Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств на предприятии

План счетов бухгалтерского учета
 
План счетов бухгалтерского учета – перечень синтетических счетов, отражающий систематизированнуюгруппировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельностихозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета,которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства иуправления, повседневного контроля в интересах собственников, другихзаинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.
План счетов бухгалтерского учета является основой системыорганизации учета. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов(счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций предприятия могут по согласованиюс Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить принеобходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используясвободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя изтребований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнятьсодержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводитьдополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием,исходя из положений и нормативных актов по отдельным разделам учета (учетаосновных средств, производственных запасов и т.д.).
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии сИнструкцией по его применению бухгалтерский учет должен быть организован напредприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кромебанков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формысобственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойнойзаписи.
Инструкция регламентирует вопросы, имеющие отношение к основнымметодическим принципам ведения бухгалтерского учета. В ней приведена краткаяхарактеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты ихструктура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов,порядок учета наиболее распространенных операций. Описание счетовбухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности,предусмотренной Планом счетов.
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счетадана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. Вслучае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция покоторым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее,соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.
 
Задача и функции бухгалтерии
Главная задача бухгалтерии – способствоватьдостижению положительных результатов хозяйственной деятельности.
Основные функции, выполняемыебухгалтерией:
— учет материально-технических ценностей (основных средств,материалов, инструментов и хозяйственных принадлежностей и т.п.);
— учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы,удержания из заработной платы, отчисления на социальное и медицинскоестрахование, в пенсионный фонд);
-учет затрат на производство (вспомогательное производство,косвенные расходы, простои, потери от брака, расходы будущих периодов,незавершенное производство, основное производство);
— учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли,фондов и резервов);
— учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетномсчете, валютном счете, прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками, прочимикредиторами, расчетов с бюджетом, расчетов по отчислениям и платежам);
-составление бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельноможет установить:
-организационную форму бухгалтерской работы исходя из видаорганизации и конкретных условий хозяйствования;
Система планирования организации бухгалтерского учета
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учетабольшое значение имеет система планирования, которая включает разработку ивыполнение планов по отдельным видам работ.
Существуют следующие виды планов по отдельным видам учетных работ:
— план документации;
— план инвентаризации;
— план предоставления отчетности;
— план технического оформления;
— план организации труда работников бухгалтерии;.
— индивидуальные, структурные и сводные графики учетных работ.
26. Учет уставного капитала
Уставный капитал — этосумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспеченияуставной деятельности организации.
Величина уставного капитала может по решению учредителейувеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, собязательной регистрацией изменений в учредительных документах.
Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества,право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу,а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по ихвкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребоватьвернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.
При регистрации организация в учредительных документах самостоятельноопределяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимальногоразмера, установленного законодательно.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставныйкапитал». После государственной регистрации (внесения информации вреестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала содновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.
Д75-1 К80 — сформирован уставный капитал
Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 — внесены вклады учредителей в уставный капитал.
Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства,внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.
Операционные счета подразделяются на:
Счета отложенного налога на прибыль. Сюда относятся счета «Отложенные налоговые активы» и«Отложенные налоговые обязательства». Первый из этих счетовиспользуется в том смысле, что его остаток в последующие отчетные периодыуменьшит сумму прибыли в эти периоды. Второй счет, напротив, используется дляувеличения прибыли будущих отчетных периодов.
Счета процессов деятельности и их результатов по назначению иструктуре подразделяются на операционные и результатные. Коперационным относятся счета, предназначенные для учета различных процессовдеятельности и контроля их осуществления. К результатным счетам относятсясчета, предназначенные для отражения результатов отдельных процессов и всейхозяйственной деятельности организации в целом.
Собирательно-распределительные счета. Эти счета используются для обобщения расходов строго целевогоназначения и последующего их распределения между объектами учета, т.е. видамипродукции, услуг и работ. Например, счета «Общепроизводственныерасходы» и «Общехозяйственные расходы» (активные счета). Втечение отчетного периода на них собираются расходы определенного содержания, ав конце его учтенные затраты списываются и распределяются между объектамиучета. После чего эти счета закрываются и в балансе никогда не показываются.
Бюджетно-распределительные счета. Эти счета предназначены для правильного определения себестоимостии прибыли по отдельным отчетным периодам. Они, в свою очередь, разделяются:
Счета для разграничения расходов и доходов по срокам. К этой группе относятся счета «Расходы будущихпериодов» и «Доходы будущих периодов». Списание сумм с этихсчетов осуществляется в те отчетные периоды, к которым они относятся.
Счета для создания резервов для осуществления расходов по мере ихвозникновения. К таким счетам относитсясчет «Резервы предстоящих расходов». Такие резервы создаются, чтобыпокрыть расходы, которые неизбежно появятся в будущих периодах для контроля заравномерным формированием себестоимости. Создание резервов предстоящих расходовосуществляется за счет прибыли организации.
Калькуляционные счета. Такиесчета предназначены для сбора и суммирования затрат по отдельным процессамдеятельности, а также для выявления себестоимости. К ним относятся счета«Основное производство», «Вспомогательные производства»,«Брак в производстве». По дебету счетов учитываются затратыпроизводственных процессов, требующих исчисления себестоимости выпускаемыхпродукции, работ и услуг, а по кредиту — списание затрат по назначению.
Результатные счета подразделяются на:
Финансово-результатные счета.Предназначены для выявления финансовых результатов различных процессовдеятельности. Такими счетами являются «Продажи», «Прочие доходыи расходы» и «Прибыли и убытки». Эти счета имеютсапоставительный характер (сравнение затрат и доходов) и обычно закрываются вконце отчетного периода.
Контрольно-результатные счета.Предназначены для контроля результатов разных процессов деятельности. Например,это счета «Отклонения в стоимости материалов», «Выпуск продукции(работ, услуг)», «Недостачи и потери от порчи ценностей».
 
Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению иструктуре
Классификация счетов по экономическому содержанию приводит кгруппировке счетов в зависимости от экономической природы учитываемых объектов.В рамках этой классификации выделяют:
счета имущества, собственного капитала и обязательств;
счета процессов деятельности и из результатов.
Счета имущества, собственного капитала и обязательствподразделяются на основные и регулирующие. Основные счета предназначеныдля отражения и контроля движения имущества, собственного капитала иобязательств. Регулирующие счета — для регулирования оценки отдельныхвидов имущества. Эти счета не имеют самостоятельного значения, а лишь изменяюти дополняют суммы на других счетах.
Основные счета по назначению и структуре делятся на:
Инвентарные счета.Используются для учета товарно-материальных ценностей м контроля над ихсостоянием и движением. Эти счета всегда активные. Остаток по счету показываетналичие конкретного вида ценностей на определенную дату.
Денежные счета. Предназначены дляучета денежных ресурсов предприятия и контроля за их наличием и движением. Этисчета всегда активные. Остаток по счету показывает наличие конкретного видаденежных ценностей на определенную дату.
Фондовые счета. Применяются для учетаи контроля за образованием и расходованием различных видов собственногокапитала по их целевому назначению. Эти счета всегда пассивные. Остаток посчету (кредитовый) показывает наличие неизрасходованного вида капитала наопределенную дату.
Расчетные счета.Предназначены для учета расчетов с другими субъектами, которые могут выступатьдля данной организации как дебиторами, так и кредиторами. Расчетные счета могутбыть активными, пассивными и активно-пассивными.
Регулирующие счета предназначены для уточнения оценки сумм основныхсчетов. Применение регулирующих счетов связано с тем, что некоторые объектыбухгалтерского учета отражаются в неизменной оценке, хотя их реальная стоимостьможет быть меньше или больше. Они подразделяются:
Контрактивные счета. Уточняютоценку активного счета. В зависимости от назначения подразделяются еще на двегруппы:
счета для уточнения оценки амортизируемых объектов;
счета для резервирования сумм под отклонения от рыночной стоимостиоборотных активов.
К первой группе относятся счета «Амортизация основныхсредств» и «Амортизация нематериальных активов». Основныесредства и нематериальные активы учитываются по их первоначальной стоимости, ихамортизация (сумма накопленного износа) учитывается отдельно. В баланс жеосновные средства и нематериальные активы включаются по их остаточной стоимости(Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость (дебет счета 01) — Амортизация(кредит счета 02)).
К счетам для резервирования сумм под отклонения от рыночнойстоимости оборотных активов относятся «Резервы под снижение стоимостиматериальных ценностей», «Резервы под обеспечение вложений в ценныебумаги» и «Резервы по сомнительным долгам». Применение этихсчетов вызывается изменением рыночной конъюнктуры на товарно-производственныезапасы, вложениями в ценные бумаги, а также невозможностью полноговостребования долгов, призванных сомнительными. Например, в балансе учитываетсярыночная стоимость материалов (Покупная стоимость материалов (дебет счета 10) — Резерв под снижение стоимости (кредит счета 14)).
Контрпассивные счета. Уточняютоценку основных пассивных счетов. В этой роли сейчас используется только счет«Собственные акции (доли)», который уточняет оценку уставногокапитала.Увеличение УК Уменьшение УК
При приеме нового участника или при внесении дополнительных вкладов Д75.1 К80
При использовании части нераспределенной прибыли или добавочного капитала, при этом в АО производится дополнительная эмиссия акций Д83,84 К80
В случае увеличения номинала акций (для АО) Д 50(51, 70, 75.1) К80
При выбытии учредителей и возврате вкладов Д80 К75.1
при уменьшении номинальной стоимости акций Д80 К50 (51, 70, 75.1)
При сокращении количества акций в обращении (выкуп акций) Д80 К81
При неполном покрытии подпиской на акции величины уставного капитала
Если величина уставного капитала ниже стоимости чистых активов организации Д80 К84
При ликвидации организации
Порядок и особенности формирования уставного капитала определяютсяорганизационно-правовой формой юридического лица:


ОПФ Структура капитала Субсчета к счету 80 Хозяйственное товарищество (полное и на вере)
Складочный капитал — совокупность вкладов участников, внесенных для осуществления хозяйственной деятельности.
В полном товариществе участники отвечают всем своим имуществом по обязательствам товарищества.
В товариществе на вере помимо участников, есть вкладчики, которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах своих вкладов.
80-1 Складочный капитал
80-1.1. Неоплаченный и оплаченный капитал
80-1.2. Полные товарищи и вкладчики Акционерное общество (открытого и закрытого типа)
Уставный капитал разделен на определенное число акций и представляет собой номинальную стоимость акций, приобретенных акционерами.
Формируется путем первичной эмиссии акций.
Участники общества несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций.
По видам акций:
80-1 Простые (обыкновенные акции)
80-2 Привилегированные акции
По стадиям формирования капитала:
80-1 Объявленный капитал
80-2 Подписной капитал
80-3 Оплаченный капитал
80-4 Изъятый капитал ООО, общество с доп-ой ответственностью
Уставный капитал состоит из стоимости вкладов участников и разделен между ними на доли определенных размеров.
Участники ООО отвечают по обязательствам общества в пределах внесенных вкладов.
Участники ОДО отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом в одинаковом кратном размере к стоимости вкладов. Субсчета не выделяются
На счете 75 «Расчеты с учредителями» отдельноведется учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и попричитающимся доходам.
Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторскойзадолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченногокапитала.

Учет резервного капитала
Создание резервного капитала в обязательном порядке касаетсяакционерных обществ и совместных организаций. Остальные организации могутсоздавать резерв в добровольном порядке.
Резервный капитал создается в соответствии с законодательствомпутем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяетсяуставом общества и должен находиться в пределах 15% уставного капитала дляакционерного общества (размер ежегодных отчислений составляет не менее 5%годовой чистой прибыли) и 25% — для совместных предприятий.
Д 80 К 84 — доведена величина уставного капитала до величинычистых активов организации; при списании стоимости пропорционально объемупродукции — путем деления первоначальной стоимости объекта на предполагаемыйобъем продукции за весь срок полного использования объекта и умножении на объемпродукции отчетного периода в натуральном выражении.
Амортизация начисляется только в пределах нормативного срокаслужбы любого объекта, т.е. только до полной амортизации его первоначальнойстоимости. После этого начисление амортизации данного объекта прекращаются,хотя он еще может использоваться в производстве.
Амортизация начисляется на основные средства, числящегося набалансе предприятия на первое число месяца (деление годовой суммы на 12 месяцевравномерно). В течение срока полезного использования объекта основных средствначисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев ихнахождения на реконструкции и модернизации, или консервации на срок более трехмесяцев.
Начисленная амортизация ежемесячно включается в себестоимостьпродукции по местам использования основных средств проводкой

