Содержание Введение 2 Глава 1. Прибыль: сущность и ее формирование 2 Глава 2. Анализ прибыли и ее формирования 1. Максимизация прибыли на основе применения предельных величин 2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе 16 использования маржинального дохода и производных от него величин 3. Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности 4. Методы параметрического имитационного математического моделирования формирования
прибыли 28 Глава 3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат 31 Заключение 36 Список литературы 37 Введение Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфи-ческого фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.
Эта специфика предприниматель-ства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями пред-принимательства являются: соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход
- прибыль. Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые во-просы. Определение валового дохода не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции и цены единицы товара). Уровень издержек производства является главным образом итогом резуль-тативности организации производственной деятельности. И действительно, он непосредственно зависит от прогрессивности
производственного процесса, тех-нологии выпуска продукции. Итоговыми же показателями хозяйственной дея-тельности являются доход и прибыль. Они характеризуют не что иное, как эф-фект, получаемый в результате всей производственно-хозяйственной деятельно-сти предприятия. Глава 1. Прибыль: сущность и ее формирование Прибыль образуется в результате реализации продукции.
Ее величина опре-деляется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и из-держками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавли-ваемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек произ-водства соответствует общественно необходимым затратам. Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функци-ей многих условий.
Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от Умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать це-новую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства за-висит от рациональности организации производства и труда, выбранной техноло-гии, технической оснащенности предприятия. Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации про-дукции, но и от других видов
деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балан-совую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереа-лизационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятель-ности других предприятий,
от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереали-зационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержа-ние законсервированных производственных мощностей, убытки от списания дол-гов и т.д.). Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балан-совую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом.
По-этому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на прак-тике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представ-ляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные соци-альные налоги
и образует фонды. В результате остается нераспределенная при-быль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в произ-водство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм ре-зерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации про-дукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно-польную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской дея-тельностью, поэтому касается практически
всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адап-тировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае за-висит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабиль-ным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание по-купателей, послепродажное обслуживание
и т.д.); в-третьих, от объемов произ-водства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над пред-приятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или час-тично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпри-нимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый
по вкладам в банк. Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и*собрание акционе-ров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются: • затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (сло-жившиеся в отрасли), — капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств; • затраты из прибыли, направленные на развитие
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП; • текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли; • отчисления в различные ассоциации, объединения; • выплата дивидендов по акциям; • отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли; • затраты на жилищное и другое социальное строительство. В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС),
акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет. В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, та-рифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постанов-лениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вме-ненные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений.
Эти издержки иногда называются неявными. Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, предприятие рас-полагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение про-изводства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб или 10% к вложенному капиталу: (1) Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депозитный счет в банке при 12% годовых, то оно
получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды. Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожалению, действующие правила не всегда при-знают эти расходы.
Например, расходы на рекламу учитываются в затратах пред-приятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, вели-чина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли. Глава 2. Анализ прибыли и ее формирования Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.
Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управления процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении яв-ляется проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана. В этом случае схема работ может быть представлена так, как показано на
рис. 1. Из схемы следует, что прибыль исчисляется как разность между плановой суммой выручки от продаж (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и плановой величиной себестоимости товарной продукции, управленческих и ком-мерческих расходов: (2) где Мр — прибыль от реализации, руб.; Вр — выручка от реализации, руб.; Ст — себестоимость товарной продукции, руб.; Pv — общая сумма управленческих расходов, руб.; Рк — общая сумма коммерческих расходов, руб.
Вместе с тем при планировании прибыли важно стремиться к ее максимиза-ции. Это сложный процесс, поскольку ее величина зависит от объема продаж и ассортимента продукции, уровня издержек производства и цены за единицу про-дукции, устанавливаемой предприятием, и каждый из них в свою очередь в своем формировании зависит от многих факторов. На практике и в теории применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации.
Основными из них явля-ются: 1) использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек; 2) проведение расчетов на основе маржинального дохода и производных от него величин; 3) формирование прибыли на основе условий безубыточности; 4) использование параметрических уравнений. 2.1. Максимизация прибыли на основе применения предельных вели-чин В данном случае основной принцип максимизации состоит в том, что при-быль максимизируется в
точке, в которой любое даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. прира-щение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так: (3) где Mn(q) — предельная прибыль от объема продукции; MR(q) — предельный доход (выручки) от объема продукции; MC(q) — предельные издержки от объема продукции. Рис.
