Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности учёта в бюджетных организациях

Особенностиучёта в бюджетных организациях

Введение
В настоящеевремя с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельностипроникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговаясистема, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаютсяакционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических ифизических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источниковфинансирования предприятий.
Бухгалтерамв процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражатьвведение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношенийучастников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документовпроизошли существенные изменения в методике учета основных средств,производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений,финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учетуставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли,погашения убытков, правила финансирования и кредитования.
Но,несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянноменяющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести всеорганизации, находящиеся на территории РФ.
Финансы вбюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательствомо бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскомуучету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказомМинфина РФ от 3 ноября 1993г №122, другими нормативными документами по учету иотчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этимособенностям нужно отнести:
— организация управления оборотнымкапиталом;
— особенности формирования финансовых результатов (контроль исполнения сметырасходов);
-отраслевыеособенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования,науки).
К бюджетным относятся организации, основнаядеятельность которых полностью или частично финансируется за счет средствбюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательнымусловием является открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерскогоучета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях составнаячасть единой системы учета РФ. Информационная система для бюджетных учрежденийимеет особенности, обусловленные существенными различиями в правилах ведениябухгалтерского учета, действующих в коммерческих и бюджетных организациях.Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях регламентируются специальныминормативными актами, адресованными для них. Определяющие регламентации (правилаи указания) бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений,устанавливаются централизованно Министерством финансов России.
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет нетолько выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановойи финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранятьвозможные потери и необоснованные затраты.
Совершенствование бухгалтерского учета, усиление егоконтрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации –основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины.
По данным бухгалтерского учета можно вскрыть фактыбесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетныхсредств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда.Следовательно, бухгалтерский учет – это важнейшее звено системы управленияучреждениями непроизводственной сферы.
Недостаточная разработанность теоретических ипрактических аспектов бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях визменившихся условиях, низкая действенность контроля целевого характераиспользования бюджетных средств, дискуссионность отдельных положений определяютактуальность темы настоящей работы.

1.Основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.1 Виды бюджетных организаций
ГК РФ делит всеюридические лица на два вида — коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ).Основанием такого деления служит цель осуществляемой организацией деятельности.Основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли и ее распределениемежду участниками.
Некоммерческиеорганизации создаются для достижения образовательных, научных,благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальныхпотребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных надостижение общественных благ. Иначе говоря, они не преследуют цели извлеченияприбыли и ее распределения между участниками.
Коммерческие организациисуществуют за счет получаемой ими прибыли. Некоммерческие организацииосуществляют свою деятельность за счет целевого финансирования или за счетдобровольных пожертвований.
Определение бюджетной организации дано в Инструкции побухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н от 30 декабря 1999 года:
Бюджетное учреждение – организация, созданная органамигосударственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ,органами местного самоуправления для осуществления управленческих,социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческогохарактера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета илибюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.
Обязательным условием отнесения организации к разрядубюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерскогоучета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией№107н.
Из этого определения сдостаточной очевидностью следует, что бюджетное учреждение в любом случаеявляется организацией некоммерческой. ГК РФ определяет некоммерческиеорганизации как юридические лица, которые не имеют основной целью своейдеятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками даннойдеятельности. Аналогичная формулировка содержится в Федеральном законе от12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Следовательно, можно выделитьдва признака такой организации, установленных гражданским законодательством.
Во-первых, основной цельюдеятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли.Создаваться они могут в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях»для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных,научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развитияфизической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешенияспоров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях,направленных на достижение общественных благ». Хозрасчетная деятельностьдопускается, но не в ущерб основной и с условием направления полученной прибылина осуществление уставных задач.
Во-вторых, отсутствиераспределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно иследует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим ихсобственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) изсоответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется надостижение целей, определенных собственником, установленных изначальноучредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележоммежду участниками хозяйственной деятельности.
Бюджетные организацииобладают специальной правоспособностью. Это означает, что они могут приобретатьтолько такие гражданские права и нести только такие гражданские обязанности,которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в их учредительныхдокументах.
Бюджетное учреждениехарактеризуется следующими признаками:
— учредителями, а значити собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органыгосударственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органыместного самоуправления;
— бюджетное учреждениесоздается для осуществления управленческих, социально-культурных,научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
— деятельность бюджетногоучреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджетагосударственного внебюджетного фонда;
— основой для выделения ирасходования бюджетных средств является смета (документ, который составляетсядля определения цены и ее обоснования при заключении договора подряда) доходови расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Бюджетное учреждениеиспользует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов ирасходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование истрого целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходовдолжны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджетаи государственных внебюджетных фондов, так и от осуществленияпредпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг,другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальнойсобственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативногоуправления, и иной деятельности.
Бюджетное учреждение приисполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств,полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетному учреждению непредоставлено право распоряжаться имеющимися в наличии средствами по своемуусмотрению.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетные учреждениямогут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счетвнебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:
— целевые средства ибезвозмездные поступления;
— средства, поступившиево временное распоряжение учреждения;
— средства, полученные отгосударственных внебюджетных фондов и др.;
— а также средства,полученные от предпринимательской деятельности;
1) Целевые средстваявляются специфическим источником приобретения активов и финансированиярасходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются,как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени,если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия.
2) Средства, поступающиево временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитныхорганизациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовыхсчетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возвратувладельцу или передаче по назначению. К ним, например, относятся средства,изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиесявещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого(подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещенияпричиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискацииимущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) ссанкции прокурора.
3) Для учета средств,поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов,предназначен субсчет 115, который может применяться органами социальной защитынаселения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий,а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинскогообслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.
