Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….3


1. Экономическая сущность природоохранных мероприятий………………5


1.1. Понятие, значение и классификация природоохранных мероприятий..5


1.2. Особенности природоохранной деятельности в России…………………8


1.3. Государственные органы, регулирующие природопользование……...11


2. Содержание и учёт природоохранной деятельности предприятия……….14


2.1. Сущность природоохранных мероприятий на предприятии и их классификация…………………………………………………………………...14


2.2. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды………………16


2.3. Экологический паспорт предприятия……………………………………...20


2.4. Учёт и отчётность о расходах на природоохранные мероприятия………24


3. Учёт затрат на природоохранные мероприятия ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и платежи по ним…………………………………….30


3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»…………………………………………………………30


3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»..31


3.3. Учёт затрат на предприятии………………………………………………..32


Заключение……………………………………………………………………….36


Список использованных источников…………………………………………...38



ВВЕДЕНИЕ


Загрязнение окружающей среды связано, как правило, с производственной деятельностью, поскольку ядовитые газы, токсичные элементы и значительные количества твердых веществ являются побочными продуктами производственных и технологических процессов. Проблема избавления от отходов проще всего разрешается осуществлением сбросов (выбросов) в окружающую среду, что наносит вред существующей живой природе. Этими причинами обусловлено пристальное внимание к проблемам учета и анализа природных ресурсов, элементов загрязнения окружающей среды на предприятиях.


Современное состояние учета природоохранных мероприятий, новые эколого-экономические требования производства в условиях коммерциализации при переходе к рынку и реформирования бухгалтерского учета ставят соответствующие задачи перед всей наукой и бухгалтерским учетом.


Одной из проблем эколого-экономических отношений в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений анализа и принципов учета природоохранных мероприятий, что включает в себя финансовый и управленческий учет, а также анализ по экологическим показателям. Особенность реализации программ учета и анализа природоохранных мероприятий состоит в том, что вся официальная природоохранная отчетность, составляемая предприятиями, недостаточна или недостоверна. В любых представляемых предприятиями сведениях наблюдается занижение величин фактического воздействия выбросов и сбросов на окружающую среду. Современная отчетность по предоставлению экологических результатов хозяйственной деятельности остается неполной и с трудом поддается сопоставлению, так как все предпочитают сообщать о хороших новостях, нежели о плохих. Все это может повлечь за собой экологические катастрофы, возможные потери, результаты которых могут многократно превысить ожидаемые выгоды от реализации проекта. Это касается не только крупномасштабных, но и относительно мелких проектов в различных сферах деятельности человека.


Цель курсовой работы состоит в анализе природоохранной деятельности предприятия в соответствии со спецификой его производства.


Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:


- определить теоретические и методологические особенности учета и анализа природоохранной деятельности предприятий, раскрыть их сущность, назначение и дать научно обоснованную характеристику;


- определить основные объекты и цели учета природоохранной деятельности предприятий;


- обосновать значение и уточнить классификацию расходов на


природоохранную деятельность предприятий.


Объектом исследования является природоохранная деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».


Предметом исследования служат служат теоретические и практические вопросы учета и анализа природоохранной деятельности предприятия.


Курсовая работа состоит из введения, трёх основных глав, заключения и списка использованных источников, содержит 39 страниц, 1 рисунок и 1 таблицу.



1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


1.1. Понятие, значение и классификация природоохранных мероприятий


Природоохранные мероприятия – все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны.


Защита окружающей среды – это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники. Наиболее эффективной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач[9]. Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду; широкое внедрение экологической экспертизы всех видов производств и промышленной продукции; замена токсичных и не утилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.


В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы чистки газовых выбросов, сточных вод, глушители шума при сбросе газов в окружающую среду. Перечисленные мероприятия позволят снизить выброс вредных веществ в окружающую среду и тем самым более полно использовать природные ресурсы. Таким образом, рациональное использование ресурсов и обеспечение качества окружающей среды являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и техники[3].


Классификация природоохранных мероприятий:


1) Охрана и рациональное использование водных ресурсов.


