Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности

Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы учета расчетов споставщиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками
1.1 Сущность, виды и формы расчетов
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Анализ дебиторской икредиторской задолженности
Раздел 2. Управленческие отчеты о дебиторской икредиторской задолженности
2.1 Отчет о дебиторской задолженности
2.1.1 Сводка дебиторской задолженности
2.1.2 Отчет о дебиторской задолженности
2.2 Отчет о кредиторской задолженности
2.2.1 Сводка кредиторской задолженности
2.2.2 Отчет о кредиторскойзадолженности
2.3 Анализ и грамотное применение информации издебиторского и кредиторского отчета
Заключение
Список использованной литературы
/>/>Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятияповышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услугна основе эффективных форм хозяйствования и управления производством,активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов.
Важная роль в реализации этой задачи отводится комплекснойорганизации учета хозяйственной деятельности предприятия. Управленческий учетпредставляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных озатратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемыхобъектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решенийв целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия вкраткосрочной и долгосрочной перспективе. Эффектом грамотной организацииданного учета является своевременное формирование финансовой и управленческойинформации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованныхпользователей.
В том числе не последнее место в учетном процессе по объемуи важности учетных процедур занимает учет расчетов с поставщиками иподрядчиками, покупателями и заказчиками.
Актуальность рассматриваемой темы курсовой работызаключается в особом месте, занимаемом своевременным обращением денежныхсредств, а также тщательно поставленным учетом расчетных операций споставщиками и покупателями, которые оказывают значительное влияние нафинансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основноеместо занимает прибыль от реализации товарной продукции. Четкая организациярасчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияниена ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступлениеденежных средств, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, арациональная организация контроля за состоянием данных расчетов способствуетукреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств попоставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышениюответственности за соблюдение платежной дисциплины и, следовательно, улучшениюфинансового состояния предприятия.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретическихоснов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками,влияния дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственнуюдеятельность предприятия и комплексное исследование отражения ее вуправленческой отчетности.
В процессе исследования используется информация, отраженнаяв научных изданиях по управленческому и бухгалтерскому учету, нормативная исправочная литература.
Раздел 1. Теоретические основы учета расчетов споставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками1.1 Сущность, виды и формы расчетов
Хозяйственные связи, возникающие у организации споставщиками, покупателями, являются необходимым условием ее деятельности, таккак они обеспечивают бесперебойную работу предприятия. Поставки товаров,производимые поставщиками, позволяют предприятию пополнить свои запасы товаров,предназначенных для продажи, а также обеспечивают поддержание их ассортимента. Оттого, насколько своевременно и полностью производятся расчеты с поставщиками, атакже от состояния расчетов с покупателями во многом зависит платежеспособностьпредприятия, ее финансовое состояние, а также дальнейшее налаживаниепартнерских связей.
Текущие обязательства предприятия представлены в видедебиторской и кредиторской задолженности.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженностьдругих организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженностьпокупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежныесуммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации,называются дебиторами.
Кредиторской задолженностью называют задолженностьданной организации другим организациям, работникам и лицам — кредиторам (платежиза приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам вбюджеты всех уровней и пр). Кредиторами называются те юридические ифизические лица, перед которыми данная организация несёт обязательства за ужеполученные от них, но не оплаченные (не возвращённые) ценности, услуги,денежные средства.
Основными задачами учета расчетов с поставщиками иподрядчиками, покупателями и заказчиками являются:
формирование полной и достоверной информации о состояниирасчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
контроль за состоянием дебиторской и кредиторскойзадолженности;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных вдоговорах с поставщиками и покупателями;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторамидля исключения просроченной задолженности.
Факт отношений с поставщиком и подрядчиком или покупателем изаказчиком, предмет данных отношений, вид и форму расчетов, и другие условиярегулирует договор, заключенный между участниками данных отношений.
В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетовпри оплате за поставленные товары (работы, услуги). При расчетах можетприменяться наличная и безналичная форма расчетов.
Расчеты наличными деньгами производятся в переделах до 60000рублей по одной операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так какограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам.
Наиболее удобной является безналичная форма расчетов, таккак она не имеет ограничений при оплате. В безналичном порядке расчеты должныпроизводиться только через банки и иные кредитные организации, в которыхоткрыты соответствующие расчетные счета. Этот порядок предусматриваетперечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различныхдокументов в другой банк для завершения хозяйственных связей, согласно договору.При расчетах банки не вмешиваются в договорные отношения между предприятиями. Применяютсяследующие формы безналичных расчетов:
платежными поручениями;
аккредитивами;
чеками;
по инкассо.