Учет затрат на ремонтосновных средств
Снашивание различных частей основных средств происходитнеравномерно, отдельные из них утрачивают работоспособность до истечениянормативного срока службы. Поддержание основных средств в работоспособномсостоянии вызывает необходимость периодического ремонта и технического обследованиясредств труда. По особенностям ремонтных работ различают капитальный, средний итекущий ремонт. Капитальный ремонт — это замена или исправление наиболее важныхчастей объекта. При капитальном ремонте производится разборка ремонтируемыхобъектов, а ремонт осуществляется с периодичностью свыше одного года. Среднийремонт связан с частичной заменой важных узлов (деталей). Если он производитсяс периодичностью свыше 1 года, его рассматривают как капитальный. Текущийремонт включает исправление или замену отдельных узлов и деталей дляподдерживания объекта в работоспособном состоянии. Эти работы производятся безразборки объекта, в процессе его использования. К затратам на текущий ремонтотносят и расходы по техническому обслуживанию (наладке, регулировке, смазке)основных средств.
Обычно ремонт основных средств производится впланово-предупредительном режиме, через определенные промежутки времени, посоставляемым графикам. Затраты на ремонт определяются предприятиямисамостоятельно исходя из величины первоначальной стоимости основных средств, ихтехнического уровня и физического состояния.
По действующему порядку учета все затраты на ремонт включаются виздержки производства. Однако порядок учета затрат на ремонт зависит от способавыполнения работ и порядка включения этих расходов в себестоимость продукции.Возможны следующие варианты:
включение фактических затрат в себестоимость по мере производстваремонта, т.е. в том периоде, когда ремонт производится;
создание ремонтного фонда (резервного) путем отчислений,включаемых в себестоимость в периоды предшествующих производству ремонта;
отношение фактических затрат на ремонт на счет расходов будущихпериодов с последующим равномерным списанием на себестоимость, т.е. в периоды,следующие за производством ремонта.
При выполнении капитального ремонта составляется ведомостьдефектов ремонтируемого объекта, в которой указывается начало и окончаниеремонта, перечень подлежащих замене деталей, сметные затраты на ремонт. На ееосновании отдел главного механика выписывает наряд-заказ, один экземпляркоторого передается цеху-исполнителю, другой — бухгалтерии. Бухгалтерияоткрывает заказ на ремонт соответствующего объекта и
приобретение природных объектов, создание и приобретение объектовнематериальных активов.
По назначению все долгосрочные инвестиции подразделяются на инвестиции впроизводственные и непроизводственные объекты, объекты, предназначенные длясдачи в аренду, лизинг, прокат.
По отраслям долгосрочные капитальные вложения делятся на: вложения впромышленность, транспорт, объекты жилищного строительства, здравоохранение,сельское хозяйство и другие отрасли.
По источникам финансирования долгосрочные инвестиции подразделяются на инвестиции за счетсобственных средств инвесторов и за счет привлеченных средств.
Задачами бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций являются:
-своевременное, полное и достоверное отражение всех производственныхрасходов по строительству объектов в разрезе видов затрат и объектов;
— обеспечение контроля за ходом строительства и вводом в действиеобъектов основных средств;
— правильное определение и отражение инвентарной стоимостиобъектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования инематериальных активов;
— контроль за наличием и использованием источников финансированиядолгосрочных инвестиций.
 
Учет амортизации основных средств
В процессе использования и под воздействием сил природы основныесредства постепенно утрачивают свои потребительские свойства, т.е.изнашиваются. По мере износа они передают свою стоимость на готовую продукцию,вырабатываемую с их использованием. Общая сумма износа объектов основныхсредств не может быть больше их первоначальной стоимости. По мере изнашиванияосновных средств их стоимость включается в издержки производства (такой процессвключения в издержки производства называется амортизацией).
Амортизационные отчисления образуют фонд средств для возмещенияобъектов, выбывших в связи с износом.
В целях создания условий для развития высокотехнологическихотраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования организациямпредоставлено право применять механизм ускоренной амортизации активной частипроизводства основных фондов. Перечень основных средств, по которому может бытьприменен механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органамиисполнительной власти. При введении ускоренной амортизации применяетсяравномерный метод ее начисления, при котором норма годовых амортизационныхотчислений увеличивается на коэффициент (
С 1 января 1998 года в соответствие с Положением по бухгалтерскомуучету «Учет основных средств» начисление амортизации основных средствпроизводится одним из следующих способов — линейным, уменьшаемого остатка(ускоренная амортизация), списания остатка по сумме чисел лет срока полученногоиспользования, списания стоимости пропорционально объему продукции.
Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитываются:
при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объектаосновных средств и нормы амортизации, рассчитанной по продолжительности срокаего полезного использования;
при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимостиобъекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной по общемусроку его полезного использования;
при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезногоиспользования — путем деления первоначальной стоимости объекта на общую суммучисел лет всего срока его службы и умножения полученного частного на число лет,остающихся до конца срока службы объекта;
Резервный капитал используется на покрытие непредвиденных потерь иубытков организации за отчетный год, а также на выкуп собственных акций ипогашение облигаций. Остатки неиспользованных средств переходят на следующийгод.
Бухгалтерский учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82«Резервный капитал». По кредиту счета отражается образованиерезервного капитала, а по дебету — его использование. Кредитовое сальдо счетапоказывает сумму неиспользованного резервного капитала на начало и конецотчетного периода.
Д82 К84 — Сформирован резервный капитал (учтены ежегодныеотчисления)
Д84 К82 — Покрыт убыток за счет резервного капитала
Д66, 67 К82 — Погашены облигации
Аналитический учет по счету 82 организуется таким образом, чтобыобеспечить получение информации по направлениям использования средств.