1. Общая схема планирования прибыли Из формулы (3) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу: MR(q)=MC(q). (4) Поясним это на условном примере работы одного из предприятий. Данные о выпуске количества изделий, валовых постоянных издержках, относимых на со-ответствующее производство, валовых переменных издержках, относимых на со-ответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства
и обраще-ния, а также результаты расчета средних и предельных издержек, на единицу из-делия, приведены в табл. 1 (цифры для удобства округлены). Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответствующие ко-личеству возможной реализации изделий. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения: q = -4,78р+13 712,1. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения цены для разного количества продаж исчисляется по формуле: В количестве 3000 шт.:
Таблица 1 Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек Количество изде-лий Цена руб./ шт. Вало-вой доход (вы-ручка), тыс. руб. Вало-вые из-держки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Пре-дельный доход, руб./шт. Пре-дельные из-держ-ки, руб./шт. Пре-дельная при-быль, руб./шт. — Р Вп(ТР) ТС М=(3)-(4) MR МС Мп пl 2 3 4 5 6 7 8 1000 2659 2659 2630 29 2659 2630 29 2000 2450 4900 3340 1560 2241 710 1531 3000 2241 6723 4020 2703 1833 880 1143 4000 2031 8124 4540 3584 1401 520 881 5000 1822 9110 5025 4085 986 485 501 6000 1613 9678 5600 4078 568 575
—7 7000 1484 9828 6420 3408 150 820 -670 8000 1195 9560 7615 1945 -268 1195 -1463 9000 986 8874 9310 -436 -686 1695 -2381 10000 777 7770 13675 -5905 -1104 4365 -5469 В количестве 6000 шт.: В количестве 8000 шт.: При больших объемах продаж спрос становится неэластичным. Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из предыдущей строки.
Например, предельная при-быль равна: для объема продаж 5000 шт. — для объема продаж 7000 шт. — Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показа-тели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы. Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые предприятия, в частности, реализуют свою про-дукцию в условиях свободной конкуренции.
Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок. Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Матема-тически это можно представить следующим образом: Р = MC(q). Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.
Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпус-кающего икру в банках. Данные о производстве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2. Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин Выпуск банок Цена, тыс. руб. шт. Вало-вой доход (вы-ручка), тыс. руб. Вало-вые из-держки тыс. руб. При-быль, млн руб. Пре-дельный доход, тыс. руб./шт.
Пре-дельные издерж-ки, тыс. руб./шт. Предель-ная при-быль, тыс. руб./шт. Вр ТС Вр-ТС MR = P МС (6) - (7) 1 2 3 4 5 6 1 8 0 135 -7200 — — — 35 135 4725 9240 -4515 135 54 77 150 135 20250 13200 7050 135 34 101 210 135 38350 15840 12510 135 44 250 135 33750 18000 15750 135 270 135 36450 19680 16770 135 288 135 38880 21312 17586 135 44 305 135 41175 22920 18255 135 95 40 316 135 45525 24360 18165 135 144 -9 316 135 42660 24510 18150 135 150 317 135 42795 24672 18123 135 162 318 135 42930 24852 18078 135 180 319 135 43065 25056 18009 135 204 320 135 43200 25269 17904 135 240 -105 Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графу 6 и 2).
Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выража-ется линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффици-ентом, равным цене одной банки: Вр=135000q. Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 ба-нок.
По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 ба-нок. В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю. При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увели-чение, а уменьшение суммы прибыли. Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее
поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли. Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений час-то недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл.
3). Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль» Изменение при-были Изменение цены Повышается Понижается 1 2 3 Прибыль увели-чивается Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос) Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли — Первоначально цена то-вара была занижена, по-купатели могут запла-тить больше (товарный дефицит) Эластичный спрос — Производственные мощ-ности ограничены, спрос, заказы превыша-
ют возможности пред-приятия Первоначально цена товара была завышена, спрос был ог-раничен, после снижения цены он резко расширился — Более высокие цены де-лают товар привлека-тельнее для покупателя Издержки производства еди-ницы товара уменьшаются бы-стрее, чем реализационная це-на — Повышение цен конку-рентами в отрасли Более низкие цены открывают выход на новые рынки — — Уход с рынка ряда конкурен-тов Прибыль уменьшается
Увеличение цен на реа-лизацию продукции не компенсирует повыше-ние издержек (инфляция издержек) Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно посто-янным (неэластичный спрос) — Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличива-ется выручка от реализа-ции (эластичный рынок) Первоначальные цены были «правильными», после сниже-ния цен продажи не выросли (неэластичный рынок) — — Ответное понижение цен кон-курентами (установление бо-лее низких
цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей — — Уход с рынка — — Цены были уменьшены ис-ключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке — — Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов* * Ценообразование и рынок: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С. 204—217. 2.2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе использования маржинального
дохода и производных от него вели-чин В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния различных факторов на ее величину на основе использования маржинального дохода. В формализованном виде он может быть представлен в виде: (5) или (6) где Вм — маржинальный доход, руб.; Ип — постоянные расходы, руб.; Hv — переменные издержки, руб.; Вр — выручка от продаж, руб.
М — прибыль, руб. Сама же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода оп-ределяется, как: М=Вм-Ип. (7) В таком виде формула (8) не позволяет сделать какие-либо выводы относи-тельно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд пре-образований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а): а = Вм/М, (8) Вм=Вра (9) Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в формулу
(7), по-лучается другая формула прибыли: M=Bpa-Ип. (10) Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржиналь-ного дохода (а) в выручке от продаж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина. В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка мар-жинального дохода в цене за единицу продукции, применяют модификацию оп-ределения прибыли от продаж.
В этом случае маржинальный доход Вм определя-ется как: Вм = qaс , (11) где ас — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции; q — количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение: М = qас-Ип. (12) На величину прибыли, как это следует из формулы (12), оказывают влияние три группы факторов:
• количество и ассортимент проданной продукции; • уровень цен на продукцию; • уровень постоянных расходов. Приведем расчет по определению влияния вышеназванных факторов на ве-личину прибыли с помощью вышеназванных формул. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, что выручка от продаж по плану на нашем пред-приятия составляет 250 условных денежных единиц (у.д.е), а по факту она равня-ется 289 у.д.е. Постоянные расходы по плану и фактически не изменились
и со-ставили 60 у.д.е. Необходимо определить величину прибыли и резервы ее роста. Структура производства изделий, их продажные цены и другие показатели пред-ставлены в табл. 4. Таблица 4 Исходные данные о продаже товаров Вид из-делия Цена еди-ницы изде-лия, Це Переменные расходы на единицу изделия, Ип Удельный вес изделий к общему объему про-даж, % по плану фактически
А 12 7 55 — В 7 5 40 20 С 19 11 — 30 D 18 9 5 50 Исходя из приведенных данных в табл. 4 определяется прибыль от продаж (Мр) по плану согласно формуле (12). Предварительно рассчитываются удельные веса маржинального дохода в от-пускной цене за изделие для каждого вида продукции (табл. 5). Таблица 5 Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие Вид изделия Расчет Результат А (12-7) 12 0,42 В (7-5) 7 0,30
D (18-9) 18 0,50 Средневзвешенный удельный вес маржинального дохода в выручке для всего объема продаж по плану равен: ав= (0,42 • 55+0,3 • 40+0,75 • 15)/100 = 0,376. Подставив полученные результаты в формулу (12), определим прибыль от продаж по плану: Мп= 250 • 0,376 - 60 = 34 у.д.е. Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции
составят: Вид изделия Расчет Результат В (7-5) : 7 0,30 С (19-11) : 19 0,42 D (18-9) : 18 0,50 Средневзвешенный аВ для всего объема фактических продаж: ав= (0,3 • 20+0,42 • 30+0,5 • 50)/100 = 0,436. Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расхо-дах: Мр = 289 • 0,436 - 60 = 66,004 = 66,0 у.д.е. Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее превышение на 32 условные денежные единицы (66
— 34). Влияние на увеличение прибыли ко-личества проданного и его структуры рассчитывается по формуле (18.12). Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила: (289 - 250) • 0,376 = 14,664 = 14,7 у.д.е. Поскольку маржинальный доход и прибыль от продаж при увеличении объе-ма продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет уве-личения количества проданного прибыль увеличилась также на 14,7 условных де-нежных единиц.
