Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материалов строительной организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Самарский государственныйархитектурно-строительный университет»Кафедра«Финансовый менеджмент в строительстве»КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Тема: «Учет материалов строительнойорганизации»Самара 2009

Содержание
 
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ
1.1 Понятие, состав и классификацияматериалов
1.2 Документальное оформлениеопераций по движению материалов
1.3 Методы оценки себестоимостиматериалов при поступлении и отпуске в производство. Определение отклонений наизрасходованные материалы и оставшиеся на конец месяца
1.4 Синтетический и аналитическийучет движения материалов
1.5 Способы отражения поступленияматериалов на счетах бухгалтерского учета
1.6 Бухгалтерские регистры по учетудвижения материалов и расчетов с поставщиками
1.7 Научное обоснование данной темы инормативное обеспечение
2.Практическая ЧАСТЬ
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Материалы представляютсобой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимуюдля нормального осуществления и расширения его деятельности.
Материалы обслуживаютсферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы дляобеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.
Эффективность деятельностипредприятия во многом зависит от правильного определения потребности вматериалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат,улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работыпредприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов.Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникаютдополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога наимущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве иреализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своихобязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивоефинансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потеревыгоды.
Материальные запасыявляются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Дляобращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того,чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствииоплату за продукцию.
Анализ этой статьи имеетбольшое значение для эффективного финансового управления. Материальные запасымогут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотныхактивов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том,что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в своюочередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушениемтехнологии производства и выбором неэффективных методов реализации,недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.
Основными задачами учетаматериалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов,соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением плановснабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкойматериалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления;правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов пообъектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
1.1 Понятие, состав иклассификация материалов
Материалы — предметы,срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся кпредметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, дляхозяйственных нужд организации.
Материалы являютсяоборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят своюстоимость на готовую продукцию.
Классификация материалов:Группа Характеристика Сырье и основные материалы
Образуют вещественную основу готовой продукции.
Сырье — ранее не обрабатываемый продукт добывающей промышленности и сельского хозяйства
Основные материалы — продукция обрабатывающей промышленности Полуфабрикаты собственного производства Не являются материально-производственными запасами, относятся к незавершенному производству Покупные полуфабрикаты Материалы, которые уже подвергались обработке на других предприятиях Вспомогательные материалы Добавки, смазочные материалы, возвратные отходы Тара Вспомогательный материал, предназначенный для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции Топливо
По агрегатному состоянию: твердое, жидкое, газообразное
По целям использования: энергетическое, технологическое, для хозяйственных нужд Запасные части Целевое назначение — поддержание механизмов в рабочем состоянии, осуществление ремонтов Строительные материалы Целевое назначение — строительство зданий и сооружений Хозяйственный инвентарь и принадлежности Средства труда, которые не могут относиться к основным средствам: канцелярские принадлежности и расходные материалы и т.д.
1.2 Документальноеоформление операций по движению материалов
 
Типовые формы по учетусырья и материалов.
1)        Журнал учетапоступивших грузов (форма № М-1) применяется для учета и контроля запоступлением и оприходованием материальных ценностей.
2)        Доверенность по форме№ М-2 (содержит корешок и отрывную часть) оформляется в бухгалтерии вединственном экземпляре и выдается под расписку получателю товара.
3)        В случае, когдаполучение материальных ценностей по доверенности происходит постоянно,используется форма № М-2а, которая регистрируется в специальномпронумерованном и прошнурованном журнале (книге) Учета выданных доверенностей.
4)        Приходный ордер (форма№ М-4) применяется для учета материалов, поступающих на предприятие отпоставщиков или с переработки.
5)        Акт о приемкиматериалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальныхценностей, которые имеют количественные и качественные расхождения с даннымисопроводительных документов поставщика.
6)        Лимитно-заборнаякарта (форма № М-8 и М-9, М-28 и М-28а)используются для оформления отпуска материалов, которые систематическирасходуются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля засоблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нуждыи являются оправдательным документом для списания материальных ценностей сосклада.
7)        Акт-требование назамену (дополнительный отпуск) материалов (форма № М-10) используетсядля учета отпуска материалов сверх установленного лимита или при заменематериалов и является основанием для списания материалов со склада.
8)        Накладная–требованиена отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11)используется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия и ихотпуска хозяйствам своего предприятия, расположенного за пределами еготерритории, а также сторонним организациям.
9)        Карточкаскладского учета (форма № М-12) применяется для учета движенияматериалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, заполняется на каждыйноменклатурный номер материала и ведется МОЛ.
10)     Ведомость учетаостатков материалов на складе (форма № М-14) ведется на предприятиях,которые учитывают материал по оперативно-бухгалтерскому методу.
11)     Накладная (форма№ М-15) применяется для учета и оформления отпуска материалов на сторонуили хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.Выписывают накладные в двух экземплярах. Возврат подразделениями организации насклад неиспользованных материалов тоже оформляется накладными.
