Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет денежных средств на расчетном счете

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
АстраханскийГосударственный Университет
Кафедраматематических
методованализа экономики

КУРСОВАЯРАБОТА
 
По предмету:Бухгалтерский финансовый учет
На тему: Учетденежных средств на расчетном счете
Студентки 3 курса ФМЭиУ
группы БА – 31
Мамлеевой Е. В.
Руководитель: Самарец Т.В.
 
 
 
 
 
 
г.Астрахань 2007 год

Содержание
 
Введение
1.     Открытиерасчетного счета в банке
2.     Расчетныедокументы, порядок их заполнения
3.     Расчетыплатежными поручениями
4.     Порядокпредставления кредитной организацией (филиалом) электронных платежныхдокументов
5.     Расчеты поаккредитивам
6.     Расчеты поинкассо
7.     Расчеты по чекам
8.     Списание ипоступление денежных средств на счетах
9.     Учет операций нарасчетном счете
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Врыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всеххозяйственных операций и действий.
Деньги — особый товар, стихийновыделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента.Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров,обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделениятруда.
Всоответствии с экономической теорией денежные средства выполняют 5 следующихфункций:
1)являются мерой стоимости товаров;
2)используются для обмена товарной продукции;
3)предназначены для накопления капитала;
4)служат для образования сокровищ;
5)являются мировым эквивалентом.
Денежныесредства — этосредства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальныеценности, и потому служат показателем их ликвидности.
Всовременных денежных системах различают три формы денежных средств:
металлическиеденьги;
казначейскиеи банковские билеты;
безналичныеденьги.
Порядокведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком РоссийскойФедерации (ЦБ РФ).
Расчетыналичными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широкораспространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, онигарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежныхобязательств.Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главнымбухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системенеизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. Вэтой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетовмежду юридическими лицами по одной операции в день. Кроме этого, проведениекассовых операций контролируют конкретные коммерческие банки, которыеобслуживают данное предприятие. Каждый обслуживающий коммерческий банк и предприятиезаключают между собой договор. По этому договору банк устанавливает для своегоклиента-предприятия лимит, а именно ограничение на остаток денег, который можетнаходиться в кассе на конец дня. Сверх этого лимита деньги в кассе могутнаходиться только в дни выплаты зарплаты, пенсий, пособий, командировочных сумми т.п. в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Предприятияне имеют право накапливать в своих кассах наличные деньги для выдачи заработнойплаты и выплат социального характера до наступления сроков, установленных исогласованных с обслуживающими банками.
Следуетиметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобыденежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяетим использовать их для проведения собственных коммерческих операций.