Структурные сдвиги в объеме продаж привели к изменению среднего удель-ного веса: маржинального дохода, что привело к приросту абсолютной суммы маржинального дохода: (0,436 - 0,376) • 289 = 17,34 = 17,3 у.д.е. На эту же сумму возросла и прибыль от продаж за счет изменения структуры проданного. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически продан-ную продукцию, как известно, могут отклоняться от плановых как в сторону уве-личения, так и в сторону уменьшения, что в свою очередь
оказывает влияние на сумму прибыли от продаж. Предположим, что 8% общего объема продаж изделий «В» было продано по завышенной цене — по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соот-ветственно увеличилась общая сумма фактической выручки от продажи и соста-вила 341,8 у.д.е. Для расчета влияния этого увеличения цены дополнительно определяется удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида «В», проданного по завышенной цене: (10 — 5) :
10 = 0,5 и, используя предыдущие расчеты, опре-деляется средний аВ для нового объема фактических продаж (при завышенной це-не): ав= (0,3 • 12+0,5 • 8+0,42 • 30+0,5 • 50 ) / 100 = 0,452 у.д.е. Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, фактических завы-шенных ценах и сокращении уровня постоянных расходов равна: М = 341,8 • 0,452-60 = 94,4936 = 94,5 у.д.е. Для расчета влияния увеличения цены изделия «В» на прибыль от продаж сопоставляют два уровня фактической
прибыли: один — с учетом увеличения це-ны, а другой — при условии того, что цены находились на уровне, предусмотрен-ном в плане: 94,5 — 66 = 28,5 условных денежных единиц. Постоянные расходы также влияют на сумму прибыли от продаж. Они неиз-менны лишь условно и в отдельных случаях их фактический уровень может от-клоняться от планового. Увеличение постоянных расходов снижает сумму при-были от продаж, и наоборот, уменьшение постоянных
расходов увеличивает при-быль от продаж. В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных единиц, что на столько же уменьшило сумму прибыли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения составили 67 условных денежных единиц (60+7). Окончательная сумма прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (ко-личества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) со-ставила:
М = 341,8 • 0,452-67 = 87,4936 = 87,5 у.д.е. Таким образом, влияние отдельных факторов на изменение прибыли в этом случае показано в табл. 6. Таблица 7 Влияние факторов на прибыль от продаж, у.д.е. Показатели Сумма Отклонение прибыли от продаж — всего (87,5 - 34) +53,5 В том числе за счет факторов: увеличение количества проданных товаров +14,7 изменение структуры продаж
+ 17,3 увеличение цены изделия «В» +28,5 увеличение постоянных расходов -7 2.3. Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производ-ством и сбытом продукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности.
В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои затраты без получения прибыли (рис. 2). Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли основывается на ме-ханизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Vol-ume — Profit
Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие за-дачи: 1. Определение объема реализации продукции, который обеспечивает покры-тие издержек производства, т.е. обеспечиваются условия безубыточности. 2. Достижение плановой суммы прибыли через определение необходимого объема реализации. 3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. размера возмож-ного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.
Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вторых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) мате-матически выражается как: (13) где Иv — переменные затраты, руб.; Ип — постоянные затраты, руб.; М — прибыль согласно условию равна нулю.
Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид: Вр = Иv + Ип. (14) Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия без-убыточности. Для этого преобразуем формулу (14), введя в нее количество прода-ваемых товаров и цену одного изделия:
(15) где q — количество проданных товаров; Це — цена единицы товара; Иv — переменные затраты на единицу продукции; Ип — совокупные постоянные затраты. Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип определяются как: Ип=q(Це-Иv). (16) Это означает, что пороговое значение количества продукции, которое долж-но быть продано, чтобы наступили условия безубыточности, определяется как: qп=Ип/(Це-
Иv). (17) Выражение (Це-Иv) является распределенной маржей (прибылью) в расчете на единицу продукции. Как только она (маржа) покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получения и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике применяют коэффициент покрытия: Кп= Ме/Вр. (18) Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица, которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит
оп-ределенный вклад в формирование прибыли. Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать максимальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек. В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в кото-рой общий доход от продаж равен постоянным и переменным
издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издерж-кам. В соответствии с этим существует и два способа расчета. Первый исходит из расчета уравнения, выражающего, что: Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль. В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:
250х =150х+35000+0, где х — точка безубыточности; 250 — продажная цена единицы товара, руб.; 150 — переменные издержки на единицу товара, руб.; 35 000 — совокупные постоянные издержки, руб. Решая уравнение относительно х, получаем: х =350 единиц продукции. Эта точка может быть найдена в рублях продаж путем умножения найденных единиц продукции на продажную цену единицы продукции: 350 • 250 = 87 500 руб.
Второй метод расчета исходит из определения вклада маржи на единицу из-делия в формирование прибыли. В этом случае точка безубыточности определя-ется так: qп=Ип/(Це-Иv). (19) В нашем случае это 35 000 / 100 = 350 единиц продукции. Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы по-строения границ безубыточности (рис.
3). Рис. 3. График определения тонки безубыточности Такой подход возможен не только для определения количества изделий, ко-торые необходимо продать, для того чтобы оправдать затраты, но и для планиро-вания прибыли, а также учета изменения показателей при различных ситуациях. Поясним это на условном примере. Допустим предприятие производит кофемол-ки. При производстве одного изделия оно несет следующие расходы
(у.д.е.): Затраты материалов и комплектующих — 75 Прямые затраты труда — 15 Косвенные производственные расходы — 6 Сбытовые расходы — 4 Постоянные расходы предприятия в 200 г. будут состоять из косвенных производственных расходов — 200 000, расходов на рекламу — 15 000, расходов на управление — 60 000. Предполагаемая цена продажи одного изделия — 150 у.д.е.
Требуется определить: 1. Сколько изделий должно произвести и продать предприятие для обеспече-ния безубыточной работы? 2. Какую прибыль получит оно в случае продажи 6000 изделий? 3. Сколько изделий нужно произвести и продать, чтобы получить 100 000 у.д.е. прибыли? 4. Какую прибыль получит предприятие, если увеличит выпуск изделий на 20% и снизит цену на 10%? 5. Сколько изделий должно быть продано для достижения безубыточности, если расходы на управление возрастут
на 20 000 у.д.е 6. Если уменьшить переменные затраты на изделие на 10%, сколько нужно произвести и продать изделий, чтобы получить прибыль 150 000 у.д.е Итак, определим маржу на одно изделие: Ме=Це- Иv=150 -100=50 у.д.е где Ме — маржа на одно изделие; Иv — пере-менные затраты равны: Затраты материалов и комплектующих — 75 Прямые затраты труда — 15 Косвенные производственные расходы — 6