Учет добавочного капитала
Добавочный капитал включает в себя:
— прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки
— эмиссионный доход (разница между продажной и номинальнойстоимостью акций, которая образуется в процессе формирования уставного капиталаакционерного общества).
Учет добавочного капитала осуществляется на пассивном счете 83«Добавочный капитал».
По кредиту счета 83 показывают образование и пополнениедобавочного капитала. Дебетовые записи по счету могут иметь место в случаях:
погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов,выявившихся по результатам его переоценки;
— направления средств на увеличение уставного капитала;
— распределения сумм между учредителями организации.
Корреспонденция счеов по счету 83:
Д 01 К83 — Увеличение добавочного капитала за счет дооценкиимущества
Д 50, 51, 52 К83 — Увеличение добавочного капитала за счетэмиссионного дохода
Д83 К80 — Увеличение уставного капитала за счет добавочногокапитала
Д83 К01 — Уменьшение добавочного капитала за счет уценкиимуществаД83 К75 — Распределение добавочного капитала между учредителями.
Аналитический учет по счету 83 ведется по направлениюиспользования средств.

Учет нераспределенной прибыли (убытка)
Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму:
Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет
Нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года
Нераспределенная прибыль отчетного года — это часть чистой прибыли, которая не была распределенаорганизацией в отчетом году. Этот показатель отражает конечный финансовыйрезультат деятельности организации в отчетном году. Формирование чистойприбыли (убытка) >>
Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».
Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается со счета99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытыйубыток)»:
Д 99 К 84 — списана чистая прибыль отчетного года
Д 84 К 99 — списан убыток отчетного года.
По дебету счета 84 отражаются записи по использованиюнераспределенной прибыли отчетного года. Использование чистой прибыли(убытка) >>
Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год.
Списание убытка отчетного года отражается записями:
По структуре долгосрочныеинвестиции в форме капитальных вложенийподразделяются на: строительство и создание объектов основных средств,приобретение основных средств,
собирает в карточке основного средства все относящиеся к заказузатраты. По требованиям на отпущенные материалы, нарядам на заработную платуучитываются расходы на ремонт Д 23, 25, 26 — К 10, 69, 70. Окончаниеремонта и сдача объекта в эксплуатацию оформляется актом формы №ОС-2. Какту прилагается справка о сметной стоимости ремонта и фактических расходах наремонт, которые отмечаются бухгалтером в инвентарной карточке объекта.
Планирование затрат на текущий ремонт обычно ведется по цеху вцелом. Для учета затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание основныхсредств бухгалтерия открывает отдельный заказ для каждого цеха на год сразбиением по кварталам Д 23, 25, 26 — К 10, 69, 70.
Если ремонтные работы на предприятии выполняются ремонтным цехом(вспомогательное производство), все затраты на ремонт относятся проводкой Д23 — К 10, 70. После окончания ремонта (по капитальному ремонту объектов)или по окончании месяца (по текущему ремонту) фактические затраты на ремонтсписываются Д 25, 26 — К 23 (по местам эксплуатации объектов).
Другой вариант учета затрат на ремонт предусмотрен принеравномерном выполнении ремонтных работ в течение года. В этом случаепредприятия могут создавать резерв средств на ремонт или ремонтный фонд.Ремонтный фонд создается для финансирования крупных плановых ремонтов,требующих больших финансовых затрат с целью равномерного включения затрат наремонт в себестоимость готовой продукции. Для равномерного отнесения затрат всебестоимость этот фонд создается в течение ряда лет, предшествующихпроизводству ремонтов. Отчисления в него определяются исходя из балансовойстоимости основных средств и нормативов, утверждаются самой организацией(планы, графики, сроки отчислений). Созданный таким образом источникфинансирования ремонтных работ может оставаться на балансе. Резерв на ремонтосновных средств создается в случаях неравномерного осуществления ремонтаосновных средств в течение года в целях равномерного отнесения на себестоимостьпродукции затрат на проведение ремонта в течение года. Резерв создается за счетотчислений, определяемых от предполагаемой стоимости ремонта.
В обоих случаях используется проводка Д 23, 25, 26 — К 96(резервы предстоящих расходов) по местам использования основных средств. Поокончании отчетного года производится инвентаризация затрат на ремонт основныхсредств в целях сравнения с наличием резерва. При недостатке резервапроизводятся дополнительные отчисления либо списываются недостающие суммы наиздержки производства. Если сумма резерва превышает фактически произведенныезатраты на ремонт, то по окончании года производятся сторнировочныезаписи.
Даты проведения капитального ремонта и связанные с ним затратызаписываются в инвентарных карточках отремонтированных объектов.
 
Учеткраткосрочной аренды основных средств
Арендаможет быть краткосрочной (до 1 года, а по зданиям, сооружениям и нежилымпомещениям в жилых домах — до 5 лет) и долгосрочной (свыше 1 года, или 5 лет взависимости от объектов аренды).
Вкраткосрочную аренду передаются или принимаются отдельные объекты основныхсредств. Условия аренды определяются в договоре. Передача объекта в арендуоформляется актом приемки-передачи основных средств формы №ОС-1. Наарендный период к арендаторам переходит только право владения арендованнымимуществом, а право собственности остается у арендодателя. Поэтому объект,сданный в краткосрочную аренду, с баланса арендодателя не списывается и набаланс арендатора не принимается. Арендодатель делает отметку в инвентарнойкарточке объекта и перечисляет первоначальную стоимость объекта на субсчетсчета 01 «Основные средства в аренде». Копия инвентарнойкарточки объекта передается с актом приемки-передачи арендатору. Амортизацию насданный в аренду объект начисляет арендодатель. Однако сумма начисленнойамортизации относится />
В ф. № 4 Отчет о движении денежных средств отражается выручка отпродажи нематериальных активов.
В соответствии с п. 31 ПБУ 14/2000 в составе информации об учетнойполитике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, какминимум, следующая информация:
• о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не заденежные средства;
• о принятых организацией сроках полезного использованиянематериальных активов (по отдельным группам);
• о способах начисления амортизационных отчислений по отдельнымгруппам нематериальных активов;
• о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационныхотчислений по нематериальным активам.
 
Материально-производственные запасы, их классификация
В состав материально-производственных запасов включаются:материалы, готовая продукция, товары.
Материалы — один из важнейших элементовпроизводственного цикла любой организации; они представляют собой предметытруда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ,оказания услуг. Их особенность состоит в том, что, участвуя в процессепроизводства, материалы полностью потребляются в каждом его цикле и полностьюпереносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги).
В зависимости от той роли, которую играют производственные запасыв процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, ихподразделяют на следующие группы:
• сырье и основные материалы;
• вспомогательные материалы;
• покупные полуфабрикаты;
• возвратные материалы (отходы);
• топливо;
• тара и тарные материалы;
• запасные части.
Классификацию материалов удобно использовать для построениясинтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов,информации о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственнойдеятельности организации, для определения остатков.
Готовая продукция — частьматериально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаясяконечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией),технические и качественные характеристики которой соответствуют условиямдоговора или требованиям документов в случаях, установленных законодательством.
Товары — это та частьматериально-производственных запасов организации, которая приобретена илиполучена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи бездополнительной обработки.
 
