажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами такжесчитаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказаниемуслуг.
Для предприятий сферытоварного обращения одной из важнейших задач является обеспечение своевременного,достоверного и полного учета и анализа фактических расходов и осуществлениедейственного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов. Реализация этой задачи в значительной степени зависит от организациибухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учетаформируется большая часть информации о затратах, необходимой для принятиясоответствующих управленческих решений.
Расходы на продажуучаствуют в формировании финансового результата деятельности торговогопредприятия. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся вбухгалтерской отчетности, предприятия должны вести учет в строгом соответствиис нормативными документами.
Объект исследованиякурсовой работы — ООО «Полюс».
Цель данной работы:совершенствование учета расходов на продажу. Для этого необходимо решить рядзадач:
изучить теоретическиеосновы учета расходов на продажу;
изучить деятельность ООО«Полюс»;
выявить особенностибухгалтерского учета расходов на продажу на предприятии;
провести оценку бухгалтерскогоучета;
по результатам анализафинансовой деятельности предприятия и бухгалтерского учета дать рекомендации посовершенствованию учета расходов на продажу на данном предприятии и оценитьпредложенные рекомендации.
1. Экономическая сущностьрасходов на продажу
1.1 Общие положения инормативное регулирование учета расходов на продажу
Расходами на продажу называютсявыраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда напланомерную организацию доведения и реализации товаров потребителям. Они обусловленынеобходимостью оплаты труда работников, транспортирования и хранения,подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управление торговымиорганизациями и предприятиями, на ведение учета.
Расходами на продажу принятоназывать расходы на реализацию и доведение товаров до потребителей приобщественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивноститруда работников, соблюдении установленных требований к качеству торговогообслуживания.
Расходы на продажу учитываютсяна всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимостьпродукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда врозничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Расходы характеризуются суммойи уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах крозничному товарообороту, в оптовой — в процентах к оптовому товарообороту сучастием в расчетах, в общественном питании — в процентах к валовомутоварообороту общественного питания. Уровень издержек обращения — важныйкачественный показатель торговой деятельности.
Расходы условно подразделяютсяна две группы: чистые и дополнительные.
Чистые расходы — это затратыпо организации процесса купли-продажи, содержаниюадминистративно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность.Дополнительные расходы обусловлены продолжением процесса производства вторговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента вторговый.
Доля чистых расходов в оптовойторговле (по данным экспертов) составляет 10 — 12%, в розничной торговлепродовольственными товарами – до 40, в розничной торговле непродовольственнымитоварами – около 50%. Соотношение между чистыми и дополнительными расходами неявляется постоянным.
С развитием производства,увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей,приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованиемматериально-технической базы торговли, повышением качества торговогообслуживания, сокращением непроизводственных затрат доля дополнительныхрасходов будет падать.
Данный раздел учетарегулируется следующими нормативными и законодательными актами:
1) Положения побухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказомМинфина РФ от 06.05.99 №33н.
2) Положения побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказомМинфина РФ от 06.05.99 №32н.
3) План счетовБухгалтерского учета
4) Гражданский кодекРоссийской Федерации.
5) Налоговый кодексРоссийской Федерации, части 1 и 2.
6) Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете».
Состав расходов напродажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условийдоговоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнениеработ, оказание услуг.
Учетная номенклатурастатей расходов на продажу и их содержание. Построение системы счетов учетазатрат в организации зависит от многих факторов: технологии производственногопроцесса, организационной структуры предприятия, осуществляемой деятельности,видов выпускаемой продукции (работ, услуг), варианта сводного учета затрат.
В организациях,осуществляющих промышленную деятельность, на счете 44 «Расходы напродажу» могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковкуизделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию(пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортныесредства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другимпосредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции вместах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятыхсельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы;другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях,осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы напродажу» могут быть отражены, следующие расходы (издержки обращения): наперевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий,сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; нарекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначениюрасходы.
В организациях,заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукции на счете 44«Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы:операционные расходы, общезаготовительные расходы, на содержаниезаготовительных и приемных пунктов, на содержание скота и птицы на базах и вприемных пунктах.
По дебету счета 44«Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организациейрасходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммысписываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». Причастичном списании подлежат распределению:
в организациях,осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, — расходы наупаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукцииежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другимсоответствующим показателям);
в организациях,осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, — расходы натранспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждогомесяца);
в организациях,заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, — в дебетсчетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»(расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные навыращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы,связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся насебестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Расходы на продажу — этоесть затраты, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Дляпроизводственных предприятий эти затраты называются коммерческими, а дляпредприятий торговой деятельности – издержками обращения. Во всех организацияхзатраты группируются по статьям типовой номенклатуры.
Состав расходов напродажу в производственных и торговых организациях различны, в зависимости отспецифики и направления деятельности каждой конкретной организации. Вопрос опостроении в бухгалтерском учете номенклатуры затрат находится всецело вкомпетенции руководителей предприятия. Организация может выбрать любой вариантучета расходов на продажу, закрепив свой выбор в приказе об учетной политике.
1.2 Синтетический ианалитический учет расходов на продажу
К расходам на продажуотносят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемыепоставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостьюобразуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные спродажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Расходы напродажу».
В состав расходов напродажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственнуюдеятельность, включают:
расходы на тару иупаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своихвспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки; стоимость тары,приобретенной на стороне; оплата затаривания и упаковки изделий стороннимиорганизациями);
расходы натранспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию илипристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услугспециализированных транспортно-экспедиторских контор);
комиссионные сборы иотчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствиис договорами;
затраты на рекламу,включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты,каталоги, буклеты; на участие в выставках, ярмарках; стоимость образцовтоваров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и инымидокументами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другиеаналогичные затраты;
прочие расходы по сбыту(расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
Счет 44 «Расходы напродажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных спродажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленнуюи иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы напродажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: назатаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставкепродукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда,автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления),уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержаниюпомещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов ворганизациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; напредставительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях,осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы напродажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержкиобращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержаниезданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; нарекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначениюрасходы.
