Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Ревизия и аудит финансовых результатов предприятия от хозяйственной деятельности (на примере ЗАО "АБСОЛЮТБАНК")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине «Ревизия иаудит» на тему:
«Ревизия и аудитфинансовых результатов предприятия от хозяйственной деятельности» (на примереЗАО «АБСОЛЮТБАНК»)
Брест 2009

СодержаниеВведение
1. Сущность и значениеревизии и аудита
1.1 Необходимостьфинансового контроля
1.2 Ревизия и аудитприбылей
2. Порядок проведенияаудита финансового результата
2.1 Структураи порядок формирования финансового результата
2.2 Учёт прибылей иубытков
Заключение

Введение
Без должногоконтроля невозможно организовать рациональное использование материальных,трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектовхозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Поэтому правильнаяпостановка контроля является обязательным условием перехода субъектов предпринимательскойдеятельности к рыночным отношениям. Необходимость решения этих задач требуетсовершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действеннымиявляются ревизия и аудит.
Контрольявляется широко распространённым объективным явлением в экономической жизниобщества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживаетсяего важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Дляпонимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление исамостоятельный анализ этой сферы практики управления.
Сущность исодержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферыуправленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль – одна изнеобходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступаеткак элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировкаранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметьстратегическую направленность, ориентированную на результаты, бытьсвоевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляетсобой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактическогосостояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективностипринятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявленияотклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений исигнализации о них при необходимости компетентным органом.
Ревизия жепредставляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессекоторого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектовпредпринимательской деятельности, отраженные первичных документах и записяхбухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законовв сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективногоотражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии сдействующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежныхсредств и материальных ценностей.
Ревизияисследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий врамках определённого круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверкафактического наличия денежных средств и матценностей. Для реализации этойзадачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, исопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта.
Объектомревизии является также финансовые операции, хозяйственные процессы и фактыхозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые впервичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистическойотчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая ихпри проверке, ревизующие устанавливаю соблюдение технологической, сметно-финансовойи платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность,целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственнойдеятельности контролируемого объекта.
Объектомревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельностьпроверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору ирасстановке кадров, текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений,внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений иподведомственных предприятий.
Аудит, посвоей сущности, является тем же бухгалтерским учётом, но как бы с обратнойстороны. Аудит предназначен для проверки и контроля правильности ведения учёта,составления операций, с целью выявления ошибок учёта, отчётности, и разработкойрекомендаций для их дальнейшему избегания.
В этойкурсовой работе будут рассмотрены, в основном, теоретические основы ревизии иаудита, и контроля в целом. В практической части будут рассмотрены примеры нареальном предприятии. Принципы учёта основных финансовых показателей работыпредприятия и особенности формирования главного финансового результата –прибыли.

1. Сущность и значениеревизии и аудита
Слово«ревизия» происходит от латинского revision, что означает «пересмотр». Ревизия – этосистема мер по осуществлению документальной и фактической проверкипроизводственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий заопределённый период с целью установления законности, достоверности иэкономической целесообразности производственных хозяйственных операций.
Ревизия – этоосновной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучениефинансово-хозяйственной деятельности, в процессе которого устанавливаетсязаконность, достоверность и рациональность совершаемых хозяйственных операций,а также ведения бухгалтерского учёта в нескольких или во всех направленияхдеятельности субъекта хозяйствования.
Ревизияпозволяет изучить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемыхпредприятий, организаций и учреждений. Она имеет чёткий правовой статус,определяющий границу ё распространения, сроки проведения, права и обязанностилиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется,порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии. Ревизия финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия проводится путём:
• изучениядействующей системы внутрихозяйственного учёта, контроля и экономическогоанализа у проверяемого субъекта;
• проверкидокументов в целях установления законности и целесообразности проведённыххозяйственных и финансовых операций;
• проверкидействительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документахденежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
• сопоставленияданных бухгалтерского учёта с данными отчётности, данных учёта и отчётности ссоответствующими плановыми данными (сметой, балансом и др.);
• сопоставлениязаписей, документов и фактических данных по одним операциям с записями,документами и фактическими данными по связанным с ними другими операциями;
• проведениявстречных проверок, т.е. сличения имеющихся у проверяемого субъекта записей,документов и фактических данных с соответствующими записями, документами ифактическими данными, находящимися у тех субъектов хозяйствования, от которых полученыили которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
• сопоставлениев установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого
субъектавыписок банка по расчётным, валютным и другим счетам с подлинными записями поэтим счетам в банке, а также путём ознакомления с документами, послужившимиоснованием для производства указанных записей;
• сопоставлениев предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежныхдокументов, имеющихся у проверяемого субъекта, с платёжными документами,имеющимися в банке;
• контрольногообмера объёмов выполненных работ;
• проверкасостояния внутрихозяйственного контроля;
• другихконтрольных действий, связанных с изучением вопросов, определённых программойревизии.
