Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет товарных операций

Документальное оформление товарныхопераций
Типовые формы первичных документов, используемые в торговле.
Документальное оформление поступления товаров в оптовой торговле.
Особенности документального оформления поступления товаров в розничнойторговле.
Документальное оформление реализации и отпуска товаров в оптовой ирозничной торговле.
Документальное оформление внутреннего перемещения товаров междуструктурными подразделениями торговой организации.
Особенности документального оформления операций с изделиями издрагоценных металлов и драгоценных камней.
Кромевышеуказанных товарных, операций могут быть и другие операции, которыеоформляются соответствующими документами: актом о порче, лометоварно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15), актом о списании товаров(форма N ТОРГ-16), актом о переборке (сортировке) плодоовощной продукции (формаN ТОРГ-21), инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (форма NИНВ-3), сличительной ведомостью результатов инвентаризации товарно-материальныхценностей (форма N ИНВ-19) и др.
Материальноответственным лицам, работающим в сети мелкорозничной торговли (киоски, ларькии т.д.), выдается в одном экземпляре товарный журнал сотрудника мелкорозничнойторговли (форма N ТОРГ-23). Отпуск им товаров оформляется выпискойрасходно-приходной накладной (для мелкорозничной торговли) (форма N ТОРГ-14).
Возвратпоставщику товаров при несоответствии их стандарту, техническим условиям илидоговору оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).
Внутреннееперемещение товаров между структурными подразделениями организации, гдеработают разные материально ответственные лица (бригады), проводится наосновании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной навнутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).
 
Учет возврата товаров покупателями
 
Товар можетбыть возвращен покупателем продавцу по различным основаниям. В соответствии сдействующим законодательство возможны два варианта:
· товарвозвращается из-за того, что не соответствует требованиям, указанным в договоре(некачественный или не соответствующий заказанному);
· возвращаетсякачественный товар по взаимному согласию сторон (например, если стороны не желаютоформлять договор комиссии, а дальнейшая продажа товара не возможна либо недает планировавшегося эффекта).
Статьей 484ГК РФ определено, что покупатель обязан принять переданный ему товар.Исключения, когда покупатель вправе потребовать замены товара или отказаться отисполнения договора купли-продажи, в частности, предусмотрены статьей 475 ГК РФ- в товаре обнаружены неустранимые недостатки. Документальное оформление возврата товара
Возвраттовара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации, принесоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству,некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной (п.2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, храненияи отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от10.07.1996 № 1-794/32-5).
Накладнаяоформляется по унифицированной форме ТОРГ-12 (утв. Постановлением ГоскомстатаРоссии от 25.12.1998 № 132) с указанием, например, текста «Накладная навозврат некачественного (некомплектного) товара». Кроме того, она должнасодержать ссылку на реквизиты акта о признании товара некачественным. Это актунифицированной формы № ТОРГ-2 или ТОРГ-3 (утв. постановлением ГоскомстатаРоссии от 25.12.1998 № 132). Акт по форме № ТОРГ-2 составляется наотечественные товары, а по форме № ТОРГ-3 — на импортные товары. Актыоформляются при первоначальной приемке товара покупателем и являетсяюридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Приемвозвращаемого розничным покупателем товара оформляется товарной накладной(форма № ТОРГ-12) в 2-х экземплярах. Один экземпляр прикладывается к товарномуотчету, а другой — вручается покупателю и является основанием для обмена товараили получения денежной суммы за данный товар (п. 10.3 Методических рекомендацийпо учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров ворганизациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга России от 10.07.1996 №1-794/32-5).
Оформлениевозврата денежных средств зависит от того, возвращен ли товар в день покупкиили позднее (т. е. после закрытия смены и снятия с контрольно-кассовой машиныZ-отчета). Различия связаны с тем, что в первом случае деньги покупателявыдаются из операционной кассы, а во втором — из основной кассы. … вдень покупки
Всоответствии с разделом IV Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовыхмашин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмомМинфина России от 30.08.1993 № 104 возврат денежной суммы производится изоперационной кассы магазина по чеку ККМ, выданному в данной кассе. При этом начеке должна быть подпись руководителя организации (или его заместителя).
На суммувозврата денежных средств оформляется акт по форме КМ-3, утвержденнойпостановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Данный акт составляетсяв одном экземпляре комиссией в составе заведующего товарным отделом (секцией),старшего кассира и кассира-операциониста. Принятые от покупателя и погашенныекассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе с вышеуказанным актом сдают вбухгалтерию при кассовом отчете.
Денежныесуммы, выплаченные по возвращенным покупателям кассовым чекам, отражаются вграфе 16 Книги кассира-операциониста. На итог этой графы уменьшается суммавыручки, полученной торговой организацией за данный день.