12)     Карточка учетаматериалов (форма М-17) оформляется в одном экземпляре и передаетсяматериально ответственному лицу, которое заносит в них данные по приходу ирасходу материалов в местах хранения. Карточку оформляют на каждыйноменклатурный номер материала
13)     Сигнальнаясправка об отклонении фактического остатка материалов от установленных нормзапаса (форма № М-18) используется для контроля за отклонениемфактического остатка материалов от установленных норм запаса и для контроляостатков материалов, находящихся без движения.
14)     Материальныйотчет (форма № М-19) применяется в строительных организациях в техслучаях, когда материально ответственным лицом является начальник участка.
15)     Накладная наотпуск ТМЦ (форма № М-20) является основанием для списания ТМЦпредприятием, осуществившим их отпуск, для оприходования ихпредприятием-получателем и для разрешения на вывоз их с территориипредприятия-поставщика, а также для их складского, оперативного ибухгалтерского учета.
16)     Акт обоприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтажезданий и сооружений (форма М-35) применяется для оформленияоприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтажезданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
1.3 Методы оценкисебестоимости материалов при поступлении и отпуске в производство. Определениеотклонений на израсходованные материалы и оставшиеся на конец месяца
 
Счет 10«Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии идвижении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственныхпринадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся впути и переработке).
Материалыучитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости ихприобретения (заготовления) или учетным ценам. 
Приучете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения(заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностейпо этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления)ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».
К счету10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
10-1«Сырье и материалы»;
10-2«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции идетали»;
10-3«Топливо»;
10-4«Тара и тарные материалы»;
10-5 «Запасныечасти»;
10-6«Прочие материалы»;
10-7«Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10-8«Строительные материалы»;
10-9«Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
10-10«Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10-11«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.
Насубсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение:сырья и основных материалов (в том числестроительных — у подрядныхорганизаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу,или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательныхматериалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются дляхозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.
Насубсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкциии детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовыхкомплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей — уподрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции(строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия,приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимостьпродукции, учитываются на счете 41 «Товары».
Организации,занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологическихработ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделийдля проведения этих работ по определенной научно-исследовательской иликонструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления идругие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 «Покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
Насубсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов(нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов,предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нуждпроизводства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова идр.) и газообразного топлива.
Насубсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие идвижение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), атакже материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта(детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы,предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и другихтранспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции,учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы».
Организации,осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тарупорожнюю на счете 41 «Товары».
Насубсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движениеприобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей,предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин,оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе иобороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин,оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтныхподразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтныхзаводах.
Автомобильныешины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе притранспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются всоставе основных средств.
Насубсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движениеотходов производства (обрубки, обрезки,
стружкаи т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытияосновных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо илизапасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин иутильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности,используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3«Топливо».
Насубсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимостькоторых в последующем включается в затраты на производство полученных из нихизделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям илицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываютсяизделия, полученные из переработки.
Субсчет10-8 «Строительные материалы» используетсяорганизациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов,используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, дляизготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций ичастей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другиематериальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые веществаи т.д.).
Насубсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитываетсяналичие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей идругих средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
Субсчет10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»предназначен для учета поступления, наличия и движения специальногоинструмента, специальных приспособлений, специального оборудования испециальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местаххранения.
Насубсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда вэксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента,специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды вэксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, дляуправленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 отражаетсяпогашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальныхприспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимостьпродукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, асписание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии — вкорреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.
Взависимости от принятой организацией учетной политики поступление материаловможет быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимостиматериальных ценностей» или без использования их.
В случаеиспользования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документовпоставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23«Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетнымилицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характерарасходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись подебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию — доили после получения расчетных документов поставщика.
Оприходованиематериалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебетусчета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей».
В случаеесли организацией не используются счета 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей», оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10«Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», 20 «Основное производство», 23«Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетнымилицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характерарасходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалыпринимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — доили после получения расчетных документов поставщика.
Стоимостьматериалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складовпоставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы»и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (безоприходования этих ценностей на склад).
Фактическийрасход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражаетсяпо кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учетазатрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующимисчетами.
Привыбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) ихстоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитическийучет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов иотдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
1.4 Синтетический ианалитический учет движения материалов
Всоответствии с требованием ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учетаматериально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельнотаким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации обэтих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Взависимости 'от характера материально-производственных запасов, порядка ихприобретения и использования единицей материально-производственных запасовможет быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и др.
Существуетдва способа хранения материально-производственных запасов: партионный исортовой.
При партионномспособе учета запасов партией признаются материалы, поступившие на склад поодному транспортному документу. Помимо этого партией считаются:
а)      материально-производственныезапасы, поступившие одним видом транспорта (например, в одной автоколонне,одном железнодорожном вагоне и т.д.) без ограничения количества транспортныхдокументов;
б)      материально-производственныезапасы одного наименования, поступившие от одного поставщика одновременно понескольким транспортным документам, при отсутствии расхождения по количеству икачеству.