Зачастую фирмы применяют для своих расчетов платежныепоручения. К исполнению эти документы принимаются банком независимо от суммы ив количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов.
В соответствии с условиями заключенных договоров, оплатаможет производиться несколькими видами:
авансы, которые предусматривают оплату под поставку товара;
предварительная оплата, предусматривает полностьюстопроцентную оплату товара до его поставки покупателю, согласно заключенномудоговору;
отсрочка платежа, оплата производится за товары спустяопределенный срок, указанный в договоре;
по факту поставки товаров, оплата производится в момент ихполучения;
под реализацию, оплата товаров производится только послетого, как они будут реализованы покупателям.1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам и подрядчикам относят организации,поставляющие товары и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг(отпуск электроэнергии, воды, услуги по перевозкам, услуги связи, коммунальныеи другие) и выполняющие различные работы (капитальный, текущий ремонтоборудования, здания).
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются послеотгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказанияуслуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по её поручению.
С каждым поставщиком заключается договор на поставкутоваров, выполнение работ, оказание услуг, который является основнымдокументом, регулирующим отношения сторон, определяет их права и обязанности попоставке товаров. ГК РФ определяет понятие договора как соглашение двух илинескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав иобязанностей. Договор может заключаться на 1,2,3,5 лет или иной период, а такжена разовые поставки. Для облегчения и ускорения оформления договорных отношенийприменяется пролонгация, то есть продление сроков действия договоров. СогласноГК РФ возможно изменение и расторжение договора по соглашению сторон, если иноене предусмотрено Кодексом, законом или договором. Все споры, разногласия ивопросы по договору решаются путем переговоров, при недостижении согласия спорыпередаются на разрешение в суд в соответствии с законодательством РФ.
Запасы товаров пополняются за счет их поставокпредприятиями-поставщиками на основании договоров. В последнихпредусматриваются: наименование материалов, количество, цена, срок поставки,порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условийдоговора и т.д.
Основными документами, на основании которых поступают товарыот поставщиков, являются счета-фактуры и товарно-транспортные накладные. Напредприятии проверяется соответствие поступивших документов договорам. Документыпередаются в бухгалтерию на оплату, а квитанция и товарно-транспортнаянакладная служат основанием для получения и доставки груза.
После поставки товаров, оказания услуг и выполненных работ,они подлежат оплате с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренныедоговором. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, торасчеты производятся платежными поручениями.
В бухгалтерском учете все операции, связанные с расчетами заприобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги,отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимоот времени оплаты.1.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Покупателями и заказчиками являются юридические и физическиелица, приобретающие товары (работы, услуги).
Продажа товаров осуществляется в соответствии с заключеннымидоговорами или же путем свободной продажи через розничную сеть.
Как и с покупателями, договоры заключаются на разные сроки,в основном на год, но по некоторым производится пролонгация.
После приобретения товаров покупателями, у них возникаютобязательства по отношению к продавцу, которые выражаются в дебиторскойзадолженности. Обязательства связаны с несовпадением сроков реализации товара иполучения за него оплаты.
На сумму реализованных товаров покупателям выписываютсяплатежные документы: счет-фактура, товарно-транспортная накладная. Всеплатежные документы должны быть оформлены и иметь все необходимые реквизиты всоответствии с законодательством.
При получении товара, покупатель обязан проверить количествои качество приобретаемого товара, его соответствие документам. При полученииобязательно наличие доверенности от покупателя, которая не должна иметьисправлений и помарок.
Покупатель производит оплату за товар с соблюдением порядкаи форм расчетов, предусмотренных в договоре.
Оплата может проводиться в наличной и безналичной форме. Прирасчётах с покупателями могут применяться авансовые платежи. В подтверждениесвоих намерений по своевременному расчёту с кредиторами покупатели и заказчики могутперечислять авансы в счёт предстоящих обязательств по поставкам.
Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчикамиведётся на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».1.4 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность фактически представляет собойкомпоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженностьфактически представляет собой компоненту заемных средств.
