КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Автоматизация бухгалтерского учета
Тема: Учет расчетов по оплате труда в программе 1С:Предприятие
/>/>Содержание
Введение
1 Программа 1С: Предприятие
1.1 Структура и особенностиработы в 1С: Предприятие
1.2 Основные принципы бухгалтерского учета в 1С: Предприятии
2Учет расчетов по оплате труда 1С: Предприятие
2.1 Виды и группы расчетов
2.2 Работа с журналами расчетов и документами
Заключение
Литература
Введение
1С: Предприятиеявляется универсальной системой для автоматизации бухгалтерского учета, учетаналичия и движения средств, а также периодических расчетов на предприятии.
Основнойособенностью системы 1С: Предприятия является ее конфигурируемость. Собственносистема 1С: Предприятие представляет собой совокупность механизмов,предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметнойобласти. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов,алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе сконфигурацией система 1С: Предприятие выступает в качестве уже готового к использованиюпрограммного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий иклассы решаемых задач.
Конфигурациясоздается штатными средствами системы. Конфигурация обычно поставляется фирмой«1С» в качестве типовой для конкретной области применения, но может бытьизменена, дополнена пользователем системы, а также разработана заново.
Функционированиесистемы делится на два процесса — конфигурирование (описание модели предметнойобласти средствами системы) и исполнение (обработку данных предметной области).
Результатомконфигурирования является конфигурация, которая представляет собой модельпредметной области.
На этапеконфигурирования система оперирует такими универсальными понятиями (объектами),как «Документ», «Журнал документов», «Справочник», «Реквизит», «Регистр» идругие. Совокупность этих понятий и определяет концепцию системы.
На уровнесистемы определены сами понятия и стандартные операции но их обработке.Средства конфигурирования позволяют описать структуры информации, входящей вэти объекты, и алгоритмы, описывающие специфику их обработки, для отраженияразличных особенностей учета.
Приконфигурировании максимально используются визуальные средства настройки, а дляописания специфических алгоритмов используются языковые (программные) средства.
В процессеконфигурирования формируется структура информационной базы, алгоритмыобработки, формы диалогов и выходных документов. Информационная структурапроектируется на уровне предусмотренных в системе типов обрабатываемых объектовпредметной области (константы, справочники, документы, регистры, перечисления,журналы расчетов, бухгалтерские счета, операции, проводки и др.).
В процессеисполнения система уже оперирует конкретными понятиями, описанными на этапеконфигурирования (справочниками товаров и организаций, счетами, накладными и т.д.).
При работепользователя в режиме исполнения конфигурации обработка информации выполняетсякак штатными средствами системы, так и с использованием алгоритмов, созданныхна этапе конфигурирования.
/>1 Программа1С: Предприятие/>1.1Структура и особенности работы в 1С: Предприятие
Система 1С: Предприятие состоит из компонент «Бухгалтерский учет»,«Оперативный учет» и «Расчет».
Компоненты «Бухгалтерский учет» системы 1С: Предприятие может бытьиспользована для ведения любых разделов бухгалтерского учета на предприятияхразличных типов.
1С: Предприятиеможет поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиямв одной информационной базе.
Разнообразные и гибкие возможности системы 1С: Предприятие позволяютиспользовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, икак средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов доформирования отчетности.
Система 1С: Предприятие может быть использована для ведения практическилюбых разделов бухгалтерского учета:
Ø учет операций по банку и кассе;
Ø учет основных средств инематериальных активов;
Ø учет материалов и МБП;
Ø учет товаров, услуг и производствапродукции;
Ø учет валютных операций;
Ø учет взаиморасчетов с организациями,дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;
Ø учет расчетов по заработной плате;
Ø учет расчетов с бюджетом;
Ø другие разделы учета.
Система 1С: Предприятиеобладает гибкими возможностями организации учета:
Ø синтетический учет по многоуровневомуплану счетов;
Ø учет по нескольким планам счетов;
Ø валютный учет и учет покрытия валют;
Ø многомерный аналитический учет;
Ø многоуровневый аналитический учет покаждому измерению;
Ø количественный учет;
Ø учет по нескольким предприятиям водной информационной базе.
Вводинформации в 1С: Предприятии может быть организован с разной степеньюавтоматичности:
Ø режим ручного ввода операций;
Ø режим типовых операций;
Ø режим автоматического формированияопераций по документам.
Важнымотличием бухгалтерских счетов от других типов данных является возможностьсоздания самих счетов как в конфигурации, так и в самой информационной базе.Включение конкретных счетов в конфигурацию используется в том случае, если самаконфигурация создается с использованием этих счетов и их конкретных свойств,например, если в конфигурации определено автоматическое формированиедокументами проводок по этим счетам.
Компонента «Оперативный учет» системы 1С: Предприятие являетсяуниверсальной системой для учета наличия и движения средств и может бытьнастроена на различные схемы учета складских запасов, взаиморасчетов, средствна расчетных счетах и в кассе, кредитов, консигнации и т. д.
Система 1С: Предприятие обеспечивает решение широкого круга разнообразныхзадач оперативного учета, например:
Ø учет складских запасов товаров и ихдвижения;
Ø учет взаиморасчетов с клиентами ипоставщиками;
Ø резервирование товаров и контрольоплаты;
Ø учет денег на расчетных счетах и вкассе;
Ø учет товарных кредитов и контроль ихпогашения;
Ø автоматический расчет цен списаниятоваров;
Ø учет выданных на реализацию товаров,их возврата и оплаты.
Наборвыполняемых системой 1С: Предприятие функций определяется ее конфигурацией,содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретногопредприятия.
Возможности системы позволяют организовать:
Ø учет но нескольким фирмам инескольким складам;
Ø учет товаров в различных единицахизмерения, а денежных средств — в различных валютах;
Ø получение самой разнообразнойотчетной и аналитической информации о финансовых и товарных движениях.
Средстваконфигурирования системы позволяют настроить се на самые различные видыторговой деятельности. Вы можете организовать произвольное количествосправочников и документов необходимой структуры. Вы можете настроитьпроизвольное количество регистров для учета средств в самых различных разрезах.
Компонента «Оперативный учет» ориентирована на работу в реальном времени.Она автоматически поддерживает в актуальном состоянии текущие остатки товарныхи денежных средств. При вводе документов может выполняться контроль наличиятоваров на складе или состояние взаиморасчетов клиента.
Система авторизации и контроля прав позволяет ограничить возможностииспользования различных функций для отдельных категорий пользователей.
Компонента «Оперативный учет» имеет широкие возможности для связи сдругими программами. Конкретная конфигурация может поддерживать автоматическуюзагрузку справочников из внешних приложений, передачу отчетов в другиепрограммы, в том числе формирование проводок для компоненты «Бухгалтерскийучет».
Компонента «Расчет» системы 1С: Предприятие ориентирована на проведениепериодических расчетов и предназначена для решения широкого круга разнообразныхзадач, связанных с учетом самых разнообразных ресурсов и расчетом тех или иныхпараметров по ним. Это могут быть:
Ø учет перемещений сотрудниковпредприятия и расчет их заработной платы и разного рода компенсаций;
Ø учет номенклатуры производимойпродукции и услуг и расчет их себестоимости;
Ø регистрация клиентов и расчетстоимости выполняемых для них заказов.