Документальное оформление поступления и расходования материальныхценностей
Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных идорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаютсяруководителем организации по представлению начальника отдела снабжения иглавного бухгалтера.
Перечислим документы по учету материально-производственныхзапасов.
• Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) — применяется для оформленияправа должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации приполучении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется водном экземпляре бухгалтерией
 
Инвентаризацияосновных средств
Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных основныхсредств может проводиться 1 раз в 2-3 года, библиотечных фондов — 1 раз в 5лет. Кроме того, инвентаризация проводится обязательно при передаче имуществапредприятия в аренду, выкупе, продаже, преобразовании предприятия, при сменематериально ответственных лиц, при установлении фактов хищений,злоупотреблений, порчи, в случае пожаров и стихийных бедствий. Инвентаризацияосновных средств проводится комиссией, назначенной руководителем предприятия.До начала инвентаризации проверяется наличие и состояние инвентарных карточекобъектов и устраняются выявленные в них недочеты. В процессе инвентаризацииобъекты осматриваются в натуре и регистрируются в отдельной описи. Фактическоеналичие объектов основных средств сличается с учетными данными. Выявленныерасхождения отражаются в учете. Основные средства, указанные в излишке,приходуются проводкой Д 01 — К 99. Недостачи списываются проводками Д01.10 — К 01 (первоначальная стоимость), Д 02 — К 01.10 (износ), Д91 — К 01.10 (остаточная стоимость), Д 94 — К 91 (до выяснениявиновных лиц), Д 73.3 — К 94 (по выявлению виновных лиц). Если виновникине установлены или взыскание с виновных лиц отказано судом, убыток понедостачам списывается за счет прибыли проводкой Д 99 — К 94.
Промышленные предприятия представляют годовой статистический отчет«Сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовыхактивов». Отчет предоставляется до 21 января следующего за отчетнымгода статистическим органам (наличие, движение, начисление амортизации, затратына ремонт).

Учет амортизации нематериальных активов
По объектам, учитываемым в составе нематериальных активов, могутбыть применены разные варианты начисления амортизации. Первый вариант вытекаетиз срока полезного использования, предусматриваемого соответствующим договором,и первоначальной стоимости. Если срок полезного использования установить непредставляется возможности, то по законодательству предусматривается срок 10лет. Начисление амортизации производится проводкой Д 20, 25, 26 — К 05.
По отдельным видам нематериальных активов (к ним относятсяорганизационные расходы, товарные знаки) амортизация не начисляется вообще.
По квартирам, учитывающимся в жилищном фонде, амортизацияначисляется внесистемно и учитывается на забалансовом счете 010 «Износосновных средств».
Существует особый порядок списания положительной разницы междустоимостью покупки и базовой (стартовой) ценой приватизированного объекта,учитывающейся в составе нематериальных активов по статье «Деловаярепутация объектов». Эта разница, учтенная на счете 04, в течение 10 летсписывается в себестоимость продукции проводкой Д 20 — К 04.
 
Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерскойотчетности
В бухгалтерской отчетности содержатся сведения об остаточнойстоимости нематериальных активов на начало и конец отчетного года в разд. 1 ≪Внеоборотные активы≫ бухгалтерского баланса (ф.№ 1). В Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (ф. №1) отражается стоимость нематериальных активов, полученных в пользование.
В ф. № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу в разделе«Нематериальные активы организация» дает расшифровку активов по видам: объектыинтеллектуальной собственности, организационные расходы, деловая репутацияорганизации и т.п. и их движение
за отчетный период. В этом разделе нематериальные активыпоказываются по первоначальной стоимости.
Отдельно в данном разделе показывается амортизация нематериальныхактивов на начало и конец отчетногогода.
Арендаторпринимает арендуемый объект по акту приемки-передачи на забалансовый счет001 «Арендованные основные средства». Аналитический учетарендованных объектов ведется арендатором по копиям инвентарных карточек,полученных от арендодателя. В сроки, установленные договором аренды, арендаторначисляет арендную плату проводкой Д 25, 26 — К 76. При начисленииарендной платы авансом издержки учитываются как расходы будущих периодов — Д97 — К 76, а затем списывается в издержки производства постепенно в периодыотнесения Д 25, 26 — К 97. />
 