Аналитическийучет материалов ведется на складах и в бухгалтерии. Учет на складах ведется на картонкахскладского учета (форма № М-17) по каждому наименованию, сорту, марке,размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей. Карточкиоткрываются на каждый номенклатурный номер материалов. Записи в карточкахведутся на основании первичных приходных и расходных документов. В отдельныхслучаях вместо карточек используют книги складского учета. Аналитическийучет материалов в бухгалтерии (количественный и суммовой учеты) ведется наоснове использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.
Какправило, применяется два варианта учета материалов с использованием оборотныхведомостей:
1)в бухгалтерской службе ведутся карточки количественно-суммового учета,которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов.На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотныеведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. Таким образом,в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в нейведется количественный и суммовой учеты, а на складах и подразделениях — толькоколичественный;
2)карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся, всеприходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по нимподсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу,которые записываются в оборотную ведомость.
Сальдовыйметод учетаматериалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведутколичественный и суммовой учеты движения (прихода и расхода) материалов вразрезе их номенклатуры и не составляют оборотные ведомости по номенклатурематериалов. Движение материалов учитывают в разрезе групп, субсчетов ибалансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом, исходя,как правило, из учетных цен.
Отдельноучитываются движение (образование и распределение) и остаткитранспортно-заготовительных расходов.
Материально-ответственныелица на складах (в подразделениях) на основании первичных документов ведутколичественный учет материалов на карточках или в книгах складского учета.Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу(подразделению), принимает первичные учетные документы отматериально-ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждуюзапись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписьюнепосредственно на карточках (книгах). Одновременно он проверяет правильностьвыведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждогомесяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждомуноменклатурному номеру сотрудник бухгалтерской службы или заведующий складомпереносит в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу).
Сальдовыйметод складского учета материалов применяется при хранении материалов закрытымспособом. В случае хранения материалов открытым способом количествоизрасходованных материалов определяют по результатам ежемесячно проводимойинвентаризации. При этом расход материалов можно рассчитать по формуле
/>
где Рм — расход материалов в течение месяца; Онм — остаток материалов наначало месяца; Окм — остаток материалов на конец месяца; Пм — приход материалов в течение месяца.
Прибухгалтерском учете материалов с использованием средств вычислительной техникиданные синтетического бухгалтерского учета, т.е. формирование показателей,отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетамбухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработкипервичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и др.). Вэтом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов можно несоставлять.
•  Синтетическийучет материальных ценностей ведется на активном балансовом счете 10 «Материалы».В подрядных строительных организациях материальные ценности по составугруппируются в разрезе субсчетов счета 10. В соответствии с планом счетовбухгалтерского учета к нему открывают 11 субсчетов.
Узастройщика приобретенные для строительства материалы могут учитываться насубсчете 10-8 «Строительные материалы».
Синтетическийучет материалов может быть организован по одному из вариантов, установленных вучетной политике хозяйствующего субъекта:
1)с использованием счета 10 «Материалы»;
2)с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При первомварианте учета на счете 10 «Материалы» собирают все фактические затраты,связанные с приобретением материалов. При этом отдельно ведется учет материаловпо учетным ценам и учет отклонений от учетных цен (транспортно-заготовительныхрасходов).
В концемесяца определяют фактическую себестоимость материалов, израсходованных напроизводство. Для этого необходимо определить величинутранспортно-заготовительных расходов, приходящихся на израсходованныематериалы. Процент транспортно-заготовительных расходов (Р%т… з)в учетной цене материалов рассчитывается по следующей формуле:
/>
где Рн… м.т… зи Рмт… з — транспортно-заготовительные расходысоответственно на начало месяца и поступившие за месяц; Мнм и Мм — материалы по учетным ценам соответственно на начало месяца и поступившие замесяц.
Для облегчениявыполнения работ по распределению транспортно-заготовительных расходов иливеличины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующихупрощенных вариантов:
• при небольшихудельном весе транспортно-заготовительных расходов или величине отклонений (неболее 10 % к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списыватьсяна счет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» иувеличение стоимости проданных материалов;
• удельный вестранспортно-заготовительных расходов или величины отклонений (в процентах кучетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т. е. бездесятичных знаков);
• в течениетекущего месяца транспортно-заготовительные расходы или величина отклонениймогут распределяться, исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимостисоответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца;
• транспортно-заготовительныерасходы или величина отклонений могут распределяться пропорционально ихудельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных)калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов;
• транспортно-заготовительныерасходы или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностьюсписываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов,если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов)не превышает 5 %.
При второмварианте учета на счете 10 «Материалы» отражается учетная цена материалов.Все затраты, связанные с приобретением и заготовлением материалов (включаятранспортно-заготовительные расходы), учитываются по дебету счета 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Отклоненияв стоимости материалов, учтенные на счете 16 «Отклонение в стоимостиматериальных ценностей», за месяц распределяются между остатком материалов наскладе и материалами, израсходованными в производстве. Для этого рассчитываютпроцент отклонений аналогично доле транспортно-заготовительных расходов.
Сальдона счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» показывает величинуотклонений, приходящихся на остаток материалов на складе. При составлениибаланса остаток на данном счете внесистемно (без записи на счетах)присоединяется к данным счета 10 «Материалы». Сальдо на счете 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей» отражает стоимость материалов, находящихсяв пути.