4) Предпринимательскаядеятельность не может являться основным видом деятельности бюджетногоучреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническимнедофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учрежденийвсе чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств.Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различныхвидов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные оттакой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваютсябюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммывыручки от реализации продукции, произведенной бюджетным учреждением, чащевсего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам.Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяетбюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда иотдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные смодернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенныхобъектов основных средств.
В соответствии с ГК РФпредпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предпринимательскаядеятельность предусмотрена следующими нормативными актами и учредительнымидокументами:
— Законы РФ «Обобразовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;
— Федеральные законы «Овысшем и послевузовском образовании, «О науке и государственнойнаучно-технической политике»;
— иные правовые акты.
К предпринимательскойдеятельности образовательных учреждений относятся:
— реализация и сдача варенду основных фондов и имущества учреждения;
 - торговля покупнымитоварами, оборудованием;
 - оказаниепосреднических услуг;
 - долевое участие вдеятельности других учреждений и организаций;
 - приобретение акций,облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) поним;
Для учрежденийобразования не является предпринимательской платная деятельность, доходы откоторой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) нанепосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствованияобразовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данномобразовательном учреждении. Суммы, направленные образовательными учреждениямина нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса вданном образовательном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.
Если ранее доходы от сдачи в аренду государственногоимущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказаниеконсультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетнымиорганизациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то свведением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются какдополнительный источник бюджетного финансирования.
Никаких налогов с получаемого дохода какдополнительного источника бюджетного финансирования учреждение – получатель средствне исчисляет и не уплачивает.
Каждый вид внебюджетныхсредств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органахфедерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетныхучреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федеральногоказначейства).
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: — оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; — перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; — трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; — оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

1.2 Основные задачи и правила ведениябухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении обимуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного,непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основнымизадачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации одеятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутреннимпользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участниками собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторами другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешнимпользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации при осуществлении организациейхозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества иобязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов всоответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатовхозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервовобеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные правила ведения бухгалтерского учета ворганизациях установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением обухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и другиминормативными документами, на которых остановимся более подробно в отдельнойглаве.
В соответствии с указанным законом основнымиправилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:
-бухгалтерский учет имущества, обязательств ихозяйственных операций организацией ведется в валютных РФ-рублях;
-имущество, являющееся собственностью организаций,учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося уданной организации;
-бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно смомента её регистрации до реорганизации или ликвидации;
-организация ведет бухгалтерский учет имущества,обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанныхсчетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерскогоучета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткампо счетам синтетического учета;
-все хозяйственные операции и результатыинвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерскогоучета без каких-либо пропусков или изъятий;
-текущие затраты на производство продукции икапитальные вложения учитываются раздельно;
-основанием для записи в учетных регистрах являютсяпервичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершенияхозяйственных операций или непосредственно после ее окончания и содержатьобязательные реквизиты.
После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля1998г №ГКПИ 98-283 была признана недействительной Инструкция по бухгалтерскомуучету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказомМинфина России от 03 ноября 1993г №122), бюджетные организации остались безнормативного документа, который определял бы порядок ведения ими бухгалтерскогоучета.
Но теперь такой документ есть. Приказом Минфина Россииот 30 декабря 1999г №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету вбюджетных организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января2000г №2064.
Используя периодическую бухгалтерскую литературу, намибыла изучена Инструкция №107, она состоит из трех частей и двух приложений. Вчасти I «Организация бухгалтерского учета» приводитсябюджетный План счетов. Часть II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходовпо бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников»состоит из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участкубухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций поцентрализованному снабжению материальными ценностями учреждений».
Приложение №1 к названной Инструкции представляет«Унифицированные формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерскойдокументации бюджетных учреждений и организаций», приложение №2 –«Корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям».
Теперь бюджетным учреждениям разрешено применять нетолько документацию класса 05 ОКУД «Унифицированная система первичной учетнойдокументации», но и отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД«Унифицированная система первичной учетной документации».
Изменения, которые Инструкция №107 вносит в бухучетбюджетных организаций, весьма значительны и затрагивают все участки учета. Но впервую очередь необходимо сказать об ограничениях в выборе форм и способовведения бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средствпоскольку от этого зависит налогообложение бюджетных организаций. Согласнопунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается единыйпорядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на основе:
-стандартного Плана счетов бухгалтерского учета (п.30Инструкции№107);
-мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерскогоучета (перечень применяемых форм мемориальных ордеров приведен в п.20Инструкции №107);
-формы первичных учетных документов и регистровбухгалтерского учета;
-методов оценки активов и обязательств;
-корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерскимоперациям и т.д.
Это означает, что бюджетные учреждения в отличие отлюбых других некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможностиутверждения рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формыбухгалтерского учета и т.п.
Однако это противоречит Федеральному закону от 21ноября 1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а пункт 4 Инструкции №107подтверждает, что бюджетные учреждения находятся в сфере действия этого закона.
Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»гласит, что учетная политика бюджетных учреждений, как и любых другихорганизаций, представляет собой совокупность организационно-технических решенийи способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить правабюджетного учреждения по организации бухгалтерского учета и формированиюучетной политики, необходимы изменения и дополнения в вышеуказанный закон.
Признавая целесообразность ведения единыхунифицированных правил ведения бухгалтерского учета для бюджетных учреждений,все же необходимо отметить, что данная проблема должна решаться не нормативнымправовым актом Минфина России, а на законодательном уровне.
Согласно статье 8 Инструкции №107, сведения обисполнении смет доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемыхучреждений в сроки, установленные главным бухгалтером централизованнойбухгалтерии.
Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «Обухгалтерском учете» предусматривает принципиально иной порядок организациибухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право,сделать выбор в пользу определенной формы ведения бухгалтерского учета и нестиответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для бюджетных учрежденийнаиболее приемлемой является децентрализованная форма учета, (то естьнепосредственно в учреждении), поскольку руководитель в этом случае можетпринимать управленческие решения на основе своевременно поступающейбухгалтерской информации.