По дебету счета 44«Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организациейрасходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммысписываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».
При частичном списанииподлежат распределению:
в организациях,осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность,
расходы на упаковку итранспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячноисходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другимсоответствующим показателям);
в организациях,осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность,
расходы натранспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждогомесяца);
в организациях, заготавливающихи перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию,
— в дебет счетов 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы позаготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращиваниии откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы,связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся насебестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Таблица 1 Типовыепроводки по учету расходов на продажуДебет Кредит Содержание хозяйственных операций Первичные документы 44 10 Израсходованы материалы на операции по продаже продукции. № М-11 «Требование — накладная» 44 23 Произведены вспомогательными производствами расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 29 Произведены обслуживающими производствами и хозяйствами расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 60, 76 Стоимость работ (услуг) сторонних организаций включена в расходы на продажу продукции: — расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, — расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, — погрузке в вагоны, суда, Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет 19 60, 76 Выделен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков работ (услуг), использованных при продаже продукции. Счет-фактура 44 69 Начислен единый социальный налог на выплаты работникам, занятым продажей продукции. Бухгалтерская справка-расчет, Индивидуальная карточка учета сумм и иных вознаграждений, Расчет по авансовым платежам по ЕСН, Налоговая декларация по ЕСН. 44 69-1 Начислены платежи по обязательному страхованию от несчастных случаев работников, занятых продажей продукции. Бухгалтерская справка-расчет 44 70 Начислена заработная плата работникам, занятым продажей продукции. № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» 44 79-2 Затраты обособленных подразделений включены в расходы на продажу продукции. Бухгалтерская справка 44 97 Списана доля расходов будущих периодов на расходы по продаже продукции Бухгалтерская справка 90-2 44 Расходы на продажу продукции отнесены на себестоимость проданной продукции. Бухгалтерская справка
Аналитический учет посчету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
расход продажа учет
2. Практика учетарасходов на продажу на примере ООО «Полюс»
2.1 Организационно — экономическая характеристика
Обществос ограниченной ответственностью «Полюс», является юридическим лицом и действуетна основании устава и законодательства РФ.
ООО «Полюс»зарегистрировано 14 августа 2007 г. Регистрационной палатой Администрации г.Липецка, Свидетельство № 2807.
Цельюобщества является извлечение прибыли.
Обществоосуществляет следующие виды деятельности:
оптоваяи розничная торговля, посреднические, коммерческие и обменные операции,маркетинг.
ООО «Полюс» являетсяюридическим лицом. Это коммерческое торговое предприятие.
Бухгалтерский учет в ООО«Полюс» организуется согласно принятой учетной политике, разработанной наосновании российских стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Предприятие находится настандартной системе налогообложения, бухгалтерский учет ведется в полномобъеме.
В штате бухгалтерскойслужбы есть шесть бухгалтеров и кассиры. Она возглавляется главным бухгалтером.
Учет и обработкаинформации осуществляется использованием средств вычислительной техники.
Ответственность заорганизацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Бухгалтерскийучет осуществляется главным бухгалтером.
В обязанности бухгалтеравходит обработка первичной документации по учету труда и его оплаты сиспользованием средств вычислительной техники, создание расчетных листков,ведомостей начисления зарплаты, ведомости по единому социальному налогу (ЕСН),платежной ведомости.
Бухгалтерская службаготовит отчеты об отчислениях организации во внебюджетные фонды и бюджет (вчасти начисления и уплаты налога на доходы физических лиц). Ведет оборотныеведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами".
Кассир составляеткассовую отчетность на компьютере, получает деньги в банке.
Обязанности по ведениюбухгалтерского учета товаров возложены на одного из бухгалтеров. В процессеработы он осуществляет:
-приемку первичныхдокументов по учету товаров;
-проверку правильностиоформления первичных документов;
-выборочные проверкиостатков товаров у материально-ответственных лиц и их фактического наличия наскладах.
— контроль за состояниемскладского учета и хранения материальных ценностей;
— участие в проведениигодовых инвентаризаций ТМЦ.
— ежемесячноеформирование оборотных ведомостей по счету 41 «Товары», 71«Расчеты с подотчетными лицами», 44 «Расходы на продажу».
Информационной базойанализа результатов деятельности предприятия является форма № 2 бухгалтерскойотчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 2 Вертикальныйанализ финансовых результатов ООО «Полюс» за 2008-2009 годыПоказатель Годы
Отклонение
2005 г.
от 2004 г. 2008 г. 2009 г. тыс. руб. в % к выручке тыс. руб. в % к выручке тыс. руб. в % к выручке Выручка от реализации услуг 1080 100 4917 455,3 3837 355,3 Затраты на реализацию продукции 757 70,1 4257 86,6 3500 16,5 Валовая прибыль 323 29,9 66 13,4 337 -16,5 Прочие доходы - - 11 0,2 11 0,2 Прочие расходы 5 0,5 38 0,3 38 0,3 Прибыль до налогообложения 318 29,4 633 12,9 315 -16,6 Платежи в бюджет 76 7 199 4 123 -3 Чистая прибыль 242 22,4 434 8,8 192 -13,6
Анализируя данные табл.2, можно сказать следующее.
Выручка от реализацииуслуг ООО «Полюс» в 2008 году составляла 1080 тыс. руб., в 2009 году онаувеличилась до 4917 тыс. руб., что на 3837 тыс. руб. больше 2008 года.
Увеличение выручки свидетельствуето получении обществом большего количества заказов, по сравнению с предыдущимипериодами.
Данные вертикальногоанализа показывают, что затраты на реализацию продукции составили 70,093% отвыручки в 2008 году; 86,58 % в 2009 году.
Валовая прибыльорганизации равнялась результату от реализации, поскольку у общества неткоммерческих и управленческих расходов и составляла в 2008 году 323 тыс. руб.(30% от выручки); 660 тыс. руб. в 2009 году (13,4% от выручки). Снижению суммываловой прибыли способствовал рост размера себестоимости проданных услуг.