1 Открытие расчетного счета в банк.
Для осуществлениярасчетных операций в наличной и безналичной форме предприятие открывает в банкерасчетный счет. Право открытия расчетного счета предоставляется организации,являющейся юридическим лицом, имеющей самостоятельный баланс. Открытие расчетногосчета регулируется законодательством. Предприятие предоставляет банку следующиедокументы:
–   заявление на открытиерасчетного счета,
–   свидетельство о регистрации,
–   нотариальнозаверенная копия устава предприятия,
–   копия учредительногодоговора,
–   карточка с образцамиподписей руководителя предприятия и гл. бухгалтера + их заместителей, а также соттиском печати предприятия (требуется 2 экземпляра карточки), заверенныенотариусом.
–   справка о постановкена учет в налоговой инспекции и в пенсионном фонде.
Для осуществлениярасчетов по текущим операциям учреждения банка предприятие предоставляетпервичные документы, в котором указываются все необходимые реквизитыплательщика и получателя денежных средств.
К таким реквизитамотносятся:
–   наименованиеплательщика,
–   наименованиеполучателя,
–   расчетный счетплательщика и получателя,
–   корреспондентскиесчета банков, обслуживающих предприятие-плательщика и предприятие-получателя,
–   наименованиепродукции или услуг, по которым производятся расчеты и их сумма.
Положениео безналичных расчетах в Российской Федерации
Указания Центрального Банка РФ от03.03.2003 № 1256-У, от 11.06.2004 № 1442-У
Настоящее Положение разработанов соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации ииными федеральными законами Российской Федерации, регулирует осуществлениебезналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации ина ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяетформаты, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, атакже устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентскимсчетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых вБанке России, и счетам межфилиальных расчетов.
2 Расчетные документы, порядок ихзаполнения, представления, отзыва и возврата
Банки осуществляют операции по счетам наосновании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собойоформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях,электронного платежного документа:
-    распоряжениеплательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета иих перечислении на счет получателя средств;
-    распоряжениеполучателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счетаплательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств(взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов вформах используются следующие расчетные документы:
а)  платежные поручения;
б)  аккредитивы;
в)  чеки;
г)  платежные требования;
д)  инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителеоформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификаторуправленческой документации (далее — ОКУД) ОК 011-93 (класс«Унифицированная система банковской документации»). Форматы расчетныхдокументов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к настоящему Положению.
Бланки расчетных документовизготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительныхмашин.
Допускается использование копий бланковрасчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, есликопирование производится без искажений.
Размеры полей бланков расчетныхдокументов указаны в приложениях 2, 6, 10, 14 к настоящему Положению.Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условиисохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листеформата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставатьсячистыми.
Расчетные документы на бумажном носителезаполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтомчерного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой,чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чековна пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документахпроставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетовогоцвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетныхдокументах, должны быть четкими.
Поля, отведенные для проставлениязначений каждого из реквизитов в расчетных документах, обозначены номерами вприложениях 3, 7, 11, 15 к настоящему Положению.
При заполнении расчетных документов недопускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей,отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться беззатруднения.
Подписи, печати и штампы должныпроставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержатьследующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществлениябезналичных расчетов):
а)  наименование расчетного документа икод формы по ОКУД ОК 011-93;
б)  номер расчетного документа, число,месяц и год его выписки;
в)  вид платежа;
г)  наименование плательщика, номер егосчета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
д)  наименование и местонахождение банкаплательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номеркорреспондентского счета или субсчета;
е)  наименование получателя средств,номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банкаполучателя, его банковский идентификационный код (БИК), номеркорреспондентского счета или субсчета;
з)  назначение платежа. Налог,подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (впротивном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается).Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видамрасчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктамиПоложения;
и)  сумму платежа, обозначенную прописьюи цифрами;
к)  очередность платежа;
л)  вид операции в соответствии справилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях,расположенных на территории Российской Федерации;
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц(лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик»,«Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИННплательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также поля 101 — 110 в расчетныхдокументах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежейзаполняются с учетом требований, установленных Министерством РоссийскойФедерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации иГосударственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативныхправовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N1256-У)
Порядок заполнения значений реквизитоврасчетных документов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к настоящемуПоложению.
Поля, реквизиты которых не имеютзначений, остаются незаполненными.
Исправления, помарки и подчистки, атакже использование корректирующей жидкости в расчетных документах недопускаются.
Расчетные документы действительны кпредъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считаядня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банкв количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Всеэкземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Второй и последующие экземплярырасчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальнойбумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банкамик исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей(первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или однойподписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может бытьпредоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленныхв карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемымфилиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица,расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