В случаепредъявления покупателем кассового чека, содержащего несколько наименованийтовара, торговая организация может выдать покупателю взамен копию чека,заверенную администрацией организации.
О том, чтотакой порядок оформления документов принимается налоговыми органами в данныймомент, указано в письме УФНС России по г. Москве от 08.06.2006 № 22-12/49655.
Логичнеевозврат денег покупателю отражать по отдельной секции, тем самым организоваваналитический учет с помощью кассового аппарата так, чтобы всегда можно былоправильно заполнить Книгу продаж. … нев день покупки
Если деньгиза товар возвращаются не в день покупки, а также если кассовый чек покупателемутерян, то следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ,утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40. В этом случаевозврат денег осуществляется только из главной кассы по расходному кассовомуордеру (форма № КО-2) на основании письменного заявления покупателя припредъявлении документа, удостоверяющего личность. Такой же порядок предусмотрени Методическими рекомендациями.
Заявление навозврат денег составляется покупателем в произвольной форме.
Еслипокупатель обменивает возвращаемый товар на другой, продавец фактическиосуществляет две операции:
· прием«старого» товара;
· реализациюнового.
Покупательможет не потребовать возврата денег, а захочет обменять товар на качественныйили более подходящий ему. Как оформить эту операцию в бухгалтерском учете,рассмотрим далее.
Учет возврата юридическими лицами
 
Порядок учетавозврата товаров юридическими лицами в основном зависит от того, какие товары(качественные или некачественные) возвращаются.
 
Учет возврата некачественных товаров
Несколькостатей ГК РФ (475, 480, 482) говорят о последствиях передачи продавцомпокупателю некачественных товаров. В частности, в п. 2 ст. 475 записано:«В случае существенного нарушения требований к качеству товара…покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договоракупли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующимдоговору».
Согласно ст.476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товаров, если они возникли допередачи товаров покупателю.
Если товар,полученный покупателем по договору купли-продажи, возвращается поставщикувследствие нарушения последним условий договора, определяющих качество товара,право собственности на товар ненадлежащего качества не переходит от продавца кпокупателю и этот товар не считается проданным. Согласно ст. ст. 475 и 518 ГКРФ возврат некачественных товаров не является отдельной сделкой, вследствиечего такую операцию нельзя рассматривать как обратную реализацию. В данномслучае покупатель, возвращая товар поставщику, не должен при отражении в учетеданной операции использовать счет 90.
Фактвыявления некачественного товара должен быть подтвержден актом об установленномрасхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностейпо форме N ТОРГ-2 на отечественные товары и по форме N ТОРГ-3 на импортныетовары.
Возвраттоваров поставщику оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).
Ненадлежащеекачество товаров может быть выявлено до их оприходования или после него. Оплататоваров также может быть осуществлена до или после обнаружения брака. Поставщиксвою задолженность перед покупателем за бракованные товары может погасить илиденьгами, или отгрузкой доброкачественных товаров. Все вышеперечисленныефакторы влияют на систему учетных записей.
 
Учет возврата качественных товаров
Покупателичасто возвращают поставщику товары по причине отсутствия на них покупательскогоспроса по взаимному соглашению сторон. В данном случае продавец надлежащимобразом исполнил свои обязательства по договору поставки и право собственностина товары перешло к покупателю. Возврат товаров поставщику будет означать новыйпереход права собственности, но уже от бывшего покупателя к бывшему продавцу,поэтому возврат товаров поставщику будет отражаться в учете как обычная продажа.
Учет возврата физическими лицами. Правовые основы возврата товаров
Порядоквозврата товаров, приобретаемых в розничной торговле, регулируется Гражданскимкодексом РФ и Законом от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите правпотребителей» (далее — Закон). Вышеуказанными нормативными документами, вчастности, предусматриваются случаи возврата товаров ненадлежащего качества илинекомплектных (ст. ст. 475, 503 и 518 ГК РФ и ст. 18 Закона) и товаровнадлежащего качества (ст. 502 ГК и ст. 25 Закона).
В случае продажипокупателю некачественного товара покупатель может по своему выборупотребовать:
а)безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на ихисправление;
б)соразмерного уменьшения покупной цены;
в) заменытовара;
г)расторжения договора купли-продажи, то есть возврата товара и уплаченной занего суммы.
