Министерство образования Российской Федерации
Институт менеджмента, маркетинга и финансов
Курсоваяработа
подисциплине:Аудитна тему:
«Процедурааттестации аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности»
Воронеж 2008 г.
Содержание
Введение
1. Квалификационныетребования к аудиторам
2. Аттестация аудиторов
2.1 Система аттестацииаудиторов в РФ
2.2 Условия допуска каттестации
2.3 Порядок подачидокументов претендентами
3. Квалификационныйэкзамен
3.1 Подготовка кквалификационному экзамену
3.2 Организацияквалификационного экзамена
3.3 Порядок проведенияквалификационного экзамена
4. Квалификационныйаттестат на право осуществлять аудиторскую деятельность
4.1 Выдачаквалификационного аттестата
4.2 Аннулированиеквалификационных аттестатов аудиторов
4.3 Лицензированиеаудиторской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется всоответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ №119)и принятыми во исполнение закона федеральными правилами (стандартами), указамиПрезидента Российской Федерации, постановлениями Правительства РоссийскойФедерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторскойдеятельности.
Можно выделить пять уровней правовогорегулирования аудиторской деятельности:
• федеральное законодательство (Закон «Обаудиторской деятельности», Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.);
• указы Президента РФ и постановленияПравительства РФ;
• федеральные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности;
• инструкции Минфина России и Центрального банкаРФ по аудиторской деятельности;
•внутрифирменные стандарты, разрабатываемые для детализации правил аудиторскойдеятельности и международных стандартов.
В даннойработе будут рассмотрены процедура аттестации аудиторов и условия допуска каудиторской деятельности.
1. Квалификационныетребования к аудиторам
Высокий уровень профессионализма аудиторовявляется залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказаниеаудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Поэтомугосударство в лице органов, регулирующих аудиторскую деятельность, предъявляетдостаточно высокие требования к лицам, желающим заниматься аудиторскойдеятельностью, и к практикующим аудиторам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона обаудиторской деятельности обязательными требованиями к претендентам на получениеквалификационного аттестата аудитора являются:
1) наличие документа о высшем экономическом и(или) юридическом образовании полученном в российских учреждениях высшегопрофессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либоналичие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании,полученном в образовательном учреждении иностранного государства, исвидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документугосударственного образца о высшем экономическом и (или) юридически образовании;
2) наличие стажа работы по экономической илиюридической специальности не менее трех лет.
При этом Минфин России имеет право устанавливатьи дополнительные требования к претендентам на получение квалификационногоаттестата аудитора.
Более подробно требования к уровнюпрофессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определеныПорядком проведения аттестации на право оcуществления аудиторскойдеятельности и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образованиеаудитора» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности приПрезидентеРФ, протокол от 22.01.98 №2).
В соответствии с требованиями выделяют четыреэлемента образования аудитора:
· базовоеобразование;
· практическийопыт;
· специальноепрофессиональное образование;
· свободноевладение деловым русским языком.
Базовое образованиевключает в себя всоответствии с действующим законодательством:
– высшее экономическое или юридическоеобразование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственнуюаккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства,дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;
– среднее специальное экономическоеобразование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственнуюаккредитацию.
Документами, подтверждающими базовое образование,являются:
– диплом об окончании высшего учебногоучреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, поэкономическому или юридическому профилю;
– диплом об окончании высшего учебногоучреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу вРоссийской Федерации, по экономическому или юридическому профилю;
– диплом об окончании среднего специальногоучебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственнуюаккредитацию, по экономическому профилю.
Практический опыт работыопределяется стажемработы не менее трех из последних пяти лет в качестве:
– руководителя, аудитора или специалистааудиторской организации;
– бухгалтера;
– экономиста;
– ревизора;
– научного работника или преподавателя поэкономическому профилю.
При этом в стаж засчитывается работа навышеуказанных должностях в штате организации, по совместительству или вкачестве индивидуального предпринимателя, причем стаж работы посовместительству определяется с учетом фактически отработанного времени впересчете на целые рабочие дни.