Средства конфигурирования системы позволяют организовать произвольноеколичество справочников и документов необходимой структуры. Вы можете настроитьпроизвольное количество журналов расчета для выполнения расчетов по тем илииным объектам и хранения их результатов.
Система позволяет проводить расчеты с определенной периодичностью, отодного дня до года. Она, например, может быть настроена на расчет заработнойплаты как но месячному, так и по недельному циклу.
Компонента «Расчет» имеет широкие возможности для связи с другимипрограммами. Конкретная конфигурация может поддерживать автоматическую загрузкусправочников из внешних приложений, передачу отчетов в другие программы, в томчисле формирование бухгалтерских проводок.
Информация, изложенная ниже, представляет собой краткое описание техпонятий системы 1С: Предприятие, которыми оперирует пользователь в процессеэксплуатации системы.
Среди перечисленных ниже можно выделить базовые (общие) понятия системы 1С: Предприятие,а также понятия, относящиеся исключительно к той или иной компоненте 1С: Предприятия./>/>/>/>1.2 Основные принципыбухгалтерского учета в 1С: Предприятии
Поскольку компонента «Бухгалтерский учет» обладает большей гибкостью ипредоставляет больше возможностей для настройки по сравнению с другими компонентами1С: Предприятия, необходимо уделить особое внимание концепции ведениябухгалтерского учета в 1С: Предприятии.
В данном разделе рассматриваются основные принципы бухгалтерского учета,реализуемые компонентой «Бухгалтерский учет» системы 1С: Предприятие.
Как известно, бухгалтерский учет основывается на таких понятиях, каксчета, субсчета, объекты аналитического учета. Основным понятием компоненты«Бухгалтерский учет» является счет. Счет обладает рядом свойств — он может бытьвалютным, содержать субсчета, иметь объекты аналитического учета и т. д.Все счета собраны в один или несколько планов счетов. В то же время, плансчетов — это средство, позволяющее настраивать бухгалтерский учет на требованияконкретного предприятия.
При настройке планов счетов в конфигурации определяются возможностиведения бухгалтерского учета. Будет ли использован только синтетический учет,или же потребуется ведение аналитического учета, а также валютного иликоличественного учета — все эти возможности задаются при конфигурировании планасчетов. Поскольку основным элементом плана счетов является счет, то придобавлении новых возможностей учета он приобретает новые свойства.
При вводе самих счетов (в конфигурации или в информационной базе) в планесчетов задается способ ведения бухгалтерского учета по каждому счету: наличиесубсчетов, ведение валютного учета, ведение аналитического и количественногоучета.
Наличие счетов позволяет получать обобщающую информацию о средствахпредприятия в бухгалтерском учете. Для большей детализации получаемойинформации используются субсчета. Так, например, счет 68 может содержатьсубсчета 68.1, 68.11 и т. д. Это простейший пример субсчета, используемыйобычно в бухгалтерском учете. Можно сказать, что в данном случае план счетовимеет двухуровневую структуру, где верхним уровнем является счет 68, всеподчиненные ему субсчета находятся на нижнем, втором уровне. В системе 1С: Предприятиевозможно ведение субсчетов с более сложной структурой: у субсчета может, в своюочередь, быть свой «субсубсчет» и так далее.
Длина счета и подчиненных ему субсчетов может быть различна иопределяется на этапе конфигурирования системы.
Забалансовые счета. Как правило, счета, введенные в план счетов, используются длясоставления баланса предприятия и других стандартных бухгалтерских отчетов. Темне менее, в некоторых случаях на предприятиях требуется использованиевспомогательных счетов, которые не должны попадать в баланс. Такие счетаназываются забалансовыми. Для обозначения забалансовых счетов в 1С: Предприятиииспользуется специальный признак, который ставится у бухгалтерского счета призадании его свойств. Забалансовые счета не должны корреспондировать с основнымисчетами, т. е. теми, на основе которых формируются итоговые данные для баланса.
Понятие «забалансового» счета в 1С: Предприятии шире, чем в традиционномбухгалтерском учете. Так, помимо забалансовых счетов, определенных в «Планесчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий», 1С: Предприятиепозволяет вводить «забалансовые» счета, которые называются вспомогательными илирабочими.
Такие счета обычно используются для вспомогательных целей, например, дляхранения суммы необлагаемого дохода работника (он используется при расчетезарплаты) или учета пробега автомобилей. Также, на таком забалансовом счетеможно вести учет предприятий-должников, при этом всегда можно просмотретьсписок должников, даже если долги уже списаны в убытки предприятия.
Счета могут быть активными, пассивными или активно-пассивными. Этотпризнак используется в системе для выявления ошибочных ситуаций. Так, например,активный счет должен иметь дебетовый остаток, пассивный — кредитовый. Если счетактивно-пассивный, то он может иметь как дебетовый, так и кредитовый остаток.Для получения развернутого сальдо по активно-пассивным счетам следуеторганизовывать аналитический учет или вести учет на субсчетах такого счета.
Субконто. Дляобозначения объектов аналитического учета в 1С: Предприятии используется терминсубконто.
Наличие субконто позволяет более детально раскрыть информацию о средствахпредприятия, накапливаемых на счетах бухгалтерского учета. В этом субконтопохожи на субсчета — они позволяют получать более мелкую градацию итогов внутриодного счета но определенному признаку. Например, с помощью субконто можновести учет денежных средств на каком-либо счете в разрезе организаций. При этомвывод информации при получении отчетов можно организовать таким образом, чтовнутри одного счета информация будет выдаваться по субконто, т. е. по организациям.С другой стороны, вывод информации можно организовать и по-другому — так, чтобыинформация собиралась по каждой организации со всех счетов, на которых ведетсяаналитический учет по организациям. Это позволяет получить полную информацию повзаиморасчетам с организацией, даже если они учитываются на нескольких синтетическихсчетах. Таким образом, использование субконто позволяет отслеживать наличие идвижение средств не только по счету, но и по одному объекту аналитическогоучета.
Виды субконто.На этапе конфигурирования определяется набор доступных видов субконто. Подвидом субконто понимается совокупность однотипных объектов аналитическогоучета. Каждый вид субконто имеет один из существующих в системе типов данных,который определяет набор значений субконто этого вида — обычно это справочникили перечисление. Например, вид субконто «Основные средства» будет иметь тип«Справочник Основные средства». При этом два вида субконто могут иметь типодного и того же справочника. Например, виды субконто «МБП» и «Основныесредства» могут ссылаться на один и тот же справочник «Материальные ценности».
Ведение аналитического учета по конкретному счету определяется настройкойсубконто, задаваемой в плане счетов. Для одного счета может быть задано ведениеаналитического учета по нескольким видам субконто. Так, например, для счета 10может быть определено ведение аналитического учета по двум видам субконто:«Материалы» и «Склады». Аналитический учет, который основывается на несколькихвидах субконто по одному счету, называется многомерным, то есть имеет несколькоразрезов представления информации. Вышеописанный пример с материалами,хранящимися на складах, как раз иллюстрирует многомерность аналитическогоучета. Итоги можно получать как по материалам в разрезе складов, так и поскладам в разрезе материалов, а также, разумеется, в целом по всем материалам ипо всем складам.
С другой стороны, аналитический учет может быть многоуровневым, еслиодним из субконто счета является многоуровневый справочник. Например, напредприятии при учете товаров требуется получать информацию как по отдельнымтоварам, так и по группам товаров. В этом случае справочник «Товары» будетиметь многоуровневую структуру. При такой организации справочника товаров можнов дальнейшем получать итоговую информацию как по группе товаров, так и покаждому товару в отдельности.