Прочие доходы и расходы уорганизации появились только в 2009 году и составили: доходы 11 тыс. руб., арасходы — 17 тыс. руб., т.е. 0,2% и 0,4% от выручки, соответственно, т.е. менее1% от выручки.
Прочие расходы ООО «Полюс»в 2008-2009 годы также не превышали 1% и составляли 5 и 21 тыс. руб.,соответственно.
Платежи в бюджет ООО«Полиграф центр» равнялись в 2008 году 76 тыс. руб. или 7% отвыручки; в 2009 году — 199 тыс. руб. — 4%.
Таким образом, можносделать вывод, что на чистую прибыль ООО «Полиграф центр» основноевлияние оказывают затраты на реализацию, т.к. они составляют от 70 до 98% отвыручки.
2.2 Оценка организацииучета расходов на продажу в ООО «Полюс»
В ООО «Полюс» имеютсядоговора на оказание услуг сторонних организаций (транспортные компании).
Юридическая оценкадоговоров отклонений не выявила, составленные документы имеют все необходимыереквизиты, даты составления и т.д.
Проверкаправильности классификации расходов для отнесения их к расходам на продажу
БухгалтерияООО «Полюс» обеспечена всеми необходимыми нормативными и законодательнымиактами регламентирующими данный раздел учета.
Ктаковым относятся:
1.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 №34н)
2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций и Инструкция по его применению (Приказ МФРФ от 31.10.2001 № 94н)
3.Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
4.ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)
5.ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)
6.ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 №33н)
4.Проверка состава расходов на продажу. Данный вид работ имел выборочный характер,была проведена проверка организации учета за май 2007г.
В ООО «Полюс» предусмотрены следующие статьи затрат:
транспортные расходы;
расходы на оплату труда;
ЕСН;
расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений,оборудования и инвентаря;
амортизация основных средств;
расходы на ремонт основных средств;
износ санитарной и специальной одежды, приборов и другихпредметов труда;
расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковкутоваров;
расходы на рекламу;
затраты по оплате процентов за пользование кредитами изаймами;
потери товаров и технологические отходы;
расходы на тару;
прочие расходы.
Синтетический учет расходов на продажу в ООО «Полюс», всоответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, ведут на счете 44 «Расходына продажу». По дебету указанного счета отражаются все производственные затратыорганизации торговли, а по кредиту осуществляется их списание.
Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» означаетостаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца.В конце отчетного периода бухгалтер торговой организации списывает издержки,приходящиеся на реализованные товары в дебет счета 90 «Продажи» субсчет«Себестоимость продаж», что отражается проводкой:
Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44«Расходы на продажу».
В учете расходы на продажу исследуемого предприятияотражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции сразличными счетами в зависимости от источника расходов и затрат:
Таблица 3Корреспонденция счетов Содержание операции Дебет Кредит 44 02 Начислена амортизация по объектам основных средств 44 05 Начислена амортизация по нематериальным активам 44 10 Списаны материалы, использованные для производственной деятельности, например, при хранении товаров на складах 44 60, 76 Отражены затраты производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги и тому подобное) 44 70 Начислена заработная плата сотрудникам торговой организации 44 69 Начислен ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию 44 71 Списаны командировочные, представительские расходы и другие производственные расходы торговой организации по авансовым отчетам сотрудников 44 97 Отнесены в состав затрат отчетного периода затраты
Аналитическийучет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
В ООО «Полюс» предусмотрены следующие статьи затрат:
44.2 транспортные расходы – 2950 р.
44.1 расходы на оплату труда — 14000 р.
44.3 ЕСН – 3640 р.
44.3. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений,помещений, оборудования и инвентаря — 2190 р.
44.4 амортизация основных средств – 1860 р.
44.5.2 расходы на хранение, подработку, подсортировку иупаковку товаров;
44.6 расходы на рекламу;
44.7 расходы на тару — 500 р.
44.7.1 прочие расходы — 4600 р.
Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета операций поучету расходов на продажу.
За май получило по договорам поставки 25 т сахара на сумму330 000 рублей, в том числе НДС – 30 000 рублей. При приобретении сахараорганизация осуществила следующие расходы:
Услуги посредника – 10 620 рублей, в том числе НДС – 1620 рублей;
Транспортные расходы – 29 500 рублей, в том числе НДС – 4 500рублей.
По состоянию на 1 мая в учете были отражены следующие данные:
Сальдо по счету 44-2 «Транспортные расходы» – 8 000 рублей;
Остаток сахара на складе 2 000 кг по цене 12,70 рубля за кг на сумму – 25 400 рублей.
Общество в мае отгрузило с оптового склада покупателям 15 000 кг сахара на сумму 280 500 рублей, в том числе НДС – 25 500 рублей.
Оплата от покупателей поступила на расчетный счет организации.
За май производственные расходы составили – 30 000 рублей.
Учетной политикой организации торговли, предусмотрено, чтоучет товаров ведется по покупным ценам, учет транспортных расходовосуществляется в составе расходов на продажу, с отражением на субсчете 44-2, списаниетоваров на реализацию осуществляется методом ФИФО.
В целях налогообложения применяет метод начисления.
Себестоимость реализованного сахара по методу ФИФО составила:
2 000 кг х 12,70 рубля + 13 000 кг. х 12,36 рубля = 25 400 рублей + 160 680 рублей = 186 080 рублей.
Стоимость остатка товаров на складе составляет 12 000 кг х 12,36 рубля = 148 320 рублей
В бухгалтерском учете за май бухгалтер отразил данныеоперации следующим образом:
Таблица 4 Отражение на счетах учетаКорреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 44,2 76 2950,0 Оплачены счета транспортной организации 44.1 70 14000,0 Начислена оплата труда 44.3 69 3640,0 Начислен ЕСН 44.3.1 76,1 2190,0 Начислены платежи за аренду 44.4 02 1860,0 Начислена амортизация основных средств 44.7 60 500,0 Отражены расходы на тару 44.5.2 260,0 Отражены расходы на хранение 44.7.1 76,3 4600,0 Оплачены коммун. услуги 90-2 44.1 30 000 Списаны расходы на продажу за май года
Определен средний % транспортных расходов: (8 000 рублей + 25 000 рублей) / (186 080 рублей + 148 320 рублей) х 100% = 9,87%.
Сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары: 186 080 рублей х 9,87% = 18 366 рублей.
Сумма транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров: 148 320 рублей х 9,87% = 14 634 рублей 90-2 44-2 18 634 Списана сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары 90-9 99 20 286 Отражен финансовый результат
Таблица 5 Списаниерасходов на продажу на ООО «Полюс» в декабре 2009 г.№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб. 1 Списываются расходы на продажу 90 44 20988
Если в отчетном месяцепродается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продажераспределяют между проданной и непроданной продукцией пропорционально ихпроизводственной себестоимости.
В течение отчетного периода на дебете счета 44 «Расходы напродажу» собираются все издержки обращения торговой организации, которыеотносятся как к проданным товарам, как и к товарам, которые остались на складене проданными в конце отчетного периода. Поэтому необходимо распределитьиздержки обращения между данными товарами и их остатками (запасами) на складе.Для этого делается специальный расчет издержек обращения на остаток товаров сотдельным выделением в управленческом учете транспортных расходов и расходов пооплате за кредит банка.
Другие расходы при расчете не выделяются и в полном объемесписываются через счет продаж на финансовые результаты торговой организации.
Величина издержек обращения на остаток товаров определяетсяпо их среднему проценту за отчетный период с учетом переходящего остатка наначало отчетного периода в следующей последовательности:
1) определяется общая сумма издержек обращения (И) путемсложения соответствующих сумм транспортных расходов и расходов по оплатепроцентов за кредит банка за отчетный период (Ио) с их остатком наначало отчетного периода (Ин);
2) определяется по данным учета стоимость товаров, проданныхв отчетном периоде (Со), и их остатков на конец отчетного периода (Ск);
3) рассчитывается средний процент издержек обращения к общейстоимости товаров:
Кср = И / С;
4) определяется величина издержек обращения, списываемых наостатки непроданных товаров на конец отчетного периода (Ик), путемумножения стоимости товаров на конец отчетного периода (Ск) насредний процент издержек обращения:
Ик = Ск • Кср;
5) рассчитывается величина издержек обращения, списываемых вотчетном периоде на проданные товары (Ит):
Ит = Ин + Ио – Ик.
Пример. Все издержки обращения за отчетный период составили 4800 тыс. руб.; общаясумма транспортных расходов и расходов по оплате процентов за кредит банка заотчетный период равна 900 тыс. руб.; транспортные расходы и расходы по оплатепроцентов за кредит банка, относящиеся на остаток товаров на начало отчетногопериода, составили 150 тыс. руб.; продано за отчетный период товаров на 12200тыс. руб.; стоимость остатков непроданных товаров на конец отчетного периодасоставила 2400 тыс. руб., отсюда:
1) Кср = (150 + 900) / (12200 + 2400) х 100 =7,19%;
2) Ик = 2400 х 7,19 / 100 = 172,56 тыс. руб.;
3) Ит = 150 + 900 – 172,56 = 877,44 тыс. руб.;
4) Идр = 4800– 900 = 3900 тыс. руб. – издержки обращения за отчетный период по другимкалькуляционным статьям затрат;
5) всего в отчетномпериоде будет списано издержек обращения 4777,44 тыс. руб. (3900 + 877,44 или150 + 4800 – 172,56).
Транспортные расходыможно включать в стоимость приобретенных для продажи товаров, а приосуществлении торговыми организациями закупок по импорту помимо транспортныхрасходов в стоимость товаров включаются таможенные пошлины и прочие расходы позаготовлению, которые отражаются на дебете счета 41 «Товары».
Бухгалтерскоезаконодательство предоставляет торговым организациям два возможных вариантаучета транспортных расходов на доставку приобретенных товаров: либо в составепокупной стоимости товаров, либо в составе издержек обращения.
Вариант, когдатранспортные расходы учитываются в составе покупной цены, используется оченьредко. Судите сами, ведь эта ситуация возможна только в том случае, еслиорганизация приобрела товары одного наименования и уплатила за них определеннуюсумму транспортных расходов. Тогда организация может с точностью определитьпокупную стоимость данных товаров. Однако на практике, такие случаи редки. Какправило, торговые организации получают товары по договорам поставки,предусматривающие несколько наименований товаров, а сумма транспортныхрасходов, уплаченных за их доставку, одна.
Поэтому бухгалтер обязанраспределить транспортные расходы на каждый вид приобретенных товаров.
Торговые организациииспользуют второй метод: включение транспортных расходов в издержки обращения,которые затем распределяются на реализованные товары и товарные запасы.
До момента вступления всилу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ порядокопределения величины транспортных расходов был установлен в пункте 2.18Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержкиобращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли иобщественного питания, утвержденных Роскомторгом 20 апреля 1995 года№1-550/32-2. Однако в настоящее время указанный документ утратил силу, и теперьвсе организации обязаны при исчислении налога на прибыль руководствоватьсяположениями главы 25 НК РФ.
В налоговом учете суммытранспортных расходов по доставке товаров до склада покупателя (при условии,что они не включены в цену приобретаемого товара) являются прямыми расходами.Прямые расходы (в отличие от косвенных расходов) списываются на расходы вособом порядке, установленном статьей 320 НК РФ.
Сумма прямых расходов,относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту затекущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующемпорядке:
Определяется сумма прямыхрасходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца иосуществленных в текущем месяце.
Определяется стоимостьтоваров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складена конец месяца.
Рассчитывается среднийпроцент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1) к стоимости товаров(пункт 2).
Определяется сумма прямыхрасходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднегопроцента на стоимость остатка товаров на конец месяца.
Поэтому, чтобы сблизитьбухгалтерский и налоговый учет в торговой организации наиболее целесообразнымпредставляется списывать в бухгалтерском учете транспортные расходы в порядке,установленном статьей 320 НК РФ. Данное положение должно быть закреплено вучетной политике организации.
