Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и анализ реализованных товаров, работ и услуг

СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗАСЕБЕСТОИМОСТИ
РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ РАБОТ И УСЛУГ
1.1 Методы учета себестоимоститоваров работ и услуг
1.2 Правила учета и анализасебестоимости реализованных
товаров, работ и услуг
1.3 Особенности организации учета напредприятиях торговли
и оказания услуг
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТАСЕБЕСТОИМОСТИ
НА ТОО «Жаснұр»
2.1 Анализ деятельности предприятия
2.2 Оценка организации учетасебестоимости по реализации
товаров и услуг
3 КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Проблемы организациибухгалтерского учета на малых
предприятиях
3.2 Применение программы «БЭСТ-ОФИС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью
РК – Республика Казахстан
Т3Р — транспортно-заготовительные расходы
АВС — Activity-Based Costing
США – Соединенные Штаты Америки
АВМ — Activity-Based Management
АЗС – автозаправочная станция
тыс. — тысяч
гр – графа
ТМЗ – товарно-материальные запасы
ГК – Гражданский кодекс
НДС – налог на добавленную стоимость
СФОМБ — Стандарт финансовой отчетности для предприятиймалого                       бизнеса

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОРГАНИЗАЦИИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИАНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ
РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ,РАБОТ И УСЛУГ
1.1 Методы учетасебестоимости товаров, работ и услуг
Под методом учета затрати калькулирования себестоимости продукции принято считать совокупность приемовдокументирования и отражения затрат на производство для определения фактическойсебестоимости продукции (работ, услуг). Предопределяющими при классификацииметодов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являютсяорганизация и технология производства продукции, номенклатура выпускаемойпродукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. В основу классификацииметодов учета затрат принимаются порядок сбора и обобщения издержекпроизводства по объектам аналитического учета.
Под методом калькуляциисебестоимости продукции принято считать совокупность приемов, используемых дляисчисления себестоимости единицы продукции.
В понятие«калькулирование» входят также порядок оценки незавершенного производства,брака продукции, недостачи незавершенного производства и другие вопросы, безрешения которых нельзя правильно исчислить себестоимость всей выпущеннойпродукции и отдельных ее видов. Методы калькуляции тесно связаны с порядкоморганизации аналитического учета прямых затрат на производство. Калькуляциясебестоимости продукции, основываясь на данных учета производственных затрат,оказывает существенное влияние на его организацию. Существует множество методовучета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Классификация методовучета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции продолжаетоставаться объектом дискуссии.
В казахстанском стандартепо бухгалтерскому учету предусмотрено применение на промышленных предприятиях,в зависимости от вида продукции, типа производства, следующих основных 3-хметодов: нормативного, позаказного и калькулирования себестоимости продукции.Однако отдельные организации используют простой метод учета затрат икалькулирования себестоимости продукции. Страны с развитой рыночной экономикойиспользуют также метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукциипо системе «Стандарт кост» и метод учета затрат по системе «Директ-костинг».
Нормативный методявляется наиболее прогрессивным методом учета, позволяющим осуществлятьповседневный контроль уровня затрат на производство, принимать меры,предупреждающие неэффективное расходование ресурсов организации. Нормативныйметод предусматривает:
— создание системыдействующих прогрессивных норм и нормативов и на ее основе – калькуляциинормативной себестоимости;
— учет фактических затратв течение отчетного периода с подразделением их на расходы по нормам иотклонениям от норм;
— ведение в течениеотчетного периода учета изменений действующих норм для корректировки нормативнойсебестоимости и определения влияния этих изменений на себестоимость, а такжепричины изменений;
— установление и анализпричин отклонений от норм по видам затрат и местам их возникновения;
— исчисление фактическойсебестоимости продукции (работ, услуг) путем суммирования нормативнойсебестоимости на начало отчетного периода, отклонения от норм (плюс перерасход,минус экономия) и изменения норм в течение отчетного периода.
Нормативный метод – этоне только метод учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг),но и часть важнейшей системы управления формированием себестоимости.
Основой нормативногоучета является нормативная база, представляющая собой комплекс прогрессивных,научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов.
Нормы – это максимальнодопустимые величины расхода материальных ценностей и трудовых затрат наизготовление единицы продукции, полуфабриката, узла, деталей. Они должны бытьтехнически обоснованными и прогрессивными, учитывающими современный уровеньтехники, технологии, организации производства и труда, а также проводимыемероприятия по повышению эффективности и качества. На основе этих нормсоздается нормативная калькуляция.
При нормативном методеважное значение имеет учет изменения действующих норм. Он необходим длясистематического уточнения нормативной базы. Изменение норм возникает подвлиянием внедрения нормативной базы.
Изменение действующихнорм оформляется специальными документами – извещениями об изменениях норм суказанием причины изменения (службы фиксируют его с точной датой введения новойнормы). На основании извещений изменения в нормативные калькуляции вносятся наначало следующего месяца. Изменения текущих норм, произведенные в течениеотчетного месяца, когда их величина значительна, учитываются до конца отчетногопериода, а при незначительности величина этих изменений отражается отдельнойпозицией с отклонениями от норм. На основании извещений организуетсяоперативный учет этих изменений в разрезе мероприятий, причин, исполнителей.
Важное значение имеютоперативное выявление (в т.ч. и с помощью сигнальной документации) и текущийучет отклонений от норм затрат (по статьям затрат, местам возникновения,причинам, лицам, ответственным за отклонения). Учет отклонений организуется поконкретным видам продукции (работ) или однородным группам. Отклонениямиявляются различного рода отклонения от установленных норм и нормативов прииспользовании сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, оплате труда рабочихи отклонения от смет накладных расходов.