Отсутствие упокупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющегофакт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении еготребований. Для подтверждения факта покупки товара покупатель может ссылатьсяна свидетельские показания (ст. 453 ГК и п. 28 Правил продажи отдельных видовтоваров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
Потребительвправе обменять в течение 14 дней, не считая дня приобретения,непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, есликупленный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру иликомплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.В данном случае обмен производится, если товар не был в употреблении, сохраненыего товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а такжетоварный или кассовый чек, выданный покупателю вместе с проданным товаром.Некоторые товары в любом случае обмену не подлежат, Перечень их установленПостановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
 
Документальное оформление операций по возврату товаров
Приемвозвращаемого покупателем товара оформляется товарной накладной (форма NТОРГ-12) в двух экземплярах: один прикладывается материально ответственнымлицом к отчетности по товарам, а другой — вручается покупателю и являетсяоснованием для обмена товара или получения денег за сданный товар. Последующаязамена товара покупателю также оформляется товарной накладной. Товарненадлежащего качества возвращается магазином поставщику на основании товарнойнакладной. При этом поставщику предъявляется претензия, в сумму которойвключается покупная стоимость товара и все расходы, понесенные магазином всвязи с продажей некачественных товаров.
Документальное оформление операций по возврату покупателюденежных средств
Порядокдокументального оформления этих операций различается в зависимости от сроковвозврата денежных средств. Если деньги возвращаются в день покупки товара, тонеобходимо руководствоваться разд. IV Типовых правил эксплуатацииконтрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,утвержденных Минфина России от 30.08.1993 N 104. В этом случае деньгивозвращаются из операционной кассы магазина по чеку ККМ, выданному в даннойкассе. При этом на чеке должна быть подпись директора магазина или егозаместителя. На сумму возврата денег составляется акт по форме N КМ-3,утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Данный актсоставляется в одном экземпляре комиссией в составе заведующего товарнымотделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста. Принятые отпокупателя и погашенные кассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе сактом сдают в бухгалтерию при кассовом отчете.
Денежныесуммы, выплаченные по возвращенным кассовым чекам, отражаются в графе 15 Книгикассира-операциониста. На итог этой графы уменьшается сумма выручки, полученнойорганизацией за данный день.
Если деньгиза товар возвращают не в день покупки, а также если кассовый чек покупателемутерян, то следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций вРоссийской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от22.09.1993 N 40. В этом случае возврат денег осуществляется только из главнойкассы по расходному кассовому ордеру на основании письменного заявленияпокупателя при предъявлении последним документа, удостоверяющего личность.
 
Учетные записи операций по возврату товаров
Есливозвращенный товар сразу обменивается на другой товар такой же стоимостиникакие записи в учете не делаются
Учет тары
В организацииторговли может быть сосредоточено большое количество тары под товаром ипорожней. Различают несколько видов тары:
· многооборотнаятара;
Кмногооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара(корзины, бочки, фляги), деревянная тара (ящики, бочки и другое), картоннаятара (коробки) и прочее. Такая тара используется многократно и может подлежатьобязательному возврату поставщику или оставаться для дальнейшего использованияу покупателя. Обязанность возврата покупателем многооборотной тарыпредусмотрена статьей 517 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаеесли иное не установлено договором между покупателем и продавцом. Гарантиейвозврата тары является залог, который возвращается после получения назадпорожней тары поставщиком. Однако договором может быть предусмотрен и возвраттары без взимания залога. Стоимость возвратной тары не включается в продажнуюцену товара и оплачивается покупателем сверх стоимости товара. В счетах,платежных требованиях и других расчетных документах она указывается отдельнойстрокой по ценам, определенным в договоре между продавцом и покупателем. Яркимпримером может служить ситуация, когда организация заключает договор с«водяной» компанией, коих сейчас много по Волгограду. Например, с ООО «ВодаКристальная» или ООО «Горная поляна». Фляги являются возвратной тарой и в самуюпервую поставку Вы оплачиваете сумму залога, которая будет всегда числится какдебиторская задолженность, до самого конца действия договора.
· тараоднократного использования;
К такой тареотносится бумажная, картонная, полиэтиленовая тара, а также мешки, коробки,использованные для упаковки товаров. Цена тары однократного использования, какправило, включается в цену товаров и дополнительно покупателем не оплачивается.У продавца, стоимость такой тары относится к расходам на продажу.
В организацииторговли обязательно должен быть предусмотрен раздельный учет тары, которая:
· принята кучету на основании товаросопроводительных документов поставщиков;
· не включенав товаросопроводительные документы поставщика, а поставлена на учет ссоставлением акта и оценкой организацией по цене возможной реализации;
· относится косновным средствам.
Порядокбухгалтерского учета тары определен в Методических указаниях по бухгалтерскомуучету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом МинфинаРоссийской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении методическихуказаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
Тара по своимфункциям различается на внешнюю упаковку и непосредственную упаковку.Непосредственная упаковка характерна тем, что она неотделима от вложенного внее товара и может быть использована самостоятельно только после расходованияэтого товара, поэтому она со склада отпускается вместе с товаром (флакон длядухов, банки и бутыли для консервов и красок и т.д.). Такая тара берется научет и подлежит возврату на склад после использования (расходования) вложенныхв нее материальных ценностей, если она может быть использована внутриорганизации или продана.