В рамках применяемых форм безналичныхрасчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи всоответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.
Расчетные документы принимаются банкамик исполнению независимо от их суммы.
При приеме банком расчетных документовосуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленнымиправилами ведения бухгалтерского учета и настоящей частью Положения. Расчетныедокументы, в которых указана информация в поле 101, подлежат проверке наобязательное указание информации в полях 102 — 110. Расчетные документы,оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N1256-У)
Списание банком денежных средств сосчета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
3 Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением являетсяраспоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку,оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счетполучателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручениеисполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в болеекороткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемыйприменяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными поручениями могутпроизводиться:
а)  перечисления денежных средств запоставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б)  перечисления денежных средств вбюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в)  перечисления денежных средств вцелях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов поним;
г)  перечисления денежных средств вдругих целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основногодоговора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплатытоваров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежное поручение составляется набланке формы 0401060 (приложение 1 к настоящему Положению).
Платежные поручения принимаются банкомнезависимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
После проверки правильности заполнения иоформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятыхк исполнению платежных поручений в поле «Поступ. в банк плат.»ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банкплатежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором вполе «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подписьответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтвержденияприема платежного поручения к исполнению.
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от03.03.2003 N 1256-У)
При отсутствии или недостаточностиденежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковскогосчета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся насчете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку повнебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные всрок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляровплатежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении вкартотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мерепоступления средств в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежныхпоручений из картотеки по внебалансовому счету N 90902 «Расчетныедокументы, не оплаченные в срок».
При частичной оплате платежногопоручения банком используется платежный ордер формы 0401066 (приложение 17 кнастоящему Положению). Порядок его изготовления и заполнения соответствуетобщему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. Форматплатежного ордера, размеры и нумерация полей, отведенных для проставлениязначений каждого из реквизитов, и их описание приведены в приложениях 18 — 20 кнастоящему Положению.
При оформлении платежного ордера начастичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка»проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителябанка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяетсяподписью контролирующего работника банка.
На лицевой стороне частичнооплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка«Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номерчастичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа,сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка наоборотной стороне платежного поручения.
При осуществлении частичной оплаты поплатежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведенаоплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордераслужит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.
При осуществлении последней частичнойоплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым былпроизведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежногопоручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежногопоручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежногоордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.
При оплате платежного поручения на всехэкземплярах расчетного документа в поле «Списано со сч. плат.»проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (причастичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка»проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк обязан информировать плательщика поего требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочегодня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрендоговором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяетсядоговором банковского счета.
4 Порядок представления кредитнойорганизацией (филиалом) электронных платежных документов
Сформированный ЭПД, или пакет ЭПД,кредитная организация (филиал) направляет в подразделение расчетной сети БанкаРоссии с использованием средств телекоммуникаций или представляет на магнитномносителе курьером либо спецсвязью.
В зависимости от принятого вподразделении расчетной сети Банка России способа обмена информацией кредитнаяорганизация (филиал) направляет ЭПД (пакет ЭПД) в виде полноформатных ЭПД илиЭПД сокращенного формата, которые формируются в соответствии с требованиямиБанка России.
При обмене ЭПД сокращенного формата вдоговор обмена включаются обязательство кредитной организации (филиала)плательщика самостоятельно направлять расчетные документы на бумажныхносителях, на основании которых составлены ЭПД сокращенного формата, кредитнойорганизации (филиалу) получателя для отражения расчетных операций по счетамклиентов, а также указываются сроки направления расчетных документов.
Магнитный носитель (дискету) с ЭПДкредитная организация (филиал) представляет вместе с двумя экземплярами описимагнитных носителей (дискет), составленной на бумажном носителе в произвольнойформе. В описи указывается общее количество и номера магнитных носителей(дискет), а также общее количество и сумма ЭПД, входящих в состав каждогомагнитного носителя (дискеты). Опись оформляется печатью и подписямираспорядителей счетом в соответствии с заявленными кредитной организацией(филиалом) образцами.
Один экземпляр описи помещается вдокументы дня подразделения расчетной сети Банка России, второй возвращаетсякредитной организации (филиалу) с отметкой о принятии.
Магнитные носители (дискеты), содержащиеэлектронные платежные документы, не удовлетворяющие требованиям нормативныхактов Банка России, регламентирующих правила обмена электронными документамимежду Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентамиБанка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России, непрошедшие контроль и не принятые подразделением расчетной сети Банка России,возвращаются кредитной организации (филиалу) с отметкой о возврате в описи.