Известно, что за счет собственных и заемных источниковпроисходит формирование оборотных средств предприятия. Средства и источникисредств предприятия находятся в постоянном кругообороте — деньги превращаются всырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовойпродукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этихпроцессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионнымфондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровнейи др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущихактивов, источников их покрытия и соотношения между ними — необходимаясоставляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В своюочередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит отего способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а такжевовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр.,чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла — иными словами, отстепени платежеспособности предприятия.
Задолженность по платежам может существенно деформироватьструктуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активовпреобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекатьбанковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплатыпричитающихся ему долгов. Если в структуре формирования источников оборотныхактивов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынужденоприбегать к разнообразным неденежным формам расчетов (бартер и прочие),подвергаться разного рода штрафным санкциям.
В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженностиявляется важной частью финансового анализа на предприятии и позволяетвыявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) иперспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на ихдинамику, а также оценивать количественные и качественные тенденцииизменения финансового состояния предприятия в будущем.
К непосредственным задачам анализа дебиторской икредиторской задолженности относятся следующие:
точный, полный и своевременный учет движения денежныхсредств и операций по их движению;
контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетнойдисциплины;
определение структуры кредиторской и дебиторскойзадолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованностизадолженности;
определение состава и структуры просроченной дебиторской икредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторскойзадолженности;
выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченнымрасчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам пополученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности изаконности;
определение правильности использования банковских ссуд;
выявление неправильного перечисления или получения авансов иплатежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
выявление резервов погашения имеющейся задолженности пообязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредствомденежных или неденежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.
Раздел 2. Управленческие отчеты о дебиторской икредиторской задолженности
Дебиторская и кредиторская задолженность — неизбежноеследствие существующей системы расчетов между предприятиями, при которой всегданаблюдается разрыв во времени платежа и момента перехода права собственности натовар; предъявления платежных документов и их оплаты. Дебиторская икредиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов с другимипредприятиями и является их составной частью.2.1 Отчет о дебиторской задолженности2.1.1 Сводка дебиторской задолженности
Для управленческих целей первоначально перед составлениемотчета составляются сводки.
Сводка дебиторской задолженности готовится для всейдебиторской задолженности (включая бартерные сделки). Сводка должна содержатьследующую основную информацию:
Информация о покупателе (название, адрес);
Информация о контракте (номер, сумма);
Сроки и условия оплаты;
Информация о продукте;
Дата оплаты по контракту.
Любые дополнительные детали могут быть включены поусмотрению руководства или в связи с особенностями деятельности организации.
Данная сводка готовится работниками финансового отдела иможет составляться как вручную, так и на компьютере.
Источниками информации для подготовки таких сводокработниками финансового отдела являются:
договоры купли-продажи, оказания услуг, которые составляютсяна поставку товаров или оказание услуг и являются одним из основных документов,регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;
счета, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные,подтверждающие факт покупки-продажи, на основании которых производитсяоприходование или реализация товаров (работ, услуг);
подтверждения об оплате, полученные от покупателя,подтвержденного выпиской из банка (в случае бартера — подтверждение со склада ополучении товара);
аналитические карточки по бухгалтерским счетам № 60, 62, 76,в которых отражается полная информация по каждому поставщику или покупателю покаждой произведенной операции;
акты инвентаризации (сверок) расчетов, составляемые дляпроверки расчетов с поставщиками, покупателями с целью выявления неточностей вучете расчетов;
бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскомубалансу (ф. №1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2«Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» ираздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторскаязадолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф. №5) в разделе 2«Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (наначало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочнойзадолженности с выделением «просроченной», а из нее — длительностьюсвыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
Сводки о дебиторской задолженности могут использоватьсяработниками отдела сбыта:
для поддержания отношений с клиентами компании и кредитнойполитики компании;
для устранения лимитов предоставления условий отсроченногоплатежа для одного клиента с целью минимизировать риск неуплаты;
с этой же целью может быть произведено ранжирование клиентовпо их платежеспособности;
для отслеживания контактов на продажу и быстрогореагирования на неожиданности.2.1.2 Отчет о дебиторской задолженности
Сводки дебиторской задолженности могут быть сведены воедино,чтобы показать, сколько кредитов предоставила ваша компания и на какой периодвремени — по потребителям или по продукции.
Отчеты о дебиторской задолженности — сводныйдокумент, предоставляющий информацию на какой-либо момент времени о сделках сотсроченными платежами и еще непогашенной задолженностью. Отчеты о дебиторскойзадолженности составляются работниками финансового отдела илименеджерами с требуемой периодичностью (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) наосновании сводок дебиторской задолженности.