а) Строительство головных и локальных очистных соору­жений для сточных вод предприятий с системой их транспор­тировки.


б) Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабже­ния всех видов.


в) Осуществление мероприятий для повторного использо­вания сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающих побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстой­ники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, эк­раны.


г) Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жид­ких отходов и кубовых остатков.


д) Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.


е) Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом объемов сброса сточных вод.


2) Охрана воздушного бассейна.


а) Установка газо-пылеулавливающих устройств, предназна­ченных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов, и из вентиля­ционного воздуха перед выбросом в атмосферу.


б) Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.


в) Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализа­торами для обезвреживания отработавших газов, создание стан­ций регулировки двигателей автомобилей с целью сниже­ния токсичности отработавших газов, систем снижения токсич­ности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов, и др.


г) Создание автоматических систем контроля за загряз­нением атмосферного воздуха, оснащение стационарных ис­точников выброса вредных веществ в воздушный бассейн при­борами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воз­духа.


д) Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.


е) Оснащение установками для утилизации веществ из от­ходящих газов.


ж) Приобретение, изготовление и замена топливной аппара­туры при переводе на сжигание топлива других видов или улуч­шение режимов сжигания топлива.


3) Использование отходов производства и потребления.


а) Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжи­гательных заводов, а также полигонов для складирования быто­вых и промышленных отходов.


б) Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых от­ходов с территории городов и других населенных пунктов.


в) Строительство установок, производств и цехов для полу­чения сырья или готовой продукции из отходов производства.


4) Экологическое просвещение, подготовка кадров.


а) Работа по экологическому образованию кадров.


5) Научно-исследовательские работы.


а) Разработка экспресс методов определения вредных при­месей в воздухе, воде и почве.


б) Разработка нетрадиционных методов и высокоэффектив­ных систем и установок для очистки отходящих газов промыш­ленных предприятий, утилизации отходов.


в) Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.


г) Совершенствование методов обезвреживания твердых бы­товых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксантобиотиков.


д) Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские ра­боты по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоох­ранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия[5].


1.2. Особенности природоохранной деятельности в России


В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”. С его принятием начался новый период в формировании механизма природопользования, который характеризуется как этап преимущественного применения экономических, включая рыночные, методов. Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. Хозяйственная, управленческая и иная деятельность, оказывающая отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, обязывалась руководствоваться следующими основными принципами:


- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;


- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;


- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;


- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;


- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями в решении природоохранительных задач;


- международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.


Закон определил объекты охраны окружающей природной среды, к которым отнесены естественные экологические системы , озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Были разграничены вопросы, входящие в компетенцию различных структур государственной власти, органов местного самоуправления. В законодательном порядке зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Раздел III Закона определил экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулировал перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:


- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;


- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;


- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;


- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;


- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека[8].


На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социальноэкономических оценок, ведению государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.


Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.


Кроме того, в законодательном порядке предусматривается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, предполагающее обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической и экологической информацией, оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях, установления контроля за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на глобальном уровне.


Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы[19].


1.3. Государственные органы, регулирующие природопользование


Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.


В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п.


В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различныx областях природопользования.


При Совете Безопасности РФ действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности.


Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:


· Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;


· Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).


· Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);


· Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);


· Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);


· Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);


· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);


· Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);


· Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);


· Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.


Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).


Госкомэкология России осуществляет:


· комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;


· координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;


· государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:


· утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;


· государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;


· контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;


· руководство заповедным делом;


· организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.


Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров[11].


В процессе осуществления производственной деятельности хозяйствующие субъекты должны выполнять требования природоохранного законодательства, санитарно-гигиенического законодательства, законодательства в области пожарной, промышленной безопасности, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор. Им также надлежит выполнять требования, предъявляемые к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[2].


Каждая организация должна разрабатывать положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности[1].



2. СОДЕРЖАНИЕ И УЧЁТ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1. Сущность природоохранных мероприятий на предприятии


Взаимоотношения в системе «промышленное предприятие – окружающая среда» осуществляются следующим образом. Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, при переработке которых изготовляет необходимый обществу конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического передела – различные отходы. Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой можно представить в виде следующей схемы (рис.1).