Основными задачами,разрешаемыми в ходе проведения ревизии, являются: проверка соблюдения субъектомхозяйствования законодательства в сфере экономических отношений; проверказаконности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечениесохранности имущества; своевременное выявление, пресечение и предотвращениеправонарушений; принятие мер по возмещению причинённого ущерба; выявление неиспользуемыхрезервов повышения эффективности экономической деятельности субъектахозяйствования.
В теории ипрактике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий,которые принято классифицировать по определённым признакам.
В зависимостиот органов, осуществляющих ревизию, их подразделяют на вневедомственный,ведомственный, внутрихозяйственный и смешанный.
По организационномупризнаку ревизии подразделяются на плановые, внеплановые и перманентные.
По временипроведения ревизии подразделяются на предварительные, текущие и последующие.
В зависимостиот звенности ревизуемых объектов ревизии делятся на отраслевые, сквозные иоднозвенные.
В зависимостиот полноты проверки хозяйственных операций ревизии подразделяются на сплошные,выборочные и комбинированные.
Проще говоря,сущность ревизии можно описать так, ревизия – это форма контроля заправильностью и законностью оформление и ведения хозяйственных операций;фактическим наличием матценностей; выявление недостач и разработка мер по ихизбежанию.
Теперь вкратцерассмотрим сущность аудиторской деятельности.
В рыночнойэкономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия,которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способовповышения эффективности его деятельности; государственным органом для контроляза соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другимзаимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия ивероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достовернойинформации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другиепредприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектомхозяйствования.
Во всехстранах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль задостоверностью бухгалтерского учёта, а также за представляемой государственныморганам и публикуемой в печати финансовой отчётности. Такой контроль принятоназывать аудитом.
Международныенормативы аудита определяют его как «независимую проверку финансовых отчётовили относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того,приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверкапроизводится с целью выражения дальнейшего мнения».
Аудиторскаядеятельность – независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациямибухгалтерской (финансовой) отчётности и других документов субъектовхозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершённыхфинансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, направленнаяна защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования,содействие им в правильности расчётов с бюджетом и в подъёме эффективности ихдействия.
Исходя изсказанного, понятие аудита значительно шире понятия ревизия, так как аудитвключает не только проверку достоверности отчётности предприятия, но иосуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем,экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчётов и разработку предложенийпо улучшению хозяйственной деятельности.
Целью аудитатакже является установления правильности ведения бухгалтерского учёта всоответствии с действующими нормативными положениями и стандартами. Объектомаудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организацийвсех форм собственности.
Аудит можноклассифицировать как внешний – независим по отношению к контролируемомупредприятию и несёт ответственность перед внешними потребителями информации. Внутренний– в первую очередь осуществляется в интересах собственника.
1.1Необходимость финансового контроля
Финансовый контроль – составнаячасть, или специальная отрасль, осуществляемого в сфере контроля. Наличиефинансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическойкатегории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтомуиспользование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контрольосуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальнымиконтрольными органами при участии общественных организаций, трудовыхколлективов и граждан.
Значение финансового контролявыражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдениеустановленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственнымии общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическаяобоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачамгосударства.
Финансовый контроль – этоконтроль за законностью действий в области образования и использования денежныхсредств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социальноэкономическогоразвития страны и отдельных регионов.
Объект финансового контроляне ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге онозначает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсовстраны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуетсяденежными отношениями.
Конкретные формы и методыфинансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и егоучреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушениявлекут санкции и штрафы.
Государственный финансовыйконтроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условийдля финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнениебюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностьюгосударственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовыйконтроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишьсферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другиеплатежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных имибюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностьюпредприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционерови внутренний контроль.
Финансовый контроль присущвсем финансово-правовым институтам.
Поэтому помимо общихфинансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансовогоконтроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельныхфинансовых правовых институтах.