Наряду сбалансовыми счетами организация может вести забалансовый учет материалов,не принадлежащий организации на праве собственности.
Назабалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые наответственное хранение» учитываются материальные ценности:
а)      ошибочноадресованные данной организации;
б)      ввиде готовой продукции, оплаченной и принятой покупа телем (заказчиком) наместе у поставщика (продавца), но времен но оставленной у него покупателем(заказчиком) на ответственное хранение, когда задержка отгрузки (отправки,вывоза) продукции вызвана техническими и иными уважительными причинами;
в)      отоплаты которых организация отказалась ввиду порчи, по ломки, низкого качества,несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора и т.д.;
г)возникшие в других случаях и не принадлежащие организации. Давальческиематериалы — это материалы, принятые организацией от заказчика дляпереработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции безоплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращенияпереработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ иизготовленной продукции.
Давальческиематериалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые впереработку». Аналитический учет давальческих материалов ведется по заказчикам,наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения ипереработки, выполнения работ, изготовления продукции.
Организация, передавшаясвои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ,изготовления продукции) как давальческие, их стоимость с баланса не списывает,а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельномсубсчете).
 
1.5 Способы отраженияпоступления материалов на счетах бухгалтерского учета
Для синтетического учетаналичия и движения собственных производственных запасов организациипредназначены активные счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Непринадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовыхсчетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»,003 «Материалы, принятые в переработку» и др.
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщенияинформации о наличии и движении материальных ценностей организации (в том численаходящихся в пути и переработке). Материалы на указанном счете отражаются пофактической себестоимости или учетным ценам.
В соответствии склассификацией материальных ценностей по назначению к счету 10«Материалы» могут быть открыты субсчета, перечень которых представлен втабл. 1.

Таблица 1 — Субсчета ксчету 10 «Материалы»
Субсчет
Назначение 10-1 «Сырье и материалы» Для учета наличия и движения: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу и для других целей 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» Для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке 10-3 «Топливо» Для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива 10-4 «Тара и тарные материалы» Для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.) 10-5 «Запасные части» Для учета наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах 10-6 «Прочие материалы» Для учета наличия и движения отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Для учета наличия и движения материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий 10-8 «Строительные материалы» Для учета наличия и движения материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» Для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Для учета наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Для учета наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации)
 
Счет 14 «Резервыпод снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщенияинформации о резервах под отклонения стоимости материальных ценностей вбухгалтерском учете от рыночной стоимости.
Счет 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для обобщенияинформации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счетеотражается покупная стоимость материальных ценностей, определяемая по даннымрасчетно-платежных документов поставщиков, и учетная стоимость фактическиоприходованных ценностей.
Счет 16 «Отклонениев стоимости материальных ценностей» предназначен для отражения разницы между фактическойсебестоимостью приобретенных материалов и их оценкой по учетным ценам.
Забалансовый счет002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» используется организациями-покупателямидля учета наличия и движения полученных от поставщиков ценностей, по которыморганизация-покупатель на законных основаниях отказалась от акцепта (оплаты)счетов, а также запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты ипо другим причинам. Организациями-поставщиками на счете 002 учитываютсяоплаченные покупателями ценности, оформленные сохранными расписками, но невывезенные по причинам, не зависящим от организаций.
Забалансовый счет003 «Материалы, принятые в переработку» предназначен для обобщения информации о наличии идвижении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческоесырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем.
Синтетический учетпоступления материалов может быть организован в двух вариантах: на счетах 10«Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей» либо на счете 10 «Материалы».
На счете 10 в первомварианте ценности отражаются по учетным ценам, во втором — по фактическойсебестоимости. Во втором случае транспортно-заготовительные расходынепосредственно включаются в фактическую себестоимость материалов, чтоцелесообразно для организаций, имеющих небольшую номенклатуру материалов, либопри приобретении ценностей особой значимости. Для учетатранспортно-заготовительных расходов организациями может открыватьсяспециальный субсчет к счету 10. Вариант учета поступления материальныхценностей выбирается организациями самостоятельно и фиксируется в учетнойполитике.
В табл. 2 отражены записина счетах бухгалтерского учета по формированию на счете 10 «Материалы» (безприменения счетов 15 и 16) фактической себестоимости производственных запасовпри их поступлении, указаны документы — основания записей на счетах и врегистрах бухгалтерского учета. Состав хозяйственных операций и порядок ихотражения на счетах бухгалтерского учета соответствуют элементам фактическойсебестоимости производственных запасов (см. табл. 2.1).
По операциям 1, 2, 4, 5,7 в бухгалтерском учете отражаются суммы НДС по приобретенным ценностям иуслугам: дебет счета 19, субсчет 19-3, кредит счета 60 (76).