По степени полноты выявленияи оформления документы отклонения от норм подразделяются на документированные инедокументированные. К документированным относятся отклонения, выявляемые поданным первичной сигнальной документации до начала процесса производства или походу его осуществления, а также определяемые расчетным путем (до началапроцесса производства или сразу же после окончания процесса производства).
К недокументированнымотносятся отклонения, представляющие разницу между общей суммой отклонений отнорм затрат (определяемой как разница между фактическими затратами и затратамипо норме) и документированной их части.
Как было указано раньшеотклонения в расходе сырья и материалов выявляются несколькими методами:документированием, учетом раскроя по партиям, предварительным расчетом пофактической рецептуре и последующим расчетом и использованием данныхинвентаризации (инвентарным методом).
Отклонения от норм пооплате труда оформляются следующими документами: по разного рода доплатам кдействующим нормам и расценкам – листками на доплату; по оплате дополнительныхопераций, не предусмотренных технологическим процессом, — нарядами сотличительным знаком (например, с красной чертой по диагонали – бланки наряда).В этих документах указываются причины доплаты и дополнительной работы, а такжелица, ответственные за выполнение этих работ. Документы выписываются, какправило, при возникновении отклонений (до начала работ).
Отклонения от норм приповременной оплате труда определяются по специальным расчетам, составляемым поотдельным участкам (цехам) по мере ее начисления.
В расчете указываютсясуммы заработной платы по нормам (исчисленные исходя из перечня рабочих мест,штатных должностей и тарифных ставок), фактически начисленные, и отклонения,определяемые как разница между суммой, фактически начисленной, и суммойзаработной платы по нормам.
Отклонения от норм посдельной оплате труда рабочих относятся на конкретные виды продукции, какправило, прямым путем, а рабочих с повременной оплатой труда – пропорциональноих заработной плате по нормам. При учете отклонений по группам однороднойпродукции, входящих в одну группу, — пропорционально заработной плате по нормам(с помощью индексов).
По накладным расходамотклонения определяются в целом от утвержденных смет и по отдельным их статьям.Выявление отклонений по комплексным статьям осуществляется путем сопоставленияплановых (сметных) и фактических сумм этих расходов.
Остаток незавершенногопроизводства на конец отчетного периода подлежит оценке по текущим нормам наначало месяца, т.е. отклонения от норм списываются на выпущенную продукцию.
При нормативном методесводный учет затрат на производство и соответствующие регистры (ведомости)должны вестись по отдельным видам или группам однородной продукции и калькуляционнымстатьям с подразделением затрат по нормам, отклонениям от норм с изменениемнорм. Затраты по нормам по всем разделам ведомости сводного учета(незавершенное производство на начало и конец отчетного периода, затраты заотчетный метод, фактическая себестоимость выпуска) должны быть исчислены поединому уровню норм, достигнутому на начало отчетного периода. Как известно,остаток незавершенного производства на конец месяца становится начальнымостатком в следующем месяце. Если в течение месяца произошли изменения текущихнорм, то возникает необходимость пересчета остатка незавершенного производствана величину изменения норм за месяц. При этом изменения норм по незавершенномупроизводству отдельно выделяются в ведомости сводного учета затрат на производство.
Попередельный метод учетазатрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют напредприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовойпродукцией, при которой преобладают физико-химические и термическиепроизводственные процессы, с превращением сырья в готовую продукцию в условияхнепрерывного краткого технологического процесса или ряда последовательныхпроизводственных процессов, каждый из которых или группа которых составляютотдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства (например, вхимической и металлургической промышленности, ряде отраслей лесной, легкой ипищевой промышленности и др.).
Переделами называетсякомплекс технологических операций, завершаемый выходом промежуточного продукта(полуфабриката) или готовой продукции. Так, в текстильной промышленностиимеются: подготовительный, прядильный, крутильный, ткацкий и отделочныепеределы. Попередельный метод учета применяется также в производствах скомплексным использованием сырья.
Сущность попередельногометода заключается в том, что учет затрат ведется по переделам, а внутри них –по агрегатам (цехам, прокатным столам, химическим установкам и т.д), статьямкалькуляции и видам продукции. Прямые затраты учитываются по каждому переделу,а косвенные – по цеху, производству, предприятию в целом с последующимраспределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятой вучетной политике базе.
В производствах, где учетзатрат по видам продукции затруднителен, он ведется по переделу в целом, асебестоимость изделий и полуфабрикатов определяется коэффициентным способом илиспособом исключения затрат (при этом способе из общей суммы исключаются затратына побочную продукцию, а затем исчисляется себестоимость основной продукции).
При попередельном методесводный учет затрат ведется в полуфабрикатном варианте (с оценкойполуфабрикатов каждого передела и передачей их на последующий передел встоимостном выражении) или бесполуфабрикатном варианте (затраты по обработкеучитываются по каждому переделу, передача полуфабрикатов из одного передела вдругой осуществляется по количеству, себестоимость готовой продукцииопределяется суммированием затрат всех переделов по калькуляционным статьям).Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции получилраспространение на предприятиях машиностроения с индивидуальным и мелкосерийнымпроизводством сложных изделий. По этому методу организуется производствокапитального ремонта оборудования, зданий и сооружений, изготовлениеинструмента во вспомогательных производствах, выпуск продукции вэкспериментальных цехах организаций и научно-исследовательских институтах.Особенностью таких производств является выпуск отдельных видов изделий может неповторяться. Объектом учета при данном методе являются отдельные заказы напроизводство каждого изделия (работы) или мелких серий изделий, а напредприятиях с длительным технологическим циклом – и отдельных узлов иагрегатов, открываемые на основании договоров с заказчиками (покупателями). Накаждый заказ заполняется бланк заказа, заказы регистрируются, им присваиваетсяномер, которые и становятся их кодами до окончания выполнения заказа.