Основное содержаниефинансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключаетсяв:
а) проверке выполненияфинансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления,организациями и гражданами;
б) проверке правильностииспользования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управленииденежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
в) проверке соблюденияправил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средствпредприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявлении внутреннихрезервов производства;
д) устранении ипредупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В случае их выявления вустановленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностнымлицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям,гражданам.
1.2 Ревизия и аудитприбылей
Исходя из темы курсовойработы, ревизия и аудит прибылей и убытков является её неотъемлемой частью, таккак прибыль – главный финансовый результат все работы любого предприятия.
Цели и задачи аудитаотчётных данных о прибылях и убытках.
Основной целью аудитаотчётных данных о финансовых результатах является установление их достоверностии соответствия принятой на предприятии учётной политики относительноформирования информации о прибылях и убытках действующему законодательству. Тоесть необходимо проверить полноту и точность отражения в отчётности прибылей(убытков); осуществить контроль за соблюдением нормативных документов,регулирующих правила ведения учёта доходов, расходов, результатов деятельностии составления отчётности, методологию оценки. Основная цель аудита можетдополняться обусловленными договором с клиентом мероприятиями по улучшениюфинансового положения предприятия, оптимизации результатов деятельности,процедурами проверки правильности распределения прибыли, создания фондов.
Задачи аудиторскойпроверки отчётных данных о прибылях и убытках:
проверка полнотыотражения: в полном ли объёме отражены все доходы и расходы, то естьпоказатели, на основе которых и определяется результат деятельности экономическогосубъекта;
установлениепринадлежности: действительно ли отражённые доходы и расходы относятся кхозяйственным операциям клиента;
проверка правильностиоценки: соответствие оценки доходов и расходов учётной политике, принципам бухгалтерскогоучёта; использование оценки на основе преемственности;
установление правильностиотражения доходов и расходов в отчётности;
проверка правильностиклассификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;
установление законностиоформления хозяйственных операций деятельности предприятия в первичныхдокументах и сверка данных, отражённых в учётных регистрах;
подтверждениедостоверности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операцийпо учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности;
проверка правильностиформирования чистой прибыли отчётного периода, её распределения ииспользования;
проверка правильностиопределения причитающихся бюджету платежей.
Таким образом, длядостижения основной цели аудитор должен составить мнение относительно общейприемлемости отчётных данных (соответствуют ли они в целом всем предъявляемымтребованиям), обоснованности (существуют ли основания для включения вотчётность указанных там сумм), оценки и правильности осуществлённых расчётов,классификации и полноты раскрытия информации. Для выполнения поставленных задачаудитор может воспользоваться следующими источниками информации: приказ об учётнойполитике предприятия; первичные документы; учётные регистры, в которых отражаютсяхозяйственные операции по учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности;акты предыдущих ревизий, аудиторские заключения; отчётность, в частности отчёто финансовых результатах, примечания к финансовой отчётности, декларация оприбыли предприятия.
Целью составления отчётао финансовых результатах является предоставление пользователям полной,правдивой и непредвзятой информации о доходах, расходах, прибылях и убытках отдеятельности предприятия за отчётный период. То есть, насколько успешной быладеятельность экономического субъекта, какие доходы были получены и какиерасходы осуществлены.
Финансовый результатопределяется исходя из принципа начисления (предусматривает отражение в учётедоходов и расходов, и соответственно финансовых результатов, в момент ихвозникновения независимо от даты поступления или уплаты денег) и соответствиядоходов и расходов (определение финансового результата происходит путёмсопоставления доходов отчётного периода с расходами этого же периода,понесённых для получения этих доходов).
Необходимо отметить, чтов Отчёте предусмотрено раздельное отражение показателей, полученных от:
1) обычной деятельности:операционной – основной деятельности предприятия; инвестиционной – включаетоперации, связанные с приобретением и реализацией тех необоротных активов, атакже тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частьюэквивалентов денежных средств; финансовой – деятельности, приводящей к изменениямразмера и состава собственного и заёмного капитала предприятия;
2) чрезвычайнойдеятельности – включает операции или события, отличающиеся от обычнойдеятельности, повторение которых периодически или в каждом последующем отчётномпериоде не ожидается.

2. Порядок проведенияаудита финансового результата
Анализ финансовыхрезультатов – важнейшее направление аудита, главной целью которого являетсяпроверка правильности отражения в отчётности финансовых результатов, а такжесвоевременность и полнота перечисления налогов в бюджет. Кроме того, обращаетсявнимание на правильность распределения прибыли, создания фондов, выплат дивидендови т.п.