Таблица 2 — Формированиена счетах бухгалтерского учета фактической себестоимости материальных ценностейпри их поступлении (без применения счетов 15 и 16)
Хозяйственная операция,
вид расходов
Документ-основание
Бухгалтерская
запись 1. Акцептованы счета поставщиков, оприходованы материальные ценности по покупной цене
Счет поставщика,
приходный ордер
(ф. № М-4)
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 2. Расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей Договор, акт приемки-сдачи
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
3. Таможенные пошлины и сборы,
связанные с приобретением материальных ценностей Грузовая таможенная декларация
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 4. Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации в связи с приобретением материалов Отчеты поверенных, комиссионеров, агентов
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 5. Расходы по доставке материальных ценностей на склад
Товарно-транспортная накладная
(ф. № 1-Т)
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
6. Расходы по разгрузке материалов собственными силами:
а) заработная плата грузчиков
б) социальный налог
Наряд на выполнение работ, расчетно-платежная ведомость
(ф. № Т-49)
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 7. Расходы по разгрузке материалов с привлечением сторонних организаций Договор, акт приемки выполненных работ
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 8. Проценты по кредитам на приобретение материальных ценностей, начисленные до принятия запасов к учету Кредитный договор
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» 9. Расходы по страхованию грузов Договор, акт
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
10. Суммовые разницы в расчетах между российскими организациями за материальные ценности:
а) положительные
б) отрицательные Счет поставщика, выписка банка
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» («красное сторно»)
Транспортно-заготовительныерасходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем их отнесения [15, п. 83,84]:
-        на счет 15«Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документампоставщика;
-        на отдельныйсубсчет к счету 10 «Материалы»;
-        в фактическуюсебестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, денежнойоценке вклада в уставный (складочный) капитал, рыночной стоимости безвозмезднополученных материалов и др.).
Непосредственноевключение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно ворганизациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаяхсущественной значимости отдельных видов и групп материалов. Конкретный вариантучета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетнойполитике.
В табл. 3 приведеныосновные корреспонденции счетов бухгалтерского учета по поступлениюматериальных ценностей от поставщиков, подотчетных лиц, в счет вклада вуставный капитал, безвозмездно по договору дарения и иным основаниям, подоговору займа, в результате приобретения права собственности на бесхозяйныевещи.
Материалы от поставщиковприходуются независимо от того, когда они поступили — до или после получениярасчетных документов. Стоимость материалов, находящихся в пути или невывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).
В начале следующегомесяца эти суммы сторнируются, в текущем учете показывается дебиторскаязадолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материальныхценностей на склад.
При использовании счета15 «Заготовление и приобретение материалов» по окончании отчетного периодамесяца и при списании отклонений на счет 16 «Отклонения в стоимостиматериальных ценностей» в остатке по счету 15 может числиться только стоимостьматериалов в пути [15, п. 85]. Аналитический учет материалов в путиосуществляется по поставщикам.
Поступившие материалы, накоторые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежноетребование-поручение или другие документы, принятые для расчетов споставщиками), относятся к неотфактурованным поставкам, документальноеоформление которых осуществляется в акте о приемке материалов (ф. № М-7).
Таблица 3 — Записи на счетах бухгалтерского учета операцийпоступления материалов от других организаций (с использованием счета 10)
Хозяйственная операция
Документ-основание
Дебет
Кредит 1. Получены материальные ценности по договорам поставки, мены
Счет поставщика,
приходный ордер (ф. № М-4) Сч. 10 «Материалы» Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 2. Отражены суммы НДС по приобретенным от поставщиков материальным ресурсам
Счет-фактура,
приходный ордер (ф. № М-4) С/сч. 19-3 «НДС по приобретен-ным МПЗ» Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 3. Получены материальные ценности, приобретенные подотчетными лицами
Авансовый отчет,
приходный ордер (ф. № М-4) Сч. 10 «Материалы» Сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 4. Отражены суммы НДС по приобретенным подотчетными лицами материальным ресурсам
Счет-фактура,
приходный ордер (ф. № М-4) С/сч. 19-3 «НДС по приобретен-ным МПЗ» Сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 5. Получены материальные ценности в счет вклада в уставный капитал Приходный ордер (ф. № М-4) Сч. 10 «Материалы» С/сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный капитал») 6. Получены материальные ценности безвозмездно Приходный ордер (ф. № М-4) Сч. 10 «Материалы» С/сч. 98-2 «Безвозмездные поступления» 7. Получены материальные ценности по договору займа Договор займа, приходный ордер (ф. № М-4), Сч. 10 «Материалы» Сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» 8. Обращены в собственность бесхозяйные материальные ценности Приходный ордер (ф. № М-4) Сч. 10 «Материалы»
С/сч. 91-1
«Прочие доходы» 9. Претензии к поставщику или к транспортной организации по выявленным несоответствиям количества и качества материальных ценностей, цен на материалы и арифметическим ошибкам
Акт о приемке материалов
(ф. № М-7), справка бухгалтерии  С/сч. 76-2 «Расчеты по претензиям» Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Если расчетные документына неотфактурованные поставки получены в отчетном либо в следующем месяце досоставления в бухгалтерии регистров по приходу материалов, они учитываются вобщеустановленном в данной организации порядке. В регистрах бухгалтерскогоучета записи о подобных поставках помечаются буквой «Н».
Если расчетные документыпо неотфактурованным поставкам переданы покупателю в следующем году после представлениягодовой бухгалтерской отчетности, то уточняются расчеты с поставщиком.