Код проставляется во всехтехнологических и учетных документах. Заказ обычно оформляет планово-производственнаяслужба, после чего копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию.Сущность позаказного метода заключается в том, что учет производственных затрати калькулирование осуществляются по заказам на изготовление одного изделия(выполнение комплексных работ) или небольшой партии одинаковых изделий. Дляэтого на каждый заказ на основании извещений об его открытии в бухгалтерииоткрывается карточка или ведомость, в которой учитываются затраты по заказу втечение всего срока его выполнения. Прямые затраты на израсходованное сырье иматериалы, покупные изделия и полуфабрикаты, заработную плату производственныхрабочих, потери от брака, расходы на освоение учитываются по каждому заказу вотдельности на основе первичных документов: лимитных карт, требований,раскройных листов, нарядов, сметных рапортов, ведомостей выработки, маршрутныхлистов и других документов, в которых проставляются шифры заказов.
Накладные расходывключаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятойв учетной политике организации базе. Затраты, связанные с выполнением заказа,накапливаются в течение срока выполнения работы. Если в соответствии с заказомизготавливалось несколько одинаковых изделий, то себестоимость единицыопределяется делением всей суммы затрат по статьям калькуляции на количествовыработанной продукции.
Простой метод учетазатрат и калькулирования себестоимости продукции
Сущность методазаключается в том, что прямые и косвенные фактические затраты учитываются поустановленным статьям расходов на весь выпуск продукции. В связи с этим среднююсебестоимость единицы продукции определяют делением всех производственныхзатрат (и затрат по каждой статье) на количество готовой продукции. Такойпорядок аналитического учета затрат и исчисления средней себестоимости единицывозможен в массовых производствах, выпускающих (добывающих) простую однороднуюпродукцию, не имеющих частей или полуфабрикатов, а остаток незавершенногопроизводства крайне незначителен либо стабилен, либо его вообще нет.
Простой метод применяетсяпреимущественно на большинстве предприятий добывающих и некоторыхобрабатывающих отраслей промышленности, производящих один вид продукции(гидроэлектростанции, предприятия по добыче нефти, рудного и нерудного сырья,производству пластической массы, шелка-сырца и т.д.), а также в рядевспомогательных производств по выработке электроэнергии, пара, холода и другихвидов двигательной энергии.
В некоторых отраслях(угольной, торфяной, лесозаготовительной) затраты могут учитываться по отдельнымстадиям технологического процесса. Например, в угольной промышленности такимистадиями являются подготовительные работы, выемка угля, транспортировка доотвода шахты и выдача на поверхность, сортировка, обогащение, погрузка ввагоны. Затраты, учтенные по структурным подразделениям, затем обобщаются пошахте в целом. Объектом калькулирования является весь добытый уголь. Закалькуляционную единицу принята 1 тонна добытого угля, наряду с этимисчисляется себестоимость 1 тонны условного топлива, который имеет 7000калорий. Поскольку затраты предварительно учитывают по процессам (структурнымподразделениям), простой метод учета затрат и калькулирования себестоимости,применяемый на предприятиях угольной промышленности, иногда называютпопроцессным.
Непременным условиемприменения простого (попроцессного) метода является однородность и в же времямассовость добываемой или вырабатываемой продукции, возможность не подразделятьзатраты по способу отнесенияна прямые и косвенные затраты (поскольку они все связаны с выпуском одного видапродукции). Все затраты относятся на выпуск продукции (из-за отсутствия илистабильности остатков незавершенного производства).
Система«стандарт-кост» — система учета затрат и калькулированиясебестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат, основнымицелями которой являются управление и контроль затрат, установление реальныхцен, подготовка бюджетов и различных прогнозов.
Система «стандарт — кост»для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано сначалом ХХ в. Первые упоминания о ней встречаются в книге Г. Эмерсона«Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». Онсчитал, что традиционная бухгалтерия «имеет тот недостаток, что никакогоотношения между тем, что есть, и тем, что должно было бы быть, неустанавливает». Это, по мнению Эмерсона, весьма существенный дефекттрадиционной бухгалтерии. Но есть и еще один, связанный с тем, что бухгалтерияигнорирует качественную сторону объектов. «Мы знаем их цену, но не ценность».Это значит, что если какие-либо ценности, например уголь, имеют одну и ту жецену, то независимо от качества этого угля, его калорийности, он будетучитываться по цене, качественно обезличенно. Эмерсон писал, что «подлиннаяцель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивностьпредостережений». Эти предостережения нужны для нахождения правильного курсахозяйственной деятельности предприятия. Суть их – в фиксации всех отклонений отнормы. Учет должен быть обращен в будущее, ибо «предвидеть – значитпредупреждать». Следовательно, весь хозяйственный процесс должен быть строгопроконтролирован еще до его реального начала. Однако «никаких норм, кроме норм,уже достигнутых в прошлом, бухгалтерия выставить не может», а без нормхозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, администрация неможет судить о производительности работы предприятия[1; c. 45].
Смысл системы «стандарт –кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то,что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаютсявозникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой даннаясистема, — учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежитчеткое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени,труда, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлениемкакой-либо продукции или полуфабрикатов. Причем установленные нормы нельзяперевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышениенормы означает, что она была установлена ошибочно.
Аналитический учет ведутв развитие всех счетов по учету затрат на производство. Уровень аналитикиопределяется теми показателями, которые необходимы организации для контроля иуправления. Например, в развитие счетов раздела 8010 «Основное производство», вцелях оперативного обеспечения менеджеров конкретной достоверной информацией,аналитический учет организуют по каждому заказу, виду работ, виду продукции вотдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ.Аналитический учет при этом должен обеспечивать группировку информации поостаткам незавершенного производства на начало и на конец месяца, по затратамза отчетный месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, настоимость сэкономленных материалов в производстве и на себестоимость выпущеннойпродукции, выполненных работ, оказанных услуг.