Наличие идвижение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а такжематериалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта(детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.),учитывается:
- насубсчете «Тара и тарные материалы» счета 10«Материалы» - всеми организациями, кроме организаций,занимающихся торговой деятельностью и общественным питанием;
- насубсчете «Тара под товаром и порожняя» счета 41«Товары» - организациями, занимающимися торговой деятельностью иобщественным питанием.
На указанныхсчетах учитываются также тарные материалы (материалы и детали, предназначенныедля изготовления и ремонта тары).
Внезависимости от условий приобретения тары организацией продавцом, поставщиком ит.п. (покупка или изготовление непосредственно в организации) тара принимаетсяк бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Она слагается из всехрасходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению.В случае наличия в организации значительной номенклатуры и высокой скоростиоборачиваемости тары и тарных материалов разрешается вести синтетический ианалитический учет тары в учетных ценах.
Привозникновении разницы между фактической себестоимостью изготовления тары илифактическими расходами по ее покупке у сторонних организаций и учетной ценойэтой тары указанная разница списывается со счетов учета затрат(«Вспомогательное производство») или счетов учета расчетов (припокупке тары) на счета учета финансовых результатов как операционные расходы.
Учетные ценыустанавливаются организацией самостоятельно, дифференцировано по видам тары(наименованиям, размерам, сортам и т.п.) применительно к порядку, изложенномупо материалам в настоящих Методических указаниях.
Тара,используемая для осуществления технологического процесса производства(технологическая тара) и для хозяйственных нужд, т.е. используемая какпроизводственный и хозяйственный инвентарь, учитывается в зависимости от срокаслужбы на счете учета основных средств или на счете учета материалов (субсчет«Тара и тарные материалы»).
Аналитическийучет тары ведется бухгалтерской службой в количественном и стоимостномвыражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материальноответственным лицам, а внутри них - по видам и группам тары.
Учет тары наскладах и в подразделениях осуществляется аналогично учету материалов.
Оформление операций по движению тары
Приемка тарыот поставщиков и покупателей, от тарных цехов и участков своей организации,отпуск тары на сторону и в производство для упаковки продукции, а такжеперемещение тары внутри организации оформляются первичными учетнымидокументами. Как правило, организации торговли приобретают тару у стороннихорганизаций, хотя могут изготавливать ее и собственными силами. Независимо оттого, приобретена ли тара у сторонней организации или изготовлена самостоятельно,к учету она принимается по фактической себестоимости, которая представляетсобой сумму всех расходов по ее покупке и доставке или затрат на ееизготовление. Тара поступает в организацию вместе с товарами от поставщиков ипринимается к учету на основании сопроводительных документов.
Порядокконтроля над полным поступлением и правильным оприходованием тары в основномтакой же, что и для товаров. Приемка тары осуществляется на основаниисчетов-фактур, накладных и других сопроводительных документов. Одновременно спроверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Если количествои качество тары не соответствует сопроводительным документам, то составляетсяакт в таком же порядке, как и по товарам. Учет тары ведется по ценамприобретения. Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается втоварно-транспортных накладных, счетах-фактурах отдельной строкой.
Учет тары вторговых организациях, также как и при учете товаров, осуществляется на складахи в бухгалтерии. Материально ответственные лица ведут учет тары по количеству,наименованиям, ценам в товарной книге или в карточках, записи в которыепроизводятся на основании первичных документов на поступление и выбытиетоваров. Все документы на поступление и выбытие тары должны сдаваться материальноответственными лицами в бухгалтерию вместе с товарными отчетами илисопроводительными реестрами. Проверенные документы служат основанием дляотражения поступления и выбытия тары в бухгалтерском учете организации.
Оптовыеторговые организации учет тары ведут на активном счете 41 «Товары», субсчет41.3 «Тара под товаром и порожняя». По дебету данного субсчета отражаетсяпоступление тары в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», а по кредиту отражается ее выбытие (списание). Кроме того, науказанном счете учитываются и тарные материалы, то есть материалы и детали,предназначенные для изготовления и ремонта тары.
Если ворганизации сосредоточено большое количество разных видов тары с разнымиценами, то учет движения тары производят по средним учетным ценам, которыеустанавливают по отдельным группам тары.
Если таруучитывают по средним учетным ценам, то в течение месяца разницу междустоимостью по ценам приобретения и средними учетными ценами можно отражать насчете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». По окончании месяцадебетовое или кредитовое сальдо по счету 16 распределяют между выбывшей замесяц и оставшейся на конец месяца тарой по среднему проценту. Средний процентрассчитывается следующим образом:Средний процент = Сальдо на конец месяца по счету 16 Х 100 Сумма выбывшей тары за месяц + Остаток тары на конец месяца
Списание разницы,относящейся к выбывшей таре, в бухгалтерском учете отражается следующимобразом.