До недавнего времени деятельность бюджетныхорганизаций регламентировалась не только Федеральным законом «О бухгалтерскомучете», но и следующими документами:
-Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29июля 1998г №34 Н);
-ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
(приказ Минфина России от 09 декабря 1998г №60 Н);
-ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»
(приказ Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);
-ПБУ 9/99 «Доходы организации»
(приказ Минфина России от 6 мая 1999г №32 Н) – в частипризнания доходов от предпринимательской и иной деятельности;
-ПБУ 10/99 «Расходы организации»
(приказ Минфина России от6 мая 1999г №33 Н) – в частипризнания расходов по предпринимательской и иной деятельности.
Одновременно с новой Инструкцией по бухгалтерскомуучету в бюджетных учреждениях приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107Нутвержден перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые актыМинфина России.
На основании этого документа бюджетные учреждения иорганизации исключены из сферы действия вышеуказанных положений и стандартовбухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы Инструкции №107 повторяютформулировки ранее принятых нормативных актов Минфина России.
В частности, и в пункте 7 Инструкции №107 побухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, и в пункте 10 Положения поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерацииговорится о необходимости ведения документации на русском языке.
В пункте 8 Инструкции №107 и пунктах 6, 101 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета,соблюдение законодательства и хранение бухгалтерской документации в бюджетныхорганизациях несет не главный бухгалтер, а руководитель учреждения.
Пункт 10 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету вбюджетных учреждениях повторяет формулировку пункта 12 Положения по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. И втом, и в другом документе говорится, что все работники бюджетных учрежденийдолжны исполнять требования главного бухгалтера, касающиеся порядка оформленияи представления в бухгалтерию документов и сведений.
Кроме того, способы оценки материальных запасов,изложенные в пункте 59 Инструкции №107, в целом повторяют правила оценкипунктов 5 и 6 ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов».
В то же время Инструкция №107 внесла и рядпринципиальных нововведений. Например, пункт 7 обязывает бюджетные учреждениявести учет в рублях и копейках и не допускает округлений до целых рублей, тогдакак пункт 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации разрешает остальным организациям выбиратьвалюту учета.
Необходимо подчеркнуть, что установление единыхунифицированных правил ведения бухгалтерского учета (включая корреспонденциюсчетов) делает возможным применение к бюджетным учреждениям налоговых санкцийпо статье 120 Налогового кодекса РФ. Эти санкции применяются за грубоенарушение правил учета доходов, а также объектов налогообложения.
Оценка имущества и обязательств производитсяорганизацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетностив денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляетсяпутем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имуществаполученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования;имущества произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Начислениеамортизации основных средств и нематериальных активов производится независимоот результатов хозяйственной деятельности организаций в отчетном периоде.
Хозяйственные операции отражаются на бумажных имашиночитаемых носителях информации. Следовательно, бухгалтерский документ –любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операцииподвергаются первичной регистрации. Бухгалтерскими документами оформляютсялюбые хозяйственные операции в той последовательности в которой онисовершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета;юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основаниидокументов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроляи оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль засохранностью собственности, так как документами подтверждается материальнаяответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности,поскольку документы служат основными источниками сведений для последующегоконтроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственнойоперации при документальных ревизиях. Первичные документы должны бытьсоставлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным– непосредственно после окончания операции. В учреждениях все бухгалтерскиедокументы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным идругим внебюджетным средством, подписываются руководителем организации или его заместителеми главным бухгалтером или его заместителем. Своевременное и достоверноесоздание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроке дляотражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным ворганизации графиком документооборота. Документы следуют составлять на бланкахустановленной формы с заполнением всех реквизитов, причем в некоторыхдокументах, например, приходных и расходных кассовых ордерах, исправленияделать не разрешается. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергаютбухгалтерской обработке, под которой понимают расценку, группировку и разметку.Пройдя обработку, документация группируется по периодам – месяц, квартал, год иформируется в дела, содержащие обычно до 250 листов.
Согласно первичных документов производится записьоперации на счетах. Записать операцию на счетах – это значит отразить еёсодержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихсяучетными регистрами.
В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы изаключены в переплет. На последней странице указывается общее числопронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера. Книги применяются длясинтетического и аналитического учета.
Карточки из плотной бумаги или не плотного картона нескрепляются между собой. Их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки(кроме карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек(ф.279), который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учетаосновных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основныхсредств (Ф.ОС – 10).
Свободные листы (ведомости) отличаются от карточектем, что они изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат.Хранят их в особых папках – регистраторах; заводятся они, как правило, на месяцили квартал.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутреннейотчетности является коммерческой тайной.
Для учреждений непроизводственной сферой наиболеехарактерно ведение бухгалтерского учета по мемориально–ордерной и журнально-ордернойформам учета. В связи с этим, нами были изучены особенности каждой из названныхформ.

2. Сходство и различие плана счетов бюджетныхорганизаций и коммерческих организаций
Пожалуй, одной из главных особенностей бухгалтерскогоучета в бюджетных организациях является применение плана счетов бухучета.Остановимся более подробно на сходствах и различиях разделов плана счетовбухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности коммерческихпредприятий и бюджетных организаций. (Приложение 1, Таблица 1)
План счетов бухучета бюджетных учреждений имеетпятнадцать разделов и тринадцать забалансовых счетов, тогда как в плане счетовкоммерческих предприятий и организаций всего лишь девять разделов и пятнадцатьзабалансовых счетов.