Прибыль является основнымобобщающим качественным показателем деятельности предприятия и характеризуетконечный финансовый результат, эффективность производства. В связи с этимогромное значение имеет чёткая организация контроля за формированием прибыли исо стороны налоговых, аудиторских и внутрихозяйственных служб в пределахкомпетенции каждого из них.
Аудиторскаяорганизация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторскихдоказательств, чтобы убедиться, что:
конечныесальдо по счету синтетического учета нераспределенной прибыли (убытка) (84)предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемогоотчетного периода;
соответствующиепоказатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периодасоответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учетанераспределенной прибыли (убытка);
проверкаправильности формирования чистой прибыли (убытка)
Припроведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативныхактов о порядке формирования чистой прибыли.
Для обобщенияинформации о формировании конечного финансового результата деятельностиорганизации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результатотражает изменение собственного капитала за определенный период в результатепроизводственно-финансовой деятельности организации. Финансовый результатопределяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражаютдоходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.
Хозяйственные операцииотражаются на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е.нарастающим итогом с начала года.
Сопоставлениемкредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовыйрезультат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовымотражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибылиорганизации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается каксальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовыйрезультат организации складывается под влиянием:
а) финансового результатаот реализации продукции (работ, услуг), основных средств, материалов и другогоимущества;
б) внереализационныхприбылей и убытков.
Различие между этимисоставными частями прибылей или убытков состоит в том, что финансовый результатот реализации продукции и другого имущества первоначально определяется посчетам реализации, а затем с этих счетов списывается на счет 99.
Внереализационные прибылии убытки сразу относят на счет 99, без предварительной записи на промежуточныхсчетах.
Основными целямипроведения аудита финансовых результатов являются:
1. Общий анализ учетнойполитики предприятия в части формирования финансового результата ииспользования прибыли (метод определения выручки от реализации, способ учетакурсовых разниц, создание резервов и фондов специального назначения).
2. Правильность веденияучета по отдельным разделам и счетам учета и распределения прибыли.
3. Соблюдение налоговогозаконодательства (правильность расчета налога от фактической прибыли,закономерность включения затрат в себестоимость продукции).
4. Анализ динамикипоказателей балансовой и чистой прибыли.
Основными задачами аудитафинансовых результатов являются:
проверка правильностиформирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности предприятия;
установления законностиоформления хозяйственных операций о деятельности предприятия в первичныхдокументах и сверка данных, отраженных в учётных регистрах;
проверка расчётов налогана прибыль и своевременность его уплаты в бюджет;
обеспечение контролядостоверности информации отражаемой в бухгалтерском учёте и отчётности;
анализ способов поискарезервов прибыли и эффективности её использования;
проверка полнотыотражения на счетах бухгалтерского учёта выручки от реализации продукции(работ, услуг), внереализационных результатов и прочих доходов;
разработка мероприятий ифинансовых стратегий, направленных на снижение себестоимости и увеличениеприбыли;
контроль за соблюдениемустановленного режима финансирования различных затрат за счёт прибыли;
выявление отклоненийфактического использования прибыли от планируемого, установление их причин и последствий;
проверка правильностиопределения причитающихся бюджету платежей и оставляемой предприятию частиприбыли.
Основными источникамиданных о финансовом результате хозяйственно-финансовой деятельности предприятияслужат записи в учётных регистрах – Главной книге, в журнале-ордере илизаменяющих его регистрах оборотов в аналитическом разрезе по счёту 99 «Прибыльи убытки»; учредительные документы предприятия, приказы, распоряжения и различныепервичные документы, банковские выписки о движении денежных средств нарасчётном счёте, кассовый отчёт с приложенными к нему приходными и расходнымиордерами, платёжными ведомостями, документы на отпуск готовой продукции сосклада, платежные требования и платёжные поручения на оплату отгруженнойпродукции и другие.
Для обобщения информациио конечном финансовом результате ведётся счёт 99 «Прибыли и убытки». Основнымиисточниками аудита использования прибыли служат: баланс доходов и расходов,бухгалтерский баланс, расшифровки бухгалтерских статей «Платежи в бюджет» и«Прочие отвлечённые средства», соответствующие форме отчётности, первичныебухгалтерские документы и записи в учётных регистрах, а также представляемые вфинансовые органы расчёты платежей за фонды и отчислений прибыли в бюджет.
При проведении аудита необходимоучитывать, что конечный финансовый результат работы предприятия отражает его балансовуюприбыль или убыток, который слагается из финансового результата от реализациипродукции, работ, услуг основных средств и иного имущества предприятия идоходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этимоперациям.