Рисунок 1 – Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой


Наиболее эффективной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач. Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду; широкое внедрение экологической экспертизы всех видов производств и промышленной продукции; замена токсичных и неутилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.


В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы очистки газовых выбросов, сточных вод, глушители шума при сбросе газов в окружающую среду. Инжинерно-экологические мероприятия предполагают создание такой природно-промышленной системы, которая бы позволила обеспечить эффективное использование и охрану природных ресурсов в процессе работы того или иного производства. В инжинерно-экологические мероприятия входят три группы мероприятий: инжинерные, экологические и организационные.


Инжинерные мероприятия направлены на совершенствование существующих и разработку новых технологических процессов, машин, механизмов и материалов, используемых в производстве с целью исключения или смягчения негативных воздействий предприятия на окружающую среду. Мероприятия, входящие в инжинерную группу, подразделяются на организационно-технические и технологические.


Организационно-технические мероприятия включают ряд конкретных действий, направленных на соблюдение технологического регламента производства, процессов очистки отходящих газов и сточных вод, контроля за исправностью оборудования и своевременным проведением капитальных ремонтов.


Технологические мероприятия позволяют изменить показатели и характеристики источников воздействия, определяющие их интенсивность. Для реализации инжинерных мероприятий необходимо предусматривать дополнительные затраты на модернизацию производства, улавливание, очистку, предотвращение выбросов вредных веществ или доведение их до такого количества, чтобы обеспечивалось самовосстановление компонентов биогеоцинозов и не наносился ущерб окружающей среде.


Экологические мероприятия обеспечивают самоочищение (при загрязнении) природной среды или самовосстановление (при нарушениях).


Суть организационных мероприятий заключается в использовании законодательных и административных рычагов управления, таких как экологические стандарты, сертификаты, разрешения и лицензии и др.[18].


2.2. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды


Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.


Введение платежей за загрязнение подразумевает эколого-экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.


В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:


- суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);


- затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.


Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.


Взимание платы по нормативам производится за:


- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;


- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;


- сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации; размещение отходов[11].


Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:


1) за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;


2) за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);


3) за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).


В случае загрязнения окружающей среды без оформления в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.


Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства[4].


Источником платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ или ВСС, а также превышающее ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.


Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в городской фонд охраны природы и хранятся на специальных счетах.


Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие[12].


Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом освоенных им средств на природоохранные мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России. Корректировке подлежат только 90% платежей за загрязнение окружающей среды (напомним, что 10% от суммы платежей за загрязнение направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии)[10].


Для корректировки платежей предприятие составляет план природоохранных мероприятий и согласовывает его в территориальных органах Госкомэкологии РФ.


Госкомэкологии России утвержден Примерный перечень природоохранных мероприятий, в соответствии с которым производится корректировка платежей за загрязнение. При этом расчеты основываются на проектно-сметной документации природоохранных мероприятий и могут уточняться после окончания планового периода в сторону, как увеличения, так и снижения, в зависимости от фактических затрат на природоохранные мероприятия.


Следует отметить, что к природоохранным затратам не относятся затраты, являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.п.


Размер корректировки платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению документов в счет платежей могут засчитываться только собственные средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.


Платежи за загрязнение окружающей среды могут также уменьшаться на часть суммы собственных средств предприятия, направленных на реконструкцию и новые технологии, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.


Участники долевого финансирования мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса[17].


Территориальные органы Госкомэкологии России могут частично понизить плату за загрязнение окружающей среды или освободить от нее те предприятия, которые принимают участие в социальной и культурной деятельности города (региона).


В период проведения предприятиями природоохранных мероприятий, согласованных с местными органами природоохраны, предприятия не платят за превышение установленных лимитов загрязнения, с них взимается плата за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.


При недостатке собственных средств предприятия могут привлекать банковский кредит (на льготных основаниях) для осуществления предусмотренных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Средства местных внебюджетных экологических фондов могут выделяться предприятиям на возвратной основе при отсутствии у них средств на природоохранное развитие и права на получение кредитов.