Суммы разницы междуучетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактическойсебестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы.Уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетови кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная вотчетном году):
Д-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходыи расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».
Увеличение стоимостиматериальных запасов отражается как убытки прошлых лет, выявленные в отчетномгоду:
Д-т сч. 91 «Прочие доходыи расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»
К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В случае претензий кпоставщику бухгалтерией составляется справка-расчет суммытранспортно-заготовительных расходов, относящейся к претензии, и общей суммыпретензии.
1.6 Бухгалтерскиерегистры по учету движения материалов и расчетов с поставщиками
Учетматериалов в бухгалтерии начинается с проверки и обработки документов,поступающих со складов и из подразделений. Проверяется правильность оформления.Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителям для переоформленияи исправления ошибок.
Наосновании накопительных ведомостей по приходу и расходу материалов в денежнойоценке по каждой учетной группе материалов в принятых в организации учетных ценах(вариант учетной политики) в конце отчетного периода заполняют ведомостьдвижения материальных ценностей. Эту же ведомость используют и для расчетасумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклоненийфактической себестоимости материалов от их учетных цен.
Ведомостьсостоит из трех разделов.
В первомразделе отражаются остаток на начало месяца и движение материалов (приход,расход и остаток на конец месяца) по местам хранения в оценке, принятойорганизацией. Остаток на начало месяца переносят из ведомости прошлого месяца.Данные этого раздела ведомости используют с целью увязки синтетического учета саналитическим (сортовым) учетом на складе.
Второйраздел ведомости предназначен для отражения поступивших материалов в разрезебалансовых счетов и учетных групп. В этом же разделе приводят фактическуюсебестоимость поступивших материалов и рассчитывают средний проценттранспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимостиматериалов от их стоимости по учетным ценам.
Третийраздел ведомости предназначен для учета расхода материалов и определенияостатка на конец отчетного периода по учетным ценам и фактическойсебестоимости. Фактическая себестоимость отпущенных в производство илиотгруженных материалов (при продаже излишних материалов) со склада определяютисходя из среднего процента транспортно-заготовительных расходов или отклоненийфактической себестоимости от плановой (рассчитанных во втором разделеведомости) и суммы расхода материалов по учетным ценам.
Учетотклонений фактической себестоимости материалов от плановой илитранспортно-заготовительных расходов ведут по группам материалов, чтонеобходимо для правильного исчисления себестоимости материалов, израсходованныхна производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Учетприобретения материалов в организации зависит от источников их поступления: отпоставщиков, подотчетных лиц, из отходов Производства, собственногопроизводства, при безвозмездной передаче в случае излишков, выявленных врезультате инвентаризации, и др.
Дляучета поступления от поставщиков материалов и их оплаты используют специальныйучетный регистр, предусматривающий позиционные записи по каждому расчетномудокументу и группировку по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». Этот регистр позволяет отражать в единстве данные расчетныхдокументов, приходных ордеров, актов приемки материалов, акцепт счетов и ихоплату, а также выявлять суммы материалов, не поступивших к концу отчетногопериода и находящихся в пути, поступивших грузов без документов(неотфактурованных) и не оплаченных в установленные сроки. Данный учетныйрегистр открывают на месяц.
На суммыпоступивших материалов от поставщиков по учетным ценам на основании приходныхдокументов делают запись по счетам: Д-т сч. 10 «Материалы» — К-т сч. 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Формированиефактической себестоимости материалов, приобретенных организацией, вбухгалтерском учете может осуществляться следующим образом:
1)непосредственно на счете 10 «Материалы»;
2)с использованием дополнительных счетов к счету 10 «Материалы» — 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение встоимости материальных ценностей».
Припервом варианте учета материалов все расходы, связанные с их приобретением и доставкойв организацию, учитываются на счете 10 «Материалы». На договорную стоимостьматериалов, поступивших от поставщиков, делается запись на основании приходныхдокументов: Д-т сч. 10 «Материалы» — К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». Транспортно-заготовительные расходы, оплачиваемые сверхдоговорной цены или другим организациям, отражаются отдельно на субсчете«Транспортно-заготовительные расходы», открываемом к счету 10 «Материалы»:
Д-т сч.10 «Материалы», субсч. «Транспортно-заготовительные расходы» К-т сч. 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» — на сумму расходов по транспортировке материалов и их погрузке втранспортные средства, подлежащих оплате покупателем сверх продажной цены согласнодоговору купли-продажи; железнодорожных, водных, авиационных и других видовперевозок; комиссионное вознаграждение посреднику и др.
Приотпуске материалов в производство списывают также и соответствующий проценттранспортно-заготовительных расходов, относящийся к израсходованным материалам:                                              
Д-т сч.20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак впроизводстве» — К-т сч. 10 «Материалы» — на покупную стоимость материалов(соответственно дебет этих же счетов, а кредит счета 10 «Материалы», субсчет«Транспортно-заготовительные расходы» — на долю транспортно-заготовительныхматериалов, приходящуюся на списываемые материалы).
Напрактике при учете материалов возникают трудности следующего характера.