Документами, подтверждающими практический опыт,являются:
– нотариально заверенная выписка из трудовойкнижки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти понеобходимой специальности;
– справка аудиторской организации заподписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты иномера приказа о зачислении и увольнении и занимаемой должности, фактическойпродолжительности рабочего дня;
– справка государственного фонда социальногострахования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальнойтрудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданныйорганами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматьсяиндивидуальной трудовой деятельностью по специальности.
Специальное профессиональное образованиевключает обучение с отрывомбез отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах иорганизациях по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ) и стажировку ваудиторской фирме. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себялекции, практические занятия по вопросам применения правовых нормативных актов,аудиторских правил (стандартов) и процедур, деловые игры, семинары, написаниерефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебнойработы. Изучение в установленном объеме учебных дисциплин завершается сдачейвыпускных экзаменов по каждой дисциплине на русском языке в письменной форме.
Завершающим этапом специального профессиональногообразования является прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющейгосударственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Дляруководства стажировкой по договору, заключенному УМЦ с аудиторской фирмой,назначается индивидуальный руководитель, имеющий стаж работы в качествеаттестованного аудитора не менее трех лет. Таким образом документами,подтверждающими специальное профессиональное образование, являются –
– документ о получении специальногопрофессионального образования;
– документ о прохождении стажировки.
Владение деловым русским языкомвключает наличие навыковвладения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов,проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации,делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменнойинформации аудитора руководству экономического субъекта по результатампроведения аудита.
Документами, подтверждающими владение русскимязыком (для нерезидентов и граждан – резидентов, получивших общеобразовательноесреднее и высшее базовое образование за рубежом), являются:
– документ о получении специальногопрофессионального образования, в котором числе изученных дисциплин указанрусский язык;
– диплом учебного учреждения, имеющегогосударственную аккредитацию, в коп ром претендент прошел обучение устному иделовому письменному русскому языку объеме не менее 300 часов.
Кроме того, стандарт предусматривает, что каждыйаттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации вобъеме не менее 40 часов по утвержденным программам. Помимо всего, каждыйаттестованный аудитор должен систематически самостоятельно повышать своюквалификацию путем:
– изучения законов, стандартов, инструкций идругих нормативных актов, вносимых в них дополнений и изменений;
– изучения зарубежного и отечественногоопыта по организации и методике проведения аудита;
– участия в семинарах, конференциях,симпозиумах;
– разработки пособий, монографий по вопросамтеории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов иправа;
– участия в работе над правилами(стандартами), методиками, программами учебных курсов по аудиту.
Подтверждением повышения квалификации аудитораявляется документ установленного образца о прохождении ежегодного повышенияквалификации в УМЦ или иных организациях в объеме не менее 40 часов.
2. Аттестация аудиторов
2.1 Система аттестации аудиторов в РоссийскойФедерации
В настоящее время действует Временное положение осистеме аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ,утвержденное приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. №93н (далее – Временноеположение). В соответствии с этим положением Минфин России организует вустановленном законодательством порядке систему аттестации, обучения иповышения квалификации аудиторов в РФ.
Аттестация, обучение и повышение квалификацииаудиторов проводятся в учебно-методических центрах (УМЦ), включенных МинфиномРоссии в государственный реестр Учебно-методических центров.
Для того,чтобы быть включенным в государственный реестр, учебно-методический Центрдолжен отвечать следующим условиям.
1. УМЦ действует (создан) в структуреобразовательного учреждения или с участи, образовательного учреждения иаккредитованного профессионального аудиторского объединения.
2. Образовательное учреждение имеет лицензию направо осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительногопрофессионального образования по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ иаудит» и (или) «Финансы и кредит; причем длительность обучения, предусмотреннаялицензией, должна быть не менее 200 часов.
3. УМЦ имеет в штате или привлекает преподавателейвысшей квалификации по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и(или) «Финансы и кредит: «Налоги и налогообложение» либо по кафедрам, читающимкурсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, налогообложению, финансам икредиту.