Информация в отчетах о дебиторской задолженности может быть сгруппированапо:
продуктам или группам продуктов;
покупателям или группам покупателей;
продавцам и т.д.
В зависимости от требований и поставленных перед ним задачотчет может принимать несколько форм:
дебиторская задолженность в виде денежных средств (сгруппированнаяпо ожидаемой дате платежа);
дебиторская задолженность в виде бартера (сгруппированная поожидаемой дате платежа);
просроченная дебиторская задолженность в виде денежныхсредств или бартера (сгруппированная по ожидаемой дате платежа).
Стандартный отчет о дебиторской задолженности должен включатьследующую информацию:
информация о продукте или о покупателе;
даты погашения дебиторской задолженности, сгруппированныеследующим образом:
0-30 дней;
31-60 дней;
61-90 дней;
91-180 дней;
181 день — 1 год;
Более 1 года.
процент каждой из вышеперечисленных категорий к общемуобъему дебиторской задолженности;
проблемы со сбором дебиторской задолженности (если таковыеесть).
Пример такого отчета представлен в таблице 1. Дебиторы Сумма дебиторской задолженности Дата погашения задолженности % от общего объема задолженности Примечания ООО «ЛАДА Медсервис», в т. ч.: 212 507,08 - 31% - Т/н № 320 от 13.08.07 138 037,08
11.11 07
(90 дн. с момента отгрузки) 20% 10.08.07 была внесена предоплата в размере 30% Т/н № 416 от 02.11 07 74 470,00
17.11.07
(15 дн. с момента отгрузки) 11% - … … … 69% … Итого: 685 506,70
 
Кроме этого, специфические отчеты, такие как отчеты одебиторской задолженности по бартеру, кроме обычной, могут содержать иинформацию, специфическую для данного вида сделок:
информация о материалах или комплектующих к получению.
А отчеты о просроченной дебиторской задолженности должнысоставляться отдельно (для привлечения к ним особого внимания руководства) идолжны включать следующую информацию:
информация о продукте или о покупателе;
даты погашения дебиторской задолженности, сгруппированные вышеуказаннымобразом;
процент каждой из вышеперечисленных категорий к общемуобъему дебиторской задолженности;
предпринятые меры (если были предприняты).
Отчеты о дебиторской задолженности могут использоватьсяи:
менеджерами финансового отдела в координации с менеджерамиотдела сбыта для отслеживания процесса получения отсроченного дохода и быстрогореагирования на создавшуюся проблему, планирования усилий по сборузадолженностей и соответствия текущей деятельности в кредитной политикекомпании;
юридическим отделом для действий по сбору просроченных платежей;
бухгалтерией или финансовым отделом для планирования иотслеживания поступлений денежных средств;
высшим руководством для анализа и контроля политики продаж сотсроченными платежами, для анализа динамики производства, продаж и закупок иих коррекции при необходимости, облегчения контроля и сравнения полученнойинформации с данными, предоставляемыми бухгалтерией, облегчения процессапланирования движения денежных средств.
2.2 Отчет о кредиторской задолженности2.2.1 Сводка кредиторской задолженности
Как было выше указано, перед составлением полноценногоотчета о кредиторской задолженности работниками финансового отдела составляетсясводка о кредиторской задолженности.
Данная сводка обычно содержит следующую информацию:
Информация о материале или комплектующих;
Информация о поставщике (название, адрес);
Информация о контракте (номер, сумма, сроки уплаты);
Дата оплаты по контракту.
И также как в случае со сводкой о дебиторской задолженностилюбые дополнительные детали могут быть включены, если требуется.
Сводка составляется для всей кредиторской задолженности,включая бартерные сделки, вручную или на компьютере.