Раздел I план счетов бюджетных организацийназывается «Основные средства», в который включены счета 01 «Основные средства»(с разделением по видам основных средств на субсчета) и 02 «Износ основныхсредств». А в раздел I плана счетов коммерческих организаций «Основныесредства и другие долгосрочные вложения» включен ряд счетов: 03«Долгосрочно-арендуемые основные средства»;
04 «Нематериальные активы»;
05 «Амортизация нематериальных активов»;
06 «Долгосрочные финансовые вложения»;
07 «Оборудование к установке»;
08 «Капитальные вложения»;
09 «Арендные обязательства к поступлению».
Раздел II «Материальные запасы» планасчетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях включает следующие счета:
03 «Изделия и продукция»;
04 «Оборудование, строительные материалы и материалыдля научных исследований»;
05 «Молодняк животных и животные на откорм»;
06 «Материалы и продукты питания». С разделением посубсчетам.
Учет сырья, материалов, топлива, запчастей такжеведется во втором разделе «Производственные запасы» плана счетов бухучетакоммерческих организаций, но в него включены счета 12 «Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы», 13 «Износ МБП», 14 «Переоценка материальныхценностей», 15 «Заготовление и приобретение материалов»… 19 «Налог надобавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Учет же малоценных и быстроизнашивающихся предметов вбюджетных учреждениях предусмотрен разделом III «Малоценныеи быстроизнашивающиеся предметы» на счете 07.
Затраты на производство и другие цели ведутся на счете08 раздела IV плана счетов бюджетных учреждений, а в предприятияхразличных форм собственности затраты на производство учитываются на счетах 20 –29 плана счетов. Кроме всего прочего в раздел III «Затраты напроизводство» включены счета:
30 «Некапитальные работы» и 31 «Расходы будущихпериодов».
Разделом IV «Готовая продукция, товары иреализация» плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственнойдеятельности предприятий предусмотрен учет готовой продукции (счет 40), товаров(счет 41), торговой наценки (счет 42), коммерческих расходов (счет 43) ииздержек обращения (счет 44), а также товаров отгруженных (счет 45) иреализации продукции (работ, услуг, основных средств и прочих активов) насчетах 46 – 48.
Раздел V плана счетов бухгалтерского учетав бюджетных учреждениях и коммерческих организациях имеет одинаковое название«Денежные средства». Только денежные средства бюджетных организаций разбиваютсяна:
счет 09 «Текущие счета по федеральному бюджету»;
счет 10 «Текущие счета по бюджетамнационально-государственных и административно-территориальных образований»;
счет 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам».
Затем идет счет 12 «Касса» и счет 13 «Прочие денежныесредства», а денежные средства коммерческих преприятий разделены на следующиесчета «Касса» (счет 50); «Расчетный счет» (счет51); «Валютный счет» (счет 52);«Специальные счета в банках, денежные документы, переводы в пути икраткосрочные финансовые вложения» (счета 55-58).
В разделе VI плана счетов бюджетныхорганизаций включен только один счет – 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию».
Раздел VII этого плана счетов имеетнекоторое сходство с разделом VI плана счетов коммерческих предприятий и организаций.Расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками завыполненные работы и оказанные услуги ведутся по счету 15 раздела VII,а в коммерческих предприятиях учет расчетов предусмотрен на счетах 60, 61, 62,63, 64.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете16, а в плане счетов коммерческих организаций – на счете 71.
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываетсяпо счету 17. Он включает в себя следующие субсчета:
171 «Расчеты по социальному страхованию»,
172 «Расчеты по специальным видам платежей»,
173 «Расчеты по платежам в бюджет», тогда как в планесчетов предприятий и учреждений различных форм собственности они выделены вотдельные счета:
67 «Расчеты по внебюджетным платежам»;
68 «Расчеты с бюджетом» (по видам платежей);
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,который в свою очередь поделен на субсчета:
69/1 «Расчеты по социальному страхованию»;
69/2 «Расходы по пенсионному обеспечению»;
69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию»;
69/4 «Расчеты по фонду занятости».
В бюджетных организациях учет расчетов по взносам вПенсионный фонд, в фонд занятости и фонд медицинского страхования ведется насубсчетах счета 19 «Расчеты по пенсионному обеспечению и социальной защитенаселения».
На субсчете 180 «Расчеты с рабочими и служащими»учитываются расчеты с работниками учреждений по всем видам заработной платы. Насубсчете 181 «Расчеты со стипендиатами» учитываются расчеты по стипендиям состудентами, аспирантами и докторами вузов. На других субсчетах счета 18«Расчеты с рабочими, служащими и стипендиатами» ведется бухгалтерский учет срабочими и служащими за товары, проданные в кредит, по безналичнымперечислениям взносов по договорам добровольного страхования, расчеты поисполнительным листам и другие расчеты.
В коммерческих предприятиях расчеты с персоналом пооплате труда ведется на счете 70, а расчеты с персоналом по прочим операциям насчете 73 с разделением по субсчетам.
Далее в плане счетов бюджетных организаций в разделе VIII«Расходы» для отражения фактически произведенных расходов организациями иучреждениями используют счета 20 «Расходы по бюджету» и 21 «Прочие расходы». Всоответствии законодательством бюджетные учреждения расходуют бюджетныесредства исключительно на:
- оплату труда;
- перечисление страховых взносов вгосударственные внебюджетные фонды;
- трансферты населению,выплачиваемые в соответствии с федеральными законами;
- командировочные, в соответствии сзаконодательством;
- оплату товаров, работ и услуг всоответствии с утвержденными сметами.
Организации и учреждения, состоящие на бюджете, кромебюджетных расходов могут производить расходы, финансируемые из внебюджетныхисточников. Такие расходы учитываются по субсчетам на счете 21 «Прочиерасходы».
Для учета финансирования учреждений и организацийприменяют счет 23 «Финансирование» раздела IX плана счетов.
На субсчетах 230 «Финансирование из бюджета на расходыучреждения и другие мероприятия», 231 «Финансирование из бюджета капитальныхвложений» и 232 «Финансирование за счет других бюджетов» учитываетсяфинансирование, полученное из бюджетов.