Рассмотрим на примере.
ООО «Полюс» учитываеттранспортные расходы, связанные с доставкой товаров в составе расходов напродажу.
По состоянию на 01 июля вбухгалтерском учете организации были отражены следующие данные:
а) по транспортнымрасходам:
Остаток по счету 44«Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» — 15000 рублей;
За июль дебетовый оборотпо счету 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортныерасходы» составил — 22 000 рублей;
б) по товарам:
Стоимость реализованныхтоваров за июль составила — 1 200 000 рублей; Стоимость нереализованных товаровна 01 августа — 420 000 рублей;
Определяется среднийпроцент транспортных расходов: (15 000 рублей + 22 000 рублей)/ (1 200 000рублей + 420 000 рублей) х 100% =2,284 %
Исходя из этого сумма:
транспортных расходов,приходящаяся на реализованные товары, составит: 1 200 000 рублей х 2,28% = 27408 рублей;
транспортных расходов,приходящаяся на нереализованные товары, составит: 420 000 рублей х 2,28 % =9592 рубля;
В бухгалтерском учете ООО«Полюс» списание за июль 2004 года транспортных расходов отразится следующейпроводкой:
Дебет 90«Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44«Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» — 27408 рублей.
Счет 44 «Расходы напродажу» декабрь 2009 года
С кредита счетов
Статья 76,1 76,2 70 02 69 91 60 Итого Транспортные расходы 2950.0 2950.0 Заработная плата 14000.0 14000.0 ЕСН 3640.0 3640.0 Аренда 2190.0 2190.0 Амортизация 1860.0 1860.0 Расходы на рекламу 260.0 260.0 Расходы на тару 500.0 500.0 Прочие расходы 4600,0 4600.0 Итого 2950.0 6790.0 14000.0 1860.0 3640.0 760.0 30000.0
3. Пути совершенствованияорганизация учета расходов в ООО «Полюс»
3.1 Планирование расходовна продажу
В результате исследованиябухгалтерского учета расходов на продажу в ООО «Полюс» выяснилось, что данныхраздел учета организован в соответствии с нормативными и законодательнымиактами.
Для успешного развитияфирмы необходим четко проработанный бизнес-план и следование ему шаг за шагом позволяетфирме укрепиться на рынке и добиться решающих преимуществ перед конкурентами.Одним из самых важных разделов в бизнес-плане – составлении смет предстоящихрасходов на запланированные мероприятия.
Планирование расходов напродажу направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы привысоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями.
Важным направлением в формированиизатрат является планирование издержек.
Содержание плана издержекобращения состоит в определении величины расходов предприятиями дляосуществления ими нормального торгового процесса. В основе плана издержекобращения лежат:
1) запланированный объем иструктура оборота торговли;
2) задания по приросту сети;
3) изменение в организационнойструктуре, ставках, тарифах и других условиях расчета.
Планирование издержекобращения неразрывно связано с планами валовых доходов, прибыли, расчетомпотребности оборотных средств и банковских кредитов и т. д.
При разработке плана издержекобращения делается несколько вариантов расчета, в основу которых кладутсяпрогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант.Оптимальным называется такое решение, которое в данных хозяйственных условияхявляется наиболее эффективным.
Критерием при разработкеразличных вариантов плана издержек обращения являются экономическаяобоснованность объема и состава оборота, экономия живого и овеществленноготруда в процесс обращения товаров, которая находит свое выражение в сокращениизатрат в процентах к общему объему оборота.
План по издержкамобращения торгового предприятия представляет собой смету расходов, в которойуказана общая сумма расходов и общий уровень, а также сумма и уровень расходовпо каждой статье издержек обращения. Смету, как и другие плановые показатели,составляют исходя из хозяйственной целесообразности и необходимость улучшенияобслуживания населения, облегчения выполнения утвержденного товарооборота иплана прибыли.
При планировании издержекобращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действием факторов,особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых, прогрессивныхи более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.
Расчет плановой величиныиздержек обращения должен быть экономически обоснованным, что позволитосуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, приростсобственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия.Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевоезначение в системе управления издержками фирмы.
Планирование издержекобращения в торговых предприятиях осуществляется в определеннойпоследовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия:
1) анализ издержек коммерческойфирмы в предплановом периоде;
2) обоснование основных направленийэкономии затрат в плановом периоде;
3) расчет плановой суммы затратв разрезе отдельных статей;
4) распределение общей величинызатрат по этапам реализации товаров;
5) расчет плановых издержекобращения в разрезе структурных подразделений.
При планировании издержекобращения используются различные методы, основными по которым являются: методтехнико-экономических расчетов, вариантных приближений,экономико-математическое моделирование.
Технико-экономические нормативыиспользуются при определении затрат труда, расходов по транспортированиютоваров, расходов на содержание торговых помещений и инвентаря, расходов потаре, величины естественной убыли и т. д. Так, если нужно определить затраты поперевозке грузов, то учитывается грузооборот и норма тарифа запогрузочно-разгрузочные работы.
При планировании затратможет использоваться метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счетанаиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования.Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара. Сущность егозаключается в том, что затраты исчисляются по каждой статье расходов, исходя изфактического уровня издержек.
Расчет прибыли методом прямогосчета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияния отдельных факторовна плановую величину затрат и при большой номенклатуре товаров очень трудоемок.
Аналитический метод планированияиздержек применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а такжекак дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимуществоэтого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельныхфакторов на плановую величину затрат. При аналитическом методе издержкирассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых в планируемом году, апо всему объему продаж в целом.
Все большее применениепри расчетах издержек находит экономико-математическое моделирование. С помощьюматематических расчетов и вычислительной техники устанавливаются определенныесоотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения,дальностью перевозок и транспортными расходами и т. д. и влияниемограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путем построенияматематической модели, применяется в плановых расчетах.Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексеметоды вариантных приближений и технико-экономических расчетов.
При планировании издержекобращения необходимо учитывать резервы их снижения в связи с действиемфакторов, особенно за счет улучшения организации торговли, внедрения новых,прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшения организации труда.