Счетатранспортных организаций могут отставать по времени от даты оприходованияматериалов, т.е. такие расходы не могут быть включены в фактическуюсебестоимость материалов в момент их поступления в организацию. Аналогичнаяситуация может возникнуть и со счетами посреднических организаций, черезкоторые приобретались материалы, и т.д.
Такимобразом, формирование фактической себестоимости заготовления материаловпроисходит не единовременно, и материал может быть списан на расходы, связанныес производством еще до того, как будет окончательно сформирована егофактическая себестоимость. В этом случае необходимо использовать учетные цены.Организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципыформирования учетной цены, закрепив выбранный вариант в учетной политике.
Сутьданного способа состоит в том, что информация о фактической себестоимостизаготовленных (приобретенных) материалов выявляется путем суммирования данных,учтенных по дебету счета 10 «Материалы» и дебету счета 16 «Отклонение встоимости материальных ценностей».
Стоимостьматериалов по учетным ценам отражается по дебету счета 10 «Материалы».Фактические расходы, связанные с заготовлением и приобретением материалов,собираются на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» при поступлении в организацию расчетных документов поставщиканезависимо от момента поступления самих материалов, а разница между учетнойценой и фактической себестоимостью заготовления материалов отражается на счете16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Порядоксписания отклонений, учтенных на счете 16, определяется организациейсамостоятельно при принятии учетной политики. Типовые записи на счетахбухгалтерского учета будут следующими. Покупная стоимость материалов наосновании расчетных документов поставщика отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками».
На сумму транспортныхрасходов по приобретенным материалам:
Д-т сч. 15 «Заготовлениеи приобретение материальных ценностей» — К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками».
На суммукомиссионного вознаграждения посреднику:
Д-т сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками». На сумму НДС:
Д-т сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — К-т сч. 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Положительные суммовые разницы,возникающие при расчетах с поставщиками:
Д-т сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками». На сумму командировочных расходов, связанных сприобретением материалов:
Д-т сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — К-т сч. 71 «Расчеты сподотчетными лицами». На сумму начисленных процентов по займам и кредитамиспользованных на закупку материалов до момента их принятия к учетуосуществляется запись:
Д-т сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — К-т сч. 66, субсч. «Процентыпо кредитам и займам»; Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» — К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Поступившие материалы в организацию приходуются по учетным ценам:
Д-т сч.10 «Материалы» — К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей». Списание материалов на производство продукции по учетным Ценамотражается записью на счетах:
Д-т сч.20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» — К-т сч. 10«Материалы».
Порядоксписания выявленных отклонений фактических расходов по приобретению материаловот их учетной цены устанавливается организацией самостоятельно при принятииучетной политики.
Дляоперативного учета важно, чтобы каждый вид расходов мог быть четко отнесен кконкретному виду и партии материалов. Поэтому аналитический учет к счету 15целесообразно организовать аналогично аналитическому учету к счету 10, т.е. поотдельным наименованиям материалов и местам их хранения.
Каквидно из записей на счетах бухгалтерского учета, на дебете счета 15 формируетсяинформация о фактической себестоимости материалов, а на кредите счета 15 — учетная цена этих же материалов.
В концеотчетного периода (месяца) разница между суммами дебета и кредита счета 15списывается в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»(превышение фактической себестоимости материалов над их учетной ценой), чтоотражается записью:
Д-т сч.16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — К-т сч. 15 «Заготовление иприобретение материальных ценностей».
В случаепревышения учетной цены над фактической себестоимостью делают сторнировочнуюзапись на сумму разницы.
Суммуотклонений, учтенную на счете 16, списывают в конце отчетного месяцапропорционально стоимости материалов, израсходованных при производствепродукции:
Д-т сч.20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» — К-т сч. 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей» (перерасход) или методом«красное сторно» (экономия).
Соответствующиезаписи на счетах бухгалтерского учета приведены в табл. 4.

Таблица4Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Приобретены материалы:
на сумму фактических затрат
на сумму НДС 15 19
60, 76, 71 и т.д.
60,76,71 и т.д. Оприходованы материалы по учетным ценам 10 15 Списано отклонение фактической себестоимости приобретенных материалов от учетной цены 16 15 Оплачены приобретенные материалы, принятые к учету 60 51 Зачтен НДС, подлежащий к уменьшению платежа в бюджет 68 19 Отпущены материалы в производство 20 10 Списана сумма отклонения, приходящаяся на списанные в производство материалы 20 16
Присоставлении баланса сальдо на счете 16 «Отклонение в стоимости материальныхценностей» присоединяется (вычитается) к стоимости (из стоимости) остатка насчете 10 «Материалы».
Еслидоговором поставки материалов предусмотрен переход права собственности наматериалы от поставщика к покупателю в момент их оплаты, то поступившиематериалы учитываются у покупателя до их оплаты на забалансовом счете 002«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». При этомпокупатель не имеет права их использовать до момента перехода права собственностина них. Если при поступлении материальных ценностей от поставщика установленанедостача, то составляется акт о приемке материалов (форма № М-7) иопределяется фактическая себестоимость недостачи. Сумма недостачи складываетсяиз стоимости недостающих материалов по ценам поставщика и части транспортныхтарифов по доставке материалов.