Сбытовые расходы — 4 Итого — 100 у.д.е. ТБ — точка безубыточности = Ип/ Ме=275000 / 50 = 5500 изделий Ип — постоянные расходы равны: Косвенные производственные расходы — 200 000 Реклама — 15 000 Управление — 60 000 Итого — 275 000. Из изложенного следует, что предприятие, для того чтобы окупить свои за-траты, должно продать 5500 изделий а оно их продало 6000, следовательно,
500 кофемолок пошло на образование прибыли, которая составила — 500 • 50 = 25 000 у.д.е. (qMe). Если же предприятие согласно пункту 3 хочет получить прибыль в 100 000 у.д.е то оно должно продать 7500 кофемолок (q = (ИП+М) : Ме=(275 000+100 000) : 50 = 7500). Это количество, которое должно быть продано, чтобы окупить по-стоянные затраты (Ип = 275 000 у.д.е.) и получить прибыль в размере 100 000 у.д.е. Если же количество продаж кофемолок увеличилось на 20%
и при снижении цены на 10%, то предприятие продает 6000 • 1,20 = = 7200 кофемолок по новой цене Це= 150 (1 — 0,1) = 135 у.д.е. В этом случае маржа на одно изделие составит Ме = (Це—Иv) = 135 — 100 = 35 у.д.е а суммарная маржа (М) на все 7200 шт. составит Ме= 35 • 7200 = 252 000 у.д.е. Прибыль в данном случае составит: Мо= Ме-Иv= 252 000 - 275 000 = -2300 у.д.е. Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 2300
у.д.е. И наконец, при уменьшении переменных затрат на изделие на 10% они со-ставят Иv10% = 100(1 - 0,1) = 90 у.д.е а маржа на одно изделие составит Мe= (Цe-Иv) = 150 - 90 = 60 у.д.е. В этом случае, для того чтобы оправдать постоянные расходы и получить прибыль в размере 150 000 у.д.е количество проданных из-делий должно составить: q = (Ип+Мо) : Ме= (275 000+150 000) : 60 = 7084 кофе-молки. Вместе с тем предприятие должно иметь возможности маневра
как в уста-новлении цен, так и в снижении объема продаваемых изделий и объемов реализа-ции. Эти возможности находят свое выражение в установлении так называемого предела безопасности (финансовой прочности). Графически он представлен на рис. 4. Рис. 4. График формирования безубыточности Из приведенного графика видно, что «предел безопасности» предприятия ха-рактеризует тот объем реализации продукции, который находится в пределах ме-жду точкой обеспечения
запланированной (фактически достигнутой) суммы вало-вой прибыли предприятия и точкой безубыточности его операционной деятельно-сти (ТБ). В стоимостном выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле: Пб=Вр-ВТБ, (20) где П6 — стоимостный объем реализации продукции предприятия, обеспечи-вающий предел безопасности (запас прочности его операционной деятельности); Вр — стоимостный объем реализации продукции, обеспечивающий
форми-рование плановой (или фактически достигнутой) суммы валовой операционной прибыли предприятия; ВТБ — стоимостный объем реализации продукции, обеспе-чивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности пред-приятия. 2.4. Методы параметрического имитационного математического моделирования формирования прибыли Данный метод позволяет устанавливать закономерности изменения прибыли, определяя пропорции и соотношения между отдельными параметрами, и на этой основе находить лучшие и худшие ситуации
(варианты) формирования прибыли. В частности, с помощью предложенного метода возможно решать следую-щие задачи. 1. По заданным изменениям цены, затрат и объема реализации определить величину прибыли. 2. По заданным изменениям прибыли, объема реализации продукции и затрат определить необходимые изменения цены товара. 3. По заданным изменениям цены, прибыли и объема реализации определить необходимый уровень затрат на производство продукции. 4. По заданным изменениям прибыли, цены и затрат на производство про-
дукции определить необходимый объем ее реализации. 5. Определить влияние структурных сдвигов продукции на величину полу-чаемой прибыли. 6. По принятым значениям цены, затрат на производство и объема реализа-ции продукции определить границы сохранения прибыли и безубыточности про-изводства. 7. Определить параметры принимаемого решения, обеспечивающего макси-мизацию прибыли или выручки предприятия.