К счетам раздела 8030«Вспомогательные производства» (например парокотельная, компрессорная,ремонтный цех, транспортный цех и т.п.) открываются аналитические счета повидам производств, а внутри их — по видам работ, статьям калькуляции, т.е. поаналогии со счетами раздела 8010. Здесь следует учитывать, что услуги,оказываемые вспомогательными производствами, в большей части используютсявнутри предприятия и только часть их может реализоваться на сторону.
Регистрация хозяйственныхопераций, накапливание и группировка информации о них осуществляются врегистрах бухгалтерского учета. Назначение и порядок ведения регистровопределены Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливаетсяи систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых илитребования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) НациональнымБанком Республики Казахстан в соответствии с законодательством РеспубликиКазахстан.
Данные регистровбухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовуюотчетность. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерскогоучета на электронных носителях предприниматели и организации должны изготовитькопии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, атакже по требованию государственных органов, которым такое право требованияпредоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно статье 10 ЗаконаРК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» «содержание первичныхдокументов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющейкоммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеютразрешение руководства или предпринимателя, а также должностным лицамгосударственных органов в соответствии с законодательством РеспубликиКазахстан.
Лица, имеющие доступ куказанным документам, обязаны не разглашать имеющуюся в них информацию безсогласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах.Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несутответственность за ее разглашение в соответствии с законодательными актамиРеспублики Казахстан».
Совокупность различныхрегистров, порядок записей в них и взаимозависимость между ними составляютформу бухгалтерского учета. Сейчас, в основном, применяются журнально-ордернаяи автоматизированная формы бухгалтерского учета.
Рассмотрим организациюаналитического учета на примере регистров, используемых в журнально-ордернойформе учета. Однако практически такие же нормы регистров могут применяться ипри использовании других форм учета, так как именно такая структура регистровпозволяет получить информацию управленческого характера.
Одним из основныхрегистров, удовлетворяющих требованиям аналитического учета, является карточкаучета производства. Карточка имеет вид как в таблице 1.
Таблица 1 –
Карточка учета производства№ п/п Организация Год Месяц Наимено- вание изделия Калькуля- ционная единица Коли- чество выпуска ТОО «Ремонт» 2007 март
Электро- двигатель
Э-15 Шт. 20 Статьи калькуля- ции НЗП на начало месяца Затраты за отчетный период Списание затрат НЗП на конец месяца на оконча- тельный брак на выпуск продукции
На основе первичныхдокументов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство(требований, лимитно-заборных карт, актов приемки работ, нарядов на выполнениеработ, расчетно-платежных ведомостей и др.), составляются разработочные таблицыраспределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов (Т3Р),возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработнуюплату, справки-расчеты бухгалтерии о распределении расходов и др. Информация,рассчитанная в разработочных таблицах, заносится в карточки учета производства.
При цеховой структуреуправления производством каждая статья калькуляции в карточке подразделяется поцехам, например цех № 01, 02 и др.
Таким образом, аналитическийразрез производственных счетов состоит из следующих статей, позволяющихсгруппировать их по критериям, подлежащим постоянному контролю:
— расходы по содержанию иэксплуатации оборудования;
— расходы по содержаниюаппарата управления цеха;
— расходы по содержаниюзданий, сооружений и инвентаря;
— расходы по охране трудаи технике безопасности;
— непроизводительныерасходы и др.
Большое количествометодов учета товаров и расходов, связанных с их реализацией позволяетпредприятию выбрать наиболее подходящий вариант и использовать его с большейэффективностью.
1.2 Правила учета ианализа себестоимости реализованных товаров, работ и услуг
С точки зрения управлениязатратами главной целью систем калькулирования себестоимости продукции являетсяобъективное исчисление затрат на производство каждого вида изделия (услуги).Для корректной оценки затрат необходимо знать их величину в долгосрочнойперспективе. Известные принципы разделения издержек на постоянные и переменные,используемые в практике краткосрочного управления, неприменимы в целяхдолгосрочного анализа, поскольку в длительной перспективе все издержкипредприятия становятся переменными. Кроме того, прямые расходы занимают всёменьший удельный вес в себестоимости продукции современных предприятий, в товремя как накладные расходы, напротив, увеличиваются. Постоянные расходы, какизвестно, слабо зависимые от объёма производства, часто рассматриваются какнеизбежные и потому мало контролируемые. В этом заключается узость подхода куправлению такими издержками. Все категории затрат являются следствием принятыхуправленческих решений. Большая часть затрат, считавшихся долгое времяпостоянными, в настоящее время может рассматриваться как переменныеопределенных факторов, зависящие от решений руководства. Важность решенийрастёт пропорционально удельному весу подобных расходов.
Таким образом, важнейшейзадачей объективного калькулирования себестоимости становится выявлениезатратоопределяющих факторов накладных расходов. В условиях однотипного илипримерно равного по сложности производства затраты можно анализировать втрадиционном разрезе постоянных и переменных. Если же это условие не соблюдено,то такой подход становится некорректным. Очевидно, что при производстве 10 тыс.штук одинаковых изделий накладные расходы будут ниже, чем при выпуске 10изделий, каждое из которых имеет тысячу модификаций. Даже если эти проектыпредполагают одинаковый объём расхода материалов и комплектующих, последнийпотребует гораздо больших временных и финансовых затрат на составление графиковпроизводства, на наладку оборудования, на контроль качества, осуществлениезаказов и доставку всех необходимых комплектующих от поставщиков и со склада.
Исследуя причинывозникновения таких расходов, обнаруживаем, что их величина определяется вбольшей степени не объёмом производства, а другими производственными факторами.В числе затратообразующих факторов: количество и время наладок оборудования,количество полученных и размещенных заказов, количество доставок продукции, числонаименований комплектующих и материалов, объём производственных запасов, числопроверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Затраты наоплату труда вспомогательных и обслуживающих отделов, на содержаниеоборудования целесообразно проанализировать по влиянию на них вышеприведенныхфакторов. Если эти затраты не способствуют в конечном счёте снижениюсебестоимости продукции, то они должны быть пересмотрены с учётом сопутствующихобстоятельств.