Система 1С: Предприятие позволяет вести бухгалтерский учет несколькихпредприятий в одной информационной базе. Для этого используется разделительучета. Под разделителем учета понимается некоторое значение, например «Фирма»,которое заносится в каждую проводку и позволяет получать все бухгалтерскиеитоги по каждому такому значению отдельно. Это позволяет, фактически, получитьнесколько независимых балансов. Разделение учета определяется на этапеконфигурирования системы.
Система 1С: предприятие предоставляет мощные средства для работы спервичными документами. В качестве первичных документов, поддерживаемыхсистемой, могут выступать, например, платежные поручения, счета на оплату,различные накладные, доверенности и любые другие документы.
При работе с документами система предоставляет широкий наборвозможностей, обеспечивающих удобный ввод, просмотр, поиск и печать документов.
Функции работы с документами и ведения бухгалтерского учета в 1С: Предприятиимогут использоваться как отдельно, так и взаимосвязано. Совместноеиспользование этих функций определяется возможностью автоматическогоформирования бухгалтерских операций документами.
Для получения бухгалтерских итогов, а также другой сводной или детальнойинформации в 1С: Предприятии используются отчеты. Количество и состав отчетов,которые могут быть получены при использовании системы, целиком определяется вконфигурации. Используемые на практике отчеты можно условно разделить нанесколько типов.
Стандартные отчеты. Обычно они входят в состав типовой конфигурации. Стандартные отчетыпредназначены для использования практически в любых организациях и для любыхразделов учета. В основном, они выдают бухгалтерские итоги в различных разрезахдля любых указываемых счетов, видов субконто, валют. К стандартным относятсятакие отчеты как «Оборотно-сальдовая ведомость», «Шахматка», «Анализ счета»,«Карточка счета» и другие. Такие отчеты используются очень широконепосредственно при ведении бухгалтерского учета для анализа бухгалтерских итоговна уровне счетов, субсчетов, валют, объектов аналитики, различных периодов идетальных проводок.
Регламентированные отчеты. Это отчеты, предназначенные для передачи различным контролирующим инстанциям.Состав и содержание этих отчетов определяются различными государственными органами.Разумеется, их состав зависит от страны, в которой используется программа.Данные отчеты разрабатываются обычно фирмой «1С». Кроме того, отдельныерегламентированные отчеты могут создаваться другими организациями и самимипользователями программы, например, это может касаться специфических отраслевыхили местных отчетных форм.
Специализированные отчеты. Создаются, обычно, в конкретной конфигурации непосредственно для даннойорганизации и решают более узкие задачи. Специализированные отчеты обычноориентированы на конкретный раздел учета и специфическую настройку счетов ианалитики в данной конфигурации. Они создаются при необходимости получитьспецифические выборки информации или особый вид печатной формы.
/>/>2 Учетрасчетов по оплате труда 1С: Предприятие/>2.1 Виды и группырасчетов
Важнейшимсвойством системы 1С: Предприятие является возможность определения произвольныхалгоритмов расчета. Конкретные алгоритмы расчетов зависят от области примененияпрограммы. Для расчета заработной платы, например, это будут начисления иудержания; для задачи учета акций — это алгоритмы расчета дивидендов по акциямразного типа и т.д.
Дляалгоритмизации расчетов в системе 1С: Предприятие служит понятие видов расчетов.
Виды расчетовв системе 1С: Предприятие — это специальный тип объектов метаданных, основноесвойство которых — наличие алгоритма обработки данных. Результатом действияэтого алгоритма является заполнение реквизита «Результат» журнала расчетов.Понятие видов расчета неразрывно связано с понятием журналов расчетов, так какжурнал расчетов — единственное место, где «срабатывают» алгоритмы видоврасчетов. Один из предопределенных реквизитов журнала расчетов являетсяреквизитом типа «Вид расчета» и предназначен для хранения ссылки на конкретныйвид расчета. С использованием алгоритма именно этого вида расчета будетвыполняться вычисление результата расчета при выполнении системной операции«Рассчитать».
Группырасчетов. Понятие группы расчетов имеет всистеме 1С: Предприятие вспомогательное значение. Единственное предназначениегрупп расчетов — упорядочивание и классификация видов расчета для тех областейприменения программы 1С: Предприятие, где количество различных алгоритмовобработки данных и, следовательно, видов расчетов значительно. Теснаявзаимосвязь между этими двумя понятиями объясняет то, что они рассматриваются водной главе данного Руководства.
Вся работа собъектами метаданных типа «Вид расчета» и «Группа расчетов» ведется в окне«Конфигурация — Метаданные». Для видов расчетов отведена ветвь дереваметаданных, которая начинается у фразы «Виды расчетов», а для групп расчетов —ветвь «Группы расчетов». Приемы создания, редактирования свойств и удалениявидов расчетов и групп расчетов совпадают с общими приемами управленияобъектами метаданных.
Свойства видарасчета редактируются в окне редактирования «Вид расчета».
Приоритет. Особого пояснения требует свойство «Приоритет», котороеявляется одной из важных характеристик вида расчета.
Дело в том,что для многих предметных областей применения программы 1С: Предприятие оченьважным бывает очередность, в которой выполняются те или иные расчеты. Например,в случае расчета заработной платы, как минимум, важно сначала рассчитатьначисления, а затем удержания.
Дляорганизации последовательности выполнения расчетов служит понятие ихприоритета. Этот параметр может принимать значение от 0 до 999 и действуетследующим образом: чем меньше приоритет расчета, тем раньше он выполняется. Этоотражается в последовательности расположения записей журнала расчетов — записис видами расчетов меньшего приоритета располагаются перед записями с видамирасчетов большего приоритета.
Вытесняющиерасчеты. Представление о вытесняющихрасчетах в системе 1С: Предприятие связано со следующими практическимипредпосылками.
В некоторыхслучаях требуется автоматизировать предметные области, в которых расчеткаких-либо величин может вестись взаимно исключающими способами. Возвращаясьвновь к задаче расчета заработной платы, рассмотрим пример расчета следующихначислений: оплата рабочих дней по окладу, оплата дней болезни по больничномулисту и оплата дней отпуска.
Очевидно, чтов этом случае выполняется условие взаимоисключения перечисленных видов расчета— нельзя, например, одновременно и болеть и работать, т. е. получать и оклад, иденьги по больничному листу. Такие расчеты взаимно исключают друг друга вовремени и система должна гарантировать, что ввод одного из них приведет кисключению другого.
Заметим, чтовзаимное исключение видов расчета ограничивается одним объектом расчета —болезнь одного сотрудника не исключает оплату по окладу другого сотрудника.
Для поясненияприведем примеры вытесняющих и не вытесняющих расчетов в рамках все того жерасчета заработной платы. Вытесняющими расчетами, как правило, являются: оплатапо основному виду деятельности, оплата больничных, оплата отпуска, оплата посреднему заработку вынужденного отсутствия на работе и пр. Не вытесняющимирасчетами являются: удержание налога, выплаты штрафов, оплата ноисполнительному листу и другие удержания, а также разного рода доплаты.
Механизмуправления взаимоисключающими расчетами настраивается в окне «Настройкавытеснения», открывающегося при нажатии соответствующей кнопки в окне «Видрасчета».