На субсчетах 234, 235, 236, 237, 238 ведется учетсредств по финансированию, полученных из внебюджетных и прочих источников всоответствии с законодательством.
Раздел X «Фонды и средства целевогоназначения» подразделяются на следующие счета:
24 «Фонды и средства целевого назначения»;
25 «Фонд в основных средствах»;
26 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихсяпредметах»;
27 «Фонды финансовых средств».
Учет фондов оплаты труда, выплат пособий нанесовершеннолетних детей, фонда материального поощрения осуществляют насубсчетах счета 24.
Учет стоимости основных средств, малоценных ибыстроизнашивающихся предметов, находящихся непосредственно в распоряженииорганизации учитывают на субсчете 250 и 260 соответственно.
Учет фондов накопления, социальной сферы и фондовпотребления коммерческих предприятий и организаций ведется на счете 88 раздела VIII«Капитал и резервы». В этом разделе ведется учет «Уставного капитала» (счет85), «Резервного капитала» (счет 86), «Добавочного капитала» (счет 87) инераспределенной прибыли (непокрытого убытка), полученных в результатефинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерский учет реализации изделий производственных(учебных) мастерских, продукции подсобных хозяйств, научно- исследовательскихработ по договорам осуществляется на счете 28 «Реализация продукции, изделий ивыполненных работ» раздела XI «Реализация продукции».
Раздел XII «Доходы» включает два счета: 40«Доходы» и 41 «Прибыли и убытки». Субсчет 400 «Доходы по специальным средствам»используется бюджетными организациями для учета доходов, которые остаются враспоряжении организаций и учреждений, и могут расходоваться на определенныецели сверх ассигнований по бюджету. Субсчет 402 «Доходы от производственнойдеятельности профессионально-технических училищ» применяют для учета доходов отдеятельности учебных мастерских и средств, заработанных учащимися напроизводственной практике.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собойконечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основаниибухгалтерского учета организаций и учреждений. Результат прибыли или убытка,выявленных в отчетном году отражаются по счету 41 «Прибыли и убытки».
Учет результатов финансово-хозяйственной деятельностина предприятиях всех отраслей народного хозяйства (кроме банков и бюджетныхучреждений) производится на счетах:
80 «Прибыли и убытки»;
81 «Использование прибыли»;
82 «Оценочные резервы»;
83 «Доходы будущих периодов»;
84 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
раздела VII «Финансовые результаты ииспользование прибыли».
Далее идет раздел VIII «Капитал ирезервы», описанный выше и раздел IX «Кредиты и финансирование», посчетам которого предприятиями ведется учет краткосрочных и долгосрочныхкредитов банков, краткосрочных и долгосрочных займов, целевого финансирования ипоступления и арендных обязательств.
План счетов бюджетных организаций и учрежденийвключает также раздел XIII «Краткосрочные ссуды из бюджета»; раздел XIV«Средства переданные и полученные»; раздел XV «Результатыисполнения бюджета».
На забалансовых счетах планов счетов бюджетныеорганизации ведут учет по:
- арендованным основным средствам;
- товарно-материальным ценностям,принятым на ответственное хранение;
- бланкам строгой отчетности;
- списанной задолженностинеплатежеспособных дебиторов;
- материальным ценностям, оплаченнымпо централизованному снабжению;
- задолженности учащихся и студентовза невозвращенные материальные ценности;
- переходящим спортивным призам икубкам;
- путевкам;
- переплатам пенсий и пособий,вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях,счетным ошибкам;
- учебным предметам военной техники;
- ссудам, выданным рабочим ислужащим;
Учреждения непроизводственной сферы, как и все другиеорганизации в обязательном порядке составляют бухгалтерский отчет, поэтому намиизучены конкретные вопросы, касающиеся ее особенностей в бюджетныхорганизациях.

2.1 Бухгалтерская отчетность и ее состав
Отчетность представляет собой систему показателей,отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций и учреждений заотчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основеучетных данных.
Отчетность учреждений и организаций должна отражатьсостав имущества и источники его формирования, включая имущество производств ихозяйств, других подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Отчетность составляется за определенный отчетныйпериод: месяц, квартал, год. Учреждения и организации, а также централизованныебухгалтерии, обслуживающие учреждения и организации, состоящие на федеральномбюджете Российской Федерации, бюджетов различных уровней, составляют годовые,квартальные и месячные бухгалтерские отчеты об исполнении смет расходов ипредставляют своему вышестоящему органу, а также в налоговую инспекцию по местурегистрации.
В объем сводной годовой и квартальной отчетностивключается справка о полученном из федерального бюджета финансировании.
Составлению отчетности предшествует сверка оборотов иостатков на счетах синтетического учета.
Составлению годового баланса предшествует проведениеинвентаризации. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.В соответствии с Положением регулируются расхождения между фактическимиостатками ценностей и остатками на счетах бухгалтерского учета. Запись операцийв бухгалтерском учете должна осуществляться на основании надлежащим образомоформленных оправдательных документов.
Сэкономленные против установленных ассигнований посмете расходов и перечисленные не позднее 31 декабря на текущие счета «Суммы попоручениям» средства остаются в распоряжении бюджетных учреждений и организацийи при условии выполнения показателей деятельности в установленном порядкенаправляются на производственные и социальные нужды.
Размер экономии по смете бюджетных организаций иучреждений определяют как разницу между общей суммой уточненных сметныхназначений и кассовым расходом за год.
На расчетные счета поступают в установленном порядкеденежные средства, в том числе средства бюджетного финансирования. Кроме того,на расчетном счете хранятся средства единого фонда оплаты труда, фондапроизводственного и социального развития, других фондов и прочие средстваучреждений и организаций. Остатки средств на расчетных счетах в конце года незакрываются и переходят на следующий год.
Расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должныбыть завершены. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованныхсредств должны быть возвращены, по использованным средствам – составленыавансовые отчеты.
Бухгалтерскую отчетность бюджетных организацийподразделяют на годовую, квартальную и месячную.
Годовая отчетность включает пакет документов(Приложение 2, Таблица 2).
В том случае, если организация получала средства издругих бюджетов на проведение целевых мероприятий, по расходам этих средствсоставляется отдельный отчет. Этот отчет представляется тому распорядителюкредитов, от которого были получены эти средства.
Бюджетные организации, получающие доходы отпредпринимательской деятельности, составляют годовой и квартальный отчеты оприбылях и убытках (форма 2) и представляют его в налоговый орган по месту егонахождения.
Кроме того, бюджетные учреждения представляют вналоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода«Расчет налога от фактической прибыли» и «Расчет по налогу на добавленную стоимость».
Отчетность о прибылях и убытках составляется наосновании данных аналитического учета, а также с использованием данныхотчетности: по форме 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходовбюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования», по формам4 или 4 (сводная) «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам».
Отражение в отчетности налога на добавленную стоимостьпроизводится на основании счетов-фактур. По счетам-фактурам налоговые органыосуществляют контроль за правильностью исчисления налога и полнотой егоперечисления в бюджет.
Для подтверждения достоверности изложенного материала,а также расширения собственных экспериментальных исследований нами были изученывопросы, касающиеся исполнения сметы расходов бюджетных организаций в видебаланса исполнения сметы расходов (форма 1) и отчета об исполнении сметырасходов бюджетной организации (форма 2). Названные документы приведены вприложении 3 и 4.
2.2 Баланс исполнения сметы расходов бюджетнойорганизации
«Баланс исполнения сметы расходов» составляют наосновании сверенных счетов и оборотов по счетам бухгалтерского учета. Годовойбаланс составляют после заключения счетов текущего учета.
Основные средства, материальные запасы, малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы отражают в балансе по фактической стоимости ихприобретения.

2.3 Отчет об исполнении сметы расходов
Форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов» содержитданные об исполнении сметы расходов бюджетной организации. Форма 2 составляетсяпо разделам, главам и параграфами в разрезе статей бюджетной классификации. Форма2 заполняется на основании данных соответствующих регистров учета кассовых ифактических расходов. Данные об исполнении смет расходов бюджетной организациии баланса исполнения сметы расходов показываются нарастающим итогом с началагода в рублях или тысячах рублей. Учреждения, предприятия и организации,получающие средства федерального бюджета от органов федерального казначейства,представляют не позднее 5 числа следующего за отчетным месяцем отчет по форме 2в орган федерального казначейства, от которого получено финансирование. Второйэкземпляр отчета по форме 2 в эти же сроки представляется своему вышестоящемуоргану.

3.Организация внешнего контроля
Финансовыйконтроль деятельности бюджетных учреждений осуществляется в виде ревизий ипроверок их финансово-хозяйственной деятельности, проводимых контрольнымиорганами (Росфиннадзором, Счетной палатой, внутриведомственными контрольнымиорганами, ФНС, ФСС, ФОМС, ПФ и иными ведомствами). Цель проверок — контроль заэффективным и рациональным расходованием бюджетных средств, законностьюсовершаемых операций, выявление фактов их нецелевого использования. Проверкиделятся на плановые и внеплановые, на тематические, обобщающие и комплексные.
Плановыепроверки осуществляются с определенной периодичностью, поэтому их объекты исроки проведения указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки,период, срок проведения и ответственных исполнителей. При внеплановых проверкахконтролируются вопросы, в отношении которых есть информация о возможныхнарушениях и злоупотреблениях.
Основныемероприятия проверок направлены на изучение:
— учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и другихдокументов (по форме и содержанию);
— полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых ихозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской(бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетныхрегистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской(бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
— фактического наличия, сохранности и правильного использования материальныхценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценныхбумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работи оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
— постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской(бюджетной) отчетности в проверяемой организации;
— состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том численаличие и состояние текущего контроля над движением материальных ценностей иденежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования,сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальныхценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
— принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещениюматериального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатампредыдущей ревизии (проверки).
Нафедеральном уровне органом государственного контроля является Счетная палатаРоссийской Федерации, которая подотчетна Федеральному Собранию РоссийскойФедерации и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». В рамкахзадач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладаеторганизационной и функциональной независимостью. Фактически она является ведущиморганом государственного внешнего финансового контроля. Она обеспечивает единуюсистему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов.
ЗадачиСчетной палаты:
— организация и осуществление контроля своевременного исполнения доходных ирасходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетныхфондов по объемам, структуре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств ииспользования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджетаи бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативныхправовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающихрасходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих наформирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджетаи бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений,направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процессав целом;
— контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета исредств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РоссийскойФедерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учрежденияхРоссийской Федерации;
— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации оходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольныхмероприятий.
Впроцессе реализации поставленных задач Счетная палата:
— осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную ииные виды деятельности;
— обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета ибюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
— организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федеральногобюджета в отчетном году;
— проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам истатьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовыхактов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ ииных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансовРоссийской Федерации;
— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку ивнесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению,а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
— подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думупо исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов вотчетном году;
— подготовку и представление заключений и ответов на запросы органовгосударственной власти Российской Федерации.
Дляосуществления своей деятельности по запросам Счетной палаты все органыгосударственной власти в РФ, органы местного самоуправления, предприятия,организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаныпредоставлять финансовую и иную связанную с осуществлением контроля информацию.Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учрежденийи организаций от своевременного предоставления необходимой информации илидокументации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложнойинформации влечет за собой ответственность, установленную законодательствомРоссийской Федерации. В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палатаконтролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическоерасходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденнымипоказателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит иханализ, вносит предложения по их устранению.