На большинствепредприятий все осуществляемые производственные операции можно разделить наосновные и вспомогательные. Данные операции, кроме того, выполняют конкретныепроизводственные функции (функции снабжения, производства, управлениякачеством, логистики, сбыта и т.д.). Расходы на осуществление перечисленныхфункций связаны с затратообразующими факторами, которыми затраты и обусловлены.Эти издержки объединяются в группы согласно их функциям, родам деятельностиотделов, которые их несут. Зная причины возникновения каждой группы косвенныхрасходов, можно более обоснованно отнести их на себестоимость отдельного видапродукции или услуг. Необходимо, следовательно, прежде всего корректноидентифицировать определяющие их факторы (cost-drivers). Учётно-калькуляционнаясистема, отражающая издержки по функции, которую они несут в деятельностипредприятия, получила название «метод учёта и калькулирования затрат пофункциям».
Метод учёта икалькулирования затрат по функциям (Activity-Based Costing, сокращенно АВС)возник в США и распространился с конца 1980-х годов благодаря работам Г. Бере [1],Р. Купера, Т. Джонсона [2], Р. Каплана [3]. Этот метод используют около 10%крупных компаний, в том числе в США, Великобритании, континентальной Европе,Австралии. Начинают использовать его и в Японии. Универсальность данного методапозволяет применять его не только на производственных предприятиях, но и ворганизациях оптовой и розничной торговли, сферы услуг.
Теоретическая основаметода АВС заключается в наблюдении, что у организации в распоряжении находитсяопределенный объём ресурсов, используемых в производственном процессе ипозволяющих осуществлять производственные функции. Все виды ресурсовхарактеризуются затратами на них, которые распределяются сначала на отдельныефункции пропорционально объёму потребления этих ресурсов. Для этого суммируютсяиздержки каждого центра затрат по конкретной функции. Затем издержки по каждойфункции относят на носители затрат. Носителем затрат может выступать изделие(товар, услуга), конкретный клиент, заказ. Носитель затрат включает,соответственно, приходящуюся на него долю затрат каждого центра по всемпроизводственным операциям. Отсюда следует, что такое распределение основано напричинно-следственной связи затрат с обусловливающими их факторами.
Основным преимуществомучёта и калькулирования затрат по функциям является более точное по сравнению страдиционным методом распределения затрат исчисление себестоимости продукта,что обусловливает более обоснованные решения по ценообразованию. Такоепреимущество обеспечивается концентрацией внимания на основныхпроизводственно-технологических функциях, выбором показателей, наиболее полноих характеризующих. В условиях рыночной конкуренции все более важным является ито, что расходы на осуществление операций составляют большую часть добавленнойстоимости. При росте эффективности выполнения основных и обслуживающих операцийпродукция и услуги предприятий становятся более конкурентоспособными ипривлекательными для потребителей.
Управление, нацеленное напоиск и устранение «узких мест» деятельности, повышение производительностивыполнения операций в организации, было названо в США «управлением по функциям»(Activity-Based Management, АВМ). АВМ-подход к управлению находит в настоящеевремя всё большее применение в развитых странах.
Процедура распределениякосвенных расходов в соответствии с этим порядком такова: накладные расходыотносят вначале на центры затрат, а затем на виды продукции пропорциональнозаработной плате или машино-часам (их количество по каждому центру умножаетсяна ставку косвенных расходов). Однако в отличие от традиционной методикизатраты группируются не по центрам, а по функциям или родам деятельностиорганизации. Каждая однородная группа расходов может быть охарактеризована иизмерена с помощью какого-то одного ключевого показателя. Такой подход приводитк мысли, что практически все косвенные затраты предприятия могутрассматриваться как переменные от известных факторов. Это имеет, в своюочередь, важное значение для корректного учёта и управления затратами.
Таким образом, учётзатрат на основе видов (функций) деятельности имеет ряд преимуществ передучётом поглощенных затрат и учётом неполной себестоимости (директ-костинг).Косвенные расходы не рассматриваются как постоянные, само понятие постоянныхрасходов в такой системе учёта затрат исчезает. Следовательно, все издержкипредприятия поддаются контролю и регулированию. Управление затратами становитсяболее гибким, лучше отвечающим требованиям конкуренции и производственныхвозможностей организации. К примеру, если оказывается, что производствоопределённых видов товаров или услуг убыточно, появляется возможностьлокализовать и сократить объём тех операций и оборудования, без которых можнообойтись, избежав существенного снижения качества продукции. Учёт и анализнакладных расходов позволяет планировать, где и в каком размере можно ожидатьэкономии издержек или их более эффективного размещения. Кроме того, при учётезатрат на основе видов деятельности процесс калькулирования себестоимостипродукции или услуги более обоснован, а значит, лучше пригоден длядолгосрочного анализа и планирования. Результаты калькулирования не являютсяабсолютно точными, однако по точности значительно превосходят результаты какучёта поглощённых затрат, так и учёта по методу директ-костинг. Проблемуадекватного учёта и распределения косвенных расходов зачастую не решает ни однаиз упомянутых систем учёта и калькулирования затрат. В одной системе они частораспределяются по некорректно выбранной базе, искажая себестоимость продукции(учет поглощенных затрат), в другой расчет себестоимости игнорирует еёкосвенную часть (директ-костинг). Эти системы учёта и калькулирования,очевидно, могут применяться лишь в определенных производственных условиях и вконкретных аналитических целях. Калькулирование в системе поглощённых затратимеет определённые преимущества: доступность учётных данных, простотаприменения и меньшие трудозатраты. Директ-костинг позволяет решать целый рядкраткосрочных управленческих задач, хотя и в рамках немалого числа ограничений.В то же время преимущества калькулирования в системе учёта по функциямдеятельности становятся очевидными в высокотехнологичных отраслях, напредприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции,качественно несводимой к натуральному единому измерителю.