Учет поступления платы за загрязнение ведется по каждому природопользователю в государственных налоговых инспекциях на карточках лицевых счетов.


В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды с предприятия взыскивается вся сумма заниженных платежей, а также штраф.


Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в региональные и местные экологические фонды осуществляют соответствующие территориальные комитеты Госкомэкологии России, а за поступлением 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы – Государственная налоговая инспекция совместно с территориальными органами Госкомэкологии России[13].


Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства[12].


2.3. Экологический паспорт предприятия


Экологический (эколого-экономический) паспорт предприятия – это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.


Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.


В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:


- показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;


- показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;


- общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.


К первой группе относятся следующие показатели:


1) экологичность выпускаемой продукции (доля продукции с улучшенными экологическими показателями; выпуск экологически чистой продукции);


2) влияние на водные ресурсы (объемы забираемой воды по различным источникам; использование воды на производственные цели; объемы воды, переданной другим предприятиям и организациям; сброшенные сточные воды; доля загрязненных сточных вод; концентрация вредных веществ в загрязненных сточных водах; степень очистки сточных вод; изменение объемов и качества сточных вод);


3) влияние на атмосферный воздух (объем используемого атмосферного воздуха; количество отходящих вредных веществ по видам и источникам; количество вредных веществ, поступающих на очистные сооружения; доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ; количество вредных веществ, поступающих в атмосферу после очистки по видам; изменение объемов и качества выбросов вредных веществ в атмосферу по сравнению с предшествующим периодом);


4) влияние на материальные ресурсы и отходы производства (объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из сточных вод; объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из отходящих газов; количество образующихся твердых отходов: количество утилизированных твердых отходов; количество твердых отходов, подлежащих захоронению; степень извлечения основных компонентов из минерального сырья);


5) влияние на земельные ресурсы (коэффициент застройки – отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к общей площади предприятия; объем продукции предприятия, выпускаемой с 1 га земли; соотношение основных, вспомогательных и обслуживающих площадей; величина производственной площади на одного рабочего, единицу оборудования, агрегата; общая площадь либо протяженность коммуникаций, подъездных путей, водоснабжения, канализации, энергоснабжения; площадь земель, отводимых под культурно-бытовое и жилищное строительство; доля площади, занятой под отходы производства; доля площади, занимаемой санитарно-защитной зоной; площадь рекультивируемых земельных участков)[15].


Ко второй группе показателей относятся такие, как:


1) оснащенность источников загрязнения очистными устройствами (количество источников вредных выбросов, количество неорганизованных источников вредных выбросов);


2) пропускная способность имеющихся очистных сооружений (количество и мощность основного технологического оборудования, функционирование которого сопровождается выделением определенных видов загрязнений; доля определенного вида загрязнений, образующихся при производстве единицы основной продукции; количество и мощность природоохранного оборудования, предназначенного для очистки);


3) прогрессивность применяемого очистного оборудования (КПД применяемого очистного оборудования; доля очистного оборудования с высоким КПД; доля вредных выбросов, очищаемых на оборудовании с высоким КПД);


4) возможность контроля за функционированием очистного оборудования (уровень обеспеченности очистного оборудования контрольно-измерительной аппаратурой; коэффициент фактического использования контрольно-измерительной аппаратуры; доля прогрессивных приборов в общем количестве применяемых контрольно-измерительных приборов; доля очистных сооружений, работающих под контролем прогрессивных приборов; доля очистного оборудования, работающего под централизованным контролем над выбросами, в общем количестве оборудования, работающего под контролем);


5) рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия (наличие природоохранных служб и отделов, уровень централизации управления природоохранной деятельностью, оперативность руководства природоохранных служб и отделов при принятии решений; оснащенность природоохранных служб и отделов вычислительной техникой; информационная обеспеченность; степень экономической самостоятельности природоохранных служб и отделов);


6) удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия (отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов, очистного оборудования, используемых материалов при природоохранной деятельности; к общей численности работников и к численности работников, занятых природоохранной деятельностью).