НКРФ наделил налоговые органы правами и обязанностями по осуществлению ими своихфункций, одной из которых является контрольная. Налоговый контроль представляетсобой установленную налогово-правовыми нормами систему контрольных мероприятий,осуществляемую специально уполномоченными на это органами, направленную напроверку, обеспечение полноты и своевременность выполнения фискальнообязаннымилицами налогового законодательства.
Целиналогового контроля:
— выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
— предупреждения их совершения в будущем;
— обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Налоговыйконтроль деятельности бюджетных организаций проводится сотрудниками налоговыхорганов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, полученияобъяснений, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах,предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В соответствии с НК РФ основными методамитекущего и последующего контроля правильности исчисления, полнотой исвоевременностью уплаты налогов налогоплательщиками, плательщиков сборов иналоговых агентов в бюджеты различного уровня являются камеральные и выездныеналоговые проверки.
Контрольслужит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимойдеятельности учреждения. Роль внешнего контроля меняется, но сам внешнийконтроль не исключается. Он решает свои традиционные задачи, актуальностькоторых не снижается, и приобретает новые направления. Наиболее заметное из них- аудит эффективности. Растет значение экспертно-аналитической деятельности,мониторинга расходования бюджетных средств. Обеспечение прогрессирующейрезультативности государственных расходов без налаженного взаимодействиявнешнего и внутреннего контроля становится все более проблематичным. Вместе стем нужно конструктивно сочетать компетентный внешний контроль сневмешательством во внутренние дела организации, не превращать его в мелочнуюопеку одних органов другими.

Заключение
Учетная информация отражает фактическое состояниехозяйственного объекта или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность исвоевременность учетной информации определяют действенность управления производством,способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требуетпостоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основногопоставщика информации.
До недавнего времени бухучет в основном использовалсякак инструмент внешнего административного контроля за государственнымипредприятиями. Все отчетливее проявлялось возрастающее расхождение междуотечественной системой бухгалтерского учета и Западной Европы.
За последние годы улучшились методология и организациябухгалтерского учета. Изданы новые нормативные документы, регламентирующиепостановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах: План счетовбухгалтерского учета; Положение о бухгалтерском учете и отчетности; Основныеположения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление поосновным фондам; Порядок ведения кассовых операций и другие.
Основные направления совершенствования организациибухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике.
Важным является приведение отечественной практикибухгалтерского учета в сопоставимость с практикой западных стран, для чегонеобходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы иметоды учета.
Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года №107утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.Согласно Инструкции №107 введены единые унифицированные правила ведениябухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изменена методика ведения бухгалтерскогоучета.
Согласно пункту 6 Инструкции Минфина России от 30декабря 1999г. №107 теперь бюджетные организации обязаны составлять отдельныйбаланс по внебюджетным средствам и включать данные этого отдельного баланса всвой единый баланс.
Для обеспечения раздельного учета операций побюджетным и внебюджетным средствам бюджетным предприятиям и организациямрекомендовано при необходимости присвоить отличительный признак в виде номеракаждому субсчету Плана счетов бухучета.
Вполне очевидно, что в результате этого возрастеттрудоемкость ведения бухгалтерского учета, особенно на первых порах. Но именноэтот механизм позволит эффективно разделить имущество, переданное в управлениебюджетному учреждению, и имущество, самостоятельно заработанное бюджетной организациейи не подлежащее изъятию.
Если ранее доходы от сдачи в аренду государственногоимущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказаниеконсультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетнымиорганизациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то свведением с 1 января 2000 года Инструкции №107 эти доходы рассматриваются какдополнительный источник бюджетного финансирования.
Никаких налогов с получаемого дохода какдополнительного источника бюджетного финансирования учреждение – получательсредств не исчисляет и не уплачивает.
Важную роль в условиях нового порядка ведениябухгалтерского учета играет оперативный учет прямых расходов по бюджетной ипредпринимательской деятельности. Это требует внедрения более действенных формучета и контроля за распределением расходов.
Ранее бюджетные учреждения, финансируемые изрегионального или местного бюджетов, распределяли все расходы между бюджетной ипредпринимательской деятельностью расчетным методом пропорционально удельномувесу средств от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (п.9Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998г. №48).
В условиях нового порядка ведения бухгалтерского учетапункт 9 Инструкции №48 фактически уже не может использоваться бюджетнымиучреждениями. Формируя учетную политику, бюджетное учреждение имеет праворазработать собственные методы ведения раздельного учета, включая методыраспределения необходимых статей общехозяйственных расходов на бюджетную ипредпринимательскую деятельность, или методы распределения всех расходов вкачестве прямых, что подтверждается новой Инструкцией от 30 декабря 1999 года№107 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Приложение 1
Таблица 1. «Сходство и различие плана счетов бюджетныхи коммерческих организаций»№ Наименование объектов учета (счета) Коммерческие организации Бюджетные организации 1. Основные средства
Размер стоимости основных средств: свыше 100 МРОТ.
Счет 01 номер и наименование субсчета повидам основных средств (1,2,3..)
Размер стоимости основных средств: свыше 50 МРОТ.
Счет 01
Номер субсчета и наименование:
010. – Здания
011. – Сооружкния
012. – Пердаточные устройсва.
013. – Машины и оборудование
015. – Транспортные средства
016. – Инструменты
017. – Рабочий и продуктивный скот
018. – Библиотечный фонд
019. – Прочие основные средства 2. Малоценные и быстро изнашивающиеся предметы
Предельный размер стоимости МБП:
Невыше 100 МРОТ
Счет 12
Номер субсчета и наименование
1.  МБП в запасе
2.  МБП в эксплуатации
3.  Временные (нетитульные сооружения)
Предельный размер стоимости МБП:
Невыше 50 МРОТ
Счет 07
Номер субсчета и наименование:
070.МБП на складе
071.МБП в эксплуатации
072.Бельё, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе
073.Бельё, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации. 3. Заработная плата
Счет 70
“Расчеты с персоналом по оплате труда”
Счет 18
“Расчеты с рабочими, служащими и стипендиатами”
номер субсчета и наименование:
180.Расчеты с рабочими и служащими.