Таким образом, всовременных условиях усложнения производства, диверсификации, измененияструктуры себестоимости предпочтение стоит отдать такой учётно-калькуляционнойсистеме, которая принесет наиболее объективные и реалистичные результаты.Затраты предприятия становятся более управляемыми, появляется возможностьобнаружить наиболее действенные рычаги их снижения.
1.3 Особенностиорганизации учета на предприятиях торговли и оказания услуг
Торговля — огромнаяотрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все населениестраны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. В условияхрыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуреобщественного производства.
Основными хозяйственнымипроцессами в торговле являются приобретение товаров, доставка, хранение товарови их дальнейшая реализация.
Торговля представляетсобой вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворениепокупательского спроса путём реализации товаров потребительского назначения ипредоставления услуг общественного (массового) питания.
В зависимости от видапродажи товаров различается:
Оптовая торговля — видпредпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализациейтоваров производителями или торговыми посредниками для дальнейшегоиспользования в розничной торговле. Оптовая торговля осуществляет продажутоваров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым,посредническим и другим организациям для дальнейшего их использования впроизводстве или для использования в предпринимательской деятельности или виных целях, не связанных с личным потреблением.
Мелкооптовая торговля — продажа товаров мелкими партиями для различных организаций. Минимальная партиятовара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единицсоответствующего товара в одной упаковке производителя для розничнойреализации.
Розничная торговля — продажа потребительских товаров за наличный расчёт (оплаченных по кредитнымкарточкам, по расчётным чекам карточкам банков, по перечислениям со счетоввкладчиков, что также учитывается как продажа за наличный расчёт) дляпотребления или использования в личных целях населения.
Мелкорозничная торговля — продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортиментачерез стационарную и передвижную мелкорозничную сеть. К стационарноймелкорозничной торговой сети относят палатки, киоски — торговые предприятия,занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала дляпокупателей. К передвижной мелкорозничной торговой сети относят специальнооборудованные приспособления для торговли в развоз[2; c. 45].
Исходя из приведённыхвыше определений видно, что единственным критерием, позволяющим отличитьрозничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использованияприобретённого покупателем товара.
Отличие оптовой торговлиот розничной заложены в отличиях договоров, приведенных в Гражданском кодексеРеспублики Казахстан и регулирующих оптовую и розничную торговлю: договорпоставки и договор розничной купли-продажи.
Первая из основных целейбухгалтерского учёта товарно-материальных ценностей является обеспечениеконтроля за правильным и своевременным их поступлением и оприходованием.Выполнению этой цели способствует решение следующих задач: формирование полнойи достоверной информации о поступлении и состоянии товарно-материальныхценностей.; обеспечение информацией пользователей для руководства и контроля засоблюдением законодательных и нормативных актов при осуществлении организациейхозяйственных операций.
Товарные операции,осуществляемые торговыми и другими организациями, отражают экономическийпроцесс перехода продукта из сферы обращения в потребление физическими июридическими лицами и регулируются Гражданским кодексом,3аконом РК «Орегулировании торговой деятельности» от 12.04.2004 г. № 544.
Товары для продажипоступают в торговую сеть от производителей, оптовых предприятий и другихорганизаций и предпринимателей по договорам, оформляемым в соответствии спостановлением Кабинета министров РК «Положение о поставках продукции» от19.06.1992 г. № 536. Приемка осуществляется, согласно Постановлению Кабинетаминистров РК «Инструкция о порядке приемки продукции и товаров по количеству икачеству» от 9.11.1994 г. № 1240, при соответствии принимаемых ценностейсопроводительным документам и подписью материально ответственных лиц на этихдокументах. При установлении расхождений по количеству и качеству междупоступившими товарами и данными, указанными в сопроводительных документах, атакже товаров, поступивших без сопроводительных документов, составляетсясоответствующий акт, который подписывают председатель принимающей торговойфирмы и представитель поставщика. Акт является основным документом дляпредъявления претензии поставщику.
В соответствии с рабочимпланом счетов бухгалтерского учета наличие и движение товарно-материальныхзапасов ведется на счете 1330 «Товары приобретенные» подраздела 1300 «Товары».На этом счете также учитывают покупную тару под товаром и порожнюю. Инвентарнуютару, которая служит для производственных или хозяйственных нужд учитывают насчете 2410 «Основные средства».
Товары, принятые наответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002«Товарно-материальные запасы, принятые на ответственное хранение».
Товары, принятые накомиссию и поступившие на консигнацию, учитывают на забалансовом счете 004«Товары, принятые на комиссию».
К счету 1320 «Товарыприобретенные» в соответствии с выбранной ученой политикой можно открытьследующие субсчета:
1320/1 «Товары на складе»
1320/2 «Товары врозничной торговле»
1320/3 «Торговая наценка»
1320/4 «НДС в ценетовара»
1320/5 «Товары наконсигнации»
1320/6 «Тара под товароми порожняя».
На субсчете 1320/1«Товары на складе» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовыхбазах, складах, в кладовых предприятий общественного питания, холодильниках,овощехранилищах и других субъектах[3; c. 54].
На счете 1320/2 «Товары врозничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в магазинах, ларьках,киосках, в буфетах общественного питания, а также может быть учтено наличие идвижение стеклянной посуды (бутылок, банок).