При дебетовом сальдо счета16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
· Дебет 44 «Расходына продажу» Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
После соответствующихзаписей по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» будетотражена разница, относящаяся к остатку тары на конец месяца.
В торговых организацияхпо тарным операциям могут иметь место, как расходы, так и доходы. Расходывключают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись. Это:перевозка, погрузка, разгрузка, ремонт и тому подобное. Потери от боя, ломапорчи тары составляют убытки организации торговли. К доходам по таре относятся:стоимость тары, полученной от поставщиков бесплатно, превышение стоимости тарыпо сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и тому подобным.
Расходы по таре вбухгалтерском учете отражаются на счете 44 «Расходы на продажу», а доходы отопераций с тарой на счете 91-2 «Прочие доходы и расходы», как внереализационныедоходы.
Аналитический учет тарыведется по материально ответственным лицам, по наименованиям, по количеству истоимости тары.
Рассмотрим, какимипроводками отражаются в бухгалтерском учете операции с тарой:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит 41-3 60 Принята к учету тара от поставщика 19-3 60 Учтен НДС по таре
Припоступлении тары (вместе с товаром) поставщики часто взимают с покупателязалог, что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств.

Возврат тарыпоставщику отражается проводкой:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит 60 41-3 Возвращена тара поставщику 94 41-3 Если выявлена недостача по таре 41-3 91-1 Принятие к учету тары, поступившей от поставщика без оплаты, или выявленной по результатам инвентаризации
Тара,пришедшая в негодность вследствие естественного износа, поломки (боя) илипорчи, оформляется соответствующим актом. Акт составляется Комиссией. Комиссияпроизводит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц,допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производитсяпосле утверждения акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным.Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации в соответствующееподразделение организации, организациям по сбору вторичного сырья или другиморганизациям для переработки. Сдача непригодной тары в соответствующееподразделение, осуществляющее ее утилизацию, оформляется накладной. Отпуск(отгрузка) непригодной тары (стеклянный бой, металлический лом и др.)организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки(стекольные заводы и др.) оформляется накладной (товарно - транспортнойнакладной).
Инвентарнаятара, служащая для производственных или хозяйственных нужд, не учитываетсяорганизацией торговли на счете 41 «Товары». Для учета инвентарной тарыпредназначены счета 01 «Основные средства» и 10 «Материалы».
В целяхналогообложения прибыли доходы и расходы, связанные с тарой признаютсявнереализационными.
Обособленныйучет возвратной тары очевиден. Ведь если за возвратную тару взимается залог, тозалоговые суммы не являются расходом (доходом) организации. Однако условиямидоговора поставки возврат тары может быть предусмотрен и без взимания залога.Если стоимость такой тары включена в цену товаров, то из общей суммы расходовна их приобретение должна быть исключена стоимость возвратной тары по цене еевозможного использования, которая определяется покупателем. Можно о стоимостивозвратной тары получить информацию у поставщика, тогда стоимость полученноготовара будет уменьшена на стоимость возвратной тары.
Налоговыйучет тары, принятой от поставщика с товарами, отличается от учета тары,принятой с товарно-материальными ценностями, включенными в материальныерасходы. В пункте 3 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации указано,что стоимость невозвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальнымиценностями, включенными в материальные расходы, включается в стоимостьприобретенных ценностей. Покупная же стоимость товаров в целях налогообложенияопределяется на основании положений статей 268 и 320 НК РФ. В статье 320 прямоуказано, что расходы, связанные с приобретением товаров включаются в издержкиобращения, причем расходы по невозвратной таре будут являться косвеннымирасходами и должны относиться на расходы организации торговли в момент ихвозникновения. К примеру, организация торговли приобрела у завода-изготовителявместе с товаром многооборотную (невозвратную) тару, которую она намеренаиспользовать в дальнейшем в своей деятельности. Если в отгрузочных документахстоимость тары выделена отдельной строкой, то организация имеет право признатьстоимость тары косвенным расходом и уменьшить на данную сумму доходы отреализации товаров текущего месяца. Если же в документах стоимость тары невыделена, то такую тару организация торговли должна обложить налогом на прибыльв соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ, как безвозмездно полученноеимущество, то есть признать внереализационным доходом.

Инвентаризациятоваров
Результатыинвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационнаякомиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесенияуточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способыотражения в учете результатов инвентаризации.
Инвентаризационнаякомиссия устанавливает:
1) имеются лив организации лица, несущие материальную ответственность за сохранностьценностей, определяет размер этой ответственности;
2) анализируетвозможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путемперевода долга, бартерных операций и тому подобное;
3) составляетсяспециальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и неподлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причиннепригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списанияэтих объектов;
4) инвентаризационнаякомиссия выявляет причины недостач и излишков;
5) по фактамобразования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объясненияот материально-ответственных лиц.
Заседаниеинвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируютсявыводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состоянияскладского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Кроме того, впротоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших внегодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.
На заседанииинвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.
Выявленныепри инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и даннымибухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующиминормативными документами.
Результатыинвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котороминвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовомбухгалтерском отчете.
Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессеинвентаризации
Всоответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года№129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №129-ФЗ), выявленные в результатеинвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету и соответствующаясумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации- на увеличение финансирования (фондов);
Пункт 5.1Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имуществаи финансовых обязательств» (далее Методические указания по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств), предусматривает кроме этого установлениепричин возникновения излишков и виновных лиц.
Такимобразом, выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежныхсредств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательствомподлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовыерезультаты.
В составекаких доходов данное имущество должно быть учтено, и по какой стоимости?
В отчете оприбылях и убытках, по статье «Внереализационные доходы» отражаются принятые кучету ценности, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.
Всоответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации(далее НК РФ), внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходыв виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества,которые выявлены в результате инвентаризации.
При этомпунктом 5 статьи 274 НК РФ предусмотрено, что внереализационные доходы,полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы учитываютсясогласно положениям статьи 40 НК РФ
Вопрос обопределении стоимости выявленных излишков не случаен.
Дело в том,что согласно пункту 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств, суммы излишков и недостач товарно-материальныхценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой вбухгалтерском учете.
Однаконормативные акты бухгалтерского законодательства, принятые в более поздниесроки (напомним, что Методические указания по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств были приняты в 1995 году), указывают на то, что излишкиимущества следует приходовать по рыночным ценам.
Согласнопункту 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря2001 года №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учетуматериально- производственных запасов», выявленные при инвентаризациирасхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учетаотражаются в следующем порядке:
а) излишкизапасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимостьотносится:
— в коммерческихорганизациях — на финансовые результаты;
— внекоммерческих организациях — на увеличение доходов.
Кроме того, всоответствии с пунктом 36 Методических указаний по бухгалтерскому учетуосновных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13октября 2003 года №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскомуучету основных средств», неучтенные объекты основных средств, выявленные припроведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночнойстоимости и отражаются в качестве внереализационных доходов проводкой:
Дебет 01«Основные средства»
Кредит 99«Прибыли и убытки».
Такимобразом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету порыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальныхценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готоваяпродукция», 50 «Касса») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».
Выявленныеизлишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учетатоваров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.
 
Отражениев учете недостач, выявленных в процессе инвентаризации
Отметим, чтоизлишки на предприятии довольно редкое явление, а вот с недостачами делообстоит иначе.
Порядокотражения недостач в бухгалтерском учете определен пунктом 3 статьи 12 Закона№129-ФЗ и пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденногоПриказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации».
Всоответствии с этими пунктами, недостача имущества и его порча в пределах норместественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм- на счет виновных лиц.
Если виновныелица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки отнедостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты укоммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Решение осписании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.
Всоответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества ифинансовых обязательств убыль ценностей в пределах норм, утвержденных вустановленном законодательством порядке, списывается по распоряжениюруководителя организации на издержки производства и обращения.
 
Порядоквзыскания ущерба
Порядоквзыскания ущерба установлен статьей 248 ТК РФ. Взыскание с виновного работникасуммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка,производится по распоряжению работодателя.
Распоряжениедолжно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установленияработодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истекили работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб,а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает егосредний месячный заработок, то взыскание ущерба осуществляется в судебномпорядке.
Срок дляобращения в суд для взыскания ущерба со стороны работодателя согласно части 2статьи 392 ТК РФ -1 год со дня обнаружения причиненного ущерба.
Согласночасти 2 статьи 391 ТК РФ споры между работодателем и работником, предметомкоторых является причинение ущерба имуществу работодателя, рассматриваются всудах общей юрисдикции, если иное не предусмотрено законом.
Как следуетиз пункта 6 части 1 статьи 23 ГПК РФ дела, возникающие из трудовых отношений,за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективныхтрудовых споров рассматривают мировые суды.
Примернаяформа искового заявления, которое может быть использована работодателем длявзыскания причиненного ущерба в судебном порядке, приведена ниже:
Мировой судпо ______________________
(Сокращенноенаименование округа, наименование субъекта)
Судьесудебного участка №_________
_____________________________(Ф.И.О)
Истец: ______________________________________
(наименованиеорганизации)
__________________________________
(местонахождения организации)
Ответчик: _____________________________________
(Ф.И.О.полностью)
прож.:________________________________________
Цена иска:____________руб.