Сводка подготавливается (дополняется) работникамифинансового отдела на основе:
договоров купли-продажи, оказания услуг, которыесоставляются на поставку товаров или оказание услуг и являются одним изосновных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;
счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных,подтверждающих факт покупки-продажи, на основании которых производитсяоприходование или реализация товаров (работ, услуг);
подтверждения платежного поручения, полученного избухгалтерии (финансового отдела) и подтвержденного выпиской из банка (в случаебартера — подтвержденная складом отправка бартерного продукта);
аналитических карточек по бухгалтерским счетам № 60, 62, 76,в которых отражается полная информация по каждому поставщику или покупателю покаждой произведенной операции;
актов инвентаризации (сверок) расчетов, составляемых дляпроверки расчетов с поставщиками, покупателями с целью выявления неточностей вучете расчетов;
бухгалтерской финансовой отчетности. По бухгалтерскомубалансу (ф. №1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2«Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» ираздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторскаязадолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф. №5) в разделе 2«Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на началои конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочнойзадолженности с выделением «просроченной», а из нее — длительностьюсвыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
Данные сводки могут быть полезными для работников отделаснабжения для отслеживания контрактов на закупки и быстрого реагирования нанеожиданности, для поддержания отношений с поставщиками и кредитной политикиорганизации. Качественно используя информацию в сводках о кредиторскойзадолженности, компания может установить лимит на объем сделок с условиемотсроченного платежа, приходящихся на одного поставщика, с тем, чтобыпредотвратить разрыв отношений с поставщиками, или компания может составитьсписок наиболее удобных для нее поставщиков.2.2.2 Отчет о кредиторской задолженности
Отчеты о кредиторской задолженности — сводныйдокумент, суммирующий информацию на какой-либо момент времени о закупках наусловиях отсроченного платежа и еще непогашенной задолженности. Отчеты окредиторской задолженности составляются работниками финансового отделаили менеджерами с требуемой периодичностью (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)на основе сводок кредиторской задолженности.
Отчет может принимать несколько форм в зависимости оттребований:
кредиторская задолженность в виде денежных средств (сгруппированнаяпо датам платежа);
кредиторская задолженность в виде бартера (сгруппированнаяпо дате платежа);
просроченная кредиторская задолженность в виде денежныхсредств или бартера (считается от первоначальной даты оплаты).
Стандартный отчет о кредиторской задолженности должен включатьследующую информацию:
информация о материалах и комплектующих или о поставщике;
даты погашения кредиторской задолженности, сгруппированные:
0-30 дней;
31-60 дней;
61-90 дней;
91-180 дней;
181 день — 1 год;
Более 1 года.
процент каждой из вышеперечисленных категорий к общемуобъему кредиторской задолженности;
проблемы с погашением (если таковые есть).
Пример отчета о кредиторской задолженности представлен втаблице 2. Кредиторы Сумма кредиторской задолженности Дата погашения задолженности % от общего объема задолженности Примечания ЗАО «ГАММАМЕД Фарм», в т. ч.: 370 561,56 - 68% - Договор № 15/07 от 10.01.07 201 000,00
12.01.08
(90 дн. с момента получения товара) 37% Ждем поступления денеж. ср-в от ЦМТ ВАЗа по дог. № 361 от 30.03.07 Дог. письмо № 23785 от 28.06.07 72 523,62
13.11 07
(15 дн. с момента получения товара) 13% - Дог. письмо № 28162 от 30.09.07 97 037,94
17.11.07
(15 дн. с момента получения товара) 18% - … … … 32% … Итого: 544 943,47
 
Отчеты о кредиторской задолженности по бартеру, кромеобычной, могут содержать и информацию, специфическую для данного вида сделок:
проблемы с отгрузкой (если есть таковые);
информация об отгружаемом продукте.
По просроченной кредиторской задолженности могутсоставляться отдельные отчеты, которые обязательно должны содержать информациюо предпринятых мерах для изыскания средств для погашения указанной просроченнойзадолженности.
Информация в отчете о кредиторской задолженности может быть сгруппированапо поставщикам, закупленным материалам или комплектующим и т.д.
Отчеты о кредиторской задолженности используются:
менеджерами финансового отдела в координации с менеджерамиотдела снабжения для отслеживания процесса погашения задолженности по контрактамс условием отсроченного платежа и быстрого реагирования на неожиданности,старения кредиторской задолженности и соответствия текущей деятельности вкредитной политике компании;
бухгалтерией или финансовым отделом для планирования иотслеживания оттока денежных средств;
высшим руководством для анализа и контроля политики компаниипо закупкам с отсроченными платежами, для анализа динамики производства, продажи закупок и их коррекции при необходимости, для облегчения контроля и сравненияинформации с данными, предоставляемыми бухгалтерией и процесса планирования.
2.3 Анализ и грамотное применение информации издебиторского и кредиторского отчета
Дебиторская или кредиторская задолженность возникает (илипогашается) при совершении организацией любых операций, связанных с движениемденежных средств, материальных ресурсов или принятием ею на себя определенныхобязательств (например, дать кредит, заплатить неустойку при нарушении условийдоговора, уплатить долг третьей стороны и т.п.).