Учетдолгосрочной аренды основных средств (лизинговых операций)
Вдолгосрочную аренду могут передаваться объекты основных средств, бывшие вупотреблении у арендодателя, и новое имущество, не бывшее в эксплуатации. Внастоящее время приобретают все более широкое применение лизинговые формыаренды. Основное отличие лизинга от других форм аренды заключается в том, что влизинг передается имущество, относящееся к новым основным средствам, ранее неиспользовавшееся лизингодателем, а приобретенное им специально с целью передачив аренду лизингополучателем. Лизинг может быть с выкупом или без выкупаарендованного имущества лизингополучателем. Лизингодателем может выступать сампроизводитель передаваемого в аренду оборудования или посредник междупроизводителем оборудования и лизингополучателем. В этом случае посредник(лизингодатель) приобретает арендованное оборудование у производителя ипередает его лизингополучателю. В экономическом смысле лизинг — это кредит,предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в арендуимущества. Передача имущества арендатору производится по месту нахожденияпоследнего в установленный срок за соответствующую плату. Одновременно карендатору переходит риск случайной гибели или случайной порчи имущества.Переданное по лизингу имущество считается собственностью лизингодателя. Дляучета лизингового имущества используются счета 03 — «Доходные вложенияв материальные ценности» и забалансовый счет 011 — «Основныесредства, сданные в аренду».
На счете 03учитывается наличие и движение вложений предприятия в материальные ценности,предоставленные по договору во временное пользование, с целью получения дохода.Материальные ценности учитываются в первоначальной оценке, исходя из фактическипроизведенных затрат по приобретению этих ценностей, включая расходы подоставке, монтажу и установке. Поступление таких объектов осуществляетсяпроводкой Д 03 — К 08. При переходе материальных ценностей по условиямдоговора аренды в собственность арендатора на сумму стоимости имуществаделается проводка Д 91 — К 03. Одновременно на сумму платежей подоговору лизинга делается проводка Д 76 — К 98, а затем эти доходыпостепенно списывается на прибыль проводкой Д 98 — К 99. Если по окончаниисрока договора аренды имущество возвращается лизингодателю и не используетсядля последующего лизинга, стоимость переносится проводкой Д 01 — К 03.
Лизинговоеимущество может учитываться как на балансе лизингодателя, так и на баланселизингополучателя. При наличии в договоре аренды условия об учете лизинговогоимущества на балансе лизингополучателя, при его возврате лизингодателюостаточная стоимость отражается Д 03 — К 76. Если по условиям арендыимущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, лизингодательучитывает переданное имущество на забалансовом счете 011. Если же имуществоучитывается у лизингодателя, то у лизингополучателя оно учитывается на счете001. При учете на балансе лизингополучателя имущество учитывается какприобретение основных средств.
• Приходный ордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов,поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется водном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностейна склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланкиприходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранеепронумерованном виде.
• Акт о приемке материалов (ф. № М-7) — применяется для оформленияприемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные икачественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, атакже при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованныхпоставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензиипоставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии собязательным участием материально ответственного лица и представителяпоставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается актруководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр актас приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учетадвижения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или бухгалтерию длянаправления претензионного письма поставщику.
• Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска сосклада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственныеподразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпускаопределяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя изобъемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов наначало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двухэкземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Одинэкземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению —потребителю материалов, другой — складу.
Материалы отпускаются в производство складом только припредъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляралимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату иколичество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала.В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, ав лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения.Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.
• Требование-накладная (ф. № М-11) — применяется для учета
движения материальных ценностей внутри организации, их отпускафилиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.
Накладная составляется в двух экземплярах материальноответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземплярпредназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходованияценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпускматериалов со склада может производиться только с разрешения руководителя илиглавного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).
Замена одних видов материалов другими, сходными по своимсвойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляетсятребованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборнойкартой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остатоклимита с учетом выдачи материалов-заменителей.
• Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15)—используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациямна основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярахпо предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной вустановленном порядке. Первый экземпляр — передается на склад в качестве основания для отпускаматериалов, второй — получателю.
Отношение фактической заработной платы к заработку по тарифнойставке = 18 616/14 680 = 1,268
Сдельный заработок может корректироваться на коэффициент трудовогоучастия, устанавливаемый каждому работнику советом трудового коллектива(тарифный заработок умножается на установленный ему коэффициент).
Некоторые виды проработанного времени оплачиваются в особомпорядке. Например, сверхурочная работа повременщика — первые 2 часа вполуторном размере, все последующие — в двойном размере; сдельщика — первые 2часа 50%, последующие — 100% тарифной ставки повременщика. При многосменномрежиме производится доплата за вечернюю смену — 20%, в ночную смену — 40%часовой тарифной ставки за каждый час работы. Работа в праздничные дниоплачивается в двойном размере. Время простоев не по вине рабочего оплачиваетсяв размере 50% тарифной ставки повременщика соответствующего разряда. Частичныйбрак не по вине рабочего оплачивается по степени годности изделия,окончательный брак — в размере 2/3 ставки повременщика соответствующегоразряда. На каждый вид таких оплат составляется установленный документ (спискиработающих сверхурочно, в ночную смену, в праздничные дни, акты о браке).
Оплата за непроработанное время (в установленных законом случаях)производится по тарифным ставкам или по среднему заработку. Средний заработокподсчитывается для работников, получающих твердый оклад, путем деления окладаза установленный период и премий на количество отработанных в этом месяце дней,а для рабочих, получающих сдельную оплату труда путем деления заработка заустановленный период на количество отработанных дней за эти месяцы. Порядокрасчета среднего заработка и состав выплат, из которых он рассчитывается,ежегодно устанавливается Министерством труда РФ и публикуется в печати.
Оплата отпуска производится посреднему дневному заработку за 3 месяца, предшествующих отпуску (среднийзаработок делится на 25,25 — среднемесячное количество рабочих дней или на 26,6- среднемесячное количество календарных дней). Исчисленный таким образомсреднедневный заработок умножается на количество дней отпуска.
По среднему заработку производится выплата работнику за неиспользованныйотпуск при увольнении. Количество дней неиспользованного отпуска определяетотдел кадров пропорционально количеству отработанных месяцев с моментапоследнего отпуска.
При увольнении работника в связи с призывом в армию, сокращениемштатов и в других установленных законом случаях работнику выплачивается выходноепособие. Сумма выходного пособия рассчитывается по двухнедельномузаработку: для повременщиков — по среднедневному заработку того месяца, вкотором увольняется работник, для сдельщиков — по среднедневному заработку двухпредшествующих месяцев работы.
 