181.Расчеты со стипендиатами
182.Расчеты с рабочими и служащими за товары, проданные в кредит
….
187.Расчеты по исполнительным документам и прочим учреждениям
189.Другие расчеты за выполненные работы.

Приложение 2
Таблица 2. «Состав годовой бухгалтерской отчетностибюджетных организаций»Наименование документа Форма Приложение Примечание 1.Баланс исполнения сметы расходов учреждения Ф.1 Справка о движении сумм финансирования из бюджета 2. Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации Ф.2 3. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов, переведенной на новые условия хозяйствования Ф.2-1 4. Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией Ф.2-2 5. Отчет о движении средств по текущему счету «Суммы по поручениям» Ф.2-3 6. Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам Ф.4 Для бюджетных организаций, получающих доходы от предпринимательской деятельности 7. Отчет о движении основных средств Ф.5 8. Отчет о движении материальных ценностей Ф.6 9. Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях Ф.15 10. Отчет о прибылях и убытках Ф.2 Для бюджетных организаций, получающих доходы от предпринимательской деятельности

Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации часть 1, 2. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
4. Налоговый кодексРоссийской Федерации часть 1, 2. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
5. Трудовой кодексРоссийской Федерации. – М.: ОМЕГА-Л, 2010
6. Федеральный законот 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»
7. Федеральный законот 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
8. Федеральный законот 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд»
9. Федеральный законот 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фондРоссийской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации,федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фондыобязательного медицинского страхования»
10. РаспоряжениеПравительства РФ от 15.11.2002г. № 1611-р «О переоценке основных средств инематериальных активов в бюджетных учреждениях»
11. Инструкция«О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячнойбюджетной отчетности», утвержденная приказом Минфина России от13.11.2008г. № 128н
12. Инструкция«Об утверждении форм регистров бюджетного учета», утвержденнаяприказом Минфина России от 23.09.2005г. № 123н
13. Инструкция побюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02. 2006 г. № 25н
14. Инструкция побюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н
15. ПриказФедерального казначейства от 10.10.2008 № 8н. «О порядке кассовогообслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органамифедерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующихбюджетов
16. Порядок ведениякассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от22.09.1993г. № 40
17. Алексеева И.В.Бюджетный учет шаг за шагом. М.: ЭКАР, 2007
18. Аснин Л.М.,Кононова И.Я. Контроль и ревизия. – Ростов-н/Д.: Изд-во ФЕНИКС, 2004
19. Афанасьев М.П.Государственный финансовый контроль. — М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, 2001
20. Белов А.Н.Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. — М.: ЭКЗАМЕН, 2005
21. Голощапов Н.А.,Соколов А.А. Контроль и ревизия. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007
22. Захарьин В.Р.Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: ОМЕГА-Л, 2009
23. Кондраков Н.П.,Кондраков И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: ПРОСПЕКТ, 2007
24. Конопляник Т.М.,Морозова И.В. Бюджетный учет оплаты труда. СПб.: БИЗНЕС-ПРЕССА, 2007
25. Кочергов Д.С.Амортизация: практическое пособие. – М.: ОМЕГА-Л, 2005
26. Паклар А.Н.Бюджетный учет. – М.: ЮСТИЦИФОРМ, 2006
27. Полещук Т.А.,Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. — М.: ИНФРА-М, 2010
28. БИНО: Бюджетныеучреждения № 2/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
29. БИНО: Бюджетныеучреждения № 5/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
30. БИНО: Бюджетныеучреждения № 6/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
31. БИНО: Бюджетныеучреждения № 7/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
32. БИНО: Бюджетныеучреждения № 12/2009. Изд-во ЭКАР. – 2009
33. Булаев С.В.Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем //Бюджетные учреждения. – 2009. — № 6
34. Валова С.А. Недопускаем ошибок и нарушений при проведении инвентаризации // Бюджетныеучреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2009. — № 7
35. Больничные листы// Под ред. Г.Ю. Касьяновой – М.: АБАК, 2009
36. Годовой отчет длябюджетных организации – 2008 // Под ред. Ю.А. Васильева. – М.: Изд-воКонсалтинговая группа „АЮДАР“, 2008
37. Кудряшов С.А.Выездная проверка как средство налогового контроля // Бюджетные учреждения:ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2008. — № 10
38. Лукошкин С.В.Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. – 2009. — № 2
39. Овсянников Л.Н.Контроль внешний и внутренний: условия взаимодействия // Финансы. – 2008. — №11
40. Строков А.И.Порядок учета расчетов с персоналом бюджетных учреждений по оплате труда //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. — № 15
41. Информационно-правоваясистема „Консультант Плюс“


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные принципы оценки объектов недвижимости и основные факторы, влияющие на ее стоимость
Реферат Мале підприємництво
Реферат Карпатський біосферний заповідник
Реферат Экономика на предприятии
Реферат Анатомический анализ типичных положений и движений человека
Реферат Издания Академии Наук. Роль В.М. Ломоносова в русской журналистике
Реферат Лизинг его виды документальное оформление и учет
Реферат The Inaugural Speech Essay Research Paper PAID
Реферат Правила приема в военно-учебные заведения
Реферат Перестройка“ М.С.Горбачева – как попытка реализации Советской модели государственного управления
Реферат Расчет показателей статистики занятости и безработицы
Реферат Понятие и признаки несостоятельности
Реферат Правовая природа Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля
Реферат Инвестиционная деятельность предприятия
Реферат Аннотация дисциплины «Экономика предприятия»