1.7 Порядок проведенияинвентаризации материалов и отражение ее результатов в учете
 
Основными целямиинвентаризации являются:
–            выявление фактического наличия имущества;
–            сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерскогоучета;
–            проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризацииподлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащиеорганизации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, неучтенное по каким-либо причинам.
В соответствии сПоложением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведениеинвентаризаций обязательно:
–         при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также вслучаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственногоили муниципального унитарного предприятия;
–         перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества,инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Врайонах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях,инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период ихнаименьших остатков;
–         при смене материально ответственных лиц;
–         при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчиценностей;
–         в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайныхситуаций, вызванных экстремальными условиями;
–         при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса ив других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативнымиактами Минфина РФ.
Для проведенияинвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей заносятся винвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида,группы, количества и других необходимых данных.
Излишкиматериально-производственных запасов, выявленные в результате проведеннойинвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходыпроводкой:
Д 10 – К 91-1 –оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Эти излишкиприходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ(форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма № М-4).
При выявлении фактовнедостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее частьсписывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»:
Д 94 – К 10 –недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации,хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.
Со счета 94 стоимостьнедостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства иобращения (если потери – в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты повозмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), вдебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновниковили если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). Вбухгалтерском учете делаются следующие проводки:Хозяйственная операция Дебет Кредит Списаны недостачи в пределах норм естественной убыли на счета издержек производства или обращения Д 20, 25 и др. К 94 Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда установлены виновные лица Д 73-2 К 94 Списаны недостачи сверх норм естественной убыли и хищения, когда виновные лица не установлены или при отказе суда во взыскании ущерба вследствие необоснованности исков Д 91-2 К 94
Стоимость материалов,утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10«Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результатот операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы»путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток,который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К91-9.
Если оборот кредитабольше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9– К 99.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
Исходные данные по ООО«СтройДом»:
ООО «СтройДом» образованов 2006 г.
Основной виддеятельности: строительство жилых домов
Юридический адрес: г.Самара, ул.Молодежная, д.10
Р/с в АКБ «Газбанке»40702810000732156000
Состав административно-управленческогоперсонала:
Директор – Милютин А.В.,
Главный бухгалтер –Морозова Н.Л.,
Главный инженер – ЯкушинД.Ю.
Выписка из учетнойполитики ООО «СтройДом» для целей бухгалтерского (финансового) учета на 2008г.
Учетная политикаформируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации иприменяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
1.Приобретение изаготовление материалов в бухгалтерском учете отражается по учетным ценамс применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 10 «Материалы».
2.При отпускематериально-производственных запасов в производство и ином выбытии, их оценкапроизводится по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ(методФИФО).
3.Незавершенноепроизводство отражается по фактической производственной себестоимости.
4.При начисленииамортизации объектов основных средств применять способ (см. таблицу 4).
5.Специальный инструмент,специальные приспособления, специальное оборудование и специальную одеждуучитывать в составе основных средств.
6.Метод учета доходовопределяется по стоимости объекта строительства.
7.Порядок признаниявыручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительнымциклом изготовления — по завершении работ, услуг, производства в целом.
8.Управленческие(общехозяйственные расходы) распределяются в конце месяца пропорциональноосновной заработной плате рабочих СМР между объектами калькулирования исписываются в дебет счета 20, 23, 29.
9.Общепроизводственныерасходы в конце месяца распределяются пропорционально отработанныммашино-часам и списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
10.Резервы предстоящихрасходов и платежей создаются на предстоящую оплату отпусков работникам сиспользованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
11.Доходы ирасходы по обычным видам деятельности организации учитываются на счете 90«Продажи». Прочие доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходыи расходы».
1. Открыть счетасинтетического учета на 01.01.2008 г.
Счет 01 «Основные средства» Д К
Сн = 5260000 345000 120000 120000 105000 15000 Об = 465000 Об = 240000
Ск = 5485000
Счет 02 «Амортизация ОС» Д К
Сн = 2415000 105000 3333 108000 120100 75000 Об = 105000 Об = 306433
Ск = 2616433
Счет 04 «Нематериальные активы» Д К
Сн = 577000
Ск = 577000
Счет 05 «Амортизация НМА» Д К
Сн = 261000
Ск = 261000
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Д К
Сн = 170100 330000 345000 15000 Об = 345000 Об = 345000
Ск = 170100
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Д К 360000 365000 25000 20000 Об = 385000 Об = 385000
Счет 10 «Материалы» Д К
Сн = 812600 7000 170000 365000 195000 Об = 372000 Об = 365000
Ск = 819600
Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» Д К
Сн = 70300 20000 13090 15015 Об = 20000 Об = 28105
Ск = 62195
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость» Д К
Сн = 112000 59400 59400 50040 64800 16020 64800 Об = 190260 Об = 124200
Ск = 178060
Счет 20 «Основное производство» Д К
Сн = 791500 3333 278000 108000 89000 25500 1293090 320000 1269678 212000 88000 58300 278000 89000 170000 195000 13090 15015 114995 99455 209672 138908 Об = 2138268 Об = 2929768
Ск = 0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.