Исковоезаявление
Овзыскании ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей
«__»___________200_годамежду ____________________________лице
(наименованиеорганизации)
директора________________________и ответчиком _______________
(Ф.И.О.директора) (Ф.И.О., год рождения)
________________________былзаключен трудовой договор о приеме на работу в должности ________________сокладом ______________рублей. Среднемесячная зарплата
(наименование)
ответчикасоставляет __________________рублей.
«__»___________200_годас ответчиком был заключен договор о полной индивидуальной материальнойответственности №______, согласно _________которого
(пункту)
он принял насебя обязательство бережно относиться к переданному ему для осуществлениявозложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и приниматьмеры к предотвращению ущерба.
«__»___________200_годапри проведении инвентаризации была установлена _______________вверенногоимущества на сумму ____рублей,
(недостача,порча, утрата)
чтоподтверждается ___________________________________________
(документы)
Тот факт, чтоущерб возник по его вине, ответчик не отрицает, а также это подтверждаетсяследующими документами _________________________
(наименования,№№, даты документов — в случае если этот факт работник отрицает)
На основанииизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 243, частью 2 статьи 248,частью 2 статьи 391 ТК РФ,
ПРОШУ:
Взыскать сответчика ___________________, проживающего по адресу:
(полноеФ.И.О., год рождения)
_______________________впользу __________________сумму ущерба,
(наименованиеорганизации)
причиненногоответчиком в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей вразмере__________________________рублей
Приложения:
1. исковое заявление –(кол-во экземпляров);
2. копия трудовогодоговора с ответчиком (кол-во);
3. копия должностнойинструкции ответчика (кол-во);
4. копия справки оразмере зарплаты ответчика (кол-во);
5. копия документа оразмере, причиненного ущерба (кол-во);
6. копия объяснительнойзаписки ответчика (акт об отказе от объяснений) (кол-во);
7. копия приказа о приемена работу (кол-во);
8. копия договора ополной индивидуальной ответственности ответчика (Ф.И.О.) (кол-во);
9. квитанция об оплатегоспошлины.
«__»_________200_г. Директор______________________/__________/
(И.О.Ф.) (расшифровкаподписи)
М.П.
Принесоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работникимеет право обжаловать следующие действия работодателя в судебном порядке:
· удержаниесуммы ущерба произведено в размере, превышающем среднемесячный заработокработника без согласия работника;
· удержаниепроизведено спустя месяц после установления работодателем размера ущерба.
Работник,виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить егополностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускаетсявозмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляетработодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указаниемконкретных сроков платежей. Добровольное возмещение работником ущерба,превышающего размер его среднемесячной зарплаты, может быть оформленораспиской–обязательством, в которой указывается размер ущерба, подлежащеговыплате, срок (и) выплаты и формы выплаты. Работник может добровольно вноситьденьги в кассу организации или попросить работодателя удерживать их из егозарплаты. При этом следует иметь в виду, что согласно части 1 статьи 138 ТК РФобщий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не можетпревышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 %заработной платы, причитающейся работнику. Нельзя производить удержание извыплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращаетсявзыскание.
Бухгалтерскиепроводки:
1. взысканиенедостачи товаров по результатам инвентаризации на конец года с виновных лиц;
Д 73,2 К94
2. отнесениесуммы недостачи товаров за счет организации;
Д 94 К 41
3. Отразитьвсе бухгалтерские проводки, исходя из задания: закуплен товар на сумму 5210руб., в т.ч. НДС18%=794,75 руб.;
Д 41 К 605210-794,75=4415,25 В т.ч. НДС Д 19 К 60
4. списываетсястоимость реализованного товара;
Д90 К 42
5. выявленыпри инвентаризации излишки товаров;
Д 41 К91,1
6. отгруженытовары комиссионеру;
Д 45 К 41
7. товароприходован
Д 10 К 60
8. начисленаторговая наценка;
Д 41 К 42
9. суммаполученной предоплаты от покупателя на расчетном счете составила 39000 руб.;
39000 руб.ПО Д 51 К 64
10. данныминвентаризации выявлена недостача, виновное лицо не установлено;
Д 91,1 К94
11. списанырасходы на издержки обращения;
Д 44 К 91
12. приреализации товаров отражена выручка;
Д 90,1 К41
13. при приемкетоваров выявлена недостача, до выяснения покупатель отразил у себя этуоперацию;
Д 94 К 60
14. полученаванс от покупателя;
Д 51 К 62
15. НДСпо оприходованному товару;
Д 19 К 60
16. срасчетного счета оплачен товар;
Д 41 К 51
17. оприходованырекламные услуги и НДС по рекламным услугам;
18. срасчетного счета оплачены транспортные услуги;
Д 76 К 51
19. начисленНДС в бюджет при реализации товара;
Д 90,3 К68,2
20. оприходованырекламные услуги и НДС по рекламным услугам;
Д 76 К 51– рекламные услуги; Д 19 К 76 – НДС по рекламным услугам
21. ООО«Долина» отгрузили товар в адрес ООО «Волна» на сумму 5900руб., в т.ч. НДС900руб., взамен получили товар на такую же сумму и на основании Актавзаимозачета сделали у себя бухгалтерские проводки;
Д 45 К 41
22. укомиссионера списана стоимость отгруженного товара;
Д 90,2 К45
23. приреализации товаров отражена выручка;
Д 60,2 К91
24. учтенырасходы по транспортировке товара. Счет-фактура предъявлен с НДС;
Д 90,2 К44
25. приняттовар на комиссию;
004 СЧЕТ
26. укомиссионера списана стоимость отгруженного товара;
Д 90,2 К45
27. сполученной предоплаты (аванса) начислен НДС;
Д 76 К 68
28. товарпринят на ответственное хранение;
Д 002
29. НДСпредъявлен бюджету;
Д 68 К 19
30. поданным инвентаризации выявлена недостача, виновное лицо установлено;
Д 73 К 94
31. порезультатам инвентаризации отражена недостача товаров до выяснения;
Д 94 К 41.