Каждый вид издержекобращения имеет свои особенности расчета. Предприятие планирует издержкиобращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы в соответствии с грузооборотом,численностью работников, договорами по аренде и содержанию помещения и т. д., атакже в соответствии с установленными нормами, тарифами, ставками и другимипоказателями.
Так, по элементам затратрассчитываются расходы на транспортирование товаров, содержание основныхфондов, хранение и подготовку товаров к продаже, расходы и потери по таре,прочие расходы.
По сметам планируютсярасходы на текущий ремонт, администрацию, управленческие расходы.
На основе численности работникови средней заработной платы исчисляется фонд заработной платы, а на основечисленности работников и норм износа определяются расходы по износу спецодежды.
Ряд статей рассчитываетсяв процентах от товарооборота:
1) отчисления на подготовкукадров;
2) расходы на рекламу;
3) расходы на охрану труда.
План по издержкам наследующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определениябазового уровня затрат используются отчетные данные за истекшее время (обычноза 9 месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период(за четвертый квартал).
Исчисление оптимальногоразмера издержек становится важнейшим элементом планированияпредпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Дляпрогнозирования затрат в планируемом году целесообразно, исходя из опытазападного предпринимательства, сопоставить валовой доход с общей суммы затрат,подразделяемых на переменные, постоянные.
Величина затрат при наличиипостоянных и переменных затрат представляется зависимостью (1):
И = П + Пер х Х где (1)
И — величина издержекобращения;
П – абсолютная сумма постоянныхрасходов;
Пер – удельные переменныезатраты на единицу товаров;
Х – объем продаж товаров.
3.2 Автоматизацияучетного процесса
Для совершенствованияучета затрат на продажу необходимо порекомендовать применение на ООО «Полюс»автоматизированных программ ведения бухгалтерского учета.
Не смотря на то, что вмире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различноймощности и стоимости, российские бухгалтеры и предприниматели предпочитаютотечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики ибыстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета.
Современный этап развитиябухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированных программныхсредств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации. Приведупример существующих сейчас систем 1C бухгалтерия, Aubi, ИНФО – Бухгалтер, БЭСТ,АККОРД, ABACUS и другие. Если не брать во внимание умышленные противоправныедействия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности(например, арифметические ошибки), либо из-за незнания особенностей ведениябухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете.Поэтому большинство фирм переходит к автоматизированному бухгалтерскому учету.Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, нопозволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций,найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовоеположение предприятия и его перспективы.
Планирование деятельностиорганизации невозможно без учета расходов, связанных с продажей продукции,товаров, работ и услуг, которые составляют существенную часть в общих расходахпредприятия. Только определяя плановую производственную себестоимость ипрогнозируя стоимость коммерческих расходов, предприятие может осуществить расчет полной (коммерческой) себестоимости продукции,формировать финансовый результат и прогнозировать рентабельность продаж.
Затраты предприятия нареализацию произведенной или приобретенной продукции являются коммерческими расходами (расходами на продажу).В целом все коммерческие расходы, определяя центры финансовой ответственности,можно подразделять на расходы по организации сбыту, расходы на рекламу,транспортно-экспедиционные расходы, прочие расходы по сбыту.
Коммерческиерасходы такжеклассифицируются:
переменные издержки,подлежащие отнесению на себестоимость соответствующих видов продукции прямымпутем, зависящие от объема производства, стоимости отгруженной продукции идругих показателей;
/>
Рис.1 Бизнес-прогноз «Коммерческие условно-переменныерасходы»
Постоянныеиздержки, связанные с коммерческой деятельностью, могут распределяться междуотдельными видами отгруженной продукции ежемесячно для калькулированияпродукции пропорционально прибыли продукции.
/>
Рис.2 Бизнес-прогноз «Коммерческие условно-постоянныерасходы»
В организациях,осуществляющих производственную деятельность, в состав расходов на продажу планируютсяследующие расходы:
на затаривание и упаковкуизделий на складах готовой продукции;
по доставке продукции настанцию отправления, погрузке в транспортные средства;
комиссионные отчисления,уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
по содержанию помещенийдля хранения продукции в местах ее продажи;
на рекламу;
на представительскиерасходы;
другие аналогичные поназначению расходы.
В организациях,осуществляющих торговую деятельность, к расходамна продажу относятся следующие расходы (издержки обращения):
на перевозку товаров;
на оплату труда;
на аренду;
на содержание зданий,сооружений, помещений и инвентаря;
по хранению и подработкетоваров;
на рекламу;
на представительскиерасходы;
другие аналогичные поназначению расходы.
Для предприятий,осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, необходимо прогнозировать расходы, связанные с реализациейэкспортируемого товара:
экспортные пошлины итаможенные сборы;
затраты на упаковку;
услуги потранспортировке, экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;
услуги по хранению товарана таможенном складе;
расходы на страхованиегруза;
услуги посредника.
В состав коммерческих расходоввключаются затраты, которые производиться за счет поставщика и зависят отусловий, предполагаемых в портфеле заказа. Обычно в контракте используютбазисные условия поставки, определяющиеся международными правилами толкованияторговых терминов «Инкотермс». Согласно этим правилам, все расходы,связанные с товарами, оплачивает та сторона, которая несет риск случайнойгибели или утраты товаров.
Планируя бюджет предприятия,необходимо учитывать возможности и особенности создание системы электроннойкоммерции — сектора «новой» виртуальной экономики, с собственнымисредствами и методами ведения бизнеса, основнымихарактеристиками которой является:
вывод в сеть Интернетвнутренних и внешних бизнес-процессов;
оптимизация логистическихцепочек;
оптимизация коммерческихиздержек;
организация целевогомаркетинга и рекламы.
Контрольисполнения коммерческих расходов осуществляется на основе фактической информации на счете 44 «Расходы на продажу».При формировании плановых показателей желательно учитывать детализациюрегистров бухгалтерского учета для сопоставления и проведения план — факторногоанализа.