Торговые предприятия длявозмещения своих расходов, получения прибыли и уплаты налогов применяютторговые наценки. Уровень торговых наценок определяется торговой организациейсамостоятельно. Следует заметить, что в оптовой торговле реализованная торговаянаценка определяется как разница между покупной и продажной стоимостью товаров.В розничных торговых предприятиях определение реализованной торговой наценкизатруднено, так как реализуется единичный товар, имеющий разный уровеньторговых наценок. Поэтому, торговая наценка должна включаться в стоимостьтовара реализуемого через розничную сеть. Для этого открывается субсчет 1320/3«Торговая наценка».
На субсчете 1320/4 «НДC вцене товара» учитывается НДC, который оплачивает конечный потребитель.
На субсчете 1320/5«Товары на консигнации» учитываются товары, переданные на консигнациюконсигнантом.
На субсчете 1320/6 «Тарапод товаром и порожняя» учитывается наличие и движение тары под товаром и тарыпорожней (кроме стеклянной посуды, которая учитывается как товар).
При поступлении иоприходовании покупных товаров следует производить бухгалтерские записи(приложение 1):
Стоимость оплаченныхтоваров, оставшихся на конец месяца в пути (не прибывших на склад), отражается:по дебету 1320/1 «Товары на складе» и кредиту 3310 «Краткосрочная кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам» (без оприходования на склад). В началеследующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете какдебиторская задолженность по счету 1210 «Краткосрочная дебиторскаязадолженность покупателей и заказчиков».
Мелкорозничная торговаясеть — это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны,киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Предприятиямелкорозничной торговли делятся на стационарные и передвижные.
Предприятия стационарныемелкорозничной торговли размещаются с вооружениях из облегченныхсборно-разборных конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обла­дает большойгибкостью и мобильностью, т. е. возможно­стью быстрого развертывания имаксимального приближе­ния к населению; не требует больших затрат при сооруже­ниии эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов.
Недостатками мелкорозничнойторговой сети являют­ся узость ассортимента, отсутствие удобств для покупате­лейпри выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товарови удобств для торгового пер совала.
Передвижнаямелкорозничная торговля может осуществляться вразвоз и вразнос. Для передвижноймелкороз­ничной торговли используются специально оборудован­ные приспособленныек торговле автомашины, ручные тележки, лотки и др. Их использование наиболееэффек­тивно при обслуживании населения сельских районов и в местах массовогоскопления людей в городах.
Автомагазины нашлиширокое применение при продаже тканей, хозяйственных товаров, книг,галантерейных и парфюмерно-косметических товаров, обуви и др., а также припродаже основных групп продовольственных товаров.
Салон автомагазинаоснащается специальным оборудо­ванием, предохраняющим товар от порчи и смешенияпри транспортировании.
В последнее времянаибольшее распространение полу­чает торговля через автомагазины предприятиями,произ­водящими молочные, мясные и некоторые другие продо­вольственные товары.
Это современные, хорошооснащенные кассовым и холодильным оборудованием, автомагазины. Их устройствопозволяет покупателям легко и беспрепятственно ознако­миться с предлагаемымассортиментом.
Торговля вразнос осуществляетсяс лотков, сборно-раз­борных столиков и других простейших устройств.
Мелкорозничные торговыепредприятия размещаются на рынках, вокзалах, в зоне приложения сил, в зоне отды­хаи в других местах наибольшего сосредоточения населе­ния. Они такжерасполагаются там, где магазины отсут­ствуют и их строительствонецелесообразно.
При размещениимелкорозничных торговых точек учи­тывается их профиль, наличие другихпредприятий торгов­ли, плотность населения и другие факторы[4; c. 77].
Через мелкорозничную сетьпроизводится продажа про­довольственных и непродовольственных товаров (крометоваров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенныхусловий продажи), продукции мас­сового питания (хлебобулочные, кондитерские икулинар­ные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).
Запрещается реализациячерез мелкорозничную сеть ско­ропортящихся товаров при отсутствии средствохлаждения. Каждое предприятие мелкорозничной торговли откры­вается сразрешения органа исполнительной власти и на отведенном ему месте. На правоторговой деятельности предприятие приобретает лицензию.
Физические лица,реализующие товары через мелкороз­ничную сеть, должны быть зарегистрированы какгражда­не-предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.
Часы торговли вмелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местнымиорганами испол­нительной власти в зависимости от размещения и товар­нойспециализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения вутренние и вечерние часы, ког­да закрыты магазины.
Часы торговлимелкорозничных предприятий иных форм собственности определяются собственником.
Предприятие стационарноймелкорозничной торговли (павильоны, киоски) должно иметь вывеску (илитрафарет), в корой указывается его наименование (если оно имеется), профиль,режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), номер лицензии идата ее выдачи.
Для передвижноймелкорозничной торговли обязателен трафарет с указанием принадлежности, номераи даты выдачи лицензии.
Важным условиемэффективной работы магазинов и мелкорозничной сети является оснащение ихоборудовани­ем. От его выбора зависят ассортимент товаров, сохран­ность ихкачества, удобство работы персонала, а следова­тельно, и культура обслуживанияпокупателей.
Каждое мелкорозничноепредприятие должно иметь соответствующие инвентарь и оборудование, а торгующеескоропортящимися продуктами — средства охлаждения.
Мебель играет важную рольв рациональной организа­ции торгово-технологического процесса. Она используетсяпри выполнении различных операций, связанных с прием­кой, хранением и продажейтоваров, и должна отвечать эксплуатационно-техническим, эргонометрическим,эконо­мическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим требо­ваниям.
Эксплуатационно-техническиетребования пред­усматривают наряду с удобством мебели для покупателей ипродавцов обеспечение наглядной выкладки товаров и достаточной емкости.Торговая мебель должна быть проч­ной и устойчивой, обеспечивать надежностьсоединитель­ных деталей и узлов.