Выручка от реализациипродукции определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчётах – помере поступления средств за товары на счета учреждения банков, а при расчётахналичными деньгами – по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузкитоваров (выполнения работ, услуг) по предъявлению покупателю (заказчику)расчётных документов.
Основными вопросамипроверки фактической прибыли является установление правильности: отражения вотчётности; фактической выручки от реализации основной продукции; фактическихзатрат на производство реализованной продукции; прибыли от прочей реализации;внереализационных доходов; суммы превышения расходов на оплату труда персоналапредприятия, занятого в основной деятельности, по сравнению с их нормируемойвеличиной.
На первоначальном этапеаудитор устанавливает правильность определения предприятием прибыли и выручкиот реализации продукции.
Аудитор, прежде всего,выясняет, как в учётной политике предприятия предусмотрено учитывать финансовыйрезультат от реализации продукции (работ, услуг) – по предъявленным расчётнымдокументам или по мере оплаты.
После сверки отчётныхданных и данных, отражённых в учетных регистрах, проверяют правильность изаконность оформления операций по отгрузке готовой продукции (работ, услуг) впервичных документах. При проверке сопоставляют даты складской расходной накладной,товарно-транспортные накладные и пропуска на вывоз продукции и материальныхценностей. При выявлении расхождения дат необходимо сличить дату отраженияоперации по отгрузке продукции в учётном регистре и дату оплаты отгруженнойпродукции по выписке банка и платёжному требованию (поручению) или приходномукассовому ордеру. На обнаруженные расхождения делают пересчёт выручки отфактической реализации продукции.
Обращается внимание направильность отражения в учётных регистрах операций, связанных с реализациейпродукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств.
Аудитор обязан также проверитьправильность оценки продукции и полноту отражения выручки от реализациипродукции незавершённого производства отпуска продукции в порядке обмена,продажи материальных ценностей по ценам ниже себестоимости и в иностраннойвалюте. При этом надо иметь в виду, что при обмене или реализации продукциинезавершённого производства по ценам ниже себестоимости для целейналогообложения принимается сумма сделки, отражаемая исходя рыночных ценреализации аналогичной продукции. Для проведения аудита финансовых результатов,необходимо проверить правильность отражения всех доходов и расходов предприятияв соответствующих формах отчётности. В частности, изучается правильностьраспределения различных скидок и издержек обращения и производства нареализованную продукцию и на её остаток; своевременность, полнота и законностьсписания доходов и расходов на счета, учитывающие финансовые результатыхозяйственной деятельности.
Финансовый результат отпрочей реализации включает результаты от реализации основных средств, товарно-материальныхценностей, нематериальные активы, ценные бумаги и др.
Аудит финансовыхрезультатов от прочей деятельности предполагает рассмотрение этих операций посуществу, с точки зрения как законности совершения данных операций, так иправильность оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации иприбыли.
Аудитор документальнопроверяет достоверность отчётных показателей по реализации продукции (попервичным документам – договорам, товарно-транспортным накладным, счетам, атакже платёжным поручениям при выписках банка, подтверждающих соответственнофакты отгрузки и реализации продукции; по учётным регистрам, включая Главнуюкнигу, и по формам бухгалтерской отчётности), степень выполнения договорныхобязательств, производит счётную проверку показателей, отчётных форм,анализирует изменения структуры реализации в сравнении с намечавшимисяпоказателями, т.е. ассортиментные сдвиги в реализуемой продукции, правильность применениядоговорных цен, изменение качественных параметров продукции.
Аудитору также необходимооценить балансовую прибыль. Это проводится путём сопоставления соответствующихпоказателей с предыдущим отчётным периодом и за ряд таких периодов для того,чтобы видеть динамику показателей и оценить тенденцию их изменения.
Углубляя анализ,изучаются результаты прочей реализации по видам продукции, а также доходы покаждому элементу внереализационных операций. Используя приёмы пересчёта,выясняют влияние отдельных факторов (роста цен, удорожание себестоимости,изменение объёма и структуры реализованной продукции) на величину прибыли.
Аудит внереализационныхрезультатов следует производить по каждому их виду. При этом следуетустановить, правильно ли они отнесены на счёт предприятии и непосредственно насчёт прибылей и убытков, не было ли допущено при списании сумм на убыткинарушений действующих положений.
Внереализационные убыткив значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины ипоказывают недостаточную борьбу предприятия за сохранность собственности.Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек не характеризуюткачество работы предприятия, а в некоторых случаях свидетельствуют о плохойпостановке учёта (например, прибыль прошлых лет, выявлена в отчётном году).