В этом окневсе виды расчета, включая определяемый, помещены в два списка, «Вытесняет видырасчета» и «Вытесняется видами расчета». Назначение их очевидно извышесказанного.
Необходимотолько отметить, что вполне возможна ситуация, когда некоторому виду расчетафлажок устанавливается в обоих списках (взаимовытесняющие виды расчета).Например, форма оплаты труда работника может быть на какой-то период заменена соплаты по окладу на оплату по тарифу и последний вид расчета должен вытеснитьпервый; столь же обычно и обратное.
При установкефлажка самому определяемому виду расчета в одном из списков флажок в другомсписке устанавливается автоматически (самовытесняющий вид расчета). Например,работника на время перевели на другой оклад.
Описанныймеханизм полностью определяется при редактировании свойств вида расчета, хотя,собственно, этот механизм работает при вводе новых записей журналов расчета.Это еще раз иллюстрирует тесную взаимосвязь понятия журнала расчетов и видарасчета.
Механизмгруппировки видов расчета предназначен для выделения видов расчета по тем илииным признакам, что облегчает дальнейшую работу с ними. Это позволяет,например, определив группу расчетов «Начисления» и, определив входимость в несконкретных видов расчета, оперировать затем понятием этой группы, а неперебирать все входящие в нее расчеты отдельно.
Использованиеокна редактирования «Вид расчета». Дляредактирования входимости расчета в те или иные группы используются два спискав окне редактирования вида расчета. В левом списке отражены группы, в которыередактируемый вид расчета включен, в правом списке — группы, в которые видрасчета не включен.
Для переносагруппы или нескольких групп расчетов из правого списка в левый, т. е. длявключения редактируемого вида расчета в требуемую группу или набор групп,выделите требуемые группы в правом окне и нажмите кнопку />.
Для переносагруппы или нескольких групп расчетов из левого списка в правый, т. е. дляисключения редактируемого вида расчета из некоторой группы или набора групп,выделите требуемые группы в левом окне и нажмите кнопку />.
Использованиеокна редактирования «Группа расчетов».Объединением видов расчетов в группы, о котором говорилось выше можно управлятьне только при редактировании свойств вида расчета, но и при редактированиигруппы расчетов. Это позволяет, например, создав новую группу расчетов, сразуопределить набор видов расчета, входящих в нес, а не указывать входимостьрасчетов в новую группу путем редактирования каждого расчета.
Дляредактирования входимости расчетов в данную группу используются два списка вокне редактирования «Группа расчетов». В левом списке отражены виды расчета,которые включены в данную группу, в правом списке — виды расчета, которые невключены в данную группу.
Для переносавида расчета или нескольких видов расчетов из правого списка в левый, т. е. длявключения их в редактируемую группу, выделите требуемые виды расчетов в правомокне и затем нажмите кнопку />.
Для переносавида расчета или нескольких видов расчетов из левого списка в правый, т. е. дляисключения их из редактируемой группы, выделите требуемые расчеты в левом окнеи затем нажмите кнопку />.
Модульрасчета, как правило, содержит предопределенную процедуру ПровестиРасчет.Основная задача процедуры расчета — описать, каким образом при выполненииоперации расчета журнала расчетов должно вычисляться значение «Результат».Кроме того, вид расчета может влиять на другие данные системы, например,изменять содержимое справочников.
Дляредактирования модуля расчета используется текстовый редактор, который можновызвать на экран одним из следующих способов:
- в окне редактирования вида расчетанажмите кнопку «Модуль расчета»;
- выберите наименование вида расчета вокне «Конфигурация — Метаданные», нажатием правой кнопки мыши вызовите на экранконтекстное меню и в этом меню выберите пункт «Модуль расчета».
Подробнопорядок работы с текстовым редактором описан в главе «Редактор текстов».
«Правилаперерасчета» являются вспомогательными объектами метаданных, предназначеннымидля автоматического отслеживания актуальности результатов проведенных расчетовпри вводе новых записей журнала расчетов, удалении существующих или ручномисправлении результата расчета.
При созданииправила перерасчета в Конфигураторе определяются виды расчетов, приредактировании которых правило перерасчета «срабатывает», и виды расчетов,которые должны быть перерассчитаны при срабатывании данного правила.
Список видоврасчета, на основании которых срабатывает конкретное правило перерасчета,условно называется ведущие виды расчета. Список видов расчета, которые должныбыть перерассчитаны при срабатывании конкретного правила, условно называетсязависимые виды расчета.
Например, дляорганизации правильного перерасчета доплат к основным начислениям следует вкачестве ведущих видов расчета указать те, на основании которых считаютсядоплаты (оклад, тариф, сдельная оплата), а в качестве зависимых видов расчетаследует указать собственно перерассчитываемые доплаты.
После ввода всистему такого правила перерасчетов журнал расчетов будет вести себя описаннымниже образом. При этом сначала рассмотрим случай для взаимосвязи видов расчетав одном расчетном периоде.
Итак, если вжурнале расчетов появится новая (в результате проведения документа), исчезнет(при отмене проведения) или будет исправлена существующая запись с одним из«ведущих» видов расчета (в нашем примере — оклад, тариф, сдельная оплата), тобудет снят признак «Рассчитана» со всех записей, соответствующих доплатам, еслинайдутся таковые, с тем же периодом действия, что и введенная, удаленная или исправленнаязапись.
Если при этомвводится запись с периодом действия не в текущем расчетном периоде, а в одномиз прошлых (например, расчет оклада задним числом за прошлый месяц), то системавведет записи-перерасчеты для всех доплат соответствующего прошлого периода.
Правилоперерасчета может быть трех типов: перерасчет записей текущего периода,перерасчет записей того же периода, или перерасчет записей будущих периодов.
В первомслучае перерассчитываются заданные виды расчетов с только текущего периода внезависимости от того, какой период действия имеют изменяемые записи журналарасчетов.
Во второмслучае перерассчитываются заданные виды расчетов с тем же периодом действия,что и новая введенная запись.
В третьем —перерассчитываются записи одного или нескольких будущих расчетных периодов.
Например, еслипостроить правило перерасчета больничных листов, то в качестве ведущих расчетовбудут назначены виды начислений, базовые для больничного листа, в качествезависимых — все виды больничного листа, а тип правила перерасчета будетопределен как «перерасчет будущих периодов», причем количество периодов — эточисло месяцев используемых при исчислении среднего заработка с целью расчетабольничного листа.
Другой пример— правило перерасчета подоходного налога. При этом тип перерасчета — «толькотекущий период», а ведущие виды расчета — все облагаемые налогом начисления.
Вся работа собъектами метаданных типа «Правила перерасчета» ведется в окне «Конфигурация —Метаданные». Для правил перерасчета отведена отдельная ветвь дерева метаданных,которая расположена «внутри» ветви «Виды расчетов» и начинается у ключевогослова «Правила перерасчета».
Свойстваправил перерасчета редактируются в окне редактирования «Правило перерасчета».
При вводевидов расчета. В этом списке необходимопометить ведущие виды расчетов.
Необходимопересчитать. В этом списке необходимоотметить зависимые виды расчета.