5 Расчетыпо аккредитивам
(в ред. Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 N1442-У)
При расчетах по аккредитиву банк,действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее — банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств попредставлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива,либо предоставить полномочие другому банку (далее — исполняющий банк)произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступатьбанк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен инезависим от основного договора.
Банками могут открываться следующие видыаккредитивов:
-    покрытые(депонированные) и непокрытые (гарантированные);
-    отзывныеи безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного)аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика илипредоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжениеисполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого(гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банкуправо списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счетабанка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве инойспособ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву всоответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств скорреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному)аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому(гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяетсясоглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому(гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется вдоговоре между плательщиком и банком-эмитентом.
В случае изменения условий или отменыотзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомлениеполучателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условийили отмены аккредитива.
Об открытии аккредитива и его условияхбанк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банкполучателя средств с согласия последнего.
Платеж по аккредитиву производится вбезналичном порядке.
Передача документов об открытииаккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условийаккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе впринятии) представленных документов может осуществляться банками с использованиемлюбых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.
Размер и порядок оплаты услуг банков прирасчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых склиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах поаккредитивам.
 
6 Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собойбанковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) попоручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляетдействия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов поинкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее — исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются наосновании платежных требований, оплата которых может производиться пораспоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептномпорядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряженияплательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовыепоручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщикачерез банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель)представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных наинкассо расчетных документов формы 0401014 (приложение 22 к настоящемуПоложению), составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться поусмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или)инкассовые поручения.
Первый экземпляр реестра оформляетсядвумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттискомпечати.
При приеме на инкассо платежныхтребований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитентаосуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной формебланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов,соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам,указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а такжеидентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых порученийс приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банкаобязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номераисполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе,взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях «Плательщик» и«Получатель» расчетного документа) реквизитам исполнительногодокумента. Наименование, указанное в поле «Получатель» расчетногодокумента, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительномдокументе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителемна депозитный счет службы судебных приставов.
После проверки правильности заполненияна всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штампбанка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятыедокументы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов ивозвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетныхдокументов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в нихзаверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Последние экземпляры расчетныхдокументов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств(взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.
Первые экземпляры реестров остаются вбанке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журналарегистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся вбанке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассорасчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их поназначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат подоставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета склиентом.
Поступившие в исполняющий банк платежныетребования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы суказанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетногодокумента.
Расчетные документы, оформленные снарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату ссоблюдением требований пункта 2.21 настоящей части Положения. При возвратеплатежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делаетсязапись с указанием даты и причины возврата.
При отсутствии или недостаточностиденежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковскогосчета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежныхсредств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требованияна безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (сприложенными в установленных законодательством случаях исполнительнымидокументами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетныедокументы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.
Исполняющий банк обязан известитьбанк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовомусчету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», направивизвещение о постановке в картотеку формы 0401075 (приложение 23 к настоящемуПоложению). Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитентуне позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов вкартотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетногодокумента делается отметка о дате направления извещения, проставляется штампбанка и подпись ответственного исполнителя.
Банк-эмитент доводит извещение опостановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Оплата расчетных документов производитсяпо мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности,установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежныхтребований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке по внебалансовомусчету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Частичная оплата производится платежнымордером формы 0401066 (приложение 17 к настоящему Положению) в порядке,аналогичном порядку частичной оплаты платежного поручения, предусмотренному впункте 3.7 настоящей части Положения, за исключением отметки о частичнойоплате.
При частичной оплате платежноготребования, инкассового поручения из картотеки по внебалансовому счету № 90902«Расчетные документы, не оплаченные в срок» ответственный исполнительбанка проставляет на всех экземплярах расчетного документа в соответствующихграфах в нижней части бланка номер частичного платежа, номер и дату платежногоордера, которым произведена оплата, сумму частичного платежа, сумму остатка изаверяет произведенные записи своей подписью.
При неполучении платежа по платежномутребованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку формы0401075 (приложение 23 к настоящему Положению) банк-эмитент может по просьбеполучателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос впроизвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позжерабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа отполучателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договоромбанковского счета.
7 Расчеты по чекам
Чек — это ценная бумага, содержащаяничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежуказанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющееденежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставлениячеков, чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков вплатежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, а в части, им не урегулированной, — другими законами иустанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежныхсредств чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек доистечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Представление чека в банк, обслуживающийчекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Плательщик по чеку обязан удостоверитьсявсеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков,возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного илиутраченного чека, регулируется законодательством.
Бланки чеков являются бланками строгойотчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете N 91207 «Бланкистрогой отчетности».
Хранение бланков чеков банкамиосуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Для осуществления безналичных расчетовмогут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.
Чек должен содержать все обязательныереквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемыеспецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чекаопределяется кредитной организацией самостоятельно.
Межбанковское соглашение о расчетахчеками может предусматривать:
-    условияобращения чеков при осуществлении расчетов;
-    порядокоткрытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками;
-    состав,способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;
-    порядокподкрепления счетов кредитных организаций — участников расчетов;
-    обязательстваи ответственность кредитных организаций — участников расчетов;
-    порядокизменения и расторжения соглашения.