Проведение аудитавнереализационных результатов осуществляется в следующей последовательности:
1) затраты на содержаниезаконсервированных производственных мощностей и объектов; 2) затраты поаннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукцию;3) присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций занарушения условий хозяйственных договоров; 4) суммы сомнительных долгов порасчётам с другими предприятиями, отдельными лицами; 5) убытки от списаниядебиторской задолжности, по которой срок исковой давности истёк; 6)некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, в результате пожаров, аварий идр.
По окончании проверкиможно сделать оценку динамики показателей балансовой и чистой прибыли заотчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели запрошлый и отчетный период, рассчитываются отклонения от базовой величиныпоказателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние набалансовую и чистую прибыль.
По окончании проверкиучета финансовых результатов и их использования, аудитор составляет аудиторскоезаключение, в котором должно быть отражено мнение о достоверности бухгалтерскойотчетности, соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершениифинансово-хозяйственных операций, описание выявленных в ходе аудитасущественных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета иподготовки бухгалтерской отчетности.
2.1 Структураи порядок формирования финансового результата
Финансовый результат отражаетизменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовойдеятельности организации.
Конечный финансовыйрезультат организации складывается под влиянием:
а) финансового результатаот продажи продукции (работ, услуг);
б) финансового результатаот продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества(части операционных доходов и расходов);
в) операционных доходов ирасходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
г) внереализационныхприбылей и убытков;
д) чрезвычайных доходов ирасходов.
Различие между этимисоставными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат отпродажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90«Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается насчет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от продажиимущества, операционные и внереализационные доходы и расходы в начале отражаютна счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают насчет 99. Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительнойзаписи на промежуточных счетах в корреспонденции счетами учета материальных ценностей,расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п. Кроме того, подебету счета 99 отражают начисленные платежи прибыль и суммы причитающихся налоговыхсанкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежипо перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.
По окончании отчетногогода счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря суммучистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)».
Сумма убытка списываетсяс кредита счета 99 на дебет счета 84.
Аналитический учет посчету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составленияотчета о прибылях и убытках.
2.2. Учет прибылей и убытков
В соответствии сдействующим порядком бухгалтерский учет финансовых результатов ведетсяорганизацией раздельно по периодам их получения:
– результатамотчетного года – на счете 99 «Прибыли и убытки»;
– результатампрошлых лет – на счете 84 «Нераспределенная прибыль и убытки (непокрытыйубыток)».
На счете 99 «Прибыли иубытки» организация отражает в течение отчетного года конечный финансовый результатсвоей хозяйственной деятельности.
Конечный финансовый результат,или чистая прибыль (убыток), определяется как сумма финансовых результатов отобычных видов деятельности с учетом результатов по предметам деятельности,прочих доходов и расходов и чрезвычайных доходов и расходов, уменьшенных наплатежи в бюджет налога на прибыль. При этом финансовый результат:
– от обычных видовдеятельности организации – это прибыль или убыток от продаж товаров, продукции,работ и услуг по уставным видам деятельности организации. При этом делается записьпо дебету (кредиту) счета 90 «Продажи» и кредиту (дебету) счета 99 на сумму прибыли(убытка).
Организация в таком жепорядке отражает финансовый результат по предметам своей деятельности;
– по прочим доходами расходам – это полученные в отчетном месяце доходы и расходы, которыеорганизация получила или понесла в результате прочих операций, не связанных с обычнымиее видами деятельности, и предметами ее деятельности. При этом делается запись покредиту (дебету) счета 99 и дебету (кредиту) счета 91 «Прочие доходы и расходы»на сумму прочих доходов (расходов);
– по операциям чрезвычайногохарактера – это потери, расходы и доходы, возникшие у организации в результате стихийныхбедствий, пожаров, аварий, национализации, и т.п. При этом делается запись подебету счета 99 (если возникли потери и убытки) или кредиту счета 99 (если имелисьдоходы) и кредиту или дебету счетов учета материальных ценностей, расчетов с персоналомпо оплате труда, денежных средств и т.п.
Полученный финансовый результатуменьшается перед бюджетом на обязательства, отражаемые по допущению временной определенностифактов хозяйственной деятельности (принципу начисления). По расчетам по налогу наприбыль – отражается сумма налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этомуналогу, начисленные в отчетном году из фактической прибыли, а также суммыпричитающихся налоговых санкций. При этом делается запись:
Дебет 99 Кредит 68«Расчеты но налогам и сборам».