4. УМЦ имеет необходимую материально-техническуюбазу.
5. Образовательное учреждение имеет трехлетнийопыт работы по подготовке (пepеподготовке) или повышению квалификации кадровэкономического профиля.
Сведения о включении учебно-методического центрав государственный реестр учебно-методических центров публикуются МинфиномРоссии в «Финансовой газете».
В соответствии с постановлением Правительства РФот 6 февраля 2002 г. №8 «О вопросах государственного регулированияаудиторской деятельности в РФ» Минфин России заключает договоры собразовательными учреждениями, в структуре или с участием которых созданы УМЦ,о проведении в этих УМЦ квалификационных экзаменов повышении квалификацииаудиторов и перечисляет им необходимые средства на организацию этих мероприятийиз средств, поступающих на специальный счет Минфина Росси в счет платы запроведение аттестации. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФот 6 мая 1994 г. №482 «Об утверждении нормативных документов порегулированию аудиторской деятельности в РФ».
Для обеспечения проведения аттестации Советом поаудиторской деятельности при Минфине РФ по согласованию с Минфином Россиисоздаются комиссия по разработке обновлению программ квалификационных экзаменови программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию иобновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается составуказанных комиссий. База данных для формирования экзаменационных билетов итестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используетсяМинфином России в процессе аттестации. База данных №формированияэкзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов поэкзаменационнымбилетам, не менее 1000 вопросов тестов для проведения квалификационногоэкзамена в соответствии с разделами Программ; не менее 150 практических задачпо аудиту. Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетовтестов осуществляется на регулярной основе с учетом внесенных изменений идополнений в законодательные и нормативные акты.
2.2 Условия допуска к аттестации
Аттестация проводится с целью проверкиквалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, вформе квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестатааудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторовследующих типов:
– в области общего аудита;
– в области аудита бирж, внебюджетных фондови инвестиционных институтов;
– в области аудита страховых организаций иобществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
– в области аудита кредитных организаций,банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).
За проведение аттестации взимается плата (на датуподачи претендентом полного комплекта документов) в соответствии с действующиминормативными правовыми актами РФ. Отметим, что при неудовлетворительных итогахаттестации плата за ее проведение не возвращается претенденту.
К аттестации допускаются лица, имеющие высшееэкономическое и (или) юридическое образование, полученное в российскихучреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственнуюаккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическомобразовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства,и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документугосударственного образца о высшем экономическом и (или) юридическомобразовании. Кроме того, претендентам необходим стаж работы по экономическойили юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территорииРФ (либо в российских или совместных с российскими организациях и учрежденияхна территории иностранных государств).
2.3 Порядок подачи документов претендентами
Претенденты на получение квалификационногоаттестата аудитора представляют в Минфин РФ через УМЦ следующие документы:
– заявление, заполненное в печатном виде, одопуске к аттестации по форме, приведенной в Приложении 3 к Временномуположению о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов вРФ;
– заверенную в установленном порядке копиюдиплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
– завереннуюв установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможностинотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки,заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указаниемзанимаемой должности и срока пребывания в ней);
– свидетельство Министерства образования РФо признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличиивысшего экономического и (или) юридического образования, полученного виностранном образовательном учреждении);
– копию платежного документа о внесенииплаты за проведение аттестации;
– копию свидетельства о постановке на учет вналоговом органе физического лицапо месту жительства на территории РФ.
На основе полного комплекта документов УМЦформируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена вколичестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются вМинфин России не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационногоэкзамена и рассматриваются Минфином РФ в срок не превышающий 10 дней.Представители УМЦ получают в Минфине России списки претендентов, допущенных ксдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней; даты проведенияквалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групппретендентов указанные списки возвращаются на переоформление в УМЦ.