8Списание и поступление денежных средств на лицевых счетах
Накаждого клиента (предприятие) банк открывает соответствующий лицевой счет, накотором ведет учет взаимодействия с ним.
Предприятие периодическиполучают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к нимдокументы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств.Операции в данных выписках кодируются специальными цифрами (от 01 до 13), которыеи отражают характер перемещения денежных средств. Следует иметь в виду, чтовыписка — это банковский документ, а, значит, стоящая в ее дебете цифраозначает списание банком с расчетного счета фирмы, а стоящая в кредите — зачисление на расчетный счет. Синтетический учет операций по расчетному счетубухгалтерия предприятия ведет на активном счете 51 «Расчетный счет».
Для операций, отражаемыхна счете 51 «Расчетный счет» в бухгалтерии ведут специальные регистры: журнал –ордер №2 и ведомость №2.
Все записи в этихрегистрах ведутся на основании выписок банка из расчетного счета и приложеннымк ним документов, полученных от других предприятий, на основании которыхсписаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетногосчета – это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Онаотражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.
В выписке указывается:
-       Номер расчетногосчета клиента;
-       Дата предыдущейвыписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последнейвыписки);
-       Номерадокументов, на основании которых зачислены денежные средства;
-       Корреспондирующийсчет – шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операциипредприятия;
-       Суммы по дебиту икредиту;
-       Остаток наличиясредств на дату выписки.
Выписка с приложениемоправдательных документов передается предприятию ежедневно или в другиеустановленные сроки.
Сохраняя денежныесредства предприятия, банк считает себя его должником (кредиторская задолженностьбанка), поэтому:
-       По дебетуотражаются расходные операции для банка, то есть уменьшение своего долга(списания, выдача наличными);
-       По кредиту –приходные операции для банка, то есть поступления на расчетный счетпредприятия.
В выписке из расчетного счетапредприятия закодированы финансовые операции, оформленные банковскимидокументами:Условные кодовые обозначения Содержание операции, заменяемое условным шифром По дебету расчетного счета По кредиту расчетного счета 01 Списано согласно вашему поручению Зачислено согласно прилагаемой копии платежного поручения 02 Оплачены платежные требования Зачислено по оплаченным платежным требованиям 03 Оплачен наличными деньгами ваш чек Поступило наличными деньгами 04 Оплачен ваш расчетный чек Поступило согласно вашему реестру расчетных чеков 05 Списано за выставленные аккредитивы или специальные счета согласно вашему заявлению Зачислен остаток неиспользованного аккредитива или специального счета 06 Списано согласно приложениям к выписке из лицевого счета Зачислено согласно приложениям к выписке из лицевого счета 07 Списано в погашение ссуды Зачислена сумма ссуды согласно вашего заявления 08 Выдана лимитированная книжка согласно вашего заявления Зачислен неиспользованный остаток суммы лимитированной чековой книжки 09 Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов под расчетные документы в пути Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов под расчетные документы в пути 10 Списаны проценты за полученные ссуды


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.