Синтетический учёт оплаты труда
Начислением оплаты труда является запись на счетах бухгалтерскогоучета задолженности предприятия перед персоналом по оплате труда за месяц.Оплата труда является одним из элементов издержек производства и записываетсяпроводкой Д 20,23,25,26,28-К 70. В связи с этим возникает необходимостьраспределения начисленной оплаты труда по счетам производственных затрат иопределения принципов полного распределения. При распределении заработной платыпо счетам бухгалтерского учета исходят из того, где работал работник и какуюработу выполнял. В соответствии с этим оплата труда распределяется следующимобразом:
Основная и дополнительная заработная плата производственныхрабочих основных цехов за изготовление продукции — на 20 счет (прямые расходы всебестоимость конкретных изделий);
Основная заработная плата производственных рабочих основных цеховза простои — на 25 счет;
Основная заработная плата производственных рабочих основных цеховза брак не по их вине и за исправление брака — на счет 23;
системам премирования и т.д. К дополнительной заработной платеотносится оплата труда за время, не проработанное на предприятии, когдаработник на предприятие не являлся, но в установленных законом случаях получитзаработную плату за это время (отпуск, отсутствие по болезни и прочее).
Общая сумма средств, предназначенная на оплату труда за определенныйпериод времени всем работникам предприятия, составляет плановый фонд оплатытруда, а фактические начисления — фактический фонд оплаты труда работников.Оплата труда, начисленная в иностранной валюте, перечисляется по курсуЦентрального Банка РФ и включается в фонд оплаты труда в рублях. Принатуральной оплате труда она определяется по рыночным ценам. />
Расчёт заработка работников
Порядок расчёта заработка за расчетный период зависит от формыоплаты труда.
При повременной форме оплата рассчитывается на основетабеля учета рабочего времени. При оплате по должностному окладу работнику,проработавшему все дни по графику, начисляется установленный оклад за месяц.Если он в течении месяца отработал не все рабочие дни, оплата труда начисляетсяпропорционально количеству отработанных дней:
размер оплаты труда = оклад за месяц * количество проработанныхдней/количество рабочих дней в месяце
При почасовой оплате часовая тарифная ставка умножается наколичество рабочих часов.
Сдельная оплата трудаподсчитывается умножением количества выработанной продукции на установленныерасценки. Заработок определяется по документам на выработку каждого рабочего.Если выработка учитывается на бригаду в целом, общий заработок распределяетсямежду членами бригады косвенным путем. Существуют два способа такогораспределения:
Рассчитывается пропорционально количеству часов, отработаннымкаждым рабочим, приведенных к часам работы рабочих первого разряда. Для расчетазаработка конкретного рабочего время работы переводится в эквивалентное времяработы рабочего первого разряда (учет квалификации рабочего). Далее часовойзаработок (на рабочего первого разряда) умножается на количество часов,отработанного рабочим.
 
Пример. Заработок бригады из двухрабочих составил 23 900 рублей. Разряд Отработано часов Тарифный коэффициент Количество часов работника I разряда Сдельный заработок 1 4 160 1,3 208 208*50=10 400 2 5 180 1,5 270 270*50=13 500
Оплата за один час отработанного времени = 23 900 руб./(208+270)час.=50 рублей.
Рассчитывается пропорционально заработку, исчисленному по тарифнымставкам.
Пример. Пусть заработок бригады издвух рабочих составляет 18 616 рублей. Разряд Отработано часов Тарифный коэффициент Заработок по тарифной ставке Фактический заработок 1 4 160 40 руб/час 6 400 6400*1,268=8116 руб. 2 5 180 46 руб/час 8 280 8280*1,268=10500 руб.
Заработок по тарифной ставке = 6 400 + 8 280 = 14 680 руб.
При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передаетв бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выпискирасчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующейоплатой.
• Карточка учета материалов (ф. № М-17) — служит для учетадвижения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгойотчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо(кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичныхприходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
• Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных приразборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) — применяется для учетаматериальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств,пригодных для использования при производстве работв самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток отликвидации соответствующих объектов.
 
Формы и системы оплаты труда
В настоящее время применяются повременная и сдельнаяформы оплаты труда. При повременной оплате производится оплата за проработанноевремя (независимо от выработки), а при сдельной — за выработку (независимо отпроработанного времени).
Форма оплаты включает различные системы. Так, повременная формаможет быть простой (оплачивается проработанное время по установленнойрасценке), повременно-премированной (оплачивается отработанное время ивыплачивается премия за количественные и качественные показатели). Сдельнаяформа также может быть простой (всё количество выработанной продукции оплачиваетсяпо единой расценке), сдельно-прогрессивной (когда кроме оплаты по сдельнымрасценкам выплачивается премия за перевыполнение норм и другие показатели),сдельно-косвенной (оплата труда некоторых групп рабочих производится вопределенном проценте от заработка основных рабочих, которых они обслуживают),аккордная (оплата производится за определенный объем выполненных работ),коллективная (заработок начисляется по результатам работы всей бригады).
При любой системе оплаты труда количество отработанного времениили выработка умножается на определенные расценки за единицу времени илипродукции. Поэтому применение обоснованных расценок является важнейшимэлементом любой системы оплаты труда. Уровень расценок должен учитыватькачество труда, квалификацию работника. Основой для определения расценок служаттарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки.
Тарифно-квалификационный справочник содержит описание конкретных работ, выполняемых работникамиразличных профессий, характеристику сложности и разряд работы. На основаниивыполнения рабочим работы определенной сложности ему присваиваетсяквалификационный разряд. Аналогично для служащих.
Тарифная сетка — таблица применяемыхразрядов квалификации рабочих, тарифных коэффициентов, почасовой и дневнойтарифной ставки для каждого разряда. Для служащих устанавливаются месячныедолжностные оклады. Размер оклада зависит от особенностей предприятия икатегории работника по результатам профессиональной аттестации и выполняемойработы.
Предприятиям в России предоставлено право самостоятельноопределять порядок и уровень оплаты труда, но предприятие обязано исходить изустановленного государством минимального размера оплаты труда. />
Виды заработной платы
По особенностям выплат различают основную и дополнительнуюоплату труда. Основная заработная плата начисляется за явочное на предприятиевремя, когда работник присутствовал на предприятии. Поэтому к основнойотносится оплата проработанного времени по тарифным ставкам, должностнымокладам, сдельным расценкам, доплаты за сверхурочные и ночные часы, простои непо вине рабочих, премии по постоянно действующим
Основная и дополнительная заработная плата рабочих по уходу заоборудованием (смазчики, наладчики), служащих цехов — на 25 счет;
Основная и дополнительная заработная плата служащих, рабочихобщехозяйственных служб — на счет 26;
Оплата отпусков — на счета 20,23,25,26 (по местам использованияработников) или за счет резерва, если он создается (счет 96) (Д 96-К 70);
Основная и дополнительная заработная плата всех работниковнепромышленных производств и хозяйств — на счет 29;
Оплата труда рабочих за погрузку, разгрузку и перевозкуматериальных ценностей на склад предприятия — на счет 10, 15; за работы поупаковке своей продукции на складе, отгрузку продукции покупателям — на счет 44(расходы на продажу).
Премиальные выплаты распределяются аналогично основной идополнительной заработной плате, если премии выплачиваются из фонда оплатытруда. Если премии выплачиваются за счет прибыли, то используется проводка Д84-К 70.
Для распределения оплаты труда по счетам бухгалтерского учетапроизводственный отдел бухгалтерии группирует документы по начислениюзаработной платы и составляет ведомость её распределения.
 
Расчёт удержаний из заработной платы
Начисленный заработок выдается на руки работникам не полностью, аза вычетом удержаний, установленных законом. Так удерживаются подоходный налогс физических лиц, авансы, выданные работникам, суммы по исполнительнымдокументам в пользу различных организаций и лиц, вычеты за допущенныйработником брак, а также в возмещение материального ущерба.
Подоходный налог. Подействующему закону объектом обложения подоходным налогом является совокупныйдоход, полученный работником в календарном году. Учитываются доходы, полученныев денежной и натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются порыночным ценам. В совокупный доход не включается пособие по социальномустрахованию. Совокупный налогооблагаемый доход исчисляется ежемесячно нарастающимитогом с начала года. Из него исключается сумма необлагаемого минимума за тотже период времени. Такое исключение делается, если работник принадлежит однойиз следующих категорий: Герои РФ, участники и инвалиды ВОВ; родители и супругивоеннослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей; родители,имеющие детей до восемнадцати лет, студентов, учащихся на дневной формеобучения. Также существует стандартный вычет (400 рублей), который учитываетсядо достижения совокупным доходом суммы в 20000 рублей. Ставка подоходногоналога составляет 13%. За просрочку уплаты налога в бюджет полагается платитьпени (1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Все организации обязаны предоставлять в налоговые органы сведенияо доходах граждан.
Авансы выдаются рабочим обычно запервую половину месяца в счёт заработной платы. Могут быть и другие видыавансов (на командировочные расходы). Авансы, не возвращенные рабочим,удерживаются из заработной платы за месяц.
Удержания в пользу различных организаций и лиц производятся подействующему законодательству и по соглашениям с работниками (профсоюзы, посоглашению — оплата кварт. платы, коммунальных услуг).
Удержания по исполнительным документам судов (алименты на несовершеннолетних детей, за материальный ущерб,причиненный предприятиям и лицам) производится в установленномзаконодательством порядке. Например, алименты на несовершеннолетних детейудерживаются: на одного ребенка в размере 1/4, на двух-1/3, на трех и болеедетей-1/2 заработка ответчика. Удержания производятся со всех выплат, включаяпособия по социальному страхованию, пенсии, стипендии, получаемые ответчиком.
Месячной оплатой труда пособие рассчитывается исходя из основногооклада, к которому прибавляется расчетная доля премий за месяц (сумма премийделится на количество рабочих дней за месяц нетрудоспособности и умножается наколичество дней работы). Размер пособия зависит от непрерывного стажа работыработника (до трех лет — 60%, от трех до восьми лет — 80%, свыше восьми лет — 100%). Независимо от непрерывного стажа работы выплачивается 100% работнику приналичии трех и более детей младше 18 лет, инвалидам войны, при трудовом увечьеи профессиональном заболевании, по беременности и родам.
За окончательный брак по винерабочего с него удерживается стоимость испорченного материала (за вычетом ломапо цене возможного использования) и заработная плата, выплаченная на предыдущихоперациях.
Общий размер удержаний из заработка ограничен законом. Он недолжен превышать 50% сумм, причитающихся к выплате. Однако независимо от этогопредприятие имеет право удержать аванс, выданный в счет заработной платы,выплаты вследствие счетных ошибок, не возвращенные в срок подотчетные суммы.
Чтобы собрать все виды начисленной оплаты труда за расчетныйпериод из разных документов, на каждого работающего бухгалтерия заполняет накопительнуюкарточку (лицевой счет). В них заполняется дата, документ, отработанноевремя/количество изготовленных деталей, расценки, начисленный заработок. Записипроизводятся в карточках по каждому расчетному документу. Из накопительныхкарточек данные о начисленном заработке переносят в расчетно-платежнуюведомость или расчетные листки на каждого работающего напредприятии.
Расчетно-платежные ведомости составляются по цехам и отделам предприятия.Выплата заработной платы производится только после того, как ведомость будетподписана руководителем и главным бухгалтером предприятия. В расчетных листках,ведомостях, а иногда и в накопительных карточках, заработок определяется толькоза месяц. Для накопления данных о заработке работника за текущий годбухгалтерия ведет на него лицевой счет.
Для записи данных о начислении оплате труда и удержаний на счетахбухгалтерского учета составляется свод заработной платы за месяц, вкотором записывается информация из расчетно-платежных ведомостей каждого цеха(отдела) предприятия отдельной строкой.
 
Учет отчислений на социальное страхование и обеспечение работников
С начислением оплаты труда связаны отчисления на социальноестрахование и обеспечение работников предприятия. Источником средств дляформирования социальных фондов являются отчисления предприятий на эти цели,включаемые в затраты производства. Размер отчислений в социальные фондыустанавливает правительство РФ. Единый социальный налог на данный моментсоставляет 26,2%.
Средства на социальное страхование поступают в распоряжениеорганов социального страхования (профсоюзов). По их поручению за счет этихсредств предприятия выплачивают своим рабочим пособие по временной нетрудоспособности,по беременности и родам, при рождении ребенка, на санаторно-курортноеобслуживание и другие цели. Средства на пенсионное обеспечение предприятияперечисляют пенсионному фонду РФ.
Все предприятия, являющиеся плательщиками отчислений на социальноестрахование, проходят обязательную регистрацию в органах страхования по местусвоего нахождения.
Для расчета составляются специальные ведомости, в которыхуказывется начисленная за месяц заработная плата и отчисления с нее. НачислениеЕСН производится проводкой Д 20,23,25,26 — К 69. Счет 69 содержитсубсчета по видам отчислений. Суммы отчислений должны быть отображены введомостях затрат цехов. Выплата пособий осуществляется проводкой Д 69 — К70.
Размер пособий устанавливается следующим образом. Пособия по уходуза ребенком, на рождение и воспитание детей установлены в абсолютных суммах.Выплата пособий по временной нетрудоспособности требует специального расчета.Он определяется исходя из среднего заработка работника. В сумму заработка длярасчета среднего заработка включаются все виды оплат, кроме оплаты засверхурочное время, праздничные дни, совместительство, пособий по временнойнетрудоспособности. Рабочим-сдельщикам пособия начисляются исходя из среднегодневного заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих месяцунетрудоспособности. К заработку каждого из месяцев прибавляется среднемесячнаясумма премий и вознаграждений за прошлый год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.