Третья группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей. К ним относятся:


1) доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;


2) доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;


3) доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;


4) доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;


5) доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;


6) доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;


7) доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия[11].


Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.


Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.


Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения[16].


2.4. Учёт и отчётность о расходах на природоохранные мероприятия


В настоящее время нет специального отечественного стандарта по финансовому учету и отчетности, который бы регулировал учет затрат на природоохранные мероприятия. Нет подобного документа и в системе европейских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и американской системе Общепринятых принципов бухгалтерского учета (US GAAP).


За последние пятнадцать лет элементы экологической отчетности были законодательно введены в некоторых странах, включая Данию (Green Accounts,1995), Нидерланды (Environmental Reporting Decree,1999), Норвегию (Accounting Act Regnskapsloven,1999), Францию(Decree 2002-221,2002) и др. В Великобритании готовящееся законодательство (Operating and Financial Review) будет требовать от компаний обязательного раскрытия информации по экологическим и социальным вопросам. Появились и добровольные принципы руководства, направленные на улучшение качества отчетности, такие как Глобальная инициатива по отчетности об устойчивом развитии(GRI), UN Global Compac, The Natural Step и многие другие[7].


Обработка и представление информации об охране природы требует использования обоснованной классификации расходов и затрат на эти мероприятия. Очевидно, что не может быть одной классификации природоохранных расходов, т.к. эта информация обрабатывается в разных системах учета - в статистическом, оперативном, финансовом, управленческом, налоговом учете. Пользователи подобной информации имеют различные цели и используют разную методологию и методику обработки информации о расходах на природоохранные мероприятия. Одни авторы предлагают узкий перечень расходов, другие - более широкий. По нашему мнению, с точки зрения финансового учета наиболее оптимальным является подход, когда существует ограниченный перечень расходов на природоохранные мероприятия, что позволяет легче сформировать сопоставимые данные. Отметим трудности, связанные с выделением рассматриваемых расходов в финансовом учете:


1) на практике трудно разграничить затраты, связанные с производством продукции, работ, услуг и затраты на природоохранные мероприятия в силу того, что положительный экологический эффект является результатом улучшения технологического процесса или внедрения в него. Причиной покупки более экологичного оборудования или изменения производственного процесса является, как правило, стремление получить больший коммерческий эффект, конкурентные преимущества. Уменьшение отходов или снижение выбросов - это попутно достигаемый эффект;


2) часть расходов на природоохранные мероприятия осуществляются «на конце трубы», так называемые инвестиции в технологию очистки в конце производственного цикла;


3) необходимо иметь методику, по которой выделяются и классифицируются указанные расходы.


Расходы на природоохранные мероприятия являются составной частью расходов организации при условии, что они приводят к уменьшению экономической выгоды. Сегодня основные формы финансовой отчетности не содержат отдельной статьи для этих расходов. Отсутствие единого стандарта представления информации о природоохранной деятельности вынуждает компании самостоятельно выбирать направления и подробность представления такой информации. Зачастую в качестве основы для классификации рассматриваемых расходов в финансовом учете организации используют классификации, разработанные в системе статистического учета.


Например, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при изучении расходов на охрану окружающей среды в различных странах была предложена следующая классификация расходов:


- контроль и снижение загрязнения (КСЗ);


- технологические усовершенствования;


- мероприятия по охране природы;


- инвестиции и мероприятия в области питьевого водоснабжения и управления другими природными ресурсами.


В отечественной литературе расходы на природоохранные мероприятия, как часть расходов организации, классифицируются по многим признакам. Сотникова Л.В. подразделяет затраты на охрану окружающей среды на текущие и капитальные. К текущим затратам относятся: платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм); платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования; затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы; текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; расходы по захоронению экологически опасных отходов; расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов; расходы на очистку сточных вод; другие виды текущих природоохранных затрат. К затратам капитального характера относятся плата за экологическую экспертизу; затраты на строительство, приобретение, реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.