Выявленный на счете 99финансовый результат по состоянию на 31 декабря отчетного года отражает прибыль(или убыток), которая распределяется между участниками (акционерами) или покрываетсяими. Финансовый результат списывается заключительными оборотами отчетного года насчет формирования прибыли к распределению в кредит (прибыль) или дебет (убыток)счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При этом результат по счету84 отражается в бухгалтерской отчетности как прибыль или убыток отчетного года.
Финансовый результат,получаемый организацией в течение года, может до его утверждения участниками(акционерами) быть использован в отчетном году на покрытие различных расходов илиотчисления, которые производятся организацией в соответствии с нормамираспределения прибыли, установленными федеральными законами, регулирующими деятельностьорганизации соответствующей организационно-правовой формы собственности.
В первом случае организацияможет принять решение об образовании резервов (резервных капиталов), которые создаютсяза счет ее чистой прибыли.
Во втором случаеорганизация может выплатить промежуточные дивиденды по результатам работы заквартал или полугодие.
Учет финансовыхрезультатов прошлых лет
Финансовый результат вформе чистой прибыли или убытка, полученный в отчетном году, а также сумма егоавансового использования в следующем году являются уже частью финансового результата,полученного по операциям прошлых лет.
В связи с этим доутверждения результатов отчетного года, отраженных на субсчетах 84–1 и 84–2, рекомендуетсяв следующем году (в котором производятся утверждение и распределение прибыли илиопределения порядка покрытия убытка) ввести на счете 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» для учета указанных результатов субсчета:
– 84–3 «Прибыль(убыток) прошлого года к распределению» – для учета прибыли прошлого года кутверждению;
– 84–4 «Авансовоеиспользование прибыли прошлого годя» – для учета авансового использования прибылипрошлого года до утверждения ее распределения.
Счет 84 предназначен для учетасумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации, полученных в прошлыегоды (с момента распределения прибыли отчетного года до ее использования на увеличениеуставного капитала или иные аналогичные нужды).
В связи с этим рекомендуетсявести учет нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет по этапамвозникновения результата, его распределения и использования.
По этапам возникновения прибыльможно классифицировать как прибыль прошлого года до утверждения и прибыльпрошлых лет.
В соответствии с Планомсчетов бухгалтерского учета прибыль прошлых лет относится к показателю, которыйявляется составной частью капитала организации. Однако исходя из структурыданного показателя видно, что в бухгалтерском отчёте следующего за отчетнымгода прибыль прошлых лет до ее утверждения на годовом собрании участников(акционеров) в части, подлежащей к распределению на выплату доходов (дивидендов),не составляет капитала организации, а является ее обязательствами.
Методикапроверки финансовых результатов от хозяйственной деятельности.
Основными источникамиданных о финансовом результате хозяйственно-финансовой деятельности предприятияслужат записи в учётных регистрах – Главной книге, в журнале-ордере илизаменяющих его регистрах оборотов в аналитическом разрезе по счёту 99 «Прибыльи убытки»; учредительные документы предприятия, приказы, распоряжения и различныепервичные документы, банковские выписки о движении денежных средств нарасчётном счёте, кассовый отчёт с приложенными к нему приходными и расходнымиордерами, платёжными ведомостями, документы на отпуск готовой продукции сосклада, платежные требования и платёжные поручения на оплату отгруженнойпродукции и другие.
Самой важной отчётной формой, содержащиепоказатели, характеризующие финансовые результаты предприятия, является баланс предприятияформа №1. в пассиве баланса отражается прибыль отчётного года. Проверка правильностисоставления баланса основывается на следующих моментах:
– данныестатей баланса на начало периода должны соответствовать данным балансапредшествующих лет;
– данныестатей баланса на конец отчетного периода должны бать обоснованы результатамиинвентаризации;
– суммыстатей баланса по расчётам с финансовыми, налоговыми органами должны батьсогласованы с ними и тожденственными;
– данныезаключённого баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетамГлавной книги и другого аналитического регистра на конец отчётного периода;
– данныена начало и конец отчётного года должны бать сопоставимы.
Любыерасхождения в статьях баланса должны бать объяснены.
Наиболееполные данные о финансовых результатах содержаться в отчете о прибылях иубутках. В нем отражается финансовыйрезультат от реализации продукции, товаров, работ, услуг, реализации и выбитияосновних средств и прочих активов, а также от внереализационных операций. Вотчете показывается использование прибыли, платежи за сет неё во внебюджетные идругие фонды.