Согласно, положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99,коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции,товаров, работ, услуг полностью в отчетном году. Или учитывая особенностиналогового учета, при частичном списании подлежат распределению междупроданными и непроданными товарами.
Прямые расходы уменьшаютдоходы от реализации, за исключением части, относящейся к остатку товаров наскладе. Все остальные косвенные расходы, связанные с продажей продукции,ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции.
Способобработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказываетсущественное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры иметоды внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядомособенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
Единообразноевыполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних итех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, чтопрактически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручнойобработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки ваппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всехидентичных операций при одинаковых условиях.
Разделениефункций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннегоконтроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты.Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможностьвмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребоватьвведения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне,который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций.К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращаютдействия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации обактивах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.
Потенциальныевозможности появления ошибок и неточностей. По сравнению снеавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы болееоткрыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль.Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенногополучения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машиннуюобработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей.Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могутоставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
Потенциальныевозможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системыдают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющихоценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительногоинструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и,таким образом, снижение риска его неэффективности.
Так,результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек сплановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно прикомпьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программынакапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можноиспользовать в целях контроля фактического хода обработки операцийбухгалтерского учета.
Инициированиевыполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнятьнекоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательнодокументируется, как это делается в неавтоматизированных системахбухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатациюадминистрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.
Таким образом, применениеавтоматизированных программ приведении учета затрат на продажу не толькооблегчит труд бухгалтеров, но и будет способствовать повышению эффективностиведения бухгалтерского учета не только на данном участке учета, но и по всемсегментам.
Заключение
В заключении проделаннойработы можно сделать следующие вывод:
На основании данных учетаи анализа можно сделать вывод, что бухгалтерский учет на предприятии ведется всоответствии с принципами и концепциями, изложенными в нормативных актах побухгалтерскому учету, но с сохранением специфики, продиктованной особенностямиусловий хозяйствования общества.
Новые условияхозяйствования, реформа бухгалтерского учета в России обусловили существенныеизменения методологии и организации бухгалтерского учета. Значительнорасширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственныхопераций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов испособы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику,определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации бухгалтерскогоучета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются толькообщие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполненияразрабатываются в каждой организацией самостоятельно, исходя из условий егодеятельности.
Поддержание необходимогоуровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционированияорганизации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли, и еенеудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованностибизнеса. Таким образом, конечным объектом бухгалтерского учета являютсяфинансовые результаты деятельности организации и факторы, влияющие на качество(прибыль или убыток) и размер финансовых результатов, а именно, доходы ирасходы организации.
Торговые предприятия,занимающие важное место в экономике любой страны, исполняют функции посредниковмежду производителями товарно-материальных ценностей и их потребителями — юридическими и физическими лицами. Как и все коммерческие предприятия, этиорганизации стремятся получать максимальную прибыль.
Чтобы выстоять в условияхдостаточно жесткой рыночной конкуренции, торговые организации стремятся бытьэкономически сильными. Расширение сферы деятельности организаций торговли,усиление конкуренции привело к необходимости более тщательного контролярасходов на продажу с целью недопущения непроизводительных потерь и выявленияимеющихся резервов увеличения прибыли.
Заинтересованностьпредприятий торговли в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность иответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции нарынке обуславливают необходимость снижения расходов на продажу. Даннымифакторами обусловлена актуальность проблемы оптимизации бухгалтерского иналогового учета расходов на продажу.
Несмотря на всю важностьправильного учета расходов на продажу для торгового предприятия и их аудита, всовременной экономической литературе практически не уделяется внимания этойважной теме, что свидетельствует о некоторой новизне исследований, проводимых врамках данной работы.
Особое место вбухгалтерском учете организации занимает учет расходов на продажу.
Учет расходов на продажуведется на счете, используемом для учета собственных затрат торговой фирмы, — это счет 44 «Расходы на продажу».
Учет расходов на продажуведется на одноименном собирательно- распределительном счете по статьям затрат:расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионныесборы, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту. Учтенные на счете суммыраспределяются по видам проданной продукции и включаются в ее полнуюсебестоимость. На продукцию, отпущенную своему капитальному строительству,непромышленным производствам и хозяйствам, расходы на продажу не относятся.
Если учет продажипродукции ведется без использования счета 45 «Товары отгруженные», суммаучтенных на соответствующем счете коммерческих расходов относится на дебетсчета Продаж.
Распределение расходов напродажу по видам изделий, отпущенных сторонним организациям, зависит отхарактера продукции и отраслевых особенностей производства. Затраты по таре иупаковке, специфичной для отдельных видов продукции, относятся на еесебестоимость по прямому признаку на основе соответствующих первичныхдокументов.
При невозможности такогосписания они могут распределяться между отдельными видами проданной готовойпродукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или других показателей,предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета икалькулирования.
В таком же порядке распределяютсярасходы по транспортировке. Остальные расходы на продажу распределяются между видамипродукции пропорционально их весу, объему или производственной себестоимостипроданной продукции.
В ряде отраслейпромышленности общую сумму расходов на продажу распределяют пропорциональноплановой или фактической производственной себестоимости проданной продукции, ав легкой, пищевой промышленности — пропорционально выручке от продажи.
Аналитический учетрасходов на продажу ведется в ведомостях (машинограммах) в разрезеустановленной номенклатуры статей расходов. При организации учета по центрамрасходов соответствующие машинограммы получают в разрезе складов и служб,связанных с продажей готовой продукции.