В отечественной системе статистического учета к расходам по природоохранной деятельности относили следующие основные группы и виды затрат:


- текущие затраты организаций на охрану окружающей среды;


- затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;


- капитальные вложения на охрану окружающей среды (прямые и сопряженные);


- содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров;


- затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.


- операционные расходы бюджета на цели экологии: расходы на содержание и деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды, в т.ч. - оплата труда управленческих и контрольных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;


- затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов).


Как показывает практика, отсутствие специального учетного стандарта, посвященного затратам на природоохранные мероприятия, не является препятствием для составления отчетности в этом направлении. Кроме того, В стандартах любой страны говорится о возможности преставления дополнительной информации вместе с финансовыми отчетами. Согласно мнению российских специалистов в области бухгалтерского учета и аудита (Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская, Ж.А.Морозова, А.С.Бакаев), отчет по природоохранным мероприятиям целесообразно составлять и представлять в тех отраслях экономики, в которых фактор защиты окружающей среды можно оценить как существенный.


Если в организации существует потребность в обособленном учете расходов на охрану окружающей среды, выходом является составление и утверждение локальных документов организации, которые также называют внутренними учетными стандартами организации. Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по следующим вопросам:


- организация аналитического учета затрат на охрану природы;


- создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;


- разработка форм внутренней и внешней отчетности о затратах на природоохранные мероприятия[14].


Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия. Качественную основу для внутренних стандартов могут создать отраслевые указания и рекомендации, разработанные профессиональными бухгалтерскими некоммерческими организациями.


Разработка единой методологии преставления финансовой отчетности по природоохранным мероприятиям является вопросом не сегодняшнего, но завтрашнего дня. В.Качалин отмечает, что хозяйственная практика в различных секторах часто меняется, возникают новые направления и целые отрасли экономической деятельности, новые типы операций, для которых стандарты еще не были разработаны. В этих ситуациях отражение ряда важнейших показателей бухгалтерского учета и отчетности приобретает в значительной мере субъективную основу, ибо начинает зависеть от личного суждения и оценок ее составителей. Крайне важно, чтобы такие суждения и оценки строились в русле сложившихся принципов отражения учетных данных, т.е. на основе тех же принципов и концепций, которые служат гарантией интересов пользователей финансовой отчетности[6].



3. УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ООО «ЛУКОЙЛ-КАЛИНИНГРАДМОРНЕФТЬ» И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ


3.1. Краткая характеристика деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»


Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» было образовано 8 сентября 1972 года. Его генеральным директором является Ю.С.Каджоян. Местонахождение придприятия: Россия, г.Калининград, ул.Киевская, 23.


Первый эшелон нефти, добытой на Красноборском месторождении, отправился от нефтеналивной эстакады станции Знаменск 14 февраля 1975 года. Добыча нефти год от года росла, открывались новые месторождения, бурились поисковые и эксплуатационные скважины, расширялась производственная база управления.


К концу 2009 года ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» имеет успешно функционирующий современный комплексный нефтяной терминал, газонаполнительную станцию, цех изоляции и опрессовки труб. Сеть АЗС Компании включает 33 современные станции, реализующие не только жидкое топливо, но и газовую автомобильную смесь.


ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» помимо основного вида деятельности – нефтедобычи - осуществляет океанские буксировки и перевалку нефти, производит уникальные для России мобильные буровые установки, занимается строительством сложных металлоконструкций (морская ледостойкая платформа Д-6, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал для Варандейского нефтяного терминала и др.), выполняет управление проектами обустройства морских месторождений углеводородов организаций Группы «ЛУКОЙЛ».


Калининградские нефтяники прошли путь от первой буровой - свидетельства рождения новой отрасли в области - до признания ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» одним из наиболее динамично развивающихся предприятий в России.


Предприятие, став дочерним обществом крупнейшей российской Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ», органично вписалось в её вертикально интегрированный комплекс.


Стратегическая цель Компании в XXI веке - стать одной из ведущих в мире, ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» поддерживает ее наращиванием производственной мощности своего предприятия. При этом достижение поставленных целей обеспечивается сбалансированным решением социально-экономических и экологических задач[20].