Знание в каждый момент времени состояния расчетов спартнерами по бизнесу, с бюджетом и внебюджетными фондами, а также с вашимиработниками — одно из важнейших условий четкого управления компанией. Имеяинформацию, предоставленную в дебиторском и кредиторском отчете, можно:
1. Отслеживать динамику производства, продаж и закупок
Отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности содержат всебе практически те же сведения, что и отчеты о продажах, и отчеты о закупках,только в ином разрезе. Анализируя отчеты о дебиторской и кредиторскойзадолженности, можно увидеть и оценить деятельность предприятия с самых важныхсторон:
сколько вы продаете (какая при этом выручка);
сколько вы покупаете (и с какими затратами);
сколько вы имеете свободных средств (каковы их источники игде эти средства размещены).
2. Иметь четкое представление о состоянии своих расчетов
Это всегда важно, поскольку позволяет быстросориентироваться в случае возникновения нештатных ситуаций. Допустим,организации срочно понадобились деньги — из отчета о дебиторской задолженностиможно увидеть, имеется ли возможность их откуда-нибудь получить, или же следуетбрать кредит. Опять же, если необходим кредит, то данные из отчета одебиторской задолженности помогут определить, на какой срок этот кредитнеобходим. Отчет о кредиторской задолженности дает сведения о всех предстоящихплатежах, есть возможность быстро принять решение о том, какие платежи можнопока отложить с тем, чтобы высвободить необходимую вам сумму денежных средств.
Возможна и иная ситуация: неожиданно была получена приличнуюсумму денег. Тогда отчет о кредиторской задолженности подскажет, на что еелучше потратить. А на основании отчета о дебиторской задолженности вы сможетерешить, кому из ваших должников вы готовы предоставить дополнительную отсрочкуплатежа.
3. Спланировать свои доходы и расходы
Зная, когда и сколько поступит денежных средств на расчетныйсчет, можно подсчитать сумму ожидаемой выручки, а значит и сумму предстоящихналоговых платежей (для тех предприятий, которые в соответствии с принятой имиучетной политикой учитывают выручку для целей налогообложения «по оплате»).
С учетом суммы предстоящих денежных поступлений можноопределить, сколько вы должны и когда сможете потратить соответствующие суммына уплату налогов, закупку сырья, выплату заработной платы работникам и т.п.
Однако погашение задолженности (дебиторской или кредиторской)возможно не только деньгами, но и встречными поставками продукции, путемпроведения взаимозачетов и т.п. Поэтому в отчеты о дебиторской и кредиторскойзадолженности должны включаться все сведения о проведении расчетов (в том числепо бартерным операциям, по расчетам с участием третьих лиц и т.п.).
4. Оценивать своих покупателей
Анализируя динамику возникновения и погашения задолженностейза достаточно длительный период времени, можно установить, кто из вашихпартнеров платит исправно, а кто не выполняет взятые на себя обязательства всрок. Если в отношениях с тем или иным партнером проявляются негативныетенденции, следует незамедлительно выяснить причины их возникновения. Возможно,работник этой фирмы, отвечающий за ведение расчетов с вами, просто не видитсмысла платить в срок. Тогда вы вправе решить, что предпринять дальше: принятьэто как данность и делать скидку на необязательность (или излишнюю экономность)чужих сотрудников при планировании своих доходов или же пытаться как-товоздействовать на ситуацию и держать расчеты с этой фирмой под болеепристальным контролем.
Однако не исключено, что у вашего партнера по бизнесу простофинансовые трудности. В этом случае обязательно следует оценить степень егоплатежеспособности и решить, в каком режиме продолжать дальнейшеесотрудничество, с тем, чтобы свести к минимуму риск возможных потерь понеоплаченным счетам.
Данные отчеты позволяют ранжировать клиентов по степени ихплатежеспособности. Это позволит в зависимости от надежности клиента ставитьосновные условия поставки продукции (цена, срок оплаты, максимальная партия и т.п.).
Ситуация из жизни: ООО «Сладкоежка» продаеткондитерские изделия в магазины города. Продукция пользуется спросом ипродается со значительной прибылью. Однако фирма постоянно испытывает дефицитденежных средств. После анализа сложившейся ситуации было выяснено, чтохронический недостаток денежных средств является следствием несвоевременнойоплаты продукции некоторыми из покупателей. Мораль: Известное правило гласит: 90процентов проблем создают 10 процентов клиентов, с которыми вы общаетесь. Есликто-то постоянно нарушает свои обязательства, то, прежде всего, необходимозадуматься, стоит ли с ним работать. Если работать все-таки стоит, то следуетреально оценить возможные последствия и, руководствуясь принципом «разумнойосмотрительности» при планировании денежных доходов учитывать из возможныхвариантов наиболее вероятный.