3. Квалификационный экзамен
3.1 Подготовка к квалификационному экзамену
Порядок предаттестационного (илипредквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационногоаттестата аудитора определяется Федеральным правилом (стандартом) аудиторскойдеятельности «Образование аудитора».
Программы проведения квалификационных экзаменовна получение квалификационного аттестата аудитора утверждает Минфин России.
Цель данной программы – обобщить исистематизировать знания, которыми должен владеть претендент при сдачеквалификационных экзаменов на квалификационный аттестат аудитора. Программаориентирована на действующие законодательные и нормативные акты РФ, и взависимости от изменений, вносимых в нормативные акты, может быть дополнена иизменена в установленном порядке. Данная программа состоит из пяти разделов.
Раздел 1. Правовое регулирование хозяйственнойдеятельности.
Раздел 2. Бухгалтерский учет и отчетность.
Раздел 3. Налогообложение юридических ифизических лиц.
Раздел 4. Финансы организаций: менеджмент ианализ.
Раздел 5. Аудит.
При подготовке слушателей к сдачеквалификационных экзаменов на аудиторских занятиях основное внимание должноуделяться изучению нововведений, систематизации знаний по методологическим исложным вопросам, разбору спорных конкретных хозяйственных ситуаций, обучениюнавыкам применять свои знания на практике. Вопросы, которые составляют содержаниеучебных программ базовых курсов высших учебных заведений, претенденты должныповторять к квалификационным экзаменам самостоятельно.
3.2 Организация проведения квалификационногоэкзамена
Квалификационные экзамены по направлениям аудита,соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора,проводятся один раз в месяц одновременно во всех УМЦ, своевременно подавшихнеобходимые документы.
Квалификационные экзамены проводятся в течениетрех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы поэкзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведениемписьменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). Впериод квалификационного экзамена письменно-устная работа проводитсяисключительно по местонахождению УМЦ. Квалификационные экзамены сдаются нарусском языке без помощи переводчика.
Информация о дате и месте проведенияквалификационного экзамена доводится до сведения претендентовучебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты егопроведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаютсяМинфином России.
Минфин России формирует состав экзаменационныхкомиссий для проведения квалификационного экзамена в письменно-устной форме запять дней до даты проведения экзаменов. Тестирование безинформационно-технического обеспечения проводится экзаменационной комиссией.Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна, стоять из председателя,членов комиссии – специалистов в области гражданского права,бухгалтерскогоучета, налогообложения юридических и физических лиц, финансов организаций,аудита, а также технического секретаря.
Председатель экзаменационной комиссииопределяется из сформированного Минфином России по согласованию с Советом поаудиторской деятельности состава кандидатов в председатели экзаменационныхкомиссий по проведению квалификационных экзаменов
В состав каждой экзаменационной комиссиивключаются представители Минфина России и (или) федеральных органовисполнительной власти, участвующих в регулировании профессиональнойдеятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту(или)Банка России, и (или) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.Членами комиссии могут являться специалисты, в том числе рекомендованные кредитованнымипрофессиональными аудиторскими объединениями.
Минфин России формирует и утверждает для каждогоУМЦ индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов, не повторяющийэкзаменационные комплекты билетов и тестов для других УМЦ. Формирование экзаменационныхкомплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки избазы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов.
Для проведения тестирования формируются 20вариантов тестов, каждый из которых содержит 50 вопросов (10 вопросов покаждому из пяти разделов Программы), для выполнения письменно-устной работы поэкзаменационным билетам – экзаменационные билеты в количестве 25 штук.Экзаменационный билет состоит из двух частей.
Первая часть экзаменационного билета включает всебя 5 вопросов в соответствии каждым из разделов Программы, а вторая часть – однупрактическую задачу по аудиту.
Представители УМЦ получают в Минфине Россииэкзаменационные билеты и тесты, скрепленные штампом Министерства финансов РФ.При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменовМинфином РФ формируются индивидуальные варианты экзаменационных тестов и черезтелекоммуникационные средства связи доводятся до каждого претендента.