3.2. Экологический менеджмент ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»


Система Экологического менеджмента в Обществе сертифицирована с 2003 года на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001 «Системы экологического менеджмента». Сертификат соответствия требованиям МС ISO 14001:2004 выдан независимым сертификационным органом «Бюро Веритас» (Bureau Veritas Certification). В Обществе документирована, внедрена и действует Экологическая политика, утвержденная Генеральным директором, которая отражает экологические цели Общества и включает в себя принципы и обязательства в отношении воздействия на окружающую среду.


Основные элементы используемой в Обществе системы экологического управления и их взаимодействие, а также применяемые процедуры управления и перечень связанной с ними основной и смежной регламентирующей документации описаны в «Руководстве по системе экологического управления».


Для оценки соответствия природоохранному законодательству и установленным природоохранным и ресурсосберегающим нормативам в Обществе ведется постоянный процесс измерения и контроля экологических характеристик осуществляемых Обществом видов деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых услуг[20].


В ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» разработана «Программа мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в составе производственного экологического контроля».


Программа включает разделы:


- мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,


- мониторинг сосредоточенных и диффузных источников загрязнения водных объектов;


- мониторинг мест размещения отходов, контроль радиационной безопасности.


Процесс измерений и контроля осуществляется аккредитованными санитарно-гигиенической и санитарно-промышленной лабораториями и включает следующее:


- контроль качества воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха на промплощадке; атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния Общества;


- контроль качества сточных вод, отводимых с технологических объектов, поступающих на локальные очистные сооружения, очищенных сточных вод;


- контроль качества поверхностных и подземных вод.


3.3. Учёт затрат на предприятии


Снижение уровня загрязнения окружающей среды осуществляется в ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» за счет совершенствования технологических процессов и ввода в действие природоохранных объектов, в том числе объектов реконструкции и модернизации.


Ежегодно в Обществе реализуется План по повышению экологической безопасности.


Общие затраты на природоохранные мероприятия составили в 2008 году – 2791,35 млн рублей. В 2009 году на выполнение мероприятий по повышению экологической безопасности Общества запланировано более 1 млрд рублей.


Наиболее значимые природоохранные мероприятия, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:


- строительство и ввод в эксплуатацию комплекса глубокой переработки нефти и обеспечение рынка Калининградской области с апреля 2006 года дизельным топливом стандарта Евро-4 с содержанием серы не более 0,005% масс;


- ремонт и реконструкция технологических печей на установках, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования;


- строительство и ввод в эксплуатацию установки изомеризации парафинов и поставка на рынок Калининградской области с января 2008 года бензинов марки Евро-3.


Реализуемые природоохранные мероприятия позволили с 2006 года полностью исключить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.


Деятельность, связанная с вопросами водопотребления, водоотведения в Обществе осуществляется в соответствии с необходимыми лицензиями на водопользование и Решениями о предоставлении водного объекта в пользование.


Деятельность Общества по обращению с опасными отходами осуществляется на основании Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и Лимита на размещение отходов в окружающую природную среду.


Почти все образующиеся в результате деятельности предприятия опасные отходы утилизируются: более 95% отходов в соответствии с договорами передаются в специализированные организации для обезвреживания, захоронения и использования, остальные отходы используются на предприятии или размещаются на хранение в шламонакопитель.


Для решения вопросов, связанных с образованием твердых и жидких нефтесодержащих отходов в Обществе разработана и реализуется программа по утилизации нефтесодержащих отходов. В рамках программы предусмотрено строительство комплекса по переработке нефтесодержащих отходов.


Особенностью строящегося комплекса является не только его универсальность, позволяющая перерабатывать все типы накопленных и вновь образующихся НСО, но и его полная безотходность и экологическая безопасность. Срок ввода комплекса в эксплуатацию – 2010 год. Предполагаемые затраты на его строительство – 2 млрд рублей.