Период вкотором будут проводится перерасчеты, как уже упоминалось выше, выбирается изследующих возможных значений:… только в текущем периоде журнала расчетов ввод, редактирование или удаление строк журнала расчетов, соответствующих одному из ведущих видов расчета, приведет к перерасчету строк журнала с зависимыми видами расчета только в текущем периоде. Это значит, что какой бы период действия не имела изменяемая строка журнала, будет снят признак «рассчитанности» с соответствующих записей текущего периода журнала расчетов; … в том же периоде журнала расчетов ввод, редактирование или удаление строк журнала расчетов, соответствующих одному из ведущих видов расчета, приведет к перерасчету строк журнала с зависимыми видами расчета, относящихся к тому же периоду действия, что и измененная запись. Это значит, что какой бы период действия не имела изменяемая строка журнала, будет введена запись-перерасчет (для прошлых периодов) или снят признак «рассчитанности» (для текущего периода) для соответствующих записей журнала, имеющих тот же период действия; … в следующих n периодах журнала расчетов ввод, редактирование или удаление строк журнала расчетов, соответствующих одному из ведущих видов расчета, приведет к перерасчету строк журнала с зависимыми видами расчета, относящихся к будущим (относительно измененной записи) периодам действия, что и измененная запись. Это значит, что при изменении записи журнала расчетов, действующей в одном из прошлых периодов (т. е. «задним числом»), будут введены записи-перерасчеты (для прошлых периодов) или снят признак «рассчитанности» (для текущего периода) для соответствующих записей журнала, имеющих один из последующих n периодов действия. />2.2 Работа с журналамирасчетов и документами
Для отображения результатов расчета в системе 1С: Предприятие служатжурналы расчетов. Каждая строка журнала отражает единичное событие расчета длятого или иного объекта. Такие события характеризуются следующими данными:
Ø объектом, для которого произведенрасчет;
Ø видом (т. е. способом) расчета;
Ø документом, на основании котороговведена данная запись журнала расчетов (документ-основание);
Ø документом, который ввел даннуюзапись («породил» расчет);
Ø результатом расчета;
Ø периодом действия (т. е. датойначала и датой окончания действия данного расчета);
Ø периодом регистрации расчета(т. е. периодом в котором выполнялся данный расчет).
Например, этоможет быть журнал расчета заработной платы сотрудников предприятия (каждыйсотрудник — объект расчета), при этом выполняется расчет тех или иныхначислений и удержаний (виды расчета), имеющих определенную продолжительность ирезультат. Другой пример — журнал расчета квартирной платы, где объекты расчета— квартиросъемщики, а виды расчета — расчет оплаты за газ, расчет квартплаты польготному тарифу и т. д.
Существование двух понятий — «периода действия» и «периода регистрации» вотношении записей журнала расчета очень важно. Например, в задаче расчетазаработной платы важно отразить тот факт, что то или иное начисление илиудержание (например, начисление по больничному листу) совершено в некоторомпериоде (например, в марте 2004 года) за другой период (например, за февраль2004 года). Иными словами важно знать не только в каком периоде но и за какойпериод проведен тот или иной расчет. Эта особенность отражается в существованиипонятий периода регистрации строки журнала расчетов (т. е. в какомпериоде) и периода действия строки журнала расчетов (т. е. за какойпериод).
Справочник объектов расчета. Самое важное свойство журнала расчетов — ссылка насправочник, элементы которого являются объектами расчета. Справочник объектоврасчета может быть как простым, так и иерархическим. Не обязательно все элементыэтого справочника должны рассчитываться конкретным журналом расчетов, но, всвою очередь, все строки журнала расчетов должны соответствовать тому или иномуэлементу справочника объектов расчета. Как правило, журнал расчетов содержитнесколько записей по одному объекту расчета, но одна запись журнала расчетов неможет соответствовать сразу нескольким объектам.
Расчетныйпериод. Журнал расчетов имеет определеннуюпериодичность, т. е. все расчеты в нем выполняются в пределахопределенного временного интервала. Каждая запись журнала расчетов,соответствующая одному акту расчета, также имеет временное протяжение(т. е. имеет дату начала и дату окончания).
Временнойинтервал (период действия) каждой отдельной записи журнала не может лежать вразных расчетных периодах журнала.
Как уже говорилось, записи, лежащие в текущем расчетном периоде, могут,тем не менее, иметь период действия, не лежащий в текущем расчетном периоде.Это значит, что даты начала и окончания конкретной записи могут «выпадать» изтекущего периода расчета и относиться к одному из прошлых или будущих периодов.Самым очевидным примером здесь может служить перерасчет зарплаты сотрудника запрошлый период или начисления будущего периода.
Записи журналарасчетов, относящиеся к текущему расчетному периоду, могут но времени действияотноситься к любому другому расчетному периоду. Следует различать периодрасчета записи журнала (тот расчетный период журнала расчетов, во времякоторого она введена в систему) и период ее действия (определяемый реквизитами«дата начала» и «дата окончания»).
Вызов журнала расчетов. Форму журнала расчетов можно вызвать на экран через главное менюпрограммы, нажав кнопку панели инструментов или какими-либо иными действиями,если это обусловлено конфигурацией задачи.
Если это не обусловлено пользовательским интерфейсом, по умолчанию вызовсправочника на экран можно осуществить, выбрав пункт «Журналы расчетов» в меню«Операции» главного меню программы. На экран будет выдан список существующих всистеме журналов расчета. В этом списке клавишами или мышью следует выбратьнаименование нужного журнала расчетов и затем нажать кнопку «ОК». Окно свыбранным журналом расчетов будет выдано на экран.
Внешний вид журнала расчетов Внешний вид окна журнала в значительной степениопределяется в процессе настройки конфигурации задачи. Однако, существуетнесколько общих элементов, которые имеет каждый журнал расчета.
Прежде всего, в заголовке окна выдается название журнала, котороезадается в процессе настройки конфигурации задачи и может быть изменено призапуске системы в режиме «Конфигуратор».
/>
Если журналрасчета выводится в режиме «по одному объекту» (см. ниже), то в заголовкепоявится наименование того объекта расчета, записи которого выводятся в данныймомент. Если журнал расчетов выводится в режиме «по одному документу», то взаголовке выводится название и номер соответствующего документа. Кроме того, взаголовке окна выводится наименование текущего расчетного периода (например,«Май 2004 г.»).
Окно журнала расчетов в общем случае, представляет собой таблицу, имеющуюнесколько граф, среди которых, как правило, присутствуют:
Ø наименование объекта расчета,т. е. наименование одного из элементов справочника объектов расчета (например,ФИО сотрудника);
Ø наименование вида расчета;
Ø даты начала и окончания действияданной строки журнала;
Ø результат расчета.
Кроме этихграф, при настройке конфигурации задачи может быть определено практическинеограниченное количество дополнительных реквизитов журнала расчетов.Дополнительные реквизиты используются для хранения любых других результатоврасчета, если предопределенного реквизита «Результат» не хватает с точки зренияконкретной предметной задачи. Это могут быть, например, количество дней ичасов, оплаченных но тому или иному виду расчета, для случая расчета заработнойплаты.
Для показа значений дополнительных реквизитов журнала расчетов в таблицумогут быть добавлены дополнительные графы. Их состав и взаимное расположениеопределяются в процессе настройки конфигурации задачи и может быть самымразнообразным.
Журнал расчетов, как правило, содержит очень много строк и в таблицежурнала выводится только небольшая его часть, а внизу и справа появляютсялинейки прокрутки.