3.3 Порядок проведения квалификационного экзамена
Претенденты допускаются к квалификационнымэкзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего ихличность. Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа,удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются неявившимися на экзамен. Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствоватьна квалификационных экзаменах не разрешается.
При проведении квалификационных экзаменовпретендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актамиРФ, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решенияпрактической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается.Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются несдавшими экзамены.
Тестирование проводится в течение 3 академическихчасов. Экзаменационная комиссия оформляет протокол результатов тестирования ичерез УМЦ доводит данные результаты до сведения претендентов на следующий деньпосле даты проведения тестирования. При информационно-техническом обеспечениипроведения квалификационных экзаменов тестирование проводится с 10 до 12 часов15 минут (по московскому времени) в режиме реального времени, промежуточныйпротокол результатов тестирования оформляется Минфином России и через УМЦ доводитсядо сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования.
Результаты тестирования подсчитываются следующимобразом: за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла,за неправильный ответ – 0 баллов. Претендент, набравший по тестированиюменее 86 баллов (то есть ответивший правильно менее чем на 43 вопроса илидопустивший более 7 ошибок), считается не сдавшим экзамен и к письменно-устнойработе по экзаменационным билетам не допускается.
Письменно-устнаяработа проводится в два дня. В первый день проводится письменно-устный экзаменпо экзаменационным билетам, включающим 3 вопроса по следующим разделамПрограммы: «Основы правового регулирования имущественных отношений»,«Налогообложение юридических и физических лиц», «Финансы организаций». Наподготовку ответа по каждому вопросу билета в первый и во второй деньписьменно-устной работы претенденту предоставляется 1 академический час. После ответана каждый вопрос билета и сдачи экзаменационной комиссии подписанных листов списьменным ответом по данному вопросу претендент имеет право выхода изаудитории на 10 минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается следующийвопрос билета.
Во второй день проводится письменно-устная работапо билетам, включающим вопросы по разделам Программы «Бухгалтерский учет иотчетность» и «Аудит» и практическую задачу. После ответа на каждый вопросбилета и сдачи экзаменационной комиссии, подписанных листов с письменнымответом поданному вопросу претендент имеет право выхода из аудитории на 10минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается практическая задача,на решение которой предоставляется 2 академических часа. Претенденты не имеютправа выхода из аудитории до сдачи практической задачи экзаменационнойкомиссии.
По истечении времени, отведенного на проведениеэкзаменов, претенденты обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и билетывместе с подписанными ответами них. Претенденты, нарушившие эти требования,считаются не сдавшими квалификационный экзамен.
Оценка результатов письменно-устного экзаменапроизводится следующим образом – за каждый ответ на поставленный вопрос вбилете, оцененный экзаменационной комиссией «отлично», дается 10 баллов,«хорошо» – 8 баллов, «удовлетворительно» 6 баллов, «неудовлетворительно» – нольбаллов;
– за решение практической задачи даютсяследующие баллы: 50 баллов, 25 баллов, О баллов.
Успешно сдавшими квалификационные экзаменысчитаются претенденты, набравшие по второму этапу квалификационного экзамена от67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационныхбилетов не менее 42 баллов.
Результаты квалификационного экзамена объявляютсяпретендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после егопроведения.
4. Квалификационный аттестат на право осуществлятьаудиторскую деятельность
4.1 Выдача квалификационного аттестата
Минфин России рассматривает результатыквалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представленияучебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетомпредварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом поаудиторской деятельности при Минфине РФ и принимает Решение о выдаче (отказе ввыдаче) квалификационных аттестатов аудитора.
Лицам,успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестатаудитора соответствующего типа без ограничения срока действия по форме,утвержденной приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. №34н «Обутверждении Формы бланка квалификационного аттестата аудитора». Минфин Россиивыдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячныйсрок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатовосуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самомуаудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядкедоверенности.
Взамен утерянного (утраченного) действующегоквалификационного аттестата может быть выдан дубликат.
4.2 Аннулирование квалификационных аттестатоваудиторов
Аннулирование и порядок аннулированияквалификационного аттестата аудитора установлены в статье 16 Закона обаудиторской деятельности. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется вследующих случаях:
1) установлен факт получения квалификационногоаттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда,предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторскойдеятельностью в течение определенного срока;
3) установлен факт несоблюдения требований статей8 и 12 Закона об аудиторской Деятельности (аудитор допустил разглашениеаудиторской тайны или нарушил принцип независимости);
4) установленфакт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований,установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами)аудиторской деятельности;
5) установлен факт подписания аудиторомаудиторского заключения без проведения, аудиторской проверки;
6) установлен факт, что в течение двухкалендарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
7) аудитор нарушает требование о прохожденииобучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 Законаоб аудиторской деятельности.
Решение об аннулировании квалификационногоаттестата аудитора принимается Минфином России, который в этом случае выноситмотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которогоаннулирован, вправе обжаловать решение Минфина России в суд в течение трехмесяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестатааудитора.
Лицо, квалификационный аттестат которогоаннулирован по основаниям, перечисленным выше под номерами 1, 3, 4 и 5, невправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на правоосуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятиярешения об аннулировании квалификационного аттестата.
Лицо, квалификационный аттестат которогоаннулирован по основанию, указанному выше под номером 2, не вправе повторнообращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществленияаудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим взаконную силу приговором суда.
4.3 Лицензирование аудиторской деятельности
В соответствии со статьей 17 Закона обаудиторской деятельности лицензирование ayдиторской деятельности, втом числе порядок выдачи, приостановления и аннулировав лицензии,осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании о дельныхвидов деятельности. При этом датой получения аудиторской организацией ииндивидуальнымаудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается датапринятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Кроме того, если в соответствиис законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиторских услугтребует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальныеаудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующейлицензии.
Аудиторская деятельность включена в переченьвидов деятельности, подлежащей обязательному лицензированию в соответствии сФедеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности». Отметим, что статьей 15 Закона №128-ФЗустановлены размеры лицензионных сборов, зачисляемых в бюджеты.
Помимо лицензионных сборов Законом №128-ФЗпредусмотрены и иные платежи: предоставление выписок о конкретных лицензиатах иза выдачу дубликатов лицензии, за переоформление документа, подтверждающегоналичие лицензии (в том числе при продлении лицензии).
Конкретный порядок лицензирования установленПоложением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №190 (далее – Положениео лицензировании).
В соответствии с данным Положением лицензированиеаудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.
Лицензия на осуществление аудиторскойдеятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата можетпродлеваться на пять лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензииутверждается лицензирующим органом. В настоящее время действует форма,утвержденная приказом Минфина России от 1 апреля 2002 г. №26н.
Лицензионными требованиями и условиями приосуществлении аудиторской деятельности являются:
1) наличие у индивидуального аудитора или уаудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверкитипов квалификационных аттестатов аудитора;
2) наличие в штате аудиторской организации неменее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
3) осуществление предпринимательской деятельноститолько в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг всоответствии с нормативными правовыми актами РФ, в том числе федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующихдеятельность аудируемых организаций;
4) соблюдение правил внутреннего контролякачества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможностипроведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением вустановленном порядке всей необходимой для этого документации и информации всоответствии с законодательством РФ;
5) обеспечение сохранности сведений, составляющихаудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;
6)предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающихвозможность проведения их аудиторской проверки;
7) участие в обязательном аудите кредитныхорганизаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов,имеющих квалификационные аттестаты,
8) наличие у аудиторской организации при проведенииобязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности неменее двух лет;
9) наличие у аудиторской организации припроведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажааудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
Для получения лицензии соискатель лицензиипредставляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
– фамилии, имени, отчества, местажительства, данных документа, удостоверяют го личность, – для индивидуальногопредпринимателя;
– наименования, организационно-правовойформы и места нахождения – для юридического лица;
б) копию свидетельства о постановке соискателялицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номераналогоплательщика;
в) документ, подтверждающий уплату лицензионногосбора за рассмотрение лица лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
г) копию свидетельства о государственнойрегистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
д) копии учредительных документов и копиюдокумента, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единыйгосударственный реестр юридических лиц;
е) копии всех имеющихся у соискателя лицензииквалификационных аттестатов аудитор:
ж) сведения о фамилии, имени, отчестверуководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организацииаттестованных аудиторов – при наличии в штате организации только постояннопроживающих на территории РФ граждан РФ;
з) сведения о фамилии, имени, отчестве,занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителейорганизации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работниковорганизации – при наличии в штате организации иностранных граждан и / илине проживающих постоянно на территории Р1 граждан РФ.
Если копии вышеуказанных документов не заверенынотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Минфин России принимает решение о выдаче или оботказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступлениязаявления со всеми необходимымидокументами.
Положение о лицензировании предоставляет МинфинуРоссии право с целью контроля над соблюдением лицензиатами лицензионныхтребований и условий проводить проверки их деятельности. Основанием для проведенияпроверки могут являться:
· распоряжениеуполномоченного должностного лица Минфина России;
· планпроверок, утвержденный Минфином России;
· нарушениялицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ;
· обращенияи жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенныелицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушениязаконодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
При проведении проверки лицензиат обязанпредоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числеаудиторские заключения и рабочую документацию, составление которойпредусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, атакже другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы. Крометого, лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме)Минфин России об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемыхим для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а такжеобеспечивать условия для проведения проверок.
Проверка проводится в соответствии с программой,утвержденной уполномоченным должностным лицом Минфина России. Срок проведения,состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностнымлицом Минфина России, при этом срок проведения проверки, как правило, не долженпревышать 45 календарных дней. Отметим, что Минфин России не вправе проводить втечение одного календарного года более одной проверки аудиторской организацииили индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), заисключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобамизаказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.
По результатам проверки составляется акт в двухэкземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае выявления припроведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условийМинфин России обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиатупредупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.
Минфин России ведет реестр лицензий, в которомуказываются:
наименование лицензирующего органа;
лицензируемая деятельность;
сведения о лицензиате с указаниемидентификационного номера налогоплательщика, а именно:
наименование, организационно-правовая форма,номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице вЕдиный государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типыквалификационных аттестатов штатных аудиторов – для аудиторской организации;
фамилия, имя,отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номерсвидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов – для индивидуальногоаудитора;
срок действия лицензии;
номер лицензии;
дата принятия решения о выдаче лицензии;
сведения о регистрации лицензии в реестрелицензий;
основания и даты приостановления и возобновлениядействия лицензии;
основания и даты переоформления и продления срокадействия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.
Индивидуальныеаудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-тидневный срок сообщать влицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.
Заключение
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона обаудиторской деятельности аттестация на право осуществления аудиторскойдеятельности–это проверка квалификации физических лиц,желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация осуществляется в форме квалификационногоэкзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдаетсяквалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.
Порядокаттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формированияаттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаютсяМинфином России, а порядок получения лицензий на осуществление аудиторскойдеятельности устанавливается Правительством РФ. Организация проведенияаттестации и лицензирования аудиторской деятельности возлагается наМинистерство финансов РФ.
Высокий уровень профессионализма аудиторов – залогтого, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услугбудет осуществлено на самом высоком уровне.
Именнопоэтому государство в лице органов, на которые возложено регулированиеаудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокиетребования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторскойдеятельностью, так и уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационныйаттестат аудитора в установленном порядке.
Использованнаялитература
1. Федеральныйзакон от 07.08.01 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Андреев В.Д.,Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Аудит:Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин идр.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-Дана, 2004.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерскийучет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Лабынцев Н.Т.,Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М.:«Издательство ПРИОР», 2005.
6.Основыаудита/Н.Н. Шишкоедова Н.Н. – М.: ГроссМедиа 2004 – 240 с.