В соответствии с требованиями природоохранного законодательства ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Все платежи осуществляются в пределах установленных нормативов, сверхнормативные платежи отсутствуют. Данные по платежам за загрязнение окружающей среды ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в 2008 году представлены в Таблице 1.


Таблица-1 Платежи за загрязнение окружающей среды (в рублях)
































Виды загрязнения Плановые годовые Фактические годовые по счетам Доплата

1


выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников

346394,02


242677,73


-103716,29


2


выбросы вредных веществ от транспорта


6931,20


6344,0


-587,2


3


размещение твёрдых отходов


155054,25


135603,0


-19451,25


4


всего


508379,47


384624,73


-123754,74




На основании полученных данных можно сказать, что ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» вкладывает больше средств на предотвращение загрязнения, в том числе воздуха, воды и земельных ресурсов, чем на нейтрализацию и обезвреживание вредных веществ. Такая тенденция наблюдается в связи с улучшением экономического положения на предприятии.


Дальнейшее осуществление всех задуманных природоохранных мероприятий позволит добиться оптимальных результатов функционирования предприятия по отношению к окружающей природной среде.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Производственный процесс и жизнь человека сопряжены с образованием вредных веществ и отходов, которые попадают в окружающую природную среду. Из-за этого некоторые свойства природной среды изменяются, что приводит к изменению условий жизнедеятельности человека с одной стороны и с другой стороны - уменьшаются производственные возможности.


Поэтому природоохранная деятельность - это необходимое условие производственной деятельности предприятия, целью которой является обеспечение охраны окружающей среды от негативного влияния деятельности человека, а также поддержание, восстановление и улучшение ее качеств и защита здоровья людей от негативного воздействия этой хозяйственной деятельности.


Природоохранные мероприятия – все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду.


В курсовой работе раскрываются теоретические и методологические особенности учета и анализа природоохранной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Приведены затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним.


Платежи за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются на основе базовых нормативов и перечисляются: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государст­венного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.


Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченны­ми на то государственными органами в области ох­раны окружающей природной среды. Контроль за правильностью и своевременно­стью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.


В Российской Федерации осуществляетсядобровольное и обязательное госу­дарственное экологическое страхование предприя­тий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.


Предприятиям необходимо получитьразрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов.


Таким образом, в курсовой работе были раскрыты сущность природоохранных мероприятий и их особенности в России. На примере конкретного предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» были рассмотрены затраты на природоохранную деятельность.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»


2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"


3. Бринчук М.М. Экологическое право М.: Юристъ. 1999. – 444с.


4. Выскребенцев И.К. Экологическое регулирование деятельности предприятия//Налоговый вестник. 1998. №8. с.27-33


5. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-60


6. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP: / В.В. Качалин. – М.: Дело, 2000. – 432с.


7. Лещинская К.Л., Гринберг Т.В., Беннет Ш.
Экологическая отчетность: мировые тенденции и факторы развития:/ К.Л. Лещинская, Т.В. Гринберг, Ш. Беннет. – Экология производства, 2005. - №2. - с.72-76.


8. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию (подходы и методы), - М: КМК, 2005. – 213с.


9. Основы общей экологии//Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С.М. М.: МДС. 1998. – 272с.


10.Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 1999. №5. с.88-98


11.Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник.- 2-е издание, переработанное и дополненное, - М: Экономистъ, 2007. – 251с.


12.Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №15. с.26-32


13.Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №16. с.17-21


14.Сотникова Л.В. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий: / Л.В. Сотникова. – СПС «Консультант Плюс»: Версия Проф. - Бухгалтерский учет, N 15. - 2000.


15.Чаплыгин Б.В. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными ресурсами//Финансовая газета. 2000. №39. с.9-14


16.Экологические затраты, проблемы, сопоставление и анализ//Вопросы экономики. 1998. №6. с.122-132


17.Экология, здоровье и природопользование в России//Протасов В.Ф., Молчанов А.В. М.: Финансы и статистика. 1995. – 525с.


18.Экономика предприятия: Учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2003. – 677с.


19.http://www.ecocommunity.ru/


20.http://www.lukoil-kmn.com/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.