Построение параметрической моде-ли расчета прибыли предприятия осуществляется на основе определения индекса ее изменения (21). I=(МП:М6)100, (21) где I — индекс изменения прибыли; МП — прибыль прогнозируемого периода; М6 — прибыль базового периода. Прибыль базового и прогнозируемого периода определяется, как известно, по формуле: Мб=Q6(Ц6-Сб), (21) Мп= QП(ЦП-СП), (22) где Q6 и QП — объем производства и реализации продукции в натуральном
выражении соответственно в базовом и прогнозируемом периодах; Ц6 и Цп — цена реализации единицы товара соответственно в базовом и про-гнозируемом периодах; Сб и Сп — себестоимость единицы продукции соответственно в базовом и прогнозируемом периодах. В этом случае формулу (21) можно представить как: I= Qп(Цп-Сп) : Qб(Цб-Cб). (23) Но формула (23) дает представление только об изменении прибыли в прогно-
зируемом периоде по сравнению с базовым и ничего не говорит о том, как на ее величину влияют факторы, о которых говорилось выше. С целью учета влияния названия факторов и их взаимосвязи используется система коэффициентов. Ими являются: 1. Коэффициент изменения объема производства и реализации товарной про-дукции, определяемый как: b=Qn:Q6 (24) 2. Коэффициент рентабельности производства продукции в базовом периоде: R = Ц6:С6. (25) 3. Коэффициент изменения цены реализации товарной продукции: d=Цп:
Ц6. (26) 4. Себестоимость единицы товарной продукции в базовом периоде: Сб =Спер +(Спос :Qб). (27) 5. Коэффициент переменных затрат в базовом периоде: r=Спер:С6. (28) 6. Себестоимость единицы товарной продукции в прогнозируемом периоде: Сп=КнСпер+(Спост+ΔСпост) : (bQб), (29) где Кн — коэффициент изменения переменных затрат базового периода в прогнозируемом периоде; ΔСпост
— прирост условно-постоянных затрат в прогнозируемом периоде; Спер — переменные затраты на единицу товарной продукции в базовом пе-риоде; Спост — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск товарной продукции базового периода. 7. Коэффициент изменения постоянных затрат в прогнозируемом периоде: f=ΔСпост :Спост . (30) 8. Коэффициент изменения себестоимости продукции базового периода под влиянием изменения
ее переменных затрат: q= Кнr+(1-r). (31) Последовательно подставляя в формулу (21) выражения выше рассчитанных параметров, получим: I= (b(Pd-Кнr)-(1- r)(1+f)): (Р-1). (32) Подставляя в модель значения коэффициентов, мы имеем возможность полу-чать значение прибыли в зависимости от изменения тех или иных параметров. Все эти расчеты выполняются с помощью персонального компьютера по специальной программе. При решении этих задач надо всегда исходить из положения, что прогноз по-казателей
на перспективу всегда носит вероятностный характер. Это объясняется тем, что на величину рассматриваемых показателей влияют не только внутренние факторы производства, но и внешние. Учесть их совокупное воздействие с абсо-лютной точ-нбстью невозможно. Поэтому важно спланировать свою деятельность так, чтобы обеспечить хотя бы абсолютную или относительную безубыточность, т.е. не стать банкротом и получить прибыль не ниже чем в базовом периоде.
Глава 3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты). Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обес-печивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле: (33) Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по
следующей формуле: (34) Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле: (35) где Мвн — новая валовая маржа, руб.; Мо — желаемая прибыль, руб.; а — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации; Мви — исходная валовая маржа, руб.; а — новый процент валовой маржи к выручке от реализации. Рассмотрим характер этих изменений на примере условного предприятия, который имеет следующие показатели: • годовое производство изделий — 100 000 шт.; • цена одного изделия — 2860 руб./шт.; • средние переменные
расходы — 1 800 руб./шт. При таком объеме реализа-ции, цене и переменных затрат предприятие имеет следующие показатели: • выручка от реализации — (2 860 • 100 000) = 286 млн руб.; • переменные расходы — (1 800 • 100 000) = 180 млн руб.; • валовая маржа — 106 млн руб.; • постоянные расходы — 53 млн руб. Прибыль равна 53 млн руб. Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть
объем реали-зации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли. Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.; новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.; переменные рас-ходы — (1800-100 000) = 180 млн руб или 57% в выручке; валовая маржа — 134,6 млн руб или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб или 17%. Прибыль равна 81,6 млн руб или 26% от выручки. Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн
руб или на 53%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибы-ли при повышении цены согласно формуле (35), составит: Все это можно оформить так, как показано в табл. 7. Таблица 7 Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10% Показатели Первоначальный объем, 100 000 шт. Объем, обеспечивающий неиз-менную прибыль 78,4 тыс. руб./шт. млн руб. % млн руб. % Выручка от реализации 314,6 100 246,6 100
Переменные расходы 180 57 141,1 57 Валовая маржа 134,6 43 106 42 Постоянные расходы 53 17 53 21,5 Прибыль 81,6 26 53 21,5 Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.). Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допус-тим, предприятию в результате модернизации удалось снизить постоянные затра-ты на 10%.
Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна воз-расти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб а постоянные издержки —(53 млн руб. + +47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), показан в табл. 8. Таблица 8 Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных рас-ходов на 10% Показатели Первоначальный объем, 100 000 шт. Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб.
