Реферат по предмету "Менеджмент"


Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В.
Ломоносова

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Трое сбоку — ваших нет,

Туз бубновый, гроб сосновый,

Про стрельца мне дай ответ!

Л. Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца

Существенное влияние на результат психодиагностической
работы оказывают многочисленные субъективные факторы. В графической форме они
представлены на рис. 2.

Разберем предложенную схему более подробно.
Профессиональное мировоззрение

Это первая группа субъективных факторов, влияющих на
результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в
свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования.
Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о
глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за
годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах.
Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает
профессиональная среда.
Индивидуально-психологические особенности

Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на
работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях
типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста.
Рассматривая этот вопрос с позиций кадрового консультирования, можно обозначить
некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную
эффективность консультанта-психодиагноста:



Рис.

Рис. 2. Субъективные факторы, оказывающие влияние на
психодиагностику

1) Мотивационно-ценностные особенности:

• гуманистическая направленность;

• выраженный интерес к людям;

• ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное
развитие;

• отсутствие выраженного мотива власти.

2) Характерологические качества:

• устойчивая позитивная самооценка;

• развитые коммуникативные качества (гибкость в
общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями
людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных
партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);

• повышенный уровень личной ответственности;

• устойчивость в отношении психологического давления;

• высокий уровень эмоционального и волевого
самоконтроля;

• отсутствие предвзятости;

• доброжелательность;

• уверенность в себе и результатах своей деятельности.

3) Способности:

• высокий уровень интеллектуального развития
(выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная
гибкость);

• умение решать интеллектуальные (диагностические)
задачи в условиях дефицита информации;

• развитое произвольное внимание;

• высокий уровень вербального развития (умение
грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).

4) Темперамент, особенности высшей нервной
деятельности:

• скорость психических процессов — не ниже среднего.

Кроме того, существенным является наличие у
специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизненного опыта.

Перечисленные выше качества психодиагноста описывают
«идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве
случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет
уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.

Однако у подобной компенсации существуют определенные
ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологические
противопоказания к профессии психодиагноста:

• заниженная самооценка;

• недостаточно высокий интеллектуальный уровень;

• сниженный культурный уровень;

• агрессивность.
Профессиональная роль

Это третья группа субъективных факторов, оказывающих
влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется
уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими
инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной
кадровой работы информации.

Дополнительные задачи и временные затраты на разные
виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее
контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным
сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой
реализации критериев отбора.

В целом уровень профессиональной активности
специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его
«надситуативная» активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в
соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст
психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных
направлений кадровой работы.

Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по
оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл
учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.

Требования, предъявляемые при подборе кандидата на
должность психодиагноста

1. Предпочтительное образование — базовое
психологическое. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего
встречается у выпускников психологических факультетов университетов и
педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация.
Индивидуально-психологической диагностикой лучше владеют выпускники кафедр
медицинской психологии, общей психологии и психологии труда. Наибольшим опытом
проведения социально-психологической диагностики обладают те, кто
специализировался по кафедре социальной психологии.

2. Важны опыт практической диагностической работы и
знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста
должны входить тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное
представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение
несколькими комплексными личностными опросниками (тест Кэттела, ММРI, CPI и
др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными
методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего
животного», рисуночный апперцептивный тест). Желательно, чтобы опыт
практической диагностической работы были не менее одного года.

3. Для выявления уровня профессиональной подготовки
психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам
психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на
конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь
структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности
испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.).

4. Некоторое представление об итоговой продукции
психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных
им ранее. При этом следует обратить внимание на:

• объем Заключения (обычно полноценный психологический
портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста);

• литературный стиль и уровень грамотности;

• умение излагать результаты тестирования доступным
языком (без чрезмерного использования специальных терминов);

• соответствие структуры и формы изложения материала
задачам тестирования;

• наличие выводов и рекомендаций;

• соблюдение этических и деонтологических принципов
при изложении конфиденциальной информации.

5. Квалифицированный психодиагност обладает
необходимыми знаниями и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную
задачу. При этом учитываются не только соответствие шкальной структуры методик
критериям отбора или оценки, но и общая продолжительность и порядок предъявления
тестов.

6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает
временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и
написанием Заключения.

7. Методики, применяемые специалистом по
психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть
валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим
характеристикам испытуемых).
Резюме

1. Кадровая психодиагностика направлена на изучение
таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной
успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе
труда.

2. Индивидуально-психологические особенности личности
— динамичная, меняющуюся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их
изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для
дальнейшего развития.

3. Психограмма — список психологических
профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в
процессе достижения профессионально значимого результата.

4. В рамках кадрового консультирования используются
четыре основных вида представления результатов диагностики, удобные с точки
зрения принятия кадровых решении: 1) расчет баллов по критериям оценки; 2)
ранжирование испытуемых (рейтинг, место в списке); 3) категоризация (отнесение
испытуемого к той или иной группе или классу) и 4) содержательное описание
особенностей личности (заключение, портрет, характеристика).

5. В современной психологии существует несколько
наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности, которые
являются основной для психодиагностических исследований: конституциональный,
факторный, блочный и мотивационно-динамический.

6. В структуре требований к кадровому психодиагносту
выделяются профессиональное мировоззрение, индивидуально-психологические
особенности и техническая оснащенность.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.