Тест Бухгалтерский учет в торговле1. Поступление товаров в бухгалтерском учететорговых организаций отражается?
1. По дебету счета 41.
2. По дебету счета 40.
3. По дебету счета 10.2. Товары, принятые на ответственное хранение,учитываются на счете?
1. 41.
2. 002.
3. 004.
4. В зависимости отучетной политики организации.3. Товары, принятые на реализацию по договорукомиссии, учитываются на счете?
1. 41.
2. 002.
3. 004.
4. В зависимости отучетной политики организации.4. В розничной торговле поступившие товарыучитываются?
1. По покупным ценам.
2. По продажным ценам.
3. В оценке, принятой в учетнойполитике.5. На предприятиях розничной торговли товарымогут учитываться на счете 41 по?
1. Продажной стоимости без НДС.
2. Продажной стоимости сНДС.
3. Покупной стоимости безНДС.
4. Покупной стоимости сНДС.6. В оптовой торговле поступившие товарыучитываются?
1. По покупным ценам.
2. По продажным ценам.
3. В оценке, принятой вучетной политике.7. Товары, принятые по договору комиссии,отражаются?
1. По дебету счета 41 поучетным ценам.
2. По дебету счета 004 по ценам,указанным в сопроводительных документах.
3. В зависимости отучетной политики организации.8. Отражено списание товаров у фирмы –комиссионера?
1. кредит счета 41.
2. кредит счета 004.
3. кредит счета 45.9. Счет 42 'Торговая наценка' используется вучете у организаций?
1. Розничной торговли. 2. Оптовойторговли.Тест Бухгалтерский учет в торговле 1. Отражена отгрузка товаров комитентом фирме –комиссионеру?
1. Дебет счета 62 кредитсчета 90.
2. Дебет счета 45 кредит счета 41.
3. Кредит счета 004.2. Отражена реализация товаров у комитентапосле получения от комиссионера извещения о продаже товаров?
1. Дебет счета 62 кредит счета 90;дебет счета 90 кредит счета 45.
2. Дебет счета 62 кредитсчета 90.
3. Дебет счета 62 кредитсчета 90; кредит счета 004.3. Сумма полученной предоплаты от покупателяучитывается на счете?
1. 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками».
2. 51 «Расчетныйсчет».
3. 99 «Прибыли иубытки».4. Момент признания дохода — это момент, вкоторый?
1. Поступают денежныесредства на расчетный счет или в кассу от покупателей за отгруженный товар.
2. Происходит переход правасобственности на товары к покупателю независимо от их оплаты.5. Реализация товаров по договору поставкиотражается в учете на основании?
1. Документов на отгрузку товара.
2. Выписок банка порасчетному счету.
3. Отчетов кассира.6. Отражение сумм НДС по оприходованному товаруотражается записью?
1. Дебет 19 кредит 41.
2. Дебет 19 кредит 60.
3. Дебет 68 кредит 60.7. На сумму НДС, исчисленную с авансов,полученных от покупателей, делается запись?
1. Дебет счета 19 кредитсчета 68.
2. Дебет счета 76 кредит счета 68.
3. Дебет счета 90 кредитсчета 68.8. Для обобщения информации о расходах напродажу используется счет?
1. 26.
2. 44.
3. 43.9. Дебетовое сальдо по счету 60 свидетельствуето?
1. Предварительной оплатетоваров покупателем.
2. Наличии задолженностиперед поставщиком.
3. Предварительной оплате товаровпоставщику.10. Кредитовое сальдо по счету 62свидетельствует о?
1. Предварительной оплатетоваров поставщику.
2. Наличии задолженности у покупателяпо оплате товаров.
3. Предварительной оплатетоваров покупателем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.