5. Проанализировать результаты от предоставления отсрочекпо платежам
Если практикуется предоставление отсрочек по платежам, тоотчет о дебиторской задолженности поможет отследить эффективность такойполитики, просчитать уровень применяемых цен (не слишком ли велики потери отобесценивания денег с момента отгрузки продукции до момента ее оплаты).
6. Своевременно предпринимать меры по взысканиюпросроченной задолженности
Постоянное отслеживание сумм просроченной задолженности исроков «откладывания» платежей позволяет вовремя сориентироваться,когда наступает время переставать верить обещаниям и принимать решительные меры.Для этого устанавливается критический срок неуплаты, после которого юристыдолжны принимать меры к взысканию задолженности (в том числе и через суд).
7. Регулировать свои отношения с поставщиками
Не только Вы оцениваете своих партнеров, но и они оцениваютВас. Поэтому, если в силу объективных или субъективных причин организация невсегда пунктуальна в выполнении своих обязательств, то лучше четко знатьстепень данной непунктуальности по отношению к каждому из партнеров. Тщательныйконтроль за отсрочками и просрочками платежей позволит если не избежатьнедовольства второй стороны, то уж хотя бы не понести потерь от уплатывсевозможных неустоек и иных штрафных санкций.
Заключение
Текущие обязательства предприятия представлены в видедебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность фактическипредставляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторскаяфактически представляет компоненту заемных средств. Известно, что за счетсобственных и заемных источников происходит формирование оборотных средствпредприятия. Средства и источники средств предприятия находятся в постоянномкругообороте — деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходепроизводственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуетсяза наличный или безналичный расчет, в ходе этих процессов возникают расчеты сюридическими и физическими лицами, бюджетами всех уровней и др. Следовательно,поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников ихпокрытия и соотношения между ними — необходимая составляющая обеспечениястабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность иэффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашатьсвои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получатьпричитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобыподдерживать непрерывность воспроизводственного цикла.
В этой связи знание в каждый момент времени состояниярасчетов с партнерами по бизнесу, с бюджетом и внебюджетными фондами, а также свашими работниками — одно из важнейших условий четкого управления компанией.
Основная цель управленческого учета дебиторской икредиторской задолженности на предприятии — обеспечение оперативных работникови руководства организации прозрачной и оперативной информацией для принятияуправленческих решений. Внедрение управленческого учета и отчетности позволяетрешить главные проблемы бухгалтерского учета:
отсутствие оперативной отчетности (законодательноустановлена квартальная отчетность);
отсутствие прозрачности в информации.
Таким образом, при формировании управленческих отчетов подебиторской и кредиторской задолженности появляется дополнительный учет пожизненно важным для предприятия статьям расходов и доходов, основанный напринципе прозрачности отчетности. А также предоставляется способностьменеджменту контролировать основные параметры деятельности компании, что оченьсущественно для его устойчивости и возможности дальнейшего развития.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1.  Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета.(Утверждено Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учетапри Минэкономразвития России от 22.04.2002, N 4).
Научная литература:
2.  Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет: Учебник длявузов». М.: «ИКФ Омега-Л», 2003;
3.  Карпова Т.П. «Управленческий учет: Учебник для вузов». М.:«ЮНИТИ», 2005;
4.  Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. «Управленческий учет по формуле»три в одном"". М.: «СТАТУС — КВО», 1999;
5.  Кондраков Н.П., Иванова М.А. «Бухгалтерский управленческий учет: Учебноепособие». М.: «ИНФРА-М», 2003;
6.  Палий В.Ф. «Управленческий учет (с элементами финансового учета)».М.,2004.
Периодические издания:
7.  Лашин А.Г., финансовый директор компании «Дэколюкс», «Каксформировать основные управленческие отчеты». Журнал «Финансовыйдиректор» № 3, 2007;
8.  Шарков Г.М., преподаватель-консультант ММФБШ, Шилкин С.А., экспертжурнала «Главбух», «Как управленческий учет меняет работубухгалтерии». Журнал «Главбух» № 12, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.