Строки журнала расчетов могут иметь различное состояние, которое зависитот действий, производившихся с каждой записью (строкой) журнала. Состояниестроки журнала отмечается условные знаком в крайней левой колонке окна.
Просмотр записей по объектам
При включении режима просмотра журнала расчетов «но объектам» в окневыводятся только записи, имеющие отношение к одному объекту расчета. При этомустановка глубины просмотра архива влияет на полноту представления информации,— выводятся только записи, которые имеют отношение к заданным расчетнымпериодам (пункт «Задать глубину просмотра архива» в меню «Действия»).
Выбор объекта расчета, для которого выводятся записи в журнале расчетов,осуществляется следующим образом.
Если переход в режим отображения по одному объекту осуществлен при работев журнале расчетов (пункт «Вывести по одному объекту расчета» в меню «Действия»или кнопка /> панелиинструментов окна журнала расчетов), то будет выбран объект расчета текущейзаписи (реквизит «Объект»).
Если окно журнала расчетов открывается в режиме просмотра записей пообъекту, например, за счет установок параметров просмотра (см. следующийпараграф), то при этом будут выведены записи для объекта, являющегося текущим воткрытом окне справочника объектов расчета. Если справочник объектов расчета неоткрыт, в окне журнала расчетов не будет выведено ни одной записи.
Режим просмотра записей по одному объекту расчета бывает удобен в томслучае, когда необходимо быстро просмотреть данные расчетов определенныхобъектов расчета. Например, в случае использования конфигурации для расчетазаработной платы, можно вывести на экран окно справочника сотрудников, которыйявляется справочником объектов расчета журнала расчетов «Зарплата» и выбрать внем необходимую строку. Затем открыть окно журнала расчетов в режиме «по одномуобъекту», в результате чего в окне будут выведены записи, имеющие отношение ктекущей записи справочника сотрудников.
В том случае, если для выбранного объекта нет ни одной записи, окножурнала расчетов будет пустым.
За счет того, что информация в окне справочника и в окне журнала расчетовсинхронизирована, вы можете просматривать данные расчета разных объектоврасчета, перемещаясь в окне справочника. Открыв, таким образом, два окна, иразместив их удобно на экране, вы можете быстро просмотреть результаты расчетаинтересующих sac объектов.
Просмотр записей по документам
При включении режима просмотра журнала расчетов «по документам» в окневыводятся только записи, имеющие отношение к одному документу. При этомустановка глубины просмотра архива не влияет на полноту представленияинформации, — выводятся все записи определенного документа для всех расчетныхпериодов.
Выбор документа, для которого проводится вывод в журнале расчетов,осуществляется следующим образом.
Если переход в режим отображения по одному документу осуществлен приработе в журнале расчетов (пункт «Вывести по одному документу» в меню«Действия» или кнопка /> панели инструментов окна журналарасчетов), то будет выбран документ, породивший текущую запись журналарасчетов.
Если окно журнала расчетов открывается в режиме просмотра записей подокументу, например, за счет установок параметров просмотра (см. следующийпараграф), то при этом будут выведены записи для документа, являющегося текущимв активном окне журнала документов. Если ни одно окно журнала документов неоткрыто, в окне журнала расчетов не будет выведено ни одной записи.
Режим просмотра записей по документам бывает удобен в том случае, когданеобходимо быстро просмотреть данные расчетов определенных документов.Например, можно вывести на экран окно журнала документов, содержащего приказыпо отпускам сотрудников и установить там курсор на интересующий нас документ.Затем открыть окно журнала расчетов в режиме «по одному документу», врезультате чего в окне будут выведены записи, порожденные текущим приказом поотпуску. В том случае, если документ-приказ еще не проводился и, следовательно,не порождал записи журнала расчетов, окно журнала расчетов будет пустым.
За счет того, что информация в окне журнала документов и окне журналарасчетов синхронизирована, вы можете просматривать данные расчета разныхдокументов, перемещаясь в окне журнала документов. Открыв, таким образом, дваокна, и разместив их удобно на экране, вы можете быстро просмотреть результатырасчета интересующих вас документов.
Параметры просмотра журнала расчетов
Кроме возможности управления полнотой просмотра данных и дубиной просмотраархива вручную — при работе в окне журнала расчетов, можно установитьсоответствующие параметры просмотра журналов расчета. Для этого необходимовыбрать пункт «Параметры » меню «Сервис» и установить параметры «Вывод» и«Глубина архива».
Параметр «Вывод» может принимать значения «Все объекты», «Один объект», «Один документ» и«Авто». Установка первых трех значений не требует пояснения. В случае установкизначения «Авто», журнал расчетов ведет себя по-разному в зависимости от того,каким образом открывается его окно. При открытии окна журнала через меню«Операции» будет использоваться тот режим вывода, который был установлен припоследнем открытии окна данного журнала расчетов. При открытии окна журналачерез один из пунктов меню пользовательского интерфейса, будет использоватьсярежим вывода, заданный при настройке конфигурации.
Параметр«Глубина просмотра» может приниматьзначения «Неделя», «Месяц», «Квартал», «Год» и «Авто». В том случае, еслизадана конкретная глубина просмотра, в окне каждого журнала расчетов будутвыводиться записи, имеющие отношение ко всем периодам расчета, лежащим взаданном интервале.
Например, если периодичность журнала расчетов — месяц, и при этомпараметр «глубина просмотра архива» задан как «квартал», в окне будутвыводиться записи всех периодов расчета (т. е. месяцев) которые лежат втекущем квартале (в феврале — января и февраля; в апреле — только апреля ит. д.).
В случае если периодичность журнала — неделя, и глубина просмотра заданакак «месяц», будут выводиться записи по всем периодам расчета (всем неделям),которые хоть одним днем принадлежат текущему месяцу.
Очевидно, что задание глубины просмотра меньшей или совпадающей спериодичностью журнала расчетов, приведет к тому, что в окне будут выведенызаписи только текущего расчетного периода.
Значение «Авто» параметра «глубина просмотра архива» приведет к тому, чтобудет действовать последняя установка, сделанная вручную, через диалогустановки глубины просмотра архива.
Отбор записей в журнале расчетов
Механизм отбора записей в журнале расчетов предоставляет пользователювозможность просматривать записи журнала расчетов, отобранные по тем или инымзначениям реквизитов объекта расчета. Например, можно отобрать все записи,соответствующие сотрудникам конкретного подразделения, если такого родареквизит (для ввода подразделения) существует в справочнике сотрудников.
Механизм отбора настраивается в конфигурации. На этапе конфигурированияопределяются виды отбора. Пользователь может выполнять отбор записей в журналерасчетов, используя только те виды отборов, которые определены в конфигурациисистемы. Например, в системе может быть определено два вида отбора — «покатегории работника» и «по подразделению». Конкретная категория илиподразделение будут являться значением отбора.
Отбор записей может выполняться только в определенных журналах расчетов.Формальным признаком того, возможен ли отбор в конкретном журнале расчетов,является то, что пункт «Отбор по значению» меню «Действия» и кнопка /> панелиинструментов являются активными.
Включение режима отбора записей в журнале расчетов в зависимости отконфигурации может выполняться разными способами.
Принудительный отбор. Во-первых, отбор в журнале расчетов может быть включен принудительно. Вэтом случае при работе с журналом расчетов пользователь всегда работает сзаписями, отобранными по некоторому значению, например, расчетчик может увидетьзаписи, относящиеся к «его» сотрудникам.
Выбор значения отбора определен в конфигурации. Во-вторых, отбор можетустанавливаться в конкретном журнале расчетов специальным способом. В этомслучае способ включения механизма отбора должен быть описан в конфигурации.
Например, в форме журнала расчетов может быть элемент диалога для выбораподразделения, который, в случае его изменения, будет устанавливать в журналерасчетов отбор записей по сотрудникам конкретного подразделения. Для выбораконкретного значения, по которому будет производиться отбор в форме журнала расчетов,могут использоваться «закладки». Закладки выводятся в верхней части окнажурнала и содержат обычно все доступные значения отбора, например,подразделения. Щелкнув мышью в конкретную закладку, можно включитьсоответствующий отбор.
Ручная установка отбора. Наконец, в-третьих, пользователю может быть предоставлена возможностьсамостоятельно выбирать и вид отбора, и значение отбора.
Для входа в режим установки отбора записей в журнале расчетов следуетвыбрать пункт меню «Отбор по значению» или воспользоваться соответствующейкнопкой панели инструментов окна журнала расчетов. Данный пункт меню и кнопкамогут быть недоступны, если журнал расчетов не предназначен для отбора илипользователю не предоставлена возможность самостоятельно устанавливать отборили в конфигурации не определено ни одного вида отбора.
При входе в режим установки отбора открывается диалог, предоставляющийпользователю выбрать вид отбора и конкретное значение отбора.
Для того чтобы включить отбор, следует выбрать и вид отбора, и значение отбора,например, вид отбора «Сотрудники», а значение — фамилия конкретного сотрудника.
В остальном же принципы отбора ничем не отличаются от уже рассмотренныхранее в применении к журналам документов, операций и проводок.
Ввод новых записей журнала расчетов
Записи в журнал расчетов вводятся только за счет проведения документа.Таким образом, каждая запись журнала имеет своего «родителя» — документ,который породил эту запись. Удаление документа приводит к удалению всехпорожденных им записей журнала расчетов, редактирование документа и егоповторное проведение влияет на порожденные им записи журнала расчетов. Еслиранее проведенный документ сделать непроведенным, порожденные им записи журналарасчетов будут удалены также, как и в случае полного удаления документа.
Порядок ввода новых записей журнала описан в модуле расчета документа.Проведение документа может приводить к вводу одной или нескольких записейжурнала расчетов как для одного объекта, так и для нескольких объектов расчета.Например, документ, представляющий собой ввод оплаты больничного листа, можетпривести к появлению одного или нескольких актов расчета для одного объектарасчета (сотрудника предприятия). С другой стороны, документ, представляющийсобой ввод бригадного наряда, может породить несколько актов расчета (строкжурнала расчетов) для разных объектов расчета (сотрудников, членов бригады).
Для ввода нового документа и, следовательно, новых записей журналарасчетов, можно воспользоваться следующими способами: выбрать пункт «Новыйдокумент» меню «Действия» или нажать правую копку мыши и выбрать пункт «Новыйдокумент» в появившемся контекстном меню или нажать кнопку /> панели инструменте окнажурнала расчетов в том случае, если в окне выводится панель инструментов.
При вводе нового документа программа предлагает выбрать конкретный типдокумента из полного списка.
Редактирование записей журнала расчетов
Введенные документами записи журнала расчетов частично доступны дляредактирования. Система допускает редактирование дополнительных реквизитовжурнала расчетов, определенных при конфигурировании задачи. Система недопускает редактирования вручную основных реквизитов журнала, таких как объектрасчета, вид расчета, дата начала, и дата окончания, документ-основание и др.
При этом, программа не позволяет редактировать архивные записи журналарасчетов, т. е. записи введенные в прошлых расчетных периодах.
Программа недопускает редактирование записей журнала расчетов, зарегистрированных в прошлыхпериодах. Влияние на результаты расчетов в прошлых периодах возможно толькопутем стандартных процедур перепроведения документов и исправления результатарасчета конкретной записи (см. ниже). При этом происходит сторнирование записейпрошлого периода и ввод новых результатов расчета.
Если запись введена ошибочно (неверны даты начала, окончания или видрасчета), единственный способ ее отредактировать — редактирование породившегоее документа. Для редактирования документа текущей записи (т. е. тойзаписи, на которой расположен курсор в окне журнала расчетов), можновоспользоваться одним из следующих способов: выбрать пункт «Редактироватьдокумент» меню «Действия» или нажать правую копку мыши и выбрать пункт«Редактировать документ» в появившемся контекстном меню; или нажать кнопку /> панелиинструментов окна журнала расчетов в том случае, рели в окне выводится панельинструментов.
Исправление результата
Единственным основным реквизитом журнала расчетов, редактированиекоторого допустимо «вручную» является реквизит «Результат». Такое действиеназывается «Исправление результата» и может быть осуществлено путем выборапункта «Исправить результат» меню «Действия» или кнопки /> панели инструментовокна журнала расчетов.
При этом на экран выводится окно-запрос в котором можно ввести новыйрезультат расчета.
Исправление результата расчета возможно как для записей текущегорасчетного периода, так и для записей прошлых периодов. При этом система ведетсебя существенно по-разному в зависимости от того, запись какого периодаредактируется.
При исправлении результата записи текущего (открытого) расчетного периодановых записей в журнале расчетов не появляется, после ввода нового значениязапись будет иметь признак «Исправлена», что отражается в изменении видаусловного знака в левой колонке окна. Впоследствии возможна отмена проведенногоисправления.
При исправлении результата записи одного из прошлых периодов система,во-первых, вводит в текущий расчетный период т. н. фиксированную (нередактируемую) сторнирующую запись соответствующую исправляемой и, во-вторых,вводит запись с новым результатом, которая представляет собой точную копиюисправляемой записи, но с другим результатом.
Таким образом, при исправлении результата записи прошлого периода вжурнал расчетов вводится две новых записи — сторнирующая и обычная с пометкой«Исправлена». Впоследствии возможна отмена исправления результата.
Система непозволяет проводить исправление результата фиксированных записей как текущего,так и прошлых периодов расчета.
Отмена исправления
После исправления результата расчета система помечает запись какотредактированную вручную (знак /> или /> в случае редактирования сторно-записей)и не производит автоматический расчет записи. При этом модуль вида расчетавыполняется, все необходимые действия, заданные в алгоритме данного видарасчета, производятся, но результат расчета, т. е. значение реквизита«Результат» не изменяется.
Это состояние записи сохраняется до его отмены исправления. Для отменыисправления необходимо в журнале расчетов установить курсор на запись спометкой «Исправлена» и выбрать пункт меню «Отменить исправление» подменю«Действия». Фактически, это значит, что ручное исправление важнееавтоматического расчета. Редактирование любых дополнительных реквизитов неприводит к тому, что запись становится «исправленной вручную».
После отмены исправления записи, если это задано при конфигурировании,может произойти автоматический расчет записи. Следует помнить, что полученныйпри этом результат может не совпадать с тем, который был до исправления записи.Это может произойти в том случае, если изменились условия расчета, которыепривели к изменению результата. Например, изменение количества рабочих дней вкалендаре может привести к тому, что при повторном расчете изменится результатрасчета многих начислений.
Для отмены исправления записи прошлого периода необходимо позиционироватьстроку журнала расчетов, которая соответствую записи с пометкой «Исправлена».