Список литературныхисточников
1. Федеральныйзакон о бухгалтерском учете, утвержденный приказом Министерства финансов №129-ФЗ от 21.11.96
2. Федеральныйзакон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о бухгалтерскомучете, утвержденный приказом Министерства финансов № 32-ФЗ от 28.03.02
3. Положениепо бухгалтерскому учету 9/99 Доходы организации, утвержденное приказомМинистерства финансов № 32н от 06.05.99
4. Положениепо бухгалтерскому учету 10/99 Расходы организации, утвержденное приказомМинистерства финансов № 33н от 06.05.99
5. Положениео документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказомМинистерства финансов № 105 от 29.07.83
6. Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций,утвержденный приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000
7. Инструкцияпо применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций, утвержденная приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000
8. РжаницынаВ.С. Учет внереализационных расходов //Бухгалтерский учет № 21, 2004
9. БогатыреваЕ.И. Отражение финансовых результатов в отчетности // Бухгалтерский учет № 3,2003
10. РжаницынаВ.С. Учет операционных расходов //Бухгалтерский учет № 22, 2004
11. КозловаЕ.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях, 2003,Москва
12. АнуфриевВ.Е. Учет формирования финансового результата и распределения прибылипредприятия //Бухгалтерский учет № 10, 2002
13. КамышановП.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ,2005, Москва.
14. СтаниславчикЕ. С. Анализ оборотных активов //Финансовая газета № 34, 2004, Москва.
15. КондраковН.П. Бухгалтерский учет, 2004, Москва.
16. ШиркинаЕ.А. Учет прочих доходов и расходов //Бухгалтерский учет № 10, 2001, Москва.
17. МещиряковаЕ.И. Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики //Главбух №2, 2005, стр. 1
18.СотниковаЛ.В. Учет доходов в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»//Бухгалтерский учет № 6, 2008
19. ИванцовИ.В. Расходы и доходы, возникшие из-за чрезвычайных обстоятельств //Главбух №15, 2009
20.ПлатоновВ.Н. Организация торговли: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2008. 127 с.
21.СавицкаяГ.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М. 2009.
22. СоколовЯ.В. Основы теории бухгалтерского учета. М., 2008.
23.СоловьевБ. А. Экономика торговли. М.: Экономика, 2007.
24. ФридманА. М. Экономика и планирование кооперативной торговли: Учеб.: В 2 т. М.:Экономика, 2001
25.ШереметА.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М. 2008.
26.Экономикапредприятия: Учеб. / Под ред. А. И. Руденко. Мн.: ИП Экоперспектива, 2007.
27.Экономикапредприятия: Учеб. для вузов / Б. Я. Горфинкель, Е. М. Куприянов, В. П.Прасолова др. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2008.
28.Экономическаяэффективность торгового предприятия потребительской кооперации Н. П. Писаренко,Л. В. Мисникова, Е. Е. Шишкова, С. Н. Лебедева, А. 3. Коробкин. Гомель: ГКИ,2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
ПОЛОЖЕНИЕ
по учетнойполитике в области бухгалтерского учета ООО «Полюс»
1. Настоящее положениеразработано в соответствии с основными нормативными документами:
1.1 Федеральный закон «Обухгалтерском учете от 21.11.96 г. №129-ФЗ;
1.2 Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/08»;
1.3 Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказомМинфина России от 29.07.98r №34 н;
1.4 Положение по бухгалтерскому учетуматериально-производственных запасов ПБУ 5/01, утвержденное Минфином РФ от15.03.01 г. №25 н;
1.5 Приказ Минфина от20.07.98 г. № 33 н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскомуучету основных средств;
1.6 Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Минфином РФ от06.05.99 г. № 32 н;
1.7 Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Минфином РФот 06.05.99 г. № 33 н;
1.8 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерскаяотчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Минфином РФ от 06.07.99 г. № 43н;
2. Учет основных средств,амортизационных отчислений и капитальных вложений.
2.1 К основным средствамотносятся предметы стоимость, которых на дату приобретения не менее стократногооклада, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда заединицу, независимо от срока службы, за исключением сельскохозяйственных машини орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего ипродуктивного скота, которые относятся к основным средствам, независимо от ихстоимости, а также средства труда стоимостью свыше 1 тыс. рублей. Они отражаютсяв бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратамиз их приобретения, сооружения или изготовления.
2.2 Амортизацию основныхсредств, производить равномерно на основании утвержденных в установленномпорядке норм.
3. Учет нематериальных активови погашение их стоимости
3.1 К нематериальнымактивам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами,лицензии, ноу-хау, программные продукты для ЭВМ, организационные расходы,торговые марки, торговые знаки и др., приобретенные за плату, полученныебезвозмездно, а также созданные на самом предприятии.
3.2 Нематериальные активыоцениваются в сумме затрат на приобретение, изготовление, изготовление ирасходов по их доведения до состояния, в котором они пригодны для использованияв запланированных целях.
3.3 Нормы амортизациинематериальных активов определяются исходя из первоначальной стоимости и срокових использования.
4. Учет товарно-материальныхценностей
4.1 Учет сырья и основныхматериалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и конструкций,топлива технического, прочих материалов, строительных и горюче-смазочных материалов,малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складе и в эксплуатации, тары итарных материалов, производить по средним фактически сложившимся ценам по отдельнымноменклатурным номерам, с отнесением транспортно-заготовительных расходов,таможенных пошлин и процедур на балансовый счет 10.61/ «Транспортно-заготовительныерасходы».
4.4 Отпуск дляпроизводственных нужд со складовООО «Полюс» полуфабрикатов,и других материальных ресурсов не учитывается при налогообложении.
5. Учет прибыли и ееиспользование
5.1 Курсовые разницы повалютным операциям учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
5.2 Начисление налога наприбыль, штрафы, пени в бюджет и внебюджетные фонды отражаются по счету 99«Прибыли и убытки»
5.3 Расходынепроизводственного назначения отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы ирасходы».
5.4 Чистая прибыль,остающаяся в распоряжении ООО «Полюс» втечение отчетного периода по фондам целевого использования не распределяется, аиспользуется по мере необходимости, согласно годового финансового плана и согласноустава предприятия. В балансе отражается по строке нераспределенная прибыль отчетногогода.
6. Формы бухгалтерскогоучета
6.1 Бухгалтерский учетведется с использованием мемориально-ордерной, журнально-ордерной формой учета,с использованием вычислительной техники, а также на дискетах и иных машинныхносителях. В случае хранения информации на машинных носителях, ООО «Полюс» изготавливает копии бумажныхдокументов для других участников расчетов хозяйственных операций, а также потребованию органов осуществляющих контроль в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.