Припроведении аудита не обходимо учитывать, что конечный финансовый результат работыпредприятия отражает его балансовую прибыль или убыток, который слагается изфинансового результата от реализации продукции, работ, услуг основних средств иинного имущества предприятия и доходов от внерелиазационных операций, уменьшенных насумму расходов по этим операциям.
Основнимивопросами проверки фактической прибылиявляется установлениен правильности:
Отражениев отчете; фактической виручки от реализации основной продукции; фактическихзатрат на производство реализованной продукции; прибыль от прочей реализации;внерелазационных доходов; суммы превышения расходов на оплату труда персонала.
Напервоначальном этапе аудитор устанавливает правильность определенияпредприятием прибыли и виручки от реализации продукции.
Аудитор,прежде всего, выясняет, как в учетной политике предприятия предусмотреноучитывать финансовый результат от реализации продукции – по предъявленнымрасчётным документам или по мере оплаты.
Аудитрпроверяет аналитические документы, регистры учёта и устанавливает законность,правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.
Наосновании первичных документов аудитор сверяет данные с отчетом о прибылях иубутках.
Послесверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, проверяетсяправильность и законность оформления операций по отгрузке готовой продукции впервичных документах. При проверке сопоставляют даты складской расходнойнаклодной, товарно-транспортной накладной и пропуска на вывоз продукции иматериальных ценностей. Аудитор также обязан проверить правильность оценкипродукции и полноту отражения на счете 45 «Товары отгружены» выручки отреализации продукции незавершенного производства отпуска продукции в порядкеобмена, продажи материальных ценностей по ценам ниже себестоимости и виностранной валюте.
Аудитфинансовых результатов от прочей реализации предпологает рассмотрение этихопераций по существу, с точки зрения как законности совершения даннях операций,так и правильности оценки реализуемого имущества.
Аудитордокументально проверяет достоверность отчётных показателей по реализациипродукции, степень выполнения договорных обязательств, производит счетнуюпроверку показателей, отчетных форм, анализирует изминения структуры реализациив сравнении с намеченными показателями.
Аудитсебестоимости начинается с проверки как правомерности самих затрат, так иобоснованной их величине.
Привозможности аудитор сравнивает фактическую себестоимость с плановой.
Следуеттакже обратить внимание на правильность и обоснованность отражения по налогу наприбыль и связанных с умменьшением налогооблогаемой базой.
Аудиторунеобходимо оценить балансовую прибыль. Это проводится путем сопоставлениясоответствующих показателей с предыдущим отчетным периодом и за ряд такихпериодов для того, чтобы видеть динамику показателей и оценить тенденцию ихизменения. Для анализа привлекаются данные отчетности и предыдущих периодов, атакже аналитический сет 99.
Используяприёмы перерасчета, выясняют влияние отдельных факторов на величину прибыли.
Аудитвнереализационных результатов следует призводить по каждому их виду. При этомследует установить, правильно ли они отнесены за счет предприятия инепосредественно на счет прибылей и убытков, не было ли допущено при списаниисумм на убутки нарушений действующих положений.
Последовательностьпроведения аудита внерелиазационных результатов:
1.затарты на содержание законсервированных производственных можностей и объектов;
2.затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшеепродукцию;
3. присужденныеили признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций;
4.суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятияеми, отдельнымилицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
5. убытки от списаниядебиторской задолжности, по которой срок исковой давности истек, и другихдолгов, не реальних для взыскания;
6.некомпенсируемые потери от стихийных бедствий.
Аудитраспределения прибыли выявляет количественные взаимосвязи и взаимообусловленностьобщего размера прибыли и той её части, которая поступает в распоряжение длявозмещения расходов и материального стимулирования производств.
Впроцессе использования прибыли отражается финансовые отношения предприятия сбюджетом, банками, колективом работников.
Припроверке необходимо особое внимание обратить на соблюдение установленнойметодики отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль.Начисление этого налога как по ежемесячным авансовым платежам, так и поежеквартальным и годовым пересчетам должно производиться, исходя из фактическиполученной с начала года прибыли. В заключительных оборотах декабря передсоставлением годового отчета на указанных счетах должна отражаться всяпричитающаяся к уплате сумма налога с фактической прибыли за отчетный год.
Такимобразом, контроль хозяйственных операций по формированию финансовых результатовдеятельности предприятия и использования прибыли дополняется рекомендациями поустранению выявленных недостатков и внесением соответствующих корректировок вучетные данные и отчетность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.