В случае отмены исправления записи прошлого периода, система простоудалит обе записи журнала расчетов, появившиеся в результате такого исправления(сторно-запись и запись-исправление).
Удаление записей журнала расчетов
При работе в журнале расчетов невозможно непосредственное удалениезаписей журнала расчетов. Единственный способ удаления записей — удалениедокумента, явившегося основанием для ввода данной записи или выполнение длянего операции «Сделать непроведенным».
Для удаления документа (и, следовательно, записей журнала расчетов) приработе в журнале расчетов, используйте один из способов: выбрать пункт «Удалитьдокумент» меню «Действия» или нажать правую копку мыши и выбрать пункт «Удалитьдокумент» в появившемся контекстном меню или нажать кнопку /> панели инструментовокна журнала расчетов в том случае, если в окне выводится панель инструментов.
Перед удалением документа система проверяет все порожденные им записи и,если находит хоть одну запись, принадлежащую одному из прошлых расчетныхпериодов, выводит сообщение о невозможности процедуры удаления. При этомпрограмма сообщает, какой именно расчетный период необходимо установить длявыполнения операции удаления.
Система 1С: Предприятие оставляет за пользователем право, в случаеошибочных расчетов прошлого периода, сменить период расчета «назад» и удалитьошибочный документ, удалив, таким образом, и порожденные им записи. Но такиедействия возможны лишь в том случае, если не проведены какие-нибудьрегламентные операции, исключающие «откат назад». Такими регламентнымиоперациями может быть, например, выдача денег через кассу (при расчетезаработной платы), сдача бухгалтерского отчета контролирующим органам (прирасчете амортизации основных средств) и т. д.
Расчет
Непосредственно при работе в окне журнала расчетов можно выполнять расчетодной записи, всех записей по одному объекту, всех записей по одному документу.В любом случае проводится расчет только записей текущего расчетного периода,для которых не проводилось ручное редактирование (/>, /> или />). При расчете каждой записижурнала для соответствующего вида расчета (заданного реквизитом «ВидРасч»)выполняется так называемый модуль расчета, определенный при конфигурировании.Основная задача этого модуля — заполнение реквизита «Результат» и, возможно,дополнительных реквизитов журнала расчетов.
Для выполнения расчета можно действовать одним из следующих способов:выбрать один из пунктов «Рассчитать запись», «Рассчитать объект», «Рассчитатьдокумент» в меню «Действия» или нажать правую кнопку мыши на требуемой записижурнала расчетов и в контекстном меню выбрать один из вышеперечисленных пунктовили нажать одну из кнопок /> (рассчитать запись), /> (рассчитатьобъект) или /> (рассчитатьдокумент) панели инструментов окна журнала расчетов.
Для выполнения групповых расчетов по всем или выбранным по определенномукритерию записям одного или нескольких журналов служат варианты расчетов.
Печать
Если в процессе настройки конфигурации задачи при создании данной формыжурнала расчетов была создана также печатная форма, то в экранной форме должнасуществовать кнопка, нажатие на которую вызывает построение этой формы. Обычнотакая кнопка имеет надпись «Печать» или надпись, соответствующую тому документу,для печати которого она предназначена. Пояснение, каким образом можно построитьпечатный эквивалент соответствующей экранной формы, можно получить в описаниинастройки.
После нажатия кнопки «Печать» (или другой, если это указано в описаниинастройки) на основе данных расчета, содержащихся в журнале расчетов, будетпостроена печатная форма.
Созданная печатная форма открывается в редакторе таблиц системы 1С: Предприятиев режиме «Только просмотр». Если в окне редактора видна только часть формы,можно использовать клавиши управления курсором и линейки прокрутки для выводана экран ее невидимой части.
При необходимости, автоматически построенная печатная форма может бытьотредактирована. Чтобы иметь такую возможность, следует в редакторе таблицвключить режим редактирования путем выбора пункта «Только просмотр» в меню«Вид» главного меню программы.
Отредактированная печатная форма может быть сохранена в файле на диске.Для этого следует выбрать пункт «Сохранить» или «Сохранить как» в меню «Файл»главного меню программы.
/>Заключение
Ведениебухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие обеспечивают объекты метаданных«Планы Счетов», «Виды Субконто», «Операция» и «Проводка». В соответствии скомпонентной организацией системы 1С: Предприятие, возможности ведениябухгалтерского учета в системе появляются после установки компоненты«Бухгалтерский учет».
Компонента«Бухгалтерский учет» позволяет вести учет по нескольких планам счетов, при этомдля каждого плана счетов может строиться произвольная иерархия субсчетовбольшой вложенности. Бухгалтерские итоги хранятся системой 1С: Предприятиераздельно для каждого плана счетов.
В планахсчетов может применяться гибкая нумерация счетов с использованием цифр и букв.
Аналитическийучет можно вести для любого счета или субсчета и включать до 5-ти различныхразрезов аналитики. Объекты аналитического учета могут представлять собойэлементы справочников системы 1С: Предприятие, документы или произвольные числа,даты и строки.
На любом счетеможно вести количественный учет. Как правило количественный учет ведется вместес аналитическим — учитывается количество объектов аналитического учета, но, принеобходимости, количественный учет можно вести и без аналитического — учитыватьабстрактное количество.
Возможностибухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие позволяют вести многовалютныйучет. Количество одновременно используемых валют при этом не ограничивается.
Компонента«Бухгалтерский учет» предоставляет возможность ведения бухгалтерского учета длянескольких предприятий в одной информационной базе. Итоговую информацию можнополучать как по отдельному предприятию, так и в целом, по всем предприятиям.Такая возможность будет полезна для предприятий с консолидированным балансом.
Информация осредствах предприятия, которая накапливается на счетах бухгалтерского учета,зачастую имеет обобщающий характер. Для получения детальной информации оналичии конкретных материалов необходима организация аналитического учета поматериалам. В этом случае общие суммы на субсчетах разбиваются на более мелкие— стоимости конкретных материалов.
В системе 1С: Предприятиеаналитический учет организуется при помощи специального механизма субконто.Субконто в системе 1С: Предприятие называется объект аналитического учета.Термином «субконто» могут быть обозначены любые объекты аналитического учета:основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы, материалы, организации, подотчетные лица, договоры, бюджеты. Видомсубконто, в свою очередь, называется множество однотипных объектованалитического учета.
Например, учетзадолженности предприятия перед покупателями и заказчиками обязательно ведется,согласно нормативным документам, отдельно по каждому покупателю и заказчику. Всистеме 1С: Предприятие такой список покупателей и заказчиков (предположим, чтоэто только организации) будет называться «видом субконто «Организации»», алюбая организация из этого списка будет именоваться «субконто».
Конфигураторсистемы 1С: Предприятие позволяет организовать любое количество видов субконто,в соответствии с требованиями полноты аналитического учета на предприятии.
/>Литература
1. Камягин В.Б. Самоучитель 1С:Бухгалтерии 7.5-7.7 в вопросах и ответах: — М.: Триумф, 2000.
2. Автоматизация бухгалтерского учета контроля, анализа и аудита.В.Л.Завгородний. — К., 2001.
3. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка.В.Л.Завгородний. — Киев, 2002.
4. Компьютеризация бухгалтерского учета. В.Н. Довыдов. – М.:ФиС, 2001.
5. Шишкин С.С. Бухгалтерский учет и финансовыйанализ на коммерческих предприятиях. — М.: Инфра-М., 2002.