Эргонометрическиетребования учитывают при конст­руировании мебели, исходя из антропологическихданных (среднего роста и пропорций тела человека). Высота, ши­рина и длинаоборудования должны минимизировать утом­ляемость торговых работников призаполнении его това­ром и обслуживании покупателей.
Экономические требованияпредполагают простоту кон­струкций, делающую экономным производство и удобнойэксплуатацию. Мебель должна изготовляться из недоро­гих строительных иотделочных материалов с использова­нием современных производственныхтехнологий. Важным условием снижения стоимости и повышения экономично­ститорговой мебели являются организация ее массового индустриального производства,прост га технологическо­го процесса, возможность замены отдельных деталей и уз­ловв процессе ремонта.
Эстетические требованияпредъявляются к форме, про­порциям, цвету и конструктивным особенностямторговой мебели. Оборудование должно быть малозаметным; по форме, пропорциям,цвету и конструктивным особеннос­тям гармонировать с общим оформлениемторгового пред­приятия.
Санитарно-гигиеническиетребования предусматривают, что устройство торговой мебели, а также материалы,используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять ее чистку впроцессе эксплуатации и уборки по­мещений. В связи с этим мебель должна иметьдоброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений,зазоров и выступов[5; c. 24].
Таким образом, в первойглаве были рассмотрены академические основы учета себестоимости реализациитоваров, работ и услуг.
Эффективная организацияучета себестоимости реализации товаров, работ и услуг позволяет предприятиюреально оценивать свои ресурсы, более точно составлять прогнозы.

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИУЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ НА ТОО «Жаснұр»
2.1 Анализ деятельности предприятия
Товарищество сограниченной ответственностью «Жаснұр» (далее Товарищество) являетсяюридическим лицом по законодательству Республики Казахстан в качестве субъектамалого предпринимательства.
Учредителем Товариществаявляется:
— Байгожин Ерлан Олжабайулы,паспорт № 1297760, выдано 21.04.1997г. МВД РК, адрес проживания: РК,Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Чкалова, 76/62.
НаименованиеТоварищества: Товарищество с ограниченной ответственностью «Жаснұр».
МестонахождениеТоварищества: РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Чкалова, 76/62. Срокдеятельности Товарищества не ограничен, начиная с момента государственнойрегистрации в качестве юридического лица до момента ликвидации илиреорганизации.
Основной цельюТоварищества является извлечение дохода. Для достижения указанной цели Товарищество осуществляет следующие деятельности, не запрещенныезаконодательством РК:
— амбулатория истационарная терапия;
— лечениестоматологических, терапевтических, хирургических, гинекологических и другихбольных, коррекция зрения;
— нетрадиционные методылечения;
— создание частныхмедицинских осмотров (флюрообследование населения, УЗИ-диагностика,лабораторные и инструментальные методы обследования);
-фармацевтическаядеятельность;
— организация оптовой ирозничной торговли лекарственных средств; мед. Оборудования, мединструментария,изделий медицинского назначения;
— закуп и реализациялекарственных средств, медтехники, изделий медицинского назначения,дезинфицирующих средств, хим. Реакторов, биоиммунологических препаратов,наборов для лабораторной диагностики, расходных медицинских материалов;
— ремонт медицинской ибытовой техники;
— дилерская деятельность,представительские услуги;
— научная и инновационнаядеятельность, организация семинаров, съездов, семинаров;
— оказаниеинтеллектуальных услуг в сфере высоких технологий;
— созданиеИнтернет-центров, Интернет-кафе;
— торгово-закупочная,коммерческая, посредническая деятельность, в том числе открытие торговых точеки магазинов;
— закуп, производство,переработка и реализация сельскохозяйственной и другой продукции;
— строительство, ремонт иэксплуатация гражданских и промышленных зданий;
— закуп, хранение иреализация продуктов нефтепереработки, открытие АЗС;
— экспорт, импорттоваров, кафе, баров, оборудования, техники, автотранспорта;
— операции снедвижимостью;
— организация маркетингапродукции и услуг;
— организация бытовогообслуживания населения;
— организация магазинов,кафе, баров, а также других пунктов общественного питания;
— поиск партнеров,содействие в установлении рабочих контактов между казахстанскими и зарубежнымифирмами;
— внешнеэкономическаядеятельность;
— другие видыдеятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Сделки, выходящие запределы установленной деятельности, но не противоречащие законодательству РК,признаются  действительными, в случае если для осуществления какого-либо видадеятельности необходимо специальное разрешение (лицензия, сертификат), тоТоварищество осуществляет данный вид деятельности только после получениясоответствующего разрешения (лицензия, сертификата).
Товарищество не имеетправа осуществлять деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса.
Основным источникоминформации для финансового анализа ТОО «Жаснур» является баланс и приложения кнему за три исследуемых года. Отчетность предприятия в рыночной экономикебазируется на обобщении данных финансового учета и является информационнымзвеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Анализ финансовогосостояния предприятия следует проводить в несколько этапов. На первом этапесоставляется аналитический баланс с укрупненными статьями. На основаниианалитического баланса можно более четко увидеть структуру баланса предприятия,а также тенденции ее изменения.
Основываясь на балансесоставим горизонтальный баланс ТОО «Жаснур» в таблице 2, который позволит намувидеть движение статей баланса за исследуемые три года.
Суммы долгосрочныхактивов в 2004 году составили 54 917 тыс. тенге, в 2005 году снизились до 53 873 тыс. тенге – на 1 044 тыс. тенге или на 1,9%. В 2006 годусумма внеоборотных активов возросла на 3 250 тыс. тенге или на 6% исоставила 57 123 тыс. тенге.
Наибольшая динамиказаметна в статье «Транспортные средства». В 2004 году транспортные средствасоставляли 2 885 тыс. тенге, в 2005 году – 2 091 тыс. тенге, в 2006году – 4 167 тыс. тенге.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.