/шт. млн руб. % млн руб. % Выручка от реализации 286 100 272,3 100 Переменные расходы 180 62 171,5 63 Валовая маржа 106 37 100,7 37 Постоянные расходы 47,7 17 47,7 17,5 Прибыль 58,3 20 53,0 19,4 Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то вы-ручка также возрастает на 10%,
а прибыль с учетом действия операционного ры-чага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат: новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (286 + 28,6) = 314,6 млн руб; переменные расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.; валовая маржа равна 116,6 млн руб.; постоянные расходы равны 53,0 млн руб.; Прибыль равна 63,6 млн руб. Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).
На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, по-лучаемую предприятием. Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьше-ние переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10%-е из-менение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.
В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации. где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.; Rп — пороговая рентабельность, млн руб. Qп — пороговый объем реализации, шт.; апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от
реализации, %; Ц — цена изделия, руб. Запас финансовой прочности в этом случае составляет: Зпр= (Вр-Rп)=286 млн. руб 156,8 млн. руб.=129,2 млн. руб. или почти 45% выручки (129,2 : 286). Как видим, предприятие имеет большой запас финансовой прочности, позво-ляющий ему свободно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на це-новой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказыва-ют влияние на получаемую
массу прибыли. Заключение Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта — это его финансовые результаты: прибыль или убытки. В редких слу-чаях прибыль и убытки одновременно равняются нулю, что следует считать отри-цательным результатом, поскольку общая деятельность предприятия не принесла положительных эффектов. В условиях рыночной экономики и переходного к ней периода целевой функцией предприятия становится прибыль.
Она — двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансиро-вания развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйствен-ных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала. По своему содержанию прибыль весьма сложная категория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интере-сы участников производственного процесса.
Как известно, общая сумма прибыли представляет собой разницу между доходами от разных видов деятельности (про-изводственной, торговой, закупочной, коммерческой, финансовых операций и т.д.) и осуществленными затратами на их достижение. На ее размеры влияют так-же внереализационные доходы и убытки. В балансовой прибыли отражается результативность всех проводимых меро-приятий, трансакций. Поэтому управленческие действия следует направить на ак-тивизацию решающих факторов, положительно влияющих
на улучшение финан-совых результатов, максимизацию прибыли. Общая сумма балансовой прибыли, отражаемая в бухгалтерском балансе, включает в себя: 1) прибыль от реализации основной продукции (товаров, услуг, работ); 2) прибыль от прочих хозяйственных операций (реализации излишних мате-риальных ценностей, транспортного, подсобного сельского хозяйства и других подразделений, находящихся на балансе предприятия);
3) прибыль от финансовых операций (с ценными бумагами и другими финан-совыми инвестициями); 4) разницу между внереализационными доходами и расходами (полученные и уплаченные штрафы, пени, непредвиденные поступления от списанных долгов, потери от стихийных бедствий и т.д.). Балансовую прибыль в иностранной литературе принято называть прибылью брутто, а чистую прибыль (за вычетом обязательных платежей из прибыли) — прибылью нетто.
Одним из важнейших отчетных документов является отчет о прибыли, который анализируется руководством предприятия, с точки зрения достигнутых успехов, и потерях возможностей в важнейших сферах деятельности. Отчет о прибыли содержит важную информацию о поступлениях денежных средств, затратах и финансовых результатах в каждой сфере деятельности. Их сравнение с плановыми заданиями, достижениями прошлых лет позволяет вы-явить определенные тенденции в образовании прибыли, оценить влияние решаю-щих факторов на ее величину.
Список литературы 1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 1994. 2. Ворст Й Ревентлоу П. Экономика фирмы М.: Высшая школа, 1993. 3. Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой Н.М М.: Перспектива, 1996. 4. Финансовый менеджмент / Уч практ. Рук-во М.: Перспектива, 1993. 5. Финансы предприятий.
Бородина Е.И Голикова Ю.С Колчина Н.В Смирнова З.М М 1995. Шеремет А.Д Сайфулин Р.С. Методика финан-сового анализа М.: Инфра-М, 1995. 6. Экономика предприятия /Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля М 1996. 7. Финансы. Под ред. Ковалевой М.А Финансы